Научная статья на тему 'Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития'

Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1987
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕВЕЛЖУРНАЛИСТИКИ / ТЕМАТИКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКИ / ЭКОНОМИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ / КОНЦЕПЦИИ ЖУРНАЛОВ О ТУРИЗМЕ / ЖУРНАЛЫ ПУТЕШЕСТВИЙ СССР / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕССА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ / TYPES OF TRAVEL PERIODICALS / FUNCTIONAL FEATURES OF TRAVEL JOURNALISM / THE TOURIST PRESS THEMES / ECONOMY OF TRAVEL MAGAZINES / CONCEPTS OF TRAVEL MAGAZINES / TRAVEL MAGAZINES OF THE USSR / THE TOURIST PRESS IN THE SOVIET UNION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростовская Юлия Викторовна

В статье представлен обзор печатных изданий о туризме и путешествиях в постреволюционной России и Союзе Советских Социалистических Республик. Определены основные этапы и особенности формирования этой группы прессы. Возникновение советских журналов с тематикой путешествий и их редакционная деятельность рассмотрены во взаимосвязи с развитием туризма в СССР. Установлено влияние туристических организаций на процесс становления прессы о путешествиях. Охарактеризовано действие политико-правовых, социально-экономических, культурных факторов на трансформацию системы журналов о туризме и путешествиях: появление новых типов и изменение существовавших ранее. Выявляется роль революционной идеологии, а также цензуры в работе советских изданий, освещении событий и мероприятий, связанных с зарубежным туризмом. Показано воздействие политической обстановки и бюрократической системы СССР, препятствовавших свободе слова и объективному отражению действительности в средствах массовой информации, на формирование видов туристической прессы и ее контент. Определены типологическая картина и многообразие концепций журналов путешествий, закономерности их прогресса. Очерчена общая ситуация на журнальном медиарынке страны. Анализируются показатели тиражей и частоты выпусков изданий для определения успешности журналов о туризме и путешествиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Tourist Press in the USSR: Establishment and Development Features

The review of the tourist press in post-revolutionary Russia and the Union of Soviet Socialist Republics is described in the article. The main stages and features of the establishment of this group of the press are defined. The emergence of the Soviet travel magazines and their editorial activity is considered in interrelation with the development of tourism in the USSR. The influence of the tourist organizations’ activity on the process of the tourist press establishment is revealed. The influence of political and legal, social and economic, and cultural factors on the transformation of the system of travel magazines, which led to a new type travel magazines appearing and the old ones changing, is characterized. The role of the revolutionary ideology, as well as censorship in the Soviet press covering events related to foreign tourism is revealed. The impact of the political situation and the bureaucratic USSR system interfering freedom of speech and objective reflection of reality in the mass media on formation of types of the tourist press and its content is shown. The typological picture and variety of concepts of travel magazines, regularities of their progress are defined. The general situation in the magazine media market of the country is outlined. Indicators of circulations and frequency of releases of editions for definition of success of travel magazines are analyzed.

Текст научной работы на тему «Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития»

Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ JOURNALISM HISTORY

УДК 070

DOI 10.17150/2308-6203.2018.7(1).24-41 Ростовская Юлия Викторовна

^искатель ученой степени кандидата филологических наук Кафедра периодической печати факультета журналистики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 125009, Российская федерация, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, e-mail: [email protected]

Yulia V. Rostovskaya

Applicant for a PhD in Philology degree Department of Periodical Press, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya Street, Moscow, 125009, Russian Federation, email: [email protected]

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕССА В СССР: ХАРАКТЕР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлен обзор печатных изданий о туризме и путешествиях в постреволюционной России и Союзе Советских Социалистических Республик. Определены основные этапы и особенности формирования этой группы прессы. Возникновение советских журналов с тематикой путешествий и их редакционная деятельность рассмотрены во взаимосвязи с развитием туризма в СССР. Установлено влияние туристических организаций на процесс становления прессы о путешествиях. Охарактеризовано действие политико-правовых, социально-экономических, культурных факторов на трансформацию системы журналов о туризме и путешествиях: появление новых типов и изменение существовавших ранее. Выявляется роль революционной идеологии, а также цензуры в работе советских изданий, освещении событий и мероприятий, связанных с зарубежным туризмом. Показано воздействие политической обстановки и бюрократической системы СССР, препятствовавших свободе слова и объективному отражению действительности в средствах массовой информации, на формирование видов туристической прессы и ее контент. Определены типологическая картина и многообразие концепций журналов путешествий, закономерности их прогресса. Очерчена общая ситуация на журнальном медиарынке страны. Анализируются показатели тиражей и частоты выпусков изданий для определения успешности журналов о туризме и путешествиях.

Ключевые слова. Типы туристических изданий, функциональные особенности тревелжурналистики, тематика туристической периодики, экономика туристических изданий, концепции журналов о туризме, журналы путешествий СССР, туристическая пресса в Советском Союзе.

Информация о статье. Дата поступления 20 февраля 2017 г.; дата принятия к печати 22 января 2018 г.; дата онлайн-размещения 05 февраля 2018 г.

THE TOURIST PRESS IN THE USSR: ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT FEATURES

Abstract. The review of the tourist press in post-revolutionary Russia and the Union of Soviet Socialist Republics is described in the article. The main stages and features of the establishment of this group of the press are defined. The emergence of the Soviet travel magazines and their editorial activity is considered in interrelation with the development of tourism in the USSR. The influence of the tourist organizations' activity on the process of the tourist press establishment is revealed. The influence of political and legal, social and economic, and cultural factors on the transformation of the system of travel magazines, which led to a new type travel magazines appearing and the old ones changing, is characterized. The role of the revolutionary ideology, as well as censorship in the Soviet press covering events related to foreign tourism is revealed. The impact of the political situation and the bureaucratic USSR system interfering freedom of speech and objective reflection of reality in the mass media on formation of types of the tourist press and its content is shown. The typological picture and variety of concepts of travel magazines, regularities of their progress are defined. The general situation in the magazine media market of the country is outlined. Indicators of circulations and frequency of releases of editions for definition of success of travel magazines are analyzed.

Keywords. Types of travel periodicals, functional features of travel journalism, the tourist press themes, economy of travel magazines, concepts of travel magazines, travel magazines of the USSR, the tourist press in the Soviet Union.

Article info. Received February 20, 2017; accepted January 22, 2018; available online February 05, 2018.

Развитие советской туристической периодики представляет большой интерес для научного исследования. В стране, превратившейся в поле для невиданного по масштабам революционного эксперимента, прессе предстояло пройти совершенно особый путь: найти формы и концепции изданий, которые соответствовали бы не только требованиям времени, но и идеям нового социального строя.

Идеологией были пронизаны все аспекты общественной жизни государства. Огромное значение придавалось развитию культуры, ведь именно на этом поле можно было широко применять разноо-

бразные методы идеологического воспитания, «выковывать» новый тип «советского» человека. Одна из ведущих ролей в этом процессе принадлежала СМИ. Но в сложившейся политической обстановке вся их деятельность была жестко цензуриро-вана. Не стали исключением издания о туризме и путешествиях.

Туризм в качестве отдельного направления деятельности стал привлекательным инструментом как для пропаганды революционных идеалов, так и для формирования здорового, физически сильного и обороноспособного поколения. Пришедшие к власти большевики чрезвычайно серьезно отнеслись к этому виду

воспитания. При этом идеологи провели резкую границу между «буржуазным» и «советским» туризмом. Как отмечал один из основоположников теории советского туризма В. П. Антонов-Саратовский, «Круглый год разного калибра европейские и американские буржуа в погоне за сменой «ярких» впечатлений, за экзотикой и авантюрой совершают в условиях богатейшего комфорта увеселительные путешествия по различным странам света. Это — так называемый туризм... Забава, попытка уйти от нудной скуки паразитической жизни — вот основной стержень этих буржуазных путешествий, этого буржуазного туризма». В то время как «советский туризм, составляя часть культурной работы, является глубоко политическим явлением — это новая форма классовой борьбы и в то же время — социалистического строительства» [1].

Под этим лозунгом советская власть буквально с первых месяцев существования начинает организовывать туристско-экскурсионную работу с населением, несмотря на сложные условия жизни — послевоенные разруху и голод. По инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского уже в начале 1918 г. создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда, где повышают квалификацию преподавателей, используя при этом и такой вид обучения как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к формированию организации, которая могла бы координировать этот процесс [2].

После событий 1917 г. многие объединения в стране были запрещены. Известное до революции Российское общество туристов (РОТ)

прекратило свою деятельность еще в 1916 г. в связи с Первой мировой войной. Продолжали работу Русское географическое общество и Русское горное общество, издававшее «Ежегодник Русского горного общества», но целью первого были преимущественно научные исследования, сбор и распространение географических сведений, а второе занималось практикой исключительно горных путешествий. В пролетарском же государстве нужно было созидать общедоступный туризм «для народных масс», а также новые СМИ для его популяризации.

Период с 1917 г. по 1926 г. характеризуется начальными мероприятиями по развитию туристического движения в советском государстве, а также возникновением иностранного (въездного) туризма. Особенностью этого этапа стало то, что туризм длительное время развивался стихийно и не имел организационного центра. Им занимались различные учреждения, у которых не существовало единого представления о целях и задачах туристической деятельности. Одни рассматривали туризм как учебные экскурсии, другие — как составной элемент физкультуры, третьи — как увеселительные прогулки во время отпуска, четвертые — как ознакомление с родным краем [3].

Поначалу туристское движение внутри страны опиралось на поездки для школьников и было преимущественно экскурсионным. Первая советская организация по туризму —Бюро школьных экскурсий Народного Комитета по просвещению (Наркомпроса) создана в 1918 г. Работой со взрослыми занимался подотдел внешкольного образования, позже преобразованный в Главный

политико-просветительный комитет Республики — Главполитпросвет. Массовые поездки организовывались и по профсоюзной линии. Это была дополнительная возможность вести просветительскую и пропагандистскую работу среди населения. Председатель Главполитпросве-та Н. К. Крупская высоко оценила возможности экскурсионного дела: «Экскурсии могут носить самый разнообразный характер: естественно-исторический, исторический, эстетический, археологический — могут иметь целью изучение экономики, общественной жизни и т. д. Насколько разнообразны эти явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений» [4].

Действительно, экскурсии проводились не только по музеям и усадьбам, но были и геологические — показывали выходы пород кембрийского, девонского периодов, и географические — по местам с разнообразным ландшафтом, и т. п. Первоначально поездки устраивались по Московской и Петроградской губерниям, ведь средств на подобные мероприятия едва хватало. В 1921-1924 гг. уже совершались выезды за пределы этих регионов, туристические группы начали приезжать в Москву и Петроград из других городов.

В то же время, в Советской России появляется другой вид туризма — спортивный. Он развивался как тип физической подготовки на базе производственных и общественных организаций, подразумевал походы, игры и состязания на природе, и, по сути, являлся разновидностью физкультуры и спорта. Отличительная черта этого туризма заключалась

в том, что зачастую он становился ступенью начальной военной подготовки. Практиковался туризм и в вооруженных силах. Например, выпускались брошюры «Туризм в Красной армии» [5].

В 1921 г. в стране создаются научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами изучения и организации туризма. В Москве это Центральный музейно-экскурсионный институт и Институт методов внешкольной работы, где создается экскурсионный отдел. А в Петрограде — Научно-исследовательский экскурсионный институт. В мае 1922 г. он начал выпуск «Экскурсионного вестника» — рупора этого учреждения. В первом номере раскрывались природа и задачи, стоявшие перед Институтом: «Коренною проблемою, определяющею смысл и назначение Института как учено-исследовательского учреждения, является всестороннее изучение экскур-соведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и практической, в желанной глубине и полноте, в видах созидания цельной образовательной системы» [3].

Полная централизация экскурсионного дела среди взрослых была достигнута к 1921 г. «Экскурсионный вестник» писал: «Объектом своих изысканий и ареною своей деятельности Экскурсионный институт в будущем и в идеале ставит всю Россию». Начинают проводиться конференции по экскурсионному делу, с самого начала они — всесоюзные, так как вырабатывались общие для всей страны принципы организации поездок, которые должны были нести не только познавательную, но и

идеологическую нагрузку. Согласно декрету В. И. Ленина от 1918 г. о монументальной пропаганде в туристической сфере широко использовалась историко-революционная тематика.

В 1926 г. создается Объединенное экскурсионное бюро при Нар-компросе РСФСР, куда вошли Бюро дальних экскурсий Института методов внешкольной работы, Экскурсионное бюро при Главполитпросвете и Экскурсионное бюро при музейном отделе Главнауки [3].

Особый вклад в развитие внутреннего туризма внесла бурная краеведческая работа. Отдельным ее направлением стала разведка полезных ископаемых, что было чрезвычайно важно для прогресса промышленности и сельского хозяйства, а потому на этот фронт было брошено много сил. Поиск месторождений открывал новые маршруты и неизведанные уголки природы. С популяризацией краеведения значительно расширились спектр направлений и тематика экскурсий. Создается Центральное бюро Краеведения (ЦБК) во главе с академиком С. Ф. Ольденбургом. Оно должно было заниматься развитием туризма и экскурсионной деятельности. Тема туризма и экскурсий неоднократно поднималась на съездах и конференциях по краеведению. Начинают выходить журналы «Краеведение» (1923-1929 гг.) и «Известия ЦБК» (1925-1929 гг.). В «Известиях ЦБК» краеведческим организациям рекомендовалось учитывать большой интерес молодежи к экскурсиям и туризму, подчеркивалась органическая связь краеведения и туризма, экскурсионных путешествий и туристских походов.

Как можно заметить, понятия экскурсии и туризм разделены. «Экскурсионные путешествия» представлены как симбиоз экскурсии и путешествия, то есть это и познавательная краткосрочная поездка за впечатлениями и путешествие, но не в старой трактовке — длительный процесс с целью исследования больших территорий, а в новом формате — выезд куда-либо, даже не очень продолжительный по времени, с целью осмотра достопримечательностей. Туризм — это «туристские походы», то есть преимущественно пешие перемещения по маршрутам, разновидность спорта и отдыха. Трансформация понятия «путешествие» привела к смысловому сближению дефиниций «путешествие» и «туризм», которыми стали обозначать любые выезды. Но, в то же время, существовало четкое разделение этих направлений: под туризмом подразумевались походы или спортивные мероприятия, например, поездки на велосипедах, под путешествиями — экскурсии.

На волне популяризации туристического движения в стране появляются журналы, посвященные этой тематике. С 1928 г. по 1932 г. в СССР издавалось 23 журнала по физкультуре, спорту и туризму: 18 изданий выходили в РСФСР, и 5 — в ЗФСР [6]. Это всего 1,1 % по отношению к общему количеству журналов, выпускавшихся на тот момент в стране (от 2 045 наименований журналов и бюллетеней в 1928 г. [7] до 2 112 в 1932 г.) [8]. Большинство туристических изданий сосредоточились на «практике» туризма и экскурсионного дела. Публиковались материалы о внутреннем туризме, поскольку другой для рядовых граждан был не-

доступен. Но многие читатели интересовались и жизнью других стран, научными исследованиями: географическими, этнографическими и т. п. Возникла потребность в прессе о путешествиях в широком смысле этого слова.

Лучшие литературные традиции дореволюционного журнала «Вокруг Света» решает возродить его первый главный редактор Владимир Алексеевич Попов-Штарк, работавший еще в издательстве И. Д. Сытина. По инициативе В. А. Попова в марте 1925 г. был зарегистрирован советский журнал путешествий, приключений и научной фантастики «Всемирный следопыт». Он издавался с 1925 г. по 1931 г. крупнейшим московским негосударственным (кооперативным) издательством «Земля и фабрика». Туда В. А. Попов пришел после перерыва в редакторской деятельности, вызванного революцией.

«Всемирный следопыт» обещал представить подписчикам 12 номеров богато иллюстрированного журнала «в многокрасочных обложках американского стиля». На его страницах публиковались приключенческие и научно-фантастические произведения, а также очерки о путешествиях. В журнале печатали таких авторов как А. Конан-Дойль, Н. Шпанов, М. Зуев-Ордынец, В. Ян, В. Ветов, А. Линевский, А. Платонов и других. Во «Всемирном следопыте» впервые были опубликованы многие произведения Александра Беляева: «Последний человек из Атлантиды» (1925 г.), «Остров погибших кораблей» (1926 г.), «Хойти-Той-ти» (1930 г.) и некоторые рассказы, а также роман «Человек-амфибия».

Первый номер журнала вышел в 1925 г. тиражом 15 000 экз., а в

1929 г. его тираж насчитывал уже 100 000 экз. С 1926 г. начат выпуск книжной серии «Библиотека «Всемирного Следопыта» с произведениями русских и иностранных авторов, а также приложений — 12 номеров «Вокруг света» и «Туриста» [9]. С 1927 г. журнал «Вокруг света» восстановлен В. А. Поповым в качестве приложения к журналу «Всемирный следопыт».

Возникает закономерный вопрос — почему В. А. Попов, вместо того, чтобы возродить «Вокруг Света» как отдельный журнал, решил издавать его в качестве приложения? Возможно потому, что у бренда «Вокруг Света» была еще одна сюжетная линия. С 1927 г. редакция «Красной газеты» в Ленинграде выпускала свою версию журнала «Вокруг Света», по верстке больше напоминавшую дореволюционный образец. Преемником именно этого издания считается современный «Вокруг Света». Однако содержание журнала конца 20-х гг. являло собой поразительный перекос в сторону революционной агитации и «оголтелой» пропаганды: на его страницах публиковались речи Ленина, пропагандистские статьи, тематикой становились красный спорт-интернационал или музей революции, печатались агитплакаты. Разумеется, все наполнение было цензурировано, при этом отличалось низким качеством иллюстраций, и еще хуже — текстов. Несмотря на подзаголовок «Журнал сюжетной литературы, революционной романтики, научной фантастики, приключений, путешествий, открытий», большая часть контента посвящалась идеологии «революционной романтики», а не другим заявленным критериям. Например, за год

журнал напечатал всего одну фантастическую повесть А. Беляева. А ведь именно публикация фантастики была одной из лучших традиций старого «Вокруг Света».

Тематика же журналов В. А. Попова — «Вокруг света» и «Всемирный следопыт» — была либо географической, либо приключенческой, но слабо отражала актуальные вопросы туризма. В 1928 г. этот недочет был исправлен, и они выделены в отдельное приложение к «Всемирному следопыту», которое получило название «Всемирный турист». Тираж «Всемирного туриста» в 1928 г. составлял 120 000 экз. в месяц. Журнал издавался 4 года [12].

С ростом интереса к туризму все острее чувствовалась необходимость возникновения в стране организации, объединяющей всех его любителей. С начала 1920-х гг. возобновило деятельность дореволюционное Российское общество туризма. Но оно объединило всего около 500 человек, и лишь один из них был представителем рабочего класса. Существовало РОТ в виде небольшого замкнутого клуба, стоящего в стороне от новой жизни страны. К массовому туризму руководители Российского общества туристов никакого интереса не проявляли [3].

В январе 1927 г. ЦК ВЛКСМ выдвигает идею о создании массового туристского добровольного общества. Однако, убедившись в нереальности быстрого создания новой общественной структуры «с нуля», было решено использовать Российское общество туристов — завоевать его изнутри. Осуществило операцию Бюро туризма при Московском комитете ВЛКСМ. В Российское общество туристов вступило около

1500 молодых активистов, которые затем потребовали созыва очередной конференции. На московской конференции туристов, состоявшейся в январе 1929 г., они высказали предложение о переименовании Российского общества туристов в Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ) [1]. В его Уставе отмечались главные цели — распространение среди трудящихся идей организованного туризма, повышение культурного уровня, обеспечение культурного использования трудового отдыха. Оно должно было «способствовать живому общению между народами СССР, воспитывать художественные навыки и любовь к природе,закалять здоровье и характер», а кроме того, необходимым являлось «содействие обороне СССР путем военизации туризма» [2]. Для популяризации ОПТ в разных регионах использовались краевые газеты, радио. Обществом впервые в стране была выпущена туристская однодневная газета «Турист-дальневосточник», издан первый «Спутник туриста» с маршрутами по Дальневосточному краю [10].

Самое деятельное участие в организации туристического движения, будучи органом ЦК ВЛКСМ, приняла газета «Комсомольская правда». В декабре 1926 г. совместно с Московским Комитетом комсомола была организована первая масштабная массовая экскурсия, в которой приняло участие 300 человек. Это было рекламно-пропагандистское мероприятие в рамках плана ГОЭЛРО с целью ознакомления молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции [2].

В 1927 г. при редакции газеты была создана комиссия по туризму.

При комсомольских комитетах возникли бюро по туризму, при ячейках — секции. На страницах «Комсомолки», а потом почти во всех местных комсомольских газетах широко публиковались статьи о туризме Я. Ильина, Л. Бархаша, Г. Бергмана и других энтузиастов, давались советы по технике путешествий, рекомендовались примерные маршруты, печатались сообщения о первых начинаниях. «Куда вы отправитесь в ближайшее воскресенье?» — обращалась газета к читателям. «Не пропускайте праздничные дни для местного туризма. Готовьтесь к летним отпускам».

В «Комсомольскую правду» стали поступать отклики читателей. Спрашивали, как составлять группы, разрабатывать маршруты, изготавливать лодки и снаряжение, просили дать конкретные советы. Пришлось на общественных началах сформировать специальную группу для ответов. В газете открыли рубрику «Почтовый ящик туриста». Очень полезными оказались изданные ЦК ВЛКСМ листовки по технике разных видов путешествий, особенно местного туризма [3].

В 1929 г. Цк ВЛКСМ начинает выпуск журнала «На суше и на море». Через год он становится также органом Общества пролетарского туризма (ОПТ). Этот «всесоюзный туристский журнал» был рассчитан на массового читателя, расширив тематику за счет туризма и экскурсий. В 1929 г. в августе вышел в свет первый номер официального органа общества — «Бюллетеня ЦС ОПТ».

На «туристической волне» во всех газетах, включая местную прессу, появляется «уголок», где освещаются вопросы туризма. На многих

предприятиях становятся популярны стенные газеты, где пропаганде туризма отводилось специальное место. Для более эффективной работы по агитации предлагалось создавать следующие типы материалов:

- увязывающие туризм с текущими задачами партии и государства;

- разоблачающие негативные, дискредитирующие отечественный туризм явления;

- посвященные проблемам туризма (программные вопросы, методология, плановость);

- статьи по научным отраслям, связанным с туризмом (этнографии, географии, геологии и т. д.);

- описания маршрутов и путешествий, в том числе, научных экспедиций;

- по вопросам снаряжения;

- литературно-художественные произведения туристского характера;

- статьи и заметки о заграничном туризме;

- хроника туристского движения в СССР;

- туристский юмор;

- справочные сведения [2].

Для поддержки туристической печати не ограничиваются лозунгами «Турист, поддерживай свою печать» и «Нет туриста без туристского журнала», но проводится массовая принудительная подписка на туристскую литературу. Иные требования предъявляются и к путеводителям, которые должны быть рассчитаны не на «буржуазную интеллигенцию», а на «широкие трудовые массы» и излагать факты «в популярной, а не вульгаризированной форме» [2].

В это же время создаются акционерные общества, связанные с туризмом: в 1928 г. возникает акци-

онерное общество «Советский турист», предложившее трудящимся организованный отдых по платным путевкам в санаториях и на турбазах. А в 1929 г. наркоматом по внешней торговле создано ВАО «Интурист» — Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям.

В 1930 г. на базе Общества пролетарского туризма (ОПТ) РСФСР и общества «Советский турист» формируется Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий — ОПТЭ. Оно сосредотачивает выпуск прессы о туризме в своих руках: теперь именно ОПТЭ издает журналы «На суше и на море», «Всемирный турист», а также начинает выпускать другие туристические журналы: «Турист-активист», «Турист Закавказья», методическую и краеведческую литературу [11].

«На суше и на море» в 1930 г. издается тиражом 65 000 экз. Выходит 24 номера в год. Ответственным редактором журнала назначен Н. В. Крыленко — председатель ОПТЭ, нарком юстиции. Основным жанром в журнале был очерк, публиковались путевые заметки авторитетных туристов и альпинистов, видных ученых, краеведов, геологов. В номерах можно найти рассказы и путевые очерки Михаила Пришвина, Эль-Регистана, Макса Зингера. Литературным отделом в журнале руководил писатель Сергей Болдырев [12].

В апреле 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано. Его руководитель был осужден и расстрелян после публикации статьи А. А. Жданова в 1938 г., обвинявшего Крыленко в пренебрежении государственными обязанностями и чрезмерном увлечении гор-

ными восхождениями «На суше и на море» становится органом Всесоюзного Комитета по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР, и у него появляется подзаголовок «Журнал туристов СССР» (1940 г. — «Журнал туристов и альпинистов СССР»). Именно он считается родоначальником современного журнала «Турист». С 1938 г. ответственный редактор — Борис Котельников. Последний номер «На суше и на море» вышел в июне 1941 г.

С конца 20-х гг. со стороны органов государственной власти все более усиливался контроль за жизнью общества. Особо стало ощущаться идеологическое давление на прессу. После ликвидации негосударственных издательств, в 1932 г. закрываются «Всемирный следопыт» с литературным приложением «Всемирный турист». Уцелел только «Вокруг света» (1932 г.). Высказывалось мнение, что закрытие произошло не без участия Максима Горького, который считал, что юным пролетариям приключенческая литература вредна [13].

По воспоминаниям современников о «Всемирном следопыте»: «Если сравнить номера «Следопыта» до 1929 года и последующих — это небо и земля, и не только из-за плохой бумаги, но и по содержанию. Исчезли приключенческие рассказы иностранных авторов и наших, таких, как Александр Беляев, зато выпятились вперед материалы о гражданской войне, подчас вовсе бездарные. Попов или сам ушел из журнала — своего детища, или его ушли — не знаю» [13].

Курс на искоренение фантастики в прессе заметен и по ленинградскому журналу «Вокруг Света»: в 1931 г.

в № 1-36 зарубежной фантастики нет вообще. Неудивительно, ведь в 1931 г. он становится официальным органом ЦК ВЛКСМ. В 1932 г. издательство ЦК ВКП (б) «Правда» переименовало его в «Единственный в СССР журнал революционной романтики, краеведения, экспедиций, путешествий, научных открытий». Как видно из подзаголовка, фантастика из этого ряда была исключена, в отличие от революционной романтики. До 1938 г. (№ 5) журнал «Вокруг Света» издавался в Ленинграде, с № 6 1938 г. выпускался в Москве издательством «Молодая Гвардия».

В 1935 г. В. А. Попов, переехав из Москвы в Свердловск, предпринял попытку создать вместо «Всемирного следопыта» другой журнал подобной направленности. Он начал выпускать «Уральский следопыт» — иллюстрированный ежемесячник занимательной истории, географии и краеведения, ставший впоследствии органом правления Свердловского союза писателей. Тремя «китами», на которых всегда держался журнал, были краеведение, история родного края и научная фантастика. Издание также было закрыто на 9 выпуске, как отметили в редакции, «по обстоятельствам, от журнала не зависящим».

Резюмируя вышесказанное, очевидно, что пресса о путешествиях и туризме в стране претерпела значительные изменения: ей невозможно было уйти от цензуры, идеологизации содержания, остаться в стороне от политических процессов. Ее деятельность, как и работа туристических организаций, была зависима от решений правительства страны. Все это отразилось на качестве публикаций, снизив его в ряде изданий

для массового читателя. Порой тема туризма и вовсе уходила на второй план, оставляя больше пространства на страницах для материалов

0 революционной борьбе и объектах коммунистического культа.

Тем не менее, развитию печати в Советском Союзе придавалось колоссальное значение: всего накануне 1941 г. издавалось свыше

1 820 журналов, альманахов и бюллетеней, а также других периодических изданий журнального типа. Общий тираж их превысил 254 млн. экз. В РСФСР в 1940 г. выходило 488 журнальных изданий тиражом 174 742 тыс. экз. В период Великой Отечественной войны выпуск большей части прессы был прекращен.

После 1945 г. в СССР происходит постепенное восстановление количества журнальных изданий и тиражей. Так, в Российской Федерации в 1950 г. выпускалось 295 наименований таких изданий общим тиражом 123 210 тыс. экз., в 1960 г. — 600 (501 980 тыс. экз.), в 1970 г. — уже 788 (1 683 854 тыс. экз.) [14]. Послевоенные годы характеризуются организационно-структурной перестройкой туризма, восстановлением его материально-технической базы, расширением географии поездок. Происходит оживление международного туристского обмена, широко распространяется массовый внутренний туризм. С 1952 г. появляются клубы туристов. В 50-60-е гг. турклубы открылись в 144 городах. При Цк ВЛКСМ в 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник».

Вскоре туристское движение в СССР приобретает небывалый размах: в 1962 г. сформирован Центральный Совет Туризма, в 1969 г. —

это ЦСТЭ ВЦСПС (Центральный Совет по туризму и экскурсиям), обслуживающий 26 млн. туристов и 136 млн. экскурсантов в год. Эти факторы обусловили появление прессы, отвечающей на запросы своего времени.

В 1946 г. в очередной раз возобновляет издание «Вокруг света», не выходивший с 1942 по 1945 гг. Его выпускает издательство «Молодая Гвардия» в качестве географического научно-популярного журнала. И хотя он оставался одним из ведущих познавательных журналов Советского Союза, его тематическая направленность, характер и стиль изложения многих материалов носили следы идеологической обработки.

В 1961 г. он имеет подзаголовок «Ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК ВЛКСМ». С этого же года в Москве начинает выходить приложение к журналу — двухмесячник «Искатель», содержание которого составляют фантастика и приключения. Тираж его с 1961 по 1965 гг. возрос от 100 000 до 300 000 экз. Также на страницах «Вокруг Света» в 1964 г. (№№ 3,5,7,9,11) печаталась туристская газета «Маршрут» с самостоятельной нумерацией.

С 1962 г. наблюдалось постоянное и стремительное наращивание тиражей «Вокруг Света», обретшего огромную популярность в силу как качества и разнообразия публикаций, так и практически информационной монополии на освещение путешествий за рубежом. В 1965-1966 гг. тираж журнала совершил феноменальный скачок: если в 1964 г. он составлял 300 000 экз., то к 1965 г. — увеличился вдвое, а в 1966 г. было выпущено уже 1 500 000 экз. Но и

это был не предел: 1967 г. принес журналу прирост на 1 000 000 —

1 300 000 экз. К 1970 г. тираж увеличился более чем в 16 раз по сравнению с 1961-1962 гг.: от 180 000 до

2 900 000 экз. [15].

В 1973 г. «Вокруг света», начиная с № 6, становится «Научно-художественным ежемесячным журналом путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Как явствует из подзаголовка, универсальное содержание «Вокруг Света» на долгие годы сделало его не просто журналом о путешествиях с чертами литературного альманаха, но и позволило сформировать концепцию научно-популярного издания о путешествиях и приключениях, которая впоследствии будет продолжена другими журналами.

«Вокруг Света» стал первым типом русского журнала о путешествиях, создав модель массового журнала именно путешествий и исследований, а не практического туризма. Основные ее особенности — оптимальное сочетание научно-познавательного и литературно-художественного аспектов. Наряду с обилием научной информации, изложенной в популяризированной форме, «Вокруг Света» из номера в номер публиковал фантастические рассказы. В этом заметно продолжение традиций дореволюционного журнала, где печатались фантастические и приключенческие литературные произведения. Кроме того, типична подборка материалов «путевые заметки», отчеты об экспедициях, также занимала много места развлекательная и познавательная информация из-за рубежа.

Интересно, что в 70-80-е гг. «Вокруг Света» заимствовал некоторые

тексты и фотоснимки из журнала National Geographic и других зарубежных изданий. Статьи публиковались, как правило, в пересказе, и с пометкой «по материалам зарубежной печати». Это связано с нехваткой собственных источников информации за границей. Особенно активно использовались фотографии, которые в таких изданиях как National Geographic всегда были особенно эффектными и привлекательными. А иностранные журналы, и то лишь некоторые, можно было найти только в библиотеке. Например, National Geographic поступал в ряд библиотек СССР, но получить его было очень сложно из-за высокого спроса, его буквально зачитывали «до дыр». К тому же, статьи, имевшие отношение к Советскому Союзу, нередко вырезались сотрудниками библиотек. Цензура действовала и здесь.

В 1958 г. второе рождение переживает журнал «Уральский следопыт». Он издается в качестве ежемесячного журнала для детей и юношества и вскоре получает широкую известность. Его главным редактором с 1958 г. по 1961 г. стал Вадим Кузьмич Очеретин, писатель, ветеран Великой Отечественной войны. В первом номере был опубликован научно-фантастический рассказ «Слепой полёт» Александра Беляева, сотрудничавшего с журналом ещё в 1935 г.

В дальнейшем журнал стал законодателем моды в области научной фантастики. Почти все без исключения ведущие писатели-фантасты были авторами «Уральского следопыта». На его страницах печатали свои произведения писатели и художники: Виталий Волович, Владислав Крапи-

вин, Виктор Астафьев, Марк Гроссман, Юрий Курочкин, Сергей Лукья-ненко, Виталий Каплан, Алексей Иванов, Владимир Шустов, Клавдия Рождественская, Спартак Киприн, Герман Дробиз, Николай Куштум, Николай Моос, Николай Никонов, Борис Рябинин, Борис Путилов, поэты Лев Сорокин, Михаил Найдич, Венедикт Станцев, Олег Поскребышев. На пике популярности, в середине 80-х гг., тираж «Уральского следопыта» достигал 500 000 экз. и расходился по всем республикам СССР. Конкурсы, премии и призы журнала, ежегодные праздники «Аэлита» были известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

«Уральский следопыт» издается и в наши дни. Это популярный ежемесячный литературно-публицистический, просветительский журнал о туризме и краеведении, член Свердловского отделения Русского географического общества. Помимо туристической информации, в издании публикуются также научно-фантастические и приключенческие произведения.

Второй концептуальный тип журнала о туризме — ежемесячный массовый иллюстрированный журнал ВЦСПС «Турист», стал выпускаться в Москве с января 1966 г. Он продолжил традиции «На суше и на море», а также «Журнала туристов и альпинистов СССР». В нем освещались вопросы массового туризма и экскурсионного дела: давались описания маршрутов, самодельного походного снаряжения, консультации по видам путешествий, публиковались материалы об охране природы, по проблемам обслуживания на плановых маршрутах, экономике туризма. Специальный раздел был посвя-

щен информации о туризме в других социалистических странах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличие от первого типа туристического журнала состояло в том, что на страницах стало появляться гораздо больше полезной информации, в основном, о туризме внутри страны, советы туристу. Следовательно, стало больше утилитарных текстов, что свидетельствовало о практической направленности — в противовес «Вокруг света», где были более часты обращения к истории, культуре разных народов с целью создания общего представления о мире. Словом, если для читателя «Вокруг света» был своего рода «окном в мир», то «Турист» являлся пособием по туризму и путеводителем по СССР. Журналу «Турист» принадлежала большая заслуга в становлении и развитии туристско-экскурси-онного дела в стране, в освещении и обобщении передового опыта в туризме.

На первых порах редакцию возглавил опытный журналист В. К. Хо-муськов. В редколлегию вошли председатель Центрального совета по туризму и экскурсиям А. Х. Абуков, его заместитель П. С. Пасечный, журналисты В. М. Песков и Е. Д. Симонов, писатель В. А. Солоухин, в штате работала Ю. М. Кирилова.

От номера к номеру журнал старался охватить всю гамму туристских проблем — и «плановые» (коммерческие) походы и экскурсии, и работу «туристических» организаций и баз, и краеведение, и спортивные путешествия. Появлялись новые рубрики, расширялся авторский актив. Для «самодеятельников» любимыми стали рубрики «Сто путей — сто дорог», «Туристы — Туристу», «Тропинка», «Техническое творчество

туриста» и др. Страницы и обложки журнала украшали качественные фотографии. С 1973 г. журнал возглавил мастер спорта по туризму Б. В. Москвин [12].

Сначала журнал выходил тиражом 100 000 экз., но уже в 1966 г. тираж составил 200 000 экз., а к 1975 г. достиг 213 970 экз. Почти все годы «советского периода» он удерживался около отметки 200 000 экз. или чуть больше. Судя по тому, что тиражи не подвергались резким колебаниям, «Турист» прочно занял нишу изданий об актуальных вопросах туристической деятельности и обрел устойчивую аудиторию.

Опыт и практика советского туризма нашли отражения в таких регулярных изданиях как «Бюллетень туристской информации» Государственного Комитета по туризму СССР, «Информационный бюллетень Комитета молодежных организаций СССР» КМО СССР, а также в непериодическом издании «Информационный бюллетень Бюро международного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ» БМТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. ЦСТЭ ВЦСПС регулярно выпускало проспекты «Туристские маршруты».

Прототипами специализированных журналов путешествий, посвященных охоте, рыбной ловле и т. д., стали альманахи. Издательство «Физкультура и спорт» с 1958 г. по 1962 г. выпускало альманахи «Туристские тропы» (тираж 20 000 — 200 000 экз.), с 1950 г. — «Охотничьи просторы», с 1961 г. — «Приключения в горах». С 1948 г. выходил «Рыболов-спортсмен» (тираж с 1961 по 1965 гг. колебался от 75 000 до 155 000 экз.) [16]. Издавались журналы, посвященные охоте — «Охота и охотничье хозяйство» и другие, гео-

графической тематике, этнографии и т. п., но они были узконаправленными и рассчитанными на специалистов. В целях информирования большего количества населения издательства «Физкультура и спорт» и «Профиздат» ежегодно выпускали серии книг и брошюр по вопросам туризма.

Для работников сферы туризма Главное управление по иностранному туризму (коммерческий отдел, отдел конъюнктуры) издавал специальные «Туристские обзоры», которые, не являясь периодическими, выходили по мере надобности, заняв ту нишу, которая сейчас принадлежит журналам для профессионалов туризма. Содержание «Туристских обзоров» состояло из материалов, освещающих проблемы конъюнктуры рынка (новая экономическая политика, соглашения, тарифы, реорганизации, тенденции развития) и материалов об изменении в структуре и коммерческих условиях компаний-партнеров.

С целью информирования зарубежных туристов в 1966 г. появился двухмесячный иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» на русском, английском, французском и немецком языках — издание Главного управления по туризму при Совете Министров СССР. По 1969 г. издавался как бюллетень. В 1970 г. он стал называться «Путешествие в Советский Союз» и выходил ежеквартально. В 1970 г. было выпущено 5 номеров. Основная особенность журнала состоит в том, что он был рассчитан на зарубежного читателя, и его материалы несли особую смысловую нагрузку, рассказывая о достижениях Советского Союза. Кроме того, для информирования представите-

лей других государств Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издавал газету «Московские новости» на английском, французском, испанском, арабском языках.

Туристический потенциал СССР раскрывал и ежемесячный иллюстрированный общественно-политический журнал «Советский Союз», издававшийся в Москве в 1930— 1991 гг. на русском, английском, немецком, французском, испанском, китайском, корейском, японском, арабском, сербско-хорватском, урду, хинди, финском, румынском, венгерском, монгольском, бенгальском, вьетнамском, итальянском языках. Он распространялся в СССР и за рубежом. Журнал публиковал статьи о событиях внутренней жизни страны и ее внешней политике, носившие ярко-выраженный пропагандистский характер, показывавшие среди прочего преимущества жизни в союзном государстве [17]. Среди материалов встречались географические репортажи со всей территории СССР. Издание отличалось качественной печатью, «широтой целевой аудитории и сильным художественным характером его фотографий, благодаря команде десяти талантливых и мобильных фотографов разных поколений, начиная с военных фотокорреспондентов как Макс Альперт и Анатолий Гаранин» [18].

Несмотря на наличие изданий, созданных специально для более глубокого ознакомления иностранных туристов с жизнью в СССР, советские средства массовой информации с этой задачей явно не справлялись. Данные социологических исследований свидетельствуют, что источниками информации, исполь-

зуемыми интуристами для знакомства с СССР до поездки (в порядке убывания популярности) были беседы с уже побывавшими в СССР, путеводители, изданные в стране туриста, материалы об СССР по телевидению, радио и в прессе страны туриста, а также фильмы и литература об СССР. Среднее значение в % к числу опрошенных — 13 % для социалистических стран и 25 % для капиталистических стран имели буклеты и реклама Интуриста в стране туриста, а также советские выставки — 9 % и 6 % соответственно. Наименьшую долю в притоке информации обеспечивали путеводители, изданные в СССР — 5 % и 7 %, а также советские средства массовой информации: телевидение — 5 % для туристов из соцстран, 2 % для туристов из капстран; радио — 3 % для туристов из соцстран, 2 % для туристов из капстран; пресса — 3 % для туристов из соцстран, 3 % для туристов из капстран [19].

То, что советские средства массовой информации не являлись источником информации для иностранцев связано как с определенной их недоступностью для этой конкретной группы потребителей,так и с тем, что СМИ в силу существующего политического режима не могли предоставлять достоверные сведения о происходящих в стране событиях. Известно, что на первый информационный план выдвигалась самореклама достижений СССР. Это не способствовало повышению статуса и доверия к СМИ Советского Союза и отразилось на востребованности их материалов, как за рубежом, так и в самой стране.

Цензурный контроль распространялся не только на СМИ, но и

на деятельность «Интуриста» и его подразделений. Все информационно-экскурсионные мероприятия носили пропагандистский характер. В особой инструкции для гидов-переводчиков рекомендовалось исключать контакты иностранных туристов с людьми на улицах, так как при анализе данных, полученных в результате социологического опроса, выяснилось, что процент его участников, «отметивших в качестве источника представлений о стране контакты с советскими людьми на улице, в гостиницах возрос». Согласно данным исследования, «лица, использующие преимущественно этот источник информации, как правило, наиболее склонны к негативным изменениям представлений о нашей стране» [19].

Тем не менее, существующее положение дел лишь увеличивало интерес к туристическим поездкам: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики «Из дальних странствий...», «Из дневника путешествия», «Путевые заметки», «Путешествия». В 1970-е гг. открываются новые рубрики «Мир глазами писателя» («Литературная газета»), «Странник ХХ века» («Комсомольская правда»), «С блокнотом по стране» («Правда»). Туристская общественная редакция возникла даже при газете «Советский спорт». К жанру путешествий часто обращались журналы «Новый мир», «Огонек», «Журналист», «Юность», газеты «Известия», «Неделя». Образцами публицистических «путешествий» считаются произведения таких известных авторов, обращавшихся к этой теме, как Н. Грибачев, Б. Стрельников, Н. Михайлов, Б. Полевой, В. Овчинников, В. Песков и многих других.

В период 1980-1990 гг. выпуск журналов в СССР стабилен и даже имеет прирост: в 1986 г. выпускается 1 553 наименования журнальной продукции тиражом 2 740 млн. экз., а в 1989 — 1 629 наименований тиражом 3072,5 млн. экз. [20]. В Российской Федерации количество журналов также увеличивается: в 1980 г. выходит 954 издания (2 025 725 тыс. экз.), в 1990 г. — 1 140 изданий (2 687 102 тыс. экз.) [21].

Несмотря на изобилие качественной журнальной прессы, количество журналов о путешествиях в Советском Союзе было крайне невелико. А интерес к этой теме был очень высоким, о чем свидетельствовали рекордные тиражи существовавших изданий и многочисленные рубрики о путешествиях в периодике. Отсутствие рыночных механизмов регулирования медиасферы, влияние централизованной власти партии и пра-

вительства обусловило ситуацию «дефицита» тревел-изданий при повышенном спросе на них. Существование идеологического режима не позволяло читателям увидеть картину мира без цензурных «купюр». Советские издания не освещали множества интересных фактов из жизни других стран, и тематика их была несколько однобока: основная доля материалов посвящалась событиям внутри СССР и лишь небольшая часть — событиям в странах социалистического лагеря. Этот пробел пытался восполнить журнал «Вокруг света», специализирующийся на тематике международных путешествий. Таким образом,установилась зависимость уровня развития туристической прессы от существовавшей в тот период политической обстановки, препятствовавшей свободе слова и объективному отражению действительности в СМИ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов-Саратовский В. П. Основные задачи советского туризма / В. П. Антонов-Саратовский. — М. : Изд-во РОТ, 1929. — 29 с.

2. Соколова М. В. История туризма : учеб. пособие / М. В. Соколова. — М. : Мастерство, 2002. — 352 с.

3. Усыскин Г. Очерки истории российского туризма / Г. Усыскин. — СПб. : Герда, 2000. — 224 с.

4. Крупская Н. К. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов / Н. К. Крупская // Педагогические сочинения. Т. 3 : Обучение и воспитание в школе / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова ; подгот. текста и примеч. Э. М. Цимхес. — М. : Изд-во АПН, 1959.

5. Туризм в Красной армии. Сборник статей и очерков / под ред. В. Л. Перлина. М. ; Л. : Физкультура и спорт, 1930. —184 с.

6. Печать в РСФСР. М., 1934.

7. Журналы СССР. — М. : Л., 1928.

8. Печать в СССР. — М., 1934.

9. Литературная энциклопедия : в 11 т. — М. : Земля и Фабрика, 1929-1939.

10. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г. П. Дол-женко. — Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1988. — 190 с.

11. Кудинов Б. Ф. Из истории развития туризма / Б. Ф. Кудинов. — М. : Профиздат, 1986. — 62 с.

12. Калашников О. Туристу 80 лет [Электронный ресурс] / О. Калашников // Турист. — Режим доступа: http://www.tourist-journal.ru/turistu-80let.php .

13. Голицын С. М. Записки уцелевшего / С. М. Голицын. — М. : Орбита, 1990. — 791 с.

14. Печать СССР за 50 ЛЕТ. — М. : Книга, 1967. — 197 с.

15. Летопись периодических и продолжающихся изданий 1971-1975 : в 2 ч. — М. : Книга, 1977.

16. Печать Советского Союза. Цифры и факты. — М. : Книга, 1966. — 10 с.

17. Советский Союз (журнал) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Советский_Союз_(журнал)

18. Шевалье Г. Формирование образа СССР на страницах журнала Советский Союз, к постановке проблемы [Электронный ресурс] / Г. Шевалье // Россия и мир глазами друг друга: проблемы взаимовосприятия. — Режим доступа: http://rosmir.iriran.ru/current. php?id=56

19. Анализ условий и факторов, влияющих на эффективность информационно-экскурсионной работы в иностранном туризме. М., 1982.

20. Печать СССР в 1968-1990 гг. М., 1991.

21. Печать Российской Федерации. М., 1991.

REFERENCES

1. Antonov-Saratovskij V. P. Osnovnye zadachi sovetskogo turizma [Main tasks of the Soviet tourism]. Moscow, ROT Publ., 1929. 29 p.

2. Sokolova M. V. Istoriya turizma: ucheb. posobie [History of tourism: course book]. Moscow, Masterstvo Publ., 2002. 352 p.

3. Usyskin G. Ocherki istorii rossiyskogo turizma [Essays on History of Russian tourism]. St. Petersburg, Gerda Publ., 2000. 224 p.

4. Krupskaya N. K. Excursion method for studying issues raised in draft programmes adopted at social education congress. In Goncharova N. K., Kairova I. A., Konstantinova N. A. (eds.) Pedagogicheskie sochineniya. Tom 3. Obuchenie i vospitanie v shkole [Pedagogical essays. Volume 3. School education]. Moscow, APN Publ., 1959.

5. Perlin V. L. (eds.) Turizm v Krasnoj armii. Sbornik statej i ocherkov [Tourism in the Red Army. Selection of articles / edited by V. L. Perlin]. Moscow, Leningrad, Sports Publ., 1930. 184 p.

6. Pechat' v RSFSR [The press in the Russian Soviet Federative Socialist Republic]. Moscow, 1934.

7. Zhurnaly SSSR [Magazines in the USSR]. Moscow, Leningrad, 1928.

8. Pechat' v SSSR [The press in the USSR]. Moscow, 1934.

9. Literaturnaya ehntsiklopediya : v 11 t. [Encyclopedia of Literature (11 volumes)]. Moscow, Land and Factory Publ., 1929—1939.

10. Dolzhenko G. P. Istoriya turizma v dorevolyutsionnoj Rossii i SSSR [History of tourism in pre-evolutionary Russia and the USSR]. Rostov-na-Donu. Growth. University press Publ., 1988. 190 p.

11. Kudinov B. F. Iz istorii razvitiya turizma [Excerpts on History of tourism development]. — Moscow, Profizdat Publ., 1986. 62 p

12. Kalashnikov O. Turistu 80 let [The tourist is 80 years old]. Available at: http://www. tourist-journal.ru/turistu-80let.php (In Russian).

13. Golitsyn S. M. Zapiski utselevshego [Notes of the survived]. Moscow, Orbit, 1990. 791 p.

14. Pechat' SSSR za 50 LET [The press in the USSR for the period of 50 years]. Moscow, Book Publ., 1967. 197 p.

15. Letopis' periodicheskih i prodolzhayushchihsya izdanij 1971-1975: v 2 ch. [Records of periodicals and serials of 1971-1975: 2 volumes]. Moscow, Book Publ., 1977.

16. Pechat' Sovetskogo Soyuza. Tsifry i fakty [The Soviet Union press. Figures and facts]. Moscow, Book Publ., 1966. 10 p.

17. Sovetskij Soyuz (zhurnal) [The Soviet Union magazine]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Советский_Союз_(журнал) (In Russian).

18. Sheval'e G. Formirovanie obraza SSSR na stranitsakh zhurnala Sovetskij Soyuz, k postanovke problemy [Building the image of the USSR in the Soviet Union magazine, on setting the problem]. Available at: http://rosmir.iriran.ru/current.php?id=56 (In Russian).

19. Analiz uslovij i faktorov, vliyayushhikh na ehffektivnost' informatsionno-ehkskursion-noj raboty v inostrannom turizme [Analysis of conditions and factors that the effectiveness of infor20ation and excursion provided in foreign tourism depends on]. Moscow, 1982.

20. Pechat' SSSR v 1968-1990 gg. [The USSR press of 1968-1990]. Moscow, 1991.

21. Pechat' Rossijskoj Federatsii [The Russian Federation press]. Moscow, 1991.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Ростовская Ю. В. Туристическая пресса в СССР: характер становления и развития / Ю. В. Ростовская // Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 1. — С. 24-41. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).24-41.

FOR CITATION

Rostovskaya Yu. V. The Tourist Press in the USSR: Establishment and Development Features. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2018, vol. 7, no. 1, pp. 24-41. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).24-41. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.