Научная статья на тему 'К вопросу о развитии системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества'

К вопросу о развитии системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ / МАРКИРОВКА / QUALITY MANAGEMENT / NATIONAL STANDARDIZATION SYSTEM / LABELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Бонюшко Наталья Анатольевна, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В статье рассмотрены вопросы развития системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества, изучены основные направления и перспективы стандартизации, выявлены проблемы, выдвинута идея о том, что система стандартизации непосредственным образом влияет на возможности повышения качества товаров конкретного сегмента рынка, что приобретает особое значение в условиях цифровизации мирового экономического хозяйства. Целью явилось объективное исследование преимуществ и недостатков современной системы стандартизации с учетом ретроспективной оценки. Исследованы основы современного нормативно-правового регулирования вопросов стандартизации и маркировки, приведены практические примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гугелев Александр Владимирович, Бонюшко Наталья Анатольевна, Семченко Анжелика Ахмеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the evolution of the system of standardization and labeling of goods in the context of quality management, examines major trends and prospects of standardization, identifi es problems, and argues that the system of standardization directly affects the quality of products of a particular market segment, which is particularly important in the context of the digitalization of the world economy. The article aims to present an objective study of the advantages and disadvantages of the existing standardization system taking into account retrospective assessment. Fundamentals of the existing regulatory and legislative framework of standardization and labeling are examined, practical examples are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества»

44 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № Б (74) -♦

Aleksander Vladimirovich Gugelev,

Doctor of Economics,

professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Natalia Anatolyevna Bonyushko,

Doctor of Economics,

professor of the department

of economics and quality management,

Saint Petersburg State University of Economics

Anzhelika Akhmedzhanova Semchenko,

Doctor of Economics,

associate professor of the department

of economics and quality management,

Saint Petersburg State University of Economics

УДК 658.56

Александр Владимирович Гугелев,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

Наталья Анатольевна Бонюшко,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

sea nitframbler.ru

Анжелика Ахмеджанова Семченко,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

seangelikaitfyandex.ru Ésa

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

И МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА

В статье рассмотрены вопросы развития системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества, изучены основные направления и перспективы стандартизации, выявлены проблемы, выдвинута идея о том, что система стандартизации непосредственным образом влияет на возможности повышения качества товаров конкретного сегмента рынка, что приобретает особое значение в условиях цифровизации мирового экономического хозяйства. Целью явилось объективное исследование преимуществ и недостатков современной системы стандартизации с учетом ретроспективной оценки. Исследованы основы современного нормативно-правого регулирования вопросов стандартизации и маркировки, приведены практические примеры.

Ключевые слова: обеспечение качества, национальная система стандартизации, маркировка.

SOME ASPECTS OF THE SYSTEM OF STANDARDIZATION AND LABEL-LING OF PRODUCTS IN THE CONTEXT OF QUALITY ASSURANCE

The article discusses the evolution of the system of standardization and labeling of goods in the context of quality management, examines major trends and prospects of standardization, identifies problems, and argues that the system of standardization directly affects the quality of products of a particular market segment, which is particularly important in the context of the digitalization of the world economy. The article aims to present an objective study of the advantages and disadvantages of the existing standardization system taking into account retrospective assessment. Fundamentals of the existing regulatory and legislative framework of standardization and labeling are examined, practical examples are given.

Keywords: quality management, national standardization system, labeling.

Сегодня в условиях перехода к цифровой экономике не только наша страна, но и весь мир стоит перед острой необходимостью обеспечения ускорения товародвижения и оказания услуг потребителям, поскольку онлайн-заказ и быстрая доставка является одним из самых важных конкурентных преимуществ хозяйствующих единиц. Серьезную роль в этом процессе играет стандартизация и маркировка, позволяющая использовать самые современные логистические сервисы и исключить индивидуализацию труда, оставленную на откуп пре-миум сегменту. Несмотря на этот факт, обеспечение качества товаров по-прежнему является определяющим конкурентным преимуществом, находящим-

ся, по нашему мнению, в прямой взаимозависимости от уровня стандартизации и маркировки данного рыночного сегмента, что обусловило актуальность темы представленного исследования.

В настоящее время национальная система стандартизации находится на стадии модернизации и включает в себя перечень стандартов и классификаторов технико-экономической, а также социальной информации, правила создания этих стандартов и их использование. Необходимость совершенствования системы стандартизации связана во многом с тем, что многие стандарты существуют уже более 50 лет, с советских времен в виде устаревших сегодня или устаревающих.

НБЫ1994-5094 ♦-

45 -♦

Вступление России в ВТО в 2012 г. обострило ситуацию и послужило причиной поиска новых, более эффективных решений в сфере товародвижения, в результате которых стала меняться и система стандартизации. Рассмотрим основные нормативно-правовые основы национальной системы стандартизации, в частности новую концепцию развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. N° 1762-р «О Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года»).

Так, совершенствование законодательства в сфере национальной системы стандартизации предполагает перечень положений, в частности:

1) обязательность применения документов в области стандартизации для оценки соответствия продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам.

Наиболее важная цель - защита прав и интересов каждого гражданина, а также и самого государства по всем вопросам, касающимся обеспечения качества продукции.

Другими целями являются.

1. Увеличение уровня безопасности в жизни каждого гражданина, уменьшение рисков для имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, создание благоприятных и безопасных экологических сфер, забота и сохранение жизни или здоровья животных, растений и деревьев, а также строгое соблюдение всех технических регламентов.

2. Улучшение безопасности на особо опасных объектах с риском техногенных катастроф, в особенности в работе с радиацией и вредными химикатами.

3. Обеспечение безостановочного развития технологического процесса.

4. Создание условий для увеличения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

5. Формирование системного и рационального подхода к использованию ресурсов.

6. Использование практического опыта после проведения различных испытаний, экспериментов и опытов.

7. Создание экологической и взаимозаменяемой продукции.

Еще одним важным нормативно-правовым актом, регулирующим исследуемую сферу, выступает ФЗ « О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон 162-ФЗ), вступивший в силу с 2016 г. Закон устанавливает основы стандартизации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в данной области. В нем учтены, в частности, рекомендации ООН по ис-

пользованию ссылочных норм на стандарты, что широко применяется в странах - членах ВТО.

Одной из целей стандартизации, обозначенной Законе 162-ФЗ, является повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства, что достигается с помощью использования документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Практически все нормативно-правовые акты в области стандартизации применяются добровольно, что не относится к национальным стандартам, которые изготовитель продукции и исполнитель работ в случае публичного заявления о соответствии продукции обязан использовать в случае, если национальный стандарт используется в маркировке, эксплуатационной документации и маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации.

Еще одним важным изменением является возможность разработчиков нормативно-правовых актов использовать ссылки из официальных справочников. Эта возможность закреплена в ст. 27 Закона 162-ФЗ, что позволит в перспективе министерствам и ведомствам оптимизировать, стандартизировать и ускорять свою работу по разработке подзаконных актов и корректировке уже принятых.

За информационное обеспечение национальной системы стандартизации отвечает Федеральный информационный фонд стандартов (ч. 1 ст. 28. Закона 162-ФЗ). С 01.07.2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.06.2016 № 589, которым утверждено Положение о порядке формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им. Документы национальной стандартизации представлены в таблице [4].

Из перечисленных в таблице документов только национальные стандарты используются заказчиками при описании объекта закупки для формирования технической части документации или технического задания. Иные перечисленные документы либо являются документами, ориентированными на облуживание собственно системы стандартизации, либо относятся к описанию технологий, процессов, методов, способов, оборудования, т.е. ориентированы на производителей.

Например, если заказчик собирается закупить консервы с тушеной говядиной, нужно учитывать, что на данный продукт действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС-034-2013), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 298, и ГОСТ 32125-2013 «Межгосударственный стандарт. Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия». Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 223-ст «Об утверждении межгосударственного стандарта» с 1 июля 2014 г. ГОСТ 32125-2013 введен в действие для добровольного применения в России как национальный стандарт. Таким образом, заказчик, описывая объект закупки, может указать, что качество, технические и функциональные характери-

46 Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) ♦-♦

Нормативно-правовые основы регулирования национальной системы стандартизации

1. Документы национальной системы стандартизации

а) Национальный стандарт РФ Документ по стандартизации Устанавливает общие правила в отношении стандартизации

б) Основополагающий национальный стандарт РФ Национальный стандарт Устанавливает общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов

в) Предварительный национальный стандарт РФ Документ по стандартизации Устанавливает для всеобщего применения общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта

г) Правила стандартизации Документ национальной системы стандартизации Конкретизирует отдельные положения национальных стандартов

д) Рекомендации по стандартизации Документ национальной системы стандартизации Содержит информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствует применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте. Не могут противоречить положениям национальных стандартов (ст. 18)

е) Информационно- технические справочники Документ национальной системы стандартизации Представляет собой специальные указания в той или иной области для успешного ведения тех или иных процессов стандартизации

2. Общероссийские классификаторы обязательны для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

3. Стандарты организаций утверждаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги

4. Порядок стандартизации оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, а также процессов, которые связаны с такой продукцией, устанавливает Правительство РФ. Порядок стандартизации для продукции в области использования атомной энергии, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливается Правительством РФ

стики товара должны соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС-034-2013).

При этом в качестве максимальных или минимальных значений показателей заказчику следует указать показатели ГОСТ 32125-2013. Если производители применяют этот ГОСТ на добровольной основе, тем самым они соблюдают требования ТР ТС-034-2013. Если заказчик примет решение о внесении в описание объекта закупки требований и (или) показателей, не предусмотренных ГОСТ 32125-2013, то он должен будет обосновать необходимость использования таких нестандартных («неГОСТовских») требований и показателей.

Еще одним важнейшим документом является ГОСТ, представляющий собой государственный стандарт, который создает перечень требований от государства к качеству продукции, работ и услуг. ГОСТы могут быть установлены, основываясь на применении современных достижений в научной и технологической области, а также практического опыта с учетом последних стандартов или проектов других стран.

ГОСТ был разработан еще в СССР и сегодня имеет обозначение ГОСТ Р, указывая на принадлежность к РФ. Соответствие ГОСТ означает, что весь перечень продуктов прошел проверку и сертификацию качества, а также отвечает требованиям безопасности. С 2003 г. все государственные стандарты, принятые Госстандартом до 1 июля 2003 г., признаны национальными.

В России национальные стандарты имеют добровольный характер для применения, однако есть исключения, для которых соблюдение стандартов обязательно: к ним относится оборонная продукция. Это сделано для защиты сведений, составляющих тайну государства или иную информацию для ограниченного круга лиц [7].

Несмотря на существование уже одобренного проекта развития системы стандартизации до 2025 г., необходимо учитывать оперативные корректировки реального сектора экономики, что обусловлено изменением внешних факторов, которые оказывают на систему непосредственное воздействие, в числе которых целесообразно выделить следующие:

ISSN 1994-5094 ♦-

47 -♦

• необходимость в регулировании рыночной экономики, а также развитие автономности хозяйствующих субъектов;

• интеграция экономики РФ с европейской и мировой экономиками, проведение ряда мер по укреплению межгосударственных экономик;

• приоритетное развитие научного-технологического сектора;

• сокращение импортозависимости России.

Важно отметить, что основные положения Концепции развития должны использоваться только после выполнения всех работ, а именно:

• создания приоритетных направлений и объектов стандартизации;

• внедрения более совершенных законодательных основ;

• оптимизации составов новых стандартов;

• перспективного и рационального планирования;

• реформирования органов стандартизации;

• внедрения информационных технологий во все сферы стандартизации [7].

Таким образом, были обозначены основные направления развития и влияющие на них факторы, в числе которых необходимость наращивания темпов принятия реформ на пути сокращения разрыва с развитыми странами. Одной из проблем можно назвать то, что стандартизацию сложно применить для любой сферы, ведь товары и услуги в условиях цифровизации экономики становятся все более разнообразными и современными. Стандартизация в каждой стране уникальна, что создает необходимость приведения стандартов разных стран к единообразию, чем занимается ИСО.

Среди перспектив развития стандартизации отметим внедрение современных информационных технологий, что является обязательным условием автоматизации и ускорения процесса. Также необходимо уменьшить импортозависимость отечественных товаров путем создания собственных качественных аналогов. Также, на наш взгляд, нужно ужесточить государственный контроль за соблюдением требований в области стандартизации производителями. В целом отметим, что общемировые тенденции стандартизации задают новые векторы развития национальной системы.

Непосредственно связана со стандартизацией маркировка товаров, возникновение которой обусловлено наличием бесконечного разнообразия товаров и необходимостью их идентификации в целях учета и контроля качества. Потребитель ищет отличительные черты какой-либо вещи, поэтому при выборе товара маркировка играет важную роль, поскольку таким образом обеспечивается узнаваемость товара и его производителя, идентификация принадлежности к сфере или отрасли производства, технические характеристики, а также соответствие установленным требованиям к качеству. У некоторых стран существуют собственные виды маркировок, которые применяются только на ограниченном пространстве.

Рассмотрим более детально понятие маркировки, требования к ней, ее виды и современные особенности. Маркировка (от нем. markieren - отмечать, ставить знак) - нанесение условных знаков, букв, цифр, надписей на объект, чтобы отличать

его от других объектов или сообщить об особых его свойствах. Основное предназначение маркировки - донести главную информацию или сведения о товаре до потенциального клиента, а также идентификация товара среди огромного многообразия различных товаров [5].

К основным функциям маркировки товара можно отнести информационную, идентифицирующую, эмоциональную, мотивационную и информационную, что обусловлено целями маркировки.

Еще одна цель маркировки состоит в способности воздействия на потребителя с помощью маркировки товара на психоэмоциональное состояние для удовлетворения его потребностей. Так, маркировка необходима для побуждения потребителя к покупке тех или иных вещей с помощью маркировки. Другой целью является формирование мотивации к покупке товара для потребителя. С помощью маркировки товара производитель показывает покупателю, что этот товар ему необходим, что он получит после покупке товара, а также чем покупатель будет выделяться после покупки данного товара [3].

В соответствии с законом о правах потребителя продавец или организация, которая продает товар, должна предоставить перечень необходимой информации о товаре, а именно:

- адрес или место нахождения, где был произведен товар;

- фирменное название изготовителя или организации, которая произвела товар;

- сведения о техническом соответствии товара всем необходимым требованиям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сведения обо всех необходимых потребительских свойствах;

- сведения о составе товара;

- сведения о весе, дате и месте расфасовки;

- сведения о противопоказаниях;

- сведения об условиях хранения;

- информация об энергетической эффективности;

- срок службы товара или срок годности, а также действия для покупателя после истечения срока службы.

Маркировка товара служит информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю необходимую информацию о нем [1].

Таким образом, маркировка должна:

- быть четкой и разборчивой, не должна сливаться с фоном;

- быть устойчивой к воздействию различных климатических факторов;

- сохранять свои внешние качества на протяжении всего срока пользования

- соответствовать требованиям безопасности.

В структуре маркировки должен присутствовать

текст с информацией о товаре, рисунок, схожий с тематикой товара, а также различные дополнительные информационные знаки.

Современная маркировка бывает двух основных видов: производственная и торговая. Производственная маркировка наносится организацией, которая является изготовителем товара и регламентируется правилами закона о защите прав потребителя и иными действующими техническими регла-

48 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

ментами и требованиями. К носителям производственной маркировки относят: этикетку, кольеретку, вкладыш, бирку, ярлык, контрольные ленты, штамп.

Остановимся на них подобнее. Этикетка - самый главный носитель информации о товаре, на котором расположена вся необходимая информация. Данный вид маркировки печатается типографическим способом и приклеивается на товар или упаковку, а также может быть нанесен с помощью других средств. Кольеретки - отдельный вид маркировки, наносимый на верхнюю часть бутылки, содержащий по сути лишь малую часть информации о товаре и имеющий больше декоративный, чем информационный характер. Вкладыши - еще один вид маркировки, который несет в себе основные сведения о товаре и располагается внутри самого товара, применяется в случаях, когда не хватает места для нанесения информации о товаре снаружи. В большинстве случаев вкладыш не столько имеет информативную функцию, сколько является разновидностью рекламы товара. Бирки чаще всего приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар. На бирке расположена фирменная символика товара, товарный знак, а также необходимая информация о товаре. Ярлыки очень похожи на бирки и имеют одинаковый способ расположения, однако главное отличие заключается в том, что на ярлыке расположено больше информации о товаре, а именно марка, размер, дата изготовления, сорт и цена. Контрольные ленты в основном имеют довольно маленькие размеры, они содержат только символическую информацию, которая дополняет информацию с бирок и ярлыков. Чаще всего контрольная лента расположена внутри одежды или обуви. Клейма и штампы наносятся на товары, а также на этикетки, упаковки и ярлыки. Служат для штампования фирменной символики для предотвращения подделки товара [6].

Другой вид маркировки - торговая маркировка, наносимая поставщиком или продавцом предоставляемого товара, которая выделяет продавца товара [3].

Торговая марка, как правило, несет информацию не о товаре, а о продавце. Она наносится не на сам товар, а на носители. К ним относят: кассовый чек, товарный чек и ценник. Кассовый чек представляет собой документ, который служит для совершения договора купли-продажи, а также имеет косвенное отношение к уплате налогов. Чек включает название продающей организации, номер кассы, дату, время и место продажи, стоимость покупки. Товарный чек выдается по желанию покупателя, чаще всего при покупке продовольственных товаров. Он необходим для детализации купленных товаров в отчете и включает название продающей организации, наименование самого товара, размеры и материал товара, цену, дату, место и время покупки. Ценник содержит краткую информацию о товаре, его цене и является основанием для совершения купли-продажи, размещается под товаром или приклеивается на товар и содержит в себе перечень следующей информации: название продающей организации, название товара, название изготовляющей организации, марку, срок службы и цену.

Например, коробка из-под телефона содержит в себе следующие маркировки. На лицевой части находится этикетка, которая содержит в себе рисунок и фирменную эмблему, а также название товара и название организации, которая его изготовила. На задней части расположена техническая информация о продукте, его параметры использования, гарантия, а также нормы использования. Внутри можно увидеть вкладыши или буклеты, в которых дублируется информация о продукте, находится информация об использовании товара, все необходимые стандарты и технические особенности.

Еще одним примером является рубашка в магазине одежды, которая содержит в себе следующие маркировки. К рубашке приклеены ярлык и бирка, в которых содержится информация об изготовителе, название рубашки, ее ценник, а также дата и место изготовления. Внутри содержится информация о размере и материалах изготовления. В нижней части внутри содержится информация о способах стирки и использования рубашки, а также противопоказания к различным способам использования.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в условиях перехода к цифровой экономике не только наша страна, но и весь мир стоит перед острой необходимостью обеспечения ускорения товародвижения и оказания услуг потребителям. Серьезную роль в этом процессе играет стандартизация и маркировка, позволяющая использовать самые современные логистические сервисы и исключить индивидуализацию труда, оставленную на откуп премиум-сегменту. Рассмотренные вопросы развития системы стандартизации и маркировки товаров в контексте обеспечения качества приводят к пониманию, что система стандартизации непосредственным образом влияет на возможности повышения качества товаров конкретного сегмента рынка, что приобретает особое значение в условиях цифровизации мирового экономического хозяйства.

1. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация: учеб. пособие. М., 2007.

2. ГугелевА.В., СемченкоА.А. Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 15-19.

3. Концепция национальной системы стандартизации / Госстандарт России. М., 1998. URL: http://www.cplire.ru/rus/ casr/os/3_1/13.htm.

4. Национальная система стандартизации. Понятие, цели и принципы применения национального стандарта. URL: http://marketedst.ru/207-nacionalnaya-sistema-standartizacii-ponyatie-celi.html.

5. О развитии системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (с изм.): Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 г. № 17. URL: http://docs.cntd.ru/ document/456067289.

6. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: учебник / под ред. В.В. Шевченко. М.: ИНФРА-М, 2013.

7. Уведомления о разработке проектов национальных стандартов. URL: http://standard.gost.ru/wps/portal/iut7p/ c4/04_SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9CP0os3gLHzeXUFNLY wMLD1dLA09vR39DD68g4-BQI_2CbEdFADu0LAA!/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.