Digital technologies as a tool for the formation of meta-subject competencies in teaching students a foreign language
Bushueva Elena Vladimirovna, Lecturer, Gzhel State University, Moscow Region
The purpose of the study is to propose the construction of an algorithm for the successful teaching of foreign languages (hereinafter referred to as FL) using digital means. The article considers the digital foreign language environment as a means of forming students' meta-competences. Scientific novelty lies in the definition of a set of principles and means for the implementation of the process of teaching foreign language students by means of ICT in order to achieve meta-subject results. In conclusion, information and educational resources were identified in teaching a foreign language, expanding ideas about the process of forming meta-competences.
Keywords: foreign language digital educational environment; information and communication technologies; metasubject competencies; cognitive abilities; motivational component; communication skills, teaching of foreign languages.
Цитировать: Бушуева Е.В. Цифровые технологии как инструмент формирования метапредметных компетенций при обучении студентов иностранному языку // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 237-241. EDN: QKIYAD. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.42
Бушуева Елена Владимировна, старший преподаватель, Гжельский государственный университет, Московская область
Цель исследования – предложить построение алгоритма успешного обучения иностранным языкам (далее ИЯ) с применением цифровых средств. В статье рассматривается цифровая иноязычная среда в качестве средства формирования метакомптенций обучающихся. Научная новизна заключается в определении комплекса принципов и средств для реализации процесса обучения студентов ИЯ средствами ИКТ с целью достижения метапредметных результатов. В заключении выявлены информационно-образовательные ресурсы при обучении ИЯ, расширяющие представления о процессе формирования метакомпетенций.
Ключевые слова: цифровая иноязычная образовательная среда; информационно-коммуникационные технологии; метапредметные компетенции; когнитивные способности; мотивационный компонент; коммуникативные навыки; обучение иностранным языкам.
УДК 372
5.8.2
Бушуева Е.В.
Цифровые технологии как инструмент формирования метапредметных компетенций при обучении студентов иностранному языку
Введение
Изучение образовательных платформ цифровых ресурсов для модернизации процесса обучения связано с переходом к новой компетентностной парадигме образования. Развитие цифрового образовательного пространства направлено на реализацию концепции обучения на протяжении всей жизни, дополнительной профессиональной подготовки студента, формирование его способности к самоорганизации и самообразованию.
В этой связи актуальность данного исследования заключается в разработке критериев выбора платформ и приложений для обучения студентов ИЯ как средства формирования метакомпетенций.
Цель исследования структурировала следующие задачи: 1) рассмотреть цифровую иноязычную среду в качестве средства формирования метакомптенций обучающихся, 2) определить комплекс принципов и средств для реализации процесса обучения студентов-бакалавров направления подготовки «Туризм» ИЯ средствами ИКТ, 3) выявить информационно-образовательные ресурсы при обучении ИЯ как средства формирования метакомпетенций. В статье применяются следующие методы исследования: теоретические (анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение инновационного педагогического опыта) и эмпирические (наблюдение, классификация).
Теоретической базой исследования по теории организации обучения иностранному языку с использованием онлайн-ресурсов и технологий послужили публикации Е.С. Полат, И.В. Роберт, П.В. Сысоева, А.Н. Шамова и др.
Практическая значимость представлена классификацией и систематизацией Интернет-ресурсов как средства формирования метакомпетенций и подготовка к их использованию в обучении/изучении ИЯ в вузе.
Основная часть
Современные глобализационные процессы стимулируют сферу образования к “трансформации, диверсификации, реформированию”[1,с.21], к поиску алгоритма успешного электронного обучения, нацеленного на использование онлайн-форматов как одного из способов пополнения образовательного ресурса. Это “обусловило потребность в исследовании таких дополнительных аспектов проблемы, как создание специального цифрового образовательного пространства” [4, с. 147]. В настоящий момент использование информационно-коммуникационных технологий является объектом изучения в различных областях знания, в том числе и в области обучения иностранному языку, так как “цифровые возможности расширили жизненное пространство человека,…что прежде всего касается изменения в сторону усложнения человеческих возможностей: перестройки памяти, перцептивных способностей (подключение новых каналов восприятия), мыслительной активности в целях моделирования и проектирования путей достижения ранее казавшихся несбыточными целей, расширения коммуникативных способностей” [7,с.86]. Лингвообразовательное информационное пространство обладает рядом свойств, которые создают предпосылки для формирования метапредметных компетенций своих субъектов. Рассмотрение свойств цифровой образовательной среды и методологически обоснованных способов организации образовательного процесса дает возможность применять ИКТ ресурсы как инструмент реализации современных педагогических подходов к обучению ИЯ, а цифровые технологии считать “продуктивными результативными источниками повышения качества иноязычного образования, благодаря их гибкости, яркости, многоуровневости, выразительности и информационной насыщенности”[5, с.627]. Работа по применению ИКТ при обучении ИЯ проводилась нами с начала 2021 года по 2022 год в рамках более масштабной программы по развитию педагогических технологий в контексте инновационных тенденций в образовании. Программа была запущена в 2020 году для создания необходимых предпосылок для формирования современной цифровой образовательной среды и направлена на реализацию стратегии «обучения на протяжении всей жизни» через развитие цифрового образовательного пространства [3]. В рамках данной деятельности разработана методика преподавания иностранного языка, построенная на применении информационно-коммуникационных технологий, представлена методологически выверенная система способов наблюдения, контроля, произведена классификация онлайн-инструментов для построения образовательного процесса, что соответствует активно растущей тенденции его цифровизации. [6].
Наиболее распространенные значения термина "информационные и коммуникационные технологии" можно найти в различных источниках, большинство из них представляют ИКТ в качестве совокупности методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и передачи информации[6]. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике подразделяется на следующие категории: обучение; тренажеры; поиск информации и справочник; демонстрация; моделирование; лаборатория; имитационное моделирование; расчет; обучающие и игровые инструменты. Один из основных видов информации и систематизации коммуникационных технологий включает типизацию по предметным видам деятельности. В образовательной среде информационно-коммуникационные технологии делятся на следующие виды: программы и ресурсы для подготовки к занятиям; технологии для осуществления поиска и передачи материала; цифровые ресурсы для взаимодействия участников образовательного процесса. Типологию платформ и приложений, активно используемых в процессе обучения иностранным языкам, мы представили в виде диаграммы (рис. 1)
Рисунок 1 - Типология платформ и приложений для изучения иностранных языков.
Разнообразие современных видов образовательных цифровых ресурсов обусловлено педагогическими потребностями в информатизации образовательного процесса при обучении ИЯ. Информационная компетенция, формирующаяся в процессе обучения ИЯ средствами ИКТ, взаимодействует с коммуникативной компетенцией участника процесса, что является важным аспектом не только в профессиональной деятельности, но и в дальнейшей жизни.
Согласно ФГОС ВО - бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 Туризм интеграция представленных универсальных компетенций является основой формирования метакомпетенций [8]. На схеме мы представили критерии отбора цифровых образовательных платформ для обеспечения курсов обучения ИЯ (рис. 2).
Рисунок 2 - Критерии отбора онлайн-платформ.
Предлагаемая градация критериев не является исчерпывающей или окончательной. Очевидно, что взаимодействие в виртуальном образовательном пространстве обнаруживает многочисленные примеры образовательных форматов с применением “мягких технологий (квесты, телемосты, ролевые игры, мозговые штурмы)”, что “особое значение приобретают мультимедийные средства обучения, способствующие визуализации материала”[2, с.31]. Перечисленные инструменты формируют непрерывную коммуникацию между обучающимися и преподавателями, способствующую стимулированию интереса к предмету и активизации когнитивных способностей, что является основой положительных результатов метапредметного обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 43.03.02 - Туризм в числе требований к метапредметным результатам освоения учащимися образовательной программы называет: "междисциплинарные понятия и универсальные компетенции (регулятивные, когнитивные, коммуникативные), умение использовать их в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении образовательной деятельности и организации образовательного сотрудничества с преподавателями, умение выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, владение исследовательскими, проектными и социальными навыками" [8]. Полагаем, что эти качества формируются у обучающегося в процессе деятельности в цифровой иноязычной образовательной среде. Следовательно, возможно выделить принципы построения взаимодействия обучающихся в цифровом пространстве, способствующие формированию метакомпетенций:
- включение техники и технологических приемов, направленных на анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей, классификацию, сравнение и сопоставление по различным признакам;
- ориентирование на решение задач проблемного и поисково-исследовательского характера;
- применение анализа и создания текстов по заданной тематике;
- применение алгоритма, включающего этапы целеполагания, планирования, контроля, оценивания и анализа;
- постановка студента в ситуацию самостоятельного выбора при решении личностно и профессионально значимых проблем.
Основными понятиями, определяющими методы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, являются инвариантные модули курса: модуль контента (содержательный) - модуль метаинформации - модуль обратной связи - модуль контроля и оценки.
Содержательный модуль обучения иностранному языку представляет предлагаемый курс обучения, там определяются его цели и задачи, в нем расположен и может осуществляться поиск учебного материала (видео, графики, презентации, подкасты, таблицы); он содержит глоссарии или справочный материал; учебные тематические и календарные планы; примеры выполненных заданий комплекс тестов и контрольных упражнений. Модуль метаинформации включает дополнительные открытые образовательные ресурсы (образовательные веб-сайты, онлайн-симуляторы, видеосервисы, научные статьи, учебные пособия и справочные ресурсы (словари, энциклопедии). Модуль обратной связи построен с помощью комментариев и оценки преподавателем аудиторно, с использованием групповых чатов или личных сообщений. Этот модуль предоставляет дополнительные возможности обратной связи. Модуль контроля и оценивания позволяет применять разнообразные формы оценки заданий (оценка преподавателя, самооценка, оценка коллег), насыщен материалами для контроля знаний (текущего, промежуточного и итогового) и предлагает шкалы оценки.
Алгоритм построения электронного курса иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий, выбор дистанционных платформ и приложений в качестве одного из способов пополнения образовательного ресурса обучения, а также наличие критериев, определяющих успешное обучение, обусловили разработку методических приемов применения технических средств в образовательном процессе. Перечень методических приемов тесно связан с определением основных дидактических принципов взаимодействия, происходящего в виртуальном образовательном пространстве на всех этапах учебного процесса:
а) постановка задач - на этом этапе студенты учатся последовательно проверять и самостоятельно анализировать свои собственные результаты;
б) настройка модели - тип учебной деятельности, которая осуществляется с использованием одного из инструментов моделирования (MS Visio, Google WatchUp, MathCad, MS Excel и т.д.), здесь выдвигаются, подтверждаются или опровергаются гипотезы, обучающиеся наблюдают за изменениями в своей собственной компьютерной модели;
в) стимулирование мыслительных операций и оптимизация деятельности, связанных с метаумениями и метанавыками (анализом, синтезом, обобщением, классификацией, систематизацией, конкретизацией и т.д.) средствами визуальных конструкций;
г) формулирование собственной точки зрения, чтение, запоминание, анализ, письмо, решение задач повышенной сложности и т.д.
Приведенные выше примеры построения онлайн-курсов позволяют убедиться в педагогической целесообразности и дидактической значимости применения цифровой образовательной среды при переходе к активным компьютерным технологиям обучения ИЯ студентов. Совокупность приведенных методов и приемов может служить основой для построения последовательности целесообразных учебных ситуаций. Исследования, касающиеся внедрения информационно-коммуникационных технологии в современный образовательный процесс, подтверждают, что успешное обучение, использующее иноязычную виртуальную образовательную среду как способ обучения ИЯ, отвечает всем методологическим и дидактическим задачам, поставленным перед системой компьютеризированных методов обучения и цифровизации образовательной среды в целом. Наше исследование показало, что электронные образовательные платформы и ресурсы обладают неоспоримыми преимуществами, способствующими:
- визуализации учебного материала;
- введению элементов геймификации в процесс обучения;
- введению элементов микрообучения в образовательный процесс;
- формированию коммуникативной компетенции;
- повышению мотивации студентов;
- самообучению;
- развитию критических мыслительных операций и разнообразию видов учебно-познавательной деятельности.
Проведенный анализ процесса обучения иностранному языку, основанного на применении информационно-коммуникационных технологий как средства формирования метакомпетенций, позволил нам сделать вывод, что внедрение новых форм образовательных ресурсов делает учебные программы более эффективными. Полагаем, что результаты нашего исследования окажутся полезными преподавателям и специалистам в области образования для систематизации и разработки критериев оценки электронных образовательных ресурсов, применения их в практике обучения, а также в области исследований и разработок, касающихся стандартизации информационно-коммуникационных образовательных технологий. Надеемся, что материалы статьи помогут преподавателям иностранных языков в научной и практической работе, направленной на развитие метапредметных компетенций студентов.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы:
1. Эффективность средств при реализации метапредметного подхода в ходе обучения ИЯ обусловлена развитием метапредметных навыков, закрепленных в ФГОС ВО (планирование, реализация когнитивной, коммуникативной и регулятивной деятельности), которые могут сформироваться у обучающегося в процессе учебной деятельности с использованием ИКТ.
2. Применение современных информационных средств способствует эффективному решению задач, связанных со становлением полилингвальных личностей и формированием метакомпетенций.
3. Осуществление отбора цифрового контента для обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Туризм» является технологическим аспектом модуля по формированию метакомпетенций при обучении ИЯ с опорой на ресурсы цифровой образовательной среды.
Литература:
1. Данилова И.С. Сравнительное образование в условиях вызовов времени // Интеграция науки и общества в современных социально-экономических условиях: сб. науч. ст. - Часть III. – М.: Перо, 2021. - С. 20-26
2. Орехова Е.Я. От Гольбаха до Гугла, или как нам обустроить наше университетское многоязычное поликультурное образование? // Terra autonomia: предопределяя будущее иноязычного образования в автономном вузе / кол. монография под общ. ред. Е.Я. Ореховой, Е.Г. Таревой, С.В. Михайловой. – М.: Языки Народов Мира, 2022. - С. 29-39.
3. Проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерация". http://neorusedu.ru/ (дата обращения 05.11.2022)
4. Сороковых Г.В. Цифровое поле межкультурного иноязычного общения студентов // Теория и практика преподавания языков и культур: традиции, новации, перспективы: мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.Я. Григорьева. - Будва, 2020. - С.146-155.
5. Cороковых Г.В., Абдулмянова И.Р., Старицына С.В. Адаптация педагогического взаимодействия педагога и учащихся к реалиям цифровой лингвообразовательной среды // Педагогика. вопросы теории и практики. - 2022. - Том: 7. - № 6. - С. 624-631.
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (digital.gov.ru) (дата обращения 09.11.2022).
7. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии. // Вестник МГПУ. Серия: философские науки. - 2018. - № 3 (27). - С. 85-90.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм https://fgosvo.ru/.9 (дата обращения 10.11.2022).