Научная статья на тему 'Цвет как способ выдвижения подтекста у В. В. Маяковского и В. С. Высоцкого'

Цвет как способ выдвижения подтекста у В. В. Маяковского и В. С. Высоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2210
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДТЕКСТ / ЗНАЧЕНИЕ / ЦВЕТ / ПОЭТИКА / МОТИВЫ / СПОСОБЫ САМОПОЗНАНИЯ / ПОЭТ / "ПРИНЦИП АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цвет как способ выдвижения подтекста у В. В. Маяковского и В. С. Высоцкого»

УДК 101

Ощепкова Ксения Евгеньевна

выпускница Московского финансово-юридического университета ksusha- sonia@mail .ru Ksenia E. Oshchepkova

Graduate of the Moscow financial and legal university ksusha- sonia@mail .ru

ЦВЕТ КАК СПОСОБ ВЫДВИЖЕНИЯ ПОДТЕКСТА У В.В. МАЯКОВСКОГО И В.С. ВЫСОЦКОГО

COLOR AS THE METHOD OF NOMINATION CONTEXT, BUT V.V. MA-

YAKOVSKY AND V.S. VYSOTSKY

Аннотация. Один из способов выдвижения подтекста - игра автора с цветом. В данной работе будет проведена сравнительная характеристика творчества В.С. Высоцкого и В.В. Маяковского с точки зрения использования цветовой палитры в тексте. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что В.С. Высоцкий активно использовал цвет и его ассоциативные указатели в качестве подтекста, то В.В. Маяковский, напротив, хотел обратить внимание на внешнее содержание, стараясь не обращаться к подтексту. Поэтика, мотивы, способы самопознания лирического героя В.В. Маяковского вошли в творческую практику В.С. Высоцкого. Для обоих поэтов характерен «принцип активного действия», который соблюдался и утверждался тем и другим создателем в свою эпоху.

Ключевые слова: подтекст, значение, цвет, поэтика, мотивы, способы самопознания, поэт, «принцип активного действия».

Annotation. One of the ways of nomination of subtext - the game of the author with color. This work will be carried out the comparative characteristic of creativity V.S. Vysotsky and V. V. Mayakovsky from the point of view of using the color palette in the text. According to the results of the study concluded that V.S. Vysotsky actively used color and associative indexes as subtext, V.V. Mayakovsky, in contrast, wanted to draw attention to external content, trying not to turn to the implication. Poetics, motives, methods of self-knowledge lyrical hero of V.V. Mayakovsky entered into creative practice V.S. Vysotsky. Both poets characterized by the principle of «active actions», which is respected and approved both by the Creator in his time.

Keywords: the implication, value, color, poetics, motives, methods of self-knowledge, poet, prin-citu active actions».

Подтекст - это одна из составляющих содержательно-концептуальной информации на высоком уровне постижения текста, это своего рода «диалог» между содержательно - фактуальной и содержательно-концептуальной информацией, то есть одна из его составляющих.

Для концепций, которые относятся к семантическому подходу в истолковании подтекста, характерно использование в определении этого явления терминов «смысл», «содержание», «информация», а также характеристик «глубинный», «скрытый», «неопределенный», «смутный» и проч. Подтекст - это смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста [9].

Именно здесь обнаруживается логическая и эмоциональная информация, так как это сотворчество автора и читателя. Создатель произведения формирует для своего читателя скрытый глубинный смысл, который не имеет материального выражения.

Мною будет заострено внимание на использовании цвета в произведениях В.В. Маяковского и В.С. Высоцкого, как одном из способов выдвижения подтекста.

Почему принято решение обратиться именно к этим поэтам? Между ними имеются общие черты, которые сближают поэтов между собой. Во-первых, имена В. В.Маяковского и В.С. Высоцкого сближаются в исторической перспективе. Оба - поэты 20 века. Во-вторых, каждый из них своим творчеством наиболее полно отражает эпоху своего времени. Произведениям В. С. Высоцкого и В.В. Маяковского присущ дух яростной борьбы, громогласность, подчеркнутая мужественность, одиночество при кажущейся общительности, афористичность. Этих авторов можно назвать символами своего времени.

Цвет - это подсистема психологии, философии и лингвистики. Это доказывает, что цвет - эстетическая подсистема. Важнейшая функция цветовой лексики - это выдвижение подтекстовой информации, которая оказывает воздействующую функцию на читателя. Таким образом, цвет несет в себе смысловую, описательную и эмоциональную функции. Цветоообозначение «цементирует» текст, участвует в его целостности и создает гармонию.

Цвет у В. С. Высоцкого был выбран не случайно - цветовая лексика носила у него символическое и ассоциативное значение. А вот цветовая гамма в произведениях В.В. Маяковского не очень богата, т.к. поэт хотел обратить наше внимание на само содержание произведения, стараясь не обращаться к подтексту. Однако есть и стихотворения с разнообразной цветовой гаммой. К примеру, стихотворение «Ночь», где встречаются все цвета, от багрового до черного: Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты («Ночь») Здесь все цвета - указатели. Багровый - закат, белый - рассвет, зеленый - деревья, черный - символ ночи, а желтый цвет - цвет фонарей. Вся эта цветовая палитра создает красочную картину московской ночи, которая строится на аасоциативном восприятии. Позднее этот прием позаимствует В.С. Высоцкий [7].

Основными цветами в поэзии В.С. Высоцкого были красный, белый и черный. У В.В. Маяковского - красный, черный и желтый.

1.Красный цвет

Поскольку В.В. Маяковский - это поэт революции, футурист (сами футуристы рассматривали революцию в эстетике, как революцию политическую), то

именно поэтому у В.В. Маяковского преобладает в произведениях красный цвет. Например: Красный цвет моих республик Тоже должен пламенеть. («Письмо Татьяне Яковлевой»)

А вот этот же цвет у В.С. Высоцкого: Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков. Кричат загонщики, и лают псы до рвоты. Кровь на снегу и пятна красные флажков («Идет охота на волков»).

Красный цвет в данном стихотворении - это прямой указатель красных флажков. Вместе с тем, помимо прямых указателей на цвет, имеются и ассоциативные указатели, т.е. цвет имеет символическое и ассоциативное значение. Например, кровь - указатель на кроваво-красный цвет, снег - указатель белого цвета. Все вместе они окрашивают сцену бойни в жесткие, режущие глаз серо-бело-кровавые тона. Тем сильнее, резче оказывается их воздействие и тем значимее их присутствие. Также можно отметить, что цветовая палитра в данном стихотворении построена по принципу контраста: красный-белый, причем построена на ассоциативном значении, восприятии этого контраста самим читателем. Если вновь обратиться ко времени, в которое написано стихотворение, то можно провести параллель между кровавой бойней волков и охотников в данном произведении и той репрессивной охотой, которая велась между писателями и государством. Как известно, В. С. Высоцкий был мастером эзопова языка.

Ассоциативное значение красного цвета можно обнаружить и у В.В. Маяковского: ...душу вытащу, растопчу. Чтоб большая! - и окровавленную дам, как знамя. («Облако в штанах»). В данном тексте мы видим, что «знамя» и «окровавленною» - это указатель на красный цвет, который строится на ассоциативном восприятии читателем. Благодаря этому мы можем увидеть окровавленную ярко-красную картину. Таких приемов построения у В.В. Маяковского много, например «В сто сорок солнц закат пылал» или «Среди тонконогих, жидких кровью» [10].

Для В.С. Высоцкого характерно широкое употребление оттеночных качественных прилагательных, причём наиболее широко представлены оттенки красного: красный, рыжий, ржавый, бледно-розовый, рдяный, багровый, алый, малиновый. Например: В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок («Райские яблоки»). Это можно обнаружить и у В.В. Маяковского: Как я вот в растущую Мексику И в розовый этот песок на заре («Христофор Колумб») или: И на площадь, мрачно очерченную чернью, багровой крови пролилась струя!... Бронзовые генералы на граненом цоколе молили: «Раскуйте, и мы поедем!» («Война объявлена»)

Но красный цвет у В.С. Высоцкого может существовать автономно, вне связи с каким-либо предметом. Чаще всего этого обозначение конца, прекращения, остановки. Наиболее ярким примером в этом отношении является данное стихотворение: Сколько лет счастья нет, Впереди - всё красный свет... («То ли - в избу и запеть»).

В.В. Маяковский использовал не только прямые и ассоциативные указатели на цвет, но использовал различные формы слов для определения цвета. Например, вместо прилагательного «красный» присутствует его глагольная

форма: В возмутительных прыщах зря краснеет на плечах («Подлиза»). Позднее этим приемом будет пользоваться В.С. Высоцкий.

2. Черный цвет

На наш взгляд, черный цвет в поэзии В.С. Высоцкого является одним из самых символичных. Интересно, что признаком «черноты» Высоцким чаще всего отмечено то, что окружает человека. Черными могут оказаться женщины, лёгкие, сапоги, воронок, очи, повязки на глазах, хлеб, флаг и т.д. Этот цвет может быть символом смерти: Я голой грудью рву натянутый канат! Я жив -снимите черные повязки! («Я жив - снимите черные повязки»).

В текстах с исходной лексемой черный первая тема, выделяемая нами в семантической структуре данного прилагательного, будет сема «отрицательный, плохой», например: А потом в нормальном свете представало в черном цвете То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив («Пародия на плохой детектив»).

Прилагательное черный у В.С. Высоцкого употребляется в значении «мрачный, безрадостный, равнодушный», например: Я заглядывал в черные лица прохожих - («Пьяный город»).

Цветообозначение черный нередко употребляется В.С. Высоцким по отношению к предметам, олицетворяющим вероломство, насилие и горе, а также часто этим предметом являются «вечные» символы правоохранительных органов: Вывели болезного, руки ему за спину И с размаху кинули в чёрный воронок. («Песенка-сказка про джина»).

Зловещий смысл чёрного цвета В.С. Высоцким подчёркнут использованием в качестве цветонаименований глагольных форм с негативной семантикой. Обычно

они употребляются в значении «обманывать», «порочить» или «угасать», «болеть»: Чернели женщины от горя,(«Водой наполненные горсти») [11].

Также В.С. Высоцкий использует значение глагольной формы чернить как «клеветать на кого-что-н.», например: Знаю я, своих друзей чернить неловко, («Татуировка»)

Использование различных форм слова черный мы видим и у В.В. Маяковского, например: Чернь волос в цветах горит («Испания»).

Обозначения чёрного цвета встречаются у В.С.Высоцкого, как ни странно, при упоминании предметов поклонения верующих людей (икон). В стихотворении «Старый дом» «черная копоть» под иконами олицетворяет зло, невежество и безбожие: Испокону мы в зле да в шёпоте, Под иконами в чёрной копоти («Старый дом»).

У В.В. Маяковского черный цвет существует без связи с каким-либо предметом, автономно. Например: Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего. («Кофта фата»).

В.В. Маяковский пользовался принципом контраста. Например, в данном стихотворении он распределил цвета по контрасту красный-черный, причем как на прямом, так и на ассоциативном восприятии: Жил был на свете кадет. В красную шапочку кадет был одет. Кроме этой шапочки, доставшейся каде-ту,ни черта в нем красного не было и нету. Поднялся однажды пребольшущий

ветер, в клочья шапчонку изорвал на кадете. И остался он черный. А видевшие это волки революции сцапали кадета. («Сказка о красной шапочке»)

Как и у В.В. Маяковского, излюбленным приемом В.С. Высоцкого - это создание ассоциаций. Играя на контрастах, поэт создает следующие черно-белые образы: Может спел про вас неумело я, Очи чёрные, скатерть белая?!

(«Старый дом»)

З.Белый цвет

Белый цвет - это, прежде всего, цвет справедливости, веры, невинности и начала начал. Это чистый лист, с которого пишется история. Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов! Сердца стучали на три счета вместо двух. К тому же дамы приглашали кавалеров На белый вальс традиционный - и захватывало дух («Белый вальс»).

Подобным же образом у В. С. Высоцкого белый цвет, который ранее воплощал беспризнаковую сплошную белизну, превращается в носителя ярко выраженного качества - чистоты, противопоставленной своему антиподу - грязи. Протопи ты мне баньку по-белому Я от белого свету отвык. («Протопи ты мне баньку по-белому»).

Как уже было сказано ранее, В.С. Высоцкий - мастер создания контрастов. Помимо прямых указателей на цвет, Высоцкий пользуется ассоциативным значением цвета, играя на контрастах: Раздался звон - и ворон сел На белое плечо. («Ошибка вышла») Ворон здесь является косвенной номинацией чёрного. Мы подсознательно видим ворона в «черном цвете». Итак, мы видим, что в поэзии В.С. Высоцкого реализуются традиционное символическое противопоставление белого и черного цветов. В художественном творчестве поэта преобладают более поздние представления о белом цвете как показателе чистоты, молодости, радости, доброты, а о чёрном - как символе зла, несчастий и траура. Но, тем не менее, подобные сочетания двух диаметрально противоположных начал - белого и чёрного, положительного и отрицательного, светлого и тёмного в одновременном противопоставлении повлияло на значение одного из двух цветов, а именно: семантика белого подверглась модификации, переосмыслению, что объясняется амбивалентностью значений белого цвета. Поэтому белый цвет в палитре В.С. Высоцкого нередко может быть сопряжён с горем и смертью, то есть быть синонимичным черному. Например: После смерти для всех свои птицы найдутся - Так и белые птицы для наших бойцов, Ну а вороны -словно над падалью - вьются Над чёрной колонной врагов. («В плен - приказ -не сдаваться, они не сдаются»)[11].

Что касается В.В. Маяковского, то, по аналогии с белым цветом В.С. Высоцкого, он использует желтый цвет. А после в огне раззолоченных зал, забыв привычку спанья, всю ночь напролет провести, глаза уткнув в желтоглазый коньяк («Эй»).

Но чаще всего В.В. Маяковский использует указатели желтого цвета. Как прямые: Читайте железные книги! Под флейту золоченой буквы полезут копченые сиги и золотокудрые брюквы («Вывескам»). Так и ассоциативные: На

солнечном золоте моих монет («Флейта-Позвоночник»). Адище города окна

разбили на крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки («Адище города»).

Таким образом, сопоставляя двух поэтов 20 века - В.В. Маяковского и В. С. Высоцкого, можно выделить общие черты и различия между ними:

- оба поэта активно пользовались прямыми и ассоциативными указателями на цвет;

- цветовая палитра произведений этих авторов богата не только основными цветами, но и оттенками основных цветов;

- В.В. Маяковский и В.С. Высоцкий употребляли различные формы слова, обозначающие цвет, в частности глагольные, в форме существительного и наречия;

- В.В. Маяковский и В.С. Высоцкий - мастера контраста, как на прямом, так и на ассоциативном значении (Чаще используется В.С. Высоцким);

- оба поэта имели свой цвет, как символ своей эпохи (у В.В. Маяковского это был красный цвет - цвет революции, а у В.С Высоцкого - черный цвет);

Однако основное различие в том, что, если В.С. Высоцкий активно использовал цвет и его ассоциативные указатели в качестве подтекста, то В.В. Маяковский, напротив, хотел обратить внимание на внешнее содержание, стараясь не обращаться к подтексту.

Поэтика, мотивы, способы самопознания лирического героя В.В. Маяковского вошли в творческую практику В.С. Высоцкого. Для обоих поэтов характерен «принцип активного действия», который соблюдался и утверждался тем и другим создателем в свою эпоху.

Литература:

1. Альфред Бем. Спор о Маяковском. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.silverage.ru.

2. Зайцев В.А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе. ФН, 2005.

3. Критика Маяковского. Русская литература. Под ред. Е.И. Наумова, М.

1972.

4. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996.

5. Маяковский. Литературная энциклопедия. Т.7. 1934.

6. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск III Т2 / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. -М.: ГКЦМВ.С. Высоцкого, 2000. - 624с.

7. Нежданова Н.К. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий: параллели художественных миров. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/NEJDANOVA99.pdf.

8. Пфандль Х. Владимир Высоцкий. Исследования и материалы. М., 1981.

9. Словарь литературоведческих терминов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/61.html.

10. Томенчук Л.Я. Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/TOMENCHUK/wysockij. txt_with-big-pictures.html.

11. Шалак В. « Черный вечер. Белый снег». [Электронный ресурс] Режим доступа: www.vaal.ru.

Literature:

1. Alfred BEM. The dispute about Mayakovsky. [Electronic resource] access Mode: www.silverage.ru.

2. Zaitsev V.A. Author's song: its perception and perspectives of research on the modern stage. TN, 2005.

3. Criticism Of Mayakovsky. Russian literature. Edited by E.I. Naumova, M.

1972.

4. Twisted A. Our output. The history of Russian futurism. M., 1996.

5. Mayakovsky. Literary encyclopedia. Vol.7. 1934.

6. World Vysotsky: Research and materials. Issue IIIT2 / Comp. Aeschylos and Vffsekvua. - M: GCCM V.S. Vysotsky, 2000. - 624p.

7. Nezhdanova NICHOLAS Vladimir Mayakovsky and Vladimir Vysotsky: parallel artistic worlds. [Electronic resource] access Mode: http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/NEJDANOVA99.pdf.

8. Pfandl Agricultural Vladimir Vysotsky. Studies and materials. M., 1981.

9. Dictionary of literary terms. [Electronic resource] Mode to-stupa: http://slovo.yaxy.ru/61.html.

10. Tomenchuk L.Y. Vysotsky and his songs: let off the curtain over the edge. [Electronic resource] access Mode: http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/TOMENCHUK/wysockij. txt_with-big-pictures.html.

11. Salak Century «Black night. White snow». [Electronic resource] Mode to-stupa: www.vaal.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.