специалиста потребность к самоорганизации, самоизменению, умению быстро реагировать на те трансформации, которые происходят в системе дошкольного образования. Формами на данном этапе методического сопровождения могут выступать групповые дискуссии, брифинги, семинары-вебинары, мастер-классы, деловые игры и т. п. Такие формы работы параллельно могут включать и педагогическую диагностику, которая на данных мероприятиях покажет степень выявления особенностей взаимодействия педагогов со всеми субъектами образовательного процесса, и наличие психологических качеств: эмпатии, желания к сотрудничеству, способности к рефлексии и др.
Промежуточные результаты этого этапа помогут старшему воспитателю (руководителю, методисту) в дальнейшем планировать и строить методическое сопровождение как отдельного воспитателя в организации его индивидуальной программы профессионального роста, так и конкретного образовательного (воспитательного) процесса с детьми и их родителями.
На втором этапе возможна организация психологических тренингов. Для нашего исследования интерес представляет работа В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др. [6, с. 65], включающая данные о том, что достаточное количество педагогов со значительным психологическим напряжением перестраиваются на личностную модель взаимодействия как с детьми, так и с родителями из-за сложившихся в их практическом опыте педагогических стереотипов. Из предлагаемых технологий методического сопровождения вызывает интерес технология преодоления негативных педагогических стереотипов, деструктивных психологических защит, арт-терапия, работа с рефлексивными алгоритмами, рефлексивный анализ, игровая терапия, а также здоровьесберегающие технологии, направленные на снятие психологической напряженности, профессионального выгорания и др.
Формами работы на данном этапе могут выступать индивидуальные или групповые консультации, ролевые игры, педагогический брифинг, педагогическая
Библиографический список
гостиная, тесты (например, для самооценки затруднений в общении с родителями), педагогический ринг и др.
Следующий этап характеризуется умением педагогов применять в своей практике частнометодических знаний, направленных на построение личностно ориентированного характера и сотрудничества при взаимодействии с родителями. Формами работы для этого этапа могут выступать педагогические и методические советы, объединения, круглые столы и т. п.
Четвертый этап включает мероприятия, которые с родителями организует конкретный педагог в пространстве образовательного комплекса. На этом этапе у педагогов-воспитателей, как правило, уже складываются в работе с родителями ряд необходимых профессиональных умений: проективные, конструктивные, аналитико-диагностические и контрольно-коррекционные.
Формами работы при методическом сопровождении для данного этапа могут выступать: семинары-практикумы, деловые и ролевые игры, в которых имитируются бытовые (жизненные) ситуации взаимоотношений родителей и детей в семье, однако, если разборе этих сюжетных игровых ситуаций педагоги и совершают ошибки в выборе правильного решения, доля ответственности значительно снижается.
Представленные этапы методического сопровождения и формы работы нацелены на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая при реализации моделируемых мероприятий может выступать показателем эффективности взаимодействия детского сада с родителями, характеризующейся степенью вовлеченности родителей в образовательный процесс дошкольной организации.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эффективное взаимодействие педагогов и родителей подразумевает открытие ДОО социуму, что, в свою очередь, предполагает изменения в области управления, организации образовательно-воспитательного процесса и др.
1. Байбородова Л.В. Взаимодействие ДОУ и семьи. Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. Москва: ТЦ Сфера, 2006.
3. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования. Москва: АРКТИ, 2005.
4. Виноградова Н.А. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
5. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Москва: Айрис-пресс, 2006.
6. Маралов В.Г, Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. Москва: Юрайт, 2016.
7. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. Москва: МИРОС, 2001.
References
1. Bajborodova L.V. Vzaimodejstvie DOU i sem'i. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, Akademiya holding, 2003.
2. Belaya K.Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: Analiz, planirovanie, formy i metody. Moskva: TC Sfera, 2006.
3. Belyaeva V.A., Petrenko A.A. Deyatel'nost'pedagoga-metodista v sisteme municipal'nogo obrazovaniya. Moskva: ARKTI, 2005.
4. Vinogradova N.A. Detskij sad i molodaya sem'ya: osnovy uspeshnogo vzaimodejstviya. Moskva: Tvorcheskij centr «Sfera», 2010.
5. Vinogradova N.A. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa v DOU. Moskva: Ajris-press, 2006.
6. Maralov V.G., Sitarov V.A. Pedagogika i psihologiya nenasiliya v obrazovanii. Moskva: Yurajt, 2016.
7. Mihajlova N.N., Yusfin S.M. Pedagogika podderzhki. Moskva: MIROS, 2001.
Статья поступила в редакцию 05.06.22
УДК 378
Sorokina E.A., senior teacher, Department of Economics of Industries and Markets, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia),
E-mail: vkr@csu.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING DIGITAL FINANCIAL LITERACY AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The system of higher professional education in training of specialists in the economic sphere faces the need to form a fundamentally new set of competencies that meet modern requirements in practical activities and everyday life, which ultimately leads to preservation of personal well-being and well-being at the macroeconomic level as a whole. The article discusses fundamentally new pedagogical conditions for the formation of competencies in digital financial literacy. It is concluded that digital financial literacy is necessary for students not only for their future professional activities, but also for everyday life. It has been determined that the pedagogical conditions developed by the teaching staff of Chelyabinsk State University contribute to a more effective assimilation by students of knowledge, skills and abilities in the digital and financial spheres.
Key words: pedagogical conditions, digital financial literacy, virtual educational technologies, situational modeling.
Е.А. Сорокина, ст. преп., Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Е-mail: vkr@csu.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Система высшего профессионального образования при подготовке специалистов в экономической сфере сталкивается с необходимостью формирования у таковых принципиально нового набора компетенций, соответствующих современным требованиям в практической деятельности и повседневной жизни, что, в конечном счете, приводит к сохранению личного благосостояния и благосостояния на макроэкономическом уровне в целом. В данной статье рассматриваются принципиально новые педагогические условия для формирования компетенций по цифровой финансовой грамотности. Сделан вывод о том, что цифровая финансовая грамотность необходима студентам не только для их будущей профессиональной деятельности, но и для повседневной жизни. Определено, что разработанные преподавательским составом Челябинского государственного университета педагогические условия способствуют более эффективному усвоению студентами знаний, умений и навыков в цифровой и финансовой сферах.
Ключевые слова: педагогические условия, цифровая финансовая грамотность, виртуальные образовательные технологии, ситуационное моделирование.
Актуальность данной статьи заключается в том, что профессиональное обучение требует все более новых подходов, методов и средств при формировании необходимого набора компетенций студентов. Для более эффективного ведения образовательного процесса ведущую роль играют педагогические условия, оптимальный выбор и реализация которых позволяет достичь высоких результатов в присвоении студентами высшей школы определенного набора знаний, умений и навыков в конкретной сфере. Поэтому целью данной статьи является разработка принципиально новых организационно-педагогических условий формирования цифровой финансовой грамотности, необходимой обучающимся не только в будущей профессиональной деятельности, но и повседневной жизни. В соответствии с целью определяются задачи исследования:
- проанализировать содержание понятия «педагогические условия», а также определить сферы, где оно используется;
- определить значимость цифровой финансовой грамотности для студеа-тов высшего профессионального образования;
- показать роль каждого из предложенных педагогических условий при формировании цифровой финансовой грамотности для их внедрения в образовательный процесс других вузов.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования разработанных педагогических условий с целью болре гибкого реагирования на изменяющиеся условия в сфере использования фин ан-совых ресурсов при бесконтактном взаимодействии.
Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о ао-вых формах и средствах профессионального обучения. Практическая значимость представлена через обучение студентов таким формам взаимодейств ия, которые способствуют более тщательно и эффективно формировать необходимый набор знаний и умений в области цифровой финансовой грамотности,р также активно применять ее навыки в профессиональной и повседневной жиз ни.
Опираясь на анализ специальной научной литературы, раскроем содержание понятия «педагогические условия». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова под условием прежде всего понимается:
1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит
2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон.
3. Устное или письменное соглашение о чём-либо.
4. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [1].
Ученые педагогической науки рассматривают категорию «условие» как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [2].
Категория «условие» рассматривается и учеными психологической науки. Изучая факторы развития личности, психологи опираются на условия в контексте совокупности факторов внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на конкретные психологические явления. Математики же обобщенно трактуют данное понятие как краткое изложение исходных данных. Таким образом, результаты всестороннего анализа позволяют сделать вывод о том, что понятие «условие» является межнаучным, а его трактовка в педагогической области обусловлена важным значением их применения в процессе обучения: оптимально подобранные педагогические условия могут ускорять процесс формирования у студентов профессиональных компетенций, положительно влияют на динамику их освоения, способствуют достижению высоких результатов в профессиональной деятельности. Изучая основную профессиональную образовательную программу студентов, обучающихся по специальности 08.05.02 Таможенное дело в Челябинском государственном университете, можно заключить, что результатом завершения процесса обучения является освоение ими универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3].
Исходя из анализа совокупности компетенций, в условиях, когда общество переходит на бесконтактное взаимодействие в условиях пандемии новой корона-вирусной инфекции, можно сделать вывод о том, что подготовленный специалист таможенного дела должен обладать важным навыком - финансовой и цифровой грамотностью. Представляя государственные органы исполнительной власти, специалисты таможенного дела выполняют важную функцию пополнения федерального бюджета посредством взимания денежных средств с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров через таможенную границу. От правильности исчисления таких средств, полноты и своевременности их взимания зависит общая эффективность работы таможенной службы. Кроме того, уровень грамотности в цифровой и финансовой сферах необходим и в повседневной жизни любому человеку.
В отечественной науке термин «цифровая финансовая грамотность» появился в научном обиходе лишь последние 5 лет, при этом в первую очередь он привлек внимание экономистов, педагогов и психологов. При этом педагогическим условиям формирования цифровой финансовой грамотности не уделено должного внимания. Об актуальности владеть необходимым набором знаний, умений и навыков в области цифровой финансовой грамотности говорят и разрабатываемые на государственном уровне стратегии и программы повышения финансовой и цифровой грамотности. Примером является утвержденная Правительством России от 25.09.2017 N 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [4]. Данными многопрофильного аналитического центра национального агентства финансовых
исследова ний (НАФИ) подтверждается и актуальность ц ифровой грамотности. Использеваяае гаджетов неуклонно растет с каждым годом, а за 2020 год увеличилось в среднем на 43%. Данные приведены в табл. 1 [5].
Таблица 1
Среднее время, которое россияне проводят в сутки перед экранами каньнютеров,плнншетовикзарзфонор
возраст С|Э5днбб4ре-авсутки, оанов
18-24 года 8
25-34 года 7
35-44 года С
4С-09 сет 8
60 лет и -га-ше 3
Исх тднкзпвкеедекн»йтабб»ьы, видна,ьвонв только моьоденньв еоаевкте до 35, но и более старшее поколение используют бесконтактную форму взаимо-дзИстеия.Сеемощ ьюдознзакзкцифроеыхсредствиа сбаааиеяьжетвиракзять своими финансовыми активами. Подключив интернет-банк, можно управлять баьвжныньн среествами, присе»^^ ек икьомтнойанив ьоетанонсоеелик. Можно брать заемные средства в виде кредитов и займов, совершать покупки веагазнанв, п^мзожеиь зной фанаикзвые^сурвы кпомнщкю ватвзть.нон-сех ваожвний в »излианый оивизва пнманводинае, кункньзтие йеламоупаев. Но оеестас зем (^щежгеуют и рисав тотеук фьнмнcпныx ьзтивой. Басконтатюе взaимтдeKcквиeйopзжбaжйьнонтеыовиды квемpпнeатyнлeннь, идаказоазыве-ет практика, не обладая специальными знаниями в областях финансовых и циф-совых.можиолишиньсе не тмтудозо6сткжьныз, нoинмемвырзкелвзп, Важнена дееспособному человеку необходимо уметь различать официальный контент от недд^;^ьн1^к ванзаа, cвoeвpенlееноpeт-аpевaть наятаннин нгедзы. Бмозвo тон-тому важно обучать студентов цифровой финансовой грамотности, максимально сф о^зровагж . н иа нeoбxoдимыкьaбeн зкзний , бнeиийвнaняlкон,дoторыаoн и cлигнтйeaликевaть не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни.
Человек, обладающий цифровой финансовой грамотностью
Умеет находить необходимую финансовую информацию, в том числе и с помощью интернет-
Фппыипуртймнлн ГШ
Следит за своим финансовым состоянием, планирует свои доходы и расходы. Расплачивается по своим обязательствам
Знает свои права, не разглашает свои конфиденциальные данные, оценивает риски, распознает признаки финансового мошенничества в том числе в сети
Рис 1.Пpнзиекизифpoаeпфииенcoвoйгpaиа»нocтн вы.извде Истояиык.зоствяузно анзьном самостоятельно
Итак, раскрыв суть цифровой финансовой грамотности, вернемся к педагогическим условиям ее формирования. Для студентов высших учебных заведений, несомненно, можно вводить курс как отдельную факультативную дисциплину, кроме того, для студентов, обучающихся по специальности 38.05.02 Таможенное дело ее формирование можно проследить в междисциплинарном взаимодействии таких предметов, как цифровая экономика, финансы, введение в экономику, информационные технологии.
В Челябинском государственном университете разработаны и активно применяются два педагогических условия формирования цифровой финансовой грамотности.
Первым педагогическим условием является реализация в вузе виртуальных образовательных технологий. Необходимость использования виртуальных образовательных ресурсов для формирования цифровой финансовой грамотности студентов вуза определяется задачами российской образовательной и профориентационной политики, задачами инновационного развития в стране, федеральными программами «Цифровая экономика» и «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения» [6]. Виртуальные образовательные технологии направлены на разработку и использование различного рода инноваций, повышение эффективности и оптимизации процесса обучения и воспитания в вузе [6].
Виртуальные образовательные технологии позволяют представить любую информацию в более наглядном виде, получать обратную связь от преподавателя, самостоятельно изучать темы, дают полное представление студентам об изучаемых явлениях [6]. Виртуальные образовательные технологии позволяют существовать различным формам педагогической коммуникации: обмен мне-
ниями в виртуальном пространстве, взаимное консультирование, оперативная обратная связь независимо от условий внешней среды [7].
Виртуальные образовательные технологии позволяют интегрировать виртуальный опыт профессорско-преподавательского состава в реальное образовательное пространство вуза, открывать новые возможности воспитательной и учебной деятельности, а также способствуют привлекательности их традиционных форм [8].
Охарактеризуем ряд виртуальных образовательных технологий, эффективных для формирования цифровой финансовой грамотности студентов.
1. Веб-квест - это проект с использованием интернет-ресурсов, сайт в сети Интеренет, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную или воспитательную задачу. Веб-квесты направлены на вовлечение студентов в образовательный процесс и поощряют их критическое мышление, это релевантная и актуальная форма субъектов познания с цифровой и финансовой средой [7]. Для создания веб-квестов, направленных на формирование цифровой финансовой грамотности, использовались открытые онлайн-платформы: Stepik и сервис Learningapps.org. Были организованы веб-квесты совместно с ПАО «Сбербанк», студенты совместно с преподавателями и специалистами Сбербанка разрабатывали веб-квесты по цифровой финансовой грамотности. Также студенты участвовали в веб-квестах на платформе Сбербанка.
2. Цифровые кейсы. Цифровые практические кейсы выступают основой современного проектного обучения, их можно решать, как самостоятельно, так и в команде. Цифровой кейс - это техника оналайн-обучения, которая использует описание реальных социальных, экономических и бизнес-ситуаций [9]. При решении цифровых кейсов по проблематике, связанной с цифровой финансовой грамотностью, студенты должны исследовать ситуацию, разобраться в сути финансовой проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы разрабатываются на основе реальных финансовых ситуаций или ситуаций, связанных с использованием цифровых финансовых продуктов. Они позволяют развить навыки анализа и критического мышления, применить знания в области цифровой финансовой грамотности в практике решения предложенных кейсов, связанных с реальными ситуациями; грамотно и обосновано выражать свое мнение в решении цифровых кейсов; находить альтернативные варианты решения ситуаций, связанных с цифровой финансовой грамотностью в условиях неопределенности.
3. Использование в образовательном процессе вуза мобильных финансовых приложений. Это специальные приложения, направленные на помощь в учете доходов и расходов, в знакомстве с различными финансовыми продуктами, в том числе и цифровыми. Различные финансовые приложения использовались
Библиографический список
студентами в ходе практических занятий, а также при самостоятельном изучении различных тем, связанных с цифровой финансовой грамотностью и работой над проектами.
Вторым педагогическим условием формирования цифровой финансовой грамотности является ситуационное моделирование применения студентами цифровых финансовых продуктов. Одним из эффективных способов подготовки студентов к постоянному использованию ими цифровых финансовых продуктов является моделирование ситуаций их применения в повседневной жизни.
Под ситуационным моделированием будем понимать системоаналитиче-скую деятельность, направленную на воспроизведение модели ситуации, например, применение студентами цифровых финансовых продуктов [10]. Реализация данного организационно-педагогического подхода строится на идеях контекстного подхода, согласно которому обучение студентов и формирование у них личностных качеств происходит эффективнее при воссоздании предметного и социального контекстов определенной деятельности, в нашем случае - ситуаций применения студентами цифровых финансовых продуктов [12].
Ситуационное моделирование позволяет прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень цифровой финансовой грамотности, сформировать интерес к финансово грамотному и ответственному поведению. Ситуационное моделирование использования студентами цифровых финансовых продуктов позволяет рассмотреть возможные сценарии их применения, связанные с ними риски, преимущества различных цифровых финансовых продуктов, возможности их применения в реальной жизни и профессиональной среде. Благодаря ситуационному моделированию у студентов формируется умение ориентироваться в разнообразии цифровых финансовых продуктов, выбирать наиболее эффективные и менее рискованные, подбирать нужные в зависимости от задач, вписывать цифровые финансовые продукты в свою финансовую стратегию. Профессорско-преподавательским составом совместно со студентами был организован «ситуационный центр» как средство моделирования, позволяющее отслеживать динамику поведения студентов в ситуациях применения ими цифровых финансовых продуктов, а в дальнейшем прогнозировать его. Ситуационный центр позволил студентам производить плановый анализ и выработку решений при временных ограничениях, принимать оперативные ситуационные решения, консультировать студентов в процессе ситуационного моделирования. Таким образом, разработанные педагогические условия позволяют более эффективно сформировать необходимый набор знаний, умений и навыков в области цифровой финансовой грамотности, что впоследствии приведет к положительному эффекту использования цифровых финансовых продуктов не только в профессиональной деятельности, но и повседневной жизни.
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Available at: https://slovarozhegova.ru/
2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.
3. Учебный план по программе специалитета 38.05.02. Таможенное дело. Available at: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/sveden/study_plans/ieobia/38.05.02%20 0rganizaciya%20vneshneekonomicheskoj%20deyat_o_2021.pdf
4. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf
5. Аналитика и прогнозы. Available at: https://nafi.ru/analytics/?SECTIONS%5B%5D=7
6. Еремина С.Р Цифровой мир финансовой грамотности. Молодой ученый. Образование и воспитание. 2021; № 2.1. (33.1). Available at: https://moluch.ru/th/4/ archive/192/6367
7. Немитинов В.А., Борисенко А.Б., Немтинова Ю.В. и др. Создание виртуальной образовательной среды с использованием технологии квестов. Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2020; Т. 26, № 4: 529 - 539.
8. Садовникова С.М. Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 2 (14): 101 - 107.
9. Поднебесова ГБ. Кейс-метод с применением цифровых технологий в обучении будущих учителей информатики и IT-специалистов. Наука. Информатизация. Технологии. Образование: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2018: 267 - 273.
10. Ситка И.В. Ситуационное моделирование на занятиях по безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011; № 1-2 (69): 154 - 159.
11. Кучеренко Т.В., Волженина Н.В., Алымова Н.Н. Условия формирования финансовой грамотности обучающихся в системе среднего профессионального образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2017; Т. 1, № 2 (37): 154 - 163.
References
1. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Available at: https://slovarozhegova.ru/
2. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.
3. Uchebnyj plan po programme specialiteta 38.05.02. Tamozhennoe delo. Available at: https://www.csu.ru/Shared%20Documents/sveden/study_plans/ieobia/38.05.02%20 Organizaciya%20vneshneekonomicheskoj%20deyat_o_2021.pdf
4. Ob utverzhdenii Strategiipovysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2017 N 2039-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf
5. Analitika iprognozy. Available at: https://nafi.ru/analytics/?SECTIONS%5B%5D=7
6. Eremina S.R. Cifrovoj mir finansovoj gramotnosti. Molodoj uchenyj. Obrazovanie i vospitanie. 2021; № 2.1. (33.1). Available at: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6367
7. Nemitinov V.A., Borisenko A.B., Nemtinova Yu.V. i dr. Sozdanie virtual'noj obrazovatel'noj sredy s ispol'zovaniem tehnologii kvestov. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2020; T. 26, № 4: 529 - 539.
8. Sadovnikova S.M. Pedagogicheskaya podderzhka studentov v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom. 2014; № 2 (14): 101 - 107.
9. Podnebesova G.B. Kejs-metod s primeneniem cifrovyh tehnologij v obuchenii buduschih uchitelej informatiki i IT-specialistov. Nauka. Informatizaciya. Tehnologii. Obrazovanie: sbornik materialov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 267 - 273.
10. Sitka I.V. Situacionnoe modelirovanie na zanyatiyah po bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v pedagogicheskom vuze. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2011; № 1-2 (69): 154 - 159.
11. Kucherenko T.V., Volzhenina N.V., Alymova N.N. Usloviya formirovaniya finansovoj gramotnosti obuchayuschihsya v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2017; T. 1, № 2 (37): 154 - 163.
Статья поступила в редакцию 03.06.22