Научная статья на тему 'Цивилизационный баланс как совокупный показатель деятельности и информационная база анализа цивилизационного состояния государства'

Цивилизационный баланс как совокупный показатель деятельности и информационная база анализа цивилизационного состояния государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ БАЛАНС / ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов О. В.

Постоянные изменения экономического состояния государств, вызванные как внешними, так и внутренними факторами, требуют от руководства страны анализа последствий подобных событий и принятия управленческих решений, направленных на нормализацию деятельности государства. В статье автор рассматривает структуру и состав цивилизационного баланса как совокупного показателя деятельности и информационную базу анализа цивилизационного состояния государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационный баланс как совокупный показатель деятельности и информационная база анализа цивилизационного состояния государства»

УДК 339.97

цивилизационный баланс как совокупный показатель деятельности и информационная база анализа цивилизационного состояния государства*

О. В. БАЖЕНОВ,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры учета,

анализа и экономики труда

E-mail: [email protected]

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Постоянные изменения экономического состояния государств, вызванные как внешними, так и внутренними факторами, требуют от руководства страны анализа последствий подобных событий и принятия управлен-ческихрешений, направленных на нормализацию деятельности государства. В статье автор рассматривает структуру и состав цивилизационного баланса как совокупного показателя деятельности и информационную базу анализа цивилизационного состояния государства.

Ключевые слова: цивилизационный баланс, цивили-зационное состояние, анализ, прогнозирование, экономика государства.

История развития любого государства связана с постоянными изменениями, вызванными влиянием различных факторов: структурой ландшафта и окружающей среды; особенностью культуры и мировоззрения населения государства; внешней и внутригосударственной экономической политикой; системой отношений с соседними странами и пр.

Независимо от того, какого рода явления происходят на территории государства, будь то передовые разработки в области науки и техники

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург).

32 -

или же военные действия и стихийное бедствие, перед высшим руководством страны стоит задача по поддержанию приемлемого цивилизационного состояния управляемого им территориального образования.

События недавнего прошлого, произошедшие в Тунисе, Египте, Ливии, землетрясение в Японии — все это свидетельствует об острой необходимости разработки механизмов оценки влияния внешних и внутренних раздражителей на состояние государства в целом и на отдельные показатели его развития в частности. Необходимой информационной базой для этого, по мнению автора, должен стать циви-лизационный баланс государства.

Для целей данного исследования под цивилиза-ционным состоянием государства будем понимать экономико-политический потенциал государства объединять население страны, представлять и выражать его интересы и волю как на внутренней, так и на внешней «арене», обеспечивать целостность общества, организовывать и определять порядок в нем на определенной географической территории. Цивилизационное состояние государства характеризуется особенностями ландшафта и климатическими условиями территории расположения, обеспеченностью материальными и нематериальными ресурсами, их размещением, интенсивностью и

эффективностью использования, а также внешней политикой, проводимой государством, что должно обеспечивать нормальное существование и развитие страны.

Цивилизационный баланс, в свою очередь, — это способ экономической группировки совокупного значения имущества (активов) и обязательств (пассивов) государства в денежном выражении на определенную дату в двух разрезах: а) по составу (виду); б) по источникам формирования.

Под имуществом государства будем понимать не традиционную совокупность принципов владения, распоряжения и использования (говорить о том, что государство владеет своими жителями, даже в тоталитарных странах не совсем правильно), а материальный «багаж» страны, определяющий и выделяющий ее из прочей массы государств, составляющих мировое сообщество.

Средства (активы) и источники (пассивы) показаны в цивилизационном балансе в сгруп-

пированном виде, т. е. сведены на основе классификации в определенные группы. Каждую группу средств или источников в соответствии с наименованием и выраженную отдельной суммой будем называть статьей цивилизационного баланса. Основным правилом цивилизационно-го баланса, как впрочем и любого другого вида балансов, является равенство денежных итогов актива и пассива.

Графически цивилизационный баланс представляет собой двустороннюю таблицу. В левой части таблицы приводятся виды средств и их размещение (актив), в правой — источники образования и назначения средств (пассив).

Структуру цивилизационного баланса, основные его разделы и статьи можно представить следующим образом (табл. 1).

Таким образом, цивилизационный баланс состоит из 5 основных разделов: 1) системообразующие активы; 2) текущие активы; 3) системообра-

Таблица 1

Цивилизационный баланс государства

АКТИВ ПАССИВ

1. Системообразующие активы 3. Системообразующие обязательства

1.1. Нематериальные активы 3.1. Исторический капитал

3.2. Развитие (деградация)

1.1.1. Внешнеполитический вес (историческая составляющая) 3.3. Прочие системообразующие обязательства

1.1.2. Политическая система 4. Долгосрочные обязательства

1.1.3. Технологии и научные разработки 4.1. Внешние обязательства

1.1.4. Культура и язык

1.1.5. Прочие виды нематериальных активов 4.1.1. Кредиты и займы

1.2. Материальные активы 4.1.2. Прочие внешнеэкономические обязательства

1.2.1. Географическое положение 4.2. Внутренние обязательства

1.2.2. Месторождения полезных ископаемых 4.2.1. Кредиты и займы

1.2.3. Магистральная транспортная инфраструктура 4.2.2. Целевые программы

1.2.4. Недвижимые объекты жилого и нежилого фонда 4.2.3. Прочие внутригосударственные обязательства

1.2.5. Вооруженные силы и специальные службы

1.2.6. Система образования и наука 5. Краткосрочные обязательства

1.2.7. Население (резиденты) 5.1. Внешние обязательства

1.2.8. Фауна (включая доместикатов)

1.2.9. Банковская система

1.2.10. Крупный бизнес

1.2.11. Стратегические финансовые вложения

1.2.12. Золотовалютный резерв 5.1.1. Кредиты и займы

1.2.13. Прочие виды материальных активов

2. Текущие активы 5.1.2. Прочие внешнеэкономические обязательства

2.1. Малый и средний бизнес

2.2. Незавершенное строительство 5.2. Внутренние обязательства

2.3. Локальная транспортная инфраструктура 5.2.1. Кредиты и займы

2.4. Текущие финансовые вложения

2.5. Дебиторская задолженность 5.2.2. Кредиторская задолженность

2.6. Денежные средства

2.7. Прочие виды текущих активов 5.2.3. Прочие внутренние обязательства

Итого АКТИВ Итого ПАССИВ

зующие обязательства; 4) долгосрочные обязательства; 5) краткосрочные обязательства.

В разделе « Системообразующие активы» находит отражение имущество государства, определяющее и обеспечивающее его основные задачи: а именно выполнение функций государства как экономического, политического и культурного центра. Данные активы находятся в распоряжении государства в течение длительного времени и являются экономической основой при принятии руководством страны стратегических решений. Раздел «Системообразующие активы» целесообразно разделить на две составляющие — нематериальные и материальные активы.

Нематериальные активы характеризуются отсутствием материально-вещественной формы, тем не менее ценность данной категории имущества для государства бесспорна и очевидна. К подобным активам относятся:

1) внешнеполитический вес государства, определяемый его историей, вкладом, внесенным в устройство этносов, цивилизаций и мирового порядка, а также членством в международных организациях;

2) политическая система — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Определяется формой государственного правления и политическим режимом (руководителем государства и институтом власти в целом);

3) культура и язык — области деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъектности. Культура и язык являются одной из основ развития государства, этноса и цивилизации в целом;

4) технологии и научные разработки — совокупность теоретических положений, которые можно охарактеризовать как новые крупные научные достижения, либо решение крупных научных проблем, имеющих важное социально-культурное или хозяйственное значение. Кроме того, к технологиям и научным разработкам можно отнести научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности. Уровень развития технологий определяется количеством и качеством полученных патентов на изобретения, ноу-хау, открытий, сделанных в фундаментальных науках и пр.

34 -

Материальные активы можно охарактеризовать как активы государства, имеющие материально-вещественную форму, имеющие возможность быть пересчитанными в свойственных им номенклатурных единицах и выраженные в цивилизаци-онном балансе в денежном выражении. К их числу будем относить:

1) географическое положение — совокупность ландшафтно-климатических условий расположения государства. Определяется территориальными размерами, наличием и количеством водных ресурсов (в том числе пресных водоемов и наличием выхода в море и океан), лесных массивов, типом климата и прочими факторами;

2) месторождения полезных ископаемых — наличие разведанных и потенциальных месторождений полезных ископаемых на территории государства;

3) магистральная транспортная инфраструктура — объекты дорожного фонда (в том числе железные дороги), включающие в себя дорожное полотно, мосты, путепроводы, эстакады, а также морские и речные порты. Предназначена для обслуживания интересов максимально большого круга пользователей. Определяется количеством и качеством инфраструктурных объектов;

4) недвижимые объекты жилого и нежилого фонда — совокупность зданий и сооружений, зарегистрированных в установленном порядке и используемых гражданами, юридическими лицами и органами государственной власти для личных, хозяйственных целей или с целью получения дохода;

5) вооруженные силы и специальные службы — регулярные и нерегулярные формирования государства, обеспечивающие безопасность граждан, контроль за соблюдением законодательства и сохранение конституционного строя. Определяются численностью личного состава, наличной техникой и технологиями, а также сопутствующей инфраструктурой;

6) система образования и наука — модель, объединяющая институциональные структуры (школы, университеты, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, училища и др.), основной целью которых является образование обучающихся в них персон. Определяется численностью научного, образовательного и учебно-вспомогательного персонала, наличной техникой и технологиями, а также сопутствующей инфраструктурой;

7) население (резиденты) — физические лица (за исключением нашедших отражение в прочих разделах), зарегистрированные в определенном государстве и полностью подчиняющиеся его национальному законодательству. К ним относятся: физические лица, являющиеся гражданами страны, за исключением граждан, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в стране на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством этого государства, иностранные граждане и лица без гражданства; работники дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств за пределами государства, а также сотрудники постоянных представительств государства при межгосударственных или межправительственных организациях;

8) фауна (включая доместикатов) — совокупность видов животных и рыб (включая одомашненных животных, скот и промысловые виды рыб), обитающих на территории определенного государства;

9) банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций;

10) крупный бизнес — совокупность юридических лиц, являющихся резидентами государства, со значительным удельным объемом годовой выручки от реализации и значительным запасом финансовой устойчивости, вследствие чего срок существования подобных юридических лиц достаточно долог, а основные причины исчезновения — это слияние или поглощение;

11) стратегические финансовые вложения — разновидность активов государства, которые инвестируются им с целью получения дохода в будущем (за исключением золотовалютного резерва). Стратегические финансовые вложения характеризуют длительный срок вложений (более 6 лет1 — при отсутствии неблагоприят-

1 Для целей данного исследования, для адаптации его к современным российским условиям, пороговым интервалом краткосрочности-долгосрочности будем считать время одного президентского срока в Российской Федерации — 6 лет

ных условий внешней среды) и возможность получения кроме экономической выгоды еще и дополнительного политического влияния; 12) золотовалютный резерв — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и ценных металлов (в основном золото), которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

Раздел «Текущие активы» цивилизационного баланса предназначен для отражения в денежном выражении информации о мобильном имуществе государства, которое характеризуется регулярными изменениями в течение отчетного периода как в натуральных (номенклатурных), так и в стоимостных показателях.

Для целей данного исследования под текущими активами будем понимать:

1) малый и средний бизнес — совокупность юридических лиц, резидентов государства, имеющих незначительные удельные объемы годовой выручки от реализации и характеризующиеся широкой направленностью видов деятельности, нацеленностью на конечного потребителя и, как правило, несущественным периодом жизненного цикла;

2) незавершенное строительство — объекты капитального строительства, находящиеся на территории государства, не сданные в эксплуатацию на дату составления цивилизационного баланса;

3) локальная транспортная инфраструктура — объекты дорожного фонда (в том числе железные дороги), включающие в себя дорожное полотно, мосты, путепроводы, эстакады, а также морские и речные порты, обслуживающие деятельность конкретных предприятий или являющиеся объектом благоустройства определенных территорий. Характеризуется количеством и качеством инфраструктурных объектов;

4) текущие финансовые вложения — разновидность активов государства, которые инвестируются им с целью получения дохода в будущем. Текущие финансовые вложения характеризует срок вложений (менее 6 лет — при отсутствии неблагоприятных условий внешней среды); политическое влияние, достигаемое путем про- 35

изводства подобных финансовых вложений, — не существенное;

5) дебиторская задолженность — актив государства, характеризующий величину неисполненных и/или исполненных ненадлежащим образом обязательств в соответствии с государственными контрактами, требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, а также обычаями делового оборота;

6) денежные средства — аккумулированные в наличной и безналичной формах высоколиквидные средства платежа государства, сосредоточенные как в виде национальной валюты государства, так и в иностранной валюте.

« Системообразующие обязательства» — раздел цивилизационного баланса, в котором находят отражение те обязательства, которые можно назвать фундаментальными, т. е. обязательства перед гражданами развивать государство (его цивилиза-ционное состояние).

Данный раздел баланса состоит из двух основных строк:

1) исторический капитал — первоначальные условия существования государства как самостоятельной цивилизационной единицы. Характеризуется ландшафтными условиями расположения («родиной» [1] этноса или цивилизации), культурно-языковыми особенностями, историческими заслугами, системой отношений с соседними государствами и пр.;

2) развитие (деградация) — обязательство деятельности государства в интересах развития основных его функций и его цивилизацион-ного состояния. Отрицательная величина, отраженная по данной строке, характеризует упадок (деградацию) в развитии государства. Оставшиеся два раздела пассива цивилизаци-

онного баланса — «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» — отражают величину задолженности государства перед внешними и внутренними заемщиками. Критерий демаркации краткосрочных и долгосрочных обязательств — временной период, равный 6 годам. Внешние обязательства отражают величину задолженности перед нерезидентами государства, внутренние — перед резидентами (юридическими или физическими лицами).

Значения по строкам «Кредиты и займы» отражают величину привлеченных государством займов и кредитов (как в натуральной, так и в денежной форме).

Целевые программы — долгосрочные обязательства государства вкладывать средства в развитие определенной отрасли, вида деятельности,

36 -

социальной инфраструктуры. Целевой характер подразумевает адресное выделение финансирования, что позволяет аккумулировать государственную помощь в необходимой области.

Кредиторская задолженность — величина, характеризующая размер неисполненных и/или исполненных ненадлежащим образом обязательств государства в соответствии с государственными контрактами, требованиями законодательных и нормативно-правовых актов, а также обычаями делового оборота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, была рассмотрена структура цивилизационного баланса, и раскрыто содержание его основных разделов и строк. Однако для целей анализа цивилизационного состояния необходимо определиться с порядком стоимостной оценки показателей данного типа баланса.

Существует несколько способов оценки имущества, которые условно можно разделить на 4 группы:

1) доходный — оценка имущества осуществляется на основании совокупного дохода, который может принести объект (на основании расчетного чистого дисконтированного денежного притока);

2) затратный — стоимость актива определяется как сумма затрат, связанных с изготовлением или приобретением объекта имущества и доведением его до состояния пригодного к использованию;

3) сравнительный — стоимость имущества определяется в сравнении со стоимостью существующих аналогов;

4) по рыночной стоимости — стоимость актива определяется в результате совокупного влияния рыночных факторов, таких как спрос, предложение, гудвилл и др. Иногда аналогом этого способа считают способ оценки по справедливой стоимости, под которой понимают сумму, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку независимыми сторонами [2]. Для целей оценки статей цивилизационного

баланса будем использовать три из перечисленных способов (табл. 2).

Разобрав способы оценки статей цивилизаци-онного баланса, рассмотрим возможность использования полученных результатов для целей анализа цивилизационного развития и цивилизационного состояния государства.

Анализ цивилизационного баланса целесообразно проводить в разрезе следующих его составляющих:

Таблица 2

Способы оценки статей цивилизационного баланса

Способ оценки имущества

Доходный способ*

Затратный способ

По рыночной стоимости

Название статей цивилизационного баланса

1. Внешнеполитический вес (историческая составляющая).

2. Политическая система.

3. Технологии и научные разработки.

4. Культура и язык.

5. Географическое положение.

6. Месторождения полезных ископаемых.

7. Население (резиденты).

8. Фауна (включая доместикатов, домашних и одомашненных животных).

9. Вооруженные силы и специальные службы.

10. Стратегические финансовые вложения

1. Система образования и наука.

2. Золотовалютный резерв.

3. Текущие финансовые вложения.

4. Дебиторская задолженность.

5. Денежные средства

1. Магистральная транспортная инфраструктура.

2. Недвижимые объекты жилого и нежилого фонда.

3. Крупный бизнес.

4. Банковская система.

5. Малый и средний бизнес.

6. Незавершенное строительство.

7. Локальная транспортная инфраструктура

*Оценку активов государства доходным способом будем производить в порядке, схожем с методикой оценки гудвилла.

> анализ состояния материальных и нематериальных ценностей государства — осуществляется путем рассмотрения структуры, динамики абсолютных и относительных показателей, сформированных на основе строк первого и второго раздела цивилизационного баланса. Кроме того, анализ показателей целесообразно проводить в сравнении с государствами-союзниками, соседями и потенциальными противниками;

> анализ платежеспособности государства — осуществляется путем рассмотрения динамики абсолютных и относительных показателей, характеризующих соотношение активов с долгосрочными и краткосрочными обязательствами государства по данным цивилизацион-ного баланса. Кроме того, анализ показателей целесообразно проводить в сравнении с государствами-союзниками, соседями и потенциальными противниками;

> анализ экономической независимости государства — осуществляется путем рассмотрения динамики абсолютных и относительных пока-

зателей, характеризующих соотношение системообразующих обязательств с долгосрочными и краткосрочными обязательствами государства по данным цивилизационного баланса. Кроме того, анализ показателей целесообразно проводить в сравнении с государствами-союзниками, соседями и потенциальными противниками;

> анализ эффективности и интенсивности развития государства — осуществляется путем рассмотрения динамики абсолютных и относительных показателей, характеризующих соотношение имущества и обязательств государства по данным цивилизационного баланса. Кроме того, анализ показателей целесообразно проводить в сравнении с государствами-союзниками, соседями и потенциальными противниками. Таким образом, цивилизационное состояние любого государства, группы государств, этноса или даже цивилизации можно представить в виде системы уравнений, состоящей из набора финансовых коэффициентов, отражающих имущественный (состояние материальных и нематериальных ценностей государства), финансовый (состояние платежеспособности государства и частично состояние экономической независимости государства) и политический (частично состояние экономической независимости государства и уровень эффективности и интенсивности развития государства) аспекты деятельности государства.

При этом для составления данной системы уравнений необходимо руководствоваться следующими принципами:

• финансовые коэффициенты должны иметь существенное значение для всесторонней (комплексной) оценки цивилизационного состояния государства;

• максимум полезной информации при минимуме финансовых коэффициентов;

• финансовые коэффициенты должны отражать цивилизационные особенности анализируемого субъекта;

• финансовые коэффициенты должны составлять с учетом балансовых равенств систему уравнений. Корреляция показателей цивили-зационного баланса определяется по средствам трендового анализа показателей баланса в разрезе господствующих политических устоев. Следует отметить, что набор финансовых

коэффициентов, комплексно отражающих циви-лизационное состояние исследуемого государства, определяется с учетом специфики предмета анализа (государства). В этой связи представление в

- 37

рамках данной работы какой-либо конкретной системы уравнений, комплексно описывающей цивилизационное состояние государства, не представляется возможным.

Однако научно-практический потенциал данного способа отражения и оценки уровня развития государства или группы государств достаточно велик. В частности, анализ цивилизационного состояния государства на основе информации цивилизационного баланса позволит:

• сформировать обоснованные прогнозы экономико-политического развития изучаемого государства;

• разработать оптимальные стратегии улучшения либо ухудшения цивилизационного состояния заданного типа государства, в том числе в динамической среде (с учетом негативного влияния действия внешних сил);

• определить влияния наиболее вероятных сценариев (техногенных и антропологических) достижения заданного типа цивилизационности государства и пр.

Таким образом, цивилизационный баланс представляет собой совокупный показатель цивилиза-ционного развития государства, характеризующий цивилизационное состояние страны на определен-

ный момент времени. Изучение и анализ данных цивилизационного баланса позволяет обосновать методы, приемы и направление экономического воздействия для целей оперативного и адекватного принятия управленческих решений в масштабах государства. Так, именно цивилизационный баланс позволяет представить комплексную информацию в денежном выражении о системообразующих и текущих активах государства, а также о его системообразующих, долгосрочных и краткосрочных обязательствах, на основании которой может быть дана комплексная оценка цивилизационного состояния изучаемой страны. Систематизируя значительную (но не всеобъемлющую) информацию о цивилизационном состоянии государства и являясь совокупным показателем развития государства, цивилизационный баланс занимает важное место в процессе управления страной, являясь необходимым, но недостаточным фактором для принятия оптимальных управленческих решений.

Список литературы

1. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: АСТ, 2010.

2. МСФО 38 «Нематериальные активы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.