Научная статья на тему 'ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ РОССИИ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ РОССИИ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Society and Security Insights
ВАК
Ключевые слова
RUSSIA / CIVILIZATION IDEA / GLOBAL SECURITY / USA / LIBERALISM / RISK / RESPONSIBILITY / FREEDOM / РОССИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / США / ЛИБЕРАЛИЗМ / РИСК / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ходаковский Евгений Андреевич

Современные трансформации мирового сообщества приводят к обострению глобальных рисков и снижению значимости западной модели социально-политического развития, идеологическим обоснованием которой является либерализм, по-прежнему играющий важную роль в интеграционных процессах современности. Кризисные тенденции в глобальной экономике и политике обострились в связи с пандемией COVID-19 и обнажили неадекватность сложившихся в последнее время трактовок либерализма объективным требованиям глобальной безопасности. Снижению степени тотальной неопределенности послужит развитие цивилизационной идеи России, основанной на согласовании концептов свободы, ответственности и безопасности в условиях противоречивого взаимодействия внутренних и внешних рисков. Идеологема «Риска, Ответственности и Свободы» может способствовать также разработке новой модели мироустройства и разрешению глобальных проблем безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVILIZATION IDEA OF RUSSIA AS A FACTOR OF GLOBAL SECURITY

Modern transformations of the world community lead to the increasing of the global risks and to the decreasing of the significance of the western model of socio-political development, the ideological basis of which is liberalism, which still plays an important role in the integration processes of our time. The crisis trends in the global economy and politics have worsened in connection with the COVID-19 pandemic and have exposed the inadequacy of the recently developed interpretations of liberalism to the objective requirements of global security. The development of the civilization idea of Russia, based on the coordination of the concepts of freedom, responsibility and security in the conditions of contradictory interaction of internal and external risks, will serve to reduce the degree of total uncertainty. The ideologem of "Risk, Responsibility and Freedom" can also contribute to the development of a new model of the world order and to the resolution of global security problems.

Текст научной работы на тему «ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ РОССИИ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 327

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕЯ РОССИИ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е.А. Ходаковский

http://orcid.org/0000-0003-1204-5129

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия,

e-mail: khodakovsky@bk.ru

DOI:10.14258/ssi(2020)3-02

Современные трансформации мирового сообщества приводят к обострению глобальных рисков и снижению значимости западной модели социально-политического развития, идеологическим обоснованием которой является либерализм, по-прежнему играющий важную роль в интеграционных процессах современности. Кризисные тенденции в глобальной экономике и политике обострились в связи с пандемией CoVID-19 и обнажили неадекватность сложившихся в последнее время трактовок либерализма объективным требованиям глобальной безопасности. Снижению степени тотальной неопределенности послужит развитие цивилизационной идеи россии, основанной на согласовании концептов свободы, ответственности и безопасности в условиях противоречивого взаимодействия внутренних и внешних рисков. идеологема «риска, ответственности и Свободы» может способствовать также разработке новой модели мироустройства и разрешению глобальных проблем безопасности.

Ключевые слова: Россия, цивилизационная идея, глобальная безопасность, США, либерализм, риск, ответственность, свобода

THE CIVILIZATION IDEA OF RUSSIA AS A FACTOR OF

GLOBAL SECURITY

E. A. Khodakovsky

http://orcid.org/0000-0003-1204-5129

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, e-mail: khodakovsky@bk.ru

Modern transformations of the world community lead to the increasing of the global risks and to the decreasing of the significance of the western model of socio-political development, the ideological basis of which is liberalism, which still plays an important role in the integration processes of our time. The crisis trends in the global economy and politics have worsened in connection with the COVID-19 pandemic and have exposed the inadequacy of the recently developed interpretations of liberalism to the objective requirements of global security.

The development of the civilization idea of Russia, based on the coordination of the concepts of freedom, responsibility and security in the conditions of contradictory interaction of internal and external risks, will serve to reduce the degree of total uncertainty. The ideologem of "Risk, Responsibility and Freedom" can also contribute to the development of a new model of the world order and to the resolution of global security problems.

Keywords: Russia, civilization idea, global security, USA, liberalism, risk, responsibility, freedom

Под влиянием ускоряющихся глобальных изменений современный мир становится все менее предсказуемым. Особенностью последних десятилетий является то, что в междоусобной борьбе за власть североамериканские элиты игнорируют интернациональные обязательства и международное право, что не только подвергает все возрастающим рискам мировое сообщество, но и подрывает статус самих США как сверхдержавы (Ходаковский, 2010: 24-25). Сбывается подготовленный еще в 2008 г. прогноз Национального разведывательного совета США: «.. .увеличится риск того, что традиционные западные альянсы ослабеют. Многие страны будет привлекать скорее китайская модель альтернативного развития, чем западные модели политического и экономического развития. Продолжится наблюдаемый ныне беспрецедентный перенос относительного богатства и экономического влияния с Запада на Восток» (Global Trends 2025, 2008: iv).

Снижению привлекательности западной модели социально-политического развития в значительной мере способствовало уменьшение популярности либеральных идей, неадекватность их современных трактовок потребностям даже западных обществ в критических условиях. Назревавший в течение последнего десятилетия кризис либерализма, проявившийся, например, в отказе ведущих западных государств от политики мультикультурализма, обострился в мае-июле 2020 г. в связи с пандемией COVID-19, а также из-за межэтнических противоречий в США. Доведенная до абсурда под предлогом борьбы с расизмом либеральная идея равенства прав представителей меньшинств привела к параличу внутриполитическую систему США.

В современных условиях альтернативой либерализму в идеологическом обосновании разрешения глобальных проблем современности может стать цивили-зационная идея России, развивающаяся в русле тысячелетней традиции мировой значимости (Ходаковский, 2014).

Современная Россия является преемником в развитии идеалов и ценностей цивилизации, формирующейся в ходе противоречивого взаимодействия Запада и Востока. «На Востоке ее воспринимают „полпредом" Запада, на Западе — носителем восточных начал. Эта неусыновленность России ни в одной из цивилизацион-ных ниш делает ее существование рисковым, а историческую судьбу драматичной» (Панарин, 1999: 41).

Рисковый характер эволюции свойствен отечественной цивилизации на протяжении всей ее истории, что отражалось в различных формах выражения цивили-

зационной идеи, одной из которых является концепция «Москва — Третий Рим». В отличие от распространенных в наше время трактовок, эта идеологема в действительности не предрекала появление нового имперского центра, а предупреждала московскую власть о необходимости соответствовать своему предназначению (Хо-даковский, 2010: 28).

«Третий Рим» — это не символ величия, а напоминание о колоссальной исторической ответственности. Россия призвана выполнить то, что не удалось Риму и Византии: воплотить идеал справедливого мироустройства. В истории не будет иной державы («Четвертого Рима»), способной выполнить эту миссию, поэтому, кроме Третьего Рима, эту задачу никому не решить. Таким образом в эпоху Московского царства было выражено взаимоотношение ответственности и риска в осуществлении миссии глобального значения.

Взаимосвязь риска и ответственности не утратила своей значимости и в наше время (наиболее яркими современными примерами ответственного риска являются принятие 18 марта 2014 г. Республики Крым в состав Российской Федерации, а также решение о начале 30 сентября 2015 г. военной операции России в Сирии), но требует переосмысления и выражения в обновленной форме, в том числе применительно к перспективным задачам глобального развития.

Современный этап эволюции России характеризуется уникальным сочетанием экономических, информационно-технологических и культурно-психологических рисков, которые в совокупности создают равновероятностные возможности как интенсивного развития, так и деградации нашей страны. При этом особую роль сыграют региональная сбалансированность внутреннего развития (европейская часть, Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток), а также адекватное реагирование на изменение соотношения сил на мировой арене.

США, увлекшись устранением геополитических и геоэкономических конкурентов, рискуют лишиться своего основного союзника — ЕС и в то же время обеспечили сближение своих главных противников: Китая и России, которые в отдельности остаются уязвимыми для деструктивных воздействий глобального гегемона.

Китай — все усиливающийся экономический конкурент США — по-прежнему уступает американцам в военном потенциале. Спровоцировав региональный конфликт, например между КНР и КР (Тайванем), североамериканские стратеги могли бы без особых сложностей остановить рост влияния Китая на международной арене.

Россия — единственная страна, которая в состоянии уничтожить Соединенные Штаты, — остается уязвимой в финансово-экономической сфере. Но, добившись преимущества в стратегических вооружениях, Российская Федерация в состоянии гарантировать военно-политическими средствами не только собственную безопасность, но и союзников. Таким образом, российско-китайский симбиоз остается неуязвимым для внешних сил. Поэтому усиливаются попытки Запада стимулировать внутренние деструктивные процессы в Китае и России.

Интенсивность деструктивных воздействий на Россию значительно возрастет накануне выборов в Государственную Думу в 2021 году и Президента Российской

Федерации в 2024-м. Современная ситуация усугубляется тем, что в развязанной США против России гибридной войне продолжается целенаправленная дефрагмен-тация российского общества за счет обострения существующих и создания новых противоречий: идейно-политических, этнических, конфессиональных, экономических, культурных. Различные политические силы в качестве дестабилизирующих воздействий попытаются также использовать результаты распространения вируса СОУГО-19. Последующий за пандемией экономический кризис может перерасти (при активной поддержке извне) в кризис политический.

Необходимым условием предотвращения навязываемого сценария социально-политического хаоса является активное противодействие целенаправленным информационным атакам, спекулирующим на последствиях вынужденных ограничений прав и свобод граждан в ходе борьбы с пандемией. Использованию идеи свободы в качестве мотива различных акций неповиновения, раскола, отчуждения от власти следует противопоставить обоснование необходимости консолидации российского общества на основе согласования идей свободы, ответственности и безопасности.

Без ответственности свобода оборачивается произволом. Без приоритета безопасности в критических условиях абсолютизация свободы равнозначна самоубийству. Вне безопасности и ответственности свобода превращается в фикцию. При этом критически важным является нахождение баланса в соотношении свободы, ответственности и безопасности в социальной динамике общества, определяемой множеством изменчивых внутренних и внешних рисков. Поэтому идеи риска, ответственности и свободы в их согласованном единстве окажутся востребованными не только в нашей стране, но и в мировом сообществе в целом.

Цивилизационная идея «Риска, Ответственности и Свободы» может послужить основой разработки новой модели социального развития, что будет способствовать преодолению кризисных тенденций в России, а также решению глобальных проблем безопасности. «Россия — мир особый в географическом и культурном смысле, у нее своя историческая миссия — быть Европо-Азией, Восток-Западом, отнюдь не буфером между ними, а скорее глубоко синтезирующим, примиряющим началом...» (Менделеев, 1992: 95). Объединение народов, исповедующих все мировые религии, в отечественной истории представляет собой ценнейший пример интеграции, которая в будущем может стать основой созидательного единства всего человечества. Таким образом, внутренние проблемы России оказываются тесно связанными с глобальными проблемами безопасности, обостряющимися в условиях нарастания тотальной неопределенности.

В сложившихся условиях решающим для определения будущего российского государства и общества может оказаться результат деятельности незначительных по численному составу социальных групп и даже отдельных личностей: ученых, общественных деятелей, предпринимателей, результаты деятельности которых во взаимодействии обеспечат конструктивное решение разнообразных проблем современности. Создавая будущее в настоящем, мы творим наше настоящее будущее. «И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную

силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею» (Ильин, 2006: 1).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Ильин И.А. О Русской идее. Im Werden Verlag, 2006. URL: https://imwerden.de/pdf/ iljin_o_russkoj_idee.pdf (дата обращения: 29.07.2020).

Менделеев Д.И. К познанию России. Вестник высшей школы, 1992, 4 (9), 87-95.

Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999.

Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.

Ходаковский Е.А. Геоцивилизационные основы единства пространства и времени. Пространство и Время, 2010, No. 2, 22-31.

Ходаковский Е.А. Значение и перспективы Европы и России в системе геоцивилизации. Пространство и Время, 2014, 5.1 (1). URL: 2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.11 (дата обращения: 24.07.2020).

Global Trends 2025: A Transformed World. NIC 2008-003. November 2008. URL: https:// www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Reports%20and%20Pubs/2025_Global_ Trends_Final_Report.pdf (дата обращения: 28.07.2020).

REFERENCES

Il'in, I.A. (2006). O Russkoj idee [About the Russian idea]. Im Werden Verlag. Available at: https://imwerden.de/pdf/iljin_o_russkoj_idee.pdf (accessed 29 July 2020).

Mendeleev, D.I. (1992). K poznaniyu Rossii [To the Knowledge of Russia]. Vestnik vysshej shkoly [Herald of Higher School], 4 (9), 87-95.

Panarin, A. S. (1999). Rossiya v ciklah mirovoj istorii [Russia in World History Cycles]. Moscow: MGU.

Panarin, A. S. (2003). Strategicheskaya nestabil"nost' vXXI veke [Strategic Instability in the XXI Century]. Moscow: Algoritm.

Hodakovskij, E. A. (2010). Geocivilizacionnye osnovy edinstva prostranstva i vreme-ni [Geocivilization Foundations of the Unity of Space and Time]. Prostranstvo i Vremya [Space and Time], no 2, 22-31.

Hodakovskij, E.A. (2014). Znachenie i perspektivy Evropy i Rossii v sisteme geocivilizacii [The Importance and Prospects of Europe and Russia in the Geocivilization System]. Prostranstvo i Vremya [Space and Time], 5.1 (1). Available at: http://2227-9490e-aprovr_e-ast5-1-1.2014.11 (accessed 24 July 2020).

Global Trends 2025: A Transformed World. NIC 2008-003. November 2008. Available at: https://www.dni.gov/files/documents/Newsroom/Reports%20and%20Pubs/2025_Glob-al_Trends_Final_Report.pdf (accessed 24 July 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.