Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ПРАГМАТИКА И ФУНКЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ПРАГМАТИКА И ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / АВТОРСКАЯ ИНТЕНЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / CONCEPTUAL METAPHOR / METAPHORICAL MODEL / LITERARY TEXT / AUTHOR'S INTENTION / SEMANTIC SPACE OF LITERARY TEXT / INDIVIDUAL AUTHOR'S PICTURE OF THE WORLD / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубкина Анна Ивановна

Актуальность исследования определяется антропоцентризмом современной научной парадигмы лингвистики и необходимостью установления корреляций конституентов языкового сознания и объектов внешнего мира в структурировании и функционировании концептуальной метафоры в художественном тексте. Концептуальная метафора представляет собой ментальную топологическую проекцию взаимодействующих областей языкового сознания и окружающего мира. Цель статьи состоит в изучении функционально-прагматического потенциала метафорических моделей, построенных на основании концептуальной метафоры «Человек - Природа», в художественном тексте. Материалом исследования выступили художественные тексты романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», содержащие репрезентативные метафорические микро- и макроконтексты. Комплекс методов исследования включает метод сплошной выборки, дедуктивно-индуктивный метод, концептуальный анализ, метод лингвистической интерпретации. Функции метафорических контекстов, основанием которых выступает концептуальная метафора «Человек - Природа», заключаются в возможности репрезентации внутреннего мира персонажей, их общекультурного потенциала, социального статуса и происхождения; употребление метафор в речи персонажей (внешней и внутренней) позволяет говорить об образном восприятии мира этими героями, об уровне их эмоциональности и лингвокреативности, т.к. метафоры выступают своего рода схемами мышления человека. Анализ реализации концептуальной метафоры «Человек - Природа» в художественном тексте позволяет обнаружить и описать приоритетные когнитивные структуры авторского языкового сознания и ценности, свойственные индивидуально-авторской картине мира. Перспективы исследования состоят в возможности выявления приоритетных концептуальных метафор в индивидуально-авторской картине мира на материале художественных текстов с целью выявления и описания доминант языкового сознания и ценностной картины мира конкретного автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Трубкина Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL METAPHOR "HUMAN BEING - NATURE" IN LITERARY TEXT: PRAGMATICS AND FUNCTIONS

The relevance of the study is determined by the anthropocentrism of the modern scientific paradigm of linguistics and the need to establish correlations of the constituents of linguistic consciousness and objects of the external world in the structuring and functioning of the conceptual metaphor in the literary text. Conceptual metaphor is a mental topological projection of interacting areas of linguistic consciousness and the surrounding world. The purpose of the article is to study the functional and pragmatic potential of metaphorical models built on the basis of the conceptual metaphor «Human Being - Nature» in a literary text. The material for the study was the literary texts of the novels of I.S. Turgenev’s “Rudin”, “Fathers and Sons”, “Smoke”, “Virgin Soil”, containing representative metaphorical micro and macro contexts. The complex of research methods includes the method of continuous sampling, deductive-inductive method, conceptual analysis, and the method of linguistic interpretation. The functions of metaphorical contexts, which are based on the conceptual metaphor Human - Nature, consist in the possibility of representing the inner world of characters, their general cultural potential, social status and origin; the use of metaphors in the speech of characters (external and internal) allows us to talk about the figurative perception of the world by these heroes, about the level of their emotionality and linguistic creativity, since metaphors are a kind of human thinking patterns. Analysis of the implementation of the conceptual metaphor «Human Being- Nature» in a literary text allows one to discover and describe the priority cognitive structures of the author’s linguistic consciousness and values inherent in the individual author’s picture of the world. Research prospects are in the possibility of identifying priority conceptual metaphors in the individual author’s picture of the world on the basis of literary texts in order to identify and describe the dominants of linguistic consciousness and the value picture of the world of a particular author.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА "ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА" В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ: ПРАГМАТИКА И ФУНКЦИИ»

Оригинальная статья УДК 81

Doi: 10.29025/2079-6021-2020-3-64-71

Концептуальная метафора «Человек - Природа» в художественном тексте: прагматика и функции

А.И. Трубкина

Южный федеральный университет (Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону) ORCID ID: 0000-0003-2375-1133; e-mail: aitrubkina@sfedu.ru

Получена: 29.07.2020 /Принята: 12.08.2020 /Опубликована онлайн: 25.09.2020

Резюме: Актуальность исследования определяется антропоцентризмом современной научной парадигмы лингвистики и необходимостью установления корреляций конституентов языкового сознания и объектов внешнего мира в структурировании и функционировании концептуальной метафоры в художественном тексте. Концептуальная метафора представляет собой ментальную топологическую проекцию взаимодействующих областей языкового сознания и окружающего мира. Цель статьи состоит в изучении функционально-прагматического потенциала метафорических моделей, построенных на основании концептуальной метафоры «Человек - Природа», в художественном тексте. Материалом исследования выступили художественные тексты романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», содержащие репрезентативные метафорические микро- и макроконтексты. Комплекс методов исследования включает метод сплошной выборки, дедуктивно-индуктивный метод, концептуальный анализ, метод лингвистической интерпретации. функции метафорических контекстов, основанием которых выступает концептуальная метафора «Человек - Природа», заключаются в возможности репрезентации внутреннего мира персонажей, их общекультурного потенциала, социального статуса и происхождения; употребление метафор в речи персонажей (внешней и внутренней) позволяет говорить об образном восприятии мира этими героями, об уровне их эмоциональности и лингвокреативности, т.к. метафоры выступают своего рода схемами мышления человека. Анализ реализации концептуальной метафоры «Человек - Природа» в художественном тексте позволяет обнаружить и описать приоритетные когнитивные структуры авторского языкового сознания и ценности, свойственные индивидуально-авторской картине мира. Перспективы исследования состоят в возможности выявления приоритетных концептуальных метафор в индивидуально-авторской картине мира на материале художественных текстов с целью выявления и описания доминант языкового сознания и ценностной картины мира конкретного автора.

Ключевые слова: концептуальная метафора, метафорическая модель, художественный текст, авторская интенция, семантическое пространство художественного текста, индивидуально-авторская картина мира, языковое сознание.

Для цитирования: Трубкина А.И. Концептуальная метафора «Человек - Природа» в художественном тексте: прагматика и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 64-71.

original Paper

Doi: 10.29025/2079-6021-2020-3-64-71

Conceptual Metaphor «Human Being - Nature» In Literary Text: Pragmatics and Functions

Anna i. tubkina

South Federal University (Russian Federation, Rostov-on-Don) ORCID ID: 0000-0003-2375-1133; e-mail: aitrubkina@sfedu.ru

Received: 29.07.2020/Accepted: 12.08.2020/Publishedonline: 25.09.2020

Abstract: The relevance of the study is determined by the anthropocentrism of the modern scientific paradigm of linguistics and the need to establish correlations of the constituents of linguistic consciousness and objects of the external world in the structuring and functioning of the conceptual metaphor in the literary text. Conceptual metaphor is a mental topological projection of interacting areas of linguistic consciousness and the surrounding world. The purpose of the article is to study the functional and pragmatic potential of metaphorical models built on the basis of the conceptual metaphor «Human Being - Nature» in a literary text. The material for the study was the literary texts of the novels of I.S. Turgenev's "Rudin", "Fathers and Sons", "Smoke", "Virgin Soil", containing representative metaphorical micro and macro contexts. The complex of research methods includes the method of continuous sampling, deductive-inductive method, conceptual analysis, and the method of linguistic interpretation. The functions of metaphorical contexts, which are based on the conceptual metaphor Human - Nature, consist in the possibility of representing the inner world of characters, their general cultural potential, social status and origin; the use of metaphors in the speech of characters (external and internal) allows us to talk about the figurative perception of the world by these heroes, about the level of their emotionality and linguistic creativity, since metaphors are a kind of human thinking patterns. Analysis of the implementation of the conceptual metaphor «Human Being- Nature» in a literary text allows one to discover and describe the priority cognitive structures of the author's linguistic consciousness and values inherent in the individual author's picture of the world. Research prospects are in the possibility of identifying priority conceptual metaphors in the individual author's picture of the world on the basis of literary texts in order to identify and describe the dominants of linguistic consciousness and the value picture of the world of a particular author.

Keywords: conceptual metaphor, metaphorical model, literary text, author's intention, semantic space of literary text, individual author's picture of the world, linguistic consciousness.

For citation: Trubkina A.I. Conceptual Metaphor «Human Being - Nature» In Literary Text: Pragmatics and Functions. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 64-71 (In Russ.).

Введение

Изучение метафоры насчитывает уже более двух с половиной тысячи лет, при этом все концепции и теории метафоры, появившиеся за столь длительное время, опираются на фундаментальную идею, высказанную в трудах Аристотеля, - идею метафорического переноса. Метафорические переносы охарактеризованы с позиций когнитивной семантики в работах Дж. Лакоффа и М. Джонсона [1], а метафора предстает в их концепции как понимание одного концепта в терминах другого, как способов мышления. Когнитивная концепция метафоры опирается на изучение метафор, используемых носителями языка в обыденной жизни: такие метафоры являются механизмами мышления в процессе создания структуры окружающей реальности, что позволяет координировать интеллектуальную деятельность личности. Кроме того, постулат о метафорической природе обыденной понятийной системы - основы

мышления - экстраполируется на процесс номинации повседневных реалий посредством метафоры [1]. В этой связи особую актуальность приобретает изучение прагматики и функций метафорических моделей, применяемых в художественном тексте, который отличается особой референтностью, и поэтому когнитивная деятельность автора и читателя ориентируется не только на общеязыковую семантику, но и на дополнительные эстетически значимые смыслы.

Цель статьи состоит в рассмотрении прагматики и функций концептуальной метафоры «Человек -Природа» в художественном тексте на материале художественных текстов романов И.С. Тургенева.

Обзор литературы

Термины «когнитивная метафора» и «концептуальная метафора» введены в научный оборот отечественной лингвистики в середине 1980-х годов, а упрочению их позиций и развитию теории концептуальной метафоры способствовали работы ведущих представителей зарубежной когнитивной лингвистики, часть из которых была опубликована в переводе в сборнике «Теория метафоры» [2]. Идея о метафоре как когнитивном феномене оказалась в отечественной лингвистике созвучна постулату о связи языка и мышления [3]. В отечественной лингвистике последних десятилетий можно выделить два магистральных направления в развитии теории метафоры: исследования, выполняемые в рамках собственно когнитивной лингвистики [4; 5]) и фундаментальные работы, написанные в докогнитивный период в парадигме традиционной теории метафоры [6; 7; 8]. Метафора трактуется как механизм концептуализации действительности, способ познания, она моделирует представление об объекте, детерминируя «способ и стиль мышления о нем» [9: 13].

с позиций когнитивной лингвистики вербально оформленные метафоры являются репрезентацией метафор когнитивных, что формирует перспективы изучения соотношений и связей словесной и когнитивной метафор, а также «открывает новые возможности в понимании глубинных взаимоотношений языка и культуры» [10: 180]. Изучение концептуальной метафоры и ее роли в речемыслительной и познавательной деятельности остается актуальным [11; 3], внимание к метафорическим моделям позволяет сделать значимые для развития когнитивной лингвистики выводы о развитии мышления и роли в этом процессе метафор [См., напр.: 12; 13], а также о новых ракурсах исследований в координатах прагматики [14] и лингвистики в целом [15]. В этой связи стоит особо подчеркнуть, что в настоящем исследовании мы обращаемся к метафоре концептуальной как ментальной топологической проекции взаимодействующих понятийных областей. Ее «привязанность» к познавательно-понятийному уровню мышления говорит также о ее интеллектуальном характере, свидетельствуя и о когнитивной деятельности, которая разворачивается на основании речемыслительных процессов.

Методы исследования определяются его объектом и предметом и образуют комплекс, применяемый к художественным текстам романов И.С. Тургенева: метод сплошной выборки, дедуктивно-индуктивный метод, концептуальный анализ, метод лингвистической интерпретации.

Результаты и дискуссия

Концептуализация с помощью метафоры - один из эффективных способов познания мира человеком, позволяющих категоризировать, оценивать и объяснять феномены внешнего и внутреннего мира. Метафора преобразует картину мира, которая представлена в сознании адресата, путем новой категоризации посредством уже известных феноменов. Метафоры, репрезентированные с помощью лингвистических средств, объективируют концептуальную метафору в языке или речи, являясь опосредованным свидетельством когнитивной природы метафоризации. Категориальное свойство концептуальной метафоры состоит, по меткому выражению Дж. Лакоффа, в том, что «локус метафоры - в мысли, а не в языке» [1: 25].

Концептуальная метафора определяет в системе языка реализацию гиперонимических отношений: их основу составляет номинация по ассоциации сходства или общности, что позволяет структурировать идеографические поля. Поэтому концептуальные метафоры представляют собой синтез корреляций общепринятой, закрепленной в узусе, и индивидуальной, свойственной конкретной языковой личности в ее дискурсивном проявлении, сфер.

Изучение метафоры в художественном тексте всегда создает широкие возможности не только рассмотрения когнитивной проблематики, но и выявления речеповеденческих стратегий, эстетического семиозиса и лингвокреативного потенциала языковой личности автора. Метафора позволяет создать философский подтекст, посредством которого могут быть адекватно, в соответствии с эстетическими задачами автора, интерпретированы события и характеры героев.

При восприятии художественного текста, в котором функционируют концептуальные метафоры, декодируемые читателем, возникает так называемое «двойное видение», которое детерминировано не только индивидуально-авторской картиной мира, но и привнесением в нее смыслов, важных для адресата такого текста. Зачастую, когнитивно-семантический потенциал метафоры в художественном тексте шире, чем семантическое пространство художественного текста: такая метафора может создать самостоятельный художественный образ, формируя идейно-тематический ракурс целостного эстетического высказывания. Метафора в художественном тексте определяет актуализацию нескольких семантических уровней: устанавливая в индивидуально-авторской картине мира непосредственную связь феноменов, не соотносящихся друг с другом, она открывает перспективы «достраивания» таких отношений уже в сознании читателя.

Художественные тексты имеют антропоцентрический и антропоморфный характер. Одним из важных структурных компонентов художественного текста выступает описание природы. Природа в русской классической литературе - всегда свободная стихия, которая способна дать человеку силы пережить жизненные трудности; благодаря созерцанию природы герой получает возможность лучше понять себя, а читатель - средство познания внутреннего мира героя. По мысли русских писателей XIX века, деяния человека всегда суетны и жалки в сравнении с вечной, божественной природой. Природе нет дела до человека, она «царствует», а человек - ее раб, трепещущий перед ее могуществом, боящийся за свою жизнь, нить которой в любую минуту может быть прервана. Вечной темой русской литературы является гармония природы, у которой свои законы. При этом пейзажи всегда сополагаются с описаниями внутреннего мира героев, и природа может стать фоном их переживаний, рамкой, в которую помещены их действия и поступки. Однако постепенно, с развитием жанра романа и упрочением критического реализма, функционал описаний природы расширяется, а углубление их семантики происходит, прежде всего, благодаря концептуальной метафоре «Человек - Природа».

В художественных текстах романов И.С. Тургенева концептуальная метафора «Человек - Природа» получает разнообразную реализацию. Писатель обращается к данной метафорической модели в случае необходимости введения в текст внутренней или внешней речи персонажей для углубленной характеристики восприятия ими окружающего мира. Например, в следующем контексте из романа «Рудин»: «Душистая мгла лежала мягкой пеленою над садом; дремотной свежестью дышали близкие деревья <.. > Летняя ночь и нежилась и нежила» [16]. В приведенном контексте развернутые метафоры являются частными случаями концептуальной метафоры « Человек - Природа» (мгла лежала, деревья дышали, ночь нежилась и нежила). Автор устанавливает соответствие между внутренним миром персонажа и внешним миром, а метафоры, которые выступают в этом контексте в синтезе с олицетворениями как частным случаем метафоризации, позволяют автору и читателю выявить важные для понимания данного эпизода смыслы. Безусловно, значение концептуальной метафоры здесь велико для декодирования замысла писателя: Рудин привык говорить, используя в своей речи большое количество экспрессивных средств, привлекая внимание своих слушателей цветистой риторикой, однако автор имплицитно указывает на скудную внутреннюю жизнь героя именно отсутствием средств эмотивности применительно к характеристикам внутреннего мира персонажа.

тургеневские герои по-разному воспринимают природу на основании своего духовного опыта, подтверждение чему находим в применении концептуальной метафоры в создании целостного художественного образа. Например, Наталья Ласунская, героиня романа «Рудин» и одна из самых цельных «тургеневских девушек», отличается от Рудина своей искренностью, открытостью миру, что составляет композиционную антитезу герою, ведь Рудин не делает ничего для осуществления своих грандиозных планов, прикрываясь красивыми речами и пламенными воззваниями. Описание природы, представляющее собой «рамку» для образа Ласунской, призвано углубить его индивидуальные характеристики: «По ясному небу плавно неслись <...> низкие, дымчатые тучи и по временам роняли на поля обильные потоки внезапного и мгновенного ливня <...>; трава, еще недавно взволнованная ветром, не шевелилась; <...> деревья томно трепетали всеми своими листочками; <...> отрадно было слушать их <птиц> болтливое щебетанье при <... >ропоте пробегавшего дождя» [16]. Все выделенные курсивом метафорические сочетания представляют собой реализацию концептуальной метафоры «Человек - Природа», а основной эстетической задачей автора является здесь возможно более полное раскрытие внутреннего мира героини через мир внешний. Отметим, что такая частотность метафорических сочетаний в одном текстовом фрагменте ярко свидетельствует о художественной одаренности героини и гармоничном вос-

приятии ею реальности. Кроме того, автор сопровождает описание какого-либо героя метафорическими контекстами в случае, если его симпатии находятся на стороне этого персонажа: поскольку ласунская представляет именно такой образ, и природа, окружающая героиню, уподоблена ее восприятию и ей самой. В приведенном макроконтексте автор реализует глагольные и адъективные метафоры, антропоморфные по своему характеру. необходимо в этой связи особо подчеркнуть, что метафорический перенос на основании глагольной лексики обнаруживает архаические представления об устройстве мира, манифестируя доминанты наивной картины мира на языковом уровне.

Автор художественного текста использует внутренние резервы языка, к которым, несомненно, следует отнести и метафоры, закрепленные в узусе. однако клишированная метафора как троп снижает эстетическую ценность текста, поэтому такая метафора трансформируется посредством включения в ее структуру переосмысленных лексем и лексических сочетаний, «обновляющих» ее семантику и усиливающих прагматический потенциал. Интересно, что И.С. Тургеневу свойственно приписывать такую способность к «обновлению» уже существующих в языке метафор своим героям, например, в романе «новь»: «В тысяча восемьсот шестьдесят втором году поляки уходили «до лясу» - в лес; и мы уходим теперь в тот же лес, сиречь в народ, который для нас глух и темен не хуже любого леса!» [17]. Желание наиболее наглядно представить собственные интенции приводит персонажа к трансформации метафорических моделей (выделено курсивом), что расширяет функции концептуальной метафоры в художественном тексте и становится весьма эффективным в коммуникативно-прагматическом плане. Герои Тургенева могут прибегать к метафорическим высказываниям, структурированным на основании концептуальной метафоры Человек - Природа, в случае необходимости обоснования важного для их жизненной философии тезиса, например: «- Заметили ли вы, - заговорил он <...>, - что на дубе <...> старые листья только тогда отпадают, когда молодые начнут пробиваться?» [16]. Развернутая метафора (выделена курсивом) позволяет оценить аналогию, проводимую рудиным между миром природы, ее кратким описанием, и миром людей, их идеями и жизнью в целом, сменой поколений и концепций.

Важной функцией концептуальной метафоры «Человек - Природа» в художественном тексте выступает также возможность характеризации вербализуемого общекультурного потенциала персонажа, например, в романе «Рудин»: «Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия» [16]. Представляется, что клишированная, узуально закрепленная метафора веет красотою и жизнью характеризует героя как человека, который склонен к использованию в своей речи устойчивых фраз, свойственных русской лингвокультуре, и редко проявляет лингвокреативность. Однако И.С. Тургенев подходит к этой речевой характеристике более широко: он дает возможность читателю распознать то волнение, которое испытывает герой в данном эпизоде, и именно эмоции не позволяют Рудину продуцировать высказывания, оригинальные в плане применения изобразительно-выразительных средств.

Концептуальная метафора «Человек - Природа» реализуется И.С. Тургеневым также для самохарактеристики персонажа, вербализованной в его высказываниях, например: «Вы думаете, что я чурбан, чурбан совершенный, деревяшка какая-то; а известно ли вам, что я способен таять, как сахар <...>?» [16]. Метафора, выделенная в данном контексте курсивом, узуальна, однако ее коммуникативно-прагматический потенциал расширен за счет реализации в диалоге, к тому же герой вербализует и контра-стивные отношения между лексемами, которые не являются клишированными и не закреплены узуально: деревяшка - сахар.

Также метафорические модели, являющиеся реализацией концептуальной метафоры «Человек -Природа», могут выступать важным средством, которое позволяет читателю оценить социокультурный статус и происхождение персонажа, например, в романе «Отцы и дети»: «- Вон беседка принялась хорошо, - прибавил он, - потому что акация да сирень - ребята добрые, ухода не требуют» [18]. Базаров, которому принадлежит приведенное высказывание, намеренно подчеркивает свое простонародное происхождение и в споре с Павлом Петровичем Кирсановым «с надменной гордостию» говорит: «- Мой дед землю пахал» [18]. Поэтому в состав метафоры акция да сирень - ребята добрые включены разговорные элементы (ребята), позволяющие установить и фольклорные источники вербализованной в речи Базарова метафоры.

Метафорические модели в художественных текстах И.С. Тургенева претерпевают определенную эволюцию. Например, внешний мир (в том числе, и описания природы) становится в поздних романах

А.и. труБкинА

все более символичным. так, Литвинов, герой романа «Дым», видит во внешнем мире проявления символических образов: дым паровоза становится в процессе размышлений персонажа вначале условием для развития метафорических контекстов (ветер менялся, дорога уклонялась, перебрасывался громадный хвост, хвост застилал), а само физическое явление приобретает метафорически интерпретируемые признаки (Беспрерывно взвиваясь, поднимаясь и падая, крутясь и цепляясь за траву, за кусты, как бы кривляясь, вытягиваясь и тая, неслись клубы за клубами: они непрестанно менялись и оставались те же...): «Он стал следить <.> за этим дымом. Беспрерывно взвиваясь, поднимаясь и падая, крутясь и цепляясь за траву, за кусты, как бы кривляясь, вытягиваясь и тая, неслись клубы за клубами: они непрестанно менялись и оставались те же... <...> потом опять перебрасывался громадный хвост и опять застилал Литвинову вид широкой прирейнской равнины» [19]. На следующем этапе реализации метафорической модели происходит переход от внешнего к внутреннему, зафиксированный в следующем высказывании: «и все вдруг показалось ему дымом, все, собственная жизнь, русская жизнь - все людское, особенно все русское» [19]. Интересно, что автор дает возможность читателю проследить этапы трансформации метафорических контекстов в символический образ: Литвинов, размышляя о жизни, приходит к следующему умозаключению: «Все дым и пар, <... > явления бегут за явлениями, а в сущности все то же да то же; все торопится, спешит куда-то - и все исчезает бесследно, ничего не достигая» [19]. Отметим, что выделенные курсивом лексические сочетания основаны на сходстве проявлений психики человека и явлений природы, что, бесспорно, позволяет отнести их к репрезентации метафорической модели, основанной на концептуальной метафоре «Человек - Природа». Эта метафора получает здесь новое осмысление, т.к. она становится основанием символа, приобретающего значимость не только в семантическом пространстве конкретного художественного текста, но и в русской лингвокультуре в целом.

Мы согласны с И.М. Кобозевой в том, что анализ метафоры, в том числе и концептуальной, должен быть основан на необходимости признания в качестве метафор всех тех построений, когнитивную основу которых составляет «уподобление объектов, относящихся к разным областям онтологии» [11: 136-137]. Анализ реализации концептуальных метафор в художественных текстах позволяет выявить и описать ценностную картину мира автора, его целеустановки и интенции не только при создании отдельных образов, но и в структурировании семантического пространства художественного текста в целом, т.к. метафорическая модель выявляет взаимосвязи понятийных сфер, которые репрезентированы в сознании носителей языка [20: 94].

Заключение

Востребованность концептуальной метафоры « Человек - Природа» обусловливается тем, что она, наряду с другими метафорическими моделями, закрепленными в языковом сознании этноса, способна транслировать образы конкретной лингвокультуры. концептуальная метафора является неким смысловым стержнем, который организует семантическое пространство художественного текста, обеспечивая в конечном счете связность текста на основании взаимодействия языковых, речевых и интеллектуальных факторов. Особую значимость в изучении описаний природы в художественном тексте приобретает метафора « Человек - Природа». На основании анализа художественных текстов И.С. Тургенева можно с уверенностью утверждать, что такая метафорическая модель представлена наиболее разнообразно (как на лексическом, синтаксическом, так и на текстовом уровнях) тогда, когда необходимо включить в текст внешнюю или (реже) внутреннюю речь персонажей, характеризуя при этом восприятие окружающего мира героями. функции концептуальной метафоры заключаются, прежде всего, в возможности репрезентации внутреннего мира персонажей, их общекультурного потенциала, общественного статуса и социального происхождения. Употребление оригинальных, неклишированных метафор в высказываниях персонажей чаще всего могут быть декодированы читателем как признак образного восприятия мира героями и эмоциональности в целом.

Концептуальная метафора «Человек - Природа» реализуется в художественных текстах Тургенева как тесно связанные и оказывающие друг на друга влияние этапы: первый (на лексико-семантическом и фразовом уровне) - метафорический перенос свойств человека на явления природы; второй - имеющий обратную направленность, от описания природы к постижению «внутреннего человека» в персонаже романа. Антропоцентрический характер художественных текстов проявляется в том числе и в том, что в них реализуется языковое моделирование человека, к основным средствам которого можно отнести и концептуальную метафору: она способна раскрывать многообразные связи человека и окружающего

мира, объективируя сущностно важное в речемыслительной деятельности субъекта. Перспективы исследования видятся в возможности применения анализа реализации концептуальных метафор к индивидуально-авторским картинам мира и их репрезентации в семантическом пространстве художественных текстов: благодаря такому ракурсу изучения могут быть выявлены и непротиворечиво описаны доминанты языкового сознания и ценностной картины мира конкретного автора.

Список литературы

1. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. / под ред. и с предисловием А.Н. Баранова. М., 2004.

2. Теория метафоры: Сборник: пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.

3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. СПб., 2011.

4. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации. М., 2008.

5. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Аспекты теории фразеологии./ Серия: Studia philologica. М., 2008.

6. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. Теория метафоры. Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990:5-32.

7. Опарина Е.О. Концептуальная метафора. Метафора в языке и тексте. Отв. ред. В.Н. Телия. М., 1988:65-77.

8. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция. Метафора в языке и тексте. М., 1988:26-52.

9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М., 1999.

10. Алефиренко Н.ф. «Живое» слово. Проблемы функциональной лексикологии. М., 2009.

11. Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры. Вестник Моск. унта. Сер. 9. Филология. 2001:136-137.

12. Abdel-Raheem A. Mental model theory as a model for analysing visual and multimodal discourse. Journal of Pragmatics. 2020;155:303-320. ISSN 0378-2166. Доступно по: https://doi.org/10.1016/j.prag-ma.2019.09.012

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306186). Ссылка активна на 23.07.2020.

13. Di Paola S., Domaneschi F., Pouscoulous N. Metaphorical developing minds: The role of multiple factors in the development of metaphor comprehension. Journal of Pragmatics. 2020;156:235-251. ISSN 03782166. Доступно по: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.08.008.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S037821661930596X). Ссылка активна на 23.07.2020.

14. Foolen A. Quo vadis pragmatics? From adaptation to participatory sense-making. Journal of Pragmatics. 2019;145:39-46. ISSN 0378-2166. Доступно по: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.03.008.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216618306374). Ссылка активна на 23.07.2020.

15. Genovesi C. Metaphor and what is meant: Metaphorical content, what is said, and contextualism. Journal of Pragmatics. 2020;157:17-38. ISSN 0378-2166. Доступно по: https://doi.org/10.1016/j.prag-ma.2019.11.002.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306538). Ссылка активна на 23.07.2020.

16. Тургенев И.С. Рудин: роман. Доступно по: https://royallib.com/ book/turgenev_ivan/rudin.html. Ссылка активна на 20.07.2020.

17. Тургенев И.С. Новь: роман. Доступно по: https://royallib.com/book/ turgenev_ivan/nov.html. Ссылка активна на 20.07.2020.

18. Тургенев И.С. Отцы и дети: роман. Доступно по: https://royallib.com/ book/ turgenev_ivan/ottsi_i_ deti.html. Ссылка активна на 20.07.2020.

19. Тургенев И.С. Дым: роман. Доступно по: https://aldebaran.ru/author/turgenev_ivan/kniga_dyim. Ссылка активна на 20.07.2020.

20. Чудинов А.П. Когнитивно-дискурсивное исследование политической метафоры. Вопросы когнитивной лингвистики. 2004;1:90-95.

References

1. Lakoff J., Johnson M. Metaphors we live by: trans. from English. / ed. and with a foreword by A.N. Ba-ranova. Moscow, 2004. (In Russ.).

2. The Theory of Metaphor: Collection: Per. from English, French, German, Spanish, Polish. lang. / Enter.

Art. and comp. N.D. Arutyunova; Common ed. N.D. Arutyunova and M.A. Zhurinskaya. Moscow: Progress, 1990. (In Russ.).

3. Skrebtsova TG. Cognitive Linguistics: A Course of Lectures. St. Petersburg, 2011. (In Russ.).

4. Budaev EV., Chudinov AP. Metaphor in political communication. Moscow, 2008. (In Russ.).

5. Baranov AN., Dobrovolsky DO. Aspects of the theory of phraseology. / Series: Studia philologica. Moscow, 2008. (In Russ.).

6. Arutyunova ND. Metaphor and discourse. Metaphor theory. Common ed. N. D. Arutyunova and M.A. Zhurinskaya. Moscow: Progress, 1990:5-32. (In Russ.).

7. Oparina EO. Conceptual metaphor. Metaphor in language and text. Resp. ed. VN. Telia. Moscow, 1988:65-77. (In Russ.).

8. Telia VN. Metaphor as a model of meaning production and its expressive-evaluative function. Metaphor in language and text. Moscow, 1988:26-52. (In Russ.).

9. Arutyunova ND. Language and the world of man. 2nd ed., Rev. Moscow, 1999. (In Russ.).

10. Alefirenko NF. "Living" word. Problems of functional lexicology. Moscow, 2009. (In Russ.).

11. Kobozeva IM. Semantic problems of political metaphor analysis. Bulletin of Moscow University. Ser. 9. Philology. 2001:136-137. (In Russ.).

12. Abdel-Raheem A. Mental model theory as a model for analysing visual and multimodal discourse. Journal of Pragmatics. 2020;155:303-320. ISSN 0378-2166. Available at: https://doi.org/10.1016/j.prag-ma.2019.09.012.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306186). Accessed July 23, 2020.

13. Di Paola S., Domaneschi F., Pouscoulous N. Metaphorical developing minds: The role of multiple factors in the development of metaphor comprehension. Journal of Pragmatics. 2020;156:235-251. ISSN 03782166. Available at: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.08.008.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S037821661930596X). Accessed July 23, 2020.

14. Foolen A. Quo vadis pragmatics? From adaptation to participatory sense-making. Journal of Pragmatics. 2019;145:39-46. ISSN 0378-2166. Available at: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.03.008.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216618306374). Accessed July 23, 2020.

15. Genovesi C. Metaphor and what is meant: Metaphorical content, what is said, and contextualism. Journal of Pragmatics. 2020;157:17-38. ISSN 0378-2166. Available at: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.11.002.

(http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0378216619306538). Accessed July 23, 2020.

16. Turgenev IS. Rudin: Novel. Available at: https://royallib. com/ book/ turgenev_ivan/rudin.html. Accessed July 20, 2020. (In Russ.).

17. Turgenev IS. Virgin Soil: Novel. Available at: https://royallib.com/book/turgenev_ivan/nov.html. Accessed July 20, 2020. (In Russ.).

18. Turgenev IS. Fathers and Sons: Novel. Available at: https://royallib.com/book/turgenev_ivan/ottsi_i_ deti.html. Accessed July 20, 2020. (In Russ.).

19. Turgenev IS. Smoke: Novel. Available at: https://aldebaran.ru/author/turgenev_ivan/kniga_dyim. l. Accessed July 20, 2020. (In Russ.).

20. Chudinov AP. A cognitive-discursive study of political metaphor. Cognitive linguistics issues. 2004;1:90-95. (In Russ.).

Сведения об авторе:

Трубкина Анна Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и русского языка Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

E-mail: trubkina 16@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42. Южный федеральный университет.

Bionote:

Anna I. Trubkina, PhD, Associate professor of Department of Theory of language and Russian language, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation.

E-mail: trubkina16@yandex.ru

Address: 344006, Rostov-on-Don, 105/42 B. Sadovaya Str. Southern Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.