Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НОВЫЙ ЭТАП НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НОВЫЙ ЭТАП НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метапредметное обучение русскому языку / учебник и практикум / будущие учителя разных предметов / лингводидактическое сопровождение уроков и внеклассных мероприятий / Meta-subject teaching of the Russian language / a textbook and practical guideline / future teachers of various subjects / linguodidactic support of lessons and extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Евгеньевна Дроздова

В статье представлено научно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины для студентов педагогических вузов – метапредметного обучения русскому языку. Описываются структура и содержание учебника данной дисциплины, а также перспективы введения такого курса в педагогические вузы. Даны примеры практических заданий из трех разделов учебника: «Что такое метапредметное обучение русскому языку», «Освоение системы работы с языком и речью в рамках разных школьных предметов (организация и содержание лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин)», «Лингвистические аспекты повышения мотивации обучения и воспитания в урочной и внеклассной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

META-SUBJECT TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE: A NEW STAGE OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Th e article presents the scientifi c and methodological support of a new academic discipline for students of pedagogical universities meta-subject teaching of the Russian language. Th e structure and content of the textbook of this discipline, as well as the prospects for the introduction of such a course in pedagogical universities are described. Examples of practical tasks from three sections of the textbook are given: “What is meta-subject teaching of the Russian language”, “Mastering the system of working with language and speech in the framework of diff erent school subjects (organization and content of linguodidactic support of general educational disciplines)”, “Linguistic aspects of increasing the motivation of teaching and upbringing in lesson and extracurricular activities. «

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НОВЫЙ ЭТАП НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

[методика преподавания русского языка]

О. Е. Дроздова

DOI: 10.24411/1811-1629-2020-13101

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: НОВЫЙ ЭТАП НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

OLGA E. DROZDOVA META-SUBJECT TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE: A NEW STAGE OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Ольга Евгеньевна Дроздова

доктор педагогических наук, заведующая лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка;

главный научный сотрудник Института прикладной русистики РГПУ им. А.И.

Герцена

► o.e.drozdova@mail.ru

Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д.48

Olga E. Drozdova

Moscow Pedagogical State University, 1/1 Malaya Pirogovskaya Str., Moscow, Russia, 119991

Herzen State Pedagogical University of Russia

48, Moika Emb., St. Petersburg, Russia, 191186

В статье представлено научно-методическое обеспечение новой учебной дисциплины для студентов педагогических вузов - метапредметного обучения русскому языку. Описываются структура и содержание учебника данной дисциплины, а также перспективы введения такого курса в педагогические вузы. Даны примеры практических заданий из трех разделов учебника: «Что такое метапредметное обучение русскому языку», «Освоение системы работы с языком и речью в рамках разных школьных предметов (организация и содержание лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин)», «Лингвистические аспекты повышения мотивации обучения и воспитания в урочной и внеклассной деятельности».

Ключевые слова: метапредметное обучение русскому языку; учебник и практикум; будущие учителя разных предметов; лингводидактическое сопровождение уроков и внеклассных мероприятий.

The article presents the scientific and methodological support of a new academic discipline for students of pedagogical universities - meta-subject teaching of the Russian language. The structure and content of the textbook of this discipline, as well as the prospects for the introduction of such a course in pedagogical universities are described. Examples of practical tasks from three sections of the textbook are given: "What is meta-subject teaching of the Russian language", "Mastering the system of working with language and speech in the framework of different school subjects (organization and content of linguodidactic support of general educational disciplines)", "Linguistic aspects of increasing the motivation of teaching and upbringing in lesson and extracurricular activities. «

Keywords. Meta-subject teaching of the Russian language; a textbook and practical guideline; future teachers of various subjects; linguodidactic support of lessons and extracurricular activities.

Потребность в полномасштабной реализации метапредметной роли русского языка в образовательном процессе российских школ обусловливает необходимость все более активного внедрения нового направления в методике - метапредметного обучения русскому языку. Это понятие мы определяем как обучение, при котором дидактическим

^^^ [методика преподавания русского языка]

полем для освоения явлений и фактов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними являются все области образовательного процесса.

Понятийная база, основные теоретические положения и возможные пути практического воплощения этого научно-методического направления были представлены в монографии «Метапред-метное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения» [Дроздова 2016]. На новом этапе стоят задачи по введению в педагогические вузы учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку будущих учителей разных предметов к лингводидактическому сопровождению своего предмета.

Как практикующих, так и будущих учителей математики, истории, химии и других предметов надо, прежде всего, мотивировать к использованию специальной работы с языком, на котором осуществляется обучение их предмету. Главным мотивирующим фактором является осознание проблем, связанных с языком, которые регулярно возникают у школьников при изучении любого предмета. В первую очередь это проблема понимания смысла слов и выражений (в том числе терминов), а также текстов и их фрагментов - всего, что вербально отражает содержание предмета. Для работы с терминами и общенаучной лексикой (а во многих случаях - и непонятными учащимся общеупотребительными словами) школьников надо учить работать со словарями, причем обращаться только к тем из них, которые дают достоверную и полную информацию. Отметим, что студентов (в том числе будущих педагогов) самих требуется обучать этому умению, так как доступность и разнообразие информации в Интернете формирует небрежное отношение к источникам, например, при поиске значения термина. Кроме того, вербально выраженное содержание школьникам надо запоминать и учиться передавать его разными языковыми средствами, что является одним из важнейших критериев того, что смысл понят правильно. Значит, будущих учителей всех предметов надо нацеливать на регулярное использование в работе с учащимися пересказа, перефразирования, а также на подбор синонимов

и обращение к приемам мнемотехники. Еще одним важным умением, которое необходимо развивать при ознакомлении студентов с метапредметным обучением русскому языку, является умение обосновать и организовать в школе введение такой системы работы. Компетенции, которые обеспечивают все вышеперечисленное, могут быть сформированы только в том случае, если базой для них станет ценностное отношение к русскому языку как языку образовательного процесса в российской школе [Дроздова 2019].

Вышедший в свет весной 2020 г. учебник и практикум «Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение» [Дроздова 2020] является довольно необычным изданием. В процессе написания мы исходили из того, что его должен освоить будущий учитель русского языка, так как учитель именно этого предмета будет являться главным участником, а во многих случаях -организатором метапредметного обучения в школе. При этом специфика разрабатываемой учебной дисциплины такова, что учебник может быть использован и при обучении будущих педагогов других предметов. Кроме того, издание было подготовлено в двух вариантах: его адресатом могут быть не только студенты вузов, но и обучающиеся средних специальных учебных заведений - техникумов, колледжей и др.

Содержание учебника делится на три раздела. В первом разделе «Что такое метапредметное обучение русскому языку» внимание уделяется основным понятиям этого нового вида обучения: общелингвистический компонент образовательного процесса, лингвистическая активность и лингвистическое развитие школьника, лингвистически развивающая образовательная среда школы. Базовым для понимания всех этих понятий становится параграф, посвященный лингвистическому мировоззрению школьника, которое определяется следующим образом: это общий взгляд на язык и взгляд на мир через язык, основанные на обобщенных знаниях о языке, усвоении ценностных установок и эмоциональных переживаниях, связанных с ними, а также готовности к определенному типу речевого поведения в конкретных жизненных ситуациях. В первом разделе также

[О. Е. Дроздова]

поясняется, что в школьной практике метапред-метное обучение русскому языку целесообразно называть лингводидактическим сопровождением предмета, так как учителям неязыковых предметов нелегко воспринять как одну из своих задач обучение русскому языку, гораздо более понятная им задача - сопровождать обучение своему предмету специальной работой с языком, которая поможет сделать это обучение более эффективным. Задание, помогающее студентам осознать изучаемые понятия, ставит их в необычные условия: «Попробуйте своими словами объяснить, что такое лингводидактическое сопровождение школьных предметов и лингвистическое мировоззрение. Представьте себе, что вы объясняете это: 1) попутчику в поезде (любознательному и доброжелательному взрослому человеку, имеющему профессию, не связанную ни с лингвистикой, ни с педагогикой); 2) своему соседу - любознательному активному семикласснику школы с физико-математическом уклоном, в которой вы не работаете».

В учебнике представлено пятьдесят пять практических заданий. Из них девятнадцать относятся ко второму разделу «Освоение системы работы с языком и речью в рамках разных школьных предметов (организация и содержание лингводи-дактического сопровождения общеобразовательных дисциплин)». Материалы раздела построены таким образом, что, осваивая их, студенты сначала знакомятся с рекомендациями по активизации работы с языком предмета, узнают о разных видах соответствующих заданий для школьников. Потом выполняют несколько подобных заданий, составленных в процессе апробации курса в Московском педагогическом государственном университете, и дают им методическую оценку. Приведем пример. Дан фрагмент из учебника математики [Математика. Арифметика. Геометрия 2014]: «Поверхность любого многогранника состоит из многоугольников. Каждый из этих многоугольников называют гранью многогранника. Вершины этих многоугольников являются вершинами многогранника, а стороны - рёбрами многогранника». К данному фрагменту составлено задание: «Какие значения терминов «грань», вершина» и «ребро» вы еще знаете? На основе этих значений придумай-

те и опишите какую-либо ассоциацию, которая поможет вам верно запомнить данные термины и не путаться в их употреблении». Далее студент должен ответить на вопросы: «В чем, по вашему мнению, может быть польза от выполнения таких заданий на уроках математики? Подходят ли данные задания для уроков русского языка? Если да, то для уроков по каким темам?» Освоение линг-водидактического сопровождения уроков продолжается при осуществлении анализа текстов не менее чем двух учебников того или иного предмета , к которым дается такое задание: «Выпишите из каждого учебника математики (физики, географии, истории и т.д.) по два примера специальной работы с языком предмета (например, интересное пояснение значения слова, сопоставление с другим словом, этимологическая справка, разъяснение правописания или произношения и т.д.) Желательно, чтобы примеры не были однотипными». Далее предусмотрено составление собственных заданий на активизацию работы с языком предмета. После этого студенты переходят к заключительному разделу параграфа, результатом изучения которого становится умение смоделировать в соответствии со специально разработанной технологической картой подготовку и проведение урока с лингводидактическим сопровождением, а также рефлексию проделанной на уроке языковой работы.

Третий раздел нашего учебника называется «Лингвистические аспекты повышения мотивации обучения и воспитания в урочной и внеклассной деятельности». В нем показаны различные приемы стимулирования лингвистического развития школьников, в том числе создание проблемных ситуаций на уроках русского языка и факультативного курса «Основы языкознания для школьников» [Дроздова 2016], который сыграл важную роль в разработке метапредметного обучения русскому языку. Анализируя свой языковой опыт, а также опыт обучения в школе и изученные в вузе методические дисциплины, студенты пробуют моделировать учебные ситуации. Например, при выполнении такого задания: «Попробуйте указать типичные ответы школьников на данные ниже вопросы, которые задают проблемные си-

[методика преподавания русского языка]

туации. Опишите, к каким выводам школьники могут прийти в процессе обсуждения, в чем специфика каждой проблемной ситуации: А) Почему слово «синева» относят к существительным, ведь оно обозначает не предмет, а признак? Б) В каких случаях изменение ударения в слове может стать способом изменения грамматического значения? В) Является ли исконно русским слово «азбука»?» Далее внимание уделяется лингвистическим исследованиям школьников (в том числе в неязыковых областях обучения), а также лингводидактическо-му сопровождению внеклассных мероприятий.

Особенностью нашего учебника является наличие мини-хрестоматии. В нее входят статьи ученых и учителей, рекомендованные студентам для анализа, а также проектно-исследовательские работы школьников, представленные в разные годы на Международной научно-практической конференции «Языкознание для всех», которая в течение многих лет дает возможность школьникам и студентам демонстрировать результаты своих языковых исследований, связанных с различными областями науки и культуры.

Созданный учебник является основой для дальнейшей разработки серии учебников и пособий по лингводидактическому сопровождению школьных предметов - для будущих учителей истории, химии, географии и т.д. В Московском педагогическом государственном университете дисциплина по выбору «Язык школьного предмета» уже вошла в учебные планы Института биологии и химии, Института истории и политики, а также географического факультета. Метапредметное обучение русскому языку (лингводидактическое сопровождение школьных дисциплин) может быть эффективно только в атмосфере сотрудничества учителей разных предметов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздова О. Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку // Русский язык в школе. 2019. №1. С. 3-9.

2. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография. М.: Издательский дом «Международные отношения», 2016.

3. Дроздова О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2020.

4. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников: 5-8 классы: факультативный курс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2016.

5. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова и др. М. : Просвещение, 2014.

REFERENCES

1. Drozdova O. E. (2019) Aksiologicheskij podhod kak istochnik metapredmetnogo obuchenija russkomu jazyku [Axiological approach as a source of meta-subject teaching of the Russian language]. In: Russkij jazyk v shkole [Russian language at school], no 1, pp. 3-9. (in Russian)

2. Drozdova O. E. (2016) Metapredmetnoe obuchenie russkomu jazyku v shkole: teorija i puti prakticheskogo voploshhenija: monografija [Meta-subject teaching of the Russian language at school: theory and ways of practical implementation: monograph]. Moscow. (in Russian)

3. Drozdova O. E. (2020) Metodika prepodavanija russkogo jazyka. Metapredmetnoe obuchenie: uchebnik i praktikum dlja vuzov [Russian language teaching method. Meta-subject training: textbook and workshop for universities]. Moscow. (in Russian)

4. Drozdova O. E. (2016) Osnovyjazykoznanija dlja shkol'nikov: 5-8 klassy: fakul'tativnyj kurs: uchebnoe posobie dlja uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh organizacij [Fundamentals oflinguistics for schoolchildren: grades 5-8: optional course: textbook for students of general education organizations]. Moscow. (in Russian)

5. Bunimovich E. A., Dorofeev G. V., Suvorova S. B. i dr. (2014) Matematika. Arifmetika. Geometrija. 5 klass : ucheb. dlja obshheobrazovat. organizacij s pril. na jelektron. Nositele [Mathematics. Arithmetic. Geometry. Grade 5: textbook for general education organizations with an application on electronic media]. Moscow. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.