Научная статья на тему 'ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ'

ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветообозначение / антропоцентризм / языковая картина мира / разноаспектный анализ / color designation / anthropocentrism / linguistic picture of the world / multi-aspect analysis.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рахимова Гулфия Рустамовна

ведущим принципом в исследовании языковых проблем сегодня является антропоцентризм, а потому особое место в научных изысканиях отводится языковой личности, которая характеризуется сложной многоуровневой организацией: коммуникативной, семантической, тезаурусной, мотивационной, эмотивной и т.д. и выступает в качестве субъекта языковой картины мира, в частности индивидуально-авторской языковой картины мира, в соответствии с чем разноаспектный анализ авторского идиостиля предполагает выход на индивидуально-авторскую концептосферу и репрезентированные в текстах авторские установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR DESIGNATIONS AS MEANING-FORMING ELEMENTS

the leading principle in the study of language problems today is anthropocentrism, and therefore a special place in scientific research is given to the linguistic personality, which is characterized by a complex multi-level organization: communicative, semantic, thesaurus, motivational, emotive, etc. and acts as a subject of the linguistic picture of the world, in particular, the individual author’s linguistic picture of the world, according to which a multi-aspect analysis of the author’s idiostyle involves access to the individual author’s conceptual sphere and the author’s attitudes represented in the texts.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

контакт с классом, что является основополагающим моментом для реализации поставленных целей [2, с. 155].

Содержательный компонент предполагает отбор содержания учебного материала изучаемого предмета на основе построения структурно-логических схем междисциплинарных связей. Применение интерактивной доски дает преподавателю возможность использовать широкий спектр ресурсов для отбора учебного материала: презентационное программное обеспечение; текстовые редакторы; Интернет; изображения (фотографические изображения, таблицы, рисунки, диаграммы, схемы), видеофайлы (отрывки телевизионных программ, цифровой видеоряд); звуковые файлы (аудиокассеты, демозаписи, сделанные учениками или другими учителями); программное обеспечение для интерактивной доски; программное обеспечение, относящееся к различным предметам. Безусловно, материал, представляемый на занятии, должен быть тщательно отобран, логически выстроен и структурирован по страницам.

Интерактивная доска упрощает объяснение схем и помогает разобраться в сложной проблеме. Визуальное представление изучаемого материала делает занятие увлекательным и динамичным. Интерактивная доска позволяет сократить время за счет использования опции "IW Recorder", благодаря которой можно записать все действия с доской и сопровождающий голос учителя. Записанный материал целесообразно раздать обучающимся для того, чтобы они могли его использовать при выполнении самостоятельной работы дома, для изучения пропущенных уроков или подготовки собственных материалов к занятию. Записи и комментарии можно сохранять в локальной сети школы. Позже учащиеся смогут воспользоваться искомым файлом или распечатать его.

Список литературы /References

1. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметжанов, А.В. Юрьев // Науки об образовании, 2019.

2. Вяткина И.С. Цифровые образовательные ресурсы в преподавании математики // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в высшей и средней школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Немо-Пресс, 2019.

COLOR DESIGNATIONS AS MEANING-FORMING ELEMENTS Rakhimova G.R. (Republic of Uzbekistan)

Rakhimova Gulfiya Rustamovna - french teacher, DEPARTMENT OF FRENCH PHILOLOGY, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the leading principle in the study of language problems today is anthropocentrism, and therefore a special place in scientific research is given to the linguistic personality, which is characterized by a complex multi-level organization: communicative, semantic, thesaurus, motivational, emotive, etc. and acts as a subject of the linguistic picture of the world, in particular, the individual author's linguistic picture of the world, according to which a multi-aspect analysis of the author's idiostyle involves access to the individual author's conceptual sphere and the author's attitudes represented in the texts.

Keywords: color designation, anthropocentrism, linguistic picture of the world, multi-aspect analysis.

ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Рахимова Г.Р. (Республика Узбекистан)

Рахимова Гулфия Рустамовна - преподаватель французского языка, кафедра французской филологии, Национальный университет Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ведущим принципом в исследовании языковых проблем сегодня является антропоцентризм, а потому особое место в научных изысканиях отводится языковой личности, которая характеризуется сложной многоуровневой организацией: коммуникативной, семантической, тезаурусной, мотивационной, эмотивной и т.д. и выступает в качестве субъекта языковой картины мира, в частности - индивидуально-авторской языковой картины мира, в соответствии с чем разноаспектный анализ авторского идиостиля предполагает выход на индивидуально-авторскую концептосферу и репрезентированные в текстах авторские установки.

Ключевые слова: цветообозначение, антропоцентризм, языковая картина мира, разноаспектный анализ.

УДК 8-1751

Отправной точкой для современных исследований проблемы отражения в языковой картине мира её индивидуального или типизированного (этнокультурного) субъекта служат труды таких ученых, как основоположник теории языковой личности Ю.Н. Караулов, исследователь вопросов текстообразования, семантики и прагматики языковых единиц, автор многочисленных работ, в том числе фундаментальных, в области коммуникативного и логического анализа языка Н.Д. Арутюнова.

В контексте теории языковой личности, в том числе креативной языковой личности как субъекта реальной и/или создателя художественной действительности особый интерес представляет анализ взаимосвязи семантики языковой единицы и ментальных установок и интенций автора [1, с 74].

По мнению А.А. Потебни, богатое смысловое содержание слова в художественном тексте не возникает случайно, оно формируется в силу активного поиска автором ответа на вопрос при «беспокойстве, движении, волнении» его души. В современных исследованиях мысли учёного находят продолжение. Текст рассматривается как авторская действительность, которая включает и связывает воедино чувственные, интеллектуальные и интенциональные аспекты познания». При этом языковое воплощение «в тексте категории автор строится на включении в процесс исследования не только семантических, но и ментальных оснований, позволяющих соотнести языковой знак с теми реальными знаниями, которыми обладает человек как языковая личность [2, с 155].

Таким образом, в современной науке проблема языковой личности автора приобретает комплексный лингвокультурологический характер, а языковые единицы, выступающие качестве ключевых элементов художественной картины мира писателя, могут быть квалифицированы как «смысловые узлы», позволяющие постичь ментальные установки и предпочтения автора текста.

Не вызывает сомнения, что всякий художественный текст отличается от текстов иной стилистической принадлежности особой выразительностью, что детерминирует целенаправленный отбор языковых средств, из которых слагается связное художественное целое [3, с 12]. Так, исследователи отмечают особую роль имен прилагательных в художественной языковой картине мира, начиная с античных времен, поскольку имя прилагательное выполняет в языке не только номинативную (наименование признака предмета, качества и т.п.), но также изобразительную и экспрессивно-оценочную функции. При этом «определение, рождающееся в результате когнитивного акта личности,

35

направленного на познание предмета, называет его отличительный признак, несет информацию о его свойствах, которыми он выделяется среди других предметов».

Становясь элементом художественного дискурса, прилагательное реализует свои коннотативные потенции, его значение может расширяться, нередко обретая порой статус символа (эстетического, идеологического, морально-этического) [4, c 147]. В частности, реализация символического начала является характерной чертой цветообозначений (колоративов).

В результате может возникать так называемый «семантический синкретизм» (от греч. «соединение», «слияние») прилагательного в тексте, когда, помимо непосредственного обозначения признака, языковая единица является средством трансляции авторского смысла, включая символический. В результате слово выступает как «минимальный текст», кодирующий информацию культурологического характера. При таком рассмотрении не только художественный текст в целом или его значительные части, но и отдельное слово может выступать как некое сообщение, адресованное автором читателю и апеллирующее к его фоновым знаниям, чувствам, ощущениям.

Список литературы /References

1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: учебник. - Текст: непосредственный / Н.Ф. Алефиренко. - Москва: Флинта: Наука, 2010.

2. Алёшина Л.В. Словарь новообразований Н.С. Лескова. - Текст: непосредственный / Л.В. Алёшина. - Москва: Флинта: Наука, 2017.

3. Белов А.И. Цветовые этноэйдемы как объект этнопсихолингви-стики. - Текст: непосредственный / А.И. Белов // Этнопсихолингвистика. - Москва: «Наука», 1988.

4. Голубь Л.А. Сквозные мотивы языковой картины мира: на примере лексико-семантического поля «цвет» в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. - Текст: непосредственный / Л.А. Голубь. - Москва: РГБ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.