УДК 81'27
КОЛОРИСТИКА В РАССКАЗАХ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
© Матанцева Марина Борисовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и общего языкознания, Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
© Голдышенко Ольга Андреевна
студентка Института филологии и массовых коммуникаций, Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена исследованию цвета в прозе В. С. Высоцкого. В качестве объекта изучения выбраны его рассказы. Аспект исследования — лингвистический. Цветовая картина мира в лирике В. С. Высоцкого была предметом изучения исследователей, тогда как колористика прозы осталась вне научного внимания. Анализ лексики цвета в рассказах В. С.Высоцкого позволил определить иерархию цветов, выявить типы колорем с точки зрения структуры, формы и смысла. В рассказах преобладают ахроматические абсолютные цвета. В основном это одноосновные прилагательные, употребленные в прямом значении. В отличие от лирики проза В. С. Высоцкого не стремится к нагромождению цветовых образов, к усложнению языковых средств. Писатель рисует мир обычными красками и простым слогом описывает окружающую действительность, тем самым делая свое творчество доступным, близким, интересным для самой разной аудитории.
Ключевые слова: В. С. Высоцкий; рассказы; цветовая картина мира; колоративы; хроматические и ахроматические цвета; абсолютные и оттеночные цветообозначения; прототипические референты; типы колорем.
Творчество Владимира Семеновича Высоцкого, советского поэта, актёра театра и кино, автора-исполнителя песен, автора прозаических произведений и сценариев, занимает одно из центральных мест в культуре XX в. и «оказало сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений».
Данная статья посвящена исследованию цвета в прозе В. С. Высоцкого. В качестве объекта изучения выбраны его рассказы. Аспект исследования — лингвистический.
Цвет как явление изучается с точки зрения самых различных наук, от физики до психологии и лингвистики [1; 5; 6; 7; 8]. Известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, генерировать особое цветовое пространство. Цвет — это особая система кодирования информации, один из важнейших компонентов человеческой жизни.
Хотя слов, обозначающих цвет, в системе любого языка сравнительно немного, частота их использования в художественных текстах достаточно высока. Цве-тообозначения выступают одним из способов выражения смысла, идеи, замысла,
материализуют личное ощущение мира художника слова. Изучение колоративов помогает получить представление об индивидуальных особенностях художественного стиля писателя.
Исследованию цветовой символики в творчестве В. С. Высоцкого посвящено много работ: это труды В. П. Изотова, А. А. Забияко, А. И. Скобелева, Ю. В. Дюпиной и др. [3]. Материалом для анализа являются лирические произведения. По нашим данным, проза автора в целом, и рассказы в частности, в данном направлении не изучались.
Всего в собрании сочинений В. С. Высоцкого 20 рассказов. Для анализа отобраны 5 рассказов с наибольшим количеством цветообозначений: «Удивительная история, произошедшая с очень молодым человеком из Ленинграда и девушкой из Шербурга», 1969 [2, с. 747-761]; «Текст программы для встречи со зрителем актера В. Высоцкого», 1969 [2, с. 849-854]; «У моря», 1973-1974 [2, с. 854-857]; «Дельфины и психи», 1968 [2, с. 722-747]; «Роман о девочках», 1977 [2, с. 864903].
Как известно, «с точки зрения физики определяются семь основных спектральных цветов. Это хроматические цвета красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Выделяют также три ахроматических цвета — черный, серый, белый» [4, с. 220].
Наименования цвета в рассказах В. С. Высоцкого описывают 3 ахроматических цвета: белый, серый и черный, и 5 хроматических цветов (синий, голубой, красный, желтый, зеленый).
В отобранных рассказах зафиксировано 74 контекста с использованием 27 единиц колоративной лексики, что позволило выявить 8 наименований цвета, которые со своими производными, в том числе в составе сложных слов, а также с косвенными (оттеночными) цветообозначениями, образуют соответствующее количество микрополей.
Название цвета Контекст
Белый, бельё, белобочка, беловежский, Девушка с белыми волосами (3);
белогорячий, белогвардейщина, белоку- Витрина, замазанная белой матовой крас-
рый, седой. кой;
Белая ночь;
Убийцы в белых халатах;
Мужчины (...) стараются рассмотреть цвет
белья (у женщин);
Дельфины-белобочки;
Беловежская пуща;
Белая горячка (3);
Белогорячий;
Белогвардейщина;
Белое тельце;
Белокурая девушка;
Еще белокурей;
Седой солдат.
Красный, краснеть, краснея, покраснеть, Он краснел, стеснялся и молчал;
красноречие, краснодарский, багровый, Красные маки;
рыжий. Красная горячка;
Красное тельце; Ты (...) достаешь, краснея, колготки и бюстгальтер; Она (...) покраснела от гнева; Красноречие (2); Орден Красного Знамени (2); Краснодарский край; Багровый закат; Рыжий человек.
Черный, чернь, чернота. Черная Нева; Море из ртути и черни; Я не черный; Черные очки (2); Черные мыслишки; Горячая чернота
Золотой Золотое время; Золотые зубы (3); Золотой ты человек; Золотая моя; Золотой щипач.
Голубой, голубоглазый. Девушка с голубыми глазами (2); Голубой лёд; Голубоглазый морщинистый ковбой; Голубой пуловер; С голубыми полукружьями у глаз.
Синий, синяк Девушка с синими глазами; Глаза ещё синее; Синими томными вечерами; Я дышал синевой; Синяки на лице.
Серый, серебряный Серое море; Серебряная краска.
Зеленый Зеленая русалка.
По мнению Ю.В. Дюпиной, исследовавшей лирическую колористику В. С. Высоцкого, цветовая картина мира в его лирике характеризуется «нанизыванием цветообразов». Причем в роли элементов нанизывания цвета могут выступать как собственно цветообозначения, так и косвенные колоративы, зачастую обеспечивающие метафоричность цветообраза.
Анализируемые прозаические тексты В. С. Высоцкого содержат абсолютные и оттеночные колоративы. Как известно, абсолютные хроматические цвето-наименования называют семь цветов радужного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), и ахроматические черный, белый, серый цвета. Все остальные цветонаименования называют оттеночными и дифференцируют по способу передачи оттенков [4, с. 221].
В рассказах В.С. Высоцкого используются 4 абсолютных хроматических ко-лоратива (синий, голубой, красный, зеленый) и все ахроматические (белый, серый, черный) цветонаименования. К оттеночным словам цвета относятся 6 лек-
сем: седой, белокурый (оттенки белого), багровый, рыжий (оттенки красного), золотой (оттенок желтого), серебряный (оттенок серого).
Прототипическими референтами этих прилагательных являются следующие предметы:
золотой, серебряный — денотат «металл»,
рыжий — денотат «руда»,
багровый — денотат «огонь»,
седой — денотат «масть лошади серого цвета».
белокурый — денотат «пыль».
Как видно, денотативное значение сохранилось в каждом оттеночном цвето-обозначении.
Наиболее частотными являются такие лексемы цвета и их оттенков, как белый (23), красный (16), черный (7) и золотой (7). В меньшей степени используются такие цветообозначения и их оттенки, как голубой (6), синий (5), серый (2), зеленый (1) цвета. Интересен тот факт, что в поэтической цветовой картине мира В.С. Высоцкого уровень частотности будет выглядеть несколько иначе. Лидером будет, как и в прозе, белый цвет (153), однако, второе место уже займет не красный, а черный цвет (125), сместив красный цвет (42) на третье место, далее идут такие цвета, как серый (38), зеленый (27), синий (21), желтый (16), золотой (15) и голубой (13) цвета.
На морфологическом уровне можно отметить, что большую часть (57) цветовых лексем составляют прилагательные, наряду с этим есть 13 цветообозначе-ний — существительных, и 4 глагольные колоремы.
С точки зрения семантики, можно говорить об особых отношениях В. С. Высоцкого с цветом. Среди отобранных лексем цвета большая часть употребляется в прямом номинативном значении, например, красные маки (Дельфины и психи, 1968), белокурая девушка (Удивительная история, произошедшая с очень молодым человеком из Ленинграда и девушкой из Шербурга, 1969), белая женщина (У моря, 1973-1974), золотые зубы (Роман о девочках, 1977), Краснодарский край (Текст программы для встречи со зрителем актера В. Высоцкого, 1969) и т.д.
Следует отметить устойчивые словосочетания, в состав которых входят коло-ремы: убийцы в белых халатах (Дельфины и психи, 1968), белая горячка (Дельфины и психи, 1968), белые тельца в крови (Дельфины и психи, 1968), красные тельца в крови (Дельфины и психи, 1968), золотое время (У моря, 1973-1974), золотой ты человек (Роман о девочках, 1977), покраснела от гнева, орден Красного Знамени, черные мыслишки (Роман о девочках, 1977), белый поручик (Текст программы для встречи со зрителем актера В.С. Высоцкого, 1969) и др.
Цветообозначений в переносном значении в прозаических текстах В. С. Высоцкого не так много. В проанализированных рассказах встречаются такие словосочетания, как «белая ночь вокруг», «море из черни и ртути» (Удивительная история, произошедшая с очень молодым человеком из Ленинграда и девушкой из Шербурга, 1969), «белый от напряжения», «горячая чернота» (Роман о девочках, 1977)и др.
Отмечаются у В.С. Высоцкого окказионализм «белогорячий», и окказиональный фразеологизм «красная горячка» (Дельфины и психи, 1968).
Можно предположить, что при использовании колоративов В. С. Высоцкий не стремится к метафоризации действительности и описывает реалии современного мира, пользуясь цветовой лексикой в традиционных значениях.
С точки зрения словообразования, цветообозначения в рассказах у В. С. Высоцкого представлены большей частью простыми одноосновными образованиями. Наряду с ними зафиксированы сложные слова, образованные по схеме «прил., обозначающее цвет + сущ.»: белокурая девушка (белый кур / белые кудри) (Удивительная история, произошедшая с очень молодым человеком из Ленинграда и девушкой из Шербурга, 1969), дельфины-белобочки (белый бок), Беловежская пуща, белогорячий (белая горячка), белогвардейщина (белая гвардия) (Дельфины и психи, 1968), красноречие (красная речь) (Роман о девочках, 1977), Краснодарский край (красный дар) (Текст программы для встречи со зрителем актера В. Высоцкого, 1969), голубоглазый ковбой (голубые глаза) (Роман о девочках, 1977).
Таким образом, можно говорить о том, что цветовая картина мира прозы
B.С. Высоцкого индивидуальна. Как показал анализ, писатель при выборе цвета в основном опирается на языковой смысл, гораздо реже на его символику. Автор лишь иногда описывает окружающую действительность, придумывая новые ко-лоремы или трансформируя известные фразеологизмы с цветовой лексикой.
В целом, прозаическая цветовая картина мира отличается от лирической. Так, по мнению исследователей, поэзия Высоцкого вырисовывает мрачный «перевернутый» мир, где черный приобретает значение белого, а белый цвет становится черным цветом.
Прозу же автора, на наш взгляд, можно назвать достаточно прямолинейной. В рассказах В.С. Высоцкий показывает мир простым и обычным, ничего не усложняя и не упрощая. Проза содержит в большей степени ахроматические цвета. Тем самым автор рисует картину жизни с ее белыми и черными полосами, злом и добром, отсутствием и присутствием света. Также в рассказах большее количество абсолютных, а не оттеночных цветов. В.С. Высоцкий простым слогом описывает окружающую действительность, тем самым делая свое творчество доступным, близким, интересным для самой разной аудитории.
Литература
1. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. 288 с.
2. Высоцкий В. С. Собрание сочинений в одном томе. М., 2017. 992 с.
3. Дюпина Ю. В. Цветообозначения в репрезентации поэтической картины мира Владимира Высоцкого: структура, семантика, функции: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Тюмень. 2009. 189 с.
4. Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В., Чуманова Н. А. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. 2013. №1. С. 220-222.
5. Капнина Г. И., Коротяева И. Б. Концепт «цвет» в языковой картине мира // Филология и лингвистика. 2016. №1. С. 20-23.
6. Миронова Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
7. Улухужаев Н. З. Фразеологизмы узбекского языка с цветовыми компонентами // Молодой ученый. 2018. №7. С. 213-215.
8. Хакимова Г. А. Психология и символика цвета // Молодой ученый. 2018. № 9.
C. 107-109.
COLORING IN THE STORIES OF VLADIMIR VYSOTSKY
Marina B. Matantseva
PhD, A/Professor of the Department Of Russian language and General linguistics,
Buryat State University
6, Ranzhurova St., Uian-Ude, 670000, Russia
Olga A. Goldyshenko
Postgraduate Student of the Institute of Philology and Mass Communications,
Buryat State University
6, Ranzhurova St., Uian-Ude, 670000, Russia
This article is devoted to the study of color in prose V.S. Vysotsky. His stories are chosen as an object of study. The aspect of research is linguistic. The color picture of the world in the lyrics of V.S. Vysotsky was the subject of study of researchers, while the coloring of prose remained outside of scientific attention.
Analysis of the vocabulary of color in the stories of V.S.Vysotsky allowed to define the hierarchy of colors, to reveal the types of colourms from the point of view of structure, form and meaning. The stories are dominated by achromatic absolute colors. Basically, these are single-basic adjectives, used in the direct sense. In contrast to the lyrics of V.S. Vysotsky does not seek to pile up color images, to complicate linguistic means. The writer draws the world with ordinary colors and simple syllable describes the surrounding reality, thereby making his work accessible, close, interesting for a wide range of audiences. Keywords: V.S. Vysotsky, stories, color picture of the world, colorations, chromatic and achromatic colors, absolute and tinted colors, prototypical referents, types of coloring.