контакт с классом, что является основополагающим моментом для реализации поставленных целей [2, с. 155].
Содержательный компонент предполагает отбор содержания учебного материала изучаемого предмета на основе построения структурно-логических схем междисциплинарных связей. Применение интерактивной доски дает преподавателю возможность использовать широкий спектр ресурсов для отбора учебного материала: презентационное программное обеспечение; текстовые редакторы; Интернет; изображения (фотографические изображения, таблицы, рисунки, диаграммы, схемы), видеофайлы (отрывки телевизионных программ, цифровой видеоряд); звуковые файлы (аудиокассеты, демозаписи, сделанные учениками или другими учителями); программное обеспечение для интерактивной доски; программное обеспечение, относящееся к различным предметам. Безусловно, материал, представляемый на занятии, должен быть тщательно отобран, логически выстроен и структурирован по страницам.
Интерактивная доска упрощает объяснение схем и помогает разобраться в сложной проблеме. Визуальное представление изучаемого материала делает занятие увлекательным и динамичным. Интерактивная доска позволяет сократить время за счет использования опции "IW Recorder", благодаря которой можно записать все действия с доской и сопровождающий голос учителя. Записанный материал целесообразно раздать обучающимся для того, чтобы они могли его использовать при выполнении самостоятельной работы дома, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к занятию. Записи и комментарии можно сохранять в локальной сети школы. Позже учащиеся смогут воспользоваться искомым файлом или распечатать его.
Список литературы /References
1. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметжанов, А.В. Юрьев // Науки об образовании, 2019.
2. Вяткина И.С. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании математики // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в высшей и средней школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Немо-Пресс, 2019.
COLOR DESIGNATIONS AS MEANING-FORMING ELEMENTS Rakhimova G.R. (Republic of Uzbekistan)
Rakhimova Gulfiya Rustamovna - french teacher, DEPARTMENT OF FRENCH PHILOLOGY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the leading principle in the study of language problems today is anthropocentrism, and therefore a special place in scientific research is given to the linguistic personality, which is characterized by a complex multi-level organization: communicative, semantic, thesaurus, motivational, emotive, etc. and acts as a subject of the linguistic picture of the world, in particular, the individual author's linguistic picture of the world, according to which a multi-aspect analysis of the author's idiostyle involves access to the individual author's conceptual sphere and the author's attitudes represented in the texts.
Keywords: color designation, anthropocentrism, linguistic picture of the world, multi-aspect analysis.
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Рахимова Г.Р. (Республика Узбекистан)
Рахимова Гулфия Рустамовна - преподаватель французского языка, кафедра французской филологии, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: ведущим принципом в исследовании языковых проблем сегодня является антропоцентризм, а потому особое место в научных изысканиях отводится языковой личности, которая характеризуется сложной многоуровневой организацией: коммуникативной, семантической, тезаурусной, мотивационной, эмотивной и т.д. и выступает в качестве субъекта языковой картины мира, в частности - индивидуально-авторской языковой картины мира, в соответствии с чем разноаспектный анализ авторского идиостиля предполагает выход на индивидуально-авторскую концептосферу и репрезентированные в текстах авторские установки.
Ключевые слова: цветообозначение, антропоцентризм, языковая картина мира, разноаспектный анализ.
УДК 8-1751
Отправной точкой для современных исследований проблемы отражения в языковой картине мира её индивидуального или типизированного (этнокультурного) субъекта служат труды таких ученых, как основоположник теории языковой личности Ю.Н. Караулов, исследователь вопросов текстообразования, семантики и прагматики языковых единиц, автор многочисленных работ, в том числе фундаментальных, в области коммуникативного и логического анализа языка Н.Д. Арутюнова.
В контексте теории языковой личности, в том числе креативной языковой личности как субъекта реальной и/или создателя художественной действительности особый интерес представляет анализ взаимосвязи семантики языковой единицы и ментальных установок и интенций автора [1, с 74].
По мнению А.А. Потебни, богатое смысловое содержание слова в художественном тексте не возникает случайно, оно формируется в силу активного поиска автором ответа на вопрос при «беспокойстве, движении, волнении» его души. В современных исследованиях мысли учёного находят продолжение. Текст рассматривается как авторская действительность, которая включает и связывает воедино чувственные, интеллектуальные и интенциональные аспекты познания». При этом языковое воплощение «в тексте категории автор строится на включении в процесс исследования не только семантических, но и ментальных оснований, позволяющих соотнести языковой знак с теми реальными знаниями, которыми обладает человек как языковая личность [2, с 155].
Таким образом, в современной науке проблема языковой личности автора приобретает комплексный лингвокультурологический характер, а языковые единицы, выступающие качестве ключевых элементов художественной картины мира писателя, могут быть квалифицированы как «смысловые узлы», позволяющие постичь ментальные установки и предпочтения автора текста.
Не вызывает сомнения, что всякий художественный текст отличается от текстов иной стилистической принадлежности особой выразительностью, что детерминирует целенаправленный отбор языковых средств, из которых слагается связное художественное целое [3, с 12]. Так, исследователи отмечают особую роль имен прилагательных в художественной языковой картине мира, начиная с античных времен, поскольку имя прилагательное выполняет в языке не только номинативную (наименование признака предмета, качества и т.п.), но также изобразительную и экспрессивно-оценочную функции. При этом «определение, рождающееся в результате когнитивного акта личности,
35
направленного на познание предмета, называет его отличительный признак, несет информацию о его свойствах, которыми он выделяется среди других предметов».
Становясь элементом художественного дискурса, прилагательное реализует свои коннотативные потенции, его значение может расширяться, нередко обретая порой статус символа (эстетического, идеологического, морально-этического) [4, c 147]. В частности, реализация символического начала является характерной чертой цветообозначений (колоративов).
В результате может возникать так называемый «семантический синкретизм» (от греч. «соединение», «слияние») прилагательного в тексте, когда, помимо непосредственного обозначения признака, языковая единица является средством трансляции авторского смысла, включая символический. В результате слово выступает как «минимальный текст», кодирующий информацию культурологического характера. При таком рассмотрении не только художественный текст в целом или его значительные части, но и отдельное слово может выступать как некое сообщение, адресованное автором читателю и апеллирующее к его фоновым знаниям, чувствам, ощущениям.
Список литературы /References
1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебник. - Текст: непосредственный / Н.Ф. Алефиренко. - Москва: Флинта: Наука, 2010.
2. Алёшина Л.В. Словарь новообразований Н.С. Лескова. - Текст: непосредственный / Л.В. Алёшина. - Москва: Флинта: Наука, 2017.
3. Белов А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингви-стики. - Текст: непосредственный / А.И. Белов // Этнопсихолингвистика. - Москва: «Наука», 1988.
4. Голубь Л.А. Сквозные мотивы языковой картины мира: на примере лексико-семантического поля «цвет» в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Текст: непосредственный / Л.А. Голубь. - Москва: РГБ, 2007.