Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности формирования цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов'

Этнокультурные особенности формирования цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЦВЕТ / ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ / ПСИХИКА / ETHNICITY / COLOR / COLOR PERCEPTION / PSYCHE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров А. С., Рязанцева И. М.

Статья посвящена проблеме формирования гармоничного цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов. В качестве эффективной формы развития восприятия цвета мы предлагаем использование этнокультурные особенности в процессе обучения, как один из ключевых факторов активно влияющих на формирование цветовосприятия. В ходе нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой разработан и апробирован комплекс упражнений, позволяющих эффективно развивать цветовосприятие у студентов художественно-графических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL FEATURES OF FORMATION COLOR PERCEPTION OF THE STUDENTS OF ART FACULTY

The article is devoted to creating a harmonious color perception of the students art-graphic faculty. As an effective form of color perception, we propose the use of ethno-cultural features of the learning process as one of the key factors influencing the formation of the active color vision. In the course of our study was carried out experimental work, as a result of which was developed and tested a set of exercises that are effective in improving color perception of the students of art faculties.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности формирования цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов»

Библиографический список

1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск, 2008.

2. Банг, Й. «Электронный» Болонский процесс - создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях // Информационное общество. - 2005. - N 4.

3. Дудышева, Е.В. Проблемы организации дистанционного совместного обучения в педагогическом образовании // Фундаментальные науки и образование: материалы Международной научно-практич. конф. - Бийск, 2012.

4. Дудышева, Е.В. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий / Е.В. Дудышева,

О.Н. Макарова, Н.И. Пак. // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 4 (44).

5. Дудышева, Е.В. Междисциплинарное проектирование в предметно-профессиональной подготовке будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.

Bibliography

1. Grigorjev, S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamentaljnihe osnovih / S.G. Grigorjev, V.V. Grinshkun. - Tomsk, 2008.

2. Bang, Yj. «Ehlektronnihyj» Bolonskiyj process - sozdanie evropeyjskogo obrazovateljnogo prostranstva. Shag k obthestvu, osnovannomu na znaniyakh // Informacionnoe obthestvo. - 2005. - N 4.

3. Dudihsheva, E.V. Problemih organizacii distancionnogo sovmestnogo obucheniya v pedagogicheskom obrazovanii // Fundamentaljnihe nauki i obrazovanie: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Biyjsk, 2012.

4. Dudihsheva, E.V. Obuchenie studentov distancionnihm tekhnologiyam s pomothjyu distancionnihkh tekhnologiyj / E.V. Dudihsheva,

O.N. Makarova, N.I. Pak. // Otkrihtoe i distancionnoe obrazovanie. - 2011. - № 4 (44).

5. Dudihsheva, E.V. Mezhdisciplinarnoe proektirovanie v predmetno-professionaljnoyj podgotovke buduthikh uchiteleyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2009.

Статья поступила в редакцию 01.06.12

УДК [159.937.51:39]:378.016

EgorovA.S., Ryazantseva I.M. ETHNO-CULTURAL FEATURES OF FORMATION COLOR PERCEPTION OF THE STUDENTS OF ART FACULTY. The article is devoted to creating a harmonious color perception of the students art-graphic faculty. As an effective form of color perception, we propose the use of ethno-cultural features of the learning process as one of the key factors influencing the formation of the active color vision. In the course of our study was carried out experimental work, as a result of which was developed and tested a set of exercises that are effective in improving color perception of the students of art faculties.

Key words: ethnicity, color, color perception, psyche.

А.С. Егоров, аспирант каф. ДПИ и МПИИ, Чувашского гос. педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]; И.М. Рязанцева д-р пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и МПИИ Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Статья посвящена проблеме формирования гармоничного цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов. В качестве эффективной формы развития восприятия цвета мы предлагаем использование этнокультурные особенности в процессе обучения, как один из ключевых факторов активно влияющих на формирование цветовосприятия. В ходе нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой разработан и апробирован комплекс упражнений, позволяющих эффективно развивать цветовосприятие у студентов художественно-графических факультетов.

Ключевые слова: этнос, цвет, цветовосприятие, психика.

Формирование гармоничного цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов в рамках изучения дисциплины «Цветоведение» - является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов. Большой вклад в развитие методики преподавания цветоведения внесли художники - педагоги: В.Н. Козлов, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Л.Н. Миронова и др. На сегодняшний день курс «Цветоведение» изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего искусства в целом.

Одной из целей нашего исследования в рамках курса «Цве-товедение» мы ставим - развитие способностей использования цвета творчески и грамотно, а так же умение создавать свой колористический стиль при решении композиции разного уровня. В задачи курса «Цветоведения» входит: расширение возможностей цветоощущения, совершенствование восприятия цвета, и получение знаний о его художественной выразительности, а также изучение и использование этнокультурного фактора. С помощью разработанных и апробированных на практике упражнений, мы активизируем формирование цветовосприятия у студентов. На наш взгляд, одним из ключевых аспектов формирования цветовосприятия является этнокультурный фактор. Это особенно актуально для жителей современной России с её культурными и климатическими особенностями. В психологии есть

термин «цветовое голодание» - это значит, что человека окружает малое количество цветов. Ученые психологи считают, что цветовое голодание может способствовать развитию депрессии. В наследие от советских времен нам достались однообразные дома и города, похожие друг на друга как две капли воды. Во многом была утеряна цветовая самобытность. Оказалась не востребованной цветовая символика на уровне малых народов. Остались лишь общие для всех особенности цветовой картины мира. Это и есть отражение нашего этнического фактора влияющего на цветовосприятие. Дело в том, что серая цветовая гамма нашего окружения формирует наше цветовосприятие а мы при формировании цветовой гаммы окружающего пространства поддерживаем и усиливаем этот колорит. И для нас это кажется довольно естественным и привычным, а значит комфортным, мы ходим по улицам и не замечаем этой серости. Таким образом цветовая традиция имеет очень большую инерцию в нашем обществе, люди вырастают среди серых домов и не замечают всей серости и им кажется что так и должно быть.

Учеными доказано, что этнические группы имеют определенные особенности в восприятии цвета, которые сформировались под воздействием различных факторов. Поиску и анализу этих различий посвящены исследования таких ученых как: У. Риверс, П.В. Яньшин, А.В. Панькин, Ф.С. Эффендиев и др. Этнокультурные особенности в восприятии цвета наиболее вы-

ражены при сравнении «контрастных», в этом плане, этнических групп. Одним из первых ученых, изучавших этнопсихологические особенности восприятия цвета, считают британского исследователя У. Риверса. Ещё в конце XIX века, им были обнаружены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Занимаясь изучением цветового зрения коренных жителей Южной Индии и туземцев островов Новой Гвинеи, ученый обнаружил, что они путают синий и зеленый цвета и практически их не различают. Открытие позволило ему утверждать, что их зрение характеризуется меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке видимого спектра, чем зрение европейцев. Например, для гвинейских аборигенов синий более темный цвет, чем для европейцев, так, ярко-синий цвет у них ассоциируется с грязной водой или темнотой ночи [1, с. 75].

Большое влияние на формирование восприятия цвета имеет культурный фактор, в частности язык на котором общаются представители того или иного этноса. Как известно язык - это, то, что формирует сознание, структуру мышления и образ мировоззрения. Английские ученые Б. Берлин и П. Кей провели ряд исследований и пришли к выводу, что процесс возникновения и развития цветонаименований в различных языках является своего рода языковой универсалией [2, с. 163]. Так в самых примитивных языках существует всего 2 цветообозначения (черный и белый) по мере усложнения культуры увеличивается количество цветонаименований. Неожиданную связь между лингвистикой и физиологическим восприятием цвета открыл Джонатан Вайноуэр из Массачусетского технологического института. Его заинтересовало: влияют ли на цветовосприятие особенности родного для человека языка [3]. Результаты проведенных экспериментов доказывают что с увеличением количества цвето-наименований в языке, у носителей этого языка улучшается качество распознавания цветов.

Проанализировав восприятие цвета у разных народов, мы можем сделать заключение, что этнокультурные особенности цветовосприятия выражаются в этнической символике, архитектуре, искусстве, предметах ДПИ, лингвистических особенностях и т.д. Совокупность этих особенностей и объединяет в себе этнокультурный фактор в формировании цветовосприятия.

Этнокультурный фактор, по определению ряда ученых, это то, что объединяет в себе совокупность всех тех факторов, которые влияют на формирование национальных черт определенного народа. Так же мы отмечаем, что этот фактор влияет и на формирование цветовосприятия. Что же касается непосредственно процесса цветовосприятия, то это очень сложный процесс, который изучают такие науки как психология, физиология, биология, физики и др. Доказано, что ощущение цвета вызывают электромагнитные волны, отраженные от поверхности предметов окружающего нас мира. Электромагнитные волны воспринимают специальные группы клеток (условно называемые колбочки и палочки), которые расположены на внутренней поверхности глаза. Результаты современных исследований показали, что колбочки, отвечающие за цветное зрение, воспринимают лишь 3 основных цвета. Оттенки цветов появляются на этапе анализа мозгом полученной информации от зрительных рецепторов. Таким образом, именно мозг человека формирует особенности восприятия цвета. Настройка цветового восприятия происходит через ассоциативную привязку к внешнему миру. Красный предмет имеет цвет розы, а зелёный - цвет листьев. Таким образом, мы можем сделать вывод, что цветовосприятие зависит от окружающего нас мира, так как мозг сам по себе структура гибкая и постоянно помогает человеку адаптироваться к окружающей среде.

В ходе нашего исследования мы также проанализировали факторы, которые влияют на формирование цветовосприятия как определенного этноса, так и отдельного человека, для удобства разделив их на 3 группы:

1. Психофизиологические фактор. В эту группу мы включили такие особенности как: состояние здоровья, возраст, пол, темперамент и т.д.

2. Фактор окружающей среды. Данная группа включает в себя все факторы которые влияют на человека извне, такие как: климат, особенности ландшафта, ноосфера и т.д.

3. Культурологические особенности. Сюда были отнесены такие факторы как: уровень культурного развития, традиции, лингвистические особенности и т.д.

При более детальном рассмотрении можно прийти к выводу, что большинство из этих факторов взаимно влияют друг на друга. Из трех групп, в рамках обучения на художественно-графических факультетах можно эффективно формировать цвето-восприятие, используя культурологические особенности.

Изучив влияние этнокультурного фактора на процесс восприятия цвета, мы разработали специальный курс «Цветоведе-ние», который состоит из 2-х разделов:

1. Теоретический (курс лекций о символике цвета, этнокультурные особенности восприятия цвета, цветовые гармонии, история становления теории цвета, основные цветовые модели, цветовая терминология и т.д.).

2. Практические упражнения.

Задание: Запоминанить названий цветов;

Цель: Увеличить количество цветов, которые студент может распознать и назвать. Тренировка цветовой памяти.

Описание упражнения: Результаты наблюдений и эксперименты ученых показали что количество цветонаименований в языке различных этносов прямо коррелируется с уровнем цве-товосприятия. В ходе упражнения студенты работают с цветовыми таблицами, в которых они должны определить названия цветов. Таблицы содержат от 20 до 60 цветовых образцов. Запоминание новых названий цветов - одно из ключевых упражнений стимулирующих цветовосприятие.

Задание: Определение характеристик цвета;

Цель: Научить студентов в уме раскладывать цвет на основные компоненты (тон, насыщенность, светлота).

Описание упражнения: Студенты должны описать предложенные цвета пользуясь корректировочной таблицей. Данное задание необходимо для более глубокого понимания цвета. Особенно важно для студентов, работающих с компьютерной графикой. Предусмотрена возможность выполнения задания на компьютере.

Задание: Расширение цветовой палитры;

Цель: Увеличить количество цветов, которыми пользуется студент при решении творческих композиций.

Описание упражнения: Наблюдения показали что очень часто студенты выполняют свои работы используя далеко не всю палитру, случается что большинство композиций выполнено в холодной или тёплой гамме. Это может быть следствием этнокультурных особенностей цветовосприятия. Суть задания в том чтобы показать студентам возможность использования большего количества цветов. Для этого учащиеся убирают 3 любимых цвета и выполняют композицию из тех цветов, которые будут противоположными или меньше всего использующимися.

Задание: Работа с национальной цветовой символикой.

Цель: Показать студентам многообразие и уникальность национальной цветовой палитры.

Описание упражнения: Выполнить тематическую национальную композицию или орнамент в традиционной гамме, в импрессионистической манере, классицизм и т.д. Придумать национальный орнамент для воображаемого этноса (марсиане, жители Антарктиды) для них же подобрать цветовые сочетания (придумать цветовую символику для воображаемого народа, объяснить символику цвета.

Задание: Контуры нейтральной композиции или силуэты пейзажа;

Цель: Научить студентов с помощью цвета передавать различные «состояния природы». Показать влияние факторов окружающей среды на процесс формирования цветовосприятия.

Описание упражнения: Для выполнения упражнения студентам раздаются листы бумаги (формат А5) с напечатанным на них силуэтом нейтральной композиции, к примеру: поле, дом и несколько деревьев. Задание - выразить с помощью цвета состояние природы: родной местности, в тропических странах или на севере, в определенное время года.

Эти задания были включены в программу опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в 3 этапа (констатирующий, поисковый, формирующий):

Констатирующий этап, проводилось комплексное тестирование, определившее общий уровень знаний и навыков владения цветом. Тестовые задания состояли из:

- тест на определение цвточувствительности Hue Munsell

Test;

- упражнения на точность передачи цвета;

- тест на определение названий цветов;

- тест на определение уровня знаний о теории цвета;

- творческое задание.

Поисковый этап, проводились поисковые эксперименты и подбор оптимальных комбинаций упражнений для эффективного формирования цветовосприятиятия.

Формирующий этап доработка и апробация отобранных в ходе поискового эксперимента упражнений. В заключительной части проводилось повторное комплексное тестирование;

В эксперименте принимали участие студенты 2 курса ХГФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были объединены в 2 группы

(контрольная и экспериментальная). Обе группы прошли курс «Цветоведения» на первом курсе и на момент начала эксперимента обладали практически одинаковым уровнем теоретических и практических знаний и навыков по работе с цветом. B ходе констатирующего этапа по результатам комплексного тестирования был выявлен средний уровень владения цветом студентами примерно - хорошо (оценка). Далее группы стали заниматься по разным программам. Контрольная -по традиционной программе, а экспериментальная - по курсу «Цветоведения» с учетом этнокультурных факторов в формировании цветовосп-риятия. Эксперимент был рассчитан на 1 полугодие и проходил с сентября 2010 по январь 2011 г. B заключительной части эксперимента было повторно проведено комплексное тестирование и сравнительный анализ полученных результатов. Анализ результатов показал рост уровня теоретических знаний о цвете на 30% и общее улучшение качества практического владения цветом при решении творческих задач.

Библиографический список

Современная программа курса цветоведения простроена на основе наработанных педагогических традиций, не включающих в себя формирование цветовосприятия с помощью этнокультурных особенностей. Проделанная опытно-экспериментальная работа позволила нам выстроить методическую модель формирования цветовосприятия у студентов. Результаты эксперимента позволяют также сделать вывод о том, что с помощью этнокультурных особенностей можно эффективно влиять на процесс цветовосприятия, делая его более гармоничным. Студенты участвующие в эксперименте отмечали, что упражнения и тесты, выполненные в рамках нашего курса, существенно обогатили их знания и умения в работе с цветом.

Развивая гармоничное цветовосприятие у студентов, мы рассчитываем, что они в свою очередь будут успешно применять накопленные знания о цвете в своей дальнейшей профессионально и творческой деятельности. И таким образом сделают окружающий нас мир более дружелюбным и комфортным для людей.

1. Боковиков, А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе / А.К. Боковиков, А.Н. Лебедев. - М., 1995.

2. Яньшин, П.В. Психосемантика цвета. - СПб., 2006.

3. Roxanne Khamsi. Russian speakers get the blues, NewScientist.com news service. - 2007. - [E/r]. - R/d: Access Mode: http://www-psych.stanford.edu/~lera/press/blues-newscientist.pdf

Bibliography

1. Bokovikov, A.K. Ehksperimentaljnaya psikhologiya v rossiyjskoyj reklame / A.K. Bokovikov, A.N. Lebedev. - M., 1995.

2. Yanjshin, P.V. Psikhosemantika cveta. - SPb., 2006.

3. Roxanne Khamsi. Russian speakers get the blues, NewScientist.com news service. - 2007. - [E/r]. - R/d: Access Mode: http://www-psych.stanford.edu/~lera/press/blues-newscientist.pdf

Статья поступила в редакцию 01.06.12

УДК 159.9

Kapina O.A. FORMATION OF READINESS FOR CHOICE OF PROFESSION AT THE ADVANCED SCHOOL AGE.

Article is devoted to the analysis of features of formation of readiness for choice of profession at the advanced school age. Key components of readiness are allocated: preconditions of readiness for professional activity, professional maturity and professional installations. Are analysed specifics of formation of these components at seniors.

Key words: readiness for activity, readiness for a profession choice, readiness for professional activity, professional maturity, professional installations.

О.А. Капина, ст. преп. каф. педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Коряжма, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена анализу особенностей формирования готовности к выбору профессии в старшем школьном возрасте. Выделены ключевые составляющие готовности: предпосылки готовности к профессиональной деятельности, профессиональная зрелость и профессиональные установки. Проанализированы специфика формирования данных составляющих у старшеклассников.

Ключевые слова: готовность к деятельности, готовность к выбору профессии, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная зрелость, профессиональные установки.

Готовность к деятельности - это достаточно изученный феномен, представленный с различных точек зрения. В психологической литературе существует несколько сложившихся подходов к определению понятия «готовность». М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют долговременную и ситуативную готовность. Долговременная готовность представляет собой устойчивую систему качеств человека, важных для успешной реализации деятельности, она является постоянным свойством человека как потенциального деятеля, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. На ее основе возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент [1]. К долговременной готовности относится готовность к профессиональной деятельности, которую А.В. Багдуева понимает как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки (ЗУН), обес-

печивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере [2]. У подростков в период выбора профессии сформированы, как правило, лишь некоторые предпосылки данного вида готовности, такие как профессионально-ориентированные интересы, склонности, определенный уровень умственного развития.

Близким по определению к понятию «долговременная готовность», а зачастую синонимичным является понятие зрелость, которая в большинстве работ определена как степень сформированности определенных структур личности. Так Д. Сьюпером введено понятие профессиональная зрелость, которая определяется как соответствие профессионального развития индивида и круга решаемых им проблем тому уровню и кругу, которых обычно достигают люди его возраста. Как отмечает Ю.П. Поваренков, профессиональная зрелость свидетельствует о сформированности личностного контура регулирования процессом профессионального развития, о степени осознания личностью своих возможностей и потребностей, требований, которые ей предъявляются. Профессиональная зрелость является ведущим показателем становления субъекта профессионального пути [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.