Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ, ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ'

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ, ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА ПОЛИЦИИ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / ВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / ИНОСТРАННЫЕ ТУРИСТЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич, Ваганов Александр Эрнстович, Лукичев Юрий Валерьевич

Исследуются специфические цели и задачи туристической полиции, предлагаются рекомендации по совершенствованию организации службы, тактики действий нарядов при выполнении оперативно-служебных задач. Анализируются особенности взаимодействия подразделений туристической полиции с иными подразделениями территориальных органов МВД России и с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, основные требования, предъявляемые в настоящее время к сотрудникам туристической полиции, должны стать общими для всех сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич, Ваганов Александр Эрнстович, Лукичев Юрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST POLICE: SERVICE ORGANIZATION, SQUAD TACTICS AND INTERACTION WHEN PERFORMING TASKS

The authors investigated the specific goals and objectives of the tourist police, offer recommendations for improving the organization of the service, tactics of actions of the squads when performing operational and service tasks. The interaction of the tourist police units is differentiated into coordination of activities with other units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and with the state executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation. It is concluded that the main requirements currently imposed on tourist police officers should become general requirements for all police officers.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ, ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ НАРЯДОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАЧ»

Беженцев Александр Анатольевич Ваганов Александр Эрнстович Лукичев Юрий Валерьевич

Туристическая полиция: организация службы, тактика действий нарядов и взаимодействие при выполнении задач

Исследуются специфические цели и задачи туристической полиции, предлагаются рекомендации по совершенствованию организации службы, тактики действий нарядов при выполнении оперативно-служебных задач. Анализируются особенности взаимодействия подразделений туристической полиции с иными подразделениями территориальных органов МВД России и с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, основные требования, предъявляемые в настоящее время к сотрудникам туристической полиции, должны стать общими для всех сотрудников полиции.

Ключевые слова: туристическая полиция, патрульно-постовая служба полиции, охрана общественного порядка, владение иностранным языком, иностранные туристы, туристические маршруты, культурные достопримечательности, законодательство в сфере миграции.

Tourist police: service organization, squad tactics and interaction when performing tasks

The authors investigated the specific goals and objectives of the tourist police, offer recommendations for improving the organization of the service, tactics of actions of the squads when performing operational and service tasks. The interaction of the tourist police units is differentiated into coordination of activities with other units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and with the state executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation. It is concluded that the main requirements currently imposed on tourist police officers should become general requirements for all police officers.

Keywords: tourist police, police patrol service, public order protection, foreign language skills, foreign tourists, tourist routes, cultural attractions, legislation in the field of migration.

Актуальность изучения деятельности туристической полиции в России обусловлена как минимум двумя заслуживающими внимания факторами.

Во-первых, рассмотрение данного вопроса происходит не в рамках обсуждения целесообразности ее создания, а в условиях уже фактического функционирования специальных полицейских подразделений, ориентированных на работу с иностранными туристами.

Во-вторых, изученный при написании настоящей статьи материал позволяет обозначить отдельные проблемные вопросы функционирования указанных подразделений и дает основания полагать, что при условии их решения деятельность подразделений туристической полиции может осуществляться более эффективно, а также может стать неким положительным ориентиром для целого ряда подразделений полиции, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности туристов. Причем это касается не только деятельности остальных строевых подразделений полиции, обеспечивающих охрану общественного порядка и общественной безопасности в общественных местах (строевые подразделения

патрульно-постовой службы полиции [ППСП]). Различные изменения - от структурных до стиля работы - могут коснуться и других отраслевых подразделений органов внутренних дел, чья деятельность в той или иной мере связана с иностранными туристами: специализированных подразделений полиции по оперативной работе, подразделений по вопросам миграции, участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних. Многие ученые согласны с тем, что в перспективе структурные изменения и положительный опыт работы специализированных подразделений органов внутренних дел туристической направленности могут повлечь корректировку вопросов взаимодействия с другими подразделениями правоохранительной направленности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [1, с. 30-32; 2, с. 20-29; 3, с. 296-300; 4, с. 153-167].

Специализированные подразделения полиции (туристическая полиция) созданы и функционируют на базе (в составе) строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Свою деятельность они осуществляют в форме выставления постов или патрули-

62

рования (пешего либо на автомобиле) преимущественно в общественных местах.

Организация административной деятельности туристической полиции характеризуется следующим:

нормы выставления личного состава для несения службы определяются в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы [5], исходя из штатной численности подразделения и установленных коэффициентов, зависящих от продолжительности несения службы;

обязанности и права сотрудников туристической полиции определены положениями ст. 12 и 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6], а ведомственную нормативную детализацию получают в Уставе патрульно-постовой службы полиции;

сотрудники специализированных подразделений несут службу в форменной одежде установленного образца;

на период несения службы на маршруте патрулирования (посту) сотрудники вооружаются огнестрельным оружием, экипируются специальными средствами и средствами связи;

маршруты патрулирования нарядов туристической полиции включены в планы единой дислокации территориальных органов МВД России на районном уровне и не дублируют маршруты патрулирования других нарядов, где также выполняются задачи по обеспечению правопорядка в общественных местах.

Все перечисленное свойственно в целом нарядам патрульно-постовой службы полиции, а также в значительной степени сотрудникам других служб, осуществляющих охрану общественного порядка. Таким образом, становится понятно, что подготовка нарядов туристической полиции к несению службы проводится по тому же алгоритму, что и подготовка других нарядов патрульно-постовой службы полиции, различаются лишь детали постановки задач, ознакомления с необходимой информацией.

В качестве отличительных (специфических) черт функционирования подразделений туристической полиции можно выделить:

наличие нарукавной повязки с надписью «Tourist Police» и именного бейджа как элементов форменной одежды, повышающих вероятность обращения иностранца именно к данному сотруднику;

приоритетную ориентированность сотрудника туристической полиции на оказание информационной помощи иностранным гражданам, не владеющим русским языком.

Говоря об оказании информационной помощи иностранным гражданам (в том числе туристам), следует делать акцент не на тактике действий, а на тактичности поведения сотрудника специализированного подразделения. Недопустимы надменность, грубость, агрессивность в общении с обратившимся к нему иностранным

туристом, а также при обращении самого сотрудника полиции к какому-либо лицу. Важным здесь является правильное понимание вопроса иностранного туриста, цели, с которой он обращается к полицейскому. Не менее важно для сотрудника туристической полиции не только дать необходимую и подлинную информацию, но и убедиться в том, что она понятна иностранным туристам. В целях выполнения этих условий, если сотрудник полиции не уверен, что абсолютно точно понял вопрос, то вполне допустимо, даже целесообразно вежливо и тактично переспросить иностранного туриста. Если же в процессе коммуникации возникает подозрение, что иностранный турист не понял (не совсем понял), что ему сказал сотрудник полиции, следует четко дать необходимые разъяснения, возможно изменив формулировки, последовательность фраз.

Следует отметить, что тактика действий наряда туристической полиции при получении от любых лиц сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях описана в Уставе патрульно-постовой службы полиции и в целом совпадает с тактикой действий обычных нарядов ППСП. Особенностью деятельности сотрудников специализированных подразделений туристической полиции является большая возможность для восприятия содержания обращения лица, не владеющего русским языком, но говорящего на английском либо иных иностранных языках. Также важно отметить, что в случае необходимости передачи информации в дежурную часть территориального органа МВД России (для регистрации, организации розыска или других неотложных первоначальных действий, оповещения нарядов) очень важную роль в повышения эффективности деятельности играют два основных фактора - точность передаваемой информации (перевода) и уменьшение времени ее передачи.

При сообщении иностранным туристом о совершении в отношении его или другого лица противоправных действий либо о происшествии он, скорее всего, будет находиться в состоянии волнения, что может привести к искажению как восприятия событий, так и самого рассказа. Здесь следует в первую очередь успокоить обращающегося к полицейскому туриста, выслушать сообщение и осуществить перевод, после чего, используя имеющиеся средства связи, сообщить полученную информацию в дежурную часть.

Учитывая специфику несения службы, включая то, что место несения службы (маршрут патрулирования) по определению находится на территории предполагаемого массового скопления иностранных граждан (иностранных туристов), мы можем предполагать достаточно ожидаемым событием выявление правонару-

63

шений, совершаемых самими туристами. В таких случаях сотрудник туристической полиции должен помнить, что иностранные граждане привлекаются к ответственности на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации.

Говоря о взаимодействии подразделений туристической полиции с иными подразделениями правоохранительных органов и с государственными структурами, можно выделить два направления:

взаимодействие с иными подразделениями территориальных органов МВД России, а также с подразделениями правоохранительных органов на межведомственном уровне;

взаимодействие с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В первом случае речь идет о взаимодействии при выполнении возложенных на подразделения туристической полиции обязанностей по работе с иностранными туристами в рамках выполнения задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. И само рассматриваемое взаимодействие осуществляется с подразделениями, в задачи которых, пусть не во всех случаях, но все же входят охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Примером может являться взаимодействие с подразделениями, силы которых используются комплексно, по плану единой дислокации на территориях, обслуживаемых конкретными территориальными органами МВД России, а также с отдельными подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии, которые выполняют задачу по охране общественного порядка.

Так, специализированной ротой (туристической полиции) Полка патрульно-постовой службы полиции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области взаимодействие осуществляется:

с территориальными органами МВД России (УМВД России по районам г. Санкт-Петербурга реализуются разработка и предоставление туристической полиции карточек постов и маршрутов патрулирования; несение службы осуществляется на территориях, обслуживаемых УМВД России по районам, по плану единой дислокации, т.е. без дублирования постов и маршрутов сотрудниками территориальных органов внутренних дел);

с подразделением Национального центрального бюро Интерпола (по отдельным планам мероприятий, отдельным территориям и отдельным мероприятиям);

с Управлением информации и общественных связей территориального органа МВД России по субъекту Федерации (по освещению деятельности подразделения).

Вопрос организации взаимодействия туристической полиции с другими службами и подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации имеет на этапе становления службы важнейшее значение. Командиры подразделений туристической полиции не имеют полномочий по самостоятельному, зачастую вызванному необходимостью оперативности официальному обращению в подразделения по вопросам миграции, уголовного розыска, Национального центрального бюро Интерпола иначе, как через командование полка ППСП, т.е. путем, ограничивающим их самостоятельность и оперативность.

Изложенное, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости проработки нормативного регулирования следующих организационных вопросов:

специфических целей и задач подразделений туристической полиции;

критериев оценки эффективности деятельности подразделений туристической полиции;

взаимодействия подразделений туристической полиции с другими службами и подразделениями органов внутренних дел;

разработки обязанностей других служб и подразделений органов внутренних дел по взаимодействию непосредственно с подразделениями туристической полиции.

На примере функционирования специализированного подразделения полиции - специализированной роты (туристической полиции) Полка патрульно-постовой службы полиции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области можно сказать об иных видах взаимодействия - взаимодействии организационного плана со структурами, напрямую не связанными с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Взаимодействие с государственными органами исполнительной власти, в частности субъекта Российской Федерации, не может не влиять на вопросы, от решения которых зависит эффективность деятельности подразделений туристической полиции. Это имиджевая составляющая ее деятельности, уровень требуемых профессиональных качеств сотрудников подразделения, уровень владения иностранными языками, знаниями особенностей туристических маршрутов.

В качестве примеров такого взаимодействия можно привести мероприятия специализированной роты (туристической полиции) Полка патрульно-постовой службы полиции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

с образовательными организациями (подведомственными МВД России и вневедомственными) по вопросам повышения квалификации сотрудников специализированной роты (по программе «Лингвистическое обеспечение

64

профессиональной деятельности сотрудников, обеспечивающих охрану общественного порядка в местах массового пребывания иностранных туристов в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области»), в частности с центром дополнительного профессионального образования ГБПОУ «Академия управления городской средой,градостроительства и печати»;

с кафедрой иностранного языка Санкт-Петербургского университета МВД России (дополнительное изучение разговорных иностранных языков с проведением занятий непосредственно на территориях несения службы нарядами специализированной роты);

с Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга как структурным подразделением правительства Санкт-Петербурга по вопросам организации взаимодействия с волонтерскими службами, представители которых владеют иностранными языками, по разработке тематических планов изучения сотрудниками подразделения городских достопримечательностей в пределах мест несения службы;

с Санкт-Петербургским ГБУ «Городское ту-ристско-информационное бюро» по вопросам реализации подготовки и проведения федеральных и региональных туристических мероприятий повышенной сложности.

Несомненно, специфика деятельности сотрудников специализированного подразделения туристической полиции требует особого внимания к отдельным видам их подготовки, что реализуется в плане взаимодействия по организации и изучению дисциплин «Санкт-Петербурговедение», «Медицинская подготовка», «Правовое положение, ответственность иностранных граждан на территории Российской федерации», «Психология общения с иностранными гражданами».

Для обеспечения эффективной реализации деятельности туристической полиции, внесения в нее некоторых инноваций предлагаем рекомендации по организации ее работы.

1. Целесообразно определять расположение постов и маршрутов патрулирования нарядов специализированных подразделений туристической полиции с учетом анализа и прогноза посещаемости мест притяжения туристов. Данные анализы и прогнозы могут осуществляться в порядке взаимодействия с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо ими может предоставляться необходимая информация для обработки командованием специализированного подразделения туристической полиции.

2. Командному составу специализированного подразделения полиции (туристической полиции) следует приоритетно организовывать взаимодействие с подразделениями Национального центрального бюро Интерпола, уголовного розыска (специализирующимися на борьбе с престу-

плениями, связанными с иностранцами), по вопросам миграции в целях обмена информацией, представляющей как оперативный, так и общеправовой интерес, ее постоянной актуализации.

Для модернизации деятельности туристической полиции выскажем рекомендации по действиям сотрудников туристической полиции при общении с иностранными гражданами.

1. При общении с иностранцами необходимо учитывать их национальные, психологические, религиозные и иные особенности. Сотрудник туристической полиции не должен употреблять выражения, жестикуляцию, которые могут оскорбить, напугать или вызвать иное негативное восприятие. В случае отсутствия твердой уверенности в правильном названии государства, откуда прибыл иностранный гражданин, иных географических названий, особенностей государственного устройства - не употреблять их.

2. При общении с иностранным гражданином проявлять сдержанную благожелательность. Недопустимы надменность, грубость, агрессивность, нетерпение в общении с обратившимся. Также следует избегать избыточного проявления положительных эмоций.

3. При выявлении признаков правонарушения (преступления) в деянии иностранного гражданина помнить, что иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Важным моментом в таком случае становится выяснение вопроса о том, не обладает ли данное лицо дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью). Следует учитывать, что неприкосновенность распространяется не только на лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, но и на членов их семей.

4. При обращении иностранных граждан (иностранных туристов) к наряду руководствоваться разработанными (и постоянно совершенствуемыми в соответствии с меняющейся обстановкой, туристической сезонностью) алгоритмами, не только утвержденными Уставом патрульно-постовой службы полиции, но и отражающими специфику деятельности подразделений туристической полиции (например, получить от лица, не владеющего русским языком, краткую, но достаточную информацию для оперативной передачи ее в дежурную часть территориального органа и выполнения неотложных действий по существу обращения). Таковыми нужно считать четкое и оперативное уяснение сути обращения и излагаемых иностранным туристом обстоятельств (преступление, административное правонарушение, происшествие, обращение за информацией; роль обратившегося в излагаемом событии - очевидец, либо лицо, в отношении которого совершено противоправное действие, либо правонарушитель; гражданство либо принадлежность лица к какому-

65

либо государству; наличие иммунитета либо статуса).

Представляется, что высказанные рекомендации по организации службы, тактике действий нарядов и взаимодействию туристической полиции

1. Кобец П.Н. Становление подразделений туристической полиции (милиции) в государствах - участниках Содружества Независимых Государств // Туризм: право и экономика. 2020. № 1.

2. Кобец П.Н. Обеспечение безопасности туристической индустрии - одна из важнейших составляющих ее эффективного развития //Диалог. 2020. № 2(16).

3. Митюнова И. Г. К вопросу о целесообразности создания туристической полиции в России // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-1.

4. Иванько И. В. Туристическая полиция Российской Федерации: современные тенденции организации и деятельности // Научные труды Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России (к 25-летию Конституции Российской Федерации): сб. ст. Тюмень, 2018.

5. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_75673/

6. О полиции [Электронный ресурс]: фе-дер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/

с другими государственными органами при выполнении служебных задач будут способствовать оптимизации деятельности по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в общественных туристических местах.

1. Kobets P.N. Formation of tourist police units (militia) in the member states of the Commonwealth of Independent States // Tourism: law and economics. 2020. No. 1.

2. Kobets P.N. Ensuring the safety of the tourism industry is one of the most important components of its effective development // Dialogue. 2020. No. 2(16).

3. Mityunova I.G. On the expediency of creating a tourist police in Russia // Public security, legality and law and order in the 3rd millennium. 2018. No. 4-1.

4. Ivanko I.V. Tourist police of the Russian Federation: modern tendencies of organization and activity // Scientific works of the Tyumen Institute for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (to the 25th anniversary of the Constitution of the Russian Federation): coll. of papers. Tyumen, 2018.

5. Issues of organizing the activities of combat units of the police patrol service [Electronic resource]: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. Jan. 29, 2008 № 80. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LA W_75673/

6. On the Police [Electronic resource]: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Беженцев Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: adovd@mail.ru;

Ваганов Александр Эрнстович, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: mobill69@mail.ru;

Лукичев Юрий Валерьевич, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: molmolmol7777788@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

A.A. Bezhentsev, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Chief of the Department of Administrative Activity of the Internal Affairs Agencies, Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: adovd@mail.ru;

A.E. Vaganov, Senior Lecturer of the Department of Administrative Activity of the Internal Affairs Agencies, Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: mobill69@mail.ru;

Yu.V. Lukichev, Lecturer of the Department of Administrative Activity of the Internal Affairs Agencies, Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: molmolmol7777788@gmail.com

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.