Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / студенты высшего образования / информационные технологии / цифровые технологии / financial literacy / higher education students / information technology / digital technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Назарова Екатерина Николаевна, Шеленина Ольга Владимировна

В данной статье рассматриваются современный способ применения информационных технология для улучшения уровня финансовой грамотности студентов высшего образования. В качестве рекомендаций для улучшения финансовой грамотности рассматривается несколько Интернет-ресурсов, такие как Тинькофф-журнал, сайт Финграмота, онлайн версия журнала Forbes, именной YouTube канал «Евгений Ходченков», именной YouTube канал «Игорь Рыбаков», именной YouTube канал «Ольга Гогаладзе». В качестве результата исследования показано, что в условиях цифровой трансформации финансовой отрасли обучение финансовой грамотности тоже необходимо частично переводить в цифровой формат. Для решения этой задачи автором рекомендованы семь эффективных образовательных ресурсов для изучения финансовой грамотности для студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Назарова Екатерина Николаевна, Шеленина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the modern way of using information technology to improve the level of financial literacy of higher education students. Several Internet resources are considered as recommendations for improving financial literacy, such as Tinkoff magazine, the Fingramot website, the online version of Forbes magazine, the personal YouTube channel “Evgeny Khodchenkov”, the personal YouTube channel “Igor Rybakov”, the personal YouTube channel “Olga Gogaladze” . Results show that in the context of the digital transformation of the financial industry, financial literacy training also needs to be partially transferred to a digital format. To solve this problem, the author recommended seven effective educational resources for studying financial literacy for students of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Шеленина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК КАТАЛИЗАТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются современный способ применения информационных технология для улучшения уровня финансовой грамотности студентов высшего образования. В качестве рекомендаций для улучшения финансовой грамотности рассматривается несколько Интернет-ресурсов, такие как Тинькофф-журнал, сайт Финграмота, онлайн версия журнала Forbes, именной YouTube канал «Евгений Ходченков», именной YouTube канал «Игорь Рыбаков», именной YouTube канал «Ольга Гогаладзе». В качестве результата исследования показано, что в условиях цифровой трансформации финансовой отрасли обучение финансовой грамотности тоже необходимо частично переводить в цифровой формат. Для решения этой задачи автором рекомендованы семь эффективных образовательных ресурсов для изучения финансовой грамотности для студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты высшего образования, информационные технологии, цифровые технологии.

Annotation. This article discusses the modern way of using information technology to improve the level of financial literacy of higher education students. Several Internet resources are considered as recommendations for improving financial literacy, such as Tinkoff magazine, the Fingramot website, the online version of Forbes magazine, the personal YouTube channel "Evgeny Khodchenkov", the personal YouTube channel "Igor Rybakov", the personal YouTube channel "Olga Gogaladze" . Results show that in the context of the digital transformation of the financial industry, financial literacy training also needs to be partially transferred to a digital format. To solve this problem, the author recommended seven effective educational resources for studying financial literacy for students of higher education institutions.

Key words: financial literacy, higher education students, information technology, digital technology.

Введение. Финансовая грамотность подразумевает под собой наличие достаточного уровня знаний, навыков, умений и компетенций в области финансов, которые, в свою очередь, позволяют рационально оценивать происходящее, как на международном, так и на российском рынке финансовых услуг, а также принимать взвешенные решения и проводить финансовые операции, что дает возможность повысить благосостояние и уровень жизни человека. Финансовая сфера -неотъемлемая часть жизни любого человека, независимо от его национальной принадлежности, традиций и обычаев, социального положения в обществе, возраста, образования [1,4], ипо этой причине наличие соответствующих компетенций имеет большое значения для современного потребителя [3].

При этом по статистике компании Standard & Poors только 38% респондентов, представляющих российскую молодёжь, могут попасть под определение финансово грамотных людей, тогда как данный показатель в западных странах составляет около 55% населения.

Значение финансовой грамотности в настоящее время возрастает из-за того, что финансовые продукты все глубже проникают в повседневную жизнь человека.

В частности, цифровая трансформация финансового сектора приводит к повышению доступности и снижению стоимости финансовых услуг и продуктов для населения и к росту их использования [10]. Однако это также создает новые проблемы и риски, включая киберпреступность. Как подчеркивает Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина РФ «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Российской Федерации», член Наблюдательного совета ОЭСР по финансовому образованию, что стремительные изменения в цифровых технологиях происходят ежегодно. Хотя эти изменения открывают новые возможности и повышают комфорт потребителей, они также подвергают потребителей риску потерять свои финансы одним щелчком мыши. К сожалению, растет количество мошеннических схем, связанных с дистанционным банковским обслуживанием. Это повышает уровень требований к финансовым и цифровым компетенциям пользователей. В этих условиях большое значение имеет разработка мероприятий по формированию компетенций в сфере финансовой грамотности у студентов высших учебных заведений, в т.ч. с использованием цифровых ресурсов.

Цель исследования - формирование перечня общедоступных цифровых ресурсов, которые могут быть использованы студентами высших учебных заведений для повышения собственного уровня финансовой грамотности.

Методы и материалы. Анализ учебной отечественной и зарубежной литературы, синтез имеющихся знаний в области применения цифровых технологий для улучшения уровня финансовой грамотности студентов, обобщение найденной информации по теме исследования.

Изложение основного материала статьи. Цифровые образовательные ресурсы — это ресурсы, созданные с использованием цифровых технологий, к которым можно получить доступ и использовать их через цифровые устройства. Основной целью внедрения цифровых образовательных ресурсов в классе является совершенствование образовательного процесса для удовлетворения потребностей современных учащихся. Эти электронные средства обучения представляют информацию в более наглядной и полной форме, позволяя учащимся получить полное представление об изучаемых предметах и концепциях. Студентам полезно учиться на современном оборудовании, поскольку они могут самостоятельно изучать конкретные темы, проверять себя и получать обратную связь. Цифровые образовательные ресурсы предлагают огромный объем информации по сравнению с традиционными ресурсами, при этом весь текст, изображения и аудио удобно расположены на одном цифровом устройстве. Использование современных цифровых образовательных ресурсов стало необходимым для удовлетворения потребностей информационного общества [2, 3].

Роль педагога заключается в создании среды, которая способствует развитию фундаментальных концепций и навыков, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений, эффективного решения финансовых проблем и

предотвращения финансового мошенничества. В XXI веке финансовая грамотность является важнейшей компетенцией, столь же важной, как умение читать и решать математические задачи [1].

Цифровые ресурсы и приложения являются актуальными инструментами для изучения финансовой грамотности студентами вузов. Они предоставляют удобный и доступный способ обучения, позволяя студентам изучать материалы в своём темпе и из любого места с помощью интернета. Кроме того, цифровые ресурсы предлагают интерактивные задания, симуляции и игровые элементы, которые помогают студентам непосредственно применять и практиковать свои знания и навыки, что способствует лучшему усвоению и применению материала в реальной жизни.

Также цифровые ресурсы обеспечивают актуальность информации и помогают студентам быть в курсе последних изменений в финансовой сфере. Благодаря регулярным обновлениям и доступу к экспертным советам, студенты получают актуальные знания и могут развивать свою финансовую грамотность на основе последних тенденций. Кроме того, цифровые ресурсы мотивируют студентов быть активными и самостоятельными в процессе обучения, позволяя им устанавливать собственные цели, отслеживать прогресс и получать мгновенную обратную связь. Это помогает студентам поддерживать мотивацию и развивать свои финансовые навыки на высоком уровне.

Цифровые образовательные ресурсы предоставляют множество преимуществ, таких как [14]:

- Предоставление исчерпывающей информации по теме обучения в различных форматах, включая текст, изображения, аудио, видео, мультимедиа и интерактивные игры.

- Предоставление студентам возможности самостоятельно понимать и исследовать новые темы, а также отбирать и анализировать информацию.

- Содействие быстрой и легкой организации совместной работы в парах или группах.

- Обеспечение индивидуального обучения путем предоставления уникальных заданий и помощи студентам в построении индивидуальных траекторий обучения.

Цифровые образовательные ресурсы играют важную роль в развитии навыков и основных компетенций студентов в области финансовой грамотности, личного финансового планирования, получения пассивного дохода, разумных инвестиций, а также обеспечения цифрового гражданства и безопасности в цифровой экономике.

Результаты исследования, которое проводили авторы в период с август по сентябрь 2023 года среди студентов 3-4 курсов экономических направлений НГПУ им. Козьмы Минина, показали - больше половины анкетированных (62%) причисляют себя к рядам финансово грамотных людей. Остальные 38% сообщают о том, что во многих вопросах им необходима помощь и консультация, что, в свою очередь, говорит о том, что потребность населения нашей страны в ведении определенного курса по повышению и формированию уровня финансовой грамотности необходимо внедрять еще на уровне школ, а также в дальнейшем в техникумах, колледжах и вузах. Кроме того, маленький процент студентов (20%) отметили, что занимаются планированием своего бюджета, скептицизм в вопросах планирования личного бюджета вызывает - недостаточный уровень дохода. Наибольшую заинтересованность опрашиваемые проявили в отношении инвестиций и вкладов, финансовых инструментов для создания своего бизнеса.

Достичь успехов в обучении студентов высшего образования основам финансовой грамотности возможно только лишь в случае применения результативных методов, к которым относится применение информационных технологий в условиях цифровизации [2].

Помимо изучения основ финансовой культуры посредством изучения соответствующих дисциплин при обучении в высшем учебном заведении, необходимо также использовать и другие передовые методы, отвечающие потребностям современных учащихся, привыкших потреблять ряд услуг в цифровом формате. Это расширит доступ студентов к информации, позволит закрепить знания, полученные при обучении на образовательных программах, и дат возможность приобретать знания в комфортных условиях. Это включает в себя использование различных обучающих платформ в качестве электронного ресурса (веб-сайта) для развития навыков. Поэтому участники исследования предлагали онлайн-сервисы, предназначенные для улучшения финансовой грамотности, которыми они пользуются более 3 раз в неделю:

1. Тинькофф-журнал - электронный интернет - журнал, в котором рассказывается об управлении личными финансами понятным и простым языком. Также здесь присутствует контент, который показывает пользователям как правильно экономить деньги, куда и когда их вкладывать, и, в том числе, каким образом защитить свои права при получении финансовых услуг.

2. Сайт Финграмота. На портале опубликовано много полезного материала, изучение которого способно повысить уровень финансовых компетенций. Все данные очень хорошо структурированы, что делает их полностью понятными и позволяет легко найти нужную информацию. Основными векторами деятельности издателей портала являются личные финансы, инвестиции, бизнесменам (предложения по открытию собственного дела, особенно обучение сотрудников, получение кредитов на предпринимательство, налоговые тонкости и т.д.), безопасность и защита, теория. Сайт также предлагает сводку свежих новостей в мире финансов и несколько полезных дополнительных источников информации: словари, электронные книги и путеводители.

3. Forbes - интернет-версия популярного журнала американского финансово-экономического журнала, который уже продолжительное время имеет высокий авторитет среди читательской аудитории как одно из самых известных экономических печатных изданий в мире.

4. Именной YouTube канал «Евгений Ходченков». Создатель является свободным предпринимателем, инвестором и специалистом в области финансовой грамотности. В своих роликах он делится полезной и ценной информацией о финансах, инвестировании и управлении собственным капиталом.

5. Именной YouTube канал «Игорь Рыбаков». Автор self-made предприниматель и инвестор с личным капиталом около 2 млрд долларов. В своих роликах Игорь рассказывает про личностный рост, саморазвитие в области финансов, а также про предпринимательство в жизни человека, куда можно инвестировать свои деньги, как сформировать правильное финансовое поведение и добиться успеха в бизнесе и т.д.

6. Именной YouTube канал «Ольга Гогаладзе». Создатель и автор данного блога является действующим инвестором с большим личным капиталом. Помимо ведения собственного YouTube канала Ольг так а является разработчиков авторских курсов по инвестированию как для продвинутых инвесторов, так и для начинающих.

Кроме того, существует несколько мобильных приложений для повышения финансовой грамотности молодежи, одним из примеров является «Финансовый совет». Приложение «Финсовет» разработано как комплексный инструмент для людей, стремящихся улучшить свои финансовые знания. Приложение охватывает девять основных тем, включая фундаментальные финансовые концепции, планирование доходов, управление расходами, личные сбережения и пенсии, займы и кредиты, инвестирование, страхование, финансовые риски и безопасность, а также защиту потребителей. Данное приложение является результатом совместной работы Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка в рамках программы, направленной на повышение финансовой грамотности и образования в России. Он функционирует как компактная книга, которую можно удобно загружать и читать каждый день. Кроме того, для закрепления изученных

концепций приложение предлагает 60 пошаговых ответов, которые помогут пользователям решать различные финансовые вопросы. По завершении всего материала предусмотрен тест, позволяющий оценить понимание и усвоение пользователем содержания.

Финансовая грамотность стала важным жизненным навыком, поскольку использование финансовых услуг непрерывно увеличивается (в частности, благодаря цифровой трансформации финансовой отрасли). Люди должны хорошо понимать, как управлять своими финансами, чтобы воспользоваться преимуществами, которые дают финансовые продукты и цифровые технологии. Поэтому важность финансовой грамотности в современном обществе невозможно переоценить [1].

Цифровая трансформация финансовой отрасли ведет к необходимости внедрения цифровых технологий и в обучение финансовой грамотности. Как было показано выше, одни из направлений решения этой задачи может быть расширение использования цифровых сервисов для ознакомления учащихся с различными аспектами финансовых услуг [3].

Кроме того, существуют и другие перспективные направления повышения финансовой грамотности на основе передовых цифровых технологий. Сюда, в частности, относится интеграция искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения в цифровые платежные платформы может революционизировать финансовую грамотность. Эти технологии позволяют анализировать структуру расходов пользователей, предоставлять персонализированные финансовые рекомендации и помогать пользователям составлять бюджеты и придерживаться их. Отметим, однако, что необходимо обеспечить независимость этих сервисов от провайдеров финансовых услуг (которые, с высокой вероятностью, пожелают включить эти сервисы в свои экосистемы), чтобы минимизировать риски их использования для манипулирования поведением потребителя [12].

Важно расширять использование цифровых ресурсов и приложений для повышения уровня финансовой грамотности среди студентов вузов из-за нескольких причин. Во-первых, цифровые ресурсы и приложения предоставляют удобный и доступный способ обучения. Студенты могут изучать материалы в свое удобное время и темпе, с помощью своих смартфонов, планшетов или компьютеров. Это устраняет ограничения привязки к определенному времени и месту, позволяя студентам гибко организовывать свое обучение и осваивать материалы в удобной для них форме. Во-вторых, использование цифровых ресурсов и приложений способствует более эффективному изучению и применению материала. Интерактивные задания, симуляции и игровые элементы помогают студентам непосредственно применять и практиковать свои знания, что усиливает их понимание и запоминание. Более того, цифровые ресурсы обновляются регулярно, предоставляя студентам актуальную информацию и советы от экспертов в финансовой сфере. Это помогает студентам быть в курсе последних тенденций и изменений, что является важным для развития их финансовой грамотности и успешной адаптации к быстро меняющимся условиям рынка.

В целом, расширение использования цифровых ресурсов и приложений помогает студентам вузов развивать свою финансовую грамотность более эффективно и гибко. Они получают доступ к качественному обучению и актуальной информации, а также могут самостоятельно контролировать и отслеживать свой прогресс. В результате, студенты становятся лучше подготовленными к финансовым вызовам и имеют больше возможностей для успешной карьеры и личного финансового благополучия [11].

Выводы. Подводя итог представленного выше рекомендаций по повышению уровня финансовой грамотности студентов, мы считаем необходимым подчеркнуть, что использование цифровых технологий для решения этой задачи является неизбежным в условиях перехода к цифровой экономике. С учетом высокой значимости финансовой грамотности в современных условиях важно составлять перечни рекомендуемых цифровых сервисов, чтобы минимизировать риски использования студентами некорректной или недобросовестной информации. Представленный в данной работе набор цифровых сервисов может быть использован для индивидуального использования обучающимися для повышения ими своего уровня финансовой грамотности благодаря высокому качеству представленных в них материалов. Однако подчеркнем, что эти сервисы не могут заменить целенаправленную работу системы высшего образования по формированию финансовой грамотности учащихся, они выступают лишь в качестве дополнения к ней. По этой причине большое значение имеет интеграция данных сервисов в представленные высших учебных заведениях программы формирования финансовой грамотности студентов.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, E.H. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-4. - С. 70-73

2. Мальцева, С.М. Сравнительный анализ финансовой грамотности среди поколений Y и Z в современных российских условиях / С.М Мальцева, М.А. Зосимова, A.A. Воронкова, E.H. Назарова // Наука Красноярья. - 2022. - Т. 11,-№1. - С. 84-98

3. Назарова, E.H. Особенности организации самостоятельной работы при повышении финансовой грамотности студентов / E.H. Назарова, А.Н. Синицына // Молодежь и XXI век - 2022: Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. - Курск: Юго-Западный государственный университет. -2022. - С. 295-298

4. Ропотина, E.H. Исторический обзор развития и формирования в зарубежной и отечественной науке понятия "финансовая грамотность" / Е.И. Ропотина // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: Материалы 71-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых. -Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2019. - С. 136-138

5. Сенченков, Н.П. К вопросу о трактовке понятия "финансовая грамотность" / Н.П. Сенченков, А.Н. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - № 3(102). - С. 211-219

6. Хижная, A.B. Аспекты формирования финансовой грамотности у студентов профессиональных образовательных организаций / A.B. Хижная, A.A. Жидков, Н.В. Макарова // Наука Красноярья. - 2021. - Т. 10. - № 6-1.- С. 258-263

7. Popova, Evgeniya & Nikitina, Tatyana. (2021). Financial literacy in the digital era: new opportunities and challenges. Финансы и управление. 50-67. 10.25136/2409-7802.2021.4.36915.

8. Korzovatykh, Zhanna & Morozova, Nadezhda & Ang, Hoang. (2021). Improving Competitiveness of Personnel in the Digital Economy. 10.1007/978-3-030-56433-9 110.

9. Mulyono (2023). The Impact of Digital Literacyon Fintech Service Usage Through Financial Literacy. E3S Web of Conferences. 426. 10.1051/e3sconf/202342602003.

10. Choung, Youngjoo & Chatterjee, Swarn & Pak, Tae-Young. (2023). Digital financial literacy and financial well-being. 104438. 10.1016/j.frl.2023.104438.

11. Koskelainen, Tiina & Kalmi, Panu & Scornavacca, Eusebio & Vartiainen, Tero. (2023). Financial literacy in the digital age -A research agenda. Journal of Consumer Affairs. 57. 10.1111/joca.l2510.

12. Seldal, Mette & Nyhus, Ellen. (2022). Financial Vulnerability, Financial Literacy, and the Use of Digital Payment Technologies. Journal of Consumer Affairs. 45. 10.1007/sl0603-022-09512-9.

13. Saprykina, Tatiana & Pashkova, Elena. (2021). Цифровые сервисы для повышения финансовой грамотности Digital services for improving financial literacy. 248-252.

14. Nkomo, Sifundo & Matli, Walter. (2023). Digital Transformation to Improve Children's Literacy in Africa: A Scoping Review. Mousaion: SouthAfricanJournal of Information Studies. 10.25159/2663-659X/13787.

15. Dmytrenko, Tetiana & Tereshchenko, Hanna. (2023). Increasing the level of education in the field of cyber security, financial and digital literacy as a factor of reducing risks in the crypto market. Educational Analytics of Ukraine. 38-50. 10.32987/2617-8532-2023-1-38-50.

Педагогика

УДК 378.1

ассистент Чекурова Анастасия Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент Лукина Валерия Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ Н ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сельских малокомплектных школ. Анализ системы образования в малокомплектных сельских школах в зарубежных странах. Сельская малокомплектная школа представляется составной частью общегосударственной системы образования. Это главный ресурс пополнения кадров для сельского производства. Её состояние и уровень произведения проявляет большее воздействие на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических задач. Главная проблема сельских малокомплектных школ - это переезд семей в центр, перевод своих детей в другие, более современные и намного развитые школы. Образовательная система России уникальна и существенно отличается от западной. В российских образовательных учреждениях, важным элементом обучения является освоение обширной учебной программы, что ставит перед учащимися значительные требования. Несмотря на это, результаты международного тестирования OECD PISA (The Programme for International Student Assessment) показывают, что 15-летние школьники в России не уступают по знаниям своим сверстникам из США и Великобритании. Также было проведено исследование по методу опроса А.А. Андреева на базе «III МООШ им. И.А. Федорова». Благодаря данной методике можно понять насколько эффективны приемы и методы системы образования в зарубежных странах.

Ключевые слова, малокомплектная школа, система образования, обучающиеся, зарубежные страны, село, образовательные организации.

Annotation: This article examines the problem of rural small schools. Analysis of the education system in small rural schools in foreign countries. The rural small school appears to be an integral part of the national education system. This is the main resource for replenishing personnel for rural production. Its condition and level of production have a greater impact on the socio-economic development of the village, on the cultural and educational level of the population, and the solution of demographic problems. The main problem of rural small schools is families moving to the center and transferring their children to other, more modern and much more developed schools. The educational system of Russia is unique and significantly different from the West. In Russian educational institutions, an important element of learning is the development of an extensive curriculum, which places significant demands on students. Despite this, the results of the international testing OECD PISA (The Program for International Student Assessment) show that 15-year-old schoolchildren in Russia are not inferior in knowledge to their peers from the USA and Great Britain. A study was also conducted using the survey method of A.A. Andreev on the basis of the III MOOSH named after. I.A. Fedorov." Thanks to this technique, you can understand how effective the techniques and methods of the education system in foreign countries are.

Key words: small school, education system, students, foreign countries, village, educational organizations.

Введение. На сегодняшний день более 57% всех школ расположены в сельской местности, из них около 29% являются малокомплектными. Сельская малокомплектная школа представляется составной частью общегосударственной системы образования. Это главный ресурс пополнения кадров для сельского производства. Её состояние и уровень произведения проявляет большее воздействие на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических задач [1, С. 1011.

Главная проблема сельских малокомплектных школ - это переезд семей в центр, перевод своих детей в другие, более современные и намного развитые школы.

Для того что бы сберечь село, образование в сельской местности обязано соответствовать общественным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, любой семьи и конкретного человека. А образовательные системы в различных странах, включая западные, имеют как сходства, так и различия.

Образовательная система России уникальна и существенно отличается от западной. В российских образовательных учреждениях, важным элементом обучения является освоение обширной учебной программы, что ставит перед учащимися значительные требования. Несмотря на это, результаты международного тестирования OECD PISA (The Programme for International Student Assessment) показывают, что 15-летние школьники в России не уступают по знаниям своим сверстникам из США и Великобритании.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим примеры сельских малокомплектных школ в других странах мира. США: средств из местных бюджетов на школы не хватает.

Проблема недостатка ресурсов является главным вызовом для сельского образования в США. Государственные школы финансируются из различных источников, включая местные и региональные бюджеты, а также федеральные средства. Однако, в меньшая степени сельские школы получают финансовую поддержку по сравнению с городскими.

На местном уровне налоги на недвижимость являются основным источником финансирования школ. Однако, в менее престижных районах сельских школ средства выделяются в меньшем объеме из-за низких цен на недвижимость. Поэтому школы в этих районах страдают от недостатка средств и, как следствие, учебники старые, а учителя вынуждены дополнять материал своими силами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.