Научная статья на тему 'Цицерон о роскоши'

Цицерон о роскоши Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ЦИЦЕРОН / ДРЕВНИЙ РИМ / РОСКОШЬ / 'LUXURIES' / 'LUXURIA' / CICERO / ANCIENT ROME / LUXURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брагова А.М.

Статья посвящена отношению Цицерона к роскоши. Нами анализируется употребление понятия luxuries / luxuria в его сочинениях. Делается вывод о его отрицательной коннотации и использовании Цицероном в паре с понятиями avaritia, libido, desidia, licentia, nequitia, vitium и др. Отмечается несоответствие отрицательного отношения Цицерона к роскоши в теории и положительного отношения на практике (у Цицерона было несколько роскошных вилл), которое объясняется римским менталитетом: частному лицу было не дозволено купаться в роскоши, в то время как государственному лицу (Цицерон был именно таким) позволялось иметь представительные апартаменты для поддержания социального статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CICERO ABOUT LUXURY

The article is devoted to Cicero’s interpretation of luxury. The usage of the conception of ‘luxuries’ / ‘luxuria’ in Cicero’s writings is analyzed. It can be concluded that Cicero uses the conception in a negative way and pairs it with the terms ‘avaritia’, ‘libido’, ‘desidia’, ‘licentia’, ‘nequitia’, ‘vitium’ and some others. We noticed a discrepancy between Cicero’s negative attitude to luxury in theory and his positive one in practice (he had some luxurious villas). This can be explained in terms of the Roman mentality: a private individual was not allowed to ‘bathe’ in luxury whereas a state person (Cicero was such) could have representative housing for maintaining his social status.

Текст научной работы на тему «Цицерон о роскоши»

40

Juvenis scientia 2017 № 5 | Исторические науки и археология

УДК: 94(3) ГРНТИ: 03.09.23

ЦИЦЕРОН О РОСКОШИ

А. М. Брагова

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

И Брагова Арина Михайловна - arbra@mail.ru

Статья посвящена отношению Цицерона к роскоши. Нами анализируется употребление понятия luxuries / luxuria в его сочинениях. Делается вывод о его отрицательной коннотации и использовании Цицероном в паре с понятиями avaritia, libido, desidia, licentia, nequitia, vitium и др. Отмечается несоответствие отрицательного отношения Цицерона к роскоши в теории и положительного отношения на практике (у Цицерона было несколько роскошных вилл), которое объясняется римским менталитетом: частному лицу было не дозволено купаться в роскоши, в то время как государственному лицу (Цицерон был именно таким) позволялось иметь представительные апартаменты для поддержания социального статуса.

Ключевые слова: Цицерон, Древний Рим, роскошь, 'luxuries', 'luxuria'.

CICERO ABOUT LUXURY A. M. Bragova

Linguistics University of Nizhny Novgorod 31a Minin St., 603155 Nizhny Novgorod, Russia

El Bragova Arina - arbra@mail.ru

The article is devoted to Cicero's interpretation of luxury. The usage of the conception of 'luxuries'/ 'luxuria' in Cicero's writings is analyzed. It can be concluded that Cicero uses the conception in a negative way and pairs it with the terms 'avaritia', 'libido', 'desidia', 'licentia', 'nequitia', 'vitium' and some others. We noticed a discrepancy between Cicero's negative attitude to luxury in theory and his positive one in practice (he had some luxurious villas). This can be explained in terms of the Roman mentality: a private individual was not allowed to 'bathe' in luxury whereas a state person (Cicero was such) could have representative housing for maintaining his social status.

Keywords: Cicero, Ancient Rome, luxury, 'luxuries', 'luxuria'.

Статья посвящена анализу употребления Цицероном латинского понятия luxuries / luxuria и на основе этого -определению отношения Цицерона к роскоши. Специальных исследований на заданную тему нами не было найдено, однако имеются исследования более общего характера, например, монография Хр. Берри, посвященная идее роскоши в концептуальном и историческом плане [1], книга Р. и В. Горман о разрушающем влиянии роскоши на людей античного мира [2], исследования, посвященные роскоши в Древнем Риме, в которых сделано несколько замечаний об отношении Цицерона к роскоши [3, с. 18, 21, 23, 25; 4, с. 7-8]. В комментариях к сочинениям Цицерона также вскользь упоминается отношение Цицерона к роскоши [5, с. 93; 6, с. 111]. Таким образом, вопрос о цицероновской трактовке указанного понятия является малоизученным и потому интересным для анализа.

Исходя из тех случаев употребления понятия luxuries / luxuria, которые мы нашли у Цицерона, понятие в зависимости от контекста можно перевести как «роскошь», «расточительство», «излишества», «развращенность», «разврат». Цицерон считает роскошь смертельным пороком (Cic. de fin. 3.75. Cf. Cic. pro Cael. 57)1, убежден, что «позор-

1 Сочинения Цицерона цитируются по изданиям: Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Перевод В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1974; Цицерон. Эстетика: трактаты, речи, письма. Перевод Ф.А. Петровского. М.: Искусство, 1994; Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. Перевод Н.А. Федорова. М.: РГГУ, 2000; Цицерон. Речи. Перевод В.О. Горенштейна. Т. 1, 2. М.: Изд-во Академии наук, 1962; Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. Перевод В.О. Горенштейна. М.: Наука, 1966; Марк Туллий Цицерон. Полное собрание

но ... жить роскошно и изнеженно» (Cic. de off. 1. 106). По этой причине Цицерон сочетает данное понятие со словом vitium (Cic. De fin. 2.30, 3.75; in Cat. 2.25; pro Cael. 25, 44, 57). Также вместо luxuries / luxuria он использует такие синонимы, как licentia (Cic. de fin. 2.70; in Verr. 2.3.106), superbia (Cic. de leg. agr. 1.20, 2.97; in Caec. 3), nequitia (Cic. in Cat. 2.11; in Verr. 2.2.134; 2.3.22, 2.5.87), insolentia (Cic. in Verr. 2.3.106), intemperantia (Cic. post redit. in sen. 11). Наряду с синонимами указанное понятие соседствует с антонимами egestas (Cic. post redit. in sen. 11), parsimonia (Cic. pro Quint. 30) [2, с. 334].

Цицерон считает роскошь причиной еще одного порока - корыстолюбия: «Если вы хотите уничтожить корыстолюбие (avaritia), следует уничтожить мать его - роскошь (luxuries)» (avaritiam si tollere vultis, mater eius est tollenda, luxuries) (Cic. de orat. 2.171) [2, с. 329]. О сочетании рассматриваемого понятия га словом avaritia нужно сказать особо: Цицерон часто употребляет их вместе (Cic. de fin. 3.37; de orat. 2.135, 2.171, 3.168; in Caec. 3; in Verr. 2.2.9, 2.5.137; pro Mur. 20). Так, при описании образа жизни Суллы он замечает, что тот «был наставником в трех смертельных пороках: роскоши (luxuriae), алчности (avaritiae) и жестокости (crudelitatis)» (Cic. de fin. 3.75). В одной из речей Цицерон обвиняет Верреса: «Из-за твоей страсти к роскоши и из-за твоей алчности флот римского народа был захвачен и со-

речей в русском переводе (перевод В.А. Алексеева под ред. Ф.Ф. Зелинского). Т. 1. СПб.: Изд. А.Я. Либерман, 1901; Горенштейн В.О. М. Туллий Цицерон. Речь в защиту Л. Корнелия Бальба. Пер. и примеч. // Вестник древней истории. 1987. № 2. С. 235-252

History and Archeology | Juvenis scientia 2017 № 5

41

жжен морскими разбойниками» (tua luxurie atque avaritia classis populi Romani a praedonibus capta et incensa est) (Cic. in Verr. 2.5.137).

Часто под понятием luxuries / luxuria Цицерон подразумевает «разврат», используя его в паре со словами libido (Cic. de off. 1.92, 1.123; in Cat. 2.11; in Pis. 21, 27; in Verr. 2.5.80; post redit. in sen. 11; pro Balb. 56; pro Cael. 25, 43, 44, 57; pro Mur. 13), voluptas (Cic. de fin. 2.23; pro Mur. 11, 13), cupiditas (Cic. de rep. 2.8). Так, Цицерон замечает, что Веррес вместо того, чтобы объезжать провинцию, исполняя обязанности претора, приятно проводил время на берегу сиракузского Озера «в погоне за утехами и любовными наслаждениями» (ad luxuriem libidinesque suas) (Cic. in Verr. 2.5.80). Или другое место из Цицерона: «Ты не указываешь нам ни на непристойные пирушки, ни на любовные связи, ни на попойки, ни на сладострастие, ни на расточительность и, не найдя того, что подразумевают под словом «наслаждение» (хотя было бы вернее все это назвать пороком), ты, не обнаружив подлинного разврата, рассчитываешь обнаружить тень развращенности?» (Nullum turpe convivium, non amor, non comissatio, non libido, non sumptus ostenditur, et, cum ea non reperiantur quae voluptatis nomen habent quamquam vitiosa sunt, in quo ipsam luxuriam reperire non potes, in eo te umbram luxuriae reperturum putas) (Cic. Pro Mur. 13). В следующем пассаже мы видим по соседству слова luxuria и cupiditas: «...по морю в государства доставляется много предметов, порождающих пагубную роскошь ... да и само приятное расположение города таит в себе много разорительных и склоняющих к праздности соблазнов, побуждающих людей удовлетворять свои страсти» (multa ... ad luxuriam invitamenta perniciosa civitatibus subpeditantur mari ... atque habet etiam amoenitas ipsa vel sumptuosas vel desidiosas inlecebras multas cupiditatum) (Cic. De rep. 2.8).

Понятие luxuries / luxuria также сочетается со словами, обозначающими праздность, бездействие, леность, -desidia (Cic. de off. 1.123; in Verr. 2.2.7), ignavia (Cic. de inv. 1.22; in Cat. 2.25), inertia (Cic. de invent. 1.22; in Verr. 2.1.34). О стариках Цицерон замечает: «Более всего старость должна остерегаться бездействия и праздности; если склонность к разврату позорна во всяком возрасте, то в старости она отвратительна» (Nihil ... magis cavendum est senectuti quam ne languori se desidiaeque dedat; luxuria vero cum omni aetati turpis, tum senectuti foedissima est) (Cic. de off. 1.123). О to-тилине Цицерон пишет, что добродетели хороших людей сражаются с пороками плохих людей, таких, как №тилина, т. е. «справедливость, умеренность, храбрость, благоразумие, все доблести борются с несправедливостью, развращенностью, леностью, безрассудством, всяческими пороками» (aequitas, temperantia, fortitudo, prudentia, virtutes omnes certant cum iniquitate, luxuria, ignavia, temeritate, cum vitiis omnibus) (Cic. In Cat. 2.25). О Верресе Цицерон замечает: карбон был очень недоволен, что квестором ему достался человек замечательно расточительный и ленивый» (Carbo graviter ferebat sibi quaestorem obtigisse hominem singulari luxuria atque inertia) (Cic. in Verr. 2.1.34).

Понятие luxuries / luxuria также сочетается со словами scelus (Cic. in Cat. 2.11), crimen (Cic. pro Balb. 56), flagitium (Cic. pro Cael. 57). Изобличая заговор ^тилины перед сенаторами, Цицерон советует бороться с «развращенностью, с безрассудством, с преступностью» ^тилины (cum luxuria, cum amentia, cum scelere) (Cic. in Cat. 2.2.11). В речи «В защиту Бальба» Цицерон не соглашается с обвинителем, который смягчает злодеяния Суллы, говоря «о его роскошествах,

которые он клеймил не каким-либо обвинением в разврате, а пошлым злословием» (tum luxuriam, quae non crimine aliquo libidinis, sed communi maledicto notabatur) (Cic. pro Balb. 56). О доме некоей Клодии, в убийстве которой незаслуженно обвиняют Марка Целия Руфа, Цицерон отзывается так: «В таком доме ... обитают беспримерный разврат, роскошь, словом, все неслыханные пороки и гнусности» (in ejus modi domo ... inusitate, libidines, luxuries, omnia denique inaudita vitia ac flagitia versentur) (Cic. pro Cael. 57).

Из сочинений Цицерона становится понятно, что он осуждает стремление к роскоши, поскольку считает его пороком. Но Цицерон был сам довольно богатым человеком, и можно сказать, что купался в роскоши, имея виллы и поместья. Как может сочетаться в одном человеке нелюбовь к роскоши в теории и любовь к ней на практике? Не лицемер ли Цицерон? На этот вопрос мы ответим словами исследователя М. Зармакупи о том, что в обществе, где виллы и дома были показателями социального статуса и политических устремлений, появление культурного феномена роскошных вилл стало отчасти результатом социально-политических игр того времени и их эффективной составляющей [4, с. 8]. Применительно к Древнему Риму нам следует разделять роскошь, связанную с частной и с общественно-политической сферами. Как замечает Цицерон, «ненавидит римский народ роскошь у частных лиц, а пышность в общественных делах ценит» (Odit populus Romanus privatam luxuriam, publicam magnificentiam diligit) (Cic. pro Mur. 76) [3, с. 25]. Следовательно, Цицерон не лицемер: он имел многочисленные виллы и поместья не из любви к роскоши, а для поддержания своего высокого социального статуса.

Таким образом, на основании материала статьи можно сделать следующие выводы: отношение Цицерона к роскоши частных лиц негативное. Это доказывается сочетанием понятия luxuries / luxuria в его сочинениях с такими словами, как avaritia, libido, desidia, licentia, nequitia, vitium и др. Отмечается несоответствие отрицательного отношения Цицерона к роскоши в теории и положительного отношения на практике (у Цицерона было несколько роскошных вилл и поместий), которое объясняется римским менталитетом: частному лицу не дозволено было купаться в роскоши, в то время как государственному лицу (Цицерон был именно таким) позволялось иметь представительные апартаменты для поддержания социального статуса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Berry Ch. J. The Idea of Luxury: A Conceptual and Historical Investigation. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 271 p.

2. Gorman R.J., Gorman V.B. Corrupting Luxury in Ancient Greek Literature. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2014. 492 p.

3. Zanda E. Fighting Hydra-Like Luxury: Sumptuary Regulation in the Roman Republic. London, New Delhi, New York, Sydney: Bloomsbury, 2011. 184 p.

4. Zarmakoupi M. Designing for Luxury on the Bay of Naples: Villas and Landscapes (c. 100 BCE- 79 CE). Oxford: Oxford University Press, 2014. 352 p.

5. MacKendrick P.L., Singh K.L. The Philosophical Books of Cicero. London: Duckworth, 1989. 429 p.

6. Cicero. Pro Sexto Roscio. Ed. by A.R. Dyck. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 260 p.

Поступила в редакцию 21.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.