Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / ИНФОРМАЦИЯ / РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена анализу подходов современных отечественных и зарубежных специалистов к пониманию медиакомпетенции. На основе анализа научных источников уточняется терминологическое содержание понятия, специфика медиаобразования в современном высшем образовании. Раскрыто содержание медиакомпетентности специалиста по направлению «Реклама и связи с общественностью» в качестве целевого ориентира медиаобразования. Сформулирована проблема поиска эффективных средств формирования медиакомпетентности выпускников по направлению «Реклама и связи с общественностью». Выявлен и представлен алгоритм создания кейс-стади для эффективного формирования учебных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MEDIA COMPETENCE IN TEACHING STUDENTS OF THE SPECIALIZATION "ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS"

The article is devoted to the analysis of the approaches of modern domestic and foreign specialists to the understanding of media competence. Based on the analysis of scientific sources, the terminological content of the concept, the specifics of media education in modern higher education are clarified. The content of the media competence of a specialist in the field of "Advertising and public relations" as a target of media education is disclosed. The problem of finding effective means of forming the media competence of graduates in the direction of "Advertising and public relations" is formulated. An algorithm for creating a case study for the effective formation of students' learning competencies is identified and presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»»

По результатам проведенного опроса можно сделать вывод о том, что использование мобильной версии сайта вуза является наиболее предпочтительным у пользователей. Кроме того, обучаемые выделяют определенные блоки информации, которые считают важными для пользователей мобильной версии сайта вуза. Это необходимо учитывать при разработке компонентов электронной образовательной среды вуза.

Литература:

1. Андреева, Е.Ф. Формирование информационно-образовательной среды вуза / Е.Ф. Андреева // Молодой ученый. -2017. - № 15.1 (149.1). - С. 1-2

2. Белим, С.В. Разработка электронной образовательной среды вуза / С.В. Белим, И.Б. Ларионов, Ю.С. Ракицкий // Математические структуры и моделирование. - 2016. - № 4(40). - С. 122-132

3. Богданенко, Д.А. Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза / Д.А. Богданенко // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 32-34

4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: национальный стандарт Российской Федерации: излание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 956-ст: введен впервые: дата введения 2011-01-01 / разработан Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом "Станкин". - Москва: Стандартинформ, 2011. - IV, 10 с.; 29 см. - Текст непосредственный.

5. Добудько, Т.В. Профессиональная компетентность учителя в условиях информатизации образования: структурно-функциональная модель / Т.В. Добудько, Н.П. Бурцев // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. -С. 159-161

6. Иванова, О.Ю. Информационно-образовательная среда вуза: сущность и структура / О.Ю. Иванова, З.Ю. Кутузова, А.В. Кутузов // Концепт. - 2020. - №8. - С. 20-29

7. Прохоренков, П.А. Этапы формирования электронной информационнообразовательной среды вуза / П.А. Прохоренков // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2 (часть 2) - С. 291-294

8. Садулаева, Б.С. Проектирование информационно-образовательной среды вуза / Б.С. Садулаева, Р.С. Садулаева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 3. - С. 21-27

9. Серафимович, И.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление / И.В. Серафимович, О.М. Конькова, А.В. Райхлина // Открытое образование. - 2019. - № 23(1). - С.14-26

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.02.2022). - Текст: электронный.

11. Шилова, О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. -2020. - № 2(63). - С. 36-41

12. Уджуху, И.А. Электронная информационно-образовательная среда современного вуза: понятие, структура, применение / И.А. Уджуху, Р.К. Мешвез, Ю.В. Манченко, Т.Э. Галюнко // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 1(44). - С. 113-121. - DOI 10.24411/2078-1024-2020-11011

Педагогика

УДК 37.004

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

«РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Аннотация. Статья посвящена анализу подходов современных отечественных и зарубежных специалистов к пониманию медиакомпетенции. На основе анализа научных источников уточняется терминологическое содержание понятия, специфика медиаобразования в современном высшем образовании. Раскрыто содержание медиакомпетентности специалиста по направлению «Реклама и связи с общественностью» в качестве целевого ориентира медиаобразования. Сформулирована проблема поиска эффективных средств формирования медиакомпетентности выпускников по направлению «Реклама и связи с общественностью». Выявлен и представлен алгоритм создания кейс-стади для эффективного формирования учебных компетенций студентов.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, медиатекст, информация, реклама и связи с общественностью.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the approaches of modern domestic and foreign specialists to the understanding of media competence. Based on the analysis of scientific sources, the terminological content of the concept, the specifics of media education in modern higher education are clarified. The content of the media competence of a specialist in the field of "Advertising and public relations" as a target of media education is disclosed. The problem of finding effective means of forming the media competence of graduates in the direction of "Advertising and public relations" is formulated. An algorithm for creating a case study for the effective formation of students' learning competencies is identified and presented. Key words: media competence, media education, media text, information, advertising and public relations.

Введение. Анализ состояния современного общества все чаще дает основания говорить о новых моделях его развития. В частности, кардинально изменился способ получения, использования и критической оценки информации об окружающем мире. Развитие глобальной информационной сети диктует потребность быть компетентным при анализе, сборе и оценке бесконечного потока информации, ресурсы которой заложены медиа средой. Поэтому как зарубежные, так и отечественные специалисты пишут о «медийной модели коммуникации» [1, 2] современного человека.

Совершенно очевидным в этом контексте является потребность формирования у молодого поколения способности быть аутентичными медийной среде, умению работать с большими объёмами информации и коммуницировать с обществом наиболее эффективным для решения производственных задач способом.

Особые требования предъявляются к выпускникам вузов по направлению 42.03.01. «Реклама и связи с общественностью», профессиональная деятельность которых направлена на решение разноплановых коммуникационных задач в социуме [5]. Поэтому поиск актуальных для выполнения производственных задач методов и форм повышения медиакомпетентности студентов становится ключевым ориентиром в работе специалистов высшей школы по подготовке бакалавров к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Терминологический статус понятия «медиакомпетентность» остается предметом научных споров. Поэтому обоснованным будет обращение к научным исследованиям российского ученого, основоположника теории медиакомпетентности личности А.В. Федорова, который отмечает, что термин «медиакомпетентность» в зарубежных исследованиях получил достаточную определенность (нем. - medienkompetenz, англ. - media competence и т.д.) [6], и зарубежными коллегами понимается как способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально ответственному действию по отношению к медиа» [10]. Либо, в контексте медиаграмотности, термин понимается как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [11].

Академический спор относительно сущности содержания понятия «медиакомпетентность», как показывает анализ ряда публикаций отечественных авторов, сводится к разграничению термина со смежными по содержанию понятиями. К таковым специалисты относят «медиаграмотность», «медийная компетентность», «медийная компетенция», «медиакультура», «медийная культура», «медиаобразованность» [7].

В частности, по мнению Н.В Чичериной медиакомпетентность - это способность человека к адекватному взаимодействию с потоками информации в глобальной информационной среде (поиск, оценка, критический анализ и создание медиатекстов в различных жанрах) [9].

Наиболее точно, по нашему мнению, сущность понятия в контексте исследуемой темы отражена в определении, данном А.В. Федоровым. Он пишет, что «...медиакомпетентность личности - совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/ деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [6]. В данном определении содержится не только целевой компонент с точки зрения развития медиакомпетентности студентов, но и базовые критерии, на основании которых можно говорить об определенном уровне сформированности этого показателя для медийных специалистов. Поэтому формулировка, предложенная А.В. Федоровым, принимается за основу в большинстве современных подходов к анализу медиакомпетентности и организации медиаобразования в учебной среде.

Ученым выделены следующие качества, по которым можно оценить уровень медикакомпетентности личности:

• мотивация поиска аутентичной информации;

• частота контактности в коммуникационном процессе;

• терминологическая осведомленность о медийной сфере;

• перцептивный критерий (в какой степени человек способен на эмоционально-смысловое отражение сюжета в обобщениях, личностной идентификации с текстом);

• способность к интерпретации (критическому анализу, оценке и трактовке медиатекстов);

• операциональность, умение использования медиазнания в их практическом приложении;

• креативность в сфере медиа [7].

В таком инструментальном подходе к пониманию медиакомпетентности прослеживается возможность в полной мере удовлетворить потребность общества в специалистах в сфере рекламы и связи с общественностью, обладающих достаточным уровнем профессиональной компетенции.

Медиакомпетентность, являясь одним их ключевых ориентиров совокупности профессиональных компетенций специалистов, чья деятельность тесно связана с медийной сферой, направлена на формирование способности студентов к критической работе с медийными материалами, развитие навыков оценки качества информации, ее применения в собственной деятельности.

В рекомендациях ЮНЕСКО по вопросам развития в эпоху глобализации посредством образования, науки, культуры и коммуникации (2002-2007), говорилось что «медиаобразование - часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, которое способствует поддержке демократии. Признавая различия в подходах и развитии медиаобразования в различных странах, рекомендуется, чтобы оно было введено везде - в пределах национальных учебных планов, в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [11].

Согласно стандарту 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» в сфере медиакоммуникационной системы студент «способен учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования» [5]. Межкультурная компетентность для специалистов рекламы и связи с общественностью особенно важна в силу специфики будущей работы и необходимостью решения различных коммуникационных задач в межнациональной сфере. Поэтому в процессе обучения у выпускника должны быть сформированы профессиональные компетенции (ПК-6) «способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации»; (ПК-7) «способность принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий» [2].

Компетентностный подход в современной системе образования является приоритетным, и, согласно мнения Е.Ю. Гукемухова, реализуется в « .деятельностном характере образования, при котором учебный процесс ориентирован на практические результаты» [3]. Для специалистов рекламы и связи с общественностью, пишет К.С. Цеунов, межкультурная компетенция включает «.комплекс межкультурных знаний, умений и профессионально значимых личностных качеств, отражающих готовность к профессиональному общению. на базе общечеловеческих ценностей» [8]. То есть, для сферы медиакоммуникации у выпускника должны быть сформированы следующие навыки критического мышления при работе с медиаресурсами:

• умение дифференцировать факты на ценностные утверждения и факты, подлежащие верификации;

• навыки проверки истинности и ложности информации/источника; надежность источника;

• выявление признаков предвзятости;

• способность строить суждения на основе логической аргументации;

• навык оценки соотношения явных и неявных предположений [1].

Однако, как показывают исследования современной системы медиаобразования (2016 г., Иркутский национальный технический университет) по факту выявляется низкий уровень медиакомпетентности. Каждый третий, принимавший участие в исследовании студент показывает низкий уровень сформированности оценочных суждений, «...многие испытывали затруднения с комплексным осмыслением практики работы медиасистемы и оценки целесообразности и эффективности принимаемых решений в части осмысления проблемных задач» [1].

Чтобы эти проблемы разрешить, требуется концентрация внимания на методологии обучения, направленная на формирование обозначенных выше компетенций, а в качестве стратегии - на формирование высокого уровня медиакомпетенции выпускника бакалавриата.

Формирование медиакомпетенции неразрывно связано с процессом медиаобразования. Это перспективное направление современной педагогики, цель которого - помочь обучающимся правильно и грамотно ориентироваться в информационном потоке, уметь работать с информационным потоком как ресурсом, отличать различные виды информации, понимать степень ее воздействия на человека и коммуницировать с обществом посредством медиаустройств. Ключевой компетенцией медиообразования является формирование медиакомпетентности обучающегося.

Поэтому рассмотрение способов формирования медиакомпетенции возможно исключительно в процессе совершенствование форм и способов медиообразования.

Методическими основами медиаобразования является организация обучения, основанного на использовании в процессе формирования медиакомпетентности студентов форм обучения, с элементами проблемного, эвристического, игрового характера. То есть таких форм занятий, которые включают инициативу мышления студентов, превращая их из адептов дидактики в субъектов интерпретации материалов, критического оценивания медиаресурсов. Важно чтобы практика работы с медиатекстами проводилась параллельно с обучением, в отличие от традиционного разделения этапов получения знаний и дальнейшего их применения. В компетентностном подходе формирование навыков работы обучающихся с медиатекстами неразрывно связаны с синхронизацией процесса ознакомления, критического анализа, освоения материала и передачи информации в творческом варианте авторской интерпретации. Как пишет А.В. Федоров «для того чтобы школьники и студенты были медиаграмотными, они должны изучать не только то, как сконструированы те или иные медиатексты, но также и то, как эти тексты выражают различные политические, идеологические, экономические, социокультурные интересы» [7].

В.А. Виниченко отмечает, что любые медиаматериалы из Интернета, неважно в какой форме они работают на восприятие потребителя (фильмы, клипы, репортажи, передачи, видеозаписи) - суть потенциального педагогического ресурса, который важно использовать на учебных занятиях в зависимости от поставленной образовательной или воспитательной цели, т.к. медиатекст представляет собой «сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) [2].

Ю.В. Вайрах и М.Ф. Желноваковой в исследовании вопроса формирования учебных компетенций студентов предлагают в качестве одного из действенных инструментов формирования медиакомпетентности студентов направления «Реклама и вязи с общественностью» использовать технологии кейс-стади, которые фактически представляют методологию подготовки и использования кейсов на дискуссионных образовательных площадках (в интерактивном режиме обучения) [1].

Алгоритм работы представлен в пяти последовательных действиях:

Разработка кейса. На этом этапе важная роль отводится преподавателю и тому, насколько качественно отобран материал для анализа. Так, например, богатый материал можно найти на сайте Общественной коллегии по жалобам на прессу. Это позволяет предмет анализа превратить в критическое освоение чужого опыта ошибок и предупредить аналогичные ситуации в профессиональной сфере деятельности молодых специалистов.

Формирование рабочих групп и выдача кейсов. Этот шаг позволяет сформировать дискуссионную площадку для оценки различных подходов и анализа оснований принятия того или иного решения. Кроме того, стимулирует участников на конкуренцию и состязательность процесса, творческую инициативу.

Обсуждение кейса и принятие тактики решения проблемы. Данный этап формирует активную дискуссионную среду, в которой оттачиваются аргументы, логичность суждений и выводов и этические подходы к решению проблемы.

Представление решения по кейсу. На этом этапе формируется способность участников к аргументации, последовательности, убедительности и лаконичности решения.

Обсуждение результатов. Лучшим форматом данного этапе является создание медиатекста, в котором выносится аргументированное суждение в отношении кейса (как собственного, так и кейса соперников). Это позволит в дальнейшем вернуться к материалу и сделать его также предметом (само) оценки и (само) анализа, а также позволит отслеживать в дальнейшем изменение компетентностного подхода к проблеме по мере роста медиакомпетенции участников.

Если вернуться к определению медиакомпетентности личности, представленного выше, то становится очевидным, каким образом кейс-стади включает в работу все элементы компетентностного развития обучающихся, начиная от непосредственно-образовательных, таких как интеллектуально-оценочные качества, и заканчивая личностными -этическими и творческими компетенциями студентов.

Выводы. Таким образом, медиакомпетентность - это сложное по своей сущности личностное качество современного человека, характеризующее готовность быть адекватным участником коммуникационной медиасреды, способным критически оценить, применить и создать собственный медиаконтент в целях созидания и прогрессивного развития общества.

Медиакомпетенция является базовым компонентом для оценки уровня профессионализма специалиста рекламы и связи с общественностью, наряду с иными образовательными компетенциями - медиаграмотностью, информационной компетентностью. Термин «медиакомпетентность» остается терминологически неопределенным, однако большинство исследователей принимают базовое определение, сформулированное основоположником теории медиаобразования А.В. Федоровым. Оно состоит в том, что медиакомпетентность - это совокупность качеств личности, позволяющая критически оценивать, использовать, создавать медиаконтент, анализировать сложные процессы функционирования медиа в обществе.

Медиакомпетенция обучающихся по направлению «Реклама и вязи с общественностью» является логическим результатом медиаобразования. В фокусе научного интерес современных специалистов, педагогов-исследователей находится поиск методологии обучения, форм и методов, отвечающих цели повышения уровня сформированности компетенций выпускников. В частности, наиболее адекватными признаются те формы обучения, которые позволяют максимально полно включать в процесс медиаобразования все сферы личностного развития студентов: интеллект, культуру, эмоции, творчество, критическое мышление, логику, этико-мировоззренческие аспекты личности.

Литература:

1. Вайрах, Ю.В. Развитие медиакомпетентности студентов направления подготовки «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» / Ю.В. Вайрах, М.Ф. Желновакова // Филологические науки, 2016. - Т. 1. -№1. - С. 8-12

2. Виниченко, В.А. Методы медиаобразования в формировании межкультурной компетенции бакалавров рекламы и связей с общественностью / В.А. Винниченко // Мир науки, 2017. - Т. 5- №5. - 7 с.

3. Гукемухов, Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.instrao.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=154:confrolcompetpodhoda&catid=42:jaroslavlconfmater

4. Развитие в эпоху глобализации посредством образования, науки, культуры и коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/3-Srednesrochnaya_strategiya_UNESCO_2002-2007.pdf

5. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu-512/

6. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2012. - №10. - С. 75-108

7. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика: монография / А.В. Федоров. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 708 с.

8. Цеунов, К.С. Формирование межкультурной компетенции будущих специалиста по связи с общественностью: диссертация...кандидата педагогических наук:13.00.08 / К.С. Цеунов. - Челябинск, 2013. - 188 с.

9. Чичерина, Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов / Н.В. Чичерина. - Москва, 2008. - 232 с.

10. Hart, A. Textual Pleasures and Moral Dilemmas: Teaching Media Literacy in England. In: Kubey, R. (Ed.) / A. Hart // Media Literacy in the Information Age. - New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1007. - Р. 202.

11. Tulodziecki, G. Medien in Erziehung und Bildung / G. Tulodziecki // Grundlagen und Beispiele einer handlungs und entwicklungsorientierten Medienpädagogik. - Bad Heilbrunn, 1997. - Р. 120.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Воскресенская Мария Сергеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва);

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (г. Москва)

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ОНЛАЙН ИНТЕРАКЦИИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению межкультурной онлайн интеракции с позиции теории обучения иностранным языкам. Ставится вопрос о том, как и в какой форме она может быть интегрирована в процесс языковой подготовки студентов. Приводятся и интерпретируются данные анкетирования студентов бакалавриата и магистратуры МФТИ и МГПУ, посвященные опыту онлайн обучения в период пандемии. Далее, сравнению подвергаются офлайн и онлайн интеракция для определения их сходств и отличий. Осмыслению подлежит такая форма образовательной онлайн интеракции, как коллаборативный межкультурный проект на основе сетевых технологий. Предлагается осуществлять данный проект с использованием тандем-метода. Рассматриваются принципы данного метода применительно к обучению иностранному языку в межкультурном онлайн контексте.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, онлайн интеракция, межкультурный проект, тандем-метод.

Annotation. The paper is aimed at considering the concept of intercultural online interaction from a linguodidactic perspective. The question is raised about how and in what form it can be integrated into the process of students' L2 training. MIPT and MCU student survey was carried out to reflect on learners' experience of online learning during the pandemic. At the next stage, offline and online interactions were compared to determine their similarities and differences. A collaborative intercultural project based on network technologies as one of possible forms of intercultural online interactions was described.

Key words: L2 teaching, online interaction, intercultural project, tandem method.

Введение. С начала 2020 года ввиду сложной эпидемиологической обстановки российские вузы были вынуждены оперативно обустраиваться в онлайне, перенося туда весь образовательный процесс. Сейчас, когда острая фаза пандемии уже в прошлом, онлайн обучение отнюдь не утратило своей актуальности. По данным отчета, опубликованного в январе 2022 года компанией, занимающейся исследованием рынка Research and Markets, глобальный рынок онлайн образования к 2027 году увеличится вдвое по сравнению с показателем 2021 года при среднегодовом приросте в 13,8% [7].

Российские исследователи рынка онлайн образования определили ряд глобальных трендов [3], которые будут определять облик образовательной действительности вплоть до 2025 года. Первым из таких трендов является микрообучение, предполагающее подачу образовательного содержания с разбивкой на самостоятельные малые единицы, а также освоение отдельного микронавыка. Можно констатировать, что долгосрочные, тяжеловесные программы обучения теперь соседствуют с микро образовательными форматами, делающими возможным формирование в сжатые сроки отдельно взятого навыка или умения. Также, это позволяет создать своего рода конструктор из различных персонально востребованных программ, обеспечивая тем самым реализацию индивидуальных образовательных траекторий и концепции обучения через всю жизнь. Второй тренд, набирающий обороты связан с практиками взаимного обучения (peer-to-peer learning). Эта парадигма учебной деятельности базируется на идее сотрудничества, открытости образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников. Наконец, все большую популярность приобретает обучение на основе проектной работы, которое призвано мотивировать обучающихся на достижение конкретного осязаемого результата в виде определенного продукта.

Целью данной работы является интерпретация результатов проведенного нами анкетирования об онлайн образовании, сравнение онлайн и офлайн интеракции, рассмотрение возможности интеграции межкультурной онлайн интеракции в процесс обучения иностранному языку (далее - ИЯ).

Изложение основного материала статьи. Подводя итоги двухлетнего опыта проведения университетских занятий в дистанционной форме, в марте 2022 года мы провели небольшое анкетирование среди студентов и магистрантов Московского городского педагогического университета (18 человек) и Московского физико-технического института (28 человек), изучающих профессионально-ориентированный ИЯ. Распределение по уровням образования оказалось практически равным, респондентами были 24 студента и 22 магистранта. Все участники анкетирования имели опыт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.