Научная статья на тему 'Проблема определения критериев эффективности правового регулирования в современной юридической науке'

Проблема определения критериев эффективности правового регулирования в современной юридической науке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
998
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
эффективность правового регулирования / эффективность норм права / критерии эффективности / теория государства и права / показатели и факторы эффективности правового регулирования / effectiveness of legal regulation / rules of law effectiveness / criteria of efficiency / theory of state and law / indicators and factors of effectiveness of legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Наталья Ивановна

Статья посвящена проблемам выработки критериев эффективности правового регулирования в современной юридической науке. Актуальность темы исследования вызвана отсутствием комплексного исследования по данному вопросу. В статье на основе систематизации научных подходов к изучению общей теории эффективности в современной юридической науке раскрывается сущность проблемы определения критериев эффективности правового регулирования. Методология исследования строится на использовании общенаучных и специальных методов исследования. Структурно-системный метод использовался при выявлении критериев эффективности правового регулирования. В статье анализируются взгляды ученых по данному вопросу в теории права, в рамках отраслевых наук и в других областях знаний. Автором аргументируется позиция, согласно которой требуется системный подход к изучению эффективности правового регулирования с учетом совокупности критериев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETERMINING CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION IN MODERN JUDICIAL SCIENCE

The article is devoted to the problems of working out criteria for the effectiveness of legal regulation in modern judicial science. The urgency of the research topic is due to the lack of a comprehensive study on the issue. The article considering systematization of scientific approaches to the study of general theory of effectiveness in modern judicial science reveals the essence of the problem of determining criteria for the effectiveness of legal regulation. The methodology of the study is based on the use of popular scientific and special methods of research. The structural and systemic method was used in the identification of criteria for the effectiveness of legal regulation. The views of scientists on this issue in law theory, within the framework of branch sciences and in other fields of knowledge are analyzed. The author argues the position that a systematic approach to studying the effectiveness of legal regulation taking into account the set of criteria is required.

Текст научной работы на тему «Проблема определения критериев эффективности правового регулирования в современной юридической науке»

АЛЕКСЕЕВА Наталья Ивановна,

доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Западного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»,

РФ, г. Санкт-Петербург, e-mail nativana79@mail.ru

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00770А «Эффективность правового регулирования и преодоление кризисов в праве: теоретическое и историко-правово измерения»

Аннотация: Статья посвящена проблемам выработки критериев эффективности правового регулирования в современной юридической науке. Актуальность темы исследования вызвана отсутствием комплексного исследования по данному вопросу. В статье на основе систематизации научных подходов к изучению общей теории эффективности в современной юридической науке раскрывается сущность проблемы определения критериев эффективности правового регулирования. Методология исследования строится на использовании общенаучных и специальных методов исследования. Структурно-системный метод использовался при выявлении критериев эффективности правового регулирования. В статье анализируются взгляды ученых по данному вопросу в теории права, в рамках отраслевых наук и в других областях знаний. Автором аргументируется позиция, согласно которой требуется системный подход к изучению эффективности правового регулирования с учетом совокупности критериев.

Ключевые слова: эффективность правового регулирования, эффективность норм права, критерии эффективности, теория государства и права, показатели и факторы эффективности правового регулирования.

ALEKSEEVA Natalya Ivanovna,

associate professor Of Department of theoretical legal disciplines North Western branch

of the Federal state budget-funded educational Institution of higher education «The Russian State University of Justice»,

Saint-Petersburg

THE PROBLEM OF DETERMINING CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF LEGAL REGULATION IN MODERN JUDICIAL SCIENCE

Annotation. The article is devoted to the problems of working out criteria for the effectiveness of legal regulation in modern judicial science. The urgency of the research topic is due to the lack of a comprehensive study on the issue. The article considering systematization of scientific approaches to the study of general theory of effectiveness in modern judicial science reveals the essence of the problem of determining criteria for the effectiveness of legal regulation. The methodology of the study is based on the use of popular scientific and special methods of research. The structural and systemic method was used in the identification of criteria for the effectiveness of legal regulation. The views of scientists on this issue in law theory, within the framework of branch sciences and in other fields of knowledge are analyzed. The author argues the position that a systematic approach to studying the effectiveness of legal regulation taking into account the set of criteria is required.

Keywords: effectiveness of legal regulation, rules of law effectiveness, criteria of efficiency, theory of state and law, indicators and factors of effectiveness of legal regulation.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10310

УДК 34.01 ББК 67.0

Проблема эффективности правового регулирования одна из актуальных и многоаспектных проблем современной юриспруденции, которая разрабатывается в теории права и в контексте отраслевых наук.

В отечественном праве интерес к проблеме эффективности ученые проявляли с 60-70-х гг. XX в. (А.С. Пашков, Л.С. Явич, Д.М. Чечот), уже в 80-е гг. XX в. проблема эффективности правового регулирования появилась как самостоятельная. Она нашла отражение в работах таких видных ученых, как С.С. Алексеев, В.В. Глазырев, В.Н. Кудрявцев,

B.В. Лазарев В.И. Никитский, И.С. Самощенко, Ф.Н. Фаткуллин, Л.Д. Чулюкин. Наработки советской юридической науки по указанной проблеме остаются актуальными и в настоящее время.

Значительное расширение интереса к проблеме эффективности права и правового регулирования проявилось с к. 90-х гг. XX в и продолжается по настоящее время.

Среди значимых следует отметить работы следующих авторов: И.Л. Бачило, В.М. Баранова,

C.А. Жинкина, Г.П. Ивлиева, В.Л. Исакова, Т.В. Кашаниной, В.В. Лапаевой, Л.А. Морозовой, Н.В. Путило, А.В. Рыбакова, Ю.А. Тихомирова, Н.Я. Соколова, Т.Я. Хабриевой и др.

Несмотря на то, что проблеме эффективности права и правового регулирования посвящено большое количество научных исследований, она по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Ключевым моментом рассмотрения проблемы эффективности правового регулирования является определение критериев, поскольку они характеризуют уровень эффективности, обозначая ее объективную направленность, в отличие от показателей, представляющих собой количественные характеристики, оценивающие достигнутый уровень эффективности. Наряду с критериями, показателями существуют и факторы, определяющие эффективность правового регулирования. Однако целью нашего исследования является проблема определения критериев эффективности правового регулирования, которая в теории права относится к числу дискуссионных.

Понятие эффективности

Прежде чем обратиться к критериям эффективности, определимся с самим понятием эффективность, которое означает «действенность, результативность, принесение результата». В словарях находим следующее значение слова «эффективный» - дающий эффект, действенный; приводящий к нужным результатам, результативный.

Но эффективность это не только действенность, но и результат действий, так как это понятие связано с понятием эффект - результат. Таким

образом, эффективность - это и действенность, и итог любой деятельности, выражающийся в количественных и качественных показателях.

Критерии эффективности правового регулирования: проблема определения

Стоит отметить, что категория эффективность является комплексной, изучается в теории права, отраслевых науках, а также в других науках. Например, в праксиологии, изучающей различные виды человеческой деятельности с точки зрения их оптимальности и результативности, большое внимание уделяется сущности результативности как таковой, средствам и условиям достижения поставленных целей, а также субъективным факторам, влияющим на эффективность той или иной деятельности. В теории управления эффективность воспринимается как достижение управляемой системой целей с учетом соответствия затраченных усилий конечному результату.

В общетеоретическом аспекте определение критериев эффективности правового регулирования обусловлено типом правопонимания, в рамках которого данная категория рассматривается [11, с. 37-38].

. В зависимости от смысла, который вкладывается в понятие эффективность, определяются ее основные признаки и критерии, а также факторы, влияющие на оптимальность норм и их правовое воздействие на общественные отношения.

Некоторые ученые считают эффективность внутренним свойством правовых норм [16], другие - определенным свойством их действия [18, с. 25].

В телеологической концепции эффективность правого регулирования определяется как соотношение социальной цели и результата действия правовых норм, которые принимаются для ее достижения. В рамках данной концепции цели выступают в качестве критерия эффективности. При этом авторы предлагают различать юридическую и социальную эффективность [18, с. 22].

Эффективность права связывается с соблюдением и применением правовых норм. Таким образом, эффективность правового регулирования оценивается в зависимости от поведения субъектов, которое соответствует или не соответствует правовым предписаниям. Данная трактовка эффективности несколько ограничена, так как из нее исключается социальная значимость права, которое рассматривается как социальный регулятор, не имеющей собственной ценности.

Некоторые авторы, рассматривая проблему эффективности действия норм, среди критериев выделяют социальную ценность нормы [13]. Изучая вопросы эффективности правового регулирования в русле аксиологического подхода, ученые связывают эффективность с системой ценностей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Так, Р.И. Байгутлин важным фактором (но не единственным), влияющим на эффективность признает систему ценностей общества. При этом автор указывает на важность содержательной стороны ценностей [1, с.7-8].

Соглашаясь с большинством ученых, что эффективность правовой нормы определяется степенью достижения соответствующих целей, А.В. Малько, связывая эффективность с ценностями, указывает на то, что степень достижения соответствующих ценностей выступает критерием эффективности нормы права [8, с. 62].

По мнению многих ученых, цель - один из важных и основных критериев для определения эффективности правового регулирования. Несмотря на то, что в современной юриспруденции этот критерий подвергается критике, тем не менее, как считает А.В. Рыбаков, его исключать не стоит, поскольку он позволяет определять социальную результативность правовой нормы. Цель определяет степень эффективности права, уровни и виды эффективности права, а также позволяет различать потенциальную и реальную эффективность [14, с. 7-8].

Проблема эффективности в теории права в первую очередь связывается с эффективностью правовых норм, которая, прежде всего, по мнению некоторых ученых, выражается в достижении стоящих перед ними целей [5, с. 60]; либо результата, при чем с наименьшими затратами на поддержание и исполнение нормы [13]; либо соотношения между целью и результатом правового регулирования [18]; способности с наименьшими издержками воздействовать положительно на общественные отношения [15]; либо оказывать влияние на общественные отношения в определенном, полезном для общества направлении [12, с. 3].

Говоря об эффективности деятельности, в том числе правового регулирования, нельзя ее сводить лишь к результату, поскольку любая деятельность - это сложное, многоуровневое явление, к структурным элементам которого относятся субъект, объект, цели и мотивы, действия и результат.

Отдельные авторы в качестве показателя эффективности воздействия позитивного права на общественные отношения определяют правовую психологию. Так, по мнению А.В. Малюткина, юридическая норма должна издаваться с учетом правовой психологии. В противном случае, изданные нормы будут игнорироваться в обществе, либо их исполнение будет сопровождаться напряжением эмоционально-волевой стороны сознания, что приведет в внутриличностному конфликту и деформации правосознания человека [9, с. 134135].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

Аналогичную мысль разделяет и В.В. Лазарев, по мнению которого издание и применение законов невозможно без учета социальной психологии, психологического мира индивида [10, с. 107].

В свою очередь с правовой психологией в целом связано понятие социальной эффективности нормы права, так как для каждого отдельного гражданина в первую очередь важна социальная эффективность той или иной нормы, то есть то, насколько норма способна разрешить конкретную ситуацию, проблему.

Некоторые ученые, исследуя проблему эффективности права, рассматривают ее отдельные элементы. Так, А.И. Хорошильцев делает акцент на ее составляющих: статической (результативность) и динамической (затратность). Поскольку цель права тесно связана с понятием эффективности, автор особое внимание уделяет трактовке цели. По мнению А.И. Хорошильцева, необходимо различать цель права в целом; цель каждой отрасли и цель отдельной нормы [17].

Справедливо замечено многими учеными, что концептуально новый подход к определению эффективности был предложен профессором В.В. Лапаевой, в основе которого лежит естественно-правовой тип правопонимания. По мнению ученого, эффективность представляет собой меру целенаправленного воздействия, имеющего правовую цель. В качестве критерия эффективности норм используется такой показатель, как мера конфликтности урегулированных конкретной нормой общественных отношений. Таким образом, по мнению В.В. Лапаевой, показателем эффективности выступает действенность права по согласованию интересов и обеспечению общественного согласия [7, с. 281].

В современной юриспруденции наряду с эффективностью предлагается рассматривать неэффективность норм права. Так, Н.Р. Герасимова формулирует понятие безэффективности норм права (неэффективности норма права). При этом автор дифференцирует понятие отрицательной эффективности и неэффективности норм права. Среди причин неэффективности норм права автор указывает низкое качество законов, плохую реализацию права и низкий уровень правовой культуры [2, с. 52].

Вопросы эффективности исследуются не только в общетеоретическом аспекте, но и в отраслевом.

Интерес представляет концепция эффективной государственности В.А. Затонского, в контексте которой критериями эффективности выступают: «результативность; степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; степень морального (нравственного) совершен-

ства применяемых в процессе функционирования государственности средств» [4, с. 12].

В рамках указанной концепции прослеживается системный подход к определению критериев, поскольку эффективность связывается с результативностью, социальной ценностью и применяемыми средствами.

Р.И. Ситдикова, говоря об эффективности правого регулирования в сфере авторского права, в качестве критерия рассматривает баланс частных и общественных интересов [15, с. 91].

Решение проблемы эффективности правового регулирования очень тесно взаимосвязано с эффективностью правотворчества. В связи с этим ряд авторов одним из главных критериев правового регулирования считают правотворческую деятельность, которая являясь одним из звеньев механизма правового регулирования, оказывает на него непосредственное влияние.

А.Ю. Калинин, выделяя различные аспекты эффективности: фактическую (соотношение между результатом и целью); обоснованность и целесообразность; полезность (реальный положительный эффект); экономичность, связывает понятие эффективности правового регулирования не только с качеством нормативного материала, но и с оценкой правоприменения и правосознания [6].

С.А. Жинкин в своем исследовании большое внимание уделяет факторам, влияющим на эффективность. Автор предлагает в зависимости от факторов, оказывающих влияние на достижение результата (эффекта), наряду с социальной и юридической эффективностью разграничивать -политическую, специально-юридическую, формальную, процедурную, материально-организационную, потенциальную и реальную, психологическую эффективность, что, по мнению автора, позволит анализировать причины бездействия и нерезультативности нормативных актов [3, с. 33].

Выводы

Вышеизложенный материал позволяет заключить, что начиная с 60-х гг. XX в. отдельные аспекты проблемы эффективности, такие как эффективность норм права, эффективность правоприменения, эффективность законодательства, эффективность правового регулирования, активно разрабатывались различными учеными. Однако в современной юридической науке проблема эффективности продолжает сохранять свою актуальность. Общим во всех этих направлениях является проблема определения критериев эффективности.

Анализ научной литературы и сопоставление позиций ученых, изучающих проблему эффек-

тивности, позволил выделить следующие критерии эффективности правового регулирования: 1) правоприменение; 2) целеполагание, достижение социального эффекта; 3) правовая психология; 4) баланс частных и общественных интересов; 5) формирование правовой культуры нового качества; 6) правотворческая деятельность; 7) результативность, социальная ценность; 8) внутреннее свойство правовых норм; 9) мера конфликтности урегулированных конкретной нормой общественных отношений; 10) система ценностей.

Таким образом, для определения эффективности правового регулирования необходима выработка критериев. Использование системного подхода к изучению эффективности правового регулирования с учетом совокупности критериев позволит раскрыть сущность данной категории, а также повысить эффективность как отдельных ее элементов (качество нормативных правовых актов, реализацию и применение правовых норм, уровень правовой культуры), так и правового регулирования в целом. Вопросы выявления критериев эффективности нуждаются в дальнейшем научном осмыслении и практическом разрешении.

Список литературы:

[1] Байгутлин Р.И. К вопросу об эффективности правового регулирования (опыт аксиологического подхода к проблеме) // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2008. - № 31 (132). - С. 5 - 14.

[2] Герасимова Н.Р., Дёмин А.В. Эффективность норм права // Социально-политические науки. - 2012. - № 3. - С. 50-52.

[3] Жинкин А.С. Некоторые проблемы видов эффективности норм права // Журнал российского права. - 2004. - № 2 (86). - С. 30-33.

[4] Затонский А.В. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: автореф. дис.... д-ра юр.наук : 12.00.01. Саратов. 2008. 54 с.

[5] Злобин Г.А. О методологии изучения эффективности уголовного наказания в советском уголовном праве и криминологии // Вопросы предупреждения преступности. - М.: Юрид. лит., 1965. - № 1. - С. 50-74.

[6] Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования как оценочный фактор адекватности процессов правообразования // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 9 (57). -С. 18-21.

[7] Лапаева В.В. Исследование эффективности действия законодательства по результатам правового мониторинга // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - № 4. С. 271-293.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

[8] Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведение. Известия высших учебных заведений. - 1990. - № 6. - С. 61-67.

[9] Малюткин А.В. Особенности правовой психологии и проблемы эффективности правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2007. - № 10 (34). - С. 134-137.

[10] Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

[11] Пашенцев Д.А. Основной вопрос правоведения в контексте типологии правопонимания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2016. №4 (24). С. 37-43.

[12] Пашков А.С., Чечот Д.М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. - 1965. - № 8.

- С. 3-11.

[13] Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы // Советское государство и право. - 1970. - № 3. - С. 40-47.

[14] Рыбаков А.В. Критерии определения эффективности права // Law Enforcement Review 2019, vol. 3, no. 2, pp. 5-13.

[15] Ситдикова Р.И. Справедливый баланс частных и общественных интересов как критерий эффективности правового регулирования // Имущественные отношения в Российской Федерации.

- 2014. - № 11 (158). - С. 87-94.

[16] Фаткуллин Ф.Я., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. - 158 с.

[17] Хорошильцев А. И. Эффективность права: понятие и особенности // Общество и право. - 2011. - № 2 (34). - С. 47-51.

[18] Эффективность правовых норм / Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Гла-зырин В.В. -. М.: Юрид. лит., 1980. - 280 с.

Spisok literatury:

[1] Bajgutlin R.I. K voprosu ob ehffektivnosti pravovogo regulirovaniya (opyt aksiologicheskogo podkhoda k probleme) // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. -2008. - № 31 (132). - S. 5 - 14.

[2] Gerasimova N.R., Dyomin A.V. EHffek-tivnost' norm prava // Sotsial'no-politicheskie nauki.

- 2012. - № 3. - S. 50-52.

[3] ZHinkin A.S. Nekotorye problemy vidov ehffektivnosti norm prava // ZHurnal rossijskogo prava. - 2004. - № 2 (86). - S. 30-33.

[4] Zatonskij A.V. EHffektivnaya gosudarstven-nost' v lichnostno-pravovom izmerenii: obshheteoret-

icheskoe issledovanie: avtoref. dis.... d-ra yur.nauk : 12.00.01. Saratov. 2008. 54 s.

[5] Zlobin G.A. O metodologii izucheniya ehffektivnosti ugolovnogo nakazaniya v sovetskom ugolovnom prave i kriminologii // Voprosy preduprezh-deniya prestupnosti. - M.: YUrid. lit., 1965. - № 1. -S. 50-74.

[6] Kalinin A.YU. EHffektivnost' pravovogo regulirovaniya kak otsenochnyj faktor adekvatnosti prot-sessov pravoobrazovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2009. - № 9 (57). - S. 18-21.

[7] Lapaeva V.V. Issledovanie ehffektivnosti dejstviya zakonodatel'stva po rezul'tatam pravovogo monitoringa // Nauka. Innovatsii. Obrazovanie. -2008. - № 4. S. 271-293.

[8] Mal'ko A.V. EHffektivnost' pravovogo regulirovaniya // Pravovedenie. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. - 1990. - № 6. - S. 61-67.

[9] Malyutkin A.V. Osobennosti pravovoj psik-hologii i problemy ehffektivnosti pravovogo reg-ulirovaniya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2007. - № 10 (34). - S. 134-137.

[10] Obshhaya teoriya prava i gosudarstva / pod red. V.V. Lazareva. M., 1996.

[11] Pashkov A.S., CHechot D.M. EHffektivnost' pravovogo regulirovaniya i metody ee vyyavleniya // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1965. - № 8. - S. 3-11.

[12] Pashencev D.A. Osnovnoj vopros pravovedenija v kontekste tipologii pravoponimanija // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogich-eskogo universiteta. Serija: Juridicheskie nauki. 2016. №4 (24). S. 37-43.

[13] Pashkov A.S., YAvich L.S. EHffektivnost' dejstviya pravovoj normy // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1970. - № 3. - S. 40-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Rybakov A.V. Kriterii opredeleniya ehffektivnosti prava // Law Enforcement Review 2019, vol. 3, no. 2, pp. 5-13.

[15] Sitdikova R.I. Spravedlivyj balans chast-nykh i obshhestvennykh interesov kak kriterij ehffektivnosti pravovogo regulirovaniya // Imushhestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federatsii. - 2014. - № 11 (158). - S. 87-94.

[16] Fatkullin F. YA., CHulyukin L. D. Sotsi-al'naya tsennost' i ehffektivnost' pravovoj normy. Kazan', 1977. - 158 s.

[17] KHoroshil'tsev A.I. EHffektivnost' prava: ponyatie i osobennosti // Obshhestvo i pravo. - 2011. - № 2 (34). - S. 47-51.

[18] EHffektivnost' pravovykh norm / Kudryavt-sev V.N., Nikitinskij V.I., Samoshhenko I.S., Glazyrin V.V. -. M.: YUrid. lit., 1980. - 280 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.