Aleksander Vladimirovich Gugelev, Александр Владимирович Гугелев,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
professor of the department of management, профессор кафедры менеджмента,
Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)
of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова
Gugelev@ssea.runnet.ru
Natalia Anatolyevna Bonyushko, Наталья Анатольевна Бонюшко,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
professor of the department of project management профессор кафедры проектного менеджмента
and quality management, и управления качеством,
St. Petersburg State University of Economics Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(sab sea_n@rambler.ru
Anzhelika Akhmedzhanovna Semchenko, Анжелика Ахмеджановна Семченко,
Doctor of Economics, доктор экономических наук,
associate professor of the department of project management доцент кафедры проектного менеджмента
and quality management, и управления качеством,
St. Petersburg State University of Economics Санкт-Петербургский государственный экономический университет
seangelika@yandex.ru
УДК 658.5
К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье рассмотрены современные тенденции в области обеспечения качества организации в условиях цифровизации экономики. Особое внимание уделено вопросам обеспечения качества образовательной деятельности, а также изучены особенности обеспечения качества организаций в условиях цифровизации экономики, представлены основные направления и перспективы обеспечения качества, выявлены проблемы. Выдвинута идея о том, что цифровизация имеет ряд ограничений и отрицательные последствия, несмотря на то что непосредственным образом влияет па возможности повышения качества товаров конкретного сегмента рынка. Целью явилось объективное исследование преимуществ и недостатков обеспечения качества в контексте цифровизационных процессов. Приведены практические примеры, проведен ретроспективный анализ.
Ключевые слова: обеспечение качества, цифровизация, развитие технологий.
SOME ASPECTS OF QUALITY ASSURANCE IN THE CONTEXT OF THE PROCESS OF DIGITALIZATION
The article considers current trends in the area of quality assurance in the context of digitalization of the economy. Particular attention is paid to the issues of ensuring the quality of educational activities, as well as specific features of organizational quality assurance in the context of economic digitalization. The authors reveal major trends and prospects of quality assurance and identify their challenges. It is argued that digitalization has a number of limitations and negative consequences, despite the fact that it has a direct effect on improving the quality of goods in a particular market segment. The aim of the study is to provide an objective opinion on the advantages and disadvantages of quality assurance in the context of digitalization processes. Practical examples are given and a retrospective analysis is presented.
Keywords: quality assurance, digitalization, development of technology.
В настоящее время на пути перехода к цифровой экономике меняется не только культурный и циви-лизационный строй, но и весь экономический уклад, основы восприятия потребителями вопросов качества и уровень удовлетворенности, что в первую очередь связано не столько с системной перестройкой подходов к развитию рыночной экономики, сколько с необходимостью обеспечения многомерности измерения всех экономических процессов участниками хозяйственной деятельности.
Кроме того, Россия сегодня остро нуждается в пересмотре методических подходов к обеспечению качества процессов, товаров и услуг именно в контексте структурных изменений самих отраслей народного хозяйства и выходе их на рельсы нового
цифрового экономического уклада, что обусловило тему представленного в статье исследования.
Цифровизация, или диджитализация (от англ. digital - цифровой) - процесс внедрения цифровых систем передачи на уровне первичных сетей, средств коммутации и управления, обеспечивающих передачу и распределение потоков информации в цифровом виде на уровне вторичных сетей, т.е. переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств [9]. Данное определение применяется в рамках описания изменений, касающихся более глубоких фундаментальных трансформации технологических процессов, замещения аналоговый или физический носитель на цифровой. В современных условиях
92 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
диджитализация весьма активно применяется даже в такой области, как сертификация на соответствие корпоративным правилам [1]. Любой переведенный в электронный вариант объект представляет собой целый набор интерактивных и мультимедийных опытов. Цифровая трансформация - это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты деятельности организаций, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг. Цифровая трансформация предполагает масштабное изменение и пересмотр всех основополагающих компонентов устройства и состава организации: от операционной модели до инфраструктуры, - что приводит к фундаментальным изменениям в работе организации и отражается на ее взаимодействии с клиентами.
Если обратиться к ретроспективному анализу представленной проблематики, то еще в 1980 г. Э. Тоффлер сделал прогноз основных технологических коридоров, которые изменят всю промышленную систему в будущем. К таким коридорам Тоффлер отнес компьютеры, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии [см. 8]. В начале 2000-х гг. ученый-исследователь Дж. Риф-кин отметил, что в условиях нового экономического подхода нужно обратиться к вопросам экономии ресурсов и энергетики, потому что это касается каждого.
На наш взгляд, целесообразно выделить в этой связи несколько основных направлений развития современных экономических систем. Во-первых, это ресурсосберегающие технологии, в том числе строения общественного назначения; либо с нулевым энергобалансом, либо даже поставляющие услуги в общую сеть: одни - энергию, другие -переработанный мусор, очищенную воду и т.д. Во-вторых, это возобновляемые источники энергии. Так, например, в 2016 г. в Дании на возобновляемых источниках энергии было произведено 140% от всей потребности в энергии, в Германии в один из воскресных дней произвели 62% от суточной потребности в энергии, а в Чили энергия бесплатна [8]. Третье направление заключается в развитии системы аккумуляторов энергии, а также на их основе гибридного транспорта. Кроме того, интересным направлением развития выступает возможность создания 5тааг?-систем управления производством, передачей и потреблением энергии.
Ученый, методолог, член Экспертного совета при правительстве РФ Пётр Щедровицкий выделяет три основных технологических коридора в контексте новой платформы технологического развития. К первому он относит цифровые технологии, позволяющие контролировать все системы функционирования человеческого организма, что оказывает, по нашему мнению, серьезное влияние на процессы естественного отбора и, следовательно, коренным образом влияет на цивилизационные процессы. Так, с 2018 г. европейцы, не имеющие датчика, который в онлайн-режиме снимает пара-
метры работы организма, платят за медицинскую страховку примерно в 1,8 раза больше.
Второй коридор определяет развитие новых материалов, в частности наноматериалов, нанопо-крытий, композитных материалов. Третий коридор заключается в создании 5гааг?-систем управления, которые предполагают перенос части функций на вещи и машины, включенные в сети принятия решений. Примером могут служить беспилотные автомобили. В Сколково в программах для моногородов разработаны и внедряются системы прогнозирования уровня развития домохозяйств, что впоследствии позволяет оперировать агрегированными показателями. Именно этим, по нашему мнению, объясняется существенное изменение отношения «потребитель - товар/услуга», поскольку современный маркетинг работает на опережение. Указанные выше агрегированные показатели могут прогнозировать спрос/предложение в будущем как угодно заданном интервале, что, по сути, определяет структурные направления развития экономической системы в целом и отдельных отраслей народного хозяйства в частности. Профиль потребителя, например сколковская технология «досье горожанина», позволяет экстраполировать на 10 лет.
Если обратиться к истории вопроса обеспечения качества, то Николай Кондратьев еще в начале XX в. выделил большие циклы конъюнктуры, циклические процессы, определил их сущность и логику, основанную, по его мнению, на том, что в основе циклов лежит смена технологий: циклы меняются единовременно, как комплекс.
Таким образом, у технологий есть инкубационный этап, который занимает до 60 лет. Второй этап заключается в кардинальном росте производительности труда и составляет приблизительно 35 лет. При этом предыдущая структура, сформированная на старой платформе, исчезает. Традиционным примером называют конвейерное производство.
В настоящее время Илон Маск разрабатывает технологии в автомобилестроении, позволяющие комплектовать товар не из 2 тысяч компонентов, а из 18 модулей, обладающих уникальными новыми свойствам и, соответственно, потребительскими качествами: например, искусственный интеллект и беспилотное управление или электромотор, который на длинном периоде эксплуатации экономит приблизительно 75% затрат на топливо, причем характеристики электромобилей всё время развиваются.
Однако следует отметить, что у новых технических средств существует предел производительности. После его достижения начинается спад, который длится примерно 25 лет. Итого: 60 плюс 60 - цикл длится 120 лет. И это в странах-лидерах, а в странах догоняющей индустриализации этот процесс может растянуться на 250-300 лет [8].
По поводу стандартизации промышленных процессов и продукции сказано очень много, поэтому в данной статье сосредоточимся на новшествах.
В число наиболее востребованных и актуальных продуктов Международной организации по стандартизации входят добровольные стандарты на системы менеджмента [5]. Теперь подобным сборником руководящих принципов могут воспользоваться представители и сотрудники системы образования. Добровольный стандарт ISO 21001:2018 «Educational organizations - management systems for educational organizations - requirements with guidance for use» («Образовательные организации - Системы управления/менеджмента для образовательных организаций - Требования и руководство по использованию») уже доступен для использования, первый в своем роде международный стандарт на системы менеджмента для образовательных организаций.
Ни для кого не секрет, что образование является основой продуктивного общества [4]. Длительный период обучения позволяет людям получить не только ценные знания теоретического и практического плана, но и способности в части эффективного принятия решений. Однако качество образовательных услуг может варьироваться в широких пределах в зависимости от конкретных организаций. Поэтому выбору образовательного учреждения необходимо уделять повышенное внимание. Упростить такой выбор может наличие сертификата соответствия требованиям релевантного стандарта. Например, нового ISO 21001:2018. Кроме того, даже хорошо работающие другие учебные заведения должны периодически оценивать степень удовлетворенности образовательных потребностей своих учеников и запросов других заинтересованных сторон. И при решении этой задачи также пригодится стандарт ISO 21001:2018 на системы менеджмента для образовательных организаций, содержащий все необходимые рекомендации.
В корпоративном мире четкое определение целей и оценка успешности при достижении таких целей помогает измерять успех. Авторы стандарта ISO 21001:2018 фактически стремились облегчить работу в этом направлении сотрудникам образовательных организаций [3]. В целом этот международный стандарт представляет собой инструмент управления для организаций, предоставляющих образовательные продукты и услуги, которые хотят и могут удовлетворить ожидаемые потребности учащихся. Документ должен быть полезен поставщикам услуг образования всех видов: от детского сада и средней школы до высшего учебного заведения, а также центра профессиональной подготовки и поставщика услуг электронного обучения.
Как и другие стандарты ИСО на системы менеджмента, документ ISO 21001:2018 основывается на принципе выполнения заданий по схеме: планирование, исполнение, проверка и принятие необходимых мер (PDCA). Этот принцип позволяет организациям оценить все аспекты внедрения стандарта, уделяя при этом внимание таким моментам, как социальная ответственность. Авторы ISO 21001:2018 определили множество ключевых преимуществ внедрения этого стандарта, включая
лучшее согласование стандартных целей и мероприятий с внутренней политикой конкретной организации, более персонализированное обучение, повышение доверия к организации и углубление вовлеченности и участия заинтересованных сторон в процессе работы поставщика образовательных услуг. Кроме того, в число преимуществ ISO 21001:2018 входят гармонизация множества стандартов в международных рамках, а также стимулирование распространения передового опыта и инноваций. Мгновенно оценить результаты внедрения ISO 21001:2018 не получится. Однако со временем этот документ сможет принести огромную пользу не только отдельно взятым поставщикам образовательных услуг, но и сектору образования и экономике в целом [7].
В целом следует отметить, что ISO 21001:2018 «Образовательные организации - Системы менеджмента качества образовательных организаций -Требования с руководством по применению» - это новый международный специализированный стандарт с требованиями к системе менеджмента качества учебных организаций. Стандарт распространяется на высшие, средние, средние специальные и начальные образовательные учреждения, а также учреждения, оказывающие услуги в области дополнительного образования. Важно отметить, что стандарт ISO 21001 может быть эффективно использован учебными организациями, являющимися частью более крупных компаний.
Стандарт ISO 21001 представляет пользователям модель, которая разработана так, чтобы быть максимально удобной и эффективной для образовательных учреждений различного типа. Подтверждение внедрения стандарта ISO 21001 и получение сертификата позволит образовательной организации продемонстрировать всем заинтересованным сторонам высокий уровень качества оказываемых образовательных услуг, а также получить дополнительные баллы, связанные с наличием системы качества.
Важно отметить, что стандарт может быть использован образовательными организациями не только для обеспечения качества образовательных процессов, но и для организации научно-исследовательской деятельности.
На основе вышеизложенного целесообразно сделать вывод, что развитие промышленных технологий всегда задает новые требования к человеческому капиталу и системам подготовки и образования. Наблюдаются изменения в области содержания подготовки кадров и образования, в частности гуманитаризация и систематизация, общая для всех направлений научных знаний. Кроме того, специалисты отмечают внедрение в образовательный процесс технологий мышления, например ТРИЗ - технологии решения изобретательских задач - Альтшуллера.
По нашему мнению, в ближайшие годы образовательные системы стран мира ждут существенные изменения, влекомые экономическими процессами и причинами. Вслед за промышленностью изме-
94 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦
нится сам подход к оценке научных знаний и компетенций выпускаемых специалистов. Изменится труд педагога, образование уже сегодня неразрывно связано с коммерческой составляющей, а в дальнейшем популяризация знаний будет иметь определяющее значение для дальнейшей судьбы любого учебного заведения. Речь идет не только о наличии Massive Open Online Courses (открытых курсов и программ, доступных через интернет), которые, кстати говоря, являются одним из важнейших показателей качества, оцениваемых при определении места вуза в международных рейтингах, а скорее, о возможности привлечения абитуриентов из числа взрослого населения, обучающегося в течение всей жизни, что влечет серьезную необходимость перестройки образовательных систем на пути поиска не столько академических, сколько прикладных решений. Так, из 1200 человек профессорско-преподавательского состава Лёвен-ского университета 10% - миллионеры [8]. Но не благодаря преподаванию, а за счет того, что они участвуют в разработках, создают вместе со студентами технологические компании и получают доход от этой «валоризации» знаний.
Также сегодня меняются рабочие профессии, поскольку на уровень рабочего переносится часть бывшей инженерно-управленческой компетенции.
В 2017 г. на встрече с представителями информационно-коммуникационного кластера Пермского края Владимир Путин отметил, что интернет вещей в промышленности способен кардинально изменить экономику страны и сделать ее независимой: «Это не просто "интернет вещей", это создание вообще новой промышленности. Тогда [ после проникновения "интернета вещей" в промышленность] у нас будет другая экономика... Кто будет владеть вот этими кластерами информационными, цифровыми в отдельных отраслях, тот будет хозяином этих отраслей в мире» [6].
В условиях новой экономики, изменения в сфере образования, как основного источника специалистов для постоянно изменяющихся областей и необходимых для них компетенций, становится наиболее приоритетным направлением для любой страны в эпоху глобализации.
В процессе цифровой трансформации лучше всего рассматривать цифровые технологии не как средство роста, а как средство достижения эффективности процессов и снижения затрат. Именно правильная постановка акцента при формировании стратегии цифровой трансформации оказывается решающей для будущего организации.
Проект цифровой трансформации лучше всего дополняется использованием модели цифровой зрелости как основы для определения текущего состояния организации и желательного целевого состояния с точки зрения основных сфер, ключевых для устойчивого бизнеса.
Для достижения успеха в области цифровизации требуется анализ существующей модели управления и корпоративной среды. Соответственно, к ключевым задачам любой организации относится
понимание того, на каком этапе глобальных преобразований она находится и как масштабно необходимо проводить внутренние корпоративные изменения. При оценке уровня цифровой зрелости следует опираться на уже упоминавшиеся ранее международные стандарты в области индустрии 4.0:
• определение текущего этапа зрелости в разных функциональных областях (структура, ресурсы, технологии);
• выявление целевого этапа развития, которого хочет достичь компания в конце процесса преобразования, на основании своей корпоративной стратегии;
• определение действий и включение их в план с целью развития характеристик, установленных в процессе выявления целевого этапа развития [3].
«Если не создается 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест, то попытка подготовить кадры большей квалификации приводит только к оттоку людей из страны» [6]. Цифровиза-ция должна помогать образовательным организациям оставаться в курсе инноваций и самых современных разработок в области распространения и передачи научного знания, а также оперативно овладевать ими, что позволит оказывать образовательные услуги на новой, современной технологической базе.
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что главная задача в области развития и цифровизации образования - не просто сделать что-то новое, задача - сделать принципиально новый шаг [см. 3]. В 2018 г. Владимир Путин подчеркнул необходимость обеспечения безопасности общества, граждан и бизнеса в условиях цифровой реальности. Президент пояснил, что глобальная цифровизация распространяется сегодня практически во всех сферах жизни и оказывает огромное влияние на развитие стран, отметив, что в России уже принята и реализуется долгосрочная программа «Национальная технологическая инициатива», рассчитанная до 2035 г.
Непременное условие осуществления современной исследовательской деятельности - это кооперация с промышленностью. Но тут существуют две проблемы. Первая проблема заключается в том, что промышленники сегодня сами не могут ответить на вопрос, что им нужно. Ни одна, даже самая крупная компания не может самостоятельно обеспечить прорывные исследования и разработки даже в рамках своей узкой отрасли. Необходимо создание консорциумов на всех стадиях жизненного цикла создания новых знаний и новых продуктов. Вторая проблема состоит в том, что те промышленные предприятия, которые точно знают, что им нужно, сегодня в существующие учебные заведения, скорее всего, не придут, потому что понимают, что от них бесполезно ждать прикладных результатов.
Образовательная политика неотделима от промышленной, а также от политики поддержания и поощрения социальной мобильности. Однако следует отметить, что цифровизация и смена технологий имеет и ряд отрицательных сторон. Так, в
апреле 2019 г. в Москве обсудили вопросы влияния цифровых технологий на поведение и здоровье человека [2]. В обсуждении приняли участие руководители министерств, представители научного сообщества, учреждений образования и экспертного сообщества. Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фру-мин отметил, что статистика не дает четкого ответа на вопрос, являются ли цифровые технологии риском или происходит культурный сдвиг. С одной стороны, подростки 14-17 лет проводят перед экранами в среднем по 5 часов в день и отправляют около 470 сообщений в неделю; с другой - 57% подростков заводят друзей онлайн, а доля подростков, употребляющих алкоголь, никотин и наркотики, снизилась с 2007 г. на 50%.
По словам Артура Реана, неблагополучие семьи - важнейший фактор неблагополучия индивидуума в контексте проблем агрессии и буллинга. Также на российской выборке исследователи обнаружили, что вовлеченность в травлю в роли жертвы связана с социально-экономическими характеристиками семьи. Министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила, что Министерство просвещения воспринимает цифровые технологии как инструмент, который позволит максимальному числу подростков получить качественное образование. При этом «никто не собирается заменить школу онлайн-курсами, а учителей - роботами и планшетами», подчеркнула Васильева. Среди основных задач, решаемых Министерством с помощью «цифры», первая - перевод управления отраслью в режим принятия решений на основании больших данных. Будет сформирована общая база сведений о системе образования, ее параметрах, ресурсах и участниках процесса. Именно из нее в один клик смогут извлекать информацию контрольно-надзорные органы: учителя будут освобождены от большого количества нынешней бумажно-отчетной работы. Вторая задача - создание личных кабинетов учеников и учителей.
Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева заметила, что необходимо не просто точечное использование отдельных технологий, а создание новой цифровой среды. Она предполагает иной тип взаимоотношений. По мнению руководителя фонда, в условиях цифровой среды роль живого человека, учителя, только возрастает [2].
От преподавателя на уроке не готовы отказаться и сами школьники. Заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы РФ Любовь
Духанина привела данные опроса учеников: половина из них готовы активно использовать информационные технологии на уроках, но почти столько же хотят получать информацию от учителя.
Таким образом, целесообразно сделать следующее предположение. Несмотря на бурное развитие процессов цифровизации в сегодняшнем мире, по-прежнему важным и актуальным остается персонализация и индивидуализация процессов как экономического, так и образовательного характера, что, по сути, определяет возможности дальнейшего успешного развития отдельной страны. Несомненно, решение актуальных задач в сфере образования и цифровых технологий является важным, но следует помнить, что в основе всего находится человек, с его ограничениями и психологического, и физического характера, что накладывает своего рода пороговые значения на цифровые технологии.
1. Бушуев А.Н., Гугелев А.В. Применение ISO/IEC 17021:2011 при сертификации корпоративных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51). С. 38-42.
2. В Москве обсудили влияние «цифры» на школьников. URL: https://psy.su/feed/7413/.
3. ГорбашкоЕ.А., БонюшкоН.А., СемченкоА.А. Развитие системы менеджмента качества организации в условиях цифровизации экономики: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019.
4. Гугелев А.В. Цифровизация в системе менеджмента качества // Перспективы развития отечественных предприятий в условиях формирования цифровой экономики: мат. Междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2018. С. 158-161.
5. ГугелевА.В., БонюшкоН.А., СемченкоА.А. К вопросу о развитии системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 5 (74). С. 44-48.
6. Официальный сайт Президента России. Конференция «Вперед в будущее: роль и место России». URL: http:// special.kremlin.ru/events/president/news/53231.
7. Стандарт ИСО 21001:2018 на системы менеджмента для образовательных организаций. URL: https://www. novotest.ru/news/world/standart-iso-21001-2018-na-sistemy-menedzhmenta-dlya-obrazovatelnykh-organizatsiy.
8. Щедровицкий П. Революция уже произошла, мы просто этого не видим. URL: https://www.znak.com/2017-12-12/ petr_chedrovickiy_pochemu_rossiyskaya_ekonomika_i_ obrazovanie_ne_uspevayut_za_ostalnym_mirom.
9. What is digital transformation? The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/media-network/media-network-blog/2013/nov/21/digital-transformation.