■ ■ ■ ТУРИСТИЧЕСКАЯ И ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Автор: НОВИЦКИЙ Д.С.
НОВИЦКИЙ Денис Сергеевич - магистрант Института государственной службы и управления персоналом (ИГСУП) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).
Адрес: Россия, Москва.
Тел.: +7 (925) 006-30-86, e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются механизмы привлечения туристов с помощью коммуникационного менеджмента. Исследуется проблематика интеграции выставочного проекта в городскую информационную среду.
Ключевые слов: туризм, выставка, менеджмент экспозиций, городская среда, коммуникационный менеджмент.
Последние десятилетия отмечены двумя самостоятельными, казалось бы, но очень интересными трендами - ростом значимости городов в социально-экономическом развитии мира и ростом туристской индустрии. Туризм - виддеятельности, вовлекающий в сферу своего влияния широчайший спектр услуг, - от размещения и транспорта до развлечений, и информационных технологий. Причем виддеятельности динамично развивающийся, так, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2011 году число туристских прибытий возросло более чем на 4% и составило 980 миллионов, на 2012 год также прогнозируется рост на 3-4 % [5].
Несомненно, туризм и сферы его составляющие относятся к экономике сервиса или постиндустриальным отраслям, а, как известно, мировая экономика и ее авангард в лице крупных и крупнейших городов переходит кэтой стадии развития. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные города стремятся развивать туристскую сферу. При этом города конкурируют друге другом какза инвесторов, готовых вкладывать в развитие города, вт. ч. его туристскую инфраструктуру, таки за самих туристов, стремясь создать конкурентные туристские преимущества, выгодно отличающие город от других туристских дестинаций (центр, территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. В связи с этим вопрос городского туризма, его сущности и форм становится весьма актуальным, каксточки зрения постановки стратегических целей развития города, так и с точки зрения вовлечения и распределения необходимых ресурсов для создания туристкой инфраструктуры, которых естественно лишь единицам хватит для создания всех видов городского туризма.
Специфика городского туризма заключается в том, что он включает несколько сегментов, пересекающихся, дополняющих и влияющих друг надруга: познавательный (посещение музеев, объектов историко-культурного наследия); бизнес или деловой туризм;
«выходные» в городе; события культуры, спорта; посещение магазинов; посещение друзей и родных; посещение религиозных объектов. В городах, развивающих туризм, может быть представлен один или несколько сегментов. Приоритетность выбора конкретного сегмента зависит от тех целей, которые город перед собой ставит, а также от возможностей - множества факторов, в совокупности привлекающих поток туристов [2].
Продвижение любого продукта, в т. ч. туристского, на рынок, особенно международный, невозможно без осуществления комплекса маркетинговых коммуникаций. Несмотря на относительную новизну всего комплекса маркетинговых стратегий для нашей экономики, можно отметить уже устоявшиеся, «традиционные» маркетинговые коммуникации, такие как реклама, связи с общественностью (PR), сбыт продукции и личные продажи. К более молодым стоит отнести воркшопы (англ. workshop) - профессиональные встречи, семинары, небольшого круга лиц, заинтересованных в обстоятельном, глубоком обсуждении то или иной проблемы [1, С.5].
Каждая бизнес-структура в той или иной степени используетуказанные маркетинговые коммуникации какдля продвижения своего товара или услуги, таки для продвижения своего бренда. Выставки уникальны тем, что на одной территориальной площадке в ограниченное время используются все из указанных маркетинговых коммуникаций, что несомненно дает синергетический эффект и позволяет получить большую отдачу, чем использование каждой из коммуникаций отдельно. Выставки - мероприятия, привлекающие действительно заинтересованных лиц, - от профессионалов отрасли до обывателей, способных стать в будущем потребителями выставочных товаров и услуг.
Выставки могут быть причислены к направлениям событийного туризма, активно развивающегося в последние десятилетия, не только в мире, но и в нашей стране. Событийный туризм - вид туризма, целью которого является посещение событийных мероприятий. Событийные мероприятия могут быть организованы с самыми различными целями, финансироваться из различных источников - частных и государственных, ориентироваться на разнообразные целевые группы потребителей и проводиться регулярно или только один раз. Во всех случаях подобные мероприятия объединяют такие характеристики как массовость, зрелищность, привлечение туристов.
По значимости и уровню территориального охвата событийный туризм можно классифицировать следующим образом: международный; национальный; региональный; локальный. По цели проведения событийные мероприятия можно разделить на следующие основные группы: спортивные события - Олимпиады, Универсиады, Чемпионаты мира по футболу, теннису и т.п.; международные выставки; бизнес-конгрессы, научные конференции; культурные мероприятия (фестивали, концерты); городские события.
Под термином «городские события» могут быть объединены мероприятия, проводимые на открытых площадках города и вовлекающие в свое действо горожан и привлекающие туристов. Городские события могут иметь локальный характер, например, День города. Причем тот же День города региональной столицы может уже иметь региональный масштаб, т.к. привлекает посетителей со всего региона. Такие городские события как карнавал в Рио-де-Жанейро или Венеции имеют ярко выраженное международное значение, привлекая тысячи туристов со всего мира.
Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он не исчерпаем по содержанию, практически любая территория, любой город, используя креативный потенциал жителей и заинтересованных лиц, в качестве которых могут выступать власти, бизнесмены, стейкхолдеры городского сообщества, может ор-
ганизовать мероприятие событийного характера того или иного уровня охвата и сделать это событие отправной точкой развития туризма. Так, примером может служить г. Великий Устюг, использующий прекрасное событие Новый год. Благодаря проекту «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» турпоток увеличился с 3 тыс. человеке 2006 году до 165 тыс. в 2007 году [4]. Наиболее яркими успешными примерами стоит назвать европейские города - Барселону и Турин. История и того и другого города удивительны и схожи тем, что «новейшая» их история, связанная с развитием туризма, имеет в качестве базового события или отправной точки Олимпийские игры.
Международные выставки - мероприятия событийного туризма, не менее значимые, чем спортивные. Сформировалась отдельная сфера деятельности по организации, сопровождению, проведению различного рода выставок, конгрессов, поощрительных туров - МИСЕ (MICE). Название МИСЕ (MICE) идет от заглавных букв английских терминов - Meetings (встречи), Incentives (поощрительные мероприятия), Congress (конгрессы), Exhibitions&Events (выставки и события). Интерес к выставкам в последние годы усиливается. Об этом свидетельствуют такие цифры: поданным Всемирной ассоциации выставочной индустрии, на 5 стран мира-США, Китай, Германию, Италию и Францию приходится 59% общемирового закрытого выставочного пространства. Причем за 5 лет с 2006 г. по 2011 г. площадь закрытых выставочных пространств (минимум 5000 кв.м) росла во всех 15 странах-лидерах по площади крытых выставочных площадей (США, Китай, Германия, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Великобритания, Канада, Россия, Швейцария, Бельгия, Турция и Мексика); но лучшие результаты демонстрировал Китай с 48 % ростом, на втором месте Турция (25 %) и на третьем Россия (17 %) [9].
Учитывая увеличивающиеся масштабы глобализации, усиление роли международных контактов в деятельности бизнес-структур различного уровня и профиля деятельности, разработка собственной трэвел-программы, т.е. программы, посвященной поездкам сотрудников с деловыми целями, включающей задачи, сроки, бюджет поездки, становится насущной необходимостью, а посещение выставок, пожалуй, можно поставить на первое место подобной программы. При выборе выставки будущие участники должны начинать с поиска ответа на три основных вопроса:
- место проведения выставки;
- транспортная доступность;
- уровень развития инфраструктуры.
Важно отметить, что приоритетным является важнейший вопрос: «Где?». Место проведения выставки - это город и участие в выставке включает рабочее и свободное время, а значит-это и культурная программа на площадках города и просто прогулки. Стремясь преуспеть в конкуренции, города могут предоставить схожие условия по транспортной или информационной обеспеченности, то есть по второму и третьему из указанных вопросов, однако то, что действительно отличает города друг от друга это их среда, включающая открытые пространства, - улицы, скверы, парки; архитектурный облик; кафе и рестораны; театры и концертные площадки, другие места отдыха и, конечно же, историко-культурное наследие - музеи, архитектурные и иные памятники, галереи искусств, места, связанные с выдающимися учеными, литераторами, художниками, политиками. Все это придаетуникальность городу, хорошее настроение и желание вернуться, что является несомненным конкурентным преимуществом и позволяет привлечь гостей, в том числе, и для участия в выставках. Например, органи-
заторы одной из крупнейших туристских выставок EIBTM (The Global Meetings&Events Exhibition - Выставка глобальных встреч и событий) в г. Барселоне среди таких традиционных рекламных ответов на вопрос («что участники достигнут, посетив выставку?»), как «открытие новых дестинаций, продуктов и услуг; развитие своих профессиональных знаний; последние тренды индустрии; установление контактов и т.п.», особо выделяют - «посетить Барселону - волнующий город, один из главных мировых центров деловых встреч и событий» [10].
Очевидно, что предпочтения посетителей из различныхуголков мира будут отданы, в первую очередь, привлекательным городам. В то же время и города стараются использовать весь имеющийся потенциал и создать привлекательные, уникальные предложения для привлечения крупных выставок. Ведь проведение крупной выставки позволяет городу, а именно - его бизнесу и сообществу достичь несколько целей:
- создать рабочие места по проведению и обслуживанию выставочного мероприятия;
- развивать современный вид бизнеса - МИСЕ-индустрию;
- сооружать и затем предоставлять в аренду организаторам выставочной площади;
- создавать и развивать соответствующую инфраструктуру;
- способствовать «переливу знаний» и тем самым поднимать территорию города на качественно новый уровень развития, быть в курсе актуальных тенденций в различных сферах бизнеса;
- знакомить гостей выставки с городом, тем самым продвигать бренд города как туристской дестинации и центра, привлекательного для инвестиций.
Проведение выставок оказывает влияние на город, его облик, количество туристов не только в период проведения самого выставочного мероприятия, но и имеет долгосрочные последствия. Достаточно вспомнить один из самых ярких символов Парижа-Эйфелеву башню. Общеизвестно, башня была создана к открытию Всемирной Выставки в Париже в 1889 году как арка на пути к павильонам выставки и, более того, ее планировалось снести спустя 20 лет, но вот уже более 100 лет она является символом столицы страны и собирает миллионы туристов ежегодно.
Выставки продолжают выступать в качестве важного фактора развития города, формируют его территорию и облики в постиндустриальную эпоху. Опыт таких признанных в мире городов-лидеров выставочного дела как Милан, Барселона, Ганновер используется и в нашей стране. Так, планируется, что к 2020 году около Казани появится Умный город - Smart City, одна из важнейших целей создания которого, судя по замыслам, проведение мероприятий МИСЕ-индустрии - выставок и конгрессов [3].
Таким образом, одной из перспективных сфер развития экономики становится туризм, в т. ч. такие его виды, как событийный туризм. Современные города, стремящиеся развивать туристскую сферу, должны, проанализировав имеющиеся преимущества и ресурсы, сформулировать стратегические цели и сконцентрироваться на том виде городского туризма, для развития которого имеются конкурентные преимущества. Одним из наиболее перспективных видов городского событийного туризма становятся выставки различного масштаба, привлекающие как профессионалов, так и обычных посетителей; тем самым создающие рабочие места по проведению и обслуживанию выставки, стимулирующие сооружение современных выставочных комплексов и инфраструктуры; способствующие «переливу знаний» и продвижению бренда города как туристской дестинации.
Список литературы
1. Акопов B.C., Магаэанник В.Д., Мартынов Л.М. Менеджмент в информационно-коммуникационной среде как система // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 9-15.
2. Ганиева З.Ф. Коммуникационный менеджмент как инструмент оптимизации организационных отношений //Социальная политика и социология. 2010. № 8. С. 456-460.
3. Мартынов Л.М. Информационно-коммуникационный вектор современного развития менеджмента и менеджментология // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 12. С. 157-158.
4. Мооеева Г.В., Мооеева Н.М. Оценка информационно-коммуникационного обеспечения менеджмента //Современные технологии управления. 2012. № 14. С. 11-15.
5. Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент как важный фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. № 34. С. 9.
6. Пономарева Г. И. PR-консалтинг как направление коммуникационного менеджмента // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 23. С. 066-068.
7. Риччери М. Коммуникационный менеджмент в поддержку отношений ЕС и России: методологические предложения на примере евразийского проекта // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. №34. С. 11.
8. Смирнова Н. Креативный менеджмент как технология повышения эффективности коммуникационной деятельности современной организации //Север промышленный. 2010. № 5. С. 41.
9. Фельк С.И., Ридель Л.Н. Понятие коммуникационного менеджмента в теории управления // Перспективы науки. 2010. № 9. С. 85-90.
10. Чемоданова О.Н. Коммуникационный менеджмент как фактор повышения эффективности современной организации //Управленческие науки. 2013. № 2. С. 58-62.
■ ■ ■ TRAVEL AND EXHIBITION ACTIVITIES AS A FACTOR OF COMMUNICATION MANAGEMENT
Author: NOVITSKY D.S.
NOVITSKY Denis Sergeevich, candidate for a master’s degree, Institute of State Service and Human Resources of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA).
Address: Moscow, Russian Federation.
Tel.: +7 (925) 006-30-86, e-mail: [email protected]
Annotation. The article discusses the mechanisms of attracting tourists through communication management. We investigate the issues of integration of the exhibition projects in the urban environment information.
Keywords: exhibition, exhibitions management, urban environment, Communication Management References
1. Akopov, y.S., Magazannik V.D., Martynov L.M. Menedzhmentv informacionno-kommunikacionnoj srede kakSistema. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012 № 12 [Akopov, V.S., Magazannik V.D., Martynov L.M. (2012) Management in information and communications environment as a system. Teacher education and science. No. 12, pp. 9-15.]
2. Ganieva Z.F. Kommunikacionnyj menedzhment как instrument optimizacii organizacionnyh otnoshenij. So-cial'naja politika i sociologija. 2010. №8 [Ganieva Z.F. (2010) Communications management as a toolforopti-mization of organizational relations. Social Policy and Sociology. No. 8, pp. 456-460.]
3. Martynov L.M. Informacionno-kommunikacionnyj vektor sovremennogo raz-vitija menedzhmenta i menedzhmentologija. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010. №12 [Martynov L.M. (2010) Information and communication vector modern development and management menedzhmen-tologiya. International Journal of applied and fundamental research. No. 12, pp. 157-158.]
4. Moseeva G.V., Moseeva N.M. Ocenkainformacionno-kommunikacionnogoobespechenija menedzhmenta. Sovremennye tehnologii upravlenija. 2012 №14 [Moseeva G.V., Moseeva N.M. (2012) Score to information and communication management. Modern control technology. No. 14, pp. 11-15.]
5. Pashentsev E.N. Kommunikacionnyj menedzhment как vazhnyj faktor obespechenija nacional'noj i mezh-dunarodnoj bezopasnosti. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyjvestnik. 2012 №34 [Pashentsev E.N. (2012) Communications management as an important factor of national and international security. Public Administration. The newsletter. No. 34, p. 9.]
6. Ponomareva G.l. PR-konsaiting как napravlenie kommunikacionnogo menedzhmenta. Sborniki konferencij. NIC Sociosfera. 2013 №23 [Ponomareva G.l. (2013) PR-consulting the direction of communication management. Collections Sociosphere. SIC conferences. No. 23, pp. 066-068.]
7. RicceriM. Kommunikacionnyj menedzhmentvpodderzhku otnoshenij ESi Rossii: metodologicheskie pred-lozhenija na primere evrazijskogo proekta. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyjvestnik. 2012 №34 [Ricceri M. (2012) Communication management in support of EU-Russia relations: methodological proposals on the example of the Eurasian project. Public Administration . The newsletter. No. 34, p. 11.]
8. Smirnova N. Kreativnyj menedzhment как tehnologija povyshenija jeffektivnosti kommunikacionnoj de-jatel'nosti sovremennoj organizacii. Sever promyshlennyj. 2010 №5 [Smirnova N. (2010) Creative Management as a technology to increase the efficiency of the communication activities of the modern organization. Industrial North. No. 5. p. 41.]
9. Felk S.I., Riedel L.N. Ponjatie kommunikacionnogo menedzhmenta v teorii upravlenija. Perspektivy nauki. 2010. №2 [Felk S.I., Riedel L.N. (2010) Concept of communication management in control theory. Perspectives science. No 9. pp. 85-90.]
10. Chemodanova O.N. Kommunikacionnyj menedzhment как faktor povyshenija jeffektivnosti sovremennoj organizacii. Upravlencheskie nauki. 2013. №2 [Chemodanova O.N. (2013) Communications management as a factor in increasing the efficiency of the modern organization. Management Sciences. No 2. pp. 58-62.]