Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2020
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В.П. ОБОЛЕНСКИЙ
доктор экономических наук, главный научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН
ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ:
РЕАКЦИЯ РОССИИ1
В статье рассматривается влияние на внешнюю торговлю России основных внешних факторов, осложняющих ее развитие и развитие экономики в целом, - волатильности мировых цен, пандемии коронавируса, роста протекционизма, распространения торговых войн, нарастающей регионализации международной торговли, усиления геополитической напряженности и связанной с ним санкционной политики западных стран. Анализируются действия российского правительства и отечественного бизнеса, направленные на смягчение последствий от ухудшения условий внешней торговли. Обращается внимание на необходимость сохранения акцента на переориентации части торговых потоков с западных на другие страны, усиления поддержки экспорта, создания условий для расширения масштабов свободной торговли со странами дальнего зарубежья, сужения сферы импортозамещения.
Ключевые слова: мировая торговля, пляска цен, коронавирус, протекционизм, торговые войны, торговая политика России, поддержка экспорта, соглашения о свободной торговле, импортозамещение. JEL: F13, F14, F15.
DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10029
В наших предыдущих исследованиях показано, что в последние годы международная торговая система - комплекс торговых отношений всех стран мира и унифицированных правил их регулирования, базирующихся на правовых документах ВТО, - испытывает возрастающее напряжение2. За последние три года ситуация в мировой торговле
1 Исследование выполнено в Институте экономики РАН за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований (проект 18-014-00032 «Новые факторы развития внешнеэкономических связей России: риски и возможности»).
2 Автор уже писал об этом в своих более ранних работах: Оболенский В.П. Мировые цены: влияние на внешнюю торговлю России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. С. 121-132; Оболенский В.П. Рост напряженности в международной торговле: риски для России // Вестник Института экономики Российской академии наук.. 2019. № 3. С. 92- 10.
не стала определенней. Конъюнктура на внешних рынках продолжает менять свои векторы, за повышением цен следует их снижение, очередной период которого начался в прошедшем году. Расширяется использование правительствами многих стран тарифных и нетарифных мер защиты своей экономики. Не окончились развязанные Соединенными Штатами торговые войны, с их стороны продолжаются атаки на согласованный на многостороннем уровне порядок применения торгово-политических инструментов. В результате реальный объем мировой торговли товарами, по данным ВТО, в 2019 г. сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим годом, объем торговли услугами вырос совсем незначительно - на 2%, а суммарный стоимостной объем торговли товарами и услугами уменьшился на 1,8% при сохранении положительной динамики глобального ВВП - 2,3% [1].
В начале текущего года и без того сложная ситуация в мировой экономике и торговле заметно обострилась: человечество столкнулось с небывалым вызовом - пандемией коронавируса. Она уже привела к негативным социально-экономическим последствиям: к снижению деловой активности во всем мире, приостановке работы предприятий или к их закрытию, синхронному сжатию глобального предложения и спроса, разрыву в цепочках поставок, к росту безработицы, вызвала снижение цен на нефть. Вслед за этим цены на «черное» золото обвалились еще больше - в результате развала сделки ОПЕК+, что грозит ухудшением ценовой конъюнктуры на рынках базовых товаров. Международные экономические организации и авторитетные аналитические центры, учитывая влияние данных факторов, считают вероятным сползание мировой экономики в рецессию, которая может оказаться более глубокой, чем в 2008-2009 гг., когда глобальный ВВП сократился почти на 2%.
Правительства большинства стран в спешном порядке принимают антикризисные меры, направленные на поддержку здравоохранения, малого бизнеса, туристических компаний и обслуживающей их инфраструктуры, авиаперевозчиков и предприятий других видов транспорта, банков и населения. Лидеры стран G20 в коммюнике по итогам удаленной встречи в конце марта объявили о решимости принять все необходимые меры для сохранения уровня занятости и финансовой стабильности, минимизации последствий коронавируса для торговли и цепочек поставок.
В данной статье анализируются изменения, имевшие место в развитии мировой торговли в последние два с половиной года и рассматривается комплекс мер, которые реализуются или могут быть приняты российским правительством для смягчения негативного влияния внешних факторов на отечественную внешнюю торговлю и экономику в целом.
Усиление существовавших рисков
и влияние коронавируса
Пляска цен и пандемия коронавируса. В изменении стоимостных объемов международной торговли определяющую роль играет вола-тильность цен на мировых товарных рынках. Она отражает циклический рост мирового производства, взлеты и падения спроса на отдельные группы товаров и услуг, в том числе вследствие операций спекулятивного капитала на мировых биржевых площадках [2, с. 64]. Неравномерность ценовой динамики имела место и в последние десять лет. Цены на базовые товары (commodities), рухнувшие в ходе глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. более чем на 30%, относительно быстро восстановились. В 2011 г. они превысили уровень 2008 г., но впоследствии началось их глубокое падение, продолжавшееся вплоть до 2017 г. (более чем на 35% по сравнению с 2014 г.), которое вновь сменилось трехлетним ростом. При этом в прошедшем году цены на минеральное сырье, руды, металлы и топливо выросли, а на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие снизились (см. табл. 1).
Таблица 1
Индексы мировых цен на базовые товары, 2015 г. = 100
Группы товаров 2014 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Все базовые товары 156,8 90,6 106,4 123,4 114,2
Продовольственные товары 118,5 103,6 102,3 95,6 93,8
Сельскохозяйственное сырье 115,3 99,7 104,9 103,1 99,1
Минеральное сырье, руды и металлы* 120,7 104,6 116,4 117,8 125,1
Топливо 179,9 82,5 103,9 132,5 115,8
* - исключая топливо.
Источник: составлено автором по: Unctadstatdatabase. Free market commodity prices indices, annual (2015=100). unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx? ReportId= 140863.
Периодические изменения мировых цен напрямую сказываются на динамике стоимостных объемов отечественного экспорта, вносящего ощутимый вклад в поддержание объемов производства, уровня занятости и доходов предприятий и населения. Экспорт в течение 2017-2018 гг. стремительно увеличивался (более чем на 25% ежегодно), но основным фактором его роста, как показывают данные таможенной статистики, выступало ежегодное 20%-е повышение контрактных цен на отечественные товары. В прошедшем году экспорт сократился
на 6% при почти таком же снижении средних цен - в течение первых трех кварталов цены падали на 5-7% (квартал к кварталу). Российский импорт в 2017 г. вырос на 25% при повышении цен на 7%, в 2018г. - на 5% (индекс цен - 3%) и в 2019 г. - на 2% (индексы цен квартал к кварталу - 97-99%)3. На стоимостные показатели импорта мировые цены оказывают менее заметное влияние: отсутствие производства на территории РФ нужного оборудования, комплектующих и сырья, а также низкое качество отечественной продукции вынуждают предприятия прибегать к закупкам за рубежом даже при обесценившемся рубле, сдерживающем рост импорта [3].
В начале текущего года значительно ухудшилась конъюнктура на мировом рынке нефти, но причиной этого стал не только рост ее запасов и избытка предложения, как это случалось прежде, а вспышка эпидемии коронавируса в Китае, который является ее крупнейшим потребителем, и распространение заболевания на азиатские, европейские и другие страны. Временное закрытие и остановка предприятий по всему миру ударили по спросу на энергоресурсы, нефтяные котировки неуклонно ползли вниз. За январь-февраль фьючерсы на нефть марки Brent подешевели почти на 30% - с 68 долл. за баррель на 6 января до 50 долл. за баррель на 2 марта. Эксперты надеялись, что падение носит кратковременный характер и цены пойдут вверх после намечавшегося продления действовавшего с ноября 2016 г. соглашения ОПЕК+, которое помогло стабилизировать рынок, снять с него давление излишних запасов, сблизить величины спроса на нефть и ее предложения. Однако неготовность основных нефтедобывающих стран - России и Саудовской Аравии - договориться о его продлении и дальнейшем ограничении добычи привела к дальнейшему снижению котировок - до 26долл. за баррель на 18 марта. И хотя в начале апреля новое соглашение членов ОПЕК и стран вне ОПЕК об ограничении добычи было достигнуто, нефтяные цены остаются низкими. Большинство экспертов не ожидают их повышения к концу года выше уровня 40-50 долл. за баррель. Очевидно, что невысокие цены на нефть спровоцируют новый виток падения мировых цен на все другие базовые товары, которые и без того, по октябрьскому (2019 г.) прогнозу Всемирного банка, в текущем году будут идти вниз4.
Состояние мирового рынка нефти представляет особую опасность для России. Глобальный спрос на нефть в апреле 2020 г., по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), упал до минимума за последние 25 лет. На фоне разрушения спроса и наращивания
3 ФТС РФ. База данных ТСВТ. stat.customs.ru.
4 World Bank. Commodity markets outlook. October 2019. www.worldbank.org.commod-ities.
поставок мировыми производителями в предыдущие месяцы на рынке сформировалось избыточное предложение. Излишки закупаются по бросовым ценам, доступные мощности для хранения нефти (танкеры, трубопроводы и наземные хранилища) близки к заполнению. После выхода прогноза МЭА июньские фьючерсы на нефть марки Brent опустились на 4% - до $28,4 за баррель5. Все это может привести к масштабному сокращению экспортных отечественных поставок энергоресурсов и других товаров, объемов валютных поступлений, новому ослаблению рубля и ограничению возможностей закупок продукции за рубежом.
Нынешняя понижательная конъюнктура на нефтяном рынке грозит повторением ситуации, имевшей место во внешней торговле России в 2014-2016 гг., когда поставлявшиеся за рубеж топливно-энергетические товары подешевели за три года на 42%. В результате этого экспорт по стоимости сократился на 46%, причем подавляющая часть этого падения (83,5%) пришлась на долю нефти, нефтепродуктов и природного газа [4, с. 38], суммарная стоимость поставок которых снизилась на 57%. Снижение цен на нефть не только привело к сокращению валютных поступлений от экспорта, но и повлекло за собой серьезное ослабление рубля, удорожание импортных товаров, увеличение темпов инфляции и ухудшение социально-экономического положения населения.
Протекционизм и торговые войны. Пляска цен происходит на фоне новой волны протекционизма. По данным ВТО, странами - членами организации в 2017 г. было принято 108 новых ограничительных мер, охвативших импорт объемом 79 млрд долл., в 2018 г. - 137 мер, распространившихся на импорт объемом 588 млрд долл., в 2019 г. - 102 ограничения, затронувших рекордный объем импорта - 747 млрд долл., что на 27% больше, чем в аналогичном предыдущем периоде. В число этих мер входили повышение тарифов, количественные ограничения, ужесточение таможенных процедур, а также введение налогов на импорт и экспортных пошлин. К концу 2019 г. упомянутые ограничения, включая принятые ранее, охватили 7,5% всего мирового импорта товаров (1,7 трлн долл. из 19,5) [5]. Неуклонно растет также число применяемых членами ВТО специальных мер защиты рынка - антидемпинговых и компенсационных пошлин, защитных мер. Если в 2016 г. введено в действие 201 такого рода ограничения, то в 2017 г. введенных мер было уже 219, в 2018 г. - 238, в первой половине 2019 г. - 1136.
5 РБК. Спрос на нефть в мире упал до уровня 1995 г. www.rbc.ru/economics/15/04/2020 /5e96c3bc9a7947288e5b4d69.
6 WTO. Trade topics. Anti-dumping. Subsidies & countervail measures. Safeguardmeasures. www.wto.org.
Новая волна протекционизма серьезно затронула российских экспортеров. За последние четыре года количество национальных рынков, на которых в отношении отечественной продукции действуют различные ограничительные меры, выросло с 26 до 34, а число таких мер - со 110 до 190, то есть в 1,9 раза. В период 2016-2019 гг. на рынках других стран вступало в действие ежегодно в среднем 20 новых ограничений на экспортную продукцию России, наиболее активно они вводились в прошедшем году (см. табл.2).
Таблица 2
Ограничения в отношении российских товаров на рынках зарубежных стран, по состоянию на 1 января соответствующего года
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Ограничительные меры - всего 110 130 142 159 190
в т. ч. вновь введенные 13 20 12 17 31
Антидемпинговые меры 40 41 43 48 50
Компенсационные меры 1 1 1 1 1
Защитные меры 15 17 11 19 25
Прочие нетарифные меры 54 71 87 91 114
в т. ч. технические барьеры 9 10 16 12 18
санитарные и фитосанитарные меры 7 15 23 26 38
административные меры 21 28 21 23 30
Число стран, применивших ограничения 26 27 27 31 34
Источник: составлено автором по: Торговые ограничения. Портал внешнеэкономической информации. www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp.
В общем количестве ограничений три пятых приходится на прочие нетарифные меры - на санитарные и фитосанитарные меры, на технические барьеры, административные меры, рост которых внес основной вклад в увеличение общего количества ограничений. На долю специальных мер защиты рынка падает 40% всех применяемых мер. В начале прошлого года Минэкономразвития РФ оценивало ущерб от действовавших барьеров суммой 6,3 млрд долл. [6].
В усиление протекционизма в международной торговле внушительный вклад внесла американская администрация, развязавшая торговые войны со всем миром и избравшая своим оружием в них увеличение импортных пошлин на отдельные виды готовой продукции, а также на сталь и алюминий. Повышение Соединенными Штатами уровня тарифной защиты своего рынка подтолкнуло затронутые американскими мерами страны на введение ответных ограничений
в отношении продукции из США, вынудило экспортеров переориентировать поставки с американского рынка на другие страны и спровоцировало эти страны на ограничение импорта определенных товаров, произведенных не в Америке.
Основным объектом американского натиска в сфере торговых отношений стал Китай, который, по их мнению, применяет «несправедливые» и искажающие торговлю практики, наносящие ущерб США. В ходе развернувшейся тарифной войны Соединенные Штаты и КНР первоначально обменивались взаимными ограничениями, облагали дополнительными пошлинами ввоз товаров друг друга, охватив ими в итоге примерно треть импорта каждой из стран. В ходе саммита С20 в Буэнос-Айресе (декабрь 2018 г.) Соединенные Штаты и КНР объявили о временном перемирии, договорившись приостановить введение новых повышенных пошлин, обсудить вызывающие разногласия вопросы торговой политики и найти взаимоприемлемые решения. Продолжавшиеся больше года переговоры завершились подписанием в середине января 2020 г. торгового соглашения так называемой «первой фазы», приостановившего эскалацию конфликта. Соглашение затрагивает вопросы интеллектуальной собственности, трансфера технологий, торговли продовольствием и сельскохозяйственной продукцией, финансовых услуг, макроэкономической политики и валютного регулирования, транспарентности, расширения торговли и порядка разрешения споров. Оно будет действовать в течение двух лет, но уже в текущем году намечается второй этап переговоров, в ходе которого, вероятно, будут обсуждаться чувствительные темы, не нашедшие отражения в подписанном соглашении, - субсидирование промышленности и деятельность государственных торговых предприятий [7].
В рамках упомянутого соглашения КНР приняла на себя обязательства увеличить за два года закупки американских товаров и услуг на сумму 200 млрд долл., в том числе промышленных товаров - на 78, сельскохозяйственной продукции - на 32, продукции энергетического сектора - на 52, услуг - на 38 млрд долл. Выполнение этих обязательств может негативно сказаться на экономиках других стран - Австралии, Бразилии, Канаде, России, экспортирующих в Китай сырьевые товары. Им, скорее всего, придется сокращать объемы своих поставок. В частности, Россия, на которую приходится 13% всего китайского энергетического импорта, может потерять свою нынешнюю долю на рынке КНР. При этом США сохранили на неопределенное время ранее введенные повышенные пошлины (25%) на ввоз продукции из Китая общим объемом 250 млрд долл., что вынудит китайских производителей переориентировать поставки с американского рынка на рынки других стран. Таким образом, подписанное соглашение, формально носящее двусторонний характер, фактически затронет всех участни-
ков мировой торговли и не только не снизит напряженность в ней, но и может привести к возникновению новых торговых конфликтов.
Добившись от Китая согласия на расширение своего экспорта, США намереваются форсировать работу над торговыми договорами с ЕС, Великобританией и Бразилией, демонстрируя тем самым решимость продолжать торговые войны со всем миром, игнорируя собственные обязательства в ВТО и ломая сложившуюся систему глобального регулирования трансграничных потоков товаров и услуг.
Санкции западных стран в отношении России. Осложняет торговые отношения России с другими странами усилившаяся геополитическая напряженность. Введенные в 2014 г. Западом в обход Совбеза ООН антироссийские экономические санкции закрыли для отечественных предприятий ТЭК и ОПК возможности приобретения товаров и технологий двойного назначения, а также технологий, связанных с добычей углеводородного сырья из сланцев и на континентальном шельфе, в том числе на арктических месторождениях. Не секрет, что именно эти страны являются практически монополистами на рынках таких товаров и технологий и найти какие-либо другие источники их получения на других рынках чрезвычайно сложно. Привлечение отечественными банками и корпорациями средств с мировых рынков ссудного капитала заблокировано, в результате чего они сталкиваются с трудностями в рефинансировании внешних долговых обязательств, приобретении активов за рубежом. Но дело не только в конкретном содержании самих санкций. Западные корпорации и фирмы вынуждены учитывать в своей деятельности внешнюю политику своих правительств, более сдержанно относиться к развитию экономического взаимодействия с российскими предприятиями и банками. В последнее время работающие в России западные ТНК не создают новых мощностей, сворачивают производственные программы, а некоторые, как, например, General Motors и Ford, вообще уходят с отечественного рынка. Российские участники внешнеэкономической деятельности при заключении сделок с западными партнерами стремятся включать в контракты санкционные оговорки, предусматривающие компенсации за невыполнение обязательств, однако далеко не всем из них это удается.
Американская администрация идет еще дальше и использует санкции не только для оказания давления на российских юридических и физических лиц, но и для принуждения компаний других стран к отказу от сотрудничества с предприятиями России. В частности, например, швейцарская компания Allseas Group S.A. в декабре 2019 г. прекратила исполнение обязательств перед Газпромом по прокладке труб на морском участке Северного потока-2 под угрозой введения против нее санкций, предусмотренных в бюджете США на текущий год.
Российские ответы
Россия и страны - члены ОПЕК во главе с Саудовской Аравией, придя в ноябре 2016 г. к соглашению о сокращении добычи нефти и исполняя в течение трех лет свои обязательства, продемонстрировали всему миру, и себе в том числе, что мировые цены поддаются регулированию. Если в 2016 г. баррель нефти Brent стоил 32 долл., то через год его цена выросла до 56, в 2018 г. составляла 69, в 2019 г.-61, в 2020 г.- 63 долл. за баррель (данные на январь соответствующего года). На этом фоне неожиданное решение не продлевать действие соглашения привело к обвалу нефтяных цен в марте с. г. почти на 62% по сравнению с началом 2020 г.
Отдельные российские специалисты не считают нынешний уровень цен драматичным и ожидают, что при таких ценах эффективность американских сланцевых проектов будет снижаться, в результате чего они будут закрываться. При уходе с рынка сланцевой нефти США цены, по их мнению, могут вырасти до 60 долл. за баррель уже в нынешнем году7. Однако несмотря на договоренность России и ОПЕК о возобновлении сокращения добычи, рынок не проявляет признаков существенного оживления.
Негативные последствия падения цен на нефть государство пытается смягчить с помощью инструментов денежно-кредитной политики. Минфин заявляет, что ему потребуется прибегнуть к использованию средств Фонда национального благосостояния, поскольку фактор нефти практически на 3 трлн руб. снижает объемы поступления нефтегазовых доходов в бюджет8. ЦБ России, реагируя на резкое падение курса рубля (с 67,5 руб. за долл. 7 марта до 80,2 руб. 20 марта) начал продажи валюты на внутреннем рынке, выручив за неделю 33,4 млрд руб.9 Правительство объявило о создании антикризисного фонда, об обнулении импортных пошлин на ряд товаров, упрощении таможенного оформления при ввозе социально значимой продукции, об освобождении в текущем году авиационных и туристических компаний от части взносов и введении для них налоговых каникул, предоставлении регионам бюджетных кредитов, расширении кредитования для производителей лекарств и медицинского оборудования, малого
7 Сечин назвал условие для роста цен на нефть до $60 за баррель в этом году. www. rbc.ru/business/20/03/2020/5e7523f99a7947128306cbd4.
8 Силуанов сообщил, что бюджет России в 2020 г. будет дефицитным. tass.ru/ ekonomika/8011905?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer= https%3A%2F%2Fyandex.rrru%2Fnews.
9 ЦБ раскрыл объемы продажи валюты во время обвала рубля 18 марта. www.rbc.ru/ finances/20/03/2020/5e74706e9a7947306b9d3dcb.
и среднего бизнеса, увеличении оплаты труда медицинских работников, ведущих лечение пациентов, заразившихся коронавирусом. Для купирования проявлений кризиса зарезервировано 1,4 трлн руб., или около 1,3% ВВП10. Этот пакет помощи бизнесу и населению пополняется вслед за обострением ситуации: руководство страны обнародовало планы расширения прямой финансовой поддержки малому и среднему бизнесу: компании, которые сохранили не менее 90% сотрудников, получат от государства средства на выплату зарплат. Каждый сотрудник таких пострадавших компаний сможет претендовать на выплату в размере одного минимального размера оплаты труда. Также будет расширена программа зарплатных кредитов, причем не менее чем на 75% таких кредитов будут предоставлены гарантии Внешэкономбанка. Кроме того, планируется использовать новый специальный финансовый продукт - льготный кредит на пополнение оборотных средств, необходимых предприятиям для закупки сырья и комплектующих, выплаты авансов поставщикам.
Последние годы показали, что российский бизнес и государство адекватно отреагировали на осложнение условий сотрудничества с западными странами, направляя все большую часть экспортной продукции на рынки стран Азии, Океании и Южной Америки и закупая там возрастающие количества импортных товаров. За 2016-2019 гг. отечественный экспорт в страны АТЭС (без Канады и США) вырос на 42%, импорт из этих стран - на 52% при заметно меньшем увеличении экспорта и импорта в целом - соответственно на 23 и 33%. Доля стран АТЭС за этот период возросла в российском экспорте с 19,9 до 23%, в импорте - с 31,2 до 35,6%. Вследствие такой переориентации товарных потоков удельный вес основного торгового партнера России -Европейского союза сократился на 3,5 п. п. в экспорте и на 2,1 п. п. в импорте (см. табл. 3).
«Азиатский разворот» стал возможным во многом благодаря активизации российско-китайского сотрудничества. Экспорт в КНР за анализируемый период увеличился вдвое, импорт - более чем в полтора раза. Заметный вклад в расширение поставок в Китай вносят и будут вносить компании топливно-энергетического комплекса, на которые приходится около трех четвертей экспорта в эту страну. Роснефть продолжает исполнение подписанного с китайским контрагентом контракта на поставку 365 млн т нефти в течение 25 лет. С текущего года объем экспорта товаров топливной группы увеличится: по сданному в конце 2019 г. газопроводу «Сила Сибири» в КНР за текущий год поступит минимум 5 млрд куб. м природного газа, за 2021 г. - 10 млрд,
10 РБК. Власти накопили перед кризисом денежную подушку на 18 трлн руб. www. rbc.ru/economics/08/04/2020/5e8b541b9a79470d40d7264b.
Таблица 3
Динамика торговли России со странами АТЭС и ЕС и их долей в российском экспорте и импорте
2015 г. 2017 г. 2019 г.
экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт
Страны АТЭС*, млрд долл. 68,5 57,0 75,1 78,1 97,4 86,9
доля в % 19,9 31,2 21,0 34,3 23,0 35,6
в т. ч. Китай, млрд долл. 28,6 35,0 38,9 48,1 56,8 54,1
доля в % 8,3 19,1 10,9 21,0 13,4 22,2
Страны ЕС, млрд долл. 165,6 70,2 159,7 86,9 189,2 88,6
доля в % 48,2 38,4 44,6 38,2 44,7 36,3
Весь мир, млрд долл. 343,5 182,9 357,3 227,9 422,8 243,8
* без Канады и США.
Источник: составлено автором по: ФТС РФ. База данных ТСВТ. stat.customs.ru.; Статистика. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран, январь-декабрь 2019 г. www.customs.ru.
за 2022 г. - 15 млрд куб. м11. Стабильно растет экспорт других товаров -древесины и изделий из нее, меди, энергетического оборудования, рыбы и морепродуктов. Темп прироста импорта из КНР практически равен аналогичному показателю стран АТЭС в целом.
Опережающая динамика торговли с участниками Форума АТЭС складывается не спонтанно, а под косвенным воздействием государства. «Азиатский разворот» обеспечивают главным образом компании с государственным участием, в том числе предприятия ОПК. Правительство не может напрямую влиять на географию товарных потоков: будучи членом Евразийского экономического союза, Россия, как и другие участники этого объединения, передала формирование и реализацию торговой политики на наднациональный уровень. Это касается и делегирования Евразийской экономической комиссии права стимулировать географическую диверсификацию поставок товаров через заключение соглашений о свободе торговли с зарубежными странами. К настоящему времени таких действующих соглашений у Евразийского союза всего четыре - с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном, внутренние рынки которых невелики.
11 В соответствии с подписанным в 2014 г. контрактом Газпром после выхода газопровода на проектную мощность должен поставлять в Китай 38 млрд куб. м газа ежегодно.
Переключение торговых потоков на незападные страны в нынешней ситуации представляется закономерным. В среднесрочной перспективе санкционное давление на Россию со стороны США и их союзников вряд ли снизится. Это по-прежнему будет мотивировать российский бизнес на развитие взаимодействия со странами Азии, Латинской Америки и Африки, а в широком смысле - на сохранение ориентации на Восток. Даже с учетом того, что указанные страны, которые способны в какой-то мере компенсировать потерю импорта из Европы и США некоторых продовольственных и массовых промышленных товаров, не могут быть источниками поставок особо необходимых отечественной экономике последних поколений оборудования и технологий.
В текущем году «азиатскому развороту» будет способствовать неравномерность сокращения экспортных поставок и закупок импортной продукции различными странами. В наибольшей мере, по прогнозу МВФ, сократятся объемы торговли развитых стран: экспорт - на 12,8%, импорт - на 11,5%. У стран с формирующимися рынками и развивающихся стран торговля упадет менее значительно - соответственно на 9,6 и 8,2%12.
Одновременно с усилением ориентации на Восток в России заметно активизировалась работа по обеспечению развития экспорта, главным образом несырьевой продукции, на объемы поставок которой мировая конъюнктура влияет в меньшей мере, чем на базовые товары. В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» целью экономической политики объявлено формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых должна составить не менее 20 % ВВП страны [8]. Решение этой задачи - решающее условие предусмотренного в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт» увеличения за 2019-2024 гг. объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров в 1,85 раза по сравнению с 2017 г., продукции агропромышленного комплекса - в 2,1, экспорта услуг - 1,7 раза13. Выход на намеченные показатели предусматривается обеспечить за счет проведения промышленной, аграрной
12 IMF. World Economic Outlook, April 2020: Chapter 1. www.imf.org/en/Publications/ WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020.
13 Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт». Утвержден Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. static.government.ru/media/files/FL01MAEp8YVuAkvbZ otaYtVKNEKaALYA.pdf.
и торговой политики, направленной на достижение международной конкурентоспособности российских товаров и услуг, сокращения административных процедур и снижения барьеров, сдерживающих экспорт, завершения создания гибкой линейки финансовых инструментов его поддержки, устранения логистических ограничений и создания единой системы институтов продвижения экспорта. На выполнение данного проекта предполагается направить 957 млрд руб.
В достижение намеченных показателей должен внести свой вклад Российский экспортный центр (РЭЦ), в который интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и «Росэксимбанк». РЭЦ предоставляет экспортерам финансовую поддержку в форме кредитования, страхования, гарантий, финансирования участия в выставках и ярмарках, а также оказывает им нефинансовую поддержку посредством оказания юридических, информационных, образовательных, консультационных и рекламных услуг. В последние три года объем экспорта, поддержанного государством через РЭЦ, составлял ежегодно около 20 млрд долл.14
В 2018 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта достиг рекордного уровня -154,2 млрд долл. Но первый, 2019 г. реализации национального проекта не принес ожидаемых результатов: прирост экспорта оказался символическим - 0,2%. По расчетам ЦМАКП, выполненным в декабре 2019 г., ожидаемая величина несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров составила 92% от целевых показателей. Из недобранных 8% более половины было обусловлено снижением контрактных цен на поставленные товары, прежде всего на продукцию металлургии, остальное - медленным ростом физического объема экспорта из-за усиления протекционизма на мировых рынках. При этом эксперты Центра считали, что поставки товаров агропромышленного комплекса превысят намеченный уровень [9]. В ближайшее время оба названных фактора продолжат негативно влиять на объемы поставок, что существенно осложнит реализацию национального проекта наращивания экспорта.
В этой связи представляется важным, чтобы принимаемые в настоящее время меры по купированию распространения коронавируса и снижения цен на нефть, а также другие сырьевые товары не привели к ослаблению внимания к вопросам поддержки экспорта, приобрета-
14 Фрадков П.М. Пора выходить из зоны комфорта стран СНГ // Коммерсантъ-Деньги. 2017. № 52. С. 18-20; Глава РЭЦ назвала основные направления работы для развития несырьевого экспорта. www.exportcenter.ru/press_center/news/glava-rets-nazvala-osnovnye-napravleniya-raboty-dlya-razvitiya-nesyrevogo-eksporta/.
ющим в нынешних условиях еще большую актуальность, и к сокращению финансирования федеральных проектов его развития15.
Наращиванию экспорта в целом могло бы помочь более активное участие России в интеграционных процессах, предполагающих, как правило, облегчение доступа на рынки друг друга партнерами того или иного регионального торгового соглашения (РТС). В рамках всех действующих региональных торговых соглашений обращается в настоящее время, по оценке ВТО, более трех пятых всего объема мировой торговли товарами16. Участниками РТС, включая трансрегиональные, являются все без исключения члены ВТО, каждый из них входит в среднем в 14 торговых группировок. На рынках всех стран -членов РТС их партнеры по соглашениям пользуются торговыми преференциями (отсутствием ввозных пошлин либо низкими пошлинами), что не может не сказываться неблагоприятно на экспортерах третьих стран, в том числе российских.
Участие России в формировании РТС до последнего времени ограничивалось решением задач сохранения и развития экономических связей на пространстве бывшего Советского Союза. С созданием Таможенного союза в составе Беларуси, Казахстана и России (2010 г.) в интеграционной политике России начался качественно новый этап - переход от двусторонних к многосторонним соглашениям. В 2011 г. вошло в силу многостороннее соглашение о зоне свободной торговли СНГ. На базе ТС в 2015 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который наряду с основавшими его странами вошли также Армения и Киргизия. С этого времени последующее продвижение России по пути развития интеграционного взаимодействия с другими странами определяется договоренностями ЕАЭС.
Евразийский экономический союз, как уже отмечалось, подписал соглашения о свободной торговле с Вьетнамом (2015 г.), Ираном (2018 г., соглашение временное), Сербией и Сингапуром (2019 г.), продолжает переговоры о ЗСТ с Египтом, Израилем и Индией. Заинтересованность в установлении преференциального режима в торговле с Евразийским союзом выражают и другие азиатские страны, в частности, некоторые члены сообщества АСЕАН (Таиланд, Индонезия и Малайзия).
Подписанные Россией и ЕАЭС и готовящиеся Евразийским союзом региональные и трансрегиональные торговые соглашения охва-
15 В национальный проект «Международная кооперация и экспорт» входят пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Экспорт услуг», «Логистика международной торговли», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».
16 World Trade Statistical Review 2017. WTO. Р. 12. www.wto.org/english/res_e/statis_e/ wts2017_e/wts17_toc_e.htm.
тывают лишь незначительную часть глобального рынка. На страны, являющиеся настоящими или будущими участниками соглашений с ЕАЭС/Россией, приходится 5,6% ВВП, 6,1% спроса и 8,9% импорта всех стран мира. Соответственно девять десятых отечественных экспортных поставок осуществляется в страны, на рынках которых в отношении российской продукции действуют импортные пошлины, вследствие чего товары из России менее конкурентоспособны по цене в сравнении с продукцией, поставляемой в рамках соответствующих РТС. Поэтому расширение пространства, на котором действует режим свободной торговли, становится одной из важных задач интеграционной политики России.
В целях смягчения влияния негативных явлений в мировой торговле, в частности, санкционного давления западных стран, в течение последних пяти лет осуществляется политика импортозамещения. К настоящему времени в отношении промышленной продукции она каких-либо заметных результатов не принесла. Импорт за это время уменьшился, но отрасли отечественной промышленности, за редчайшим исключением, не смогли компенсировать сокращения его объемов и сужения номенклатуры закупаемой продукции. Помехами импортозамещению остаются отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья, а также низкое качество отечественной продукции. По данным регулярных мониторингов, проводимых Институтом экономической политики (ИЭП), около двух пятых предприятий не готовы отказываться от закупок импортных машин, оборудования и материалов даже в условиях роста рублевых цен на них, провоцируемого удешевлением национальной валюты. Тем не менее, ИЭП отмечает, что в прошедшем году российский бизнес начал чаще отказываться от импортного оборудования: 12% предприятий перешли на отечественные аналоги, тогда как годом ранее таких предприятий было 10%17.
Представляется, что политика импортозамещения в промышленности себя исчерпала. В этой связи имело бы смысл сузить фронт импортозамещения, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на разработке и внедрении в производство оборудования и технологий двойного и гражданского назначения для ОПК и ТЭК, в отношении которых западными странами введен запрет на продажу России.
Импортозамещение в отраслях АПК осуществляется более успешно. Прирост производства превысил величину сокращения ее импорта по свинине в 9,4 раза, мясу птицы и субпродуктов - в 3,8 раза,
17 Цухло С. Российские предприятия активизировали процесс импортозамещения. www.iep.ru/ru/kommentarii/sergey-tsukhlo-rossiyskie-predpriyatiya-aktivizirovali-protsess-importozameshcheniya.html.
мясу крупного рогатого скота (свежего или охлажденного) - в 2 раза [10]. В результате по этим трем группам товаров увеличение их товарных ресурсов оказалось существенным. Другими словами, в отношении этих видов продукции программу импортозамещения удалось реализовать полностью и даже перевыполнить, чего нельзя сказать о других ее видах.
Импульс сельскохозяйственному производству был дан государственной финансовой поддержкой, а также продовольственным эмбарго в отношении западных стран - участниц санкционного давления на Россию. Эта протекционистская мера дала неоднократно описанный в литературе эффект - принесла выигрыш производителям, ослабив конкуренцию со стороны иностранных поставщиков, и проигрыш потребителям, вынудив их приобретать более дорогие, но зачастую и менее качественные продовольственные товары.
Новая ситуация, сложившаяся в результате распространения коро-навируса и обвала мировых цен на нефть, позволяет прогнозировать активизацию импортозамещения, импульс которому дадут удешевление рубля и вялый рост внутреннего спроса на потребительские и инвестиционные товары.
* * *
С середины текущего десятилетия международная торговля испытывает возрастающее напряжение. В начале нынешнего года и без того сложная ситуация в ней заметно обострилась в результате распространения по планете коронавируса и глубокого падения мировых цен на нефть. Сжатие глобального спроса и предложения приведет к сокращению внешней торговли России и ее вклада в экономический рост. В этих условиях проведение отечественными предприятиями, фирмами и банками экспортно-импортных операций во многом будет зависеть от результативности предпринимаемых правительством мер, направленных на минимизацию потерь от внешних шоков. Чем эффективнее окажутся эти меры, тем меньшим будет негативное влияние шоков на экономику и внешнюю торговлю. Общим знаменателем для промышленной, аграрной, торговой и интеграционной политики остается повышение конкурентоспособности отечественного производства.
В торговой политике было бы желательным исходить из прагматических соображений. Очевидно, что в среднесрочной перспективе санкционное давление западных стран по-прежнему будет мотивировать российский бизнес на сохранение ориентации на Восток. Государство сможет поддерживать эту тенденцию, инициируя в Евразийской экономической комиссии проведение переговоров о формировании новых интеграционных соглашений с незападными странами. Под-
писание таких соглашений может способствовать решению задачи наращивания отечественного экспорта, поставленной высшим руководством страны. Политика импортозамещения, как показывает практика, относительно успешно осуществляется в агропромышленном комплексе, но в промышленности зашла в тупик. В этой связи имело бы смысл сконцентрировать ее в промышленности на более узких секторах, способных на осуществление разработок и внедрение в производство оборудования и технологий двойного и гражданского назначения для ОПК и ТЭК. Тем не менее, есть основания предполагать, что импортозамещение в экономике в целом, даже при отсутствии его государственного стимулирования, будет продолжаться под воздействием очередного обесценения рубля и слабого роста потребительского и инвестиционного спроса.
ЛИТЕРАТУРА
1. WTO. Trade set to plunge as COVID-19 pandemic upends global economy. www.wto. org/english/news_e/pres20_e/pr855_e.htm.
2. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика. М.: ВАВТ, 2015.
3. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. ИЭП им. Е.Т. Гайдара, РАНХиГС, Минэкономразвития РФ. 2018, февраль. № 2 (63). www.ranepa.ru/images/docs/ monitoring/2-63-rus-2018. pdf4.
4. Оболенский В.П. Внешняя торговля России в условиях снижения мировых цен
и «санкционной войны»//Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 9. С. 34-44.
5. WTO. Overview of developments in the international trading environment. www. wto.org/english/news_e/news19_e/dgra_12dec19_e.htm. Report shows sharp rise in the coverage of trade-restrictive measures from WTO members. https://www.wto.org/ english/news_e/news18_e/trdev_11dec18_e.htm.
6. Холявко А. Ограничения в $6 млрд. // Ведомости. 2019, 19 февраля.
7. ВАВТ. Соглашение «первой фазы»: прорыв или временное затишье /Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. 2020, 20 февраля. № 44. С. 3-7. www.vavt.ru/imef/site/mon_me_mt.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года» /Гарант.ру. Информационно-правовой портал. www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71837200.
9. ЦМАКП. Несырьевой неэнергетический экспорт: начало «пятилетки» / Сюжеты внешней торговли. 2019. № 7. www.forecast.ru/_ARCHIVE/WW_ MONS/2019/7_2019.pdf.
10. Оболенский В.П. Эффекты продовольственного эмбарго // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. С. 49-58.
ABOUT THE AUTHOR
Obolenskiy Vladimir Petrovich - Doctor of Economic Sciences, Chief Scientific Associate of the Federal State Budgetary Institution of Science - the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences (the RAS), Moscow, Russia [email protected]
TURBULENCE IN INTERNATIONAL TRADE: RUSSIA'S REACTION The article considers the impact on foreign trade of Russia of the main external factors, complicating its development, and the development of the economy as a whole - the volatility of world prices, the coronavirus pandemic, the growth of protectionism, the spread of trade wars, the growing regionalization of international trade, increasing geopolitical tensions and the associated sanctions policy of Western countries. The author analyzes the actions of the Russian government and domestic business, aimed at mitigating of the consequences of worsening foreign trade conditions. Attention is drawn to the need to maintain an emphasis on reorienting part of trade flows from Western to other countries, strengthening export support, creating conditions for expanding the scope of free trade with non-CIS countries -with the countries of the far abroad, and narrowing the scope of import substitution. Keywords: world trade, price dancing, coronavirus, protectionism, trade wars, Russia's trade policy, export support, free trade agreements, import substitution. JEL: F13, F14, F15.