Научная статья на тему 'Современный журнал о путешествиях в условиях трансформации медиасистемы'

Современный журнал о путешествиях в условиях трансформации медиасистемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3017
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ПУТЕШЕСТВИЙ / TRAVEL MAGAZINES / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРЕССА / TOURIST PRESS / БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МЕДИА / ELECTRONIC MEDIA / ИНФЛАЙТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК / INFORMATION MARKET / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТ / INTERNET CONTENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / КОНВЕРГИРОВАННЫЕ МЕДИА / CONVERGED MEDIA / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / MOBILE APPLICATIONS / ON-BOARD MAGAZINES / INFLIGHT MAGAZINES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ростовская Ю. В.

В статье исследуются современные процессы трансформации медиапространства России и их влияние на состояние группы журналов о путешествиях в условиях технологической революции, политических, экономических, правовых, социальных реалий жизни общества, а также в сфере культуры. Выявлены основные тенденции: колебания численности трэвел-изданий и трансформация их структуры, изменения динамики развития отдельных групп журналов о туризме, определяемой сменой концепций СМИ, а также характером информации и других типологических особенностей. Анализируется применение альтернативных схем распространения, использование мультимедийных платформ, способов конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN TRAVEL MAGAZINE IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SYSTEM

In article modern processes of transformation of media space of Russia and their influence on a condition of group of magazines about travel in the conditions of technological revolution, political, economic, legal, social realities of life of society, and also in the sphere of culture are investigated. The main tendencies are revealed: transformation of structure of a travel editions and fluctuation of their number, change of dynamics of development of separate groups of magazines about tourism determined by change of concepts of mass media, and also character of information and other typological features. Application of alternative schemes of distribution, use of multimedia platforms, ways of convergence is analyzed.

Текст научной работы на тему «Современный журнал о путешествиях в условиях трансформации медиасистемы»

УДК: 070

ББК: 76

Ростовская Ю.В.

СОВРЕМЕННЫЙ ЖУРНАЛ О ПУТЕШЕСТВИЯХ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИАСИСТЕМЫ

Rostovskaya Y. V.

THE MODERN TRAVEL MAGAZINE IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SYSTEM

Ключевые слова: журналы путешествий, туристическая пресса, бортовые журналы, электронные медиа, инфлайты, информационный рынок, мультимедиа, интернет-контент, информационные технологии, конвергированные медиа, мобильные приложения.

Keywords: travel magazines, tourist press, on-board magazines, electronic media, inflight magazines, information market, multimedia, Internet content, information technologies, converged media, mobile applications.

Аннотация: в статье исследуются современные процессы трансформации медиапро-странства России и их влияние на состояние группы журналов о путешествиях в условиях технологической революции, политических, экономических, правовых, социальных реалий жизни общества, а также в сфере культуры. Выявлены основные тенденции: колебания численности трэвел-изданий и трансформация их структуры, изменения динамики развития отдельных групп журналов о туризме, определяемой сменой концепций СМИ, а также характером информации и других типологических особенностей. Анализируется применение альтернативных схем распространения, использование мультимедийных платформ, способов конвергенции.

Abstract: in article modern processes of transformation of media space of Russia and their influence on a condition of group of magazines about travel in the conditions of technological revolution, political, economic, legal, social realities of life of society, and also in the sphere of culture are investigated. The main tendencies are revealed: transformation of structure of a travel editions and fluctuation of their number, change of dynamics of development of separate groups of magazines about tourism determined by change of concepts of mass media, and also character of information and other typological features. Application of alternative schemes of distribution, use of multimedia platforms, ways of convergence is analyzed.

Стремительный прогресс цифровых технологий, глобализация, мультифактор-ное влияние политических, экономических, культурных процессов за последнее десятилетие привели к кардинальным переменам на рынке периодической печати России. Они коснулись как изменения конкурентной среды, численности изданий и их типологических характеристик, так и перемен облика и концепций журналов о путешествиях, а также способов их создания и распространения.

Журналы путешествий на медиапо-

ле

Отчетливой тенденцией после финансового кризиса 2008 г. стало постепенное

сокращение количества журналов о путешествиях. Отток рекламы негативно повлиял на экономическую базу туристических изданий, обострил конкуренцию за аудиторию, особенно среди тех, кто принадлежал к одной информационной нише. В первую очередь рекламодателя стали интересовать высокие тиражи и популярность прессы, что предвещало закрытие многих качественных журналов. Соответствовать высоким требованиям могли либо известные «массовые» бренды, рассчитанные на широкий круг читателей («Вояж», «Вокруг света» и т.п.), либо крупные рекламно-информационные проекты («Туризм и отдых»). Поэтому сначала с информационного поля были вынуж-

дены уйти «мелкие» издания с небольшими тиражами («Отдых и путешествия» и др.), затем многие узкопрофильные журналы: путешествия за красотой и здоровьем (Doctor Travel), туризм с целью занятий спортом, журналы некоммерческого туризма (о походах, семейном туризме и пр.). В связи с обострившейся конкуренцией в одной тематической нише к 2009 г. очередь дошла и до крупных изданий известных медийных брендов: например, перестал выходить один из популярных журналов «Вояж и отдых».

Уменьшилось и число изданий для индивидуальных путешественников, так как в России количество тех, кто не только хочет, но и может финансово позволить себе путешествовать самостоятельно, остается невысоким. По этой причине к 2011 г. прекратилось издание русскоязычной версии издававшегося по лицензии American Express ИД «СК Пресс» журнала о путешествиях Travel+Leisure. Наметившееся в «тучные» годы расслоение медиасферы на массовые и элитарные издания для очень высокодоходных туристов закончилось прекращением выпусков почти всех печатных изданий: журналов Prime Traveller и Unique Travel, приложения к журналу Aqua-toria of Luxury Life - Luxury Travel. И это несмотря на то, что в таких журналах при небольшой аудитории эффективность рекламы значительно выше, чем в обычных. Unique Travel продолжил издание в новом качестве: с 2014 г. он называется Nilsen Report и выходит в электронном виде.

Более стабильной оказалась группа научных и деловых изданий для профессионалов турбизнеса. Почти все они сохранили бумажные версии. Так, ИД «Турбизнес» выпускает журналы: «Турбизнес», Business Travel, «Пять звезд», Destinations, «Турбизнес на Северо-Западе» и ежегодный каталог «Россия. Конгресс-услуги». Некоторые издания были вынуждены сократить печатные выпуски и «углубиться» в интернет -например, журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы» сделал упор на собственный информационный портал.

Бурное развитие наблюдалось лишь в группе бортовых журналов, основная масса которых представлена инфлайтами. Причины успеха - в уникальных чертах: 100%

первичной аудитории гарантированно находятся в путешествии. Это дает весомые преимущества в восприятии информации -читатели концентрируют внимание на журнале во время поездки. Как правило, они обеспеченные и социально активные люди -идеальный контингент для эффективной рекламы. Есть и вторичная аудитория - те, кто читает журнал, взятый пассажиром с собой при сходе с борта. Разнообразная география рейсов обеспечивает широкий охват, а способ распространения дает гарантию доставки до потребителя вовремя. По этим причинам бортовые журналы обрели неизменный спрос у рекламодателей. В 2014 г. в России они вошли в топ-10 тематических ниш. Почти все издания этой категории получили в 1 кв. 2014 г. заметную прибавку доходов: их рекламный бюджет составил 216 млн. руб. без НДС. Тогда как аналогичный показатель за тот же период журналов с тематикой «туризм и путешествия» составил 26 млн. руб. 1

Реалии информационного рынка сыграли «на руку» международным издательским домам, освободив для них пространство. Впрочем, они и так удерживали лидирующие позиции. Составить конкуренцию гигантам медиаиндустрии, чьи журналы выходят в десятках стран мира, отечественной прессе нелегко ввиду гораздо более скромных технических и финансовых возможностей. Среди них - ИД Sanoma Independent Media, выпускавший по лицензии журналы National Geographic Россия, National Geographic Traveller, ИД Conde Nast, презентовавший в 2011 г. русскоязычную версию журнала Conde Nast Traveller; ИД Axel Springer, купивший права на издание группы журналов GEO - GEO, GEOTraveller и GEOленок в 2009 г. у ИД Gruner & Jahr.

Таким образом, можно говорить о некоем укрупнении и упорядочении на информационном рынке: выжили самые известные и финансово устойчивые. Некоторые пытались остаться на плаву, увеличив объем и частоту выпусков (как «Туризм и отдых»), но это не привело к желаемому ре-

1 Vi: Пресса потеряла треть рекламных денег. -[Электронный ресурс] URL: http://www. sostav.ru/publication/pressa-v-1-kv-2015-g-poteryala-bolee-treti-reklamnykh-deneg-16655.html/. (Дата обращения 31.12.2015).

зультату - журнал закрылся. Другие сменили владельцев. Те, кто остался, стали вести активный поиск как уникального облика, так и новых возможностей для привлечения читательского интереса. Многие нашли выход в смене концепции и ставке на универсализм содержания как, например, «Вокруг света». Другие сделали акцент на практике путешествий.

Крупные журналы с тематикой туризма сумели сохранить лидирующие позиции: «Показательно, что, несмотря на значительное разнообразие журнального рынка, в число его лидеров входят издания, ориентированные на свободное время и развлечения читателей». Так, в 2010 г. «Вокруг света» занимал третью строчку в Топ-20 ежемесячных журналов по аудитории одного номера ^^Россия) - 5164,7 тыс. чел., что составило 8,9%, а в 2011 г. - 4750,1 тыс. чел., и 8,2%. Журнал National Geographic Россия занимал восемнадцатую строчку с аудиторией 1708,2 тыс. чел., 3,0%, и в 2011 г. - 1910,6 тыс. чел. и 3,3%.1

Бурное развитие цифровых технологий вкупе с необходимостью оптимизировать расходы привела в посткризисные годы не просто к интеграции, а к переходу многих журналов в Интернет («Октопус» и др.).

В начале 2014 г. вопрос о выживаемости российских изданий при отсутствии государственной поддержки и в рамках ухудшившегося положения СМИ стал особенно актуален в связи с ликвидацией сетей розничных киосков, запретами на рекламу алкоголя и табака. Возросла и стоимость периодики. По данным Росстата, за первый квартал прибавка составила 2,3% (в 2013 г. - 1,9%). При этом розничные цены на прессу увеличились в среднем на 4,5%, а в конце года - на 9%.2

о

К 2015 г. в группе general interest остались единицы самых стойких отечественных журналов, издающих бумажные

1 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013. С 157.

2 Цены на прессу в 3 квартале 2014 года росли в 2 раза быстрее, чем на другие товары и услуги [Электронный ресурс]. URL: http://planetasmi.ru/ blo-gi/comments/34396.html/. (Дата обращения 31.12.2015).

3 СМИ массового спроса (general interest) -

прим. авт.

версии: «Вокруг света», «Отдых в России», «Вояж», «Discovery», «Турист», «Уральский следопыт», а также журналы, посвященные спорту и увлечениям с тематикой туризма: «Сафари», «Вертикальный мир», «Нептун -21 век», «Золотой мустанг», «Полный привод 4х4», «Предельная глубина» и некоторые другие. Выходят географический журнал «Живописная Россия», религиозный журнал «Православный паломник».

После существенного ослабления рубля в конце года на медиаландшафте наметился ряд других тенденций. Первым сильным ударом стало катастрофическое падение рекламных бюджетов. В нише «туризм» в центральной прессе за 1 кв. 2014 г. доходы от рекламы составили 26 млн. руб., а в 1 кв. 2015 г. - 12 млн. руб. (- 54%). В нише бортовых изданий - 216 млн. руб. и 124 млн. руб. соответственно (- 42%). 4

Сейчас российский медиарынок переживает настоящий исход иностранных инвесторов: крупнейшие мировые издатели покидают страну, распродавая активы. Основной причиной стало принятие закона об ограничении владения российскими СМИ для иностранцев. Кроме того, в большинстве медиа настолько серьезный спад рекламных доходов, что вести бизнес на нашем рынке стало просто невыгодно. 5 Так, немецкий медиахолдинг Axel Springer договорился о продаже ИД Axel Springer Russia, который выпускал журнал GEO. Преимущественные права на него получил Artcom Media Group. Финская медиагруппа Sanoma избавляется от российского бизнеса с 2013 г. Среди прочих, продан журнал National Geographic Russia. Кстати, журнал National Geographic Американского Национального географического общества тоже недавно был продан компании 21st Century Fox Руперта Мердока. Наряду со многими печатными изданиями он оказался на грани

4 Пресса потеряла треть рекламных денег - о развитии сегмента рекламы в печатных СМИ в I кв. 2015 г. - [Электронный ресурс] URL: http:// planetas-mi.ru/blogi/comments/38583.html/. (Дата обращения 31.12.2015).

5 Деньги, go home: иностранцы уходят с российского медиарынка [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/dengi-go-home-kto-pokidaet-rossijskij-mediarynok-18580.html/. (Дата обращения 31.12.2015).

выживания. Его тираж с 12 млн. экз. в конце 1980-х к настоящему моменту упал до 3,5 млн. экз. в США и 3 млн. копий на иностранных языках. Кризис эксперты связывают с эпохой цифровизации. Новая медиа-компания получила название National Geographic Partners. В результате сделки на $725 млн. Fox, который в настоящее время является мажоритарным владельцем кабельных каналов National Geographic, получит 73% активов NGP, а НГО - 27%. Упор будет сделан на создание мультимедийного контента1.

Особенности распространения

На фоне сокращения сети киосков прессы и качества работы «Почты России» в сфере доставки подписных тиражей, издатели в последние годы все чаще обращались к распространению альтернативными методами - через авиа, речных, железнодорожных перевозчиков. Многие журналы ориентированы на несколько способов доставки: так, свежий печатный номер Condé Nast Traveller можно получать личной почтой каждый месяц, а в Москве возможна курьерская доставка в офис. Бумажные версии различных изданий можно приобрести в книготорговых точках, супермаркетах, а также на сайте с пересылкой по почте. Версию для чтения на компьютере и планшетах - купить в интернет-магазине или подписаться на сайте, при том она может быть существенно дешевле годовой подписки на журнал как печатное СМИ.

Интересно, что если раньше предполагалось, что электронная версия должна стоить меньше традиционной за счет исчезновения расходов на бумагу, печать, доставку, то теперь некоторые издатели решили уравнять стоимость вне зависимости от формата. То есть, читатель платит за информацию, а не за носитель, и в цифровом виде издание стоит примерно столько же, сколько и обычный журнал. Так, издательский дом Condé Nast, выпускающий журнал Condé Nast Traveller объявил стоимость подписки на 2014 г. в бумажном варианте - 990 руб. за 11 номеров, а цифровые журналы на Mac,

Журнал National Geographic продан [Электронный ресурс]. URL: http://www.vokrugsveta.com/ mdex.php?option=com_content&task=view&id=1922/ (Дата обращения 31.12.2015).

PC или iPad. - 825 руб. за 11 номеров. Более того, печатный журнал может стоить дешевле электронного. Подписка на Conde Nast Traveller возможна по следующей схеме: 3 номера - 150 рублей. 6 номеров - 540 руб., 11 номеров - 990 руб., в то время как цифровую версию можно приобрести либо поштучно 80 руб. за номер, либо подписаться сразу на 11 номеров. Несложно подсчитать, что цена журнала на бумаге будет 50 руб. в случае, если подписка оформлена на 3 номера. Таким образом, несколько стимулирован спрос на печатные издания.

Современные концепции

В быстро меняющейся медиасреде необходимо учитывать конъюнктуру рынка и соответствовать его условиям, постоянно адаптируя продукт к запросам читателей. Вследствие этого многие журналы за последние годы были вынуждены неоднократно менять редакционную политику, что отразилось на их контенте. После кризисного 2008 г. многие сделали ставку на универсализм содержания. Научно-популярный журнал о путешествиях в это время исчезает с информационного поля как тип издания. Старейший представитель такого рода прессы - «Вокруг света», прошедший путь от географического и литературно-художественного до научно-популярного и туристического журнала, сменил подзаголовок, став «познавательным» изданием для семейного чтения и значительно урезав тематику туризма. GEO - также журнал о познании окружающего мира, с уклоном в тематику путешествий. В категорию познавательных входил и «Всемiрный путешественник» - журнал о мире и человеке, а также «Всемирный следопыт» (издания остановлены).

Теперь «Вокруг света», являясь журналом Русского Географического общества, вернулся к туристическим темам, однако большая часть контента представляет собой научно-популярные материалы, далеко не всегда связанные с туризмом.

Некоторые другие журналы стали руководствоваться стереотипами ряда международных изданий о том, как должно выглядеть современное успешное издание. Он продиктован моделями журналистики, которые привнесли на российское информа-

ционное поле международные бренды, частично адаптировав их к нашей действительности. Е.Л. Вартанова отмечает, что на российском журнальном рынке, где за последние два десятилетия заметно укрепилось положение российских версий глобальных журнальных брендов, значительную роль в изменении тематики и форматов содержания на российском медиарынке играют медиагруппы с участием иностранного капитала, филиалы зарубежных медиаком-паний, отечественные издатели международных брендов. Деятельность именно этих транснациональных структур стала фактором трансформации типологии и рынка содержания в российских СМИ. Так, издательские дома Independent Media, Burda Russia, Condé Nast, Hearst Shkulev Media, Axel Springer Russia наращивали номенклатуру своих глянцевых журналов и сайтов, удовлетворяющих потребительские интересы. Становление новых профессиональных редакционных стандартов, использование западного менеджмента в российских ме-диакомпаниях можно считать другими, незаметными на первый взгляд, проявлениями процесса глобализации в отечественных СМИ.1

Содержание русскоязычных версий лицензионных изданий, способ подачи информации, заголовков может отличаться от их зарубежных аналогов. Но едино стремление к унификации рубрик, многие материалы похожи. Заметна тенденция использования большого количества фотографий и сокращения объема текстов, и если поначалу это было прерогативой лицензионных журналов, то теперь немалую часть объема подобные тексты занимают, например, в отечественном журнале «Вокруг света». Сам текст нередко становится более утилитарным, как в путеводителях, и даже энциклопедичным, зачастую выполняет второстепенную роль, будучи приложением к иллюстрациям - например, в журналах GEO, National Geographic.

Возможно, стандартизация по западным меркам, проникшая в российские журналы, демонстрирует общемировую тенден-

цию к снижению роли художественного текста. Вместо него отдается предпочтение интересным, но коротким информационным материалам. Это ведет к примитивизации контента: на первый план выходит познание информации, а качественных материалов для чтения остается немного. Влияет на это и нарастающая мультимедийность: на небольшом экране смартфона или планшета «длинные» тексты не очень уместны.

Среди причин этих процессов и сформировавшаяся за последние годы тенденция «клипового мышления»: современные потребители привыкли получать все незамедлительно, и последнюю информацию они стараются извлекать мгновенно и без особых трудностей, поэтому издательским организациям приходится соответствовать новым запросам аудитории. Реакцией на это является публикация более коротких статей, ориентация на поверхностные материалы, без углубления в подробности. От потребителя требуется только определенная подготовленность в сфере информационных ресурсов и умение самостоятельно анализировать медийный контент.

Интеграция в Интернет-пространство

Интеграция в Интернет привела к глобальным трансформациям как всего медиа-пространства, так и туристических журналов. Начав с создания собственных сайтов и выпуска электронных версий, дублирующих содержание печатных выпусков, спустя десятилетие журналы пришли к абсолютно новым формам, обусловленным мультиме-дийностью и конвергенцией с другими медиа.

Сегодня для успешного развития трэвел-СМИ необходима многоканальность передачи информации, при этом контент должен быть кроссплатформенным2 и муль-тиэкранным. Во многих изданиях реализуется концепция «пяти экранов», когда журнал можно читать с экрана десктопа, ноутбука, смартфона, телевизора, устройства в

1 Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М., 2013.

С. 147.

Кроссплатформенное (межплатформенное) программное обеспечение - программное обеспечение, работающее более чем на одной аппаратной платформе и/или операционной системе [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://т.тоМре&а.ог$'тоЫ/Кроссплатформенное_ программное_обеспечение. (Дата обращения 31.12.2015).

автомобиле, ведь все они задействованы в разной степени в зависимости от времени суток.

«Цифровизация» повлекла за собой необходимость удерживать внимание читателей в мощном информационном потоке, а также и генерировать его в рамках своего бренда. Это привело к созданию крупных интернет-порталов туристических журналов с ежедневно обновляемой информацией. Журналы получили возможность освещать более оперативно относительно ежемесячного издания какие-либо события, что позволяет быстрее узнать о знаковых мероприятиях, а будучи уже в путешествии и посетить их.

ИД Conde Nast еще в 2012 г. объединил свои журнальные и digital-подразделения. Все бренды издательского дома представлены на всех платформах и на всех возможных цифровых устройствах. И если журналы - это высококачественный развлекательный продукт для вдумчивого чтения и коллекционирования, то сайты Conde Nast - это ежедневные тематические новостные и справочные ресурсы. Количество обновлений на сайтах приближается к 100 новым публикациям в день. Это оригинальные ресурсы, на две трети состоящие из собственных материалов, которых не найти в журна-лах1.

В быстро меняющейся информационной среде, помимо оперативности реагирования на события, важным фактором развития становится мобильность, удобство доступа с цифровых устройств. Для журнала о путешествиях наличие электронной версии издания несопоставимо более важно, нежели для любого другого не столь «мобильного» СМИ. Ведь в самой концепции изданий о туризме уже заложена динамика. Обеспечение свободного, не обремененного багажом передвижения является существенным фактором при выборе журнала в дорогу. И тут на помощь приходит цифровая версия: такой «попутчик» не займет места в рюкзаке, не повлияет на его вес. К примеру, Conde Nast Traveller предлагает скачать цифровые журналы на Mac, PC или iPad.

1 Conde Nast Россия [Электронный ресурс]. URL: https://condenast.ru/about/. (Дата обращения 31.12.2015).

Как правило, можно получить электронную версию выпусков с сайта изданий в формате PDF , оплатив ее через электронные платежные системы или пластиковой картой, как предлагает журнал «Вояж». Или получить флеш-версию по электронной подписке, а также почитать свежий номер и архивы на сайте, иногда заказать необходимый номер в нужном формате: PDF, HTML, XML, EPUB.

Особенно необходимым, продиктованным спецификой тематики условием, является активное развитие мобильных приложений, ведь путешествия подразумевают передвижение. Журнал-попутчик в электронной версии на смартфоне, планшете выполняет не только развлекательную и познавательную, но и функцию карманного путеводителя и даже гида-навигатора. От обычных путеводителей его отличает не только авторитет бренда, гарантирующий достоверность и качество информации, избирательность в выборе событий и фактов, но и удобство использования и интерактивность. Так, «Вокруг света» выпускает GPS-приложения для мобильных устройств с сенсорным экраном в виде аудиогидов, которые рассказывают о достопримечательностях в зависимости от нахождения туриста в той или иной точке. При этом нет никакой необходимости прилагать усилия для поиска информации в Интернете или даже просто для того, чтобы ввести данные о местоположении в мобильное устройство, которое само определяет геолокацию владельца и включается автоматически при приближении к заслуживающему внимания объекту. Путешественник остается совершенно свободен в выборе маршрута прогулки: аудиогид не навязывает ему никакой очередности осмотра достопримечательностей, а, наоборот, готов подстроиться к направлению и темпу движения пользователя. Показательно, что «Вокруг света» «объединил информационные технологии с целью потребления любой продукции издательского дома «Вокруг света», которая тянула бы за собой потребление еще каких-либо продуктов. Например, выпуск GPS-путеводителей «не только электронный экскурсовод, но и «мостик» к не вполне традиционной аудитории «Вокруг света» (представители моло-

дежи, которые обладают айфоном, обеспеченные люди). Влияние на такие дискретные аудитории, которых «накопится какое-то количество и между ними необходимо налаживать связь... очень интересная история, которая существует на пересечении технологий, маркетинга и контента». 1

В ведущих издательских домах (Conde Nast, Sanoma Independent Media и др.) за прошлый год состоялось огромное количество запусков и обновлений мобильных приложений журналов. По мнению руководства Conde Nast, электронные журналы для мобильных устройств становятся настоящим открытием для нового поколения, выросшего в сети. Благодаря широкому распространению интернет-технологий, и большей их доступности, возникает и большая популярность их у потребителей, в отличие от журнальных изданий. 2 При этом меняются критерии эффективности журнальной рекламы, выходят на первое место секреты и приемы монетизации чатов аудитории, технологии превращения редакции журнала в инновационную лабораторию, нюансы «работающей» стратегии платного контента. С 2014 г. цифровые тиражи журналов начала измерять Национальная тиражная служба (НТС).

Журналы приблизились к созданию совершенно нового типа изданий, использующего богатые возможности мультимедиа. Например, журнал GEO создал на сайте раздел «Видео». Применяются необычные приемы - повторяющаяся смена фоторяда за короткий период времени, различные спецэффекты - анимация и пр.

Несмотря на всеобщую «оцифрован-ность», те, кто может позволить себе выпускать печатные версии, делает это - у них есть своя аудитория. По мнению участников медиарынка, практика показывает, что издания, которые отказались от офлайна в пользу интернет-версий, довольно быстро умирали: онлайн без поддержки бумажной версии,

сколь бы убыточным и бессмысленным ни казался ее выпуск, нежизнеспособен. Востребованы будут те СМИ, которые считаются качественными и присутствуют как в офлайне, так и в онлайне.3 Сейчас намечается возврат части рекламодателей от интернет-рекламы к эффективным печатным СМИ. Период безоглядного увлечения интернетом прошел, сформировалось более трезвое понимание, что работает, а что нет, тем более что «отдача» от интернет-рекламы отлично мониторится.4 В то же время, финансовая рецессия диктует условия - журналы вынуждены искать «свою» нишу, оптимизировать сервисы. В результате таких экспериментов журнала «Афиша» закрылась бумажная версия «Афиша. Мир». При этом суббренд продолжил жизнь в виде мобильного приложения и веб-платформы с преимущественно пользовательским контентом.

Интерактивность и коммуникация

Благодаря интерактивным возможностям конвергированных медиа сайты превращаются в многофункциональные порталы, которые выполняют не только информационные, но и коммуникативные функции. Происходит сближение с читателями: теперь они не только пишут комментарии, но и могут стать полноправными участниками редакционной деятельности. Побывав в путешествии, можно рассказать о знаковых местах, разместить фотографии, или, например, статью в разделе «Энциклопедия» на сайте http://www.vokrugsveta.ru/, составить собственный путеводитель и поделиться впечатлениями на сайте http://www.cntraveller.ru/. Более того, различные форумы пользователей «подталкивают» потребителя к участию в формировании контента. Аккаунты в социальных сетях и блоги стали непременным атрибутом сайтов таких крупных журналов о путешествиях, как «Вокруг света» и Conde Nast Traveller. Особенно популярны блоги журналистов: они заметно привлекают внимание

1 «Вокруг света» Маши Гессен, 21.11.2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. po-lit.ru/article/2011/11/21/gessen/. (Дата обращения 31.12.2015).

2 РБК, маркетинговое исследование. Основные

сегменты и тенденции развития российского рынка журналов [Электронный ресурс]. URL:

http://marketing.rbc.ru. (Дата обращения 07.07.2014).

Ведомости. Фонд развития гражданского общества: Газеты умрут, телевизор устареет [Электронный ресурс]. URL: http://www.gipp.ru/ vie-wer.php?id=47566/. (Дата обращения 31.12.2015).

4 Новости СМИ. Рынок прессы: итоги 2013 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.gipp.ru/ vie-wer.php?id=48123/. (Дата обращения 31.12.2015).

аудитории. А комментарии читателей, их новости, видео- и аудиофайлы позволяют журналисту получить непосредственную оценку своей работы. Сама аудитория при этом становится участником процесса формирования так называемой «народной журналистики». Интерактивность идет рука об руку с медийной демассификацией и индивидуализацией, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, выбирая интересующие его материалы.

Как отмечают аналитики, усовершенствование устройств и высокоскоростной доступ предоставляют издательствам большие возможности для предложения богатого мультимедийного контента. В то же время, издателям нелегко нести связанные с этим расходы, ведь богатый различными возможностями контент обычно связан с более высокими производственными затратами и лицензионными сборами, что ставит вопрос о рентабельности. В то же время, если появятся альтернативные решения PDF-версиям печатных изданий, то пользователи, очевидно, не будут интересоваться обыкновенными PDF-версиями. Поэтому, рассматривая вопросы продвижения в сферу мобильных публикаций, необходимо понимать ожидания аудиторий, создавать уникальное предложение и солидное экономическое обоснование, и запасаться терпением1.

Вместе с тем, нужно будет справиться с большим разнообразием устройств и скорости доступа, обеспечивать решения с отзывчивым дизайном для своих мобильных

дется анализировать поведение пользователей, их текущее местоположение и т.д., что даст возможность индивидуально настраивать контент под потребности читателей, под дискретные аудитории. Если журнал хочет предоставлять информацию для различных групп потребителей, нужно адаптировать доставку контента.

Медиарынок идет дорогой быстрых перемен в сфере развития цифровых информационно-коммуникационных технологий, создания новых бизнес-моделей, распространения медиаконтента, изменения пользовательского содержания. В то же время, по мнению издателей, успех и здоровье медийного бренда сегодня зависят от силы бренда и от качества продукции. От способности создать правильное, весомое и нужное предложение. В наш цифровой век останутся на плаву и будут процветать некоторые старые СМИ и некоторые новые СМИ, в то время как более слабые и некачественные продукты уйдут со сцены. Ключевое слово здесь - исключительность предложения, которое продукт и бренд представляет своему потребителю. Журналы путешествий как структурный элемент системы СМИ активно вовлечены в эти процессы, подтверждая их динамикой своего развития. Преодолевая трудности, они трансформируются в новый тип мультимедийных СМИ, совершенствуя типологическую структуру, открывая новые возможности для своих изданий и читателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. -М., 2013. - 278 с.

2. Ведомости. Фонд развития гражданского общества: Газеты умрут, телевизор устареет [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=47566/. (Дата обращения 31.12.2015).

3. Вокруг света. «Журнал National Geographic продан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.vokrugsveta.com/index.php?option=com_content&task=view&id= 1922/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

4. «Вокруг света» Маши Гессен, 21.11.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.polit.ru/article/2011/11/21/gessen/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015). веб-сайтов. Кроме того, возможно, им при-

1 Мобильные технологии — главная задача европейских издательств на 2014 год. -[Электронный ресурс] URL: http://www.gipp.ru/ open-article.php?id=49639/. (Дата обращения 31.12.2015).

2 О сайте. - [Электронный ресурс] URL: https://condenast.ru/portfolio/sites/traveller/. (Дата обращения 15.07.2014).

Пашкевич И.Ю.

5. «Деньги, go home: иностранцы уходят с российского медиарынка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.sostav.ru/publication/dengi-go-home-kto-pokidaet-rossijskij-mediarynok-18580.html/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

6. «Пресса потеряла треть рекламных денег — о развитии сегмента рекламы в печатных СМИ в I кв. 2015 г.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://planetasmi.ru/ blogi/comments/38583.html/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

7. «Рынок прессы: итоги 2013 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=48123/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

8. ГИПП. Gipp.ru. «Мобильные технологии — главная задача европейских издательств на 2014 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gipp.ru/ openarticle.php?id=49639/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

9. РБК. Research. Маркетинговое исследование. «Основные сегменты и тенденции развития российского рынка журналов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://marketing.rbc.ru/search/?section=industry&query, ограниченный. (Дата обращения 07.07.2014).

10. Ростовская, Ю.В. Туристическая пресса: этапы становления [Текст] / Ю.В. Ростовская, Н.Г. Витковская // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. -№ 2 (18). - С. 306-316.

11. Ростовская, Ю.В. Интерактивное медиапространство как фактор развития туристических журналов [Текст] / Ю.В. Ростовская // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 4 (19). - С. 39-43.

12. Conde Nast Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://condenast.ru/about/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

13. PlanetaSMI.RU. «Цены на прессу в 3 квартале 2014 года росли в 2 раза быстрее, чем на другие товары и услуги» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://planetasmi.ru/blogi/comments/34396.html/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Sostav.ru. «Vi: Пресса потеряла треть рекламных денег» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.sostav.ru/publication/pressa-v-1-kv-2015-g-poteryala-bolee-treti-reklamnykh-deneg-16655.html/, свободный. (Дата обращения 31.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.