УДК 070:91(09) ББК 76.024.712
Ростовская Юлия Владимировна
аспирант, кафедра периодической печати, факультет журналистики Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: tourbus@list.ru
Rostovskaya Yuliya Vladimirovna
post-graduate student, Chair of Print Journalism,
Faculty of Journalism,
Lomonosov Moscow State University,
125009, Moskow, Mohovaya st., 9, e-mail: tourbus@list.ru
журналы путешествий. история развития специализированной ПЕРИОДИКИ в РОССИИ
Статья исследует журналы путешествий как элемент системы СМИ России, характеризует типологическую структуру, функциональные и жанрово-тематические особенности изданий. Изучаются этапы становления и развития системы журналов путешествий в нашей стране.
Ключевые слова: туристическая пресса, журналы путешествий, тип издания, типология, тип журнала, аудитория, путешествия, туризм.
travel magazines. history of specialized magazines in Russia
The article explores the travel magazines as a part of the Russian media, characterizes typological structure, functional and genre-themed special editions. We study the stages of formation and development of the travel magazines in the country.
Keywords: tourists press, travel magazines, the type of publication, typology, log type, audience, travel, tourism.
С XVIII в. во всем мире начинается активное развитие периодической печати и жанра путешествий не только в литературе, но и в журналистике. Существовавшие в тот период традиции литературного жанра «путевые заметки» способствуют развитию публицистики путешествий. Одним из первых, показывая типические стороны русской действительности, беллетристику с публицистикой сочетает Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Вскоре А.С. Пушкин создает «Путешествие из Москвы в Петербург».
Практически ни один из крупных пи-сателей-публицистов мира не остался равнодушен к этому жанру. Классики мировой литературы оказали огромное влияние на формирование стиля повествований о путешествиях, разработав принципы использования жанров, употребляемых при описании путешествий. [2]. До этого материалы прессы зачастую были представлены простой констатацией событий.
Родоначальником «туристической» прессы и основоположником «законов жанра» в России стал жур-
нал «Вокруг света». Он был основан в 1861 г. петербургским издателем М.О. Вольфом как «журнал землеведения, естественных наук, изобретений и наблюдений», и имел все характерные черты научно-популярного журнала. С 1891 г. по 1917 г. журнал издавался И.Д. Сытиным.
«Вокруг света» сыграл большую роль в знакомстве русского читателя с миром, что заметно по немалым для того времени тиражам: в 1897 г. — 12 000 экз., в 1908 — 48 000 экз. Содержание состояло из материалов по этнографии и географии, приключенческих повестей и рассказов о географических открытиях, а также качественных иллюстраций. После Октябрьской революции «Вокруг света» прекратил издание.
Постреволюционное развитие прессы в 1918—1919 гг. характеризуется периодом возникновения новых журналов разнообразной тематики. 1921 — 1935 гг. стали периодом их массового развития. Так, издавалось 23 журнала по физкультуре, спорту и туризму: 18 изданий выходили в РСФСР, и 5 — в ЗФСР. По отношению к общей массе журнальной периодики в СССР, журналы по физкультуре, спорту и туризму составляли всего 1,1 %.
Отличительной чертой того времени было восприятие туризма в качестве разновидности физкультуры и спорта. Это отразилось на содержании журналов, сосредоточившихся на спортивной тематике. Похожая ситуация сохраняется и в последующие годы.
В 1927 г. возобновляет издание основной и старейший журнал о путешествиях — «Вокруг света». В 1931 г. он становится органом ЦК ВЛКСМ.
Всего накануне 1941 г. издавалось свыше 1 820 журналов, альманахов и бюллетеней, а также других
периодических изданий журнального типа. Общий тираж их превысил 254 млн экз. В РСФСР в 1940 г. выходило 488 журнальных изданий тиражом 174 742 тыс. экз. На период Великой Отечественной войны выпуск большей части прессы был прекращен [3]. Не стал исключением и «Вокруг Света»: с 1942 по 1945 гг. журнал не выходил.
После войны в СССР происходит восстановление количества журнальных изданий и тиражей. Послевоенные годы характеризуются организационно-структурной перестройкой туризма, восстановлением его материально-технической базы, расширением географии туризма. Происходит оживление международного туристского обмена, повсеместное распространение внутреннего туризма. Это обусловило появление новой прессы, отвечающей требованиям времени.
В 1946 г. в очередной раз возобновляет свое издание «Вокруг света». С 1962 г. наблюдалось постоянное и стремительное наращивание его тиражей в силу как качества и разнообразия публикаций, так и практически информационной монополии на освещение путешествий за рубежом. «Вокруг Света» стал своеобразным «окном в мир», как известно, в те годы закрытый для граждан СССР «железным занавесом». На пике успеха в 1973 г. «Вокруг света» решает объединить разнообразные грани читательского интереса, и, начиная с № 6, становится «Научно-художественным ежемесячным журналом путешествий, приключений и фантастики ЦК ВЛКСМ». Универсальное содержание «Вокруг Света» позволило сформировать концепцию научно-популярного издания о путешествиях и приключениях, которая впоследствии будет продолжена другими журналами.
«Вокруг света» — первый тип российского журнала именно путешествий, а не туризма. Основные его особенности: хорошее сочетание научно-познавательного и литературно-художественного аспекта наряду с обилием научной информации, изложенной в популяризированной форме. Типична подборка материалов «путевые заметки», отчеты об экспедициях, развлекательная и познавательная информация из-за рубежа. «Вокруг света» публиковал фантастические рассказы, и в этом заметно продолжение традиций дореволюционного «Вокруг света», где печатались фантастические и приключенческие литературные произведения.
Второй тип журнала о туризме — ежемесячный массовый иллюстрированный журнал ВЦСПС «Турист» выходил в Москве с 1966 г. «Турист» прочно занял нишу в основном внутреннего туризма и обрел свою, вполне устойчивую аудиторию.
Другими прототипами специализированных журналов путешествий, особенно изданий, посвященных спортивному и любительскому туризму — охота, рыбная ловля и т.д., стали альманахи: «Туристские тропы» (издавался с 1958 г. по 1962 г., тираж 20 000—200 000 экз.), «Охотничьи просторы» (издавался с 1950 г.), «Приключения в горах» (издавался с 1961 г.), «Рыболов-спортсмен» (издавался с 1948 г.). Выходили журналы, посвященные охоте («Охота и охотничье хозяйство» и др.), географической тематике, этнографии и т.п.
Для работников сферы туризма Главное управление по иностранному туризму издавало специальные «Туристские обзоры», которые, выходили по мере надобности, заняв нишу, которая сейчас принадлежит журналам для профессионалов туризма.
Для зарубежных туристов с 1966 г. появился двухмесячный иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» на русском, английском, французском и немецком языках. В 1970 г. он стал называться «Путешествие в Советский Союз» и выходил ежеквартально. Он был рассчитан на зарубежного читателя, и его материалы несли особую идеологическую и смысловую нагрузку.
Несмотря на наличие изданий, созданных специально для более глубокого ознакомления иностранных туристов с жизнью в СССР, советские средства массовой информации с этой задачей явно не справлялись, о чем свидетельствуют социологических исследований [1]. Это связано как с определенной их недоступностью для этой конкретной группы потребителей, так и с тем, что СМИ в силу существующего политического режима не могли предоставлять достоверные сведения о происходящих в стране событиях.
Советские издания, в том числе, туристические, не освещали множества интересных фактов из жизни других стран. Основная доля материалов повествовала о событиях внутри СССР, и лишь небольшая часть — о событиях в странах соцлагеря.
Существующее положение дел лишь подогревало интерес к туристическим поездкам: в газетах и журналах того времени регулярно появлялись рубрики «Из дальних странствий...», «Из дневника путешествия», «Путевые заметки», «Путешествия». Очевидно, что тема путешествий, хотя и была представлена в прессе того времени фрагментарно, вызывала большой интерес аудитории.
В 1990-е гг. в системе СМИ России происходят значительные преобразования в связи с изменениями политического курса страны. Этап
становления новой российской журнальной периодики можно охарактеризовать как период с 1990 по
1993 гг. После принятия закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» появились совершенно новые для российской прессы издания, и существенно изменился облик традиционных журналов.
Произошли значительные изменения в рейтинге, в степени влияния на аудиторию тех или иных изданий. Резко сократились тиражи изданий, в том числе журнального типа [4]. Наибольший спад тиражей наблюдался в 1993—1994 гг. Причины этого — появление свободной конкуренции на рынке прессы, резкое повышение вследствие экономического кризиса цен на журнальную периодику и ее распространение, а также сокращение информационного пространства России. Падение разового тиража свидетельствовало и о сокращении читательской аудитории журналов, и об уменьшении доли журналов в общем объеме прессы. Вместе с тем разнообразие информации и возможности ее выбора значительно возросли. Хотя тиражи журналов падали, количество изданий с 1992 г. стабильно увеличивалось. Чтобы выжить в условиях рыночной конкуренции, каждому из изданий стало необходимо найти свою целевую аудиторию. Все это привело к рождению абсолютно новой и необычайно многочисленной группы туристической прессы, она стала необходима и производителям турпродукта, и посредникам, и потребителям.
Объективная потребность рынка и хорошая прибыльность этого вида бизнеса стимулировали возникновение множества типов журналов: журнала по материалам газет «Мир путешествий» 1991 г., посвященных отдельному виду туризма — «Туризм и рыбалка» 1991 г. и др. Пер-
вые издания отличались невысоким уровнем профессионализма, лишь нащупывая ту нишу, которую можно было занять впоследствии. Однако в непростых экономических условиях удавалось это далеко не всем: как правило, журналы появлялись и исчезали, просуществовав короткое время.
Постепенная стабилизация экономической обстановки после 1993 г. сказалась на уровне платежеспособности населения, деятельности туристических агентств, а также на СМИ, которым стало не просто интересно, но и выгодно размещать на своих страницах материалы о путешествиях и соответствующую рекламу. Доказательством этого стала очередная волна туристических изданий: «Весь Санкт-Петербург» 1993 г., «Вояж» 1994 г., «Спортивный туризм»
1994 г. Об активизации деятельности турфирм в период относительной экономической стабильности в
1995 г. свидетельствуют начавшие
издаваться в это время многочисленные каталоги и справочники. Однако этого было явно недостаточно, чтобы утолить информационные запросы аудитории, а главное, отсутствовала оперативная информация, необходимая для быстрого реагирования на изменения туристического рынка. Поэтому именно в это время возникают журналы для профессионалов турбизнеса — «Турбизнес» (1998 г.), и даже газеты, такие как еженедельная «Туринфо». Основная масса журналов появляется в 1995—1996 гг.: «Волшебное путешествие» (1995 г.), «Лазурный берег» (1995 г.), «Туризм: рекламно-ин-
формационный тематический журнал» (1996 г.) и др. Характерным моментом в процессе трансформации рынка СМИ является возникновение целого класса журналов, посвященных исключительно путешествиям
за границу, рассчитанных на «массового туриста» (журналы «Вояж», «Вояж и отдых» и др.).
Специализированная пресса активно развивается, и примерно с 1998 г. в сфере туристической прессы возникает жесткая конкуренция и необходимость концентрации и дифференциации по тематическому признаку. Происходит разделение туристических журналов на:
- научно-популярные и литературно-художественные («Вокруг света»);
- рекреационные («Вояж»);
- профессиональные («Турбиз-нес», «Туризм: практика, проблемы, перспективы»);
- спортивные («Спортивный туризм», «Горные лыжи/SKI»);
- любительские («Туризм и рыбалка»);
- рекламно-информационные («Туризм и отдых», «Где отдыхать?»).
Одним из ключевых моментов становится появление на российском медиарынке конкурентов всех отечественных изданий — крупных лицензионных изданий о путешествиях: National Geographic, GEO, и несколько позже — Discovery. В это же время на развитие группы журналов путешествий оказывает влияние разработка новых видов информации на базе мультимедиа. Первый мультимедийный журнал Travel market издан фирмой «Респект» (Москва) на CD-ROM. В 1997 г. был создан мультимедийный ежеквартальный журнал «Большое путешествие» для туроператоров и индивидуальных пользователей, содержавший не только текстовую, но и графическую и видео-информацию. Кроме того, в 1997 г. стали выходить периодические каталоги на CD-ROM. «Асса-компакт» в 1997 г. выпустила издание «Зеркало мира» об индустрии туризма в Москве.
Группе научно-популярных изданий наиболее свойственна тематика некоммерческого туризма. Познание планеты Земля во всех ее аспектах — основной фактор, объединивший научно-популярные журналы путешествий. Так, «Вокруг света» позиционировал себя как «Старейший российский журнал обо всем интересном, что происходит на нашей планете». По типу публикаций к журналам данной группы приблизились познавательные издания. Однако тема научных открытий и приключений со временем все более активно используется и в других видах журналов о путешествиях: рекреационных, спортивных. На рынке прессы появляются и другие издания с преобладанием познавательного аспекта. В этом ключе выдержан международный иллюстрированный журнал «Турист» об экскурсиях и приключениях.
Сочетание познавательного и практического аспектов — один из основных моментов, характеризующих концепции многих журналов путешествий в 2000-е гг. Тенденция к практицизму, наиболее свойственная журналам группы рекреационного, делового, спортивного, любительского туризма, становится заметна и в познавательных изданиях. И наоборот — материалы исторического, научного, приключенческого характера все чаще появляются в рекреационных, спортивных и других журналах путешествий. Нередко такое взаимопроникновение тем размывает границы принадлежности журналов к той или иной тематической группе, выводя их на путь универсализма содержания. Многие издания сложно дифференцировать в рамках той или иной группы, так как они могут сочетать разные черты. Например, журналы «Подводный клуб», «Октопус», «Не-
птун XXI Век» посвящены одному из наиболее популярных направлений спорта — дайвингу, и дайвинг-туризму. Эти журналы сочетают черты научно-популярных, спортивных и любительских изданий, посвященных туризму. Этот процесс иллюстрирует и такое явление как возникновение печатных аналогов известных телевизионных передач. Например, журнала для активных туристов «Путешествие натуралиста» (известна телепередача на НТВ), где в равной степени представлены и познавательные и практические материалы.
В группах любительского и спортивного туризма выходит много специализированных изданий-«сателлитов», публикующих материалы о «тематическом» туризме в рамках своей концепции. Так, материалы о путешествиях и всемирно известных гонках и ралли публикуют такие журналы как «Катера и яхты», «Капитан клуб» [5]. Отдельную группу составили журналы о рыбной ловле и охоте: «Охота», «Охотник за трофеями», «Охота и рыбалка-XXI век». Среди изданий спортивного туризма этого периода известны «Горные лыжи / Ski» — отдых и спорт в горах, экипировка, уроки, «Спортивный туризм». Экстремальный туризм представлен в журналах, специализирующихся на теме экстремального спорта. Первое подобное российское издание — «Вертикальный мир», (изд. с 1996 г.). Интерес к активному отдыху обусловил выход таких изданий как «Экспедиция» (изд. с 2003 г.). В журнале «Все для спорта и отдыха» рассказы об экспедициях и путешествиях публиковались наряду с экспертной оценкой товаров.
В то же время, заметно общее усиление практической направленности многих изданий, особенно среди новых игроков рынка. Этот факт
подтверждает возникновение целой группы «журналов-гидов», где все или почти все материалы носят практический характер, рассказывается о конкретных маршрутах, публикуются подробные и краткие путеводители, рекомендации специалистов «на каждый день».
Особую группу представляют бортовые журналы, так называемые «инфлайты», содержащие информацию, полезную в пути и на месте прибытия, являющиеся по сути тем же гидом. Показательно появление во многих журналах юридических советов.
Стирание четких граней принадлежности к той или иной типологической группе все больше наблюдается и в силу следования актуальным тенденциям на туристическом рынке. Растущая популярность активного времяпрепровождения в поездках (необычные экскурсии, модный экс-трим, «престижные» виды спорта: дайвинг, горные лыжи и пр.) привела к тому, что издания рекреационного туризма активнее включают в контент статьи об экспедициях, приключениях, и особенно — спортивных развлечениях. С другой стороны, поиск свободной ниши обусловил возникновение журналов «узкой специализации», например, посвященных путешествиям «за красотой и здоровьем» — косметологии, спа, медицинскому туризму.
Еще одной новинкой стало возникновение в России журналов о путешествиях для определенной возрастной группы. Наряду с выпусками для детей русскоязычных изданий зарубежных издательств, появились и российские. Пример: журнал «Пашка». В содержание включены советы бывалых туристов и маршруты походов.
Важное событие в группе журналов о путешествиях — поворот
к внутреннему туризму. В 2003 г. вышел номер первого российского журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России». Помимо основной рекламной функции, цели журнала — зафиксировать благоприятную ситуацию на этом рынке, представить локальный туризм отдельным, особым видом отдыха путем информационной и коммуникативной нагрузки: читатели не только узнают об особенностях национального отдыха из красочных репортажей и обзоров, но и могут поделиться впечатлениями в специальной рубрике или найти попутчика через строчные объявления. Популяризации въездного туризма способствуют издания на иностранных языках, такие как Moscow today&tomorrow (изд. в Москве с 2000 г.). Развитие отдельных видов внутреннего и выездного туризма, в свою очередь, обусловило появление относительно большого количества «узкоспециализированных» журналов. Как правило, они относятся к группам любительского и спортивного туризма.
В группе изданий для профессионалов туристического бизнеса состав основных игроков не меняется годами: «Туристический бизнес»,
«Вестник РАТА», «Туризм: Практика, проблемы, перспективы», «Горячая линия» ИС «Банко» [6]. Известны журналы для профессионалов гостиничного и ресторанного бизнеса «Гостиница и ресторан: бизнес и управление», «Отель» и др. В данной категории наблюдалось укрепление позиций на информационном рынке, тенденция к увеличению объемов информации, зачастую за счет выпуска тематических приложений. Отдельный подвид — туристические журналы-каталоги и журналы-справочники: рекламно-
информационные издания «Туризм
и отдых» (Москва), журнал-каталог «Турнавигатор» (СПб).
В 2000-е гг. на российском рынке прессы появляются и иностранные издания с целью популяризации всех видов туризма в одной отдельно взятой стране. Чешский журнал «Международные мосты» освещает вопросы от экономики туризма и профобразования до календаря событий в Праге.
Наконец, в связи с улучшением материального благосостояния общества и насыщением первоначального туристического интереса, возникает тип журналов путешествий, имеющих практический характер материалов, нацеленный на осведомление самостоятельных читателей-путешественников. Такие журналы ставят своей целью подать свежие идеи людям, которые активно путешествуют, рассказать об интересных маршрутах, уникальных отелях, новых активных видах отдыха. При этом подчеркивается нерекламный характер материалов, редакции отправляют журналистов на место событий за свой счет, что позволяет достичь объективности подачи материала. Среди таких изданий — журналы «Афиша-Мир», «Уникум тревел».
Одной из основных тенденций развития современных журналов о путешествиях стало создание СМИ на базе мультимедиа. Так, электронная версия ежемесячного журнала о туризме, путешествиях и отдыхе «Вояж» содержит более 50 % печатного номера. Многие используют Интернет для размещения каталогов туров, совместных проектов и создания собственных туристических журналов.
Крупные журналы, такие как «Вокруг Света», в настоящее время стремятся создать не просто «онлайновый ресурс», а ресурс позна-
вательныи в традиционном смысле слова. У «Вокруг Света» он состоит из трех журналов, книжной серии, путеводителей, GPS-путеводителей, которые редакция планирует активно развивать, и IPad-путеводителей. Кроме того, выпускается альманах «Полдень. XXI век» Бориса Стру-
гацкого. Многочисленная аудитория подразделяется на дискретные аудитории для разных типов изданий. Таким образом, ориентируясь на познавательную концепцию, «Вокруг Света» вышел за рамки научно-популярного издания, что обеспечило ему высокий тираж в 200 000 экз.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ условий и факторов, влияющих на эффективность информационно-экскурсионной работы в иностранном туризме. М., 1982.
2. Маслова Н.М. Путевые заметки как жанровая форма. М., 1977.
3. Печать СССР за 50 лет. М., 1967.
4. Печать СССР в 1990 г. М., 1991.
5. Печать РФ в 2000 г. М., 2001.
6. Печать РФ в 2005 г. М., 2006.