Научная статья на тему 'Особенности развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе'

Особенности развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Елена Александровна

На сегодняшний день предпринимательство является важнейшим видом хозяйственной деятельности и выполняет особую роль в рыночной экономике. Все более актуальным становится вопрос развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который решается в рамках разрабатываемых целевых программ, стратегий развития, планов мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе»

A.I. Ridchenko Omsk Academy of the Humanities FORMATION OF INNOVATIVE CLUSTERS IN THE REGIONAL ECONOMY

The artikle considers theoretical approach towards formation of various territorial and organizational forms in the regional industry, substantiates specifics of regional clusters functioning, structure of typical innovative clusters of old industrial districts and procedure of their development.

Keywords: innovative cluster, cluster development, clusters, staropromyslennyi region.

References

1. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federaciina period do 2020 goda»). SZRF, 2008, no. 47. St. 5489.

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitija nauki i innovacij v Rossijskoj Federacii na period do 2015 g. Available at: http://ric.istu.edu/statii/analitika/docs/strateg.zip.

3. Birjukov V.V. Proizvoditel'nost' hozjajstvennyh sistem i modernizacija promyshlennogo proizvodstva. Vestnik SibADI. 2012, no. 23, pp. 84-88.

4. Granberg A.G. Osnovy regional'nojj ekonomiki, Moscow, 2006, 493 p.

5. Kirnichnyj V.Ju., Birjukov V.V. Tehnologicheskoe razvitie stroitel'nogo proizvodstva i sovershenstvovanie metodov stroitel'stva v regione. Vestnik SibADI, 2012, no. 28, pp. 121-125.

6. Porter Majkl E. Konkurentnaja strategija. Metodika analiza otraslej i konkurentov. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2005. 454 p.

© Ридченко А.И., 2014

Автор статьи - Анатолий Иванович Ридченко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия, e-mail: ridchenk@mail.ru.

Рецензенты:

В.В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор, Сибирская автомобильно-дорожная академия; А.Л. Карпов, кандидат экономических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

УДК 332.025

Е.А. Соловьева

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

На сегодняшний день предпринимательство является важнейшим видом хозяйственной деятельности и выполняет особую роль в рыночной экономике. Все более актуальным становится вопрос развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который решается в рамках разрабатываемых целевых программ, стратегий развития, планов мероприятий. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; инфраструктура поддержки; стратегия развития; кластер.

Институциональные и рыночные изменения в российской экономике, происходящие в последнее время, способствуют улучшению делового климата, развитию предпринимательства, активизации хозяйственной деятельности. В современных условиях особое значение приобретает решение проблемы повышения эффективности работы российских предприятий, конкурентоспособности как основы обеспечения качества продукции и услуг, устойчивого роста национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

На сегодняшний день предпринимательство является важнейшим видом хозяйственной деятельности и выполняет особую роль в рыночной экономике. Развитие предпринимательства, активизация инновационных процессов на сегодняшний день приобретают все боль-

шую значимость. Главной задачей является достижение конкурентных преимуществ, более полное удовлетворение потребностей в высококачественных товарах и услугах [1].

Разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. предполагает реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства. Среди основных направлений финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 гг. выделяются такие направления, как:

- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящих на биржу, программы обучения);

- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;

- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритет -создание центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);

- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию [2].

В целом вопрос развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является актуальным. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства разного уровня и оказания им поддержки. Инфраструктура поддержки включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию в форме гарантийных фондов, фондов поручительств. Также инфраструктура поддержки предпринимательства предполагает наличие акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание последнее время уделяется развитию таких элементов инфраструктуры, как технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры [3].

В Омской области на сегодняшний день сформировалась достаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок), однако она нуждается в доработке и создании дополнительных элементов.

Функционирующее в настоящее время БУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» ориентировано, в первую очередь, на область и в меньшей степени на город. Важную роль играет создание городского бизнес-инкубатора.

Также в связи с развитием информационных технологий, повсеместным внедрением интернет-технологий популярным становится создание электронных площадок. Для целей развития малого и среднего предпринимательства актуальным является создание интернет-площадки для поиска контрагентов и партнеров. Такая площадка может действовать по типу открывшегося Центра субконтрактации с ориентацией на малый и средний бизнес.

На сегодняшний день в регионе открылся Центр субконтрактации, договоренность об открытии которого была достигнута между РОО «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства» и НП «Национальное партнерство развития субконтрактации». Применение механизма субконтрактации позволит крупным промышленным предприятиям оп-

тимизировать процесс производства, повысить его эффективность и конкурентоспособность продукции как на уровне предприятия, так и на уровне региона. Малым предприятиям суб-контрактинг дает возможность производить качественную продукцию, создавать новые рабочие места, не тратить существенные средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. Подобные центры помогают найти потенциальных поставщиков и становятся связующим звеном между заказчиком и поставщиками. При этом заказчик экономит немалые средства, пользуясь их услугами.

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства

Также на территории Омской области в качестве элемента инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства возможно создание Центра развития экспорта для расширения рынков сбыта местных производителей. Организация содействия в продвижении продукции и услуг экспортно ориентированных предприятий на зарубежные рынки может осуществляться в виде проведения совместно с торговыми представительствами маркетинговых исследований и подготовки обзоров рынка; организации встреч, переговоров, презентаций, «круглых столов» с участием иностранных партнеров; размещения информации об экспортно ориентированных предприятиях на Едином портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации; создания и регулярного обновления регионального интернет-портала по поддержке экспорта и привлечению инвестиций.

Поскольку содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации, стимулирование развития малого и среднего предпринимательства предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 г.

В рамках Стратегии предусматривается расширение государственной поддержки вновь создаваемых и эффективно функционирующих субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь входящих в состав приоритетных кластеров Омской области, за-

нятых в сфере производства и инноваций. В число приоритетных кластеров входят кластеры нефтепереработки и нефтехимии, агропищевой, высокотехнологичных компонентов и систем, лесопромышленный кластер. Важным направлением является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Омской области. Наличие приоритетных кластеров относится к сильным сторонам социально-экономического положения Омской области.

Государственная поддержка сектора малого и среднего предпринимательства должна способствовать повышению их ресурсного потенциала, технологическим инновациям, вертикальной кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными организациями в рамках кластерного развития экономики Омской области.

Ключевым условием повышения инновационной и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства является обеспечение конкурентной среды за счет снижения и устранения административных барьеров. В рамках разработанной Стратегии определены следующие приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства:

• оказание финансовой и имущественной поддержки;

• поддержка субъектов предпринимательства, использующих возможности лизинга и заемного финансирования; содействие развитию банковских программ поддержки;

• создание условий, обеспечивающих доступное подключение к объектам коммунальной и энергетической инфраструктуры;

• развитие инновационно активных и экспортно ориентированных субъектов предпринимательства;

• создание условий для прямого и венчурного финансирования инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства;

• стимулирование оказания субъектами малого и среднего предпринимательства услуг в социальной сфере;

• поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся приоритетными и социально значимыми видами деятельности;

• повышение доступности бизнес-образования и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности);

• обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет развития сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого и среднего предпринимательства;

• совершенствование законодательства Омской области в целях снижения административных барьеров и избыточного регулирующего воздействия на предпринимательский сектор [4].

В рамках стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, реализации приоритетных направлений, которые предусмотрены Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 г., предлагается реализовать ряд практических мероприятий. В рамках финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо обеспечить, в первую очередь, условия предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, являющимся участниками приоритетных кластеров, а также информирование этих хозяйствующих субъектов о существующих мерах поддержки.

Необходимыми мерами является введение субсидирования части затрат, связанных с возмещением затрат по гарантиям и договорам поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства для обеспечения исполнения их обязательств по кредитам, займам и договорам лизинга, а также субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих продукцию, предназначенную для экспорта. Кроме того, многих предпринимателей интересует вопрос финансовой поддержки предпри-

нимателей, занимающихся приоритетными видами деятельности, в целях возмещения части арендных платежей.

В рамках нефинансовой поддержки, основываясь на успешном опыте других регионов Российской Федерации, предлагается создание виртуальной площадки «Малое и среднее предпринимательство города Омска» с возможностью поиска партнеров и контрагентов, размещения рекламы, а также реестра товаропроизводителей. Большое значение может иметь формирование реестра приоритетных комплексных инвестиционных проектов, реализация которых направлена на решение задач Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г. Кроме того, целесообразным является формирование рейтинга социально ответственных организаций, который можно размещать в открытом доступе через средства массовой информации, что может способствовать стимулированию получения государственной поддержки.

Необходимым условием развития предпринимательства является создание организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающей поддержку малым и средним предприятиям, например в формате промышленных и инновационных предприятий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых и испытательных центров, центров трансферта технологий. Это необходимо реализовывать за счет привлечения субсидий федерального и регионального бюджетов.

Субъекты малого и среднего предпринимательства заинтересованы (в том числе инновационного) в обеспечении содействия подготовки бизнес-планов и привлечения инвестиций в новые проекты. Повышение открытости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечение доступа к информации об их деятельности, использование потенциала молодежных общественных организаций в решении вопросов развития малого и среднего предпринимательства.

Также планом социально-экономического развития до 2015 г. планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по таким основным направлениям, как:

• обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет региональных перечней целевого имущества, а также перечней имущества во всех муниципальных образованиях;

• увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;

• упрощение доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;

• формирование системы статистического учета, адекватной задачам государственного управления и снижению издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на статистический учет;

• уровень финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;

• повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;

• совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства;

• упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;

• снижение финансовых расходов субъектов малого предпринимательства на ведение бухгалтерского учета;

• снижение финансовых расходов субъектов предпринимательства за счет увеличения ответственности предпринимателей за безопасность использования продукции.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг. основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013-2015 гг. станут увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции и увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования). Также предполагается увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования, грантовой поддержки начинающих предпринимателей, сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний. Кроме того, важнейшим направлением финансирования является создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирова-ния, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию [2].

Финансирование реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства возможно, в частности, в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, предусмотренного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 220.

В рамках проводимого конкурса бюджетам предоставляются субсидии для финансирования мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих или реализующих товары, предназначенные для экспорта; развитию системы кредитования; созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере [5].

Таким образом, в настоящее время на развитие малого и среднего предпринимательства направлена государственная поддержка как субъектов Российской Федерации, так и Российской Федерации непосредственно. Органами управления разного уровня разрабатываются и реализуются планы мероприятий, целевые программы, Стратегии развития, большая часть из которых направлена на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список

1. Бирюков, В.В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности : монография / В.В. Бирюков, В.В. Бирюкова. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2010. - 260 с.

2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2007 г. № 209-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

4. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

5. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации : приказ Мин-ва экономич. разв. Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 220 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

E. Solov'eva

Siberian State automobile-road Academy (Omsk) FEATURES OF INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS

SUPPORT IN THE REGION

Today business is the most important type of economic activity and carries out a special role in market economy. More and more actual is an issue of infrastructure development of small and average business support, which is solved within target programs, strategy of development, the plans of measures.

Keywords: small and average business; support infrastructure; development strategy; cluster.

References

1. Birukov V.V., Birukova V.V. Razvitie predprinmatel'stva i hozyaystvennye izmeneniya v rossiyskoy promyschlennosti [Development of business and economic changes in the Russian industry]. Omsk, SibADI, 2010. 260 p.

2. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2013 god I planovy period 20142015 godov. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

3. O razvitiyi malogo i srednego predprenimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

4. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Omskoy oblasti do 2025 goda. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

5. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora subjektov Rossiyskoy Federatsii, byudgetam kotorykh v 2013 godu predostavlyayutsa subsidii iz federal'nogo budgeta na gosudarstvennuyu poddergku malogo i srednego predprenimatel'stva subjektami Rossiyskoy Federatsii. Available at: SPS "Konsul'tantPlyus".

© Соловьева Е.А., 2014

Автор статьи - Елена Александровна Соловьева, аспирант, Центр поддержки предпринимательства г. Омска, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, e-mail: solo2690@mail.ru.

Рецензенты:

В.В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия;

Т.Б. Дороболюк, кандидат экономических наук, Управление промышленности, инноваций и предпринимательства департамента городской экономической политики администрации г. Омска.

УДК 656.1

Л.В. Эйхлер, И.А. Тетерина Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ, И ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Статья посвящена рассмотрению основных периодов развития грузового автотранспортного комплекса России, выявлению особенностей формирования взаимодействия транспортных субъектов и выделению основных форм объединения хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: транспортный комплекс, история развития грузового автотранспортного комплекса, цикличность развития, транспортные объединения, формы объединения хозяйствующих субъектов.

Транспортный комплекс сегодня является стратегически важным комплексом, во многом определяющим мощь государства. Он является важной составляющей экономики страны, с помощью которой обеспечиваются нужды общества в перевозке грузов и пассажиров. «Транспорт - это одна из специфических сфер материального производства, где создается невещественная продукция в результате пространственного перемещения предмета труда» [3]. Для такой страны, как Россия, транспорт имеет особое значение. Это связано с размером территории, занимаемой страной. Поэтому экономику страны можно назвать транспортоза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.