Научная статья на тему 'Цивилизационная роль России на Северном Кавказе (на примере российско-чеченских отношений)'

Цивилизационная роль России на Северном Кавказе (на примере российско-чеченских отношений) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
748
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / ЧЕЧЕНЦЫ / CHECHENS / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ИСТОРИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / THE HISTORY OF THE NORTH CAUCASUS / ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / TEREK COSSACKS / РЕФОРМЫ / REFORMS / КОНФЛИКТЫ / CONFLICTS / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гапуров Шахрудин Айдиевич, Бугаев Абдула Махмудович, Магомаев Ваха Хасаханович, Черноус Виктор Владимирович

В статье на примере истории русско-чеченских взаимоотношений охарактеризована цивилизационная роль России на Северном Кавказе. Показаны основные этапы, их содержание, достижения и противоречия в постепенном становлении цивилизационного единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гапуров Шахрудин Айдиевич, Бугаев Абдула Махмудович, Магомаев Ваха Хасаханович, Черноус Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационная роль России на Северном Кавказе (на примере российско-чеченских отношений)»

НАУКА. ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА

УДК 94(47)

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РОЛЬ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (на примере российско-чеченских отношений)

Ш.А. Гапуров, А.М. Бугаев, В.Х. Магомаев, В.В. Черноус

DOI 10.18522/2072-0181-2016-86-2-5-13

«Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И мы будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно - не дождетесь».

Президент России В.В. Путин

Формирование многонационального государства (всегда связанное с геополитическими и стратегическими факторами), как правило, процесс не сиюминутный, сложный и противоречивый. Одни народы такую форму государственного единства выбирали добровольно, на основе договоров и соглашений, другие покорялись в результате силового принуждения. Имеется также исторический опыт успешного сочетания методов - дипломатических и принудительных. В качестве аргумента может

Гапуров Шахрудин Айдиевич - доктор исторических наук, профессор, президент Академии наук Чеченской Республики, 364024, г. Грозный, пр. М. Эсамбаева, 13, e-mail: academy_chr@mail.ru, т. 8(8712)222676;

Бугаев Абдула Махмудович - кандидат исторических наук, комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН. 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское ш., 21 а, e-mail: yasma@bk.ru, т. 8(8712)222628;

Магомаев Ваха Хасаханович - доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории народов Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, 364024, г. Грозный, пр. М. Эсамбаева, 13, e-mail: academy_chr@mail.ru, т. 8(8712)222676;

Черноус Виктор Владимирович - кандидат политических наук, профессор Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, старший научный сотрудник Черноморско-Каспийского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: kavkazdon@mail.ru, т. 8(863)2643466.

служить, на наш взгляд, опыт присоединения к России северокавказских народов, в том числе и чеченского. Но всегда эти процессы сопровождались различного рода противоречиями между народами, входившими и входящими и сегодня в многонациональные государства. Об этом свидетельствует опыт Индии, Китая, Бельгии, Канады и т.д. Исключением не стала и Российская Федерация.

С начала нулевых годов мы наблюдали обострение межнациональных отношений в России. Появилась и росла ксенофобия,

Shakhrudin Gapurov - Chechen Academy of Sciences, 13, Esembaev Avenue, Grozny, Chechen Republic, 364024, e-mail: academy_chr@mail.ru, tel. +7(8712)222676;

Abdula Bugaev - Interdisciplinary Research Institute named by H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, 21 a Staropromyslovskoye Highway, Grozny, Chechen Republic, e-mail: yasma@bk.ru, tel. +7(8712)222628;

Waha Magomayev - Chechen Academy of Sciences, 13, Esembaev Avenue, Grozny, Chechen Republic, e-mail: academy_chr@mail.ru, tel. +7(8712)222676;

Viktor Chernous - Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: kavkazdon@mail.ru, tel. +7(863)2643466.

особенно кавказофобия, русофобия и исламо-фобия. Бесспорно, эти негативные проявления мотивированы определенными причинами, как объективными, так и субъективными. Свою роль также играют трагические события, происшедшие на Северном Кавказе на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Серьезным сигналом для всего российского общества явились и массовые беспорядки, спровоцированные на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 г., что потребовало разработки "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025".

Цель статьи - показать динамику ци-вилизационного взаимодействия на Кавказе и роль России в истории чеченского народа.

Президент России В.В. Путин в своей статье "Россия. Национальный вопрос", впервые опубликованной в "Независимой газете" 23 января 2012 г., подчеркивал: "Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Однако если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. И мы должны понимать, какие далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры" [1, с. 124-152].

В процесс нормализации, оздоровления межнациональных отношений на Северном Кавказе и в целом в России, большой вклад призваны внести ученые-гуманитарии, особенно - историки. Практически все народы вполне закономерно трепетно относятся к своему историческому прошлому и к исторической памяти. Мы полагаем, что в исторических исследованиях, безусловно, необходимо придерживаться политкорректности, отказаться от формулировок, оскорбляющих национальное достоинство любого народа. К примеру, в последнее время стало появляться много публикаций, в которых наблюдаются две крайности: 1) вплоть до начала ХХ в. все горцы Северного Кавказа жили в состоянии дикости, племенного строя и противостояния; 2) Россия завоевывала Кавказ крайне жестокими методами и ничего положительного народам региона не принесла. Обе точки зрения неверны и крайне опасны политически и идеологически. И таких противоположных точек зрения немало в освещении истории россий-

ско-кавказских взаимоотношений. В.В. Путин отмечает: «В нашей стране, где у многих еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и "раздергано" на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях - от школьных пособий до исторической документалистики - формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же, как и потомок красного комиссара или белого офицера, видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником одной для всех - противоречивой, трагической, но великой истории России» [1, с. 128].

А ведь в истории российско-северокавказских взаимоотношений немало примеров дружеского, добрососедского характера: отношения казаков и горцев в ХУ1 - ХУ11 вв., участие горцев во внешних войнах России, когда они вместе с русскими защищали свою общую родину. Но самая главная и самая важная тема в этом плане - это огромная помощь русского народа в создании на Северном Кавказе очагов промышленности, образования и культуры. Таким образом, есть достаточно аргументов, позволяющих говорить о цивилизационной роли России на Кавказе [2, с. 37]. Это относится и к Х1Х, и к ХХ векам. При этом очень важно не сводить освещение темы к простой патетике, как очень часто происходит. Наряду с тем, что имело положительное значение, следует не забывать и о том, что давало последствия негативного характера. И в том и в другом случае необходимо, руководствуясь принципом историзма этики научной деятельности, объективно анализировать исторические факты, при этом не забывая, что процесс формирования российско-государственного единства имел множество граней. Эти проблемы стояли в центре внимания работы первых трех форумов историков-кавказоведов в 2013 - 2015 гг. [3-5].

Русско-чеченские отношения зародились много веков назад, в раннем Средневековье, и прошли долгий и сложный путь развития. И этот путь далеко не всегда был прямолинейным; тут были и серьезные конфликты (Кавказская война, депортация 1944 г., кризис 90-х годов ХХ в.), но была и огромная помощь России в становлении образования, науки, культуры и экономики Чечни. И, са-

мое главное, была четкая тенденция, которой чеченцы следовали на протяжении веков -стремление к союзу, миру и добрососедским отношениям с Россией и русским народом, взаимной интеграции.

Северный Кавказ, эта плодородная, богатая и благодатная земля, земной рай, с древнейших времен был объектом борьбы между разными государствами: Арабский халифат, монголы, Тамерлан, а после - Иран и Османская империя пытались завоевать, подчинить кавказскую землю, и горцам постоянно приходилось с оружием в руках отстаивать свою свободу и свой образ жизни. И уже с раннего Средневековья горцы пытались опереться в этой борьбе на помощь могучего северного соседа - Русь - Россию. Немаловажную роль тут играли и вопросы торгово-экономического характера: горцы нуждались в российских товарах, и прежде всего - в металлах и текстильных товарах.

Исторический опыт мирного сосуществования и сотрудничества чеченцев и русских уходит своими корнями в VI - VII века нашей эры. Исторические исследования свидетельствуют, что восточные славяне стали заселять пространства между Волгой, Доном и Кавказскими горами именно с этого времени. И тогда же начинаются торговые и союзнические контакты между русскими и чеченцами.

Русско-чеченские связи поддерживались и через Хазарский каганат, в пределах которого проживала часть русских и чеченцев. Чеченцы вместе с народами Дагестана, Алании и Хазарского каганата вместе боролись с нашествием халифата на Северный Кавказ. Совпадение интересов кавказцев и славян подготовило почву для их тесного знакомства. А с выходом границ Русского государства на берега Черного и Азовского морей (после удачных походов киевского князя Святослава), активизацией торговли между Киевской Русью и Кавказом возрастают пока еще опосредованные русско-вайнахские связи [6, с. 202-203].

Новый этап в развитии российско-чеченских отношений начинается с конца ХVI в.

Активные действия российских властей, исходивших из своих национальных интересов по установлению связей с северокавказскими территориями, начались в царствование Ивана Грозного, в середине ХVI вв. В 1560-1570-е годы, закрепляя свое присутствие в этом регионе, царские вла-

сти построили по Тереку и в устье Сунжи несколько военных укреплений. Это сразу же вызвало недовольство Османской империи и Ирана, которые в тот период активно боролись за Северный Кавказ. Кавказская горская цивилизация, частью которой являлись чеченские этносоциумы, оказались в центре контактной зоны, субъектом противоречивого взаимодействия с двухвекторной исламской и русской цивилизациями.

Царское правительство всегда отводило Чечне важную роль в своей восточной политике. Установление политических отношений с чеченцами в ХVI - ХVIII вв. было связано для российского правительства с общими вопросами политики на Кавказе и шире -на Востоке в целом. Именно этим и объясняются упоминания чеченцев в дипломатических документах большого значения: о сношениях с Англией, Польшей, Ираном. Установление оживленных связей со странами Закавказья, и в особенности с Грузией в последней трети ХVI и во второй половине ХVII в. ставили перед российским правительством и грузино-армянскими царями вопрос о наиболее удобных путях сношений. Наиболее важнейшие из них проходили по территории Чечни, и их безопасность зависела от отношений России с чеченскими обществами. Кроме того, в ХVI - ХVII вв. Россия еще не успела стать сильной военной державой. К тому же ее регулярная армия почти постоянно была занята в решении внешнеполитических задач на западных и северных границах. Поэтому Россия в ХVI - ХVII вв., в отличие от Ирана и Турции, не имела возможности направлять на Северный Кавказ крупные вооруженные силы для укрепления здесь своего влияния. Но у России в этом регионе было одно преимущество перед Турцией и Ираном - наличие здесь терско-гребенского казачества и стремление целого ряда горских владельцев и старшин вступить в союз с Россией и добиться ее покровительства. Россия в тот период, в силу своей военной слабости, была заинтересована в военно-политическом союзе с этими силами и использовании их в борьбе со своими противниками. В свою очередь, горские общества, постоянно подвергавшиеся разорительным нашествиям крымских татар, турок и иранцев в ХVI-ХVII вв., надеялись на военно-политическую помощь России в борьбе за свою независимость и на выгодный торгово-экономический обмен [7].

Взаимная заинтересованность чеченских обществ и царских властей в мирных политических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза в 1588 г. 420-летие установления добрососедских отношений между чеченцами и Россией было широко отмечено в Чеченской Республике в 2008 г. В своей поздравительной телеграмме в октябре 2008 г. Президенту Чеченской Республики Р.А. Кадырову Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отмечал: "В эти дни в Чеченской республике идут знаменательные празднования. Они восходят к событиям 420-летней давности. 1588 год стал не только началом активных политических и торговых контактов чеченского и русского народов. Тогда впервые были открыты друг для друга национальные культуры, традиции и обычаи, возникли чувства взаимного уважения и интереса" [8].

Заметную роль в укреплении российского влияния на Северном Кавказе, взаимного влиянии русской и чеченской культур сыграло терско-гребенское казачество.

В ХУ1-ХУ11 вв. на Тереке появляются русские люди, которые в поисках свободы бежали на Кавказ от крепостного рабства. Местное, чеченское, население отнеслось к ним с истинно кавказским дружелюбием. Только благодаря помощи и добрососедскому отношению со стороны чеченцев русские люди -казаки - смогли утвердиться по Тереку. Это подчеркивают практически все историки казачества. Л.Н. Толстой в середине Х1Х в., в разгар Кавказской войны, писал: "Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами". "Очень давно предки их (казаков - авт.) бежали из России и поселились за Тереком, между чеченцами. Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев. Казак менее ненавидит джигита горца, чем солдата... Он уважает... горца больше, чем солдата. Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается от горца". Устами своего героя деда Ероп-ки в повести "Казаки" Лев Николаевич подчеркивает: "Вся наша родня чеченская - у кого бабка, у кого тетка чеченка была" [9, с. 87].

Настоящей трагедией для терско-гребен-ского казачества стало то, что по воле царского правительства оно оказалось вовлеченным в борьбу с восстаниями горцев в конце XVIII - XIX вв. Однако даже в эти суровые

годы куначеские связи между казаками и чеченцами не прерывались.

В ХVI - первой половине ХVIII в. Россия укрепляла свои позиции на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, действуя преимущественно политическими и экономическими методами. Однако с последней трети ХVIII в., когда большинство народов перешло в подданство Российской империи, что было признано в ряде международных договоров, царизм все более активно начинает переходить к прямому подчинению чеченцев своей администрации. Административно-военный переход, по образному выражению Н.Н. Великой и Е.В. Великой "от жизни рядом с Российским государством к жизни внутри него" [10, с. 22], привел к общерегиональному кризису, так как потребовал и от горцев и от кавказской российской администрации новой системы взаимоотношений, к которой обе стороны оказались не готовы, как по объективным, так и по субъективным причинам [11, с. 80-81]. При этом захватываются горские земли, на которых строятся военные укрепления и казачьи станицы. Естественно, все это встречает вооруженное сопротивление со стороны горцев. С 1818 г., со строительства крепости Грозной, начинается получившая в литературе название "Кавказская война", самая трагическая страница в российско-кавказских отношениях [12].

Вместе с тем следует подчеркнуть, что совершенно не соответствует исторической действительности созданный в последние два десятилетия некоторыми российскими авторами образ чеченца, "постоянного врага" России. На рубеже ХVI - ХVII вв., когда российские власти действовали на Северном Кавказе политико-дипломатическими и экономическими методами и средствами, у России не было на Кавказе более последовательного и преданного военно-политического союзника, чем чеченцы. И даже во время "Кавказской войны" чеченцы не раз (в 1818, 1822 и 1856 гг.) пытались путем переговоров решить проблемы российско-чеченских взаимоотношений. В постепенном прекращении чеченцами вооруженного сопротивления царским войскам с 1856 г. далеко не последнюю роль сыграла "Прокламация" кавказского наместника А.И. Барятинского, обещавшего горцам неприкосновенность их земли, обычаев и религии [13].

С окончанием военных действий завершился длительный и сложный процесс

присоединения Чечни к России. Появилась возможность для постепенного включения региона в хозяйственно-экономическую, культурную и административную систему России. И в этом плане в последней трети Х!Х - начале ХХ в. было действительно сделано много. Это было время, когда в самой России шли широкие реформы, которые были распространены и на Чечню. Здесь были проведены административная, экономическая, аграрная реформы. И, самое главное, в конце Х!Х в. в Чечне создаются очаги промышленности: начинается добыча нефти, строится железная дорога, которая связала Чечню с Северным Кавказом и со всей Россией. На территорию Чечни в конце Х!Х в. в нарастающем темпе проникает промышленный и торговый капитал. Город Грозный (он получил этот статус в январе 1870 г.) становится крупным промышленным и торговым центром не только Чечни, но и всего Северного Кавказа [14].

На нефтяных промыслах, железной дороге стали работать отходники из чеченских сел. Уже к началу ХХ в. они составили 22 % от общего числа нефтерабочих. Чеченцы, уезжая из своих сел в промышленные города Северного Кавказа, изучали русский язык, некоторые - знакомились с русской культурой, повышалась их гражданственность, менялось мировоззрение. Горцы приобщались к динамичной капиталистической действительности, укреплялись их связи с русским и другими народами. Все это порождало очень серьезные изменения в чеченском обществе в целом: в психологии, в социальной структуре, в социальных отношениях. Внутри чеченского общества происходила в буквальном смысле социальная революция.

В последней трети Х!Х в. в Чечне и в других частях региона появились первые светские школы, библиотеки. Русский ученый П.К. Услар совместно с чеченцем Кеди До-совым создали чеченскую грамматику. Уже к концу Х!Х в. появились чеченские учителя, закончившие Владикавказское и Грозненское училища. Именно они составили костяк будущей светской чеченской интеллигенции.

Российский капитализм, втягивая различные отрасли хозяйства Чечни в товарное производство, подчиняя их нуждам капиталистического рынка, способствовал превращению региона в неразрывную часть целого народнохозяйственного организма Российской империи. Это влияние стало усиливаться

с последней четверти Х!Х в. и особенно наглядно проявилось в начале ХХ столетия. Огромные последствия для региона имела коренная перестройка транспортных путей, позволившая организовать вывоз с Северного Кавказа местной продукции и осуществить качественный товарооборот между отдаленными районами империи и другими странами. В пореформенный период интенсивно шло строительство железнодорожных магистралей, грунтовых, шоссейных дорог, мостов и т.д. Грозненская нефть, вывозившаяся по железной дороге, была одним из самых перспективных источников доходов. Ее добыча в значительной степени способствовала росту экономического благосостояния не только Кавказа, но и всей страны в целом.

О том, что чеченцы с конца Х!Х в. относились к России как к своей большой Родине, говорят факты их участия во внешних войнах России вместе с другими народами империи: в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в Русско-японской войне начала ХХ в., в Первой мировой войне.

В 1917 г. в России произошла Октябрьская революция. Чеченцы, поверив в обещания большевиков вернуть им отнятые при царе земли, в то, что будут созданы все условия для их национального развития, поддержали революцию. Большая часть этих обещаний не была выполнена никогда, как, впрочем, и по всей России. Но, в то же время, нельзя, во имя исторической справедливости, не отметить и то, что в советскую эпоху был достигнут высокий уровень развития культуры, науки, образования и экономики Чеченской (Чечено-Ингушской) Республики. В 20-30-е годы ХХ в. была создана система современного школьного, средне-специального и высшего образования. К концу 1930-х годов школы имелись в каждом населенном пункте, были достигнуты небывалые успехи в ликвидации всеобщей неграмотности. Создавались условия для развития чеченского языка: массовым тиражом издавались учебники, преподавание в младших классах велось на родном языке. В 1938 г. на родном языке было издано около 40 учебников. К 1940 г. в республике имелось 378 общеобразовательных школ. К концу 30-х годов ХХ в. в республике функционировали 14 средне-специальных учебных заведений, два вуза - нефтяной и педагогический. Большое количество молодых чеченцев направлялось по целевому набору на обучение в вузы

и другие учебные заведения Советского Союза. В саму республику направлялись в большом количестве специалисты из различных регионов СССР, в том числе, русские, украинцы, евреи, грузины, дагестанцы, армяне и др., которые помогали республике в подготовке национальных кадров, в развитии и укреплении республиканской системы образования, культуры, здравоохранения. Именно с их помощью создавались научно-исследовательские учреждения, чеченский театр, библиотеки, органы печати, музей и т. д. В 1935 г. в Москве на русском языке был издан сборник "Поэты Советской Чечено-Ингушетии" [15].

Все эти и другие примеры наглядно показывают особый характер русской государственности, о котором в свое время писал Иван Ильин: "Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство". Комментируя данное высказывание Ивана Ильина, Президент России В.В. Путин пишет: "Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации -русский народ, русская культура" [1, с. 136].

В 1920-1930-е гг. настоящий прорыв происходит в промышленном строительстве республики: возникают современные нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая и машиностроительная отрасли.

Однако в годы социалистической модернизации были подвергнуты несправедливым репрессиям представители национальной интеллигенции, инженерно-технических кадров и партийно-советских работников. А в 1944 г. сталинский режим подверг необоснованной депортации весь чеченский народ, несмотря на то, что его представители героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, совершали трудовые подвиги в тылу [16].

Вклад республики в разгром германского фашизма отмечен присвоением г. Грозному высокого звания "Город воинской славы".

9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР" и с этого же года чеченцы стали возвращаться на свою историческую родину [17].

Процесс восстановления автономии Чечено-Ингушетии, несмотря на серьезные труд-

ности, в том числе и создаваемые местными партийными функционерами, был завершен успешно благодаря бескорыстной помощи народов СССР.

В 1960-1980-е годы развитие Чечено-Ингушской АССР шло довольно противоречиво. С одной стороны, быстрыми темпами развивался промышленный сектор: нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная отрасли. Была создана мощная перерабатывающая промышленность в сельскохозяйственной отрасли. Но в то же время партийными органами республики под предлогом борьбы с национализмом создавались серьезные препятствия для поступательного развития национальной культуры, исследования национальной истории. К концу 1980-х годов по количеству лиц, имеющих высшее образование и ученую степень, чеченцы отставали от всех народов Северного Кавказа. Вплоть до середины 1980-х годов, т.е. до начала перестройки, в Чечено-Ингушетии не функционировала ни одна мечеть. Все это порождало естественное недовольство у коренного населения. И, тем не менее, вплоть до начала 1990-х годов Чечено-Ингушская республика оставалась самым спокойным и стабильным регионом Советского Союза.

В 1991 г. в результате недальновидной политики союзного центра, действий деструктивных сил произошел распад Советского Союза. Определенные политические силы в Москве при поддержке и подстрекательстве зарубежных антироссийских кругов взяли курс на развал и Российской Федерации. В этих целях в качестве плацдарма была использована многонациональная Чечено-Ингушская Республика, где общественно-политическая ситуация в результате активизации экстремистских сил в начале 90-х гг. достигла крайней остроты [18]. Так, Чечня в 1990-е годы оказалась вовлеченной в трагические, кровавые события, целью которых, повторяем, был развал России как единого государства. Чеченский народ ни в коей мере не был виновен в этих событиях. Напротив, претензии по поводу так называемых "чеченских событий" конца ХХ в. нужно предъявлять тогдашнему руководству Кремля. За то, что они оставили чеченский народ один на один с международными террористами, за то, что они в тот период не защитили Чеченскую Республику как часть России от этих террористов. Это очень четко и не раз подчеркивал

Президент России В.В. Путин. Более того, в 1994 г. чеченский кризис можно было разрешить путем мирных переговоров. Чеченская сторона была к этому готова. Но Ельцин и его окружение не захотели мирного разрешения чеченской проблемы. Им понадобилась "небольшая победоносная война".

В то же время события 1990-х годов достаточно убедительно показали, что Россия и Чеченская Республика в ее составе прочно связаны неразрывными многовековыми политическими, экономическими и культурными узами.

Военные кампании 1994-1996, 19992000-х годов тяжелым катком прошлись по Чеченской Республике. Были уничтожены города и населенные пункты, вся социальная инфраструктура. Даже в начале 2000 года продолжались военные действия. В этих сложнейших условиях Президент России В.В. Путин назначил Главой Администрации Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова. Благодаря его политике, всемерно поддержанной федеральным центром, удалось остановить войну в Чечне, консолидировать чеченский народ, начать восстановление разрушенной республики. После безвременной гибели 9 мая 2004 г. его курс, его политику продолжил сын Р.А. Кадыров. За короткий срок были восстановлены разрушенные города и села, экономика и социальная сфера Чеченской Республики. Решающую роль сыграла помощь и поддержка федерального центра.

К сожалению, нерешенной остается до сих пор проблема возвращения в Чеченскую Республику русского населения. В Чечне есть отчетливое понимание важности этой задачи. И не только на официальном уровне, но и на широком общественном. Поэтому важно найти оптимальный механизм ее решения, что является общей задачей ученых, государства, общества и бизнеса [19, с. 194].

Ю.А. Жданов назвал Кавказ "солнечным сплетением Евразии". "Проблемы Северного Кавказа, с какой стороны не подойди, имеют значение не только региональное, но и глобальное" [20, с. 208]. Эти слова принадлежат академику Ю. А. Полякову - выдающемуся ученому-историку, преданному сыну России, истинному другу народов Кавказа. При этом он отмечал: "Общеисторическое значение Кавказа в том, что здесь было место встреч цивилизаций, место синтеза, взаимообогащения цивилизаций.

... Кавказ всегда находился на одной из главных магистралей истории и здесь сталкивались, сливались, переплетались потоки с Юга и Севера, Запада и Востока" [20].

Говоря конкретно о Северном Кавказе, Ю.А. Поляков писал: "История Северного Кавказа в концентрированном виде отразила сложность, противоречивость, трагические изломы мировой истории

Тысячелетие за тысячелетием, столетие за столетием здесь встречались народы, сражались, дружили, учились друг у друга, вместе отражали нападения пришельцев из далеких краев". И далее продолжил: "Вся мировая история полна драматических событий. Северный Кавказ в первых рядах регионов по насыщенности истории драматизмом" [20, с. 209].

Объективный анализ роли России в исторических судьбах чеченцев и других народов Кавказа выбивает почву из под ног русофобской традиции западной историографии и западной социальной мысли [21, с. 74].

Таким образом, русско-чеченские отношения насчитывают 15 веков. За этот период они прошли путь от первых контактов до высокой степени взаимной интегрированности [22]. В исторической судьбе русско-кавказских отношений было непонимание, конфликты, трагедии, но их суть определялась даже в самые сложные периоды добрососедством, взаимовлиянием в экономике и культуре [23]. Чеченцы, сохраняя свою идентичность, стали частью российской цивилизации и русского мира, российской политической нации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Слова, меняющие мир. Ключевые цитаты Владимира Путина. М.: Проексеть РФ, 2015. 386 с.

2. Патракова В.Ф., Черноус В.В. История человечества и русская цивилизация. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995. 90 с.

3. Материалы Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 14-15 октября 2013 г.). Ростов н/Д.: "Фонд науки и образования". 2013. 244 с.

4. Материалы II Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 15-16 октября 2014 г.). Ростов н/Д.: "Фонд науки и образования". 2014. 214 с.

5. Материалы III Международного форума историков-кавказоведов "Русско -кавказские отношения от первых контактов до современного единства"

(г. Ростов-на-Дону, 17 ноября 2015 г.). Ростов н/Д.: "Фонд науки и образования". 2015. 274 с.

6. Багаев М.Х. У истоков русско-чеченских добрососедских отношений// Чеченцы в сообществе народов России: В 2 т. Т. 1. Назрань: Пилигрим, 2008. 412 с.

7. Чеченцы в сообществе народов России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 420-летию установления добрососедских отношений между народами России и Чечни (г. Грозный, 18-20 декабря 2008 г.): В 2 т. Назрань: Пилигрим, 2008. 412 с. + 422 с.

8. Вести республики. 16 октября 2008 г.

9. Толстой Л.Н. на Кавказе в записях современников // Труды ЧИНИИЯЛ. Т. 3. Грозный, 1961. 116 с.

10. Великая Е.В., Великая Н.Н. Мирные формы интеграции Северо-Восточного Кавказа в состав Российской империи (1801 - 1859) / Под ред. С.А. Го -ловановой, Армавир: РИО АГПУ 2015. 252 с.

11. Гапуров Ш.А., Акаев В.Х., Черноус В.В. Кавказская политика России в начале XIX в.: император и наместники // Научная мысль Кавказа. 2015. № 2. С. 79-82.

12. Гапуров Ш.А., Бугаев А.М., Черноус В.В. К 150-летию окончания Кавказской войны: о хронологии, причинах и содержании // Научная мысль Кавказа. 2014. № 4. С. 90-100.

13. См.: Гапуров Ш. А. Социально-политическое развитие Северного Кавказа в начале XIX в. / Под ред. С.С. Магамадова. Грозный: АО Изда-тельско-полиграфический комплекс "Грозненский рабочий", 2015. 480 с. С. 476.

14. См.: Хасбулатов А. И. Установление российской администрации в Чечне (II пол. XIX - нач. XX в.). М.: РУСЬ, 2001. 240 с.

15. См.: Эльбуздукаева Т. У. Чечня и Ингушетия в 20-30 годы ХХ века: опыт модернизации. М.: Парнас, 2011. 464 с.; Она же. Культура Чечни: ХХ век. Грозный: Изд-во АН ЧР, 2012. 410 с.

16. См.: Народы Чеченской Республики в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (г. Грозный, 18-19 мая 2010 г.). Грозный: Изд-во АН ЧР, 2010. 634 с.

17. См.: Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1953-1962). Сборник документов и материалов. Т. 1. Нальчик: ООО "Печатный двор", 2013. 496 с.

18. См.: Гакаев Дж. Дж. Очерки политической истории Чечни (ХХ век). В 2 ч. М.: Изд-во ЧКЦ, 1997. 474 с.

19. Крамарова Е.Н. Корпоративная социальная ответственность: проблема взаимодействия бизнеса и государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 189-195.

20. Поляков ЮА. Историческая наука: люди и проблемы: В 3 кн. Кн. 2. М.: РОССПЭН, 2004. 352 с. С. 208.

21. Дегтярев А.К., Черноус В.В. Западная социальная мысль: комплекс культурного расизма и русофобии // Философия права. 2012. № 2. С. 70-75.

22. Акаев В.Х. Кавказско-русское культурное взаимодействие: статика, динамика, синтез // Научная мысль Кавказа. 2015. № 3. С. 82-87.

23. Тхагапсоев Х.Г., Калмыкова А.Р., Черноус В.В. Историографическая методология как источник рисков и конфликтогенный фактор // Научная мысль Кавказа. 2016. № 1. С. 21-27.

REFERENCES

1. Slova, menyayushchie mir. Klyuchevye tsitaty Vladimira Putina [Word of changing the world. Key quotes Vladimir Putin]. Moscow, Proekset' RF, 2015, 386 p.

2.Patrakova V.F., Chernous V.V. The History of Mankind and Russia Civilization. Rostov-on-Don, NCSC HE, 1995. 90 p.

3.Materialy Mezhdunarodnogo foruma istorikov-kavkazovedov [Proceedings of the International Forum in Caucasian-historians] (14-15 October 2013, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, "Fond nauki i ob-razovaniya", 2013, 244 p.

4.Materialy II Mezhdunarodnogo foruma istorikov-kavkazovedov [Proceedings of the II International Forum in Caucasian-historians] (15-16 October 2014, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, "Fond nauki i obra-zovaniya", 2014, 214 p.

5.Materialy III Mezhdunarodnogo foruma istorikov-kavkazovedov "Russko-kavkazskie otnoshenija ot pervyh kontaktov do svoremennogo edinstva" [International Forum-Caucasiologists historians Materials III "Russian-Caucasian relations from the first contact to the modern unity"] (17 November 2015, Rostov Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, "Fond nauki i ob-razovaniya", 2015, 274 p.

6.Bagaev M.H. U istokov russko-chechenskih dobro-sosedskih otnosheniy [At the root of Russian-Chechen neighborly relations]. In: Chechency v soobshhestve narodov Rossii [Chechens in the community of the peoples of Russia]. In 2 vol. Vol. 1. Nazran, Piligrim, 2008, 412 p.

7. Chechency v soobshhestve narodov Rossii. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoy kon-ferencii, posvyyashhennoy 420-letiyu ustanovleniya dobrososedskih otnosheniy mezhdu narodami Rossii i Chechni [Chechens in the community of the peoples of Russia. Proceedings of the scientific-practical conference dedicated to the 420 anniversary of the establishment of good neighborly relations between the peoples of Russia and Chechnya] (Grozny, 18-20 December 2008). Vol. 1-2. Nazran, Piligrim, 2008, 412 p. + 422 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Vesti respubliki [Republic News]. 16 October, 2008.

9.Tolstoy L.N. Trudy ChINIIYaL, 1961, vol. 3, p. 87.

10.Velikaya E.V., Velikaya N.N. Mirnye formy integra-cii Severo-Vostochnogo Kavkaza v sostav Rossiyskoy imperii (1801 - 1859) [Peace forms of integration of the Northeast Caucasus in the Rossiyskoyi mperii (1801 - 1859)]. Ed. by S.A. Golovanova. Armavir, Adyge State Pedag. Univ., 2015, 252 p.

11.Gapurov Sh.A., Akaev V.H., Chernous V.V.

Naucnaâ mysl' Kavkaza, 2015, no. 2, pp. 79-82.

12.Gapurov Sh.A., Bugaev A.M., Chernous V.V. Naucnaâ mysl' Kavkaza, 2014, no. 4(80), pp. 90-100. 13.Sm.: Gapurov Sh. A. Social'no-politicheskoe razvi-tie Severnogo Kavkaza v nachale XIX v. Monografiya [The socio-political development of the North Caucasus at the beginning of the 19th century]. Ed. by S.S. Ma-gamadov. Grozny, AO "Izdatel'sko-poligraficheskiy kompleks "Groznenskiy rabochiy", 2015, 480 p., p. 476.

14.Hasbulatov A.I. Ustanovlenie rossijskoy adminis-tracii v Chechne (II pol. XIX - nach. XX v.) [Establishment of the Russian administration in Chechnya (II half of the 19th - the beginning of the 20th century)]. Moscow, RUS', 2001, 240 p.

15.El'buzdukaeva T.U. Chechnya i Ingushetiya v 2030 gody XX veka: opyt modernizatsii [Chechnya and Ingushetia in the 20-30 years of the 20th century: the experience of modernization]. Moscow, Parnas, 2011, 464 p.; El'buzdukaeva T.U. Kul'tura Chechni: XX vek [Chechen Culture: 20th Century]. Grozny, Academy of Scientific of Chechen Republic, 2012, 410 p.

16.Narody Chechenskoy Respubliki v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 godov: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyashhennoy 65-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 gg. [The people of the Chechen Republic in the Great Patriotic War of

1941-1945: The peoples of the Chechen Republic in the great Patriotic war of 1941-1945: Proc. All-Rus. Sci.-Prac. Conf. dedicated to the 65th Anniversary of Victory in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Grozny, 18-19 May 2010. Grozny, Academy of Scientific of Chechen Republic, 2010, 634 p.

17. Vosstanovlenie Checheno-Ingushskoy ASSR (1953-1962) [Restoration of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic (1953-1962)]. Sbornik dokumentov i materialov. Vol. 1. Nalchik. OOO "Pechatny dvor", 2013, 496 p.

18. Gakaev Dzh. Dzh. Ocherki politicheskoy istorii Chechni (XX vek) [Essays on the political history of Chechnya (the 20th century).]. In 2 ch. Moscow, ChKC, 1997, 474 p.

19.Kramarova E.N. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2012, no. 1, pp. 189-195.

20.Polyakov Ju. A. Istoricheskaya nauka: lyudi i problem [Historical science, people and issues]. In 3 books. Book 2. Moscow, "Rossiyskaya politicheskaya jencik-lopediya" (ROSSPEN), 2004, 352 p., p. 208.

21. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Filosofiya prava, 2012, no. 2(51), pp. 70-75.

22.Akaev V.H. Naucnaä mysl' Kavkaza, 2015, no 3, pp. 82-87.

23. Tkhagapsoev Kh.G., Kalmykova A.R., Chernous V.V. Naucnaä mysl' Kavkaza, 2016, no. 1, pp. 21-27.

4 апреля 2016 г.

УДК 316

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЗАПАДНЫХ И НЕЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЯХ

В.В. Атаян

DOI 10.18522/2072-0181-2016-86-2-13-16

Взаимное влияние одной цивилизации на другую возможно, пожалуй, лишь при наличии общечеловеческого содержания в ценностях. Именно в связи с существованием общезначимых ценностных качеств (содержаний) стала возможна коммуникация в древнейшие времена, возможна она и теперь - в эпоху распространения и все большего укоренения "универсальных" (западных) ценностей.

Попытаемся выявить механизмы функционирования общечеловеческих ценностей. Для реализации поставленной цели решают-

Атаян Владимир Владимирович - кандидат философских наук, ведущий специалист Управления дополнительного и непрерывного образования МГУ им. М.В. Ломоносова, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1, e-mail: vvatayan@mail.ru, т. 8(495)9392256.

ся задачи, направленные на осуществление анализа и описания конкретных видов общечеловеческих ценностей.

Подтверждением существования общечеловеческого содержания в западных и незападных ценностях становится их закрепление в нормах международного права, принимаемых совместно странами, являющимися весьма отличными по экономическим и мировоззренческим основаниями. Так, "Декларация тысячелетия организации объединенных наций" от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН,

Vladimir Atayan - Moscow State University named by M.V. Lomonosov, 1, Leninskie Gory Street, Moscow, 119234, e-mail: vvatayan@mail.ru, tel. +7(495)9392256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.