Научная статья на тему 'Цивилизационное измерение «Крымнаша»'

Цивилизационное измерение «Крымнаша» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilizational study of «Krymnash»

During the 73 year period of its existence Soviet totalitarianism failed to make fundamental changes in cultural core of Russian civilization, despite the fact that its banners had an appeal for breaking to smash people’s customary values. All in all cultural core withstanded, not in spite of, but thanks to the efforts of the breakers. To understand the paradox of Russian civilization the hierarchy of the value concepts should be analysed. The author studies the development of Russian civilization and its last events, like Crimea annexation, not only through its national history, but also through the prism of socio-political history of post-Soviet Belarus.

Текст научной работы на тему «Цивилизационное измерение «Крымнаша»»

Сергей НИКОЛШК

Цивилизационное измерение «Крымнаша»

В связи со смертью писателя Валентина Распутина я перечитал повесть «Прощание с Матёрой». Напомню ее сюжет. На Ангаре строится электростанция. Деревенские старики с острова Матёра воспринимают предстоящее переселение на «материк» как «конец света». И понять их несложно. К новой жизни в поселке с городскими удобствами, но с крохотными приусадебными участками переселенцы адаптироваться не смогут.

Прощание с Матёрой в границах славянского треугольника (Беларусь-Россия-Украина) мы сегодня и наблюдаем. Масштаб события требует соответствующей рамки понимания (рамки интерпретации). Традиционная рамка Левада-Центра в данном случае не выглядит убедительной. Приведу ее в изложении Льва Гудкова: «Возможность адекватного понимания современных процессов требует определенной дистанции — исторической и понятийной — для оценки и анализа, интерпретации ускоряющихся событий, возможности учета их взаимосвязи и резонанса. Мне представляется, что такая возможность открывается с использованием концепции тоталитаризма в качестве общей рамки интерпретации, точнее — разложения тоталитарного режима.

Это медленный процесс, захватывающий по времени несколько поколений, протекающий в виде неравнозначных и разнонаправленных институциональных изменений в разных сегментах социальной системы»1.

Мой вариант рамки — цивилизационный. Он предполагает иную историческую дистанцию, на которой разложение тоталитарного режима — лишь одним из этапов развития Российской цивилизации. Возможно, ее последний этап.

Основные характеристики культурного ядра

Все рожденное, согласно Гегелю, достойно смерти. Поэтому в самом факте исчерпания культурного ресурса той или иной цивилиза-

1 Гудков Л. Рессантиментный национализм // Вестник общественного мнения. 2014. 3-4(118). С. 165.

ции2 нет ничего уникального. Классик циви-лизационного анализа английский историк Арнольд Тойнби выделял 21 цивилизацию (две трети закончили свой жизненный цикл задолго до завершения работы над «Постижением истории»).

Но насколько оправдано выделение славянского треугольника во главе с Россией в качестве отдельной цивилизации? Вопрос принципиальный. Тойнби по этому поводу высказывался неоднозначно. Но он полагал, что Российская цивилизация, как и Византийская, Западная и Исламская, «несомненно является частью того урожая, который вырос из сочетания Сирийской и Эллинской цивилизаций, давших хорошую культурную почву»3. Тем не менее английский историк отличал основную православную цивилизацию (на Балканах) от православной цивилизации в России.

Напротив, американский политолог Самюэль Хантингтон в «Столкновении цивилизаций» сомнений по поводу цивилизационной принадлежности России не испытывал. Европа для него заканчивалась там, где заканчивалось западное христианство, и начинался ислам и православие. При этом России он отводил роль «стержневого государства отдельной православной цивилизации, следовательно, страны, ответственной за порядок вдоль границ православия»4.

Обоснованность сомнений Тойнби подтвердила историческая практика. То, что трудно было предположить в год написания последнего тома «Постижения истории» (1961), стало очевидным в начале XXI в. Большинство народов «основной православной цивилизации» за последние 25 лет сумело пересечь границу Хан-

2 Под цивилизацией в данном случае понимается стратегия человеческого бытия, доминирующая на весьма значительной территории и задающая весь строй жизни. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. М., Новый хронограф, 2008. С. 31.

3 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории.М., Айрис Пресс, 2002. С. 227.

4 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., АСТ, Мидгард, 2006. С. 103.

тингтона и стать частью европейской семьи. Разумеется, процесс смены цивилизационной идентичности неофитов еще далек от завершения. Для этого потребуется несколько поколений. Но точка невозврата, по всей видимости, пройдена.

Что касается России, то ее очередная попытка добавить к окну в Европу еще и дверь, предпринятая в начале 90-х годов прошлого века, вновь оказалась неудачной. Хантингтон явно переоценил роль православной (т.е. западной) компоненты в Российской цивилизации.

Откроем книгу «Цивилизационная идентичность в переходный период» трех российских авторов1: «Н. Бердяев в «Истоках и смысле русского коммунизма» (1937) недаром характеризовал цивилизацию и культуру Московской Руси как «христианизированное татарское царство». Позднее, в «Русской идее» (1946), Бердяев еще более углубил свою концепцию русской цивилизации как пограничной и двухосновной: «Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное»».

Российская цивилизация сформировалась в результате встречи всадника и землепашца. При этом кочевая культура была по преимуществу тюркской, а культура оседлая — восточнославянской и финно-угорской. Поэтому все попытки укоренить на этой основе западный привой немедленно активизировали силы, стремящиеся его отторгнуть.

Подобно тому, как революции порождают контрреволюции, так вестернизации сверху порождали и продолжают порождать в России контрвестернизации. Успех вестернизаций всегда был временным. Он неизменно провоцировал кризис идентичности «большинства» и усиливал социокультурный раскол между «большинством» и успешным (с точки зрения вестернизации) «меньшинством».

Наличие социокультурного раскола в обществе — свидетельство незавершенности процесса модернизации, старт которому был дан еще в XVII в. Не исключено, что время, отведенное историей для его завершения, почти полностью израсходовано. Ангара перекрыта, и прощания с Матёрой уже не избежать.

1 Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху. М., Прогресс - Традиция, 2011. С. 406.

С помощью культуролога Игоря Яковенко2 перечислю основные характеристики культурного ядра российской цивилизации:

1. Установка на синкрезис - состояние общества и культуры, когда все переплетено со всем и ничто не выделилось, не обособилось.

2. Наличие познавательного конструкта «Должное/Сущее», где «Должное» — это некоторый абсолютный идеал, религиозный по своим источникам, а «Сущее» — это мир, в котором живет ревнитель должного.

3. Эсхатологический комплекс — целостная система представлений и способ переживания бытия, суть которого состоит в убеждении, что мы живем при последних днях творения.

4. Манихейская интенция. В манихей-ском сознании мир предстает как арена вечной борьбы двух космических сил — Света и Тьмы, Добра и Зла, духа и материи.

5. Гностическая установка — представление о том, что мир лежит во зле.

6. Раскол культурного сознания

7. Сакральный статус власти.

8. Экстенсивная доминанта — конфигурация ментальности, задающая выбор экстенсивных решений в проблемных ситуациях.

9. Этика дотоварной хозяйственной деятельности.

10. Традиционно-имперская доминанта сознания.

Советский тоталитаризм за 73 года своего существования не смог внести кардинальных изменений в культурное ядро российской цивилизации, несмотря на то, что на его знаменах был начертан призыв разрушить «старый мир» до основания. Культурное ядро выстояло, но не вопреки, а благодаря усилиям разрушителей. Для понимания парадокса необходимо разобраться с иерархией «старых миров».

Реформы Петра I сформировали в России единственного европейца — правительство, что лишило его возможности опираться на большинство. На начальном этапе догоняющего развития единственный европеец достаточно успешно проводил модернизацию сверху. Промышленная революция потребовала массового экономического субъекта. Но таковой в границах российской цивилизации отсутствовал.

Реформаторские усилия Александра II и его последователей были фактически направлены на смену цивилизационной идентичности, что на практике означало разрушение культурного ядра

2 Яковенко ИГ. Познание России: цивилизационный анализ / 2-е изд., переработ. и доп. - М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 31-37.

российской цивилизации. Но действие рождает противодействие. «Столыпин хотел спасти самодержавие и избежать революции, — отмечают историки Юрий Пивоваров и Андрей Фурсов. — Вышло с точностью до наоборот, а Гражданская война полыхала «от темна до темна» наиболее жестоко именно там, где преуспели столыпинские реформы, — на Юге и в Поволжье»1.

Либеральная Февральская революция спровоцировала общинную контрреволюцию, которая поставила крест не только на многолетних усилиях единственного европейца, но и на самом единственном европейце. Таким образом, «новый мир» большевиков — это своеобразный Plusquamperfekt, как сказали бы немцы (предшествование по отношению к некоторой ситуации в прошедшем).

Победа общинной контрреволюции не сняла с повестки дня задач революции промышленной. Они были решены большевиками привычным для российской цивилизации методам, т.е. с помощью насилия. Смены цивилизационной идентичности для этого не потребовалось. Вполне хватило замены в конструкте «Должное/Сущее» Рая небесного на Рай земной (коммунизм).

Реформы Столыпина не предусматривали силового компонента: «он просто разрешил выходить (из общины. — С.Н.) тем, кто хочет»2. Напротив, реформы большевиков вернули общество в петровское и допетровское время. Но реформы Столыпина завершились смутой и поражениями в Первой мировой войне, а реформы большевиков — триумфальным шествием советской власти. Первоначально по территории отдельно взятой страны, а после «нашей Победы» и за ее пределами.

Силовая индустриализация, безусловно, не прошла бесследно. Воинствующий атеизм, урбанизация, всеобщая грамотность — вот далеко не полный перечень инноваций, без которых российская цивилизация не смогла бы адаптироваться к новой исторической динамике. Ее культурное ядро, лишившись привычной «среды обитания» (сельской общины), сумело наладить воспроизводство3 своих базовых характеристик в атомизированном городском социуме.

1 Юрий Пивоваров, Андрей Фурсов. Русская система и реформы. URL: http://www.dub2015.ru/index.asp?NewsID=%7B30280379-3BCE-4FDA-MB8-CAE4C46EA527%7D&FolderID=%7BB38B3912-95C9-4C73-A66E-BEC14F32773C%7D (здесь и далее дата обращения: 14.05.2015).

2 Юрий Пивоваров. Уроки Февраля, // www.polit.ru: инф.-аналит.сайт. М., 2012. 24 февр. URL: http://polit.ru/article/2012/02/24/fabruary/.

3 Автор разделяет представления о культуре как надындивидуальном механизме принуждения, что означает признание ее (культуры) в качестве субъекта. См. Андрей Пелипенко. Двойная субъектность культуры // Персональный сайт Андрея Пелипенко. URL: http://apelipenko.ru/.

В иерархии ценностей отдельные элементы при этом пришлось переставить. В частности, попытки партии и правительства удовлетворить постоянно растущие материальные и духовные потребности советских людей нарушили баланс в конструкте «Должное/Сущее», что привело к краху коммунистической идеологии. Все попытки уже в наше время восстановить идеологию под видом национальной идеи как в Беларуси, так и в России провалились.

Подкреплю данное утверждение признанием главного белорусского идеолога А. Лукашенко: «Мне говорят: наша идеология — это глубочайший патриотизм и прочее. Ну да, патриотизм, но это и без идеологии понятно и так далее. А нужна такая зажигающая вещь, которая была бы воспринята всем. Вот честно вам говорю: ни я не изобрел этого и не придумал, ни мои помощники»4.

Между тем причина идеологической импотенции государственных мужей лежит на поверхности. Историческое время социоцентри-ческой культуры подошло к концу. «Должное» впало в кому. Время же персоноцентрической культуры в границах российской цивилизации так и не наступило, что блокирует возможность формирования общей картины будущего на основе частных интересов.

На протяжении веков власть использовала «Должное» в качестве инструмента мобилизации подданных. Доля подданных на территории славянского треугольника по-прежнему запредельно высока. Однако «сегодня возможна лишь виртуальная мобилизация зрителей, которые мысленно почти тотально готовы поддержать любимого вождя, но, не сходя с дивана»5.

Социологические опросы не подтверждают надежду А. Лукашенко на «глубочайший патриотизм» белорусов. Доля патриотов, декларирующих свою готовность защищать Родину с оружием в руках, не дотягивает в республике-партизанке и до четверти взрослого населения (табл. 1). Между прочим, 25% — это среднеевропейский уровень готовности «воевать за свою страну», зафиксированный институтом Гэллапа в декабре 2014 г.6 Среднемировой уро-

4 Лукашенко: государственную идеологию, которая бы легла на душу, мы так и не изобрели // http://naviny.by: ежедн. инф.сайт. 2014. 17 окт. URL: http://naviny.by/rubrics/politic/2014/10/17/ic_news_112_447175/ print/.

5 Эмиль Паин. Культура имеет значение: факты, оценки, прогнозы // www.liberal.ru : инф.-аналит.сайт фонда «Либеральная миссия», дискуссия. 2015. 08 апр. URL: http://www.liberal.ru/articles/6747.

6 WIN/Gallup International's annual global End of Year survey shows that happiness is on the rise // www.wingia.com: электронный сайт Инта маркет. исслед. 2014. 30 декШи http://www.wingia.com/web/files/ richeditor/filemanager/E0Y_release_2014_-_FINAL.pdf.

вень патриотизма существенно выше — 60%, а в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки он составляет 77%. Подобное расхождение в уровнях патриотизма подтверждает, что ислам продолжает жить по средневековым часам.

Вопрос о возможности российской агрессии не шокировал белорусских респондентов. Следует отметить, что у национально-демокра-тически ориентированного «меньшинства» образ российского империализма сформировался еще в начале 90-х. Достаточно вспомнить статью основателя Белорусского народного фронта Зенона Позняка «О русском империализме и его опасности», опубликованной в январе 1994 г. Ограничусь одной цитатой: «Идеология этой традиционной политики несложная, заимствованная у Гитлера: защищать в сопредельных государствах стратегические интересы России и права русских (вспомните «права немцев», гитлеровские «аншлюсы» и т.п. явления, осужденные мировым сообществом). Более того, они собираются «защищать» права даже не русских, а «русскоязычных», то есть советской популяции в других странах. Это означает, что не будут признаны никакое национально-культурное возрождение и демократия в этих странах (ибо национально-культурное возрождение, выход из империи — суть процессы демократические)»1.

Новая геополитическая реальность, сложившаяся после марта 2014 г., поставила Лукашенко в сложное положение. Украина — второй после России внешнеторговый партнер Беларуси. Потеря украинского рынка стало бы вдвойне ощутимой в условиях скатывающейся в рецессию российской экономики. Поэтому у

О том, каким образом Лукашенко удается проскальзывать между Сциллой и Харибдой во время официальных выступлений, свидетельствуют следующие фрагменты из апрельского послания: «Много в последнее время говорится об идее некоего «Русского мира». Я так понимаю, это не про нас». «Мы теснейшим образом связаны с Россией и с русским народом. Это наш народ, а мы их народ. Мы — братья. Но мы хотим жить в своей квартире, в многоэтажном доме. У вас большая квартира, пентхаус там, или как она называется, а у нас небольшая в одном доме, но своя квартира. Даже самые близкие друзья, братья, сестры и прочие — они хотят жить не у тещи, не у свекрови. Они хотят свой уголок, свой куток, як у Беларус кажуць»2.

Белорусский вариант Русской власти

Но если «Должное» переживает не лучшие дни, то манихейская интенция, напротив, обрела второе дыхание. Отсюда та легкость, с которой кремлевские пропагандисты добиваются желаемых результатов, эксплуатируя образ врага.

В своей публичной лекции на «Полит.ру» в апреле 2004 г. Юрий Левада описал «человека советского», охваченного оптимизмом: «Новое начальство, новое время, чуть лучше живется, чуть больше зарплаты...»3 Прошло 9 лет. Радость от чуть большей зарплаты осталась в прошлом. В повестке дня на главной позиции оказался вопрос справедливости. «Неравенство хуже нужды», — отмечал Конфуций. В границах российской цивилизации высказывание китайского мудреца отторжения не вызывает, т.к. идея справедливости играет роль несущей конструкции национального самосознания.

Таблица 1

ЕСЛИ БЫ РОССИЯ (СТРАНЫ НАТО) ВООРУЖЕННЫМ ПУТЕМ ПОПЫТАЛАСЬ ПРИСОЕДИНИТЬ К СЕБЕ ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ БЕЛАРУСИ ИЛИ ЕЕ ЧАСТЬ, КАК БЫ ВЫ ДЕЙСТВОВАЛИ? (в процентах от числа опрошенных)

Вариант ответа Россия НАТО

Сопротивлялся бы с оружием в руках 19 23

Стремился бы приспособиться к новой ситуации 47 45

Приветствовал бы эти изменения 15 10

ЗО/НО 19 22

НИСЭПИ, март 2015 г.

2 Обращение с Посланием к белорусскому народу и Национальному Собранию // president.gov.by: официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. 2015. 29 апр. URL: http://president.gov. by/ru/news_ru/view/obrascheme-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-11301/.

3 Юрий Левада. «Человек советский» - публичные лекции на «Полит. ру». URL: http://polit.ru/article/2004/04/15/levada/.

политики белорусского нейтралитета в российско-украинском военном противостоянии нет альтернативы. Но одно дело продекларировать нейтралитет, и совсем другое — придерживаться его на практике.

1 Газета «Народная газета», 15-17.01.1994.

В 1992 г. децильный коэффициент (отношение среднего уровня доходов 10% самых богатых граждан к среднему уровню доходов 10% самых бедных) в России равнялся 8. За годы «царствования» первого президента он вырос до 14. А в настоящий момент составляет 17 (в Москве — 40). Для справки отмечу, что по рекомендации ООН децильный коэффициент не должен превышать 8-10, иначе ситуация чревата социальными катаклизмами.

По расчетам российского экономиста Михаила Делягина, бедный человек в России платит 42,6% со своей зарплаты (если считать общую нагрузку на фонд оплаты труда, включая социальные взносы), а богатый, пользующейся разнообразными схемами «оптимизации налогов», — от 4 до 9%1.

В табл. 2 приведена лидирующая тройка антидостижений второго президента России. Неспособность «путинизма» поддерживать несущую конструкцию национального самосознания (социальную справедливость) наглядно иллюстрирует соотношение ответов «не удалось»/«удалось».

Задача, с решением которой не справился национальный лидер России, не вызвала особых проблем у белорусского батьки. В Беларуси, согласно данным Национального статистического комитета, децильный коэффициент в 2000 г. составил 5,8, а в 2012 г. - 5,9.

признать наличие точной пропорции, равновесия между объемом вещественной субстанции и способностью самой Системы к ее перемолоту-переделу. Преодоление скудости вещественной субстанции, создание некоторого ее избытка, с одной стороны, и возникновение дефицита этой субстанции в особо крупных размерах, с другой — подрывают основы Системы»2.

Основа Русской Системы — Русская Власть, власть моносубъекта. Создание избытка вещественной субстанции на одном из ее полюсов на практике означает формирование самостоятельных центров власти (власти олигархов в погонах и без). Процесс этот в России начался при Ельцине в условиях фактического распада государства. Приход в Кремль Путина, вопреки массовым ожиданиям, олигархического принципа организации власти не отменил, что и подтверждает динамика ответов на вопрос табл. 3 (для краткости приведены 3 опции из 11).

17 октября 2014 г. в ходе пресс-конференции журналистам российских региональных СМИ А. Лукашенко изложил программу выхода из украинского кризиса: «Во-первых, надо смести все олигархические кланы, убрать их от власти. Это прежде всего». Во-вторых, ликвидировать силовые структуры, созданные олигархами «под собой». В-третьих, «самое главное, надо поднять народ, чтобы он тебя поддержал. Понимаете, страшная задача»3.

Таблица 2

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ В. ПУТИНУ ЗА ГОДЫ ЕГО ПРЕБЫВАНИЕ У ВЛАСТИ? (в процентах от числа опрошенных)

не удалось удалось отношение

Обеспечить распределение доходов в интересах простых людей 43 3 14,3

Вернуть людям средства, которые были ими утеряны в ходе реформ 36 5 7,2

Обеспечить укрепление закона и порядка 25 11 2,3

февраль 2013 г.

Таблица 3

ИНТЕРЕСЫ КАКИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ ВЫРАЖАЕТ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В. ПУТИН? (в процентах от числа опрошенных)

Октябрь 2000 Июль 2013

1 «Силовиков», работников спецслужб, армии, МВД 54 41

2 «Олигархов», банкиров, крупных предпринимателей 24 30

7 «Простых людей» - служащих, рабочих, тружеников села 13 11

«Условием нормального существования Русской Системы, — утверждают историки Юрий Пивоваров и Андрей Фурсов, — необходимо

1 Михаил Делягин. Чтобы восстановить справедливость Путину придется уничтожить правящий класс // http://ruskline.ru: инф.-аналитич.сайт «Русская народная линия». URL: http://ruskline.ru/ news_rl/2011/09/23/mihail_delyagin_chtoby_vosstanovit_spravedlivost_ putinu_pridetsya_unichtozhit_pravyawij_klass/ (дата обращения: 14.05.2015).

2 Юрий Пивоваров, Андрей Фурсов. Русская система и реформы. URL: http://www.club2015.ru/index.asp?NewsID=%7B30280379-3BCE-4FDA-AAB8-CAE4C46EA527%7D&FolderID=%7BB38B3912-95C9-4C73-A66E-BEC14F32773C%7D.

3 Пресс-конференция Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко журналистам российских региональных средств массовой информации // 2014. 17 окт. URL: http://president.gov.by/ru/news_ ru/view/press-konferentsija-prezidenta-respubliki-belarus-aglukashenko-zhurnalistam-rossijskix-regionalnyx-sredstv-10025/.

Ничего нового и оригинального А. Лукашенко не предложил. Перед нами пересказ сценария 1996 г. по установлению классического варианта Русской Власти в Беларуси. Ни в России, ни в Украине коллегам белорусского батьки повторить его успех не удалось. Об этом необходимо помнить, сравнивая между собой результаты общенациональных опросов внутри славянского треугольника. Белорусская социально-экономическая модель функционирует по принципу унитарного предприятия (УП «Беларусь»). Эта модель в максимальной степени отвечает основным характеристикам культурного ядра российской цивилизации.

Беларусь вышла из Перестройки в минимальной степени деформированной либеральными реформами, включая приватизацию. Этим не в последнюю очередь объясняется низкий уровень ностальгии по СССР, и относительная популярность в стране западного вектора развития (белорусские демократы не трансформировались в массовом сознание в дерьмократов).

Незначительное расслоение по доходам — важный фактор поддержания социальной стабильности в республике-партизанке. Оно позволяет блокировать переход дискомфортного состояния с личностного на массовый уровень даже во время периодических обвальных девальваций национальной валюты. Отсюда и относительно низкая популярность образа врага в белорусском обществе по сравнению с обществом российским (табл. 4).

слании-2014 было 14 упоминаний, а в Посла-нии-2013 — 49! Проблема, однако, количеством упоминаний не ограничивается. Предлагаю сравнить две цитаты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Модернизация — имеется в виду обновление того, что нам осталось от прежних поколений. От технологичной страны, которая была лидером в своем развитии. И мы это не загубили. Но пришло время обновлять. Кроме этого, мы не только обновляем старое, мы строим новые предприятия»1 (2013).

«Не раз мы с вами убеждались: там, где модернизация проводится за дармовые государственные средства, она оказывается в разы дороже, чем у частника, когда он делает за свои собственные деньги»2 (2014).

Анализ текста послания однозначно свидетельствует: глава государства осознал, что модернизация государственных предприятий в рамках белорусской модели — это выброшенные на ветер деньги. Отсюда, однако, не следует, необходимость смены экономической модели. Отсюда следует необходимость сокращения инвестиций. В этом и заключается революционная новизна Послания-2015.

Официальная статистика столь решительный вывод подтверждает. Инвестиции на приобретение машин и оборудование в I квартале 2015 г. относительно I квартала 2014 г. сократились на 12,8%. Если от поквартального сравнения перейти к сравнению марта 2015 г. с мартом 2014 г., то снижение инвестиций составит 43,7%!

Что это, ошибка, преступление или плановый маневр ресурсами в преддверии президент-

Таблица 4

ЕСТЬ ЛИ ВРАГИ У НАШЕГО НАРОДА, У НАШЕЙ СТРАНЫ? (в процентах от числа опрошенных)

Россия Беларусь*

Март 2014 Июнь 2014

Наша страна окружена врагами со всех сторон 26 13

Самые опасные наши враги - скрытые, внутренние 20 29

У нашего народа, ставшего на путь возрождения, всегда найдутся враги 30 21

Зачем искать врагов, когда корень зла - в собственных ошибках 17 29

ЗО/НО 7 8

*НИСЭПИ

Не следует преувеличивать роль ресурсного проклятия

29 апреля А. Лукашенко выступил с очередным президентским посланием. Это было первое послание, в котором не нашлось места для слова «модернизация». Уникальность событие становится понятна, если учесть что в По-

1 Александр Лукашенко обратился с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию // 2013. 19 апр. URL: http://president. gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-obratilsja-s-poslaniem-k-belorusskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-5309/.

2 Лукашенко потребовал прекратить бездумно раздавать государственные деньги // http://www.belta.by: ежедн. интернет-изд. 2014. 22 апр. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/president/ Lukashenko-potreboval-prekratit-bezdumno-razdavat-gosudarstvennye-dengi_i_666821.html.

ских выборов? Для ответа на этот вопрос нам потребуется перейти с национального уровня на цивилизационный.

Устойчивое снижение инвестиций отмечается и в России. Выступая в апреле на «Эхо Москвы», декан экономического факультета МГУ Александр Аузан снижение инвестиций на 6,4% (I квартал 2015 г. к I кварталу 2014 г.) охарактеризовать как «клиническую смерть»1 российской экономики.

Среди либеральных экспертов экономические проблемы России принято объяснять ресурсным проклятием. Около 15% валового продукта и 60% бюджета страны обеспечивают 2% населения, занятые в нефтегазовой отрасли. При такой структуре доходов и занятости элита способна извлекать административную ренту без участия населения. Она в минимальной степени зависит от налогов, следовательно, от бизнеса и рядовых налогоплательщиков.

«Роль предпринимателя, которая есть в развитом мире, — отмечает экономист Андрей Мовчан, — роль основного плательщика денег в казну и одновременно кормильца основной массы населения — у нас отсутствует. Ее быть не может, потому что предприниматель при всей своей настойчивости и упорстве, инновацион-ности, революционности, наглости, хитрости, все равно — нежный зверь, он просто не выживает, если государство не обеспечивает для него три основных условия: предсказуемость, невмешательство, равенство прав для всех участников рынка»2.

Все перечисленное в современном мире обеспечивают институты. Но в российской цивилизации институты формировались и продолжают формироваться не для обслуживания участников рынка, а для административного перераспределения ресурсов. Следует признать, что в своей номинации они функционировали в целом успешно, т.к. на протяжении четырех столетий обеспечивали развитие в режиме догоняющей модернизации.

Советский этап догоняющей модернизации, судя по всему, оказался последним. Социальной энергии, выделившейся при распаде сельской общины, хватило для того, чтобы с помощью очередной порции технологических

1 Александр Аузан. Экономические проблемы российской политики // www://echo.msk.ru - сайт радиостанции «Эхо Москвы». 2015. 10 апр. URL: http://echo.msk.ru/programs/year2015/1527561-echo/.

2 Илья Жегулев. Почему укрепление рубля и санкции на самом деле ничего не значат: интервью Андрея Мовчана // https://meduza.io: ежедн. инф.-аналит.сайт «Медуза». 2015. 6 мая. URL: https://meduza. io/feature/2015/05/06/plohaya-ekonomika-revolyutsiy-ne-vyzyvaet.

заимствований не только поддерживать военный паритет с Западом, но и «проложить человечеству дорогу в космос».

Советский Союз не жалел денег на поддержание технологической автономии. ВПК купался в инвестициях. Однако их эффективность постоянно снижалась. Поясню на примере. До распада СССР я работал на одном из крупнейших советских предприятий электронной отрасли. В 1989 г. на предприятии был построен цех для выпуска микросхем памятью в 1 МБ. Тогда это был передовой уровень советской микроэлектроники. Цех работал в три смены. Но не каждую неделю удавалось получить... один годный кристалл.

Это пример достижения предела технических заимствований, и предел этот установила не элита, утратившая интерес к продолжению модернизационной гонки в условиях избытка природной ренты, а культура. Технологии постиндустриальной эпохи, генерируемые на Западе (в цивилизации автономных личностей), оказались неподвластны доличностным субъектам.

Тренд в сторону сырья наметился не сегодня. В СССР решения о распределении инвестиций, поясняет экономист Олег Григорьев, принимались на основе методик эффективности капитальных вложений, которые в некотором смысле имитировали принятие решений в рыночной экономике. «И наблюдалось следующее: все большая и большая доля инвестиций направлялась в нефтегазовый сектор. <...> Иными словами экономика за пределами нефтегазового комплекса деградировала»3.

Об угрозах экономической безопасности России в связи с технологической изоляцией сегодня на всех перекрестках трубит академик Сергей Глазьев. Что он предлагает? Стандартный советский набор: «многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада» и «кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств»4.

Этим путем и пытался А. Лукашенко трансформировать белорусскую экономическую модель в «белорусскую модель экономического развития» (таково ее официальное название). Слабым звеном модели, как нетрудно догадать-

3 Григорьев О. Эпоха роста. Лекции по неоэкономике. М., Карьера Пресс, 2014. С. 2.

4 Сергей Глазьев. Выход из хаоса - часть V. // http://vpk-news.ru: общерос.еженед.газета «ВПК» (Военно-промышленный курьер). 2015, 11 февр. URL: http://vpk-news.ru/articles/23787.

ся, оказалось развитие, и это несмотря на рост инвестиции в основной капитал в 4,7 раза в сопоставимых ценах за последние 14 лет.

Курс на «качественное обновление и ускоренную модернизацию предприятий», провозглашенный в Беларуси в 2013 г., провалился. Окончательную сумму убытков подсчитывать еще рано, но к чести белорусов особых иллюзий по поводу модернизационных способностей государства они и не питали. Только 27% респондентов (табл. 5) согласилось с тем, что деньги, направленные на модернизацию, будут потрачены эффективно. При этом уровень оптимизма среди сторонников А. Лукашенко оказался в 7 раз выше, чем среди его противников.

С тем, что основанная на продаже углеводородного сырья модель экономического роста исчерпала свой потенциал, согласно большинство российских экспертов. Сложился консенсус и по поводу будущей модели. Она обречена быть инвестиционной. Спор идет вокруг механизма привлечения денег. Либералы выступают за частных инвесторов, привлечение которых потребует структурных реформ. Государственники свои надежды, естественно, связывают с государственными деньгами. Но и те и другие, говорят об институтах, забывают при этом, что «человек сам по себе — тоже институт очень сложный и не всегда приятный»1.

Уже цитируемый выше Александр Аузан, анализируя популярную среди российских интеллектуалов книгу Дугласа Норта, Джона Уоллеса и Барри Вайнгаста «Насилие и социальные порядки», подчеркивает, что ее авторы так и не смогли объяснить, почему «мир поделен на два совершенно разных подмира, два социальных порядка — ограниченного доступа и открытого доступа». Причем во вторую (успешную) группу смогли пробиться только 25 стран из 2002.

Между тем ответ лежит на поверхности. Современное социальное развитие три американских автора связывают с «одновременным совершенствованием человеческого капитала, физического капитала, технологии и институтов»3.

Сосредоточим свое внимание на человеке. Чем отличаются между собой типичные представители различных цивилизаций? Уровнем человеческого капитала? Но если это так, то границы между цивилизациями не смогли бы сформироваться в прошлом, когда различия в уровнях человеческого капитала были минимальными. А если бы они и возникли, то в условиях современной глобализации довольно быстро утратили свою непроницаемость. Однако этого не наблюдается.

Трансформации постсоветских республик устойчивость цивилизационных границ под-

Таблица 5

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ДЕНЬГИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ БУДУТ ПОТРАЧЕНЫ... (в процентах от числа опрошенных)

Вариант ответа Все Отношение к Лукашенко

опрошенные Доверяют Не доверяют

Эффективно 27 48 7

Не эффективно 33 25 43

Будут попросту разворованы 28 12 43

ЗО/НО 12 15 7

НИСЭПИ, март 2013 года

Каждой цивилизации соответствует свой исторический тип человека

«Институты имеют значение». Кто бы спорил, да еще с нобелевским лауреатом Дугласом Нортом. И, тем не менее, если в списке институтов отсутствует институт человека, многие теоретические конструкции специалистов в области институциональной экономики теряют свою убедительность. В том числе и конструкции самого Норта.

1 Юрий Левада. Человек советский - публичные лекции на «Полит. ру». URL: http://polit.ru/article/2004/04/15/levada/.

твердили. Ни харизматические лидеры, ни случайный набор внешних и внутренних факторов, а цивилизационный бэкграунд сформировал три вектора движения: западно-европейский, восточно-европейский и средне-азиатский.

Каждой цивилизации соответствует свой исторический тип человека. Это отдельная большая тема, поэтому ограничусь одной ци-

2 Александр Аузан. Государство заботится об общем благе - публичные лекции на инф.-аналит.сайте «slon.ru». URL: http://slon.ru/specials/ economy-faculty/lections/110/.

3 Норт Д., Уоллес Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. М., Изд-во Ин-та Гайдара, 2011. С. 55.

татой: «Во всяком обществе каждый из означенных субъектов живет в своем историческом времени, в своей системе приоритетов и ценностей и реализует свои культурные программы. И никаких общих ценностей и цивилизацион-ных стратегий у них не может быть в принципе. Наследники «Ветхого Адама» — архаичного индивида — носители обыденного сознания живут, как травинки в поле, стихийно обывая бытие. Неугомонные логоцентрики средневекового типа, взыскуя божественные истины, испытывают нестерпимый зуд борьбы с Мировым Злом. Личности новоевропейского типа, даже не впадая в постмодернизм, погружены в глубокую депрессию. Носители «цифрового сознания» Новой естественности весело и эклектично играют с дискурсами цивилизаций»1.

Главное противоречие нашего времени, как объясняли советским студентам преподаватели марксизма-ленинизма, заключалось в противостоянии капитализма и социализма. С падением социализма исчезло и главное противоречие. Но свято место пусто не бывает. Его заняло противостояние между миром динамики и миром статики. Источником динамики с начала Нового времени выступает западно-христианская цивилизация. Способность динамично развиваться сегодня демонстрируют и страны рисовой культуры. В аутсайдерах — исламский мир. Он не вписывается в современность. Отсюда его агрессивность.

Если и существует стрела социальной эволюции, то она направлена в сторону все большей индивидуализации. Сформировавшаяся критическая масса самодостаточных автономных личностей2 в Европе и сделала возможным запуск исторической динамики. Экономический рост, который мы наблюдаем сегодня — это не правило, а исключение в истории. До 1800 г. мировая экономика прирастало экстенсивно за счет роста населения.

Переход избранного числа стран от порядка ограниченного доступа к открытому доступу — «побочный результат» жизнедеятельности автономных личностей. Закономерен вопрос,

1 Пелипенко А.А. Глобальный кризис и судьбы Запада. М., Знание, 2014. С. 34.

2 «Перечисляя наиболее значимые черты личности (как социокуль-

турного типа), следует выделить ее максимальную автономность, самодостаточность и постоянную ориентированность на свершение выбора. Личность не только делает выбор сама, но и не склонна доверять его кому бы то ни было. А также делегировать это право внешним инстанциям. Поэтому личность в минимальной степени может быть объектом социальной манипуляции и идеологических внушений». Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., Языки русской культуры, 1998. С. 248.

а почему данный исторический тип человека сформировался именно в Европе? Однако ответ на него потребует слишком много времени и места.

Раскол культурного сознания (п. 6 в списке основных характеристик культурного ядра российской цивилизации Игоря Яковенко) — прямое следствие незавершенности процесса модернизации, массовый старт которому был дан еще в петровскую эпоху. Общинная контрреволюция физически уничтожила большую часть автономных личностей, а оставшихся в живых заставила уйти во внешнюю или во внутреннюю эмиграцию, что позволила культурному ядру российской цивилизации продлить свое существование еще на 73 года.

Однако крот истории продолжал свою работу. И как это не покажется странным, но самые яростные противники личностной культуры, высшие представители партийной номенклатуры ему в этом содействовали. Дело в том, что поддержание военного паритета с западной цивилизацией оказалось невозможным без опоры на личности. О том, на какие компромиссы была вынуждена идти политическая система, опирающаяся на неличностное большинство, писатель Даниил Гранин описал в повести «Зубр».

Любые исторические параллели, разумеется, условны. Тем не менее, 86% поддержки национального лидера возвращают нас к началу XX в., когда в результате столыпинских реформ общество столкнулось с инновациями (социальными, политическими и экономическими), количество которых существенно превысило допустимый культурой шаг новизны. Отсюда срыв в архаику. Отсюда массовый спрос на максимально упрощенную картину мира.

И за предложением дело не стало. Но если человек советский в 2004 г. просил: «Надуйте нас, пожалуйста». «Нарисуйте нам хорошую картинку, и мы обрадуемся»3, то сегодня он желает быть напуганным. Страх возвращает его в привычное черно-белое состояние войны, в котором проблема личного выбора сведена к минимуму.

Как тут не вспомнить объяснение своего поступка (дал в морду негодяю) героем Анатолия Папанова в культовом советском фильме «Белорусский вокзал»: «Я вдруг почувствовал себя, как на фронте. Все ясно: вот враг, рядом свои, и наше дело правое».

Ощущение правоты нашего дела девальвировало представления белорусов об альтер-

3 Юрий Левада. Человек советский... URL: http://polit.ru/ article/2004/04/15/levada/.

нативных путях развития в условиях экономического кризиса. А с тем, что белорусская экономика находится в кризисе, в марте 2015 г. было согласно 67% (52% в декабре 2014 г.). 57% при этом высказалось за изменение нынешнего положения, в то время как за его сохранение — только 33%. Но количество желающих интегрироваться с Европейским союзом, что на практике означало бы смену нынешнего курса на альтернативный, не увеличилось, а, напротив, уменьшилось (табл. 6).

Скачок пророссийских интеграционных настроений при одновременном резком снижении желания интегрироваться с Евросоюзом был зафиксирован в марте 2014 г. Причина геополитической рокировки общественного мнения не является тайной. Это «Крым наш!» В июне 2014 г. 62% белорусов оценило присоединение Крыма как восстановление исторической справедливости, в то время как доля негативных оценок (империалистический захват, оккупация) оказалась заметно ниже — 27%. Это соотношение позитивных и негативных оценок за девять последующих месяцев не изменилось.

О цивилизационном масштабе процессов, разворачивающихся на наших глазах, свидетельствует и полная потеря зависимости рейтинга национального лидера от динамики доходов населения. Казалось месяц-другой и экономика возьмет свое. Но прошел декабрь с его обвальной девальвацией рубля, завершилась острая фаза военного противостояния на востоке Украины, население привело в соответствие с реальностью оценки своего текущего экономического положения, а рейтинг продолжает «висеть» на уровне исторических максимумов. Складывается впечатление, что спровоцированная пропагандой патриотическая эйфория зажила собственной жизнью.

Порция оптимизма от Юрия Левады

Прогноз — дело неблагодарное. Пальцем в небо попадают и классики. «Возможно, самая важная роль России в следующей главе исто-

рии человечества, — писал за несколько десятилетий до распада СССР Тойнби, — будет заключаться в том, чтобы служить посредником в модернизации незападных народов, менее продвинутых на пути модернизации, чем сама Россия»1.

Отчет Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2013 г.2 позволяет оценить современный потенциал кандидата в модернизационные посредники. Обратимся к статистике международных заявок по процедуре РСТ (договор о патентной кооперации). Их общее количество — 205 тыс. В лидерах, как несложно догадаться, США — 57,2 тыс. (27,9% от общего количества заявок). Далее следуют Япония и Китай: 43,9 тыс. (21,4%) и 21,5 тыс. (10,5%!) соответственно.

А как на этом фоне смотрится кандидат в посредники? Для ответа на этот вопрос переведем свой взгляд в середину таблицы: Россия — 1 087 (0,5%), т.е. в 20 раз меньше Китая, который во времена Тойнби, вне всякого сомнения, относился к группе стран «менее продвинутых на пути модернизации, чем сама Россия». Такова динамика, и она не в пользу встающей с колен державы.

Генезис цивилизаций допускает два варианта завершения цивилизационного цикла. Во-первых, исчерпавшая свой культурный ресурс цивилизация может послужить основой для цивилизации следующего порядка. Так на обломках античной цивилизации возникли две христианские и исламская цивилизация. Однако для российской цивилизации ни один из известных мне специалистов такой перспективы не рассматривает.

Во-вторых, возможна смена цивилизацион-ной идентичности, что и происходит сегодня с основной православной цивилизацией. Но это очень тяжелый процесс. Для того чтобы его прочувствовать, достаточно сравнить результаты постсоветской трансформации в католической Польше и в православной Болгарии. «Большая разница между такими странами,

Таблица 6

ЕСЛИ БЫ ПРИШЛОСЬ ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ ОБЪЕДИНЕНИЕМ С РОССИЕЙ И ВСТУПЛЕНИЕМ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЧТО БЫ ВЫ ВЫБРАЛИ? (в процентах от числа опрошенных)

Дек. 2013 Март 2014 Сент. 2014 Дек. 2014 Март 2015

Объединение с РФ 37 52 47 45 47

Вступление в ЕC 45 33 32 34 31

ЗО/НО 18 15 21 21 22

1 Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., Айрис Пресс, 2002. С. 228.

2 URL: http://www.wipo.int/ipstats/ru/

как Болгария и Польша. — Отмечает болгарский политический аналитик Иван Крастев, — В Польше есть ощущение коллективного успеха. Даже, если люди несчастливы из-за того, как жизнь сложилась для них самих, они думают, что за последние двадцать пять лет Польша вернулась в Историю. У болгар такого ощущения нет. И в результате их уважение к политическому классу очень и очень низкое. Я думаю, что у людей довольно легитимные причины так себя чувствовать»1.

Еще Петр Чаадаев отмечал, что единственное историческое предназначение России заключается в хождении по замкнутому кругу. В логике Тойнби это означает, что вызов, оставшийся без ответа, возникает вновь и вновь. И этот вызов формировала западная культура, выработавшая способность к динамичному саморазвитию.

Несмотря на четыре столетия догоняющей модернизации в режим саморазвития российская культура так и не вошла. Под давлением извне она (культура) допускала формирование отдельных лакун, в которых автономные личности получали право на существование. Примером такой лакуны является Парк высоких технологий (ПВТ), обеспечивающий Беларуси одно из лидирующих мест в мире по производству программного обеспечения на душу населения. При численности сотрудников в 3 раза меньше, чем в Академии наук парк в 10 раз превосходит ее по объему выручки, не получая при этом денег из бюджета. 88% продукции идет на экспорт: 45% в страны Европы, 40% в США и Канаду2. Но внутри Беларуси и в России спрос на продукцию парка минимален.

Автономные личности — диссиденты в антиличностной культурной среде. Их численный рост может привести как к формированию альтернативной культурной системы, так и к противоположному результату — активизации механизма социального нивелирования и вы-

давливания всего культурно чуждого. Что сегодня и наблюдается. По данным Росстата, за первые восемь месяцев 2014 г. Россию покинуло 203,6 тыс. человек, при том, что за весь 2013 г. уехавших было 186,4 тыс. Количество эмигрантов 2014 г. наверняка побьет рекорд 1999 года — тогда страну, по официальным данным, покинуло около 215 тыс. человек. Эксперты в области эмиграционной политики отмечают, что среди отъезжающих преобладают научные сотрудники и предприниматели3.

Кризисы цивилизационной идентичности ощущаются представителями самой цивилизации как смута. В истории российских циклов смута выступала в качестве культурного механизма, обеспечивающего инверсионные переходы на новые уровни развития, но в пределах неизменных базовых культурных характеристик.

Не исключено, что главная особенность современного этапа заключается в том, что очередная смута (вероятность ее наступления чрезвычайно велика) не выведет российскую цивилизацию на новый уровень развития. Ее историческое время закончилось еще в конце XX в., но было пролонгировано за счет высоких цен на углеводородное сырье. «Это не значит, — подчеркивает Яковенко, — что на ее месте возникнет голое пространство. Это значит, что та традиционная целостность, которая скрипела, воевала, конкурировала с соседями, дальше существовать как системное целое не может. Она вступила в фазу переформатирования. Какие формы будет принимать этот процесс, я не знаю»4.

О том, что и классики могут попасть пальцем в небо, говорилось выше. Поэтому читателям, неравнодушным к судьбе российской цивилизации я рекомендую воспользоваться советом Юрия Левалы: «Утешает только одна мысль, что надо научиться жить долго. И тогда можно много чего увидеть»5.

1 Иван Крастев. О политике протеста в эпоху глобализации: уход, шум и нелояльность // www.polit.ru. 2015. 6 мая. URL: http://polit.ru/ article/2015/05/06/krastev/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 URL: http://www.park.by/?lng=ru

3 Росстат зафиксировал рекордную волну эмиграции // http://m.tvrain. ru: незав. информ. телеканал. 2014. 1 нояб. URL: http://m.tvrain.ru/news/ rosstat_zafiksiroval_rekordnuju_volnu_emigratsii-377500/.

4 Игорь Яковенко. Культура имеет значение: факты, оценки, прогнозы // www.liberal.ru : инф.-аналит.сайт фонда «Либеральная миссия», дискуссия. 2015. 08 апр. URL: http://www.liberal.ru/articles/6747.

5 Юрий Левада. Человек советский... URL: http://polit.ru/ article/2004/04/15/levada/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.