Цифровые технологии в процессе изучения дисциплины «Социальная реклама» студентами направления «Реклама и связи с общественностью»
Козлов Андрей Валерьевич,
д.и.н., профессор, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью Института журналистики, коммуникации и медиаобразования Московского педагогического государственного университета; профессор Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: к[email protected]
Орлова Елена Александровна,
к.п.н., доцент кафедры коммуникационного менеджмента и рекламы, связей с общественностью Института журналистики, коммуникации и медиаобразования Московского педагогического государственного университета; доцент Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье предложены варианты изменения компетенций по дисциплине «Социальная реклама» с учетом актуальных требований отрасли, а также рассмотрены возможные цифровые инструменты и технологии, которые могли бы значительно повысить качество обучения студентов по данной дисциплине.
Ключевые слова: социальная реклама; индустрия 4.0, цифровые инструменты, сквозные технологии, реклама и связи с общественностью, высшее образование.
£7
CJ
со
см
см
<о
Z
130
Для современной России актуальны кризисы во многих социальных институтах: растет количество разводов, в сложной ситуации детско-родительские отношения, не выравнивается демографическая ситуация, обесцениваются моральные эталоны и т.д. На этом фоне общественные и государственные организации ищут инструменты, которые могли бы способствовать, если не искоренению, то хотя бы возможности решения социальных проблем российского общества. Один из таких инструментов - социальная реклама.
Актуальность учебного курса «Социальная реклама» также обусловлена тем, что социальная реклама является действенным механизмом регулирования поведения человека. Она выступает средством его социализации и не только показывает, вскрывает проблемы общества, но и привлекает граждан к их решению, меняет образ мышления, обращает внимание на проблемы как точечно, так и глобально, показывает возможные пути их решения.
Российские социальные рекламные кампании имеют низкую эффективность, т.к. отсутствует контроль за их реализацией, точные критерии оценки их эффективности, недостаточно изучен механизм воздействия данного вида рекламы на общество, а также нет единого органа, контролирующего качество социальной рекламы.
На этом фоне остро встает вопрос формирования нового подхода к преподаванию социальной рекламы с учетом развития цифровых технологий [1], что позволит не только скорректировать компетенции будущих специалистов, но и дать им навыки применения современных инструментов для повышения эффективности производимого продукта - социальной рекламы. Уже нельзя обучать студентов с помощью учебника и простой презентации, необходимо формировать программы с учетом растущей цифровизации отрасли и цифровой экономики.
Применение цифровых технологий в образовательном процессе вузов, выпускающих специалистов в области рекламы и связей с общественностью, актуально и в связи с тем, что цель на построение цифровой экономики была определена в нашей стране еще в 2017 году. Президент РФ высказал мнение о том, что у страны нет будущего, если она не начнет развитие цифровой экономики [2]. Данное направление закреплено в государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [3], которая определяет курс на поддержку развития таких технологий как Big Data, нейротехноло-гии и искусственный интеллект (ИИ), системы распределенного реестра, промышленный Интернет, технологии виртуальной и дополненной реальностей и многих других.
В данной статье авторы предлагают варианты цифровых технологий, которые могли бы максимально актуализировать рабочую программу дисциплины «Социальная реклама» для студентов направления «Реклама и связи с общественностью».
Дисциплина «Социальная реклама» (Б1.В.ДВ.02.01) относится к части, формируемой участниками образовательных отношений, дисциплинам по выбору, учебного плана образовательной программы 42.03.01 Реклама
и связи с общественностью [4]. Курс направлен на формирование ответственного отношения к производимой социальной рекламе, на развитие навыков применения механизмов разработки данного вида рекламы с применением современных цифровых технологий.
Программные продукты, применяемые в отрасли, изучение которых формирует цифровые компетенции выпускника:
WordPress - свободно распространяемая система управления содержимым сайта с открытым исходным кодом; Crello - графический онлайн-редактор для создания статических и анимированных дизайнов; Animak-er - онлайн-создатель анимационных видео своими руками, который делает презентации студийного качества доступными для всех; Bannersnack - онлайн-сервис для создания HTML5 и Flash-баннеров разнообразного формата, не требующий знания кода и навыков работы с редакторами изображений; Snappa - инструмент для создания графического контента для социальных сетей, блогов, рекламы и сайтов; Blender - программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики; Medtest, Анкетолог - инструмент для текущего контроля, разработки опросов; Miro - платформа для совместной работы распределенных команд (в том числе при дистанционной работе отдельных сотрудников); VK Teams - единое цифровое пространство для команд от 100 человек; Trello - облачная программа для управления проектами небольших групп; Инфода moodle -образовательная онлайн среда МПГУ; megapo.st - поддерживает Вконтакте, Одноклассники. Предлагает крос-спостинг, автоудаление постов, работу с RSS-лентами; Omirussia.ru - проверка гипотез, тестирование концепций, обогащение своей целевой аудитории; SPSS Statistics - это статистический программный комплекс, разработанный IBM для управления данными, расширенной аналитики, многомерного анализа, бизнес-аналитики, уголовного расследования. Данные цифровые инструменты могут быть включены в соответствующе разделы программы дисциплины «Социальная реклама».
Как уже отмечалось выше, в нацпроекте «Цифровая экономика» выделяются сквозные технологии, применяемые в Индустрии 4.0. Так, в программе дисциплины «Социальная реклама» могут быть использованы такие сквозные технологии как искусственный интеллект, нейросети. Однако в нашем случае они будут выполнять вспомогательную функцию в творческом процессе для развития креативности.
В рамках курса можно применять следующие инструменты сквозных технологий.
Текстовые нейросети: RuGPT-3 - генератор текста от «Сбера», генерирует тексты в деловом, научном или художественном стилях; CopyMonkey - генератор текстовых отзывов, может подготовить текст для сайта, пост для социальной сети, неплохо пишет описания для роликов на YouTube; Anyword - способна написать текст, проверить его эффективность, оптимизировать под целевую аудиторию, которая сама же анализирует ЦА, регулировать трафик на сайт.
Нейросети для создания картинок и видео: Dream by WOMBO генерирует изображения под заданные пользователем параметры или по предложенному тексту. Картинки получаются абстрактные, но можно развивать фантазию; Pictory - площадка для генерации видеоконтента. Способна писать скрипты для видеороликов, монтировать, делать расшифровку текстов и редактировать ролики; Кандинский 2.1 (от Sber AI) может создавать либо обрабатывать изображения. Может нарисовать картинку по текстовому описанию.
Представители отделов рекламы и по связям с общественностью как коммерческих компаний, так и государственного сектора говорят сегодня о том, что границы компетенций специалистов данного направления стираются. Большинство уверены, что в ближайшие пять лет не будет разделения маркетинга и PR, что произойдет радикальное изменение технологий и акцентов в формировании имиджа, репутации бренда, в системе взаимодействия с обществом. При этом речь идет совсем не о ботах и не о VR, а о технологиях мониторинга и аналитики, блокчейна и формирования массового сознания [5, с. 108]. В связи с этим целесообразно включить в учебный курс платформы для аналитики сайтов, организации опросов и т.д.
Платформы веб-аналитики: Pr-cy.com - платформа для анализа сайтов, предоставляет в тестовом и платном режимах инструменты для проверки SEO оптимизации, анализа конкурентных сайтов, а также инструменты для онлайн продвижения; Megaindex.com - платформа для анализа сайтов, может отследить видимость ресурсов в поисковиках, проверяет ссылочную массу, выявляет необходимые изменения во внутренней оптимизации сайтов, анализирует трафик.
Платформы для организации опросов: Google Forms - простой конструктор опросов с возможностью использования разных типов вопросов и графической визуализацией итогов; SurveyMonkey - не самый удобный сервис с точки зрения формирования анкеты, но который может генерировать несколько тысяч ответов в сутки. Есть возможность переноса баз в другие программы и визуализации данных; Yandex Forms -бесплатный сервис, позволяющий формировать анкеты с различными типами вопросов, регулировать доступ пользователей к вопросникам, переносить базы данных в другие программы и сервисы.
Мониторингу социальной рекламы в базовой программе курса уделяется мало внимания. В аналитический блок необходимо внести задания на отработку навыка мониторинга не только рекламы, но и всего информационного поля в целом с точки зрения отражения в нем социальных проблем общества, чтобы рекламодатели и производители социальной рекламы могли оперативно реагировать на любые социальные изменения, вносить коррективы в контент-планы. Мониторинг информационного поля студенты могут реализовать своими силами на небольших выборках с проведением контент-анализа полученных материалов, а также использовать специализированные базы публикаций СМИ и социальных медиа в тестовом режиме (к сожалению, все они платные):
- медиалогия (https://www.mlg.ru/) - отечественный разработчик автоматической системы мониторинга и анализа информационного поля в реальном времени. Представлена максимально большая база российских и зарубежных СМИ. Технологии нейро-сетей и машинного обучения позволяют мгновенно оценивать тональность упоминаний для брендов и еще более 50 метрик эффективности PR и SMM;
- https://www.public.ru/ - электронный архив и база данных СМИ;
- https://scan-interfax.ru/ - мониторит информационное поле, позволяет коммуницировать с журналистами, проверяет контрагентов и отслеживает деловую репутацию.
В рамках учебного курса по дисциплине «Социальная реклама» предусмотрено также использование кейсов, которые включают в себя применение цифровых инструментов, в том числе в проектной командной работе.
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
Пример кейса (проектного задания): «Разработайте стратегию социальной рекламной кампании по острой социальной теме, включающей макеты и видео (анимационные продукты). Работа выполняется в командах до 5 человек. При разработке рекомендуется придерживаться следующего плана.
1. Определение социальной проблемы (https://br-an-alytics.ru/monitoring-smi).
2. Определение актуальности проблемы (фокус-группа).
3. Изучение ЦА (опрос с помощью онлайн сервисов, обработка результата в статистических программах) (Google формы, Анкетолог, SPSS).
4. Разработка проекта визуализации, слогана и тестирование на ЦА.
5. Разработка макета (Crello, Animaker).
6. Планирование размещения (http://portal.visiobox. ru/).
7. Подготовка презентации (Visme)». Проектный подход в данном случае включает в себя
совместную работу с документами, таблицами и иными материалами кейса, контроль документов с возможностью комментирования и аннотирования, планирование, тайминг, контроль сроков исполнения.
Таким образом, мы видим, что стандартный курс дисциплины «Социальная реклама» для студентов направления «Реклама и связи с общественностью» может выглядеть современнее, при условии включения в него цифровых инструментов и технологий. Студенты тем самым приобретают возможность повысить свой конкурентный статус на рынке труда, приобретая перспективные навыки профессиональной деятельности.
Литература
1. Продвижение брендов в цифровой среде: учебное пособие. А.В. Козлов, Л.В. Мрочко, А.А. Жук, Г.В. Спиридонова. - Москва: Проспект, 2023. -120 с.
2. Путин В.В.: без цифровой экономики нет будущего. - URL: https ://digital.gov.ru/ru/events/37031/? utm_ referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 29.04.2023).
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/ 9gFM4FHj4Ps-B79I5v7yLVu Pgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 25.04.2023).
CO
CJ
CO
СЧ
CM
CO
z
132
4. Рабочая программа дисциплины Б1.В.ДВ.02.01 «Социальная реклама». Направление подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». Уровень образования - бакалавриат, форма обучения - очная. - М.: МПГУ, 2019. - 18 с.
5. Орлова Е.А. Аналитические инструменты как основа медиаобразования, медиаобразование: стратегии развития - 2021. // Материалы XII международной научно-практической конференции памяти И.В. Жилавской / Под общей редакцией Т.Н. Владимировой, И.А. Купцовой. - М.: МПГУ, 2022. - С. 106112.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «SOCIAL ADVERTISING» BY STUDENTS OF THE DIRECTION «ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS»
Kozlov A.V., Orlova E.A.
Moscow Pedagogical State University, Financial University under the Government of the Russian Federation
The article offers options for changing competencies in the discipline «Social Advertising» taking into account the current requirements of the industry, and also considers possible digital tools and technologies that could significantly improve the quality of students' education in this discipline.
Keywords: social advertising; Industry 4.0, digital tools, end-to-end technologies, higher education.
References
1. Promotion of brands in the digital environment: a study guide. A.V. Kozlov, L.V. Mrochko, A.A. Zhuk, G.V. Spiridonova. - M.: Prospekt, 2023. - 120 p.
2. Putin V.: There is no future without the digital economy. -URL: https://digital.gov.ru/ru/events/37031/?utm_refer-rer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (accessed: 04.29.2023)
3. Program "Digital Economy of the Russian Federation". Approved by the Decree of the Government of the RF, July 28, 2017 No. 1632-r. - URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4F-Hj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed: 25.04.2023)
4. Working program of the discipline B1.B.DV.02.01 "Social advertising". Course area 42.03.01 "Advertising and Public Relations". Level of education - bachelor's degree, form of training -full-time. - Moscow, MPSU, 2019. - 18 p.
5. Orlova E.A. Analytical tools as the basis of media education, media education: development strategies - 2021 // Materials of the XII International Scientific and Practical Conference in memory of I.V. Zhilavskaya. Under the general editorship of T.N. Vladimirova, I.A. Kuptsova, - M.: MPSU, 2022. - Pp. 106112.