Научная статья на тему 'Цикличность процессов, происходящих в транспортной отрасли, и формы объединения хозяйствующих субъектов'

Цикличность процессов, происходящих в транспортной отрасли, и формы объединения хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эйхлер Лариса Васильевна, Тетерина Ирина Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению основных периодов развития грузового автотранспортного комплекса России, выявлению особенностей формирования взаимодействия транспортных субъектов и выделению основных форм объединения хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эйхлер Лариса Васильевна, Тетерина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цикличность процессов, происходящих в транспортной отрасли, и формы объединения хозяйствующих субъектов»

E. Solov'eva

Siberian State automobile-road Academy (Omsk) FEATURES OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

SUPPORT IN THE REGION

Today business is the most important type of economic activity and carries out a special role in market economy. More and more actual is an issue of infrastructure development of small and average business support, which is solved within target programs, strategy of development, the plans of measures.

Keywords: small and average business; support infrastructure; development strategy; cluster.

References

1. Birukov V.V., Birukova V.V. Razvitie predprinmatel'stva i hozyaystvennye izmeneniya v rossiyskoy promyschlennosti [Development of business and economic changes in the Russian industry]. Omsk, SibADI, 2010. 260 p.

2. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2013 god I planovy period 20142015 godov. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

3. O razvitiyi malogo i srednego predprenimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Omskoy oblasti do 2025 goda. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

5. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora subjektov Rossiyskoy Federatsii, byudgetam kotorykh v 2013 godu predostavlyayutsa subsidii iz federal'nogo budgeta na gosudarstvennuyu poddergku malogo i srednego predprenimatel'stva subjektami Rossiyskoy Federatsii. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

© Соловьева Е.А., 2014

Автор статьи - Елена Александровна Соловьева, аспирант, Центр поддержки предпринимательства г. Омска, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, e-mail: solo2690@mail.ru.

Рецензенты:

В.В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия;

Т.Б. Дороболюк, кандидат экономических наук, Управление промышленности, инноваций и предпринимательства департамента городской экономической политики администрации г. Омска.

УДК 656.1

Л.В. Эйхлер, И.А. Тетерина Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ, И ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Статья посвящена рассмотрению основных периодов развития грузового автотранспортного комплекса России, выявлению особенностей формирования взаимодействия транспортных субъектов и выделению основных форм объединения хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: транспортный комплекс, история развития грузового автотранспортного комплекса, цикличность развития, транспортные объединения, формы объединения хозяйствующих субъектов.

Транспортный комплекс сегодня является стратегически важным комплексом, во многом определяющим мощь государства. Он является важной составляющей экономики страны, с помощью которой обеспечиваются нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. «Транспорт - это одна из специфических сфер материального производства, где создается невещественная продукция в результате пространственного перемещения предмета труда» [3]. Для такой страны, как Россия, транспорт имеет особое значение. Это связано с размером территории, занимаемой страной. Поэтому экономику страны можно назвать транспортоза-

висимой и говорить о том, что состояние ее напрямую зависит от такой важной для нее отрасли, как транспорт.

Начиная с середины XIX столетия многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Клемент Жюглар, Карл Маркс, Йозеф Шумпетер, Николай Кондратьев, Фридрих Хайек, Френк Шостак, Сергей Глазьев и другие, развивали идею о циклическом развитии экономики стран. «Пока еще идеи циклической динамики не стали общепризнанными, слабо используются в хозяйственной практике, в верхних эшелонах управления. В этом корень многих крупных стратегических просчетов и ошибок, за которые приходится рассчитываться народу» [6]. Ученые развивали идею о том, что, как и другие составляющие экономики страны, транспортная отрасль развивается спиралевидно, в развитии транспорта можно наблюдать постепенно меняющие друг друга стадии роста, зрелости, спада и кризиса.

Цикличность процессов, периоды спада, периоды роста, происходящие в автотранспортной отрасли, неизбежно отражаются на основных экономических показателях. Для наглядности необходимо представить некоторые из основных показателей графически (рис. 1, 2). На графиках видно, что на протяжении взятого временного отрезка как первый, так и второй экономический показатель меняется, находясь в прямой зависимости от того, на какой стадии находится вся экономика страны и отрасли отдельно.

Факторами, оказывающими воздействие на возникновение и развитие экономических циклов, могут быть процессы, протекающие как вне экономической системы, так и внутри ее. Под их воздействием в экономике появляются нестабильные периоды, периоды спада, которые ведут к качественным изменениям в функционировании отрасли. Это циклическое развитие распространяется на все процессы, протекающие в экономике отрасли, а значит, и на процессы взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Рассматривая развитие грузового автотранспортного комплекса России последних 60 лет, можно отметить, что ему, как и другим отраслям экономики, присуще неравномерное развитие. За эти годы грузовой автотранспортный комплекс страны пережил как стадии бурного роста и процветания, так и стадии глубокого кризиса. Процессы взаимодействия хозяйствующих субъектов, чувствительные к изменениям в экономике отрасли, также претерпевали изменения. На протяжении всего периода можно наблюдать как хозяйствующие субъекты то концентрируются, осуществляя совместную деятельность, то, наоборот, рассредоточиваются, занимаясь какой-либо узкой специализацией.

Рис. 1. Количество перевезенного груза автомобильным транспортом, млн т

Если обратиться к истории развития автомобильного транспорта, то можно увидеть, что в период 1970-1979 гг. наблюдается тенденция к объединению, инициатором которого выступало само государство. В этот период Министерство автомобильного транспорта являлось самым мощным держателем автомобилей. Несмотря на периодически происходящие

изменения (Министерство несколько раз меняло свое название, менялась также несколько раз его структура), суть и основные функции его оставались прежними. Министерство выступало главным координатором всех транспортных процессов в стране. Постепенно увеличивая свою мощь, к концу этого периода Министерство автомобильного транспорта РСФСР располагало всей необходимой инфраструктурой обеспечения новых для того времени технологий организации пассажирских и товарных потоков, ремонта и обслуживания подвижного состава, производства всей номенклатуры гаражного оборудования, подготовки кадрового потенциала, имело федеральные, научно-исследовательские институты и региональные проектно-технологические бюро.

Рис. 2. Грузооборот автомобильного транспорта, млрд г км

Таблица 1

Временные тенденции взаимодействия хозяйствующих субъектов ГАТК_

Период Характеристика Тенденции Инициатор Характер управления (роль государства) Формы организации

19501960 Переход от командного к централизованному координированию Совместное осуществление деятельности Государство Прямое административное управление АТП (в составе ТПК)

19601970 Централизованное координирование транспортных процессов К объединению с целью совместного ведения деятельности Государство Прямое административное управление Автотранспортные объединения

19701980 Сочетание централизованных методов управления с малой долей инициативы на местах К объединению с целью совместного ведения деятельности Государство Прямое административное управление Автотранспортные объединения

19801990 Развитие принципов самофинансирования и самоокупаемости Разукрупнение с целью самостоятельного ведения деятельности Транспортные предприятия Государственное регулирование рынка транспортных услуг Концерны, ассоциации

19902000 Становление рыночных отношений Разукрупнение с целью самостоятельного ведения деятельности Хозяйствующие субъекты Государственное регулирование рынка транспортных услуг Ассоциации, союзы, некоммерческое партнерство

2000-по наст. вр. Свободное взаимодействие, становление разнообразных форм управления К объединению с целью совместного ведения деятельности Государство и хозяйствующие субъекты Государственное регулирование рынка транспортных услуг Ассоциации, союзы, некоммерческое партнерство, саморегулирующиеся организации

Тенденции развития экономики периода 1980-1989 гг. отмечены появлением большого количества республиканских объединений разной специфической направленности. Несмотря на то, что все они были образованы на базе Министерства, которое выступало их главным инициатором, это были первые попытки рассредоточить управление, наделив каждое из них функциями контроля. Республиканские объединения были двух видов. Первые были образованы исходя из территориального признака и именовались главными республиканскими территориальными объединениями. Вторые же были образованы исходя из той или иной специализации деятельности, и именовались республиканскими специализированными автотранспортными объединениями, которые позволяли Министерству автомобильного транспорта РСФСР осуществлять проведение государственной политики, учитывающей региональные особенности Российской Федерации.

К главным республиканским территориальным объединениям относились: «Центрав-тотранс», «Югавтотранс», «Сибавтотранс» и «Дальавтотранс». К республиканским автотранспортным специализированным объединениям относились: «Росмежавтотранс», «Ро-странсконтейнер», «Росспецтяжавтотранс», «Росавтоспецоборудование», «Росавторемпром», «Росавтозагранпоставки», «Совтрансавто», «Совинтерсервис». Также для обеспечения внешнеэкономических связей было создано несколько республиканских объединений. Функции каждого из этих объединений приведены в табл. 2.

В самом конце 1980-х гг. появляются первые государственные объединения на добровольной основе - концерны. В самом общем понимании, концерн - это одна из форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической). Такие концерны до 1992 г. не входили в состав Минтранса Российской Федерации. Одним их таких концернов был «Росавтотранс». В 1992 г. ему были переданы все государственные функции, связанные с хозяйственной деятельностью и безопасностью транспортного движения.

Таблица 2

Республиканские специализированные объединения 1970-х гг._

Республиканское специализированное объединение Функции

Республиканское автотранспортное специализированное объединение «Росмежавтотранс» 1. Организация на федеральных автодорогах товаротранспортных технологий. 2. Обеспечение логистики межрегиональных перевозок

Республиканское автотранспортное специализированное объединение «Ространс-контейнер» 1. Сдача в аренду контейнеров. 2.Обеспечение разработки технологий, методик, стандартов по организации перевозок грузов в контейнерах

Республиканское автотранспортное специализированное объединение «Росспец-тяжавтотранс » 1. Перевозка неделимых грузов общим весом до 700 т и более

Республиканское автотранспортное специализированное объединение «Росавтос-пецоборудование» 1. Производство оборудования для ремонта и диагностирования автомобилей. 2. Ремонт и обслуживание автомобильного парка

Республиканское автотранспортное специализированное объединение «Росавто-ремпром» 1. Капитальный ремонт всех типов автомобилей, агрегатов

Республиканское объединение «Росавтоза-гранпоставки» 1. Обеспечение строительства и оснащения автопредприятий в зарубежных странах

Республиканское объединение «Совтрансавто» 1. Обеспечение международных автоперевозок

Республиканское объединение «Совинтерсервис» 1. Обеспечение полного сервиса техники и экипажей зарубежных стран на территории СССР

После расцвета экономики страны, исходя из теории цикличности, должен был наступить период спада. Это должно было отразиться на процессах взаимодействия хозяйствующих субъектов. Должен был последовать период разделения совместной деятельности и образования большого количества обособленных, действующих преимущественно только в собственных интересах субъектов.

Такой период настал с началом 1990-х годов. Все изменил принятый 3 июля 1991 г. закон № 1531 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Начался процесс денационализации - передачи и продажи в частную собственность государственного имущества для становления рыночной экономики. Автотранспортные предприятия, получив «свободу», разбежались в разные стороны, организовав разные самостоятельные подразделения, которые работали вначале на принципах аренды, а затем стали переходить в акционерные общества открытого или закрытого типа. Они организовывались не только на базе предприятий автотранспорта общего пользования, но и, главным образом, на базе ведомственных государственных автотранспортных предприятий. Ведомственные предприятия превратились в обычные коммерческие предприятия, работающие не на конкретную отрасль, а для различных потребителей с целью извлечения коммерческой выгоды [1].

Развитие рыночных отношений способствовало созданию большого количества средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Многие предприятия автомобильного транспорта с целью адаптации к работе в рыночной экономике стали развивать сферу дополнительных услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов, созданию непрофильных производств [5].

На современном этапе развития автотранспортного рынка можно наблюдать потребность хозяйствующих субъектов в объединении или трансформации в более крупные объединения с более широким сектором возможностей и предоставляемых услуг. Эта тенденция снова указывает на цикличность процессов, происходящих в отрасли.

Теперь, в отличие от укрупнения и объединения прошлых лет, когда процесс происходил по инициативе и под строгим контролем государства, объединение происходит по инициативе самих хозяйствующих субъектов. Роль, которую выполняет в этом случае государство, отражена в Стратегии развития транспорта Российской Федерации. Согласно данной Стратегии транспортную политику государства целесообразно осуществлять в рамках федеральных и ведомственных целевых программ, направленных на повышение результативности государственного управления в сфере транспорта путем обработки в рамках административной реформы форм и методов взаимодействия Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти с саморегулируемыми организациями, в том числе по поводу передачи им части государственных функций [2].

Этот факт может свидетельствовать о появившихся в последние годы процессах саморегулирования и самоорганизации в транспортной отрасли страны. Сегодня на территории Российской Федерации насчитывается большое количество различных объединений, относящихся к той или иной форме хозяйствования. Самую большую группу представляют союзы, на втором месте некоммерческие объединения, на третьем различного рода ассоциации, созданные, как правило, добровольно для реализации тех или иных целей. В основе таких объединений лежит взаимодействие их участников. В состав таких объединений входят представители как малого и среднего бизнеса, так и крупные грузовые автотранспортные предприятия. Наглядно соотношение этих групп представлено на рис. 3.

Общей чертой всех перечисленных форм взаимодействия является добровольное объединение для решения каких-либо общих проблем или оптимизации процессов, происходящих на автомобильном транспорте. Однако необходимо отметить, что некоммерческое партнерство, это видно даже из названия, является исключительно некоммерческой организацией, а его отличительным признаком является право его членов на часть имущества в случае

ликвидации партнерства или выхода из него. В то время как ассоциации и союзы - это коммерческие и некоммерческие организации, объединенные в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Союзы (40,2%) ^коммерческие партнерства (36% аморегулируемые организации (6% ) Ассоциации (17,6%)

40,2 36,2 6 17,6

Рис. 3. Современные формы объединения хозяйствующих субъектов

Саморегулируемые организации, как и партнерства, - это некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования и объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Другими словами, предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Можно прийти к следующим выводам:

1.Экономические процессы, происходящие в транспортной отрасли, имеют склонность к повторению. Эта тенденция касается и процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов. Пусть не в точной форме, меняя инициаторов этих процессов, но с периодичностью в несколько десятилетий можно наблюдать возрастающий интерес у государства и хозяйствующих в нем субъектов к объединению или кооперации.

2. На современном этапе развития транспортной отрасли можно наблюдать стремление участников рынка грузовых автотранспортных услуг к объединению для ведения совместной деятельности.

3. Варианты объединения участников рынка грузовых автотранспортных услуг разнообразны, выбор того или иного зависит от преследуемой субъектом цели.

Библиографический список

1. Вельможин, А.В. Грузовые автомобильные перевозки : учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, А.Б. Миротин. - М. : Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.

2. Димиденко, А.А. Взаимодействие государственного самоуправления и механизмов саморегулирования как современное направление модернизации грузового автотранспортного комплекса / А.А. Димиденко // Вестник ОмГУ. Серия «Экономика». - 2011. - № 2. - С. 118-122.

3. Маркс, К. Полное собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 23.

4. Основные экономические показатели транспорта // Транспорт в России -2009 г. [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/01- 01.htm, свободный. - Загл. с экрана.

5. Эйхлер, Л.В. Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте : монография / Л.В. Эйхлер. - Омск : СибАДИ, 2008. - 192 с.

6. Яковец, В.Ю. Циклы. Кризисы. Прогнозы / В.Ю. Яковец. - М. : Наука, 1999.- 369 с.

L.V. Eichler, I.A. Teterina Siberian State automobile-road Academy (Omsk) CYCLICITY OF PROCESSES OCCURRING IN THE TRANSPORT SECTOR, AND FORM ALLIANCES

OF BUSINESS ENTITIES To a question of recurrence of processes occurring in transport branch and forms of association of managing subjects.

Keywords: transport complex, history of development of a cargo motor transportation complex cyclical development, transport associations, forms of association of businesses.

References

1. Vel'mozhin A.V, Gudkov V.A., Mirotin A.B. Gruzovye avtomobil'nye perevozki. Moscow, Gorjachaja linija - Telekom, 2006, 560 p.

2. Dimidenko A.A. Vzaimodejstvie gosudarstvennogo samoupravlenija i mehanizmov samoregulirovanija kak sovremennoe napravlenie modernizacii gruzovogo avtotransportnogo kompleksa. Vestnik OmGU. Serija "Jekonomika ", 2011, no. 2, pp. 118-122.

3. Marks K., Jengel's F. Polnoe sobranie sochinenij. Vol. 23.

4. Main economic indicators of transport. Transport in Russia of-2009 g. Federal State Statistics Service. Access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_55/IssWWW.exe/Stg/01 - 01.htm, free. - Zagl. from the screen.

5. Jejhler L.V. Metodologicheskie osnovy integracii na avtomobil'nom transporte. Omsk, 2008, 192 p.

6. Jakovec V.Ju. Cikly. Krizisy. Prognozy. Moscow, 1999, 369 p.

© Эйхлер Л.В., Тетерина И.А., 2014

Авторы статьи:

Лариса Васильевна Эйхлер, кандидат экономических наук, профессор, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, e-mail: Eihler17@rambler.ru;

Ирина Алексеевна Тетерина, аспирант, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, e-mail: Teterina_ia@sibadi.org.

Рецензенты:

С.М. Хаирова, доктор экономических наук, профессор, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск; В.В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор, Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.