Научная статья на тему 'Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся'

Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3248
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Алексей Станиславович

В статье раскрываются основные аспекты влияния цвета на человека с учетом современных данных. В ходе экспериментальной работы были выявлены закономерности, которые свидетельствуют о том, что цвет является одним из важнейших факторов, активизирующих процесс обучения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цвет как фактор активизации процесса обучения учащихся»

УДК [37.016:73/76.01]:159.937.51

ЦВЕТ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

COLOR AS A FACTOR OF ACTIVIZATION OF STUDYING PROCESS

А. С. Егоров A. S. Egorov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты влияния цвета на человека с учетом современных данных. В ходе экспериментальной работы были выявлены закономерности, которые свидетельствуют о том, что цвет является одним из важнейших факторов, активизирующих процесс обучения учащихся.

Abstract. The article describes the main aspects of the effects of color on human with due account taken of current data. In the course of experimental work it was proved that color is one of the most important factors in activating the process of studying.

Ключевые слова: влияние цвета, процесс обучения, цветовосприятие.

Keywords: the effect of color, studying process, color perception.

Актуальность исследуемой проблемы. Как известно, 90 процентов информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Этот мир был бы неполным без цвета, человеку в нем было бы неуютно. Изучение влияния цвета на процессы, связанные с умственной деятельностью, позволяет эффективнее развивать потенциал, заложенный в человеке. В методике современного обучения изобразительному искусству используется много педагогических инновационных технологий. Одной из последних разработок является изучение влияния цвета на активизацию процесса обучения. Этому посвящено большое количество исследований. Цвет, его восприятие и использование являются важнейшим фактором успешного обучения и воспитания в педагогическом процессе. Несмотря на то, что современной наукой накоплено много информации о природе цвета и его воздействии на человека, все же остается большое количество еще не решенных проблем.

Известно, что цвет - это древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращающего тайны мира цвета в теорию о нем [1, 9].

На сегодняшний день существует много гипотез возникновения цветного зрения у людей. Ученые считают, что появление цветного зрения связано с развитием особой группы клеток в глазу человека, или колбочек - цветовых рецепторов, отвечающих за восприятие средней, зеленочувствительной области спектра. Это было вызвано расшире-

нием экологической ниши млекопитающих, переходом к дневному образу жизни, что обеспечило лучшее восприятие объектов «дневного мира» - плодов, цветов, листьев. Для людей видимая часть спектра света (или электромагнитных волн) лежит приблизительно в диапазоне длин волн от 380 до 740 нм. Практически невозможно определить количество цветов, которые видит человек. Один и тот же цвет различается по-разному в зависимости от внешних и внутренних условий. Данные о цветочувствительности человеческого глаза сильно разнятся и в различных источниках варьируются в диапазоне от 2 до 6 миллионов цветов и оттенков. Результаты, полученные в 2006-2009 гг. на базе гистологических исследований с применением новой техники, показали, что колбочки, отвечающие за цветное зрение, воспринимают 3 основных цвета, а оттенки цветов появляются на этапе анализа мозгом полученной от зрительных рецепторов информации. В последних исследованиях также не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена. Ни одна из современных теорий не может полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мысленный образ объекта.

Мы считаем, что в современном процессе обучения цвет должен рассматриваться как один из ключевых факторов активизации процесса обучения на всех этапах развития личности. В процессе обучения в школе пристальное внимание должно быть уделено вопросам формирования гармоничного цветовосприятия учащимися

Материал и методика исследований. Были проведены теоретические исследования, экспериментальная работа, обобщение опыта работы педагогов-практиков в области цвета в педагогических и художественных вузах, анализ действующих программ по живописи, композиции, дизайну и цветоведению, а также методических и учебных пособий, беседа и опрос учащихся.

Результаты исследований и их обсуждение. В ходе экспериментальной работы учеными были выявлены определенные закономерности, позволяющие делать вывод о том, что цвет является фактором, активизирующим процессы, связанные с обучением. Следует отметить, что обычно исследование цвета проводится комплексно и таким образом обогащает науку о цвете - цветоведение, которое объединяет в себе различные науки:

- физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов;

- с помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ;

- психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов;

- эстетика изучает законы гармонизации (согласования) цветов, объясняющие, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.

Таким образом, мы видим, что цветоведение объединяет все эти знания о цвете и систематизирует их в единое целое.

Люди пытались определить воздействие цвета на человека. Установлено, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. О понимании цвета как свойства предмета раньше не говорили, так как человек не выступал как субъект перцептивной деятельно-

сти. Но с развитием науки открывались новые закономерности взаимоотношения человека и цвета.

Изучая влияние цвета на человека, физиологи доказали, что воздействие цвета не зависит от настроений субъекта. К примеру, по мнению Макса Люшера, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий - успокаивает и затормаживает. Но это примитивный, схематичный анализ взаимодействия цвета и биосистемы. Синтезировав все имевшиеся данные о психологическом воздействии определенных цветов, для каждого из них ученые создали перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действие каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, по определению исследователей, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения [2, 10].

Следующим шагом изучения цвета было исследование влияния цвета на запоминание образа. На наш взгляд, интересные эксперименты провели психологи из университетов Германии и Великобритании. Участвующим в них добровольцам предложили внимательно рассмотреть 48 цветных и черно-белых пейзажных снимков. Затем фотографии смешали с другими 48 снимками и предложили испытуемым их узнать. Как показал эксперимент, добровольцы «опознали» цветные картинки гораздо быстрее и точнее, чем черно-белые. Ученые также предложили испытуемым посмотреть, а затем найти в толстой пачке фотокарточек черно-белые снимки, раскрашенные в цвета неестественных оттенков. Выяснилось, что их, как и обычные черно-белые фотографии, участники эксперимента запомнили плохо.

Ученые предполагают, что запечатлению образа в мозгу человека способствуют «точные» оттенки, свойственные природным объектам или живым организмам. Вероятно, в процессе эволюции наши глаза настроились преимущественно на восприятие существующих в природе цветовых тонов. Может даже оказаться, что оттенки, свойственные небу или, скажем, листьям, помещены в биологическое «постоянное запоминающее устройство», потому-то мозг и фиксирует их в первую очередь. В то же время объекты, цвет которых не соответствует встроенной программе, мы не принимаем во внимание [4, 1].

Результаты этих экспериментов мы использовали в разработанной нами методике активизации процесса обучения и в оформлении школьных помещений и методических пособий. Эксперимент и наблюдения показали, что у каждого человека свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенная симпатия к одному цвету и антипатия к другому, то есть у человека существует целая шкала любимых цветов. Так как склонность человека к тому или иному цвету может меняться под воздействием материальных или духовных факторов, то возникает мысль, что личную цветовую шкалу можно в известной мере рассматривать как выражение индивидуальности. Замечено, что шкала любимых цветов человека изменяется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. У взрослых самый любимый синий, а затем красный цвет. Дети гораздо больше, чем взрослые, любят интенсивные цвета. С возрастом излюбленными становятся серые и пастельные тона.

Проведенные нами эксперименты позволили определить наиболее распространен-

ные и принимаемые учащимися цветовые гармонии. Разумеется, шкала любимых цветов оказалась различной в зависимости от того, устанавливается она на основании опроса или зрительно путем демонстрации таблиц с разными цветами. Испытания с цветными таблицами показали, что в первую очередь выбираются красный или синий цвет, причем более других цветов привлекает красный. В среднем последовательность предпочитаемых цветов была такова:

Синий - красный - зеленый - фиолетовый - оранжевый - коричневый - пастельные тона - черный и белый.

При изменении состояния учащегося или внешних условий меняется и их оценка цветов. Определено, что если специалист имеет дело с предметом какого-либо «крикливого» цвета или с очень резким запахом или если этот предмет производит какой-то характерный шум, то можно полагать, что его воздействие на органы чувств, вызывающее определенные ощущения, может также оказать влияние на психику человека и создавать, например, чувство своеобразного пресыщения этим предметом.

Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков. Этот факт позволил разработать модель спирально-периодической организации цветовых октав диапазонов, которая позволяет выявить связи между фундаментальными законами квантовой механики и особенностями функционирования живых систем [1, 12-13].

Знакомство детей с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений в рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Как показал опыт работы в школе, они активно воспринимают первые три цвета, которые располагаются в следующем порядке: красный, синий, желтый, а остальные блеклые цвета ими отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребенка на различные оттенки цвета. Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, часто говорят о небольшом опыте ребенка, о недостаточном развитии цветового восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такой рисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и так далее.

Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учетом возрастных особенностей. Доказано, что цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Необходимо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка, и необходимо предоставлять детям самим выбирать ту или иную окраску.

Как уже было сказано ранее, дети любят яркие и чистые цвета, в качестве любимого цвета чаще всего называют красный. Когда учащиеся начинают более или менее различать цвета, то и при цветовом решении изобразительной задачи проявляют повышенную активность. Через цвет они начинают выражать свое отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Чаще всего ученики, изображая предметы, дают им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением, что вызывает определенный интерес и определяет тему нашего исследования.

На основе экспериментов мы также установили, что учащиеся очень восприимчивы

к цвету. При помощи цвета они передают свое отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими, радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают темные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей. Учащихся очень радует яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть они любят яркие, чистые краски на белом фоне [3, 137]. Тут возможны определенные педагогические выводы о том, что дети не имеют необходимой информации и опыта работы с цветом.

На основе проведенной экспериментальной работы мы можем сделать заключение о том, что учащиеся интуитивно улавливают цветовой образ. Называя цвета, они сопоставляют их с образами добрыми или злыми, веселыми или грустными. Теплыми, радостными тонами (красками) дети наделяют образы светлых, любимых, добрых героев, а злых - холодными, темными и даже черными тонами. Темные тона у них символизируют зло, страх, а яркие - добро, радость, счастье.

Поэтому важно с самого раннего детства учить детей видеть цвета, понимать и ценить их. В конечном итоге это сильно обогатит их кругозор. Особенно важно разбираться в психосемантике цвета для педагогов начальной и средней школ. Ведь именно на время обучения в школе приходится базовое формирование личности, ее интеллектуальных способностей и восприятия мира.

Резюме. Результаты исследований позволили нам сделать вывод о том, что цвет является одним из важнейших факторов активизации процесса обучения учащихся. Внедрение предлагаемой методики активизации процесса обучения поможет создать более благоприятные и эффективные условия для ребенка, позволит существенно повысить эффективность его образования, что в конечном итоге будет способствовать всестороннему развитию личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ауэр, К. Человек - Цвет - Пространство / Ксавер Ауэр, Генрих Фрилинг. - М. : Стройиздат, 1973. - 120 с.

2. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест : практическое пособие. - Минск : Харвест, 1999. -448 с. - (Библиотека практической психологии).

3. Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве : пособие для учителей / Л. Н. Миронова. -3-е изд. - Минск : Беларусь, 2005. - 151 с.

4. Федотова, А. Б. Научная Сеть. Цвет помогает памяти [Электронный ресурс] / А. Б. Федотова. -Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1185573&s=122101000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.