Научная статья на тему 'Цифровые технологии развития экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма'

Цифровые технологии развития экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
410
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGIOUS TOURISM / EXCURSION SERVICE / DIGITAL TECHNOLOGIES / AUDIO SYSTEMS / VIRTUAL REALITY / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИОСИСТЕМЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

В статье рассмотрены перспективные направления внедрения инноваций в сферу религиозного туризма, который является одним из потенциально привлекательных направлений развития бизнеса. Предметом исследования является экскурсионное обслуживание в религиозном туризме. Цель выявление перспективных направлений применения инновационных технологий экскурсионного обслуживания, направленных на удовлетворение исторического и познавательного интереса, связанного с посещением религиозных объектов. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение инноваций будет способствовать росту спроса на услуги религиозного туризма и позволит привлечь платежеспособный спрос в лице семей с детьми, отдых которых направлен на получение новой информации и знаний о регионе присутствия. Основные методы исследования: системный и ситуационный подход, моделирование социально-экономических процессов, формально-логический анализ. Результаты работы заключаются в исследовании статистических показателей туризма в России и спроса на услуги историкокультурного направления, который может быть увеличен в случае активизации внедрения цифровых технологий в экскурсионное обслуживание. Основные направления будущих исследования связаны с разработкой теоретико-методических основ религиозного туризма как вида деятельности, имеющего социальное и культурное значение для развития регионов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES FOR THE EXCURSION SERVICES DEVELOPMENT IN RELIGIOUS TOURISM

The article deals with promising directions of introducing innovations in the sphere of religious tourism, which is one of the potentially attractive directions of business development. The article is focused on excursion service in religious tourism. The author attempts to identify promising areas of application of innovative technologies in excursion services for satisfying the historical and cognitive interest associated with visiting religious sites. The hypothesis of the study is the assumption that using innovations will contribute to the growth in demand for religious tourism services and will attract families with children (solvent demand), whose rest is aimed at obtaining new information and knowledge about the destination. The system and situational approach, modeling of socio-economic processes, formal logical analysis are the main research methods. The results of the work consist in the study of statistical indicators of tourism in Russia and the demand for services of historical and cultural tourism, which can be increased with help of digital technologies in excursion services. The main directions of future research are related to the elaborating theoretical and methodological foundations of religious tourism as an activity of social and cultural importance for the development of the country’s regions.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии развития экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма»

ОБОРИН Матвей Сергеевич УДК 348

DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10303 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-тех-нологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ);

Доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СФЕРЕ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

В статье рассмотрены перспективные направления внедрения инноваций в сферу религиозного туризма, который является одним из потенциально привлекательных направлений развития бизнеса. Предметом исследования является экскурсионное обслуживание в религиозном туризме. Цель - выявление перспективных направлений применения инновационных технологий экскурсионного обслуживания, направленных на удовлетворение исторического и познавательного интереса, связанного с посещением религиозных объектов. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что применение инноваций будет способствовать росту спроса на услуги религиозного туризма и позволит привлечь платежеспособный спрос в лице семей с детьми, отдых которых направлен на получение новой информации и знаний о регионе присутствия. Основные методы исследования: системный и ситуационный подход, моделирование социально-экономических процессов, формально-логический анализ. Результаты работы заключаются в исследовании статистических показателей туризма в России и спроса на услуги историко-культурного направления, который может быть увеличен в случае активизации внедрения цифровых технологий в экскурсионное обслуживание. Основные направления будущих исследования связаны с разработкой теоретико-методических основ религиозного туризма как вида деятельности, имеющего социальное и культурное значение для развития регионов страны.

Ключевые слова: религиозный туризм, экскурсионное обслуживание, цифровые технологии, аудиосистемы, виртуальная реальность.

Туризм является экономическим и культурным феноменом, механизмом обмена духовным и социальным опытом, изучения традиций различных национальностей и государств. Важная роль туристской деятельности заключается в выполнении просветительской и образовательной функции, тем более, что на уровне потребителей услуг становится актуальным запрос на получение разнообразной информации, связанной с потенциалом принимающей территории, изучением наследия, памятников архитектуры и зодчества, религии [2, 4, 5].

Инновационные процессы достаточно активно осуществляются в регионах стр а-ны, несмотря на то, что доля организаци й, осуществляющих технологические инновации, существенно не изменилась за длительный период (рис. 1).

Лидирующие регионы обладают диверсифицированной экономикой, раз-

40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0

I I I

5,3 6'3 8,8

8,9

2010 2011 ■ Российская Фе, Южный федера.

- 10,4 I 9,5 8,4 8,1

6,3 6,2 6,7 6,7 6,2 7,5

9,7 9,6 9,8 9,8 9,0 8,6

9,1 8,9 8,8 8,3 7,3 7,5

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Централь При

федеральный округ федеральный округ

Рис. 1 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в Российской Федерации,

в201(У-2017 гг., %f

Fig. 11 S/ are oforganizationsimplemgiting Oesftno/og/са/ /пюуай'о ns in the Russian Federation in 2010-2017, %

1 Составлено по данным ЕМИСС - Федеральная служба государственной статистики. URL: https://fedstat.ru (Дата обращения: 11.06.2019).

Чувашская Республика Республика Татарстан Ростовская область Краснодарский край г. Москва Липецкая область

2,2

2017 2016 2014 2010

0,0

5,0

10,0

15,0

20,0

25,0

Рис. 2 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в федеральных округах Российской Федерации, в 2010-2017 гг., %1

Fig. 2 — The share of organizations that carried out technological innovations inthe Federal districtsof the Russian Federationin2010-2017,%

витой сферой услуг, в том числе турист-ско-рекреационной специализацией. Рассмотрим данный показатель по субъектам, которые в большей степени внедряют инновации в производственный, управленческий, маркетинговый процессы (рис. 2).

Технологически инновации активно реализуются в субъектах, обладающих высокими показателями развития экономики. Например, Краснодарский край и Ростовская область вносят наибольший вклад в ВРП Южного федерального округа, при этом их специализация отличается. Краснодарский край занимает лидирующие позиции в сфере туризма, агропромышленного комплекса, для Ростовской области характерно промышленное производство, сельское хозяйство2 [4].

Инновации в сфере туризма в наибольшей степени отмечены при использовании технологий выбора и оплаты услуг на основе мобильных приложений (рис. 3).

Устойчивому росту различных видов туристско-рекреационных услуг способствуют такие субъективные факторы как повышение доходов потребителей, познавательные интересы и желание разноо-

2 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы). Утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2018 №872-Р. URL: http://static.government.ru/media/ files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD.pdf (дата обращения: 02.07.2019).

бразного досуга, связанного с тенденцией здорового образа жизни, внедрение безопасных цифровых технологий бронирования, оплаты и получения необходимой информации. Объективными факторами развития туризма является реализация нормативно-правовых актов стратегического характера, направленных на создание необходимых условий и достижения целевых показателей на уровне отдельных регионов и России в целом. Охарактеризуем показатели федеральных округов, которые показали наибольший рост объемов туристскихуслуг (рис. 4).

Рис. 3 - Динамика применения мобильных технологий в сфере туризмавРоссии в 2014-2017 гг.,%3

Fig.3-Dynamicsof application of mobiletechnologies intourisminRussiain2014-2017,%

3 ост. по данным официального сайта Росту-ризма. Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ statisticheskie-dannye-po-rf-2018/ (дата обращения: 05.09.2019).

Рис. 4 - Динамика роста объемов туристских услуг в регионах РФ в 2010-2017 гг., млн. руб.1,3

Fig. 4 - Dynamics of growth of tourist services in the regions of the Russian Federation in 2010-2017, mln. rub.

Экспертами отмечен рост историко-культурного, познавательного, а гнгже религиозного туризма в качестве самостоятельного направления сферы услуг. В научной литературе сформировалась определенная классификация религиозного туризма (рис. 5).

В настоящее время особое значение в религиозном туризме придается организации экскурсиоаной деятельности и виедрении цифровыхтехнологий, которые способствуют удовлетворению спроса и учитывают оотребноста в комфорте, беа-опасностИь нсачестте обслуонидания.

Религиозный туризм

Виды туризма Цели Особенности

Паломнический Участие в обрядах, ерткбах Длительный срок путешествия

■Мй

Экскурсионный Новые знания и впечатления Различные груп пы туристов

Научный Религоведение Предметы культа и раскопки

Рис. 5 - Виды религиозного туризма (сост. поданным [1,9])

Fig.5 -Typesof religioustourism

В -азвитдд рьглигиозного турдпльна де-обоодимо ориенти-оваться на оснонные клесси фарггго,ионные прикгнгаки инноввций 1н туризма: вооникновение идеи

(спрос потенциальных туристов, новые научные и технические открытия); форма инновации (туристский продукт, услуги, изменения в инфраструктуре гостеприим-

ства); масштаб распространения (область, ертН, невион, тлрнна, птз^т^ннтит^, мировая система); капиталоемкость (большая, ыредрия, незначительная).

Инновации в религиозном туризме соответствуют следующим принципам [3, 7, 10]:

1. Научность. При создании и внедрении новейших технологий используются научные знания, методилеские разработки. Инновационаые ьтскурсии разраба-тыв аются с участием ученых - историков, арсеологов, геоло-ов, 1"лиграфов, биоло-|"ов. Учитывая цели различных групп по-тнтгбителей ус;вое, Оольшан роль отводится информационнвй саставляющей, обста-ноззе, соответствующей той исторической эпохе, которой посвящен опкаг рееигиоз-ных объектов, раскопок, имеющих уни-ктлььук нреьтурауюоррносов.

2. р^<^ерно^.ь-с/т,^. При рас.аботке ин-ностциона ых апор^стй учитынаются все осоЛеталсап кaрк^oга сенн оаа, спрос на турпроктктньличиннужныт спецоваи стов,

ВОЗ МСОГСОСТИ ИНтССТНЛОВнНИН Средств в

рннеебвтытвeмыа оеoeкт.Дл я соблюдения динннпэ прнацина провадатся маркетинго-осо нсследование. В России многие регионы могут предлагать комплексные туры, ориентированные на семейный отдых с культурными, познавательными, образовательными целями, посещением храмов и монастырей.

3. Соответствие уровню спроса. Для любых нововведений обязательно учитывается спрос потенциальных туристов,

с этой целью проводятся исследования и интернет-опросы. Статистика туризма в России свидетельствует о росте информационных и познавательных потребностей, желания изучения исторических мест и религиозных объектов.

4. Позитивность. Внедряемые инновации должны соответствовать современным моральным, духовным запросам общества, уровню его развития и не нарушать экологическое равновесие. При внедрении новых экологических проектов разрабатываются правила поведения туристов на территории природных и тематических парков и заповедников.

5. Перспективность. Проекты в туризме разрабатываются на перспективу дальнейшего развития всей сферы туризма с учетом постоянного движения общества вперед в связи с технологическим прогрессом.

Например, в Санкт-Петербурге была разработана комплексная музейно-ав-тобусная экскурсия «Соборное кольцо». Экскурсия начинается в музее, где туристам рассказывают об истории церковной архитектуры города на Неве, затем труппа переходит в комфортабельный автобус и совершает экскурсию по четырем соборам - Исаакиевскому, Сампсониевскому, Смольному и Спаса на крови, каждый из которых оставил существенный след в истории Петербурга. Маршрут экскурсии рассчитан так, чтобы туристы могли осмотреть соборы не только вблизи, но и с дальнего расстояния. В рассказ включена информация об истории создания церквей в городе, об особенностях их архитектуры.

В Германии конкурс инновационных проектов проходит на протяжении нескольких лет; в нем принимают участие как солидные известные туристские фирмы, так и новички в этом бизнесе. Победители имеют право использовать в своей рекламной символике логотип лауреата и бесплатно получать профессиональную помощь специалистов по внедрению и реализации нововведений на туристском рынке. Инновационные проекты оцениваются по многим критериям, главными из которых являются творческий подход,

оригинальность и новизна идеи, востребованность на туристском рынке.

В России в целях развития экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма можно выделить несколько направлений. Широкое применение аудиосистем является одним из способов повышения качества обслуживания по нескольким причинам: доступность информации для большой группы людей; сохранение атмосферы прибывания в монастыре, храме; возможность беспрепятственного прослушивания церковной музыки, например, органа, не отвлекаясь на сопровождения гида. В настоящее время осуществляется внедрение радиосистем (радиогиды, тургиды, аудиогиды), использование которых имеет целый ряд преимуществ как для слушателей экскурсии, так и для самих гидов.

Выделим преимущества применения туристических радиосистем:

Применяется компактное оборудование, которое не причиняет неудобств в процессе транспортного перемещения группы, использования в различных условиях нахождения экскурсантов.

Процесс экскурсии не прерывается из-за движения экскурсовода и туристов, позволяет реализовывать определенную свободу перемещения, отрываться от основной группы и при этом получать всю необходимую информацию.

Проведение экскурсии может проводиться одновременно на нескольких языках, что существенно влияет на количество и комфорт различных групп туристов и способствует повышению количества человек в группе.

Речь экскурсовода является четкой, не прерывается помехами или внешним шумом, при этом слушатель может сам регулировать громкость.

Использование туристических радиосистем дает возможность максимально повысить качество проведения экскурсии, увеличив ее комфорт и качество восприятия произносимой гидом информации, что способствует получению положительных эмоций и воспоминаний.

Другим направлением повышения качества экскурсионного обслуживания

является проведение интерактивных экскурсий. Интерактивные экскурсии вовлекают участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подталкивают их к "самостоятельному" исследованию объектов экскурсии, экспонатов музея. Такой подход увеличивает остроту восприятия материала и делает экскурсию интересной и запоминающейся.

В использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия включают такие действия: моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Обязательно создается маршрутный лист, содержащий задания, которые дают человеку новые знания и открытия, сама интерактивная экскурсия проводится с использованием необходимой компьютерной техники [11].

В России активно используется данный вид экскурсий. Как пример можно рассмотреть интерактивную экскурсию в Усадьбу Измайлово - «Этих дней не смолкнет слава». Военно-патриотическая программа о жизни Измайловского острова в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Участники совершили путеше-

Таблица 1

ствие по территории, посетили выставку «Они победили», которая сопровождалась демонстрацией документального фильма о войне. Из экскурсантов собрали настоящий полк, который прошел курс молодого бойца. Такую тему подхватил и Музей-панорама «Бородинская битва». Для детей в музее создана интерактивная программа «Солдатская сказка». В ходе уникальной экскурсии школьники облачаются в костюмы - военную форму и платья крестьянок тех времен, изучают оружейные приемы и маршируют под барабанную дробь [8].

Внедрение цифровых технологий способствовало созданию виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия - это организационная форма услуг в сфере религиозного туризма, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (монастыри, кельи, соборы) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов [6].

Рассмотрим возможные маршруты по регионам России, объединенные культурными, познавательными, религиозными целями (табл. 1).

- Возможные маршруты в регионах России на основе религиозного туризма

Table 1 - Possible routes in the regions of Russia based on religious tourism

Регион и характеристика маршрута Достопримечательности Ограничения

Архангельская область, пос. Соловецкий, острова Соловецкого архипелага. Протяженность маршрута 2 км без авиаперелета Город Архангельск: Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», набережную реки Северной Двины, историко-архитектурный комплекс «Архангельские Гостиные Дворы», музей «Купеческая усадьба Е. К. Плотниковой». На Соловках: посещение Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, озера и каналов Соловков (малый круг), достопримечательностей Большого Заяцкого острова, Секирной горы, Ботанического сада в Макарьевской пустыни, острова Анзер Большая часть маршрута пешеходная, что вызовет трудности у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Владимирская обл., г. Владимир, пос. Боголюбово, пос. Мстера, г. Гороховец В г. Владимир: Успенский и Дмитриевский соборы, Музей хрусталя и лаковой миниатюры. В пос. Боголюбово: Свято-Боголюбский женский монастырь, Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Палаты Андрея Боголюбского. пос. Мстера - широко известный в стране и за рубежом центр православия, иконописи, лаковой миниатюры, ювелирного искусства. Посещение пос. Мстера включает СвятоБогоявленский мужской монастырь, Мстерский художественный музей. Большая часть маршрута пешеходная, что вызовет трудности у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Требуется сопровождение для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Регион и характеристика маршрута Достопримечательности Ограничения

Гороховец: Благовещенский собор, Троице-Никольский мужской монастырь, памятники деревянного зодчества, купеческие палаты XVII в., Дом Ершова (Сапожникова)

Вологодская обл., г. Череповец Храм Николая Чудотворца, Музей истории Сизьмы, Музей «Крестьянская изба», Музей Пива, Музей Хлеба (с. Сизьма), святой источник Пантелеимона (дер. Починок), Часовня Ксении Блаженной, святой Колодец Георгия Победоносца (дер. Соловарка) Большая часть маршрута пешеходная, что вызовет трудности у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Многие регионы России, которые обладают историко-культурным потенциалом, могут развивать религиозный туризм как направление индивидуального и семейного отдыха. Предприятия туристской

индустрии при внедрении виртуальных экскурсий могут повысить объемы продаж, поскольку некоторым категориям граждан, испытывающим проблемы со здоровьем, недоступно посещение многих объектов.

Список источников

1. Бондаренко Д.В. Аспекты правового регулирования религиозного паломничества и туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. I.9. №3. С. 14-22. DOI: 10.1273712525.

2. Дусенко С.В., Шунина Е.В. Средства размещения для паломников: история и современность // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 56-63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Игнатьев А.А. Инновации в туризме как эффективный метод повышения уровня конкурентоспособности туристского продукта // Горизонты экономики. 2017. №4(37). С. 28-35.

4. Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. №4. С. 8-24.

5. Овсянников В.П., Якунин В.Н. Религиозный туризм как механизм поддержания духовно-культурных процессов на уровне регионального социума // Сервис в России и за рубежом. 2016. I.10. №9(70). С. 107-117. DOI: 10.22412/1995-042X-10-9-12.

6. Попов М.В., Коблова Ю.А., Мурыгина Н.В. Институты виртуального пространства: механизм, закономерности формирования и новые угрозы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. №3(67). С. 82-86.

7. Сотникова А.А., Колесникова К.С. Инновации в туризме // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: Сб. науч. трудов конф. 2016. С. 157-163.

8. Спиридонова Е.П. Власть визуального в формировании современной социальной парадигмы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. №4(68). С. 148-151.

9. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. №9. С. 59-68.

10. Keeley L. The Ten Types of Innovation and the Discipline of Building Breakthrough. Wiley, 2013.

11. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality // Teleoperators and Virtual Environments. Iss. 6, 4, 1997. Pp. 355-385.

Matvey S. OBORIN

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia); Sochi State University (Sochi, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru

DIGITAL TECHNOLOGIES FOR THE EXCURSION SERVICES DEVELOPMENT

IN RELIGIOUS TOURISM

The article deals with promising directions of introducing innovations in the sphere of religious tourism, which is one of the potentially attractive directions of business development. The article is focused on excursion service in religious tourism. The author attempts to identify promising areas of application of innovative technologies in excursion services for satisfying the historical and cognitive interest associated with visiting religious sites. The hypothesis of the study is the assumption that using innovations will contribute to the growth in demand for religious tourism services and will attract families with children (solvent demand), whose rest is aimed at obtaining new information and knowledge about the destination. The system and situational approach, modeling of socio-economic processes, formal logical analysis are the main research methods. The results of the work consist in the study of statistical indicators of tourism in Russia and the demand for services of historical and cultural tourism, which can be increased with help of digital technologies in excursion services. The main directions of future research are related to the elaborating theoretical and methodological foundations of religious tourism as an activity of social and cultural importance for the development of the country's regions.

Keywords: religious tourism, excursion service, digital technologies, audio systems, virtual reality.

References

1. Bonarenko, D. V. (2015). Aspekty pravovogo regulirovaniya religioznogo palomniche-stva i turizma [Regulatory aspects of pilgrimage and religious tourism at the present stage]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(3), 14-22. doi: 10.1273712525. (In Russ.).

2. Dusenko, S. V., & Shunina, E. V. (2009). Sredstva razmeshcheniya dlya palomnikov: istoriya i sovremennost' [Accommodation for Pilgrims: History and Modernity]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 56-63. (In Russ.).

3. Ignatiev, A. A. (2017). Innovacii v turizme kak effektivnyj metod povysheniya urovnya konkurentosposobnosti turistskogo produkta. Gorizonty ekonomiki, 4(37), 28-35. (In Russ.).

4. Mazin, K. A. (2009). Palomnichestvo i turizm: sravnenie skvoz' prizmu tysyacheletij [Pilgrimage and Tourism: Comparison through Prism of Millennia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 8-24. (In Russ.).

5. Ovsyannikov, V. P., & Yakunin, V. N. (2016). Religioznyj turizm kak mekhanizm podderzhaniya duhovno-kul'turnyh processov na urovne regional'nogo sociuma [Religious tourism as a mechanism for maintaining spiritual and cultural processes at the level of the regional society]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 10(9), 107-117. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-12. (In Russ.).

6. Popov, M. V., Koblova, Yu. A., & Murygina, N. V. (2017). Instituty virtual'nogo prostranstva: mekhanizm, zakonomernosti formirovaniya i novye ugrozy [Institutions of virtual space: mechanism, patterns of development and new threats]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University], 3(67), 82-86. (In Russ.).

7. Sotnikova, A. A., & Kolesnikova, K. S. (2016). Innovacii v turizme [Innovation in Tourism]. Problemy, opyt i perspektivy razvitiya turizma, servisa i sociokul'turnoj deyatel'nosti v Rossii i za rubezhom [Problems, experience and development prospects for tourism, service and socio-cultural activities in Russia and abroad]: Coll. of scient. art., 157-163. (In Russ.).

8. Spiridonova, E. P. (2017). Vlast' vizual'nogo v formirovanii sovremennoj social'noj paradigmy [Visual impact in creating modern social paradigm]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University], 4(68), 148-151. (In Russ.).

9. Yakunin, V. N. (2017). Religioznyj turizm i palomnichestvo: osobennosti organizacii, problemy i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage: features of the organization, challenges and prospects]. Kul'turnoe nasledie Rossii [The Cultural Heritage of Russia], 9, 59-68. (In Russ.).

10. Keeley, L. (2013). The Ten Types of Innovation and the Discipline of Building Breakthrough. Wiley, 2013.

11. Azuma, R. T. (1997). A Survey of Augmented Reality. Teleoperators and Virtual Environments, 6(4), 355-385.

Оборин М.С. Цифровые технологии развития экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т.13. №3. С. 39-45. DOI: 10.24411/1995-0411-2019-10303.

Дата поступления статьи: 12 августа 2019 г.

Oborin, M. S. (2019). Digital technologies for the excursion services development in religious tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 13(3), 39-45. doi: 10.24411/1995-0411-2019-10303. (In Russ.).

Received August 12, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.