Научная статья на тему 'Цифровые технологии как средство повышения эффективности правового регулирования'

Цифровые технологии как средство повышения эффективности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
эффективность правового регулирования / критерии и факторы эффективности / эффективность норм права / цифровизация / цифровые технологии.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Н. И.

Статья посвящена проблеме повышения эффективности правового регулирования. Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки указанной проблематики с целью поиска наиболее оптимальных способов и средств повышения эффективности правового регулирования. В статье на основе анализа и систематизации различных точек зрения относительно проблемы определения критериев эффективности правового регулирования делается вывод о необходимости использования системного подхода для раскрытия сущности понятия «эффективность» и выявления способов и средств ее повышения. Автором обосновывается позиция, согласно которой цифровые технологии являются одним из средств повышения эффективности правового регулирования, несмотря на определенные риски и угрозы, связанные с информационной и национальной безопасностью, качеством жизни населения, несовершенством нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии как средство повышения эффективности правового регулирования»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-227-231 АЛЕКСЕЕВА Наталья Ивановна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

e-mail nativana79@mail.ru SPIN-код: 2792-3895, AuthorlD: 842495

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00770А «Эффективность правового регулирования и преодоление кризисов в праве: теоретическое и историко-правовое измерения».

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения эффективности правового регулирования. Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки указанной проблематики с целью поиска наиболее оптимальных способов и средств повышения эффективности правового регулирования. В статье на основе анализа и систематизации различных точек зрения относительно проблемы определения критериев эффективности правового регулирования делается вывод о необходимости использования системного подхода для раскрытия сущности понятия «эффективность» и выявления способов и средств ее повышения. Автором обосновывается позиция, согласно которой цифровые технологии являются одним из средств повышения эффективности правового регулирования, несмотря на определенные риски и угрозы, связанные с информационной и национальной безопасностью, качеством жизни населения, несовершенством нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: эффективность правового регулирования, критерии и факторы эффективности, эффективность норм права, цифровизация, цифровые технологии.

ALEKSEEVA Natalya Ivanovna,

PhD in Law, Associate Professor оf Department of Theoretical Legal Disciplines North Western branch the Russian State University of Justice

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF LEGAL REGULATION

The research was carried out with the financial support of the RFBR within the framework of the scientific project No. 20-011-00770A "The effectiveness of legal regulation

and overcoming crises in law: theoretical and historical-legal dimensions".

Annotation. The article is devoted to the problem of increasing the efficiency of legal regulation. The urgency of the research is determined by the necessity to develop these problems in order to find the most optimal ways and means to increase the efficiency of legal regulation. Based on the analysis and systematization of various points of view, regarding the problem of defining criteria for the effectiveness of legal regulation, it is concluded in the article that it is necessary to use a systematic approach to reveal the essence of the concept of «efficiency» and identify ways and means to improve it. The author substantiates the position according to which digital technologies are one of the means of improving the efficiency of legal regulation, despite certain risks and threats associated with information and national security, quality of life of the population, imperfect legal and regulatory framework.

Key words: efficiency of legal regulation, criteria and factors of efficiency, efficiency of law norms, digitalization, digital technologies.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Обращение к теме эффективности правового регулирования не является новым для юриспруденции. Указанная проблема разрабатывается учеными в общетеоретическом и отраслевом аспектах, начиная с 60 - 70-х гг. XX в. (В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, В.И. Никитский, А.С. Пашков, И.С. Самощенко, Д.М. Чечот, Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин, Л.С. Явич и др.).

Повышенный интерес среди ученых к проблеме эффективности отмечается с к. XX в. и продолжается до настоящего времени.

Несмотря на активную разработку проблемы эффективности, о чем свидетельствуют работы таких современных ученых, как А.А. Абрамова, А.В. Алешина, В.М. Баранов, С.В. Бочкарев, А.А. Дорская, С.А. Жинкин, В.А. Косовская, И.Н. Кук-син, В.В. Лапаева, М.Ю. Осипов, С.А. Трахимёнок и др., данная тема продолжает сохранять свою значимость.

Актуальность разработки указанной проблемы обусловлена тем, что отдельные ее аспекты по-прежнему недостаточно исследованы, в частности определение критериев, показателей и факторов, что, в свою очередь, затрудняет измерение эффективности правового регулирования [4], а также поиск путей и средств ее повышения.

В современной юридической литературе существует несколько подходов относительно определения критериев, характеризующих уровень эффективности правового регулирования.

Так, эффективность связывается с внутренним свойством правовых норм либо с социальной ценностью права. В контексте телеологического подхода критерием эффективности выступает цель, которая соотносится с результатом действия юридических норм. С точки зрения аксиологического подхода эффективность определяется в соответствии с системой ценностей [1, с. 7, 8].

Применяя теорию технологических укладов при исследовании проблемы эффективности правового регулирования, ученые отмечают, что одним из ее критериев можно считать «обеспечение преодоления отставания и, в конечном счете, перехода к шестому технологическому укладу», связанному с использованием высоких технологий в различных сферах деятельности [4, с. 137].

Анализ существующих точек зрения и обобщение различных подходов относительно критериев эффективности позволил резюмировать, что при исследовании проблемы эффективности правового регулирования для того, чтобы раскрыть сущность категории «эффективность» в полном объеме необходимо использовать системный подход с учетом совокупности критериев. При этом

выдвигается предположение о постоянных и временных критериях эффективности [4, с. 5].

В свою очередь, стоит дифференцировать критерии и такие понятия, как показатели, отражающие количественные характеристики, с помощью которых оценивается достигнутый уровень эффективности, и факторы (субъективные и объективные) - обстоятельства, обусловливающие действенность норм права, результативность правового регулирования.

Так, например, определяющим фактором развития общества на современном этапе являются информационные ресурсы. Они влияют на социальные связи, способы коммуникации и механизм правового регулирования, в т.ч. и на его эффективность.

Информационный фактор, по мнению авторского коллектива монографии «Смена технологических укладов и правовое развитие России», является главной движущей силой изменений, определяет направление развития и сущность процессов, происходящих в социуме на современном этапе [6, с. 29].

Поскольку относительно самого понятия эффективности существует плюрализм мнений, то аналогичная ситуация наблюдается и в отношении средств, инструментов и способов достижения эффективности правового регулирования.

В современных исследованиях отмечаются следующие средства повышения эффективности: разработка концепций или принятие концептуальных документов, определяющих развитие права, его отдельных отраслей, правовой мониторинг, экономический и финансовый анализ правовых институтов и норм [4, с. 141]; прогнозирование последствий регулирующего воздействия нормативно-правовых актов; использование информационных технологий при создании нормативно-правовых актов и в правоприменительной деятельности [2]; соответствие позитивного права системе ценностей конкретного социума [1]; применение инструментов электронного правительства и электронного правосудия.

Один из важных инструментов эффективности правового регулирования - мониторинг правоприменения, позволяющий оценить результативность того или иного нормативно-правового акта, выявить соответствие правовых норм социальным реалиям, а также определить наличие пробелов и коллизий с целью их дальнейшего устранения.

При проведении правового мониторинга и оценки регулирующего воздействия в качестве инструмента повышения эффективности может быть использована информационно-справочная

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

система, включающая правовые документы, содержащие данные о предмете правового регулирования.

Так же среди факторов, способствующих повышению эффективности, отмечается необходимость внедрения информационных технологий в процесс правотворчества и правоприменения [2, с. 35].

Использование данных технологий создает дополнительные возможности взаимодействия, способствует появлению новых способов коммуникации между различными субъектами, ускоряет и удешевляет многие процедуры. Например, в судебной системе это позволяет упростить процесс подачи документов, сократить сроки и снизить материальные затраты, ускорить процесс судопроизводства и обеспечить реализацию принципа доступности и гласности для всех участников судебного процесса [9].

По мнению некоторых ученых, цифровиза-цию следует рассматривать как один из вспомогательных инструментов совершенствования процесса правового регулирования и повышения его эффективности. При этом отмечается, что на данный момент общество не осознает рисков и неопределенности неконтролируемого цифрового пространства [7, с. 491]. Все это может привести к проявлению негативных тенденций и кризисных явлений, «связанных с вопросами безопасности информации, недостаточной степенью стандартизации, неготовностью населения к переходу в цифровое пространство» [3, с. 15].

Неизбежность трансформации правовой среды была признана на международном уровне еще в начале XXI в., о чем свидетельствует Хартия глобального информационного общества (22 июля 2000 г., Окинава), определившая принципы построения и развитие общества в XXI в., а также основные возможности информационных технологий, позволяющие эффективно решать социальные и экономические проблемы.

Цифровизация существенно меняет социальную реальность, обусловливает трансформацию социальных институтов современного общества. Право, как основной социальный регулятор, с одной стороны, выступает инструментом, обеспечивающим цифровизацию, а с другой - само подвергается цифровизации.

По мнению С.А. Хмелевской и Д.Н. Ермакова, позицию которых мы разделяем, в эпоху цифровых технологий перед правом возникают определенные вызовы: необходимость создания условий для эффективного развития социума, обеспечение реализации цифровой свободы, а также предотвращение возникающих рисков и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

угроз. Таким образом, особенность правового регулирования в эпоху цифровой реальности заключается в создании более гибкого механизма, который будет соответствовать развитию цифровых технологий и обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина [8, с. 100].

Цифровизация права обеспечивает динамичное развитие общественных отношений. Использование информационных технологий позволяет усовершенствовать механизм взаимодействия между обществом и государством, выйти на принципиально новый уровень организации и взаимодействия институтов государственной власти и граждан, а также предоставляет возможности для конструктивного диалога, поиска более эффективных решений и путей преодоления противоречий внутри общества.

Примером этого может служить внедрение и использование информационных платформ надзорными органами для локализации и выявления возможных очагов правонарушений в различных сферах деятельности. Полученные данные являются своеобразным независимым информационным маркером проведения анализа состояния законности [5].

Представленный опыт может применяться для анализа общественного мнения, сбора и учета информации для укрепления законности и правопорядка, а также повышения эффективности правового регулирования.

Использование данного инструмента позволит в режиме реального времени собирать юридически значимые сведения, учитывать при принятии решений мнение граждан, выявлять пробелы и устранять в нормативно-правовых актах противоречия, оказывающие неблагоприятные последствия и снижающие эффективность правового регулирования.

Цифровизация способствует трансформации отдельных правовых институтов, в т.ч. оказывает влияние и на институт прав человека.

Уже с к. XX в. информационные технологии стали рассматриваться как средство реализации и обеспечения оптимальной защиты прав человека.

Так, в октябре 1997 г. на втором саммите Совета Европы главы государств и правительств взяли на себя обязательства осуществлять поиск путей к решению проблем, появляющихся в результате развития и внедрения информационных технологий.

Затем в декабре 1997 г. была принята резолюция «Влияние новых коммуникационных технологий на права человека и демократические ценности» с целью обеспечения лучшей защиты и

гарантии уважения прав человека и ценностей демократического общества.

Однако следует отметить, что информационные технологии могут выступать не только средством реализации прав человека, но и способствовать их нарушению. На современном этапе развития социума проявляются негативные моменты в указанной сфере, примером может служить нарушение таких прав, как доступ к сети Интернет, на неприкосновенность частной жизни, на защиту персональных данных и т.д.

Таким образом, в условиях цифровой реальности вопросы эффективности правового регулирования необходимо рассматривать в двух аспектах: публично-правовом и частноправовом. В данном случае одной из важных проблем является соблюдение баланса между правом отдельного гражданина и общественными интересами.

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы.

Цифровые технологии являются средством повышения эффективности правового регулирования. Их использование позволяет сделать наиболее эффективными отдельные элементы правовой системы, повысить качество нормативно-правовых актов посредством внедрения правового мониторинга, юридического прогнозирования, правовой экспертизы и оценки регулирующего воздействия; оптимизировать реализацию и применение юридических норм; обеспечить оценку качества деятельности государственных учреждений и равенство всех перед законом и судом.

Однако цифровизация различных сфер социума имеет не только положительные последствия. Она сопряжена с негативными тенденциями, порождающими определенные риски и угрозы, связанные в первую очередь с информационной и национальной безопасностью, качеством жизни населения, защитой персональных данных, несовершенством нормативно-правовой базы.

Исходя из этого, в условиях цифровой реальности одна из главных задач на пути обеспечения эффективности правового регулирования - поиск баланса между технологическим и социальным прогрессом и развитием таких противоположных тенденций, как дегуманизация экономической, социальной сферы и общественных институтов, а также недостаточная оценка человеческого капитала.

Список литературы:

[1] Байгутлин Р.И. К вопросу об эффективности правового регулирования (опыт аксиологического подхода к проблеме) // Вестник Челябин-

ского гос. ун-та. Серия: Право. - 2008. - № 31 (132). - С. 5-14.

[2] Василевич Г.А. Цифровизация права как средство повышения его эффективности // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 8. - С. 32-35.

[3] Дорская А.А. Трансформация права в условиях цифровизации общественных отношений: кризисные явления и новые возможности // Трансформация и цифровизация правового регулирования общественных отношений в современных реалиях и условиях пандемии: кол. монография. - Казань: Отечество, 2020. - С. 11-15.

[4] Дорская А.А. Эффективность правового регулирования как теоретико-правовая и истори-ко-правовая категория: монография. - СПб.: Асте-рион, 2020. - 176 с.

[5] Литвиненко С.И., Шабаров Д.В. Использование современных информационных технологий при повышении квалификации работников прокуратуры // Законность. - 2021. - № 3 (1037). - С. 15-16.

[6] Пашенцев Д.А., Залоило М.В., Дорская

A.А. Смена технологических укладов и правовое развитие России. - М.: ИЗиСП: Норма: ИНФРА-М., 2021. - 184 с.

[7] Тонков Е.Е., Пожарова Л.А. Правовое регулирование в условиях цифровизации общества: проблемы и перспективы // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. - 2019. - Т. 44. - № 3. - С. 490497.

[8] Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Специфика правового регулирования в цифровую эпоху: социально-философские размышления // Государство и право. - 2019. - № 4. - С. 92-103.

[9] Малько А.В., Афанасьев С.Ф., Борисова

B.Ф., Кроткова Н.В. Проблемы цифровизации в сфере осуществления правосудия // Государство и право. - 2020. - № 10. - С. 151-159. DOI: 10.31857/ S102694520012242-7

Spisok literatury:

[1] Bajgutlin R.I. K voprosu ob effektivnosti pra-vovogo regulirovaniya (opyt aksiologicheskogo pod-hoda k probleme) // Vestnik Chelyabinskogo gos. un-ta. Seriya: Pravo. - 2008. - № 31 (132). - S. 5-14.

[2] Vasilevich G.A. Cifrovizaciya prava kak sredstvo povysheniya ego effektivnosti // Kon-stitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2019. - № 8. - S. 32-35.

[3] Dorskaya A.A. Transformaciya prava v usloviyah cifrovizacii obshchestvennyh otnoshenij: krizisnye yavleniya i novye vozmozhnosti // Transformaciya i cifrovizaciya pravovogo regulirovaniya obsh-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

chestvennyh otnoshenij v sovremennyh realiyah i usloviyah pandemii: kol. monografiya. - Kazan': Otechestvo, 2020. - S. 11-15.

[4] Dorskaya A.A. Effektivnost' pravovogo reg-ulirovaniya kak teoretiko-pravovaya i istoriko-pravo-vaya kategoriya: monografiya. - SPb.: Asterion, 2020. - 176 s.

[5] Litvinenko S.I., Shabarov D.V. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tekhnologij pri povysh-enii kvalifikacii rabotnikov prokuratury // Zakonnost'.

- 2021. - № 3 (1037). - S. 15-16.

[6] Pashencev D.A., Zaloilo M.V., Dorskaya A.A. Smena tekhnologicheskih ukladov i pravovoe razvitie Rossii. - M.: IZiSP: Norma: INFRA-M., 2021.

- 184 s.

[7] Tonkov E.E., Pozharova L.A. Pravovoe reg-ulirovanie v usloviyah cifrovizacii obshchestva: prob-lemy i perspektivy // Nauchnye vedomosti Belgo-rodskogo gos. un-ta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2019. - T. 44. - № 3. - S. 490-497.

[8] Hmelevskaya S.A., Ermakov D.N. Specifika pravovogo regulirovaniya v cifrovuyu epohu: social'no-filosofskie razmyshleniya // Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 4. - S. 92-103.

[9] Mal'ko A.V., Afanas'ev S.F., Borisova V.F., Krotkova N.V. Problemy cifrovizacii v sfere osush-chestvleniya pravosudiya // Gosudarstvo i pravo. -2020. - № 10. - S. 151-159. DOI: 10.31857/ S102694520012242-7

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.