6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.
7. Новиков, А.М. Обучение основам методологии //Педагогика. - 2009. - № 7.
8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2007.
9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
Bibliography
1. FGOS NPO po professii 112201.01 Khozyayjka(in) usadjbih / utv. Prikazom MOiN RF ot 24 fevralya 2009 g.
2. FGOS SPO po specialjnosti 100701 Kommerciya (po otraslyam) / utv. Prikazom MOiN RF ot 5 aprelya 2010 g.
3. Golub, G.B. Metod proektov - tekhnologiya kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya: metodich. posobie dlya pedagogov - rukovoditeleyj proektov uchathikhsya osnovnoyj shkolih / G.B. Golub, E.A. Perelihgina, O.V. Churakova; pod red. prof. E.Ya. Kogan. - Samara, 2006.
4. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemih povihsh. kvalif. ped. Kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Bukharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; pod red. E.S. Polat. - M., 2003.
5. Pakhomova, N.Yu. Metod uchebnihkh proektov v obrazovateljnom uchrezhdenii: posobie dlya uchiteleyj i studentov pedagogicheskikh vuzov / N.Yu. Pakhomova. - M., 2003.
6. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii kak rezuljtativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazo-vanii. - M., 2004.
7. Novikov, A.M. Obuchenie osnovam metodologii //Pedagogika. - 2009. - № 7.
8. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih. - SPb., 2007.
9. Bespaljko, V.P. Slagaemihe pedagogicheskoyj tekhnologii. - M., 1989.
Статья поступила в редакцию 01.06.12
УДК 378.02:372.8
Dudysheva E.V. DISTANCE TRAINING-AND-PROFESSIONAL PROJECTS AS WAY OF IMPLEMENTING THE VIRTUAL MOBILITY OF STUDENTS. The article analyzes the advantages, disadvantages and possibility of implementing the virtual mobility of students using distance training-and-professional projects in the traditional educational process of the higher school.
Key words: professional education, virtual mobility, joint distance learning, training-and-professional projects.
Е.В. Дудышева, канд. пед. наук, доц. каф. информатики ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail:
ДИСТАНЦИОННЫЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ*
В статье анализируются достоинства, недостатки и возможность реализации виртуальной мобильности студентов при использовании дистанционного учебно-профессионального проектирования в традиционном образовательном процессе вуза.
Ключевые слова: профессиональное образование, виртуальная мобильность, совместное дистанционное обучение, учебно-профессиональные проекты.
В современном профессиональном образовании возрастает роль и значение взаимодействия субъектов образовательного процесса, расширяется круг общественных институтов, оказывающих влияние на результат обучения, возникают новые социальные связи, прямо декларированные в нормативных документах системы образования или проявляющиеся в процессе педагогических исследований, инноваций. В частности, вступление России в Болонский процесс, введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предполагает такие реалии, как участие работодателей в определении целей и результатов, формировании содержания образования; поддержки мобильности студентов и преподавателей; разработке новых интерактивных форм и активных методов обучения; активное участие студентов в межвузовских конкурсах, конференциях; создание информационно-образовательной среды вуза, совместимой с международным образовательным пространством. Таким образом, система социальных коммуникаций студентов и преподавателей вузов расширяется, усложняется, становится более динамичной, притом, что данные изменения касаются не отельных индивидуумов, а широких слоев студенчества и профессорско-преподавательского состава.
Закономерно, что перед профессиональными образовательными учреждениями возникают задачи обновления не только целей и содержания, но и существенного пересмотра форм, методов, средств, как самого образовательного процесса, так и управления им. Все большее распространение получает дистанционное обучение, под которым подразумевается «форма обучения, не регламентирующая временные и территориальные требования к реализации учебного процесса; совокупность современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий, методов и средств, обеспечивающих возможность обучения без посещения учебного заведения, но с регулярными консультациями у преподавателей» [1, с. 274]. Многими автора-
ми подчеркивается роль дистанционного обучения как новой формы профессионального образования, создающего, среди прочего, профессионально-коммуникативную среду, способствующей развитию профессиональной мобильности.
Дистанционное образование определяется особыми формами взаимодействия преподавателя или тьютора и учащихся, включая синхронные и асинхронные, индивидуальные и совместные, групповые коммуникации. Необходимо различать совместное обучение (joint learning), являющееся преобладающей формой в традиционном массовом образовании, и обучение в сотрудничестве (collaboration learning) как метод инновационной педагогики - одно не исключает другое. Наряду с дистанционным образованием начинает формироваться смешанное образование, сочетающее черты разных моделей педагогических систем. Уже на современном этапе преобразования российских вузов элементы дистанционного образования могут быть эффективно внедрены и внедряются в традиционный образовательный процесс: во-первых, в виде применения для самостоятельной работы учащихся электронных учебно-методических комплексов дисциплин, дистанционных учебных курсов, систем управления обучением, что пока особенно ценно для заочного профессионального образования; во-вторых, в виде вебинаров, видеоконференций, он-лайн лекций, что свидетельствует об интересе к сфере развития виртуальной мобильности студентов и преподавателей. Если первое направление уже достаточно хорошо изучено, активно применяется на практике, то второе - находится в стадии апробации, определения параметров и построения педагогических и управленческих моделей.
Развитие международной системы высшего образования в русле Болонского процесса в соответствии со стратегией eBologna («Электронная Болонья») предполагает, среди прочего, активное внедрение не только дистанционного (электронного), но и смешанного обучения, реализацию принципа виртуальной мобильности [2, с. 12]. Виртуальная мобильность не подме-
няет, а дополняет и обогащает традиционную академическую мобильность. На наш взгляд, выделяется ряд достоинств дистанционного образовательного процесса в сравнении с физическим перемещением студентов и преподавателей в другие вузы; к основным преимуществам можно отнести следующие пункты.
• Большая массовость: даже при наиболее высоком уровне академической мобильности, она имеет нормативные пределы, а виртуальная мобильность потенциально не ограничена.
• Экономически выгодное решение: для большинства российских вузов, по сути, единственная возможность обеспечить приемлемый уровень мобильности.
• Симметричность: работа и студентов, и преподавателей в новых учебных сообществах нескольких вузов и различных культурных средах.
• Высокая гибкость обучения студентов: возможность построения индивидуальных образовательных траекторий, суммарного набора кредитных единиц с выбором курсов не одного, а разных вузов.
• Большее соответствие современной модели открытого образования: большая возможность выбора и, как следствие, возможность учета особенностей каждого обучаемого.
Недостатки виртуальной мобильности состоят в невозможности полноценного погружения в образовательный процесс других вузов, так как основным остается собственное место учебы, и в проблемах современного состояния дистанционного обучения в целом. Одной из нерешенных задач дистанционного образования остается эффективная поддержка дистанционного совместного обучения, причем трудность вызывает не отсутствие инструментальных средств разработки, а моделей социальных коммуникаций в новых условиях информационно-образовательной среды.
Недостаточное развитие педагогических технологий также сдерживает массовое применение дистанционных технологий в межвузовском взаимодействии. При любом, синхронном или асинхронном, дистанционном взаимодействии роль грамотных и обоснованных педагогических коммуникаций чрезвычайно высока. Однако информационно-коммуникационные, педагогические и коммуникативные технологии не просто сочетаются, а именно интегрируются редко, не формируют системы с новыми свойствами, не сводимыми к сумме свойств каждой отдельной группы. Помимо технических трудностей и отсутствия достаточно удобных средств информационных технологий существенной является проблема языкового барьера, которая при организации традиционной академической мобильности решается интенсивным обучением в самой языковой среде. Каждая из перечисленных проблем предполагает собственную область исследования и, в то же время, в комплексе с остальными аспектами виртуального взаимодействия. Возможное решение заключается в разработке либо настройке компьютерных сред, поддерживающих совместное дистанционное обучение, их применении в рамках информационно-образовательной среды вуза с проведением педагогических исследований в сфере информатизации образования, построением адекватных динамических моделей управления и поддержки образовательного процесса [3].
Многими российскими вузами в настоящее время осуществляются практические мероприятия по организации дистанционного и смешанного обучения. Можно привести опыт компьютерно-опосредованного взаимодействия студентов на физикоматематическом факультете Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина. Такой опыт, в частности, включает в синхронном режиме: совместное обучение на видеосеминарах со студентами вузов Красноярского края, научнометодические он-лайн семинары с Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая, решение заданий профессионально-ориентированных олимпиад в единой команде со студентами Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева; в асинхронном режиме: наполнение и использование электронного банка дипломных, курсовых работ, студенческих учебных программных проектов, мультимедиа портфолио; применение системы дистанционного мониторинга педагогической практики. Нельзя повторно не отметить, что подобная деятельность не уникальна, она прочно входит в практику российской системы высшего образования. В подобном русле прослеживается и общемировая тенденция. Например, можно упомянуть о декларированном Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом проекте EDx создания открытой технической платформы, с по-
мощью которой планируется размещать он-лайн курсы в свободном доступе.
Для иной профессиональной подготовки, большое значение имеет квазипрофессиональная, учебно-профессиональная деятельность, что в целом близко к общим идеям контекстного обучения. В частности, будущих педагогов можно с помощью дистанционного и смешанного обучения обучить тому, чем они сами потом будут заниматься. Участвуя в межвузовском общении посредством компьютерных сетей, студенты педагогических вузов проходят подготовку к использованию в своей дальнейшей профессиональной деятельности дистанционных форм обучения. В результате опыта использования дистанционных форм обучения в подготовке студентов педагогических вузов, полученного в процессе сотрудничества кафедры информатики и вычислительной техники Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева и кафедры информатики Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина [4], апробирована модель обучения с тьютором; выявлены проблемы дистанционных методов и способы их решения, дидактические принципы, влияющие на эффективность on-line видеолекций и видеосеминаров, в том числе, элементы соревновательного поведения групп студентов. Полученные результаты относятся к синхронному взаимодействию в процессе совместного обучения студентов разных вузов.
В качестве примера комбинированной, с элементами синхронной и асинхронной, стратегии взаимодействия в процессе совместного обучения рассмотрим осуществленное в Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина исследование междисциплинарной технологии готовности учителей к предметно-профессиональному проектированию [5]. Технология включает межкурсовое совместное проектирование в рамках предметной подготовки (на примере процесса подготовки будущих учителей информатики), формализуемое в следующих этапах предложенного нами метода межкурсовых учебно-профессиональных проектов:
• выбора и анализа проектной тематики,
• информационно-поисковой работы и планирования,
• построения информационных моделей в профессиональной области,
• контрольного тренинга в виде предзащиты проекта,
• реализации проектного продукта,
• защиты проекта с использованием критериев профессиональной области,
• контрольно-рефлексивной и постпроектной организационной деятельности.
По нашему мнению, данный метод можно обобщить на область применения дистанционного и смешанного совместного обучения студентов разных вузов с реализацией принципа виртуальной мобильности. Возможный вариант такого дистанционного учебно-профессионального проектирования может выглядеть следующим образом. Студенты участвуют в совместном обсуждении, редактировании проектных документов. Периодически, по инициативе преподавателей разных вузов, объявляется конкурсная защита результатов проектирования, добавляемых в банк ресурсов. Далее участники, по желанию, могут повысить свой статус, а именно, получают возможность управления проектом. По итогам своей деятельности студентам разрешается сформировать электронное портфолио, отражающее избранные результаты. Для педагогического образования метод межкурсовых учебно-профессиональных проектов в дистанционном варианте может быть модифицирован с возможностью участия в командных проектах школьников, и не только абитуриентов педвузов, но и учащихся профильных классов, собирающихся специализироваться в заданной области. Участие действующих учителей может позволить дополнить цепочку непрерывного педагогического образования.
Несомненно, практическое исследование возможности применения дистанционных учебно-профессиональных проектов в контексте рассматриваемой проблематики требует межвузовского взаимодействия. Подобное сотрудничество планируется осуществить кафедрой информатики ФГБОУ ВПО «АГАО» и кафедрой информатики и прикладной математики Казахского национального педагогического университета им. Абая при организации совместного дистанционного учебно-профессионального проектирования программных систем будущими учителями информатики как способа реализации виртуальной мобильности студентов указанных вузов.
• Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00103а
Библиографический список
1. Григорьев, С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - Томск, 2008.
2. Банг, Й. «Электронный» Болонский процесс - создание европейского образовательного пространства. Шаг к обществу, основанному на знаниях // Информационное общество. - 2005. - N 4.
3. Дудышева, Е.В. Проблемы организации дистанционного совместного обучения в педагогическом образовании // Фундаментальные науки и образование: материалы Международной научно-практич. конф. - Бийск, 2012.
4. Дудышева, Е.В. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий / Е.В. Дудышева, О.Н. Макарова, Н.И. Пак. // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 4 (44).
5. Дудышева, Е.В. Междисциплинарное проектирование в предметно-профессиональной подготовке будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.
Bibliography
1. Grigorjev, S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamentaljnihe osnovih / S.G. Grigorjev, V.V. Grinshkun. - Tomsk, 2008.
2. Bang, Yj. «Ehlektronnihyj» Bolonskiyj process - sozdanie evropeyjskogo obrazovateljnogo prostranstva. Shag k obthestvu, osnovannomu na znaniyakh // Informacionnoe obthestvo. - 2005. - N 4.
3. Dudihsheva, E.V. Problemih organizacii distancionnogo sovmestnogo obucheniya v pedagogicheskom obrazovanii // Fundamentaljnihe nauki i obrazovanie: materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Biyjsk, 2012.
4. Dudihsheva, E.V. Obuchenie studentov distancionnihm tekhnologiyam s pomothjyu distancionnihkh tekhnologiyj / E.V. Dudihsheva, O.N. Makarova, N.I. Pak. // Otkrihtoe i distancionnoe obrazovanie. - 2011. - № 4 (44).
5. Dudihsheva, E.V. Mezhdisciplinarnoe proektirovanie v predmetno-professionaljnoyj podgotovke buduthikh uchiteleyj: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.06.12
УДК [159.937.51:39]:378.016
EgorovA.S., Ryazantseva I.M. ETHNO-CULTURAL FEATURES OF FORMATION COLOR PERCEPTION OF THE STUDENTS OF ART FACULTY. The article is devoted to creating a harmonious color perception of the students art-graphic faculty. As an effective form of color perception, we propose the use of ethno-cultural features of the learning process as one of the key factors influencing the formation of the active color vision. In the course of our study was carried out experimental work, as a result of which was developed and tested a set of exercises that are effective in improving color perception of the students of art faculties.
Key words: ethnicity, color, color perception, psyche.
А.С. Егоров, аспирант каф. ДПИ и МПИИ, Чувашского гос. педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: [email protected]; И.М. Рязанцева д-р пед. наук, доц., зав. каф. ДПИ и МПИИ Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Статья посвящена проблеме формирования гармоничного цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов. В качестве эффективной формы развития восприятия цвета мы предлагаем использование этнокультурные особенности в процессе обучения, как один из ключевых факторов активно влияющих на формирование цветовосприятия. В ходе нашего исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, в результате которой разработан и апробирован комплекс упражнений, позволяющих эффективно развивать цветовосприятие у студентов художественно-графических факультетов.
Ключевые слова: этнос, цвет, цветовосприятие, психика.
Формирование гармоничного цветовосприятия у студентов художественно-графических факультетов в рамках изучения дисциплины «Цветоведение» - является неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов. Большой вклад в развитие методики преподавания цветоведения внесли художники - педагоги: В.Н. Козлов, Н.Н. Волков, А.С. Зайцев, Л.Н. Миронова и др. На сегодняшний день курс «Цветоведение» изучает и раскрывает основные закономерности в области цветовых явлений природы, создаваемой человеком предметной среды и всего искусства в целом.
Одной из целей нашего исследования в рамках курса «Цве-товедение» мы ставим - развитие способностей использования цвета творчески и грамотно, а так же умение создавать свой колористический стиль при решении композиции разного уровня. В задачи курса «Цветоведения» входит: расширение возможностей цветоощущения, совершенствование восприятия цвета, и получение знаний о его художественной выразительности, а также изучение и использование этнокультурного фактора. С помощью разработанных и апробированных на практике упражнений, мы активизируем формирование цветовосприятия у студентов. На наш взгляд, одним из ключевых аспектов формирования цветовосприятия является этнокультурный фактор. Это особенно актуально для жителей современной России с её культурными и климатическими особенностями. В психологии есть
термин «цветовое голодание» - это значит, что человека окружает малое количество цветов. Ученые психологи считают, что цветовое голодание может способствовать развитию депрессии. В наследие от советских времен нам достались однообразные дома и города, похожие друг на друга как две капли воды. Во многом была утеряна цветовая самобытность. Оказалась не востребованной цветовая символика на уровне малых народов. Остались лишь общие для всех особенности цветовой картины мира. Это и есть отражение нашего этнического фактора влияющего на цветовосприятие. Дело в том, что серая цветовая гамма нашего окружения формирует наше цветовосприятие а мы при формировании цветовой гаммы окружающего пространства поддерживаем и усиливаем этот колорит. И для нас это кажется довольно естественным и привычным, а значит комфортным, мы ходим по улицам и не замечаем этой серости. Таким образом цветовая традиция имеет очень большую инерцию в нашем обществе, люди вырастают среди серых домов и не замечают всей серости и им кажется что так и должно быть.
Учеными доказано, что этнические группы имеют определенные особенности в восприятии цвета, которые сформировались под воздействием различных факторов. Поиску и анализу этих различий посвящены исследования таких ученых как: У. Риверс, П.В. Яньшин, А.В. Панькин, Ф.С. Эффендиев и др. Этнокультурные особенности в восприятии цвета наиболее вы-