УДК 519.8
статья поступила 16.05.2023
Е.А. Деева, студент,
ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень;
Д.Е. Шадрин, студент, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень; научный руководитель В.А. Антропов, кандидат биологических наук, доцент кафедры математики и информатики, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАТЕМАТИКЕ
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы использования цифровых технологий в преподавании математики. Кроме того, даны методические рекомендации по использованию некоторых средств современных электронных технологий, таких как интерактивная доска, мультимедийные инструменты, а также способы их использования для развития математических способностей учащихся школ и академических лицеев. Создание электронных платформ с использованием новейших технических разработок позволяет организовать качественное онлайн-обучение. Пользоваться системой Moodle очень просто, она сочетает в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения.
Ключевые слова: цифровые технологии, математика, преподавание, компьютер, учащиеся.
E.A. Deeva, D.E. Shadrin, V.A. Antropov
Northern Trans-Ural State Agricultural
DIGITAL TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS
This article discusses some issues of using digital technologies in teaching mathematics. In addition, methodological recommendations are given on the use of some means of modern electronic technologies, such as an interactive whiteboard, multimedia tools, as well as ways to use them to develop the mathematical abilities of schoolchildren and academic lyceums. The
creation of electronic platforms using the latest technical developments makes it possible to organize high-quality online training. Using the Moodle system is very simple; it combines a competent structure, flexibility and many functions for organizing distance learning.
Key words: digital technologies, mathematics, teaching, computer, students.
Наступление любой эпохи вносит свои коррективы как в социальную и технологическую жизнь общества, так и в систему образования. Учителя всегда должны идти в ногу с инновациями. В настоящее время многие учителя математики все чаще используют компьютеры в своих классах. Конечно, использование цифровых технологий приобрело максимальную популярность в условиях дистанционного обучения, сделав его неотъемлемой его частью. Переход на «рельсы» цифровизации определяет приоритетный вектор развития образования и государства.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровом виде видеоклипы, фотографии, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, аудиозаписи, бизнес-графика, статические или динамические модели, текстовые документы и многие другие учебные материалы, необходимые для организации рабочего процесса.
Преимущество их использования заключается в представлении материала учащимся в наглядной форме, что повышает качество обучения. Кроме того, видеоуроки, презентации и демонстрации графических изображений значительно облегчают работу преподавателя. Раньше на уроках математики достаточное количество времени уделялось составлению графиков и рисунков, а теперь учитель может демонстрировать их с экрана компьютера, заранее подготовив в специальных программах.
Существуют простые и сложные цифровые обучающие ресурсы. Простые из них удобны в использовании в целом и не допускают разделения на элементы, которые можно использовать по отдельности. К ним относятся: статья в формате MS Word, HTML с иллюстрациями, PDF и т.д.; иллюстрация в формате JPEG; иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML; книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF с HTML-содержимым; книга в формате HTML (набор HTML-файлов, файлы и связанные с ними изображения); аудиозапись в формате mp3; видеозапись в формате DivX; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиа-объект обучения, проводимый на определенной технологической платформе.
Сложные цифровые образовательные ресурсы - это структура, которая использует и организует простые ресурсы в сложные учебные и методические материалы.
В современном мире информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку традиционные источники информации, такие как учебник и подача материала преподавателем, постепенно теряют свое первоначальное значение. За последние несколько лет персональные компьютеры уверенно вошли в нашу повседневную жизнь. В сфере образования, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности.
Информационные инструменты, которые значительно облегчают работу преподавателя, их преимущества и эффективность в образовательной деятельности:
- главная страница Math.ru - библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы и история математики (https://math.ru). Этот сайт подходит как для студентов, так и для преподавателей. На сайте можно найти книги, видеолекции, задания различного уровня и тематики. Для учителей собраны материалы для занятий, официальные документы и другие полезные вещи;
- математическое образование: прошлое и настоящее. Онлайн-библиотека по методике преподавания математики (http://www.mathedu.ru);
- «математическое образование» - это электронная библиотека о математике и ее преподавании. В нее входят популярные книги и справочники, методические пособия,
учебники, журналы, исторические труды, рефераты, кинопленки. Все материалы доступны без ограничений;
- научная электронная библиотека elibrary.ru (https://www.elibrary.ru). Крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, техники, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты научных публикаций и патентов, научно-технические журналы в открытом доступе, учебные материалы и методические пособия;
- программа «Живая геометрия», которая позволяет создавать различные геометрические фигуры с дальнейшим изменением их формы, выполнять такие вычисления, как степень градуса угла, площадь фигуры и т.д. При изучении предложений учащимся важно демонстрировать рисунки и зарисовки, данная программа позволяет это делать;
- «Урок 1С» - электронные учебные материалы для преподавателей и студентов, позволяющие преподавателю создавать свои собственные модели либо использовать готовые макеты. Очень важно, что этот образовательный ресурс позволяет визуализировать сложные геометрические построения, которые трудно или невозможно реализовать традиционными средствами с помощью циркуля и линейки. На этом портале также предусмотрена самостоятельная работа студентов, есть различные задания и тренажеры с разным уровнем сложности.
Чтобы дети были заинтересованы в обучении, а учителя в преподавании, необходимо повышать информационную культуру. Учитель должен быть современным. Обучение должно сочетать в себе навыки и умения как традиционных, так и современных методов. В педагогической деятельности на уроках математики необходимо активно тестировать цифровые образовательные ресурсы. Это помогает активизировать работу учащихся разного уровня подготовленности на разных этапах урока. Использование цифровых образовательных ресурсов делает урок нестандартным, ярким, насыщенным. В течение этих часов каждый ученик работает активно и с энтузиазмом, у детей развивается мышление, любознательность и познавательный интерес.
Основываясь на результатах исследования, рекомендуем учителям математики использовать цифровые образовательные ресурсы на своих уроках, так как это повышает уровень усвоения предмета, что хорошо зарекомендовало себя на практике.
Библиографический список
1. Алексеева, Д. А. Об использовании цифровых технологий при обучении математике / Д. А. Алексеева, Г. Х. Воистинова. - Текст : непосредственный // Modern Science. -2022. - №. 1-1. - С. 259-263.
2. Ахметжанова, Г. В. Цифровые технологии в образовании / Г. В. Ахметжанов,
A. В. Юрьев. - Текст : непосредственный // Науки об образовании. - 2019. - С. 334-336.
3. Вахрушева, М. К. Теоретическое и практическое использование интерактивной программы geogebra для обучения внеклассной работы по математике / М. К. Вахрушева,
B. А. Антропов. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIII международной студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 292-296.
4. Дворяткина, С. Н. О возможности и необходимости формирования цифровых компетенций средствами математики / С. Н. Дворяткина. - Текст : непосредственный // Вестник университета имени И. А. Бунина. - Елец, 2018. - № 39. - С. 5458.
5. Кирина, И. В. Роль математики в жизни человека / И. В. Кирина. - Текст : непосредственный // Вестник науки и образования. - №23 (77). - Часть 1. - 2019. - С. 7-9.
6. Парпиева, Н. Т. Актуальность внедрения современных цифровых технологий в преподавании математики / Н. Т. Парпиева, У. Ш. Якубова, Н. Ш. Мирходжаева. - Текст : непосредственный // Bulletin of Science and Practice. - 2020. - Том 6. - № 4. - С. 438-443.
7. Рустамов, Х. Ш. Использование цифровых технологий в преподавании математики / Х. Ш. Рустамов. - Текст : непосредственный // Вестник науки и образования. -2021. - №17-2 (120). - С.90-93.
8. Черноскутова, И. И. Математика в быту и повседневной жизни / И. И. Чернос-кутова. - Текст : электронный // Старт в науке. VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся. - URL : https://school-science.ru/7/7/40079 (дата обращения 17.04.2023).
References
1. Alekseeva, D. A. Ob ispol'zovanii cifrovyh tekhnologij pri obuchenii matematike / D. A. Alekseeva, G. H. Voistinova. - Tekst : neposredstvennyj // Modern Science. -2022. - №. 11. - S. 259-263.
2. Ahmetzhanova, G. V. Cifrovye tekhnologii v obrazovanii / G. V. Ahmetzhanov, A. V. YUr'ev. - Tekst : neposredstvennyj // Nauki ob obrazovanii. - 2019. - S. 334-336.
3. Vahrusheva, M. K. Teoreticheskoe i prakticheskoe ispol'zovanie interaktivnoj pro-grammy geogebra dlya obucheniya vneklassnoj raboty po matematike / M. K. Vahrusheva, V. A. Antropov. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva: novye vyzovy i resheniya. Sbornik materialov LIII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2019. - S. 292-296.
4. Dvoryatkina, S. N. O vozmozhnosti i neobhodimosti formirovaniya cifrovyh kompe-tencij sredstvami matematiki / S. N. Dvoryatkina. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik univer-siteta imeni I. A. Bunina. - Elec, 2018. - № 39. - S. 54 58.
5. Kirina, I. V. Rol' matematiki v zhizni cheloveka / I. V. Kirina. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik nauki i obrazovaniya. - №23 (77). - CHast' 1. - 2019. - S. 7-9.
6. Parpieva, N. T. Aktual'nost' vnedreniya sovremennyh cifrovyh tekhnologij v prepo-davanii matematiki / N. T. Parpieva, U. SH. YAkubova, N. SH. Mirhodzhaeva. - Tekst : neposredstvennyj // Bulletin of Science and Practice. - 2020. - Tom 6. - № 4. - S. 438-443.
7. Rustamov, H. SH. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v prepodavanii matematiki / H. SH. Rustamov. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik nauki i obrazovaniya. - 2021. - №17-2 (120). - S.90-93.
8. CHernoskutova, I. I. Matematika v bytu i povsednevnoj zhizni / I. I. CHernoskutova. - Tekst : elektronnyj // Start v nauke. VII Mezhdunarodnyj konkurs nauchno-issledovatel'skih i tvorcheskih rabot uchashchihsya. - URL : https://school-science.ru/7Z7/40079 (data obrash-cheniya 17.04.2023).
Контактная информация:
Деева Екатерина Алексеевна. E-mail: deeva.ea@edu.gausz.ru Шадрин Дмитрий Евгеньевич. E-mail: shadrin.de@edu.gausz.ru Антропов Валерий Анатольевич. E-mail: antropovva@gausz.ru