Научная статья на тему 'Цветовая гамма в «новом» и «старом» мире Чехова'

Цветовая гамма в «новом» и «старом» мире Чехова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чехов / цвет / свет / новый мир / старый мир / «новый человек». / Chekhov / color / light / new world / old world / “new man”.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ши Шаньшань

Цветовая палитра играет важную роль в произведениях художественной литературы. Символика цвета и света пронизывает и произведения А. П. Чехова, в которых различные цветовые оттенки и «игра» света рождают образы «старого» и «нового» миров. Данная статья особенностям использования цветовой гаммы в прозе и драматургии А. П. Чехова, который противопоставлением темных и светлых тонов цветовой гаммы показывает борьбу прошлой («старой») и будущей («новой жизни»). Автор статьи приходит к выводу, что светлые и темные тона цветовой гаммы помогают раскрыть внутреннее состояние героев, статичность или динамичность их образов, а также дать характеристику окружающей их среды, «фона», т.е. «мира», на котором разворачиваются события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR SCHEME IN THE “NEW” AND “OLD” WORLD OF CHEKHOV

The color palette plays an important role in works of fiction. The symbolism of color and light also permeates. Chekhov’s works, in which various color shades and the play of light give birth to images of the “old” and “new” world. This article is devoted to the peculiarities of the use of color in the prose and dramaturgy of A. P. Chekhov, who shows the struggle between the past (“old”) and the future (“new”) life by contrasting dark and light tones of the color gamut. The author of the article comes to the conclusion that light and dark tones of the color scale help to reveal the inner state of the characters, the static or dynamic nature of their images, as well as to give a characteristic of their environment, the “background”, i.e. the “world” on which the events unfold.

Текст научной работы на тему «Цветовая гамма в «новом» и «старом» мире Чехова»

Цветовая гамма в «новом» и «старом» мире Чехова

Ши Шаньшань,

кандидат филологических наук, филологический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет

E-mail: shishanshanc2111@126.com

Цветовая палитра играет важную роль в произведениях художественной литературы. Символика цвета и света пронизывает и произведения А.П. Чехова, в которых различные цветовые оттенки и «игра» света рождают образы «старого» и «нового» миров. Данная статья особенностям использования цветовой гаммы в прозе и драматургии А.П. Чехова, который противопоставлением темных и светлых тонов цветовой гаммы показывает борьбу прошлой («старой») и будущей («новой жизни»). Автор статьи приходит к выводу, что светлые и темные тона цветовой гаммы помогают раскрыть внутреннее состояние героев, статичность или динамичность их образов, а также дать характеристику окружающей их среды, «фона», т.е. «мира», на котором разворачиваются события.

Ключевые слова: Чехов, цвет, свет, новый мир, старый мир, «новый человек».

о с

CJ

см см

Цветовое видение - важная особенность восприятия мира художника слова, придающего огромное значение зрительным образам. Цветовая гамма, в основе которой лежит ряд гармонически взаимосвязанных с внутренним миром героев произведений оттенков цвета, в той или иной мере сопровождает творчество А.П. Чехова. Это только на первый взгляд кажется, что цветовые номинации, или колоративы, имеют буквальное прочтение. Но на самом деле цветовая гамма чеховских произведений формирует подтекст либо сюжетной линии, либо сложившейся ситуации. Используемые писателем цветовые оттенки могут характеризовать эмоциональное состояние героев, его стремления и желания, его отношение к окружающему миру. При этом ассоциативные смыслы, исходящие, благодаря чеховским цветовым компонентам, формируются в сознании читателя, заставляют его включить образное мышление.

А.П. Чехов мастерски использовал цветовую гамму в своих произведениях. Цвет, выполняя функцию символа и создавая вокруг текста своего рода метафорический ореол событий, позволял писателю раскрыть многие художественные детали, выразив свое отношение к описываемым событиям или к представленным персонажам.

Комментируя особенности творческого метода А.П. Чехова, Е.П. Червинскене отмечала, что писатель зачастую пользуется одними и теми же художественными деталями. Однако, переходя из одного произведения в другое, эти детали, обрастая смыслами, становятся символами, раскрывающими особенности чеховского мировидения [2]. Этот вывод, сделанный известной исследовательницей творчества А.П. Чехова, в полной мере соотносится и с цветовой гаммой, проникшей в рассказы, повести, пьесы писателя.

При этом цвет в творчестве Чехова, как верно отметил в статье «Чехов на Востоке» Го Можо, -это не тяжелые и застывшие краски. Цветовая гамма наполняет чеховские творения лиризмом, что особенно чувствует и ценит восточный читатель, которому очень близки и понятны форма и стиль чеховских произведений [1].

Обратившись к конкретным чеховским текстам, мы обратили внимание, что чаще всего автор использует такие цвета, как серый, черный, иногда именуемый темным, и белый цвета. Именно эти цвета символизируют борьбу «старого» и «нового» мира, т.е. борьбу зла с добром.

Обратимся к повести «Огни» (1887) - одному из лучших произведений писателя, где широко представлена «панорама жизни».

Картина «звездной, но темной» [4, с. 135], с которой начинается авторская пейзажная зарисовка,

наводит читателя на определенную мысль. Небо, в котором светят яркие звезды, не может казаться человеку темным, если в его душе поселилось радостное чувство, если его переполняют радостные эмоции. В этом произведении темные краски ночи сопряжены с внутренним миром героя, для которого эта ночь, несмотря на яркие звезды,- «глухая» и «<неприветливая», а значит, и очень «темная».

Образ темной ночи тесным образом связывается с дальнейшим контекстом, в котором представлен образ строящейся железной дороги, рядом с которой пока еще находились объекты «старого» мира: песок, глина, щебень, какие-то ямы, невзрачные бараки и т.д, Ему кажется, что все эти явления «старого мира» насквозь пропитаны «<ночной мглой», а потому и цвета такого же, как эти «<потемки». Разбросанные то тут, то там объекты «старого мира» возвращают рассказчика во «временахаоса» [4, с. 135]. Да для Чехова «старый» мир и есть тот хаос, безжизненность которого писатель «рисует» с помощью темных цветов.

Но вдруг впереди мелькнул «<тусклый огонек», потом еще один, за ним - другой, и в скором времени герой увидел «длинный ряд таких огней», которые становились «<всё гуще и тусклее» [4, с. 135]. Этот свет, хотя и тусклый, символизирует начало «нового» мира, лучиком надежды прорвавшемся сквозь бездну хаоса и мрака.

Герой рассказа «Огни», инженер Ананьев, «новый» человек, «человек идеи», эти светящиеся огоньки также соотносит с будущим, «новым» миром, который когда-нибудь наступит. Эти огоньки Ананьев символически связывает с «человеческими мыслями», «<разбросанными в беспорядке» [4, с. 170], которые исчезают во мраке ночи, так и не осветив путь.

Размышления рассказчика, который также пытается разрешить важные вопросы бытия, окружают мрачные картины действительности. Он видит перед собой «бесконечную, угрюмую равнину» под пасмурным, холодным небом», «дубовый лес» в дымке тумана, темнеющий вдали [4, с. 173]. Но, уезжая, он оставляет в своей памяти «<только огни», которые, как кажется читателю, соединившись, нарисовали в небе солнце, образ которого завершает повесть.

Заключительная фраза «Стало восходить солнце...» [4, с. 173] кажется нам символической. Восходящее солнце - это не только рождение нового дня, но и рождение «новой» жизни, начинающейся с «тусклых» огней.

Таким образом, в чеховскую систему выразительных средств органично вписывается бинарная оппозиция «свет» - «тьма», первый компонент которой представлен огнями и восходящим солнцем, а второй - окружающей природой и мрачными картинами бытия человека. Подобная антитеза как противопоставление «темноты» и «света» организует пространство многих других произведений писателя, в которых «свет» - это путь из прошлого в будущее, а «тьма» - это окружающее пространство. Борьба «тьмы» со «светом» - это борь-

ба «старого» мира с «новым», которая рано или поздно завершится, как в повести «Огни», «восходящим солнцем».

Символом «старого», «пошлого» мира во многих произведениях А.П. Чехова выступает серый цвет.

Героиня рассказа «Зеркало» (1885), молодая девушка Нелли, гадает в предновогодний вечер «на суженого», надеясь увидеть в зеркале знак своей будущей судьбы. Но все, что она видит в зеркале, так это «серое море» [3, с. 399], которому нет ни конца ни края. Вначале на «сером фоне» возникает мужской силуэт [3, с. 399], который постепенно заполоняет собой все пространство. И вот уже перед девушкой «проплывает» вся ее будущая «серая» жизнь. Бегут дни, месяцы, годы, но «серый фон» остается неизменным. Зеркало рассказывает девушке о ее будущем, символически раскрывающемся посредством серого цвета. Муж, который заложил имение, чтобы вырваться из долговой ямы, его болезнь и смерть, беспокойство за детей, которые в любую минуту могут покинуть этот мир, став жертвами эпидемии - все эти события разворачиваются на «сером фоне».

В конце рассказа героиня прозревает. «К чему это? Для чего?» [3, с. 403] - спрашивает она, понимая всю суть своего «серого» существования, которое накрыло не только Нелли, но и большинство окружающих её людей. «Серая» жизнь, словно говорит нам Чехов, ни к чему не приводит. Она является «залогом» «старого» мира и чужда «новому миру», с «новому человеку».

Серый цвет как символ неприглядности «старого» мира функционирует во многих произведениях А.П. Чехова, созданных писателем в последнее десятилетие ХХ века. Больницу в повести «Палата № 6» (1892) окружает «серый забор с гвоздями» [5, с. 123]. Город, в который приезжает из Москвы героиня рассказа «Три года» (1895), встречает ее «серым снегом», лежащим на «пустынных, безлюдных» улицах и вокруг «маленьких», «точно приплюснутых» домов [5, с. 479]. В рассказе «Крыжовник» (1898) говорится о «серых пасмурных днях» поздней осени, когда над землей повисли «дождевые тучи» [6, с. 294]. Пейзаж в серых тонах передает грустное настроение, вызванное осенней непогодой.

Близкими по своей семантике к серому цвету являются черный и темный цвета. Мрачная цветовая гамма, содержащая оттенки этих цветов, создает картину безысходности в путевых заметках под названием «Остров Сахалин» (1891-1893): «...потемнело небо, собралась гроза и вода приняла необыкновенный.Там берег совсем отвесный, с темными ущельями и с угольными пластами... мрачный берег!» [8, с. 58], «...на правом берегу горел лес;. клубы дыма слились в длинную, чёрную, неподвижную полосу» [8, с. 47].

Учитель Беликов из рассказа «Человек в футляре», представляющий собой типичный образ «маленького человека», также живет в «старом» мире. Его мир - это мир темно-серых оттенков

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

и смотрит он на этот мир сквозь «темные очки», а часы его лежат в «чехольчике» «из серой замши» [6, с. 281].

Итак, темная гамма цветов у А.П. Чехова является символом «старого» мира и символом человека, живущего в этом мире. Новый мир, мир будущего, представлен у писателя светлой цветовой гаммой, в которой доминирует белый цвет.

Но белый цвет - это еще и цвет детства, самой светлой и самой чистой, непорочной поры, когда душа не омертвела и озарена любовью. Жизнь чиновника Невыразимова, героя рассказа «Мелюзга» (1885), подчинена серому цвету: «...На квартире у него было ещё серее и хуже, чем в дежурной комнате...Всё те же серые стены...» [3, с. 43]. Но этой «серости», характеризующей беспросветную жизнь героя, противопоставлены воспоминания детства, сохранившиеся в его памяти: «Семейный кружок, торжественные физиономии близких, белая скатерть, свет, тепло...» [3, с. 43].

В произведениях А.П. Чехова можно встретить противопоставление черного и белого цветов. Так, образ Нины Заречной из пьесы «Чайка» (1896) неизменно сопровождается белым цветом: в первом действии, представляя образ грядущей Мировой Души, героиня драмы предстаёт «вся в белом» [7, с. 435]. О «белой чайке» вспоминает Тригорин в третьем действии: «Я буду вспоминать. Я буду вспоминать вас, какою вы были в тот ясный день - помните? - неделю назад, когда вы были в светлом платье... Мы разговаривали... ещё тогда на скамье лежала белая чайка» [7, с. 455-456]. Именно белый цвет соединяет в сознании читателей и зрителей образы Нины и рвущейся взлететь ввысь, в будущее, чайки.

А вот черный цвет в пьесе «Чайка» соотнесен с образом другой героини - Маши, которая на вопрос о том, почему она всегда «ходит в черном», отвечает: «Это траур по моей жизни. Я несчастна» [7, с. 427]. Уставшая от жизни Маша, в отличие от Нины, живет прошлым: «...У меня такое чувство, как будто я родилась уже давно-давно; жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф...» [7, с. 443].

Аналогичная ситуация представлена в пьесе «Дядя Ваня» (1897), в которой жизнь, которую проживают герои представлена темными оттенками. Будущее же представлено светлыми тонами, хотя это будущее не лишено трагизма. «Мы покорно умрем, - говорит Соня, - и там за гробом увидим жизнь светлую, прекрасную» [7, с. 532].

Как показал анализ контекстов, взятых из прозы и драматургии А.П. Чехова, цветовая гамма и оттенки света в произведениях писателя организуют широкий подтекст, формируя у читателей ассоциации и создавая образы, связанные ^ со «старым» и «новым» миром. Чаще всего в прост изведениях А.П. Чехова можно встретить бинар-~ ную оппозицию «темный - светлый» и «черный/се-сэ рый - белый». Как показывает проделанный нами ~ анализ, темные цветовые оттенки являются сим-^ волом статичности «старого» мира, а светлые то-

на соотнесены с принципиальными изменениями, происходящими в окружающем мире и в сознании персонажей, которые думают о будущем, связывая с ним свои чаяния и надежды.

Литература

1. Го Можо. Избранное. - М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1953. -352 с.

2. Червинскене Е.П. Единство художественного мира. А.П. Чехов. - Вильнюс: Мокслас, 1976. -183 с.

3. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 3. Рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. -551 с.

4. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 6. Повести и рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1969. - 528 с.

5. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 7. Повести и рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 551 с.

6. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 8. Повести и рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 576 с.

7. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 9. Пьесы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 712 с.

8. Чехов А.П. Собрание сочинений: в 12 томах. Т. 10. Повести и рассказы. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. - 635 с.

COLOR SCHEME IN THE "NEW" AND "OLD" WORLD OF CHEKHOV

Shi Shanshan

Perm State University

Abstract. The color palette plays an important role in works of fiction. The symbolism of color and light also permeates. Chekhov's works, in which various color shades and the play of light give birth to images of the "old" and "new" world. This article is devoted to the peculiarities of the use of color in the prose and dramaturgy of A.P. Chekhov, who shows the struggle between the past ("old") and the future ("new") life by contrasting dark and light tones of the color gamut. The author of the article comes to the conclusion that light and dark tones of the color scale help to reveal the inner state of the characters, the static or dynamic nature of their images, as well as to give a characteristic of their environment, the "background", i.e. the "world" on which the events unfold.

Keywords: Chekhov, color, light, new world, old world, "new man". References

1. Guo Mojo. Selected. - Moscow: State Publishing House of Fiction, 1953. - 352 p.

2. Chervinskiene E.P. The Unity of the Artistic World. A.P. Chekhov. - Vilnius: Moscow, 1976. - 183 p.

3. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 3. Stories. -Moscow: Fiction State Publishing House, 1961. - 551 p.

4. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 6. Novels and stories. - Moscow: Fiction State Publishing House, 1969. -528 p.

5. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 7. Novels and stories. - Moscow: Fiction State Publishing House, 1962. -551 p.

6. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 8. Novels and stories. - Moscow: Fiction State Publishing House, 1963. -576 p.

7. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 9. Plays. -Moscow: Fiction State Publishing House, 1963. - 712 p.

8. Chekhov A.P. Collected Works: in 12 volumes. Vol. 10. Novels and stories. - Moscow: Fiction State Publishing House, 1963. -635 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.