ISSN 1994-5G94 ♦-
Aleksander Vladimirovich Gugelev, Александр Владимирович Гугелев,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
professor of the department of management, профессор кафедры менеджмента,
Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)
of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова
^ab Gugelev@ssea.runnet.ru
Anzhelika Akhmedzhanovna Semchenko, Анжелика Ахмеджановна Семченко,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
associate professor of the department доцент кафедры проектного менеджмента и управления качеством,
of project management and quality management, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
St. Petersburg State University of Economics seangelika@yandex.ru
УДК 338.24:378
ЦИФРОВЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В статье рассмотрены вопросы цифровизации экономики и, как следствие, цифровые трансформации в рамках деятельности образовательных учреждений в условиях современной глобализации. Изучены основные направления и перспективы развития данного процесса, выявлены проблемы, выдвинута идея о том, что образовательные организации непосредственным образом влияют на возможности повышения качества трудовых ресурсов, а следовательно, во многом определяют возможности развития экономической системы страны. Целью явилось объективное исследование преимуществ и недостатков современной образовательной системы с учетом ретроспективной оценки. Исследованы основы современного нормативно-правого регулирования вопросов цифровизации образовательных организаций, приведены мнения лидеров страны.
Ключевые слова: цифровые трансформации, обеспечение качества, образовательная организация.
DIGITAL TRANSFORMATION AS A NECESSARY PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
The article discusses various aspects of digitalization of economy and resulting digital transformations in the operational framework of educational institutions in the context of globalization. The authors examine major tendencies and prospects for the development of digitalization, identify its problems, and argue that educational institutions directly affect the improvement of labor resources quality and, therefore, largely determine the development of national economic system. The research includes an objective study of the advantages and disadvantages of a modern educational system taking into account its retrospective assessment. Basic notions of the existing regulatory and legislative framework of digitalization of educational organizations are studied, opinions of the country's leaders are presented.
Keywords: digital transformation, quality assurance, educational institution.
Сегодня в условиях перехода к цифровой экономике образовательные учреждения, как организации, стоящие на передовой интеллектуального развития страны, находятся в условиях необходимости оперативных трансформаций. Серьезную роль в этом процессе играет цифровизация всех процессов, составляющих и обеспечивающих непрерывность образовательной системы, что обусловило актуальность темы представленного исследования.
Цифровизация, или диджитализация (от англ. digital - цифровой) - процесс внедрения цифровых систем передачи на уровне первичных сетей, средств коммутации и управления, обеспечивающих передачу и распределение потоков информации в цифровом виде на уровне вторичных сетей, т.е. переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств.
При этом термин «цифровизация» используется для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой или информационный. Любой переведенный в электронный вариант объект представляет собой целый набор интерактивных и мультимедийных опытов. Цифровая трансформация - это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты деятельности организаций, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. Цифровая трансформация предполагает масштабное изменение и пересмотр всех основополагающих компонентов устройства и состава организации: от операционной модели до инфраструктуры, которое приводит к фундаментальным изменениям в работе организации и отражается на ее взаимодействии с клиентами [2].
Необходимость цифровой трансформации для организаций, в том числе и образовательных, как тезис явно прослеживается в дискуссиях, статьях и исследованиях, посвященных тому, как компаниям сохранить конкурентоспособность в условиях цифровизации и глобализации мира.
Выступая на заседании саммита БРИКС в Йоханнесбурге в 2018 г., президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что глобальная циф-ровизациия распространяется сегодня практически во всех сферах жизни и оказывает огромное влияние на развитие всех стран: «Происходящая в мире четвертая промышленная, или, как ее еще называют, цифровая, революция действительно оказывает большое влияние на развитие всех стран мира. Циф-ровизация является одним из приоритетов экономической политики и нашей страны, России» [8].
Говард Кинг, руководитель креативного агентства Rufus Leonard, в статье, опубликованной в The Guardian, пишет: «Бизнес не трансформируется по своему выбору, потому что это дорого и рискованно. Бизнес переживает трансформацию, когда ее отсутствие приводит к остановке развития» [10].
За несколько десятилетий произошло много изменений, и то, к чему мы в итоге пришли, качественно отличалось от предыдущих этапов. В 1958 г. фирмы из списка S&P 500 находились в нем в среднем 61 год. К 2012 г. этот период составил 18 лет [9]. На данный момент компании меняют показатели примерно раз в две недели. Такое изменение экономической ситуации произошло одновременно с увеличением вычислительных мощностей и быстрым развитием технологий. Теперь для достижения успеха компании должны понять, как объединить технологии со своей стратегией.
Говоря о цифровизации и цифровой трансформации в деятельности любой структуры, можно выделить три ключевых фактора такой трансформации: изменение технологий, изменение конкуренции и изменение потребительского спроса. Когда любые два из этих факторов совпадают таким образом, что прежняя операционная модель ведения дел больше не подходит для продуктивной работы, структура достигает своего переломного момента: здесь либо осуществляется переход в «цифру», либо начинается неизбежное отставание такой структуры от конкурентов. Нужно четко понимать, что каждое прогрессивное предприятие или государственная структура должны активно использовать цифровые технологии.
На данный момент информационные технологии и любые ИТ-составляющие уже не являются, как было раньше, исключительно средством экономии средств и осуществления деятельности. Теперь это основной фактор инноваций в бизнесе и ведении дел, при котором необходимо переосмысление роли информационных технологий в жизни каждой организации. Промышленный интернет вещей и связанные с ним возможности только усиливают необходимость в цифровом переходе. Промышленный интернет вещей - это многоуровневая система, в состав которой входят кон-
трольно-измерительные приборы и автоматизация, установленные на узлах и агрегатах предприятия, средства передачи собираемых данных и их визуализации, компьютеризация всех рабочих мест на предприятии, объединенные в одну информационную сеть парк оборудования и рабочих мест, аналитические инструменты автоматической интерпретации получаемой информации по интернет-протоколу, в тот числе минуя человека-оператора, для повышения эффективности или предотвращения нештатных ситуаций. Такого рода изменения в промышленном секторе, финансовой сфере и пр. ведут к возникновению принципиально новой экономической модели.
В 2017 г. на встрече с представителями информационно-коммуникационного кластера Пермского края Владимир Путин отметил, что интернет вещей в промышленности способен кардинально изменить экономику страны и сделать ее независимой: «Это не просто "интернет вещей", это создание вообще новой промышленности. Тогда, имея в виду после проникновения "интернета вещей" в промышленность, у нас будет другая экономика. Кто будет владеть вот этими кластерами информационными, цифровыми в отдельных отраслях, тот будет хозяином этих отраслей в мире» [7].
В условиях новой экономики изменения в сфере образования как основного источника специалистов для постоянно изменяющихся областей и необходимых для них компетенций становятся наиболее приоритетным направлением для любой страны в эпоху глобализации.
В процессе цифровой трансформации лучше всего рассматривать цифровые технологии в первую очередь не как средство роста, а как средство достижения эффективности процессов и снижения затрат [3]. Именно правильная постановка акцента при формировании стратегии цифровой трансформации оказывается решающей для будущего организации.
Проект цифровой трансформации лучше всего дополняется использованием модели цифровой зрелости как основы для определения текущего состояния организации и желательного целевого состояния с точки зрения основных сфер, ключевых для устойчивого бизнеса.
Для достижения успеха в области цифровизации требуется анализ существующей модели управления и корпоративной среды. Соответственно, к ключевым задачам любой организации относится понимание того, на каком этапе глобальных преобразований она находятся и как масштабно необходимо проводить внутренние корпоративные изменения. При оценке уровня цифровой зрелости следует опираться на уже упоминавшиеся ранее международные стандарты в области концепции индустрии 4.0:
• определение текущего этапа зрелости в разных функциональных областях (структура, ресурсы, технологии);
• выявление целевого этапа развития, которого хочет достичь компания в конце процесса преоб-
НБЫ1994-5094 ♦-
разования, на основании своей корпоративной стратегии;
• определение действий и включение их в план с целью развития характеристик, установленных в процессе выявления целевого этапа развития.
При этом результатом оценки будет:
• перечень функциональных направлений и бизнес-процессов, готовых к проведению преобразований с высокой степенью зрелости;
• перечень рисков, связанных с цифровой трансформацией;
• рекомендации по построению бизнес-модели цифровой компании.
Подобный процесс оценки позволяет соединить цифровую трансформацию с общей стратегией организации, поскольку он непосредственно касается основных рабочих-показателей. Также этот способ помогает обосновывать текущие и капитальные издержки в контексте цифровой трансформации. Это позволяет оценить любую активность в перспективе долгосрочных целей «оцифрованной» организации.
В ходе подготовки к цифровой трансформации наиболее важно четко выделить основные цели организации. Несмотря на сложность определения параметров, которые, учитывая различия процесса цифровой трансформации для каждой конкретной организации, были бы достаточно универсальны и применимы ко всем или хотя бы к большинству из них, представляется возможным выделять ряд общих сфер, требующих изменений:
• повышенная эффективность;
• повышенное качество;
• улучшенная гибкость;
• улучшенные безопасность и надежность;
• скорость вывода продукта на рынок.
Это вполне осязаемые параметры, которые могут быть поставлены в центре процесса трансформации и обеспечить большую отдачу от деятельности организации, а также дать более позитивный пользовательский опыт. Своевременное определение целей и основных инструментов для дальнейшего движения является обязательным для каждой организации, стремящейся к развитию. Проведение изменений по подобным критериям позволит организациям оставаться релевантными и успешными в меняющейся среде.
Вместе с определением целей от руководства организации требуется четкое понимание ценности и срочности цифрового преобразования и того, как его можно использовать. Руководство должно отстаивать использование технологий и почти настаивать или предписывать, чтобы организация использовала технологии повсюду - от социальных сетей до офиса регистратора и библиотеки.
Помимо всего вышеизложенного, важно отметить, что основополагающим моментом для понимания процесса цифровой трансформации является осознание его неизбежности. По сути, в условиях современного мира и перехода в цифровую эру у организаций отсутствует выбор, независимо от взглядов на данные изменения и отношения к
ним как со стороны самих организаций, так и со стороны отдельно взятых стран. Новый, цифровой мир требует адаптации и внедрения цифровых технологий, методологий и установок, в том числе и от образовательного сектора.
Важным элементом цифровой трансформации является синхронный процесс внедрения новых технологий и постепенный отход от устаревших процессов и технологий, мешающих внедрению стратегии цифрового преобразования. Цифровиза-ция системы образования не может ограничиваться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем образовательным организациям доступа к скоростному интернету. Должен меняться сам подход: как именно и чему именно учить.
В 2017 г. Владимир Путин заявил, что российское образование должно быть одним из лучших в мире, чтобы оно могло готовить специалистов нового технологического уклада: «Российская школа должна быть в числе лучших в мире по качеству и широте обучения, а наши колледжи, техникумы, университеты - создавать ведущие стандарты в подготовке рабочих, инженеров, исследователей и специалистов нового технологического уклада» [7].
Таким образом, для образовательного сектора приоритетным должны стать создание и разработка новых продуктов и услуг, новых образовательных направлений, новых подходов. К этому, в свою очередь, подводит и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г., целью которой является ликвидация цифровой безграмотности, формирование технологического задела и опережающая подготовка кадров.
В 2016 г. на международной конференции «Вперед в будущее: роль и место России» Владимир Путин заявил, что нужно повысить качество образования, чтобы граждане имели знания и навыки, позволяющие оперативно овладевать передовыми способами производства, оказывать и получать услуги на новой технологической базе.
Учитывая скорость, с которой технологии влияют на организации всех размеров во всех областях и сферах жизни, очевидно, что и образовательные учреждения, которые не смогут произвести цифровую трансформацию, в ближайшие годы отойдут в прошлое. Стремительно растущие расходы, неэффективное управление и ограниченные бюджеты оказывают огромное давление на современную систему образования, не позволяя образовательным учреждениям вкладывать средства в развитие и повышение конкурентоспособности в новой, цифровой среде.
Именно релевантность, проактивность и операционное превосходство дадут возможность нашим образовательным организациям в будущем конкурировать в цифровой сфере.
Цифровые преобразования, от виртуальных классов до мобильных обучающих приложений, совместного обучения и регулярного повышения
квалификации учителей, уже привели к беспрецедентным изменениям в современной системе образования. К сожалению, большинство отечественных образовательных учреждений еще не преобразовали основные административные процессы и задачи, лежащие в основе их деятельности. Большинство из этих повседневных задач, от зачисления студентов и заявок на закупки до запросов на отсутствие, по-прежнему выполняются с использованием бумажных или электронных писем, которые приводят к нулевой гибкости и потере огромного количества времени.
В свою очередь, цифровая трансформация в качестве одного из приоритетных направлений деятельности образовательной организации позволит образовательным организациям достичь следующих ключевых преимуществ:
1. Оптимизация процессов. Современные технологии позволяют организациям автоматизировать более простые процессы и исключать промежуточные этапы в более сложных процессах, что существенно повышает гибкость организаций, эффективность использования своих ресурсов и ведет к оптимизации затрат. Именно автоматизация рабочего процесса, переход на облачное хранилище данных, облачные вычисления и максимальная оцифровка с минимальной инфраструктурой позволяет быстрее и эффективнее решать задачи оптимизации техпроцесса, качества, безопасности и операционной эффективности и создания новых возможностей для образовательной организации.
Автоматизация позволяет исследователям сосредоточиться на инновациях и творчестве, а не на повторяющихся усилиях по решению однотипных рутинных задач. Это позволяет руководству принимать более информированные и взвешенные решения, возможность постоянно оценивать результаты в реальном времени и оперативно осуществлять преобразования или даже менять направление деятельности, если это необходимо.
Транзакционные системы дают руководителям более глубокое понимание продуктов, клиентов, областей деятельности, позволяя принимать решения на основе реальных данных, а не предположений. Это происходит как во внутренних процессах, так и в процессах, ориентированных на клиента. Уровень детализации также увеличивается, что позволяет руководству сравнивать статус по сайтам или перераспределять производственные мощности так, как это было невозможно раньше.
Помимо лучшей информированности, цифровая трансформация фактически меняет процесс принятия стратегических решений. Это позволяет улучшить вклад в процесс и лучше понять концепцию после принятия решений.
Более гибкая модель в секторе образования напрямую связана с повышением конкурентоспособности образовательных учреждений.
2. Создание персонализированной инфраструктуры. Цифровизация в образовательной организации позволяет создавать более персонализированную и, как следствие, более привлекательную ин-
фраструктуру обслуживания. Формирование такой среды дает организации возможность более оперативно, а главное своевременно, реагировать на постоянно меняющиеся потребности.
3. Новые источники доходов и установка новых связей. Цифровая среда открывает новые способы получения прибыли для образовательных организаций, которые ранее могли быть недоступны. Речь идет о новых возможностях как для академической сферы, так и для коммерческой составляющей образовательной организации.
Естественно, для преобразования крупной организации требуется значительное количество времени, огромное количество ресурсов и многофункциональный набор деловых навыков у руководства и сотрудников, что, в свою очередь, может быть проблематичным для государственных образовательных организаций. Однако на пути к цифровизации образовательных организаций можно выделить несколько основных препятствий для достижения цифровой трансформации в сфере образования:
1. Обучение сотрудников. Хотя ИТ-департамент будет играть важную роль в создании стратегии цифровых преобразований, работа по внедрению и адаптации к масштабным изменениям, которые происходят в процессе цифрового перехода, касаются всех без исключения сотрудников организации. Вот почему человеческий фактор - обязательная, неотъемлемая составляющая часть этого процесса. Таким образом возникает одна из основных проблем, препятствующих процессу цифрови-зации, - нежелание перенимать новые технологии и системы. Люди, как правило, со временем привыкают делать что-то определенным образом и не хотят покидать свою зону комфорта. Это психологическая особенность природы людей: когда необходимо принять новую технологию или систему, люди боятся неудачи и не хотят осваивать новые навыки или процессы. Но дело в том, что навыки и являются основой инноваций.
Нехватка информационных ресурсов и опыта стала самой большой проблемой для цифровой трансформации. Этот процесс может вызвать множество трудностей, поскольку при традиционных моделях бизнеса сотрудники должны были знать только определенные системы, которые планировалось использовать еще многие годы. Для успеха цифровой трансформации сотрудники должны быть готовы к любым изменениям рабочих процессов, если эти изменения необходимы для повышения эффективности и продуктивности. Такая готовность означает и умение мыслить творчески, и знание потенциала новых технологий, и умение использовать их с максимальной эффективностью.
Также важно отметить, что, помимо разъяснения позитивных сторон инноваций и непосредственного обучения и переобучения уже имеющихся сотрудников, образовательные учреждения должны бороться за новые кадры, так как, обученные по новым стандартам, они станут хорошим подспорьем в деле цифровой трансформации.
НБЫ1994-5094 ♦-
2. Отказ от устаревших технологий. Уже существующие унаследованные системы внутри образовательных учреждений часто имеют решающее значение для процессов. Однако современные интернет-приложения для бизнеса не гарантируют совместимость с ними. Именно здесь организации сталкиваются с препятствиями и вынуждены тратить больше средств на модернизацию или пользовательскую интеграцию. Очень часто предприятия тратят огромные деньги только для поддержки и обслуживания своих устаревших технологий, которые уже не приносят прибыли и не способны поддержать цифровые процессы, востребованные на рынке. Это объясняется тем, что модернизация старых технологий отличается большой сложностью и обходится слишком дорого. Сохранение старых технологий также препятствует развитию предприятия в целом. На обслуживание старых технологий тратится множество ценных ресурсов, которые можно было бы потратить на введение новых цифровых технологий - более простых в использовании, повышающих качество обслуживания заказчиков и ускоряющих анализ данных.
3. Разработка стратегии и начало работы. Это наиболее важная задача, когда речь идет о цифровой трансформации любой организации. В начале процесса цифровой трансформации очень важно определить направления развития, а также набор технологий, которые помогут в этом развитии. При этом организация должна провести инвентаризацию своих ресурсов, выделив те, которые требуют модернизации. На этом этапе может даже потребоваться пересмотр приоритетов в проектах с учетом новых потребностей, а также выявление недостатков и пробелов, которые могут стать препятствием на пути цифровой трансформации.
Вместе с тем важно обратить внимание на более широкий и философский вопрос самой необходимости повсеместного и резкого перехода в цифровую эпоху образовательных институтов. Следует учитывать, что на данный момент концептуальной основой цифровизации и цифровой трансформации в образовательных организациях является не научная и успешно апробированная система, а скорее современные реалии [6; 9].
В современном капиталистическом обществе обучение - это сфера бизнеса, продажа услуг. Человек покупает навыки, чтобы затем продавать их с прибылью. Любой индивид и набор его навыков рассматривается как товар - отсюда устремленность на знания, которые стоят дороже и, соответственно, приносят большую прибыль их обладателю. Следовательно, образование в подобной среде начинает представлять собой просто приобретение компетенций, нужных в данный момент работодателям. Это ведет к коренному изменению содержания и методики обучения как такового: для «нормального» преподавания (имеется в виду личное физическое присутствие обучающего и обучаемых в одной аудитории) оставляют только часть предметов, остальные же, в первую очередь гуманитарные, переводят в онлайн-обучение. Фундаменталь-
ное образование в такой ситуации становится уделом немногих избранных: это дорогое, «человеческое» образование. Для остальных - дешевое, «компьютерное», дистанционное.
Таким образом, определяющим оказывается осознание специфики цифровой трансформации в образовательных организациях как не просто сегмента бизнеса, подготовки кадров и обыденном понимании самой сути образования, но и как важнейшей единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, формирования ума, характера и культуры самого ценного для государства ресурса - людей.
С исторической точки зрения цифровая революция произошла совсем недавно, и на сегодняшний день еще нельзя точно предсказать все возможные негативные последствия и тенденции этого процесса касательно как физического, так и психологического здоровья. В сфере образования недостаточно данных и, как следствие, недостаточно проведено исследований, доказывающих положительные последствия применения технологий и их позитивного влияния на процесс обучения.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что в процессе цифровой трансформации для образовательного учреждения основной целью при воплощении ее в жизнь должно стать сохранение баланса между традиционным, проверенным педагогическим подходом наравне с неуклонным соблюдением основных тезисов цифровой трансформации и четким, осознанным следованием пунктам выработанной для данного конкретного учреждения дорожной карты цифровизации.
Цифровизация должна помогать образовательным организациям оставаться в курсе инноваций и самых современных разработок в области распространения и передачи научного знания, а также оперативно овладевать ими, что позволит оказывать образовательные услуги на новой, современной технологической базе.
Таким образом, проведенное исследование цифровых трансформаций в рамках образовательных учреждений в условиях современной глобализации позволяет сделать вывод о том, что главная задача в области развития и цифровизации образования - не просто сделать что-то новое, задача -сделать принципиально новый шаг. Так, по словам Владимира Путина, «у нас утвержден список пятидесяти наиболее востребованных, новых и перспективных профессий. Конечно, это условный перечень, но основа хотя бы. Нужно создать все условия для того, чтобы молодые люди могли получать максимально эффективную подготовку по этим специальностям на уровне, отвечающем самым высоким мировым требованиям, работать на опережение. Необходимо завершить принятие профессиональных образовательных стандартов, обеспечить их внедрение в лицеях, в колледжах, в училищах, в других учебных заведениях» [5].
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ¡БОЛЕС 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов //
Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
2. Гугелев А.В. Цифровизация в системе менеджмента качества // Перспективы развития отечественных предприятий в условиях формирования цифровой экономики: мат. Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2018. С. 158-161.
3. ГугелевА.В., БонюшкоН.А., СемченкоА.А. К вопросу о развитии системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 44-48.
4. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 15-19.
5. Конференция «Вперед в будущее: роль и место России». URL: http://special.kremlin.ru/events/president/news/53231.
6. Наумов С.Ю., Волошин И.П., Муравлева Т.В. Цифровой вектор развития вузов экономической направленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 13-16.
7. Путин: ««Интернет вещей» изменит промышленность и сделает экономику независимой». URL: https://tass.ru/ ekonomika/4547346.
8. Путин: «Важно обеспечить безопасность общества и бизнеса в условиях цифровизации». URL: https://tass.ru/ politika/5405378.
9. Foster R. Creative Destruction Whips through Corporate America. Innosight, 2012. URL: https://www.innosight.com/ wp-content/uploads/2016/08/creative-destruction-whips-through-corporate-america_final2015.pdf.
10. What is digital transformation? URL: https://www. theguardian.com/media-network/media-network-blog/2013/ nov/21/digital-transformation.