Научная статья на тему 'ЦВЕТЕНИЕ БЫТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА И А.А. ФЕТА (РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СМЫСЛОВЫХ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ)'

ЦВЕТЕНИЕ БЫТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА И А.А. ФЕТА (РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СМЫСЛОВЫХ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / СЛОВЕСНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СМЫСЛОВЫЕ АЛГОРИТМЫ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / Б. ПАСТЕРНАК / БЫТИЕ / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серебрякова Ю.В.

Целью методики смысловых алгоритмов является развитие ассоциативных связей между образами и абстрактными понятиями (философскими и культурологическими). Поскольку все слова алгоритма проговариваются на семинарах, слабослышащие студенты быстрее развивают словесное мышление. Приведены примеры нескольких смысловых алгоритмов, показывающих прогресс в обучении слабослышащих студентов.The goal of the technique of semantic algorithms is the development of associative links between images and abstract concepts (philosophical and culturological). Since all the words of the algorithm are spoken at seminars, students who are hearing impaired quickly develop verbal thinking. Examples of several semantic algorithms that show progress in teaching students who are hard of hearing are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТЕНИЕ БЫТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА И А.А. ФЕТА (РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СМЫСЛОВЫХ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ)»

культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012, № 91. - Тамбов: Изд-во ООО «Грамота». - С. 149 - 152.

14. Серебрякова Ю.В. Мыслить иначе: методика исследования современной философии в ВУЗе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012, № 9-2. - Тамбов: Изд-во ООО «Грамота». - С. 151 - 154.

15. Серебрякова Ю.В. Имя и/или симулякр: границы постмодернизма // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: история, филология, философия, искусствоведение, культурология. Сборник трудов IV Международной дистанционной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.П. Чигишевой, 2013. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество». - С. 62 - 68.

16. Серебрякова Ю.В. Дидактические стратегии изучения темы «Современная гносеология» // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2013, № 1 (30). -Орел: Изд-во Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. -С.210 - 214.

17. Серебрякова Ю.В. Онтологический статус слова в наследии С.Н. Булгакова и публикациях А.С. Нилогова // Булгаковские чтения, 2011, Том 5, №5. - Орел: Издательство: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева. - С. 74 - 77.

18. Серебрякова Ю.В. «Маленький человек» С. Кржижановского: в поисках величия (прочтение текста глазами философа) // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012, № 45. - Прага: Издательство Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. - С. 96 - 99.

УДК 376.33

Серебрякова Ю.В., кандидат культурологии

доцент

кафедра «Философия» Ижевский Государственный Технический Университет

имени М. Т. Калашникова Удмуртская Республика, г. Ижевск ЦВЕТЕНИЕ БЫТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА И А.А. ФЕТА (РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СМЫСЛОВЫХ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ

СТУДЕНТОВ)

Аннотация:

Целью методики смысловых алгоритмов является развитие ассоциативных связей между образами и абстрактными понятиями (философскими и культурологическими). Поскольку все слова алгоритма проговариваются на семинарах, слабослышащие студенты быстрее развивают словесное мышление. Приведены примеры нескольких смысловых

алгоритмов, показывающих прогресс в обучении слабослышащих студентов.

Annotation:

The goal of the technique of semantic algorithms is the development of associative links between images and abstract concepts (philosophical and culturological). Since all the words of the algorithm are spoken at seminars, students who are hearing impaired quickly develop verbal thinking. Examples of several semantic algorithms that show progress in teaching students who are hard of hearing are given.

Ключевые слова:

Инклюзивное обучение в ВУЗе, словесное мышление, смысловые алгоритмы, русский язык, философия, культурология, Б. Пастернак, А.А. Фет, бытие, природа.

Keywords:

Inclusive education in the university, verbal thinking, semantic algorithms, Russian language, philosophy, culturology, B. Pasternak, A.A. Fet, being, nature.

Организация активной речевой практики на семинарах по русскому языку, культурологии, философии со слабослышащими студентами - одна из важнейших задач преподавателей-гуманитариев [5, с. 107]. Отмечу, что студенты второго курса уже более уверенно читают вслух, в том числе стихотворения, не боятся выразить свое мнение при пересказе и анализе художественного и научного текстов, создают схемы и таблицы [15, с. 60] справляются и с творческими заданиями, например, с заданием на создание смыслового алгоритма [6, с. 176].

Смысловые алгоритмы [9] создаются нами вокруг ключевого слова с помощью однокоренных слов, синонимов и антонимов в программе XMind, что позволяет добавлять картинки и тексты. Все картинки, фотографии, графические работы обязательно проговариваются: как художник выразил свое настроение, какое настроение возникает у нас, воспринимающих эту картину [10, с. 162].

Практически на каждом семинаре по русскому языку во втором семестре мы исследуем русскую поэзию и создаем на основе этих исследований смысловые алгоритмы. Нами были проанализированы стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Б. Пастернака [11, с. 84], А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, В.А. Жуковского, Б. Окуджавы, С. Есенина. Для междисциплинарных смысловых алгоритмов [7, с. 595] с целью проговаривания различных вариантов основных философских и культурологических понятий мною были отобраны стихотворения Б. Пастернака и А.А. Фета. Этих двух авторов объединяет философская категория бытия, представленная не декларативно, не официально, но в образах, дающих представление о цветении бытийных возможностей как человека, так и природы, всего живого.

О главной теме поэзии Б. Пастернака А. Ахматова писала: «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она

была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его» [1, с. 18]. Что же касается поэзии Афанасия Афанасьевича Фета, то мы полностью согласны с мнением Д.Д. Благого, который писал: «ничему ужасному, жестокому, безобразному доступа в мир фетовской лирики нет: она соткана только из красоты» [2, с. 20].

Как верно отметала Н.А. Задумина, «человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути» [3, с. 67]. Эти мысленные искания порой приводили слабослышащих студентов к неожиданным открытиям, к словам, обретающим новое звучание и смысл.

Приведу примеры смысловых алгоритмов, построенных слабослышащими студентами на материале стихотворений Б. Пастернака (семинар по теме «Разговорный стиль русского языка», методический материал можно использовать на семинаре по философии, тема «Онтология» [12, с. 120]):

1. «Определение поэзии» [4, с. 68] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Борисовым Александром): Поэзия — свист —щелканье —>ночь —соловьев поединок —слезы вселенной —флейта —Фигаро —град —звезда —хохот —глухое место. Это первая ассоциативная цепочка, составленная по тексту. Определено ключевое слово: поэзия. Строит вторую ассоциативную цепочку: Поэзия —природа —рифма (свист - лист, льдинок

— поединок, горох - Фигаро, духота - хохотать) — ночь несет звезду в садок

— человек и природа взаимосвязаны, но восторг перед природой неуместен: «вселенная - место глухое».

2. «Никого не будет в доме...» [4, с. 201] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Гетьман Александром): Сумерки — зимний день — снег — прошлогоднее унынье — вина — голод — вторженье — будущность

— ты. Это первая ассоциативная цепочка, составленная по тексту. Определено ключевое слово: ты. Строит вторую ассоциативную цепочку: Ты

— шагами меряешь тишину — ритм — будущность — в белом, без причуд

— из тех материй, из которых хлопья шьют. Новая любовь как снег новой зимы входит в дом — обращение к будущему в его простой ясности: любовь.

3. «Сосны» [4, с. 231] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Кулеминым Кириллом): Трава — сосновая просека — бессмертные на время — синева — широта — море мерещится — волны — белая магия пены — черная магия воды — публика — столб с афишей. Определено ключевое слово: творчество. Необходимо вновь прочитать это стихотворение. Строит вторую ассоциативную цепочку: Творчество в траве под соснами — рядом с любимой — чувство как море — магия вечера и ночи — далекая публика, которая когда-нибудь почувствует эту магию.

Вывод студентов: поэзия Б. Пастернака связывает воедино творчество,

природу и любовь, однако каждый раз по-разному. Например, в стихотворении «Определение поэзии» природа участвует в творчестве поэта, но «вселенная - место глухое» (вопрос о том, что же тогда не «глухое место» вызвал бурную дискуссию), в стихотворении «Никого не будет в доме...» любовь, как новая зима, входит в дом поэта и становится источником его творчества, в стихотворении «Сосны» взаимная любовь поэта становится магией, определяющей творчество.

Приведу примеры смысловых алгоритмов, построенных слабослышащими студентами на материале стихотворений А.А. Фета:

1. «Учись у них - у дуба, у березы» [14, с. 312] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Ахметовым Табрисом): Учись ^ зима ^ жестокая пора ^ слезы ^ молчание ^ весна ^тепло ^ жизнь ^ ясные дни. Определены ключевые слова: изменения природы зимой и весной. Строит вторую ассоциативную цепочку: жестокость ^слезы ^ зло ^ сердце ^ молчание ^ тепло и жизнь ^ новые откровения ^ переболеть ^скорбящая душа.

2. «Шепот, робкое дыханье» [14, с. 29] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Загребиной Марией): шепот ^ трели соловья ^ ручей ^ ночь ^тени ^ лицо меняется ^ роза ^ янтарь ^ лобзания ^ заря. Определено ключевое слово: свидание. Строит вторую ассоциативную цепочку: Тихая речь ^ трели соловья ^сонный ручей ^ ночные свет и тень ^ лобзания ^слезы разлуки.

3. «Сияла ночь. Луной был полон сад» [14, с. 287] (этот смысловой алгоритм составлен студентом Филькиным Алексеем): Сияние луны ^ рояль ^ песня ^ любовь ^ взаимность ^ воспоминание ^ песня. Определено ключевое слово: любовь. Строит вторую ассоциативную цепочку: свидание ^ музыка ^слезы ^любовь ^ воспоминание и возвращение любви вновь ^бессмертие.

Вывод студентов: поэзия А. Фета, так же, как и поэзия Б. Пастернака, связывает воедино творчество, природу и любовь, однако в другом соотношении. Например, в стихотворениях «Учись у них.» и «Шепот, робкое дыханье.» природа передает настроение и чувства героя, а в стихотворении «Сияла ночь» любовь как воспоминание когда-то давно услышанной песни повторяется вновь.

Как видим, слабослышащим студентам удалось найти основную мысль русских классиков о бытии. Теперь выполнение задания «создание смыслового алгоритма» стало частью самостоятельной работы как по философии, так и по другим гуманитарным дисциплинам. Таким образом, структура междисциплинарного курса по философии с опорой на найденные эффективные виды заданий для курса «Русский язык и культура речи» [13, с. 26] расширяется и может быть построена с учетом проговаривания философских понятий [8, с. 159] и категорий.

Использованные источники:

1. Ахматова А.А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. - М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3. - 158с.

2. Благой Д.Д. Афанасий Фет - поэт и человек // А. Фет. Воспоминания / Предисл. Д. Благого; Сост. и примеч. А. Тархова. - М.: Правда, 1983. - 294с.

- С. 2 - 32.

3. Задумина Н.А. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака // Вестник Астраханского государственного технического университета, 2010, №2 (50). - С. 65 - 70.

4. Пастернак Б. Стихотворения: В 2 т. Т.1. [Текст] // Предисл. и сост. А. Филиппова. - Тула: Филин, 1993. - 382с.

5. Серебрякова Ю.В., Шишкина А.А. Особенности инклюзивного обучения в ВУЗе (на материале методики преподавания курсов «Философия» и «Русский язык и культура речи»// Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2016, № 6. - Челябинск: Изд-во «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет». -С. 107 - 111.

6. Серебрякова Ю.В. Творчество в словесном пространстве: практический аспект (смысловые алгоритмы как метод инклюзивного обучения в ВУЗе) // Образование и наука в современных условиях, 2016. № 1 (6). - Чебоксары: Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - С. 176

- 178.

7. Серебрякова Ю.В. Подвижная терминологическая карта на занятиях по философии и русскому языку со слабослышащими студентами // Теория и практика современной науки, 2016. № 2 (8). - Саратов: Изд-во ООО «Институт управления и социально-экономического развития». - С. 595 -598.

8. Серебрякова Ю.В. Работа с многозначными понятиями на семинарах по философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012, № 11-1. - Тамбов: Изд-во ООО «Грамота». - С. 159 - 162.

9. Серебрякова Ю.В. Структура смысловых алгоритмов (на материале анализа поэтических и философских текстов): монография. - Ижевск: Урал-принт, 2011. - 162с.

10.Серебрякова Ю.В. Формирование навыков исследовательской деятельности на занятиях по философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2012, № 11-1. - Тамбов: Изд-во ООО «Грамота». - С. 162 - 165.

11. Серебрякова Ю.В. Музыка живой природы в стихотворениях Б. Пастернака (методически указания по созданию смысловых алгоритмов на занятии по русскому языку со слабослышащими студентами) // Научные исследования: от теории к практике, 2016. № 1 (7). - Чебоксары: Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - С. 84 - 85.

12.Серебрякова Ю.В. К вопросу о создании междисциплинарной системы обучения слабослышащих студентов (на материале гуманитарных дисциплин) // Педагогическое мастерство и педагогические технологии, 2015, № 3 (5). - Чебоксары: Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». - С. 120 - 121.

13.Серебрякова Ю.В. Структура инклюзивного междисциплинарного курса «Русский язык и культура речи» // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности, 2016. - Махачкала: Изд-во ООО «Апробация». - С. 26 - 28.

14.Фет А.А. Стихотворения и поэмы. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 752 с.

15.Шишкина А.А. Методика обучения слабослышащих студентов с помощью схем и таблиц (на примере философии) // Апробация, 2016, № 8 (47). -Махачкала: Изд-во ООО «Апробация». - С. 60 - 62.

УДК 159.92

Слюсарев Н. С. аспирант

ОАНО ВОМосковский психолого-социальный университет

Цветков А.В., д.псх.н. заместитель директора по науке Центр нейропсихологии «Изюминка»

Россия, г. Москва ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА С ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Аннотация: подростковая дисфункциональность складывается из снижения моральной рефлексии и морально-этической ответственности, оказывающее влияние на уровень восприятия социальной фрустрированности, телесности и сексуальной рассогласованности. В связи с этим, в основу программы психолого-педагогического сопровождения легла гипотеза о том, что повышение моральной рефлексии будет положительно сказываться на морально-нравственной ответственности, что в свою очередь приведет к повышению согласованности сексуальных установок, повышению телесного потенциала и повышения уровня социальной фрустрированности, которая в адаптивных пределах имеет положительный потенциал действия на личность, заставляя человека развиваться дальше.

Ключевые слова: подростковая дисфункциональность, морально-этическая ответственность, психолого-педагогическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.