Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ШКОЛЫ И ВУЗА'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ШКОЛЫ И ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
297
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДМЕТА / ЯЗЫК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА / ОЛИМПИАДА / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова Ольга Евгеньевна

От уровня владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс, во многом зависит успешность школьников и студентов в изучении разных предметов, а высокие требования к языковой культуре преподавателей и учащихся помогают повысить рейтинг школы и вуза. Работа, обеспечивающая такие результаты, должна быть регулярной и системной, но главная трудность - она имеет междисциплинарный характер. В статье представлены некоторые проекты лингвистической направленности, которые реализуются лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании Московского педагогического государственного университета. Автор дает представление о лингводидактическом сопровождении учебных предметов, о проектно-исследовательской работе школьников и студентов, формировании у них лингвистического мировоззрения. В статье рассказано также о реализации таких внеучебных мероприятий, как классные часы, викторины, фестивали, в которых обязательным компонентом становится работа с языком. Среди других представленных в статье проектов - метапредметный курс повышения квалификации для учителей, а также ежегодная всероссийская конференция с международным участием, посвященная роли русского языка в школьном и вузовском обучении разным предметам. Опыт реализации междисциплинарных лингвистических проектов в образовании подтверждает, что формирование ценностного отношения к языку, на котором осуществляется образовательный процесс, - необходимое условие как повышения уровня языковой и общей культуры обучающихся, так и их успешности в будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY LINGUISTIC PROJECTS FOR SCHOOL AND UNIVERSITY

The success of schoolchildren and students in studying various subjects largely depends on the level of language proficiency in which the educational process is carried out, and the high requirements for the language culture of teachers and students help to increase the rating of the school and university. The work that provides such results must be regular and systematic, but the main difficulty is that it is interdisciplinary in nature. The article presents some linguistic projects that are being implemented by the Laboratory of Interdisciplinary Philological Projects in Education of the Moscow Pedagogical State University. The author gives an idea about the linguodidactic support of school subjects, about the design and research work of schoolchildren and students, the formation of their linguistic worldview. The article also tells about the implementation of such extracurricular activities as class hours, quizzes, festivals, in which working with the language becomes an obligatory component. Other projects presented in the article include a meta-subject advanced training course for teachers, as well as an annual all-Russian conference with international participation on the role of the Russian language in school and university teaching in various subjects. The experience of implementing interdisciplinary linguistic projects in education confirms that the formation of a value attitude towards the language in which the educational process is carried out is a necessary condition for both increasing the level of the linguistic and general culture of students and their success in their future profession.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ШКОЛЫ И ВУЗА»

УДК 372.881.161.1

О. Е. Дроздова

Междисциплинарные лингвистические проекты для школы и вуза

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. От уровня владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс, во многом зависит успешность школьников и студентов в изучении разных предметов, а высокие требования к языковой культуре преподавателей и учашдхся помогают повысить рейтинг школы и вуза. Работа, обеспечивающая такие результаты, должна быть регулярной и системной, но главная трудность - она имеет междисциплинарный характер. В статье представлены некоторые проекты лингвистической направленности, которые реализуются лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании Московского педагогического государственного университета. Автор дает представление о лингводидактическом сопровождении учебных предметов, о проектно-исследовательской работе школьников и студентов, формировании у них лингвистического мировоззрения. В статье рассказано также о реализации таких внеучебных мероприятий, как классные часы, викторины, фестивали, в которых обязательным компонентом становится работа с языком. Среди других представленных в статье проектов - метапредметный курс повышения квалификации для учителей, а также ежегодная всероссийская конференция с международным участием, посвященная роли русского языка в школьном и вузовском обучении разным предметам. Опыт реализации междисциплинарных лингвистических проектов в образовании подтверждает, что формирование ценностного отношения к языку, на котором осуществляется образовательный процесс, - необходимое условие как повышения уровня языковой и общей культуры обучающихся, так и их успешности в будущей профессии.

Ключевые слова: образовательная среда, междисциплинарность, лингвистические проекты, мета-предметное обучение русскому языку, лингводидактическое сопровождение предмета, язык школьного предмета, олимпиада, проектно-исследовательская деятельность.

O. E. Drozdova

Interdisciplinary linguistic projects for school and university

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia Herzen University, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The success of schoolchildren and students in studying various subjects largely depends on the level of language proficiency in which the educational process is carried out, and the high requirements for the language culture of teachers and students help to increase the rating of the school and university. The work that provides such results must be regular and systematic, but the main difficulty is that it is interdisciplinary in nature. The article presents some linguistic projects that are being implemented by the Laboratory of Interdisciplinary Philological Projects in Education of the Moscow Pedagogical State University. The author gives an idea

ДРОЗДОВА Ольга Евгеньевна - д. п. н., зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия; главный научный сотрудник Института прикладной русистики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: o.e.drozdova@mail.ru

DROZDOVA Olga Evgenievna - PhD (Doctor of Education), Chair of Laboratory of Interdisciplinary Philologic Projects in Education, Assistant Professor, Department of the Methods of Teaching Russian, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, Chief Researcher, Institute of Applied Russian Studies, Herzen University, Saint Petersburg, Russia.

about the linguodidactic support of school subjects, about the design and research work of schoolchildren and students, the formation of their linguistic worldview. The article also tells about the implementation of such extracurricular activities as class hours, quizzes, festivals, in which working with the language becomes an obligatory component. Other projects presented in the article include a meta-subject advanced training course for teachers, as well as an annual all-Russian conference with international participation on the role of the Russian language in school and university teaching in various subjects. The experience of implementing interdisciplinary linguistic projects in education confirms that the formation of a value attitude towards the language in which the educational process is carried out is a necessary condition for both increasing the level of the linguistic and general culture of students and their success in their future profession.

Keywords: educational environment, interdisciplinarity, linguistic projects, meta-subject teaching of the Russian language, linguodidactic support of the subject, language of the school subject, Olympiad, design and research activities.

Введение

Образовательная среда любого учебного заведения во многом зависит от языковых показателей, имеющих отношение как к самим обучающимся и преподавателям, так и к образовательному процессу в целом. Представьте себе школу, все ученики которой с интересом изучают русский и иностранные языки, не только успешно выполняют программу, но и активно участвуют в языковых олимпиадах, высокий уровень культуры речи не только у педагогов-словесников, но и у других учителей, на уроках всех предметов педагоги и школьники внимательно относятся к учебно-научным текстам и добиваются полного понимания смыслов слов и выражений, учителя успешно приобщают учащихся к работе со словарями... Картина кажется идеальной и трудно достижимой, а между тем не было названо ни одного показателя, который выглядел бы по-настоящему фантастическим.

Никто не будет спорить, что от уровня владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс, во многом зависит успешность обучения всем предметам, а высокие требования к языковой культуре преподавателей и учащихся помогают повысить рейтинг школы и вуза. При этом опыт показывает, что организация обеспечивающей все это работы требует очень больших усилий. И прежде всего потому, что работа эта должна быть регулярной и системной, но главная трудность - она имеет междисциплинарный характер.

Междисциплинарность, которая так высоко ценится в современных исследованиях, достигается усилиями представителей разных профессиональных (в образовательных учреждениях - разных предметных) областей. И самое сложное в междисциплинарной работе, особенно касающейся образовательного процесса, - понять, образно говоря, «кто к кому пойдет навстречу».

О создании лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании

В 2018 г. в Московском педагогическом государственном университете была открыта лаборатория междисциплинарных филологических проектов в образовании. Среди пунктов Положения о лаборатории есть такие: основной целью деятельности Лаборатории является участие в разработке и реализации программ и проектов, направленных на обновление содержания и технологий общего и высшего (прежде всего - педагогического) образования в контексте реализации метапредметной роли русского языка в образовательном процессе.

Развитие образовательной среды Университета в контексте понимания роли русского языка как необходимого компонента образования учителей всех предметов, в том числе развитие языковой, лингвистической, коммуникативной, читательской компетенций обучающихся на различных факультетах МШ У; повышение уровня их функциональной грамотности для достижения:

- большей эффективности образовательного процесса;

- успешности обучающихся в дальнейшей профессиональной деятельности.

Представим несколько направлений работы, реализуемых в контексте заявленных положений. Все эти направления способствуют развитию образовательной среды, более успешному обучению студентов и школьников.

О лингводидактическом сопровождении учебных предметов

Для формирования такой образовательной среды, некоторые характеристики которой были названы в начале статьи, учителям всех школьных дисциплин целесообразно использовать систему лингводидактического сопровождения своих предметов, под ним мы подразумеваем реализацию в каждой образовательной области такого обучения, при котором все эти области становятся для учащихся полем для освоения явлений и фактов русского языка. В свою очередь, такое совершенствование в русском языке помогает учащимся эффективнее осваивать неязыковые предметные области. Прежде всего для этого необходима работа, связанная с освоением предметной терминологии (понимание, запоминание терминов, перефразирование определений и т. д.), а также приемы, обеспечивающие полное понимание учебно-научных текстов и упорядочивание в сознании школьника понятий, вводимых на уроке. Так, полезными являются такие задания учителя (в том числе естественнонаучных предметов): «Распределите слова из текста (или сами укажите слова, связанные с тематикой текста) в соответствии с той или иной классификацией. Например, в один столбик - названия веществ, в другой - названия предметов, связанных с этими веществами, или в один столбик - названия приборов, в другой - названия действий, производимых этими приборами» и т. д. Кроме того, регулярно на уроках всех предметов можно использовать языковые игры, стимулирующие усвоение школьниками предметного материала, для повышения мотивации использовать этимологические справки и более обширный материал, связывающий язык предмета и исторические события (например, истории из жизни ученых). Необходимым условием успешного осуществления лингводидактического сопровождения предмета является формирование у учителей привычки к языковой рефлексии и приобщение к подобным размышлениям и школьников. Научной опорой для разработки такой учебной системы стали для нас статьи и диссертации как филологов, так и представителей других предметных областей, например: статья А. Д. Шмелева «Увалы и овраги в языке учебников истории» [1], статья Г. Е. Крейдлина и А. Д. Шмелева «Языковая деятельность и решение задач» [2], диссертация М. М. Котляр «Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии» [3] и другие.

На основе разработанной модели лингводидактического сопровождения школьных предметов в Московском педагогическом государственном университете были подготовлены программы учебных дисциплин, получивших общее название «Язык школьного предмета», которые в настоящее время реализуются в учебном плане будущих учителей истории, химии, биологии, географии. А студенты-филологи в рамках большого курса по методике обучения русскому языку в школе знакомятся с содержанием учебника и практикума для вузов «Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение» [4].

О проектно-исследовательской работе школьников и студентов и формировании лингвистического мировоззрения

Другое важнейшее направление междисциплинарной лингвистической работы связано с формированием умений студентов и школьников вести проектно-исследовательскую работу лингвистической направленности на материале интересующей их предметной области. Такая деятельность связана с подготовкой и ежегодным проведением Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех» [5], которая в 2021 г. была проведена в 25-й раз. Приведем примеры общей тематики конференции «Языкознание для всех» самых последних лет: 2018 г. - «Язык и школа», 2019 г. - «Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни», 2020 г. - «Язык и профессия: взгляд молодых». В феврале 2021 г. юбилейная 25-я конференция была посвящена главной теме наших исследований - «Взгляд на мир через язык». Около 200 студентов и школьников ежегодно представляют на конференции результаты своих исследований. Приведем названия некоторых докладов, с которыми школьники выступили в 2021 г. (в скобках указано, в каком классе учится докладчик): «Лингвистическая реконструкция языкового портрета личности британской королевы (на материале ее внеплановых обращений к нации)» (11 кл.), «Рождённые в пандемию (о неологизмах 2020 г.)» (8 кл.), «Образ дерева в русском языке и у народов Поволжья» (7 кл.), «Образ женщины в современных пес-

нях на материале русского, казахского и английского языков» (9 кл.), «Англицизмы музыкальной тематики в речи современных подростков» (8 кл.), «Некоторые особенности образования профессионального сленга бухгалтеров» (6 кл.), «Современные оценочные слова, популярные в Интернет-общении. Гендерные особенности выражения оценки» (10 кл.). А это примеры названий докладов студентов: «Зима в русской и китайской языковых картинах мира», «Фе-минитивы в русском языке».

На конференции предусмотрено не только выступление школьников с докладами, но и участие в работе круглых столов, где проходят дискуссии на актуальные темы, связанные с общей темой конференции. В 2021 г. вынужденный дистанционный формат позволил реализовать проведение круглых столов в международном масштабе. Круглый стол, посвященный теме «Русский язык современной литературы», вел из Москвы к. филол. н., писатель, педагог А. Геласимов. Другой круглый стол, где обсуждался вопрос «Словари русского языка в цифровую эпоху: какими они должны быть?», проводил из Санкт-Петербурга ст. науч. сотр. Института прикладной русистики РГПУ им. А. И. Герцена Д. Чердаков. Третий круглый стол с необычным названием «Взгляд технологических компаний на успешную карьеру лингвиста» проводил из Лимассола (Кипр) технический руководитель отдела искусственного интеллекта компании 1трасТеЛ А. Дроздов, в школьные годы неоднократно участвовавший в конференции «Языкознание для всех».

Надо отметить, что в разные годы ведущими интересных дискуссий со школьниками и студентами становились биологи, математики, экономисты - все те, кто понимает важность языковых аспектов в обучении всем профессиям.

Об организации других внеучебных мероприятий лингвистической направленности в школе и вузе

Проектами, которые могут помочь в решении воспитательных и профориентационных задач во внеучебное время, могут быть сценарии различных мероприятий с лингвистическим компонентом, классные часы, викторины, фестивали, в которых так или иначе главным компонентом становится работа с языком [6]. В вузах и школах особым днем, объединяющим школьников и студентов, имеющих самые разные профессиональные интересы, может стать День словарей, который в последние годы проводится 22 ноября - в день рождения В. И. Даля. Для нас символичным является то, что эта дата связана и с днем рождения Н. М. Шанского, выдающегося лингвиста и методиста, популяризатора лингвистических знаний для школьников, автора фразеологических и этимологических словарей, которые активно используются школьниками и учителями [7, 8], а также развивающих книг по лингвистике [9]. Приведем примеры одного из заданий, заработанных ко Дню словаря, проведенного для студентов МПГУ.

Чтобы ответить на данные ниже вопросы, вам понадобятся фразеологические словари, например [10]:

а) Слова «неверующий» и «неверный» имеют отличия по значению, но в известном фразеологизме могут заменять друг друга. Назовите имя, с которым связан фразеологизм. Каково происхождение этого выражения?

б) Какими двумя разными способами можно «разводить бобы»? Каково происхождение этого фразеологизма?

Ответы:

а) Фома неверный (Фома неверующий) - человек, которого трудно, невозможно заставить поверить чему-либо. Из евангельского рассказа об апостоле Фоме, который не поверил сообщению о воскресении распятого Христа: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра его, не поверю».

Примечание: от отвечающих не требуется указывать цитату, достаточно общего ответа.

б) Разводить бобы - 1) вести пустые, бессодержательные разговоры; отвлекать болтовнёй от чего-либо; 2) делать что-либо слишком медленно, канителиться. Первоначально: предсказывать что-либо при гадании на бобах, раскладывая их определённым образом.

Отдельно надо сказать о таком проекте, как лингвистическая олимпиада для студентов разных факультетов педагогического вуза. Умения работать с терминологией, понимать учебно-научные тексты входят в число ключевых умений учителя любого предмета. В 2021 г. в РГПУ им. А. И. Герцена был проведен пилотный вариант олимпиады, концепция которой была предложена нами, - «Русский язык - язык науки». Среди целей конференции были заявлены: 1) определение уровня функциональной грамотности будущих учителей через специальную целенаправленную работу с предметной терминологией, общенаучной лексикой и фрагментами учебно-научных и научно-популярных текстов из разных предметных областей; 2) развитие на языковом материале из разных предметных областей умений, соответствующих требованиям ФГОС общего образования: определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и др.; 3) укрепление позиций русского языка как языка российской и мировой науки.

Содержание олимпиады вызвало большой интерес студентов разных факультетов. Междисциплинарный характер олимпиады проявляется в каждом задании, например, в таком (автор задания - Д. Н. Чердаков):

В каждой паре приведенных сочетаний опущено одно и то же слово (может стоять в разных падежах), которое выступает в качестве термина в различных науках. Запишите сочетания в восстановленном виде и укажите, к какой области знания относится каждое сочетание.

кубический ... // чередование звуков в ... кости ... // двусложная стихотворная ... щелочная . // эпоха . электрическая . // . жесткого диска Ответ:

кубический корень - математика, алгебра

чередование звуков в корне - лингвистика, русский язык

кости стопы - анатомия, биология

двусложная стихотворная стопа - литературоведение

щелочная реакция - химия

эпоха реакции - история, обществознание

электрическая емкость - физика

емкость жесткого диска - информатика

О метапредметном курсе повышении квалификации для учителей

Сотрудники лаборатории междисциплинарных филологических проектов в образовании МПГУ успешно проводят курсы повышения квалификации для школьных учителей разных предметов. Успехом пользуется курс «Метапредметный подход в школьном обучении: система работы с русским языком в разных предметных областях», с которым знакомятся не только московские учителя, но также и школьные педагоги из регионов России, например, данный курс явился основой для курсовой работы в институтах повышения квалификации для учителей Барнаула, Тюмени, что отражено, например, в статье О. А. Староселец «Реализация мета-предметного обучения русскому языку в школах Алтайского края» [11].

О проведении исследований метапредметных функций русского языка школьными учителями и преподавателями вузов

В настоящее время активно формируется научно-педагогическое сообщество, для которого полем исследования и накопления опыта по обучению русскому языку являются самые разные области образовательного процесса. С 2018 г. в МПГУ ежегодно проводятся всероссийские конференции с международным участием «Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам». В 2021 г. конференция проходила в смешанном режиме, в ней приняли участие ученые и преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Азова, Барнаула, Екатеринбурга, Иркутска, Кирова, Лесосибирска, Мурманска, Перми, Самары, Сургута, Тулы, Элисты. Расширяется и география зарубежного участия: Вена

(Австрия), Прага (Чехия), Рига (Латвия), Бухарская и Наманганская области (Узбекистан), Шэньчжэнь (Китай).

В сборниках разных лет свои исследования, связанные с анализом языковых аспектов разных областей образования, представили, например, биологи А. В. Теремов и С. К. Пятунина в статье «Формирование экологической культуры личности средствами русского языка и литературы» [12], лингвист Г. Е. Крейдлин в соавторстве с математиком Г. Б. Шабатом в статье «Русский язык в преподавании математики» [13].

Заключение

Представленные в статье направления работы и конкретные междисциплинарные проекты, связанные с реализацией метапредметной роли русского языка в образовательном процессе школы и вуза, подтверждают, что повышение эффективности обучения русскому языку и другим предметам тесно взаимосвязано. Формирование ценностного отношения к языку, на котором осуществляется образовательный процесс - необходимое условие как повышения уровня языковой и общей культуры обучающихся, так и их успешности в будущей профессии.

Литература

1. Шмелев, А. Д. Увалы и овраги в языке школьных учебников истории / А. Д. Шмелев // Отечественные записки. - 2004. - №5 (20). - Текст : электронный. Код доступа: https://strana-oz.ru/2004/5/uvaly-i-ovragi-v-yazyke-shkolnyh-uchebnikov-istorii Дата обращения: 9.09.2021.

2. Крейдлин, Г. Е. Языковая деятельность и решение задач / Г. Е. Крейдлин, А. Д. Шмелев // Лингвистические развитие школьников. Сб. статей научно-методической лаборатории МИОО «Языкознание для всех». - Москва : МИОО, 2009. - С. 100-109. - Текст : непосредственный.

3. Котляр, М. М. Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Котляр Марина Михайловна. - Санкт-Петербург, 2000. - Текст : непосредственный.

4. Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение : учебник и практикум для вузов / О. Е. Дроздова. - Москва : Юрайт, 2020. - Текст : непосредственный.

5. Дроздова, О. Е. Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку / О. Е. Дроздова // Русский язык в школе, 2013, № 9. - С. 3-8. - Текст : непосредственный.

6. Дроздова, О. Е. Лингвистическое развитие школьников как фактор духовно-нравственного формирования личности / О. Е. Дроздова // Русский язык и русская литература в мировом культурном пространстве. Ценности и смыслы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции 2-3 октября 2014 года / Под научной редакцией Н. Д. Котовчихиной. - Москва : Экон-Информ, 2015. - С. 233-240. - Текст : непосредственный.

7. Быстрова, Е. А. Фразеологический словарь русского языка: Около 1500 фразеологизмов / Е. А. Бы-строва, Н. М. Шанский. - Москва : АСТ, Астрель, Хранитель, Харвест, 2007. - Текст : непосредственный.

8. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка : происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - Москва : Дрофа, 2003. - Текст : непосредственный.

9. Шанский, Н. М. Лингвистические детективы / Н. М. Шанский. - Москва : Дрофа, 2010. - Текст : непосредственный.

10. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров // 3-е изд., испр. - Москва : Астрель: ACT, 2008. - Текст : непосредственный.

11. Староселец, О. А. Реализация метапредметного обучения русскому языку в школах Алтайского края / О. А. Староселец // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г Москва, 2020 г., Московский педагогический государственный университет / ред.-сост. О. Е. Дроздова. - Москва : Сам Полиграфист, 2020. - С. 82-90. - Текст : непосредственный.

12. Теремов, А. В. Формирование экологической культуры личности средствами русского языка и литературы / А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Метапредметный подход в образовании : русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 апреля 2019 г. / сост. О. Е. Дроздова, М. И. Шаповалов. - Москва : МПГУ, 2019. - С. 276-281. - Текст : непосредственный.

13. Крейдлин, Г. Е. Русский язык в преподавании математики / Метапредметный подход в образовании : Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции, г. Москва, 19 апреля 2018 г. / Г. Е. Крейдлин, Г. Б. Шабат // сост. О. Е. Дроздова. - Москва : МШ У, 2018. - С. 4-12. - Текст : непосредственный.

References

1. Shmelev, A. D. Uvaly i ovragi v jazyke shkol'nyh uchebnikov istorii / A. D. Shmelev // Otechestvennye zapiski. - 2004. - №5 (20). - Tekst : jelektronnyj. Kod dostupa: https://strana-oz.ru/2004/5/uvaly-i-ovragi-v-yazyke-shkolnyh-uchebnikov-istorii Data obrashhenija: 9.09.2021.

2. Krejdlin, G. E. Jazykovaja dejatel'nost' i reshenie zadach / G. E. Krejdlin, A. D. Shmelev // Lingvisticheskie razvitie shkol'nikov. Sb. statej nauchno-metodicheskoj laboratorii MIOO «Jazykoznanie dlja vseh». - Moskva : MIOO, 2009. - S. 100-109. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Kotljar, M. M. Formirovanie jelementov jazykovoj kul'tury uchashhihsja v processe obuchenija himii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Kotljar Marina Mihajlovna. - Sankt-Peterburg, 2000. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Drozdova, O. E. Metodika prepodavanija russkogo jazyka. Metapredmetnoe obuchenie : uchebnik i praktikum dlja vuzov / O. E. Drozdova. - Moskva : Jurajt, 2020. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Drozdova, O. E. Lingvisticheskaja konferencija shkol'nikov kak pole dlja metapredmetnogo obuchenija russkomu jazyku / O. E. Drozdova // Russkij jazyk v shkole, 2013, № 9. - S. 3-8. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Drozdova, O. E. Lingvisticheskoe razvitie shkol'nikov kak faktor duhovno-nravstvennogo formirovanija lichnosti / O. E. Drozdova // Russkij jazyk i russkaja literatura v mirovom kul'turnom prostranstve. Cennosti i smysly : Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2-3 oktjabrja 2014 goda / Pod nauchnoj redakciej N. D. Kotovchihinoj. - Moskva : Jekon-Inform, 2015. - S. 233-240. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Bystrova, E. A. Frazeologicheskij slovar' russkogo jazyka: Okolo 1500 frazeologizmov / E. A. Bystrova, N. M. Shanskij. - Moskva : AST, Astrel', Hranitel', Harvest, 2007. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Shanskij, N. M. Shkol'nyj jetimologicheskij slovar' russkogo jazyka : proishozhdenie slov / N. M. Shanskij, T. A. Bobrova. - Moskva : Drofa, 2003. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Shanskij, N. M. Lingvisticheskie detektivy / N. M. Shanskij. - Moskva : Drofa, 2010. - Tekst : neposredstvennyj.

10. Fjodorov, A. I. Frazeologicheskij slovar' russkogo literaturnogo jazyka: ok. 13 000 frazeologicheskih edinic / A. I. Fjodorov // 3-e izd., ispr. - Moskva : Astrel': ACT, 2008. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Staroselec, O. A. Realizacija metapredmetnogo obuchenija russkomu jazyku v shkolah Altajskogo kraja / O. A. Staroselec // Metapredmetnyj podhod v obrazovanii: russkij jazyk v shkol'nom i vuzovskom obuchenii raznym predmetam : sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, g. Moskva, 2020 g., Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet / red.-sost. O. E. Drozdova. - Moskva : Sam Poligrafist, 2020. - S. 82-90. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Teremov, A. V. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury lichnosti sredstvami russkogo jazyka i literatury / A. V. Teremov, S. K. Pjatunina // Metapredmetnyj podhod v obrazovanii : russkij jazyk v shkol'nom i vuzovskom obuchenii raznym predmetam : materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Moskva, 18 aprelja 2019 g. / sost. O. E. Drozdova, M. I. Shapovalov. - Moskva : MPGU, 2019. - S. 276-281. - Tekst : neposredstvennyj.

13. Krejdlin, G. E. Russkij jazyk v prepodavanii matematiki / Metapredmetnyj podhod v obrazovanii : Russkij jazyk v shkol'nom i vuzovskom obuchenii raznym predmetam : sbornik statej Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Moskva, 19 aprelja 2018 g. / G. E. Krejdlin, G. B. Shabat // sost. O. E. Drozdova. - Moskva : MPGU, 2018. - S. 4-12. - Tekst : neposredstvennyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.