► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 338.24+378 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-209-218
ББК 74.48
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
DIGITAL TECHNOLOGIES: THEIR ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Мамажонов Улугбек Мухтарович
Ассистент кафедры «Физика и химия», Андижанский машиностроительный институт, Республика Узбекистан E-mail: [email protected]
Mamajonov Ulugbek M.
Assistant Lecturer at the Department of Physics and Chemistry, Andijan MachineBuilding Institute, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]
Аннотация. Информационное общество - это общество, в котором большинство работающих в нем людей занимается производством, хранением, обработкой и реализацией информации, особенно знаний, являющихся ее высшей формой. Этот этап развития общества и экономики характеризуется дальнейшим возрастанием значения информации, знаний и информационных технологий в жизни общества. В современном мире науки и техники стремительное проникновение системы образования в цифровые технологии создает основу для серьезного анализа и педагогического обоснования множества продуктов, предлагаемых в информационном пространстве. Поэтому цель данной статьи - кратко разъяснить понятие цифровых технологий, обозначить приоритеты цифрового развития образовательного процесса, его преимущества, проанализировать важность необходимости
Abstract. Information society is a society in which the majority of people working in it are engaged in producing, storing, processing and selling information, especially knowledge, which is its highest form. This stage in development of the society and economy is characterized by a further increase in the importance of information, knowledge and information technology in the life of the society. In the modern world of science and technology, the rapid penetration of the education system into digital technologies creates the basis for a serious analysis and pedagogical justification of many products offered in the information space. Therefore, the purpose of this article is briefly to explain the concept of digital technologies, identify the priorities of the digital development of the educational process, its advantages,
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Мамажонов У. М., 2022
научно обоснованного внедрения цифровых технологий в высшее образование.
and analyze the importance of the need for evidence-based implementation of digital technologies in higher education.
Ключевые слова: цифровизация, технологии, цифровые знания, информация, интернет, мобильная сеть, компьютер, инновации, экономика, образование, знания, искусственный интеллект, интеграция, электронная среда, интерактив, блокчейн, цифровые инструменты, трансформация.
Keywords: digitalization, technology, digital knowledge, information, the internet, a mobile network, a computer, innovation, economics, education, knowledge, artificial intelligence, integration, electronic environment, interactive, blockchain, digital tools, transformation.
Для цитирования: Мамажонов У. М. Цифровые технологии: их роль в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2022. № 5. С. 209-218. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5209-218.
Cite as: Mamajonov U. M. Digital technologies: their role in the educational process. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 209-218. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-209-218.
Введение. Цифровизация экономических процессов стала широко распространенной тенденцией, охватившей не только непосредственную информационно-коммуникационную сеть, но и все сферы экономической деятельности стран. Цифровые знания и современные информационные технологии являются одним из важных условий развития. Потому что, как заметила И. Г. Хангельдиева, «Современное общество вступило в цифровую эпоху. Цифровая эпоха в нынешнем понимании представляет собой переход от аналогового формата работы с информацией к формату "digital". Это эпоха тотального господства цифровых технологий, основанных на особых методах кодировки и передачи информации с помощью дискретной кибернетической системы, позволяющей решать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Эти технологии получили беспрецедентно быстрое и всеобщее распространение» [1].
Цифровые технологии улучшат управление государством и обществом, а также создадут благоприятные условия для людей в социальной сфере и заложат основу для позитивного экономического роста. Еще одним преимуществом является то, что они положат конец коррупции в обществе.
Цифровые технологии настолько прочно вошли в жизнь, что без них невозможно представить не только нашу повседневную деятельность, но и развитие социально-экономических сфер. Цифровые технологии и инновации вошли во все области, от образования до производства, с огромной скоростью и быстро развиваются.
Постановка проблемы. В высшем образовании современные технологии позволяют использовать методы, которым нельзя научить при традиционном образовании, то есть информационные технологии становятся важным средством мышления для
подрастающего поколения. Сегодняшняя аудитория сильно отличается от той, что была десять лет назад: она оснащена многими видами образовательных технологий.
Проблема в том, что необходимо адаптировать систему образования к цифровому поколению за счет массового и эффективного использования инновационных образовательных технологий и дидактических моделей, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях. Кроме того, необходимо использование цифровых технологий в высшей школе, определение приоритетов развития образовательного процесса на основе анализа их возможностей, не только играют важную роль в сфере образования, но и разрабатывают и внедряют методы достижения положительных результатов посредством анализа способов внедрения цифровых технологий.
Методология и методы исследования. Цифровые технологии - это современная форма управления, при которой основным фактором производства и управления является совокупность цифровых данных и их обработка.
Появление цифровых технологий в нашей жизни меняет социальные установки, и это особенность мира будущего. Это объясняется прогрессом в следующих областях (рис. 1).
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рис. 1. Основные виды цифровых технологий
Цифровизация - это объективный, неизбежный процесс, который невозможно остановить. Процесс цифровой трансформации учреждений является ответом на развитие новых информационных технологий и их активное распространение по всему миру [2].
Применение результатов и компонентов цифровизации (рис. 2) на практике позволит добиться большей эффективности, чем традиционные формы управления. Переход к цифровым технологиям - это построение совершенно нового типа общества и экономики, основанного на компьютерах и знаниях.
Рис. 2. Основы цифровизации и его компоненты
Вместе эти технологии позволяют создавать «умные» объекты и процессы - умное правительство, умный город, умный дом, здравоохранение, образование, транспорт и предпринимательство [3].
Цифровые технологии выражаются в следующих структурных изменениях:
а) процессы виртуализации в образовании, производстве и управлении;
б) появление Интернета вещей и дистанционного образования;
в) внедрение технологий блокчейн и различных процессов, осуществляемых с их помощью;
г) майнинг (mining) процесс и возможность ведения самостоятельного бизнеса;
д) появление новой банковской денежной системы;
е) реализация процесса ICO (Initial Coin Offering), позволяющего привлекать крупные инвестиции;
ё) появление новых кадров и новых рабочих мест;
ж) электронная коммерция и развитие электронного бизнеса;
з) содержание больших баз данных (big data);
и) внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных систем управления;
й) появление криптовалют как самостоятельной валюты;
к) появление новой корпоративной культуры;
л) внедрение новых методов управления и контроля [3].
Цифровые технологии, цифровизация создают возможности для обмена извлеченными уроками и знаниями, позволяя людям узнавать больше и принимать более эффективные решения в своей повседневной жизни. Процесс цифровой трансформации -развития новых информационных технологий - объясняется различием двух терминов: «цифровизация» (digitalization) и «оцифровка» (digitization).
Цифровизация - это перенос информации с физических носителей на цифровые. Примеры цифрового преобразования включают электронные книги, видеокурсы, цифровое фотокопирование и многое другое. Структура информации не меняется, она только переходит в электронный вид. Оцифровка - это создание совершенно новых продуктов в цифровом виде. Например, курс динамической анимации или интерактивная система интерпретации документов - это оцифровка [2].
В ближайшем будущем цифровые технологии охватят все сферы. Когда дело доходит до образования, преподавание и обучение стали одной из самых насущных проблем в современном мире, и обеспечение высокого уровня качественного образования остается серьезной проблемой, потому что стало ясно, что качественное образование является важнейшим фактором решения различных проблем в мире, в котором мы живем.
Переход на цифровые технологии в высшей школе, то есть цифровизация системы, требует положительного решения ряда вопросов. Как отмечает Н. Ш. Козлова, «цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию... Базовой грамотности, формируемой действующей системой образования, сегодня недостаточно, и большинство работающих в системе сотрудников занимаются тем, что может заменить необходимый уровень грамотности с помощью компьютера. Следует отметить, что цифровые технологии обеспечивают массу возможностей для улучшения
образования, но их интеграция в учебный процесс далеко не проста. Само по себе оснащение образовательных организаций цифровой технологии не ведет к повышению образовательных результатов... В своей основе система образования - это информационное производство, которое всегда осуществляется в информационной среде» [4].
В современном глобализированном мире доступа к информации невозможно повысить качество образования, воспитать социально активную молодежь, улучшение компетентности и подготовить качественные кадры без привлечения цифровых технологий в систему образования и использования ее новейших достижений (рис. 3).
Рис. 3. Цифровые технологии в образовании
Как и в других сферах, внедрение цифровых технологий в систему образования кардинально меняет ее показатели. Безусловно, использование цифровых технологий в промышленности принесет положительные результаты. Внедрение цифровизации образования создало современные удобства для учащихся и облегчение образования. Роль и перечень инструментов цифрового образования в системе образования заключается в следующем (рис. 4).
В настоящее время логистика системы образования оснащена инструментами, перечисленными в приведенной выше схеме, что обеспечивает качество обучения студентов. Открытие зон Wi-Fi и IT-парков в регионах также способствует развитию системы цифрового образования (табл. 1).
Результаты исследования и дискуссия. Внедрение цифрового образования повысит возможности профессорско-преподавательского состава вузов по работе с цифровыми технологиями и обеспечит их трудоустройство за счет организации различных открытых курсов через Интернет, в которых будут участвовать не только отечественные студенты, но и студенты из-за рубежа. Это требует от преподавателей большего профессионального роста, что в конечном итоге будет способствовать повышению качества образования за счет конкуренции.
Цифровизация образовательной среды в системе высшего образования может принимать различные формы, в том числе:
а) перевод существующих учебных материалов, включая все электронные медиа-продукты;
б) формирование интерактивной электронной среды между преподавателями и студентами, проведение вебинаров, дискуссионных форумов, семинаров-тренингов;
в) создание электронных групп для профессоров и преподавателей;
Рис. 4. Инструменты ^
Таблица 1
Применяемые и функциональные задачи инструментов И
№ Тип инструментов Предназначение инструментов
1 Компьютеры и ноутбуки Хранение, обработка и передача данных в образовании
2 Проекторы и кодоскоп Отображение данных на цифровых системах
3 Мультимедиа Подготовка и воспроизведение разных видов видео-, аудиоматериа-лов по предметам
4 Смарт-доска Бесконтактное использование электронной доски во время уроков
5 Интернет-телевидение Доступ к мультимедийным информационным базам данных в различных сетях и компьютерах
6 Телефонные линии Установка связи между различными средствами обработки данных
Источник: разработан на основе анализа данных автором.
г) создание новых видов электронных средств обучения;
д) использование принципиально новых форм обучения с использованием возможностей электронной среды;
е) применение искусственного интеллекта в процессе обучения и т. д.
Цифровизация высшего образования создает новые возможности и вызовы для системы. Возможности включают такие элементы, как решение образовательных задач, расширение выбора форм обучения, увеличение средств и видов передачи знаний, обогащение на этой основе содержания образования (рис. 5).
«Серьезная проблема в высшем образовании связана не только с тем, что студенты имеют неограниченный доступ к растущим Интернет-ресурсам, но и с реальной цифровой компетентностью студентов... Мы должны реконструировать образование так, чтобы студенты могли взять под контроль собственное обучение. Цифровая педагогика предполагает беспрецедентное материально-техническое обеспечение» [5].
Цифровые технологии открывают неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам. Обучаемые и педагоги получают беспрецедентный ранее контроль над своим информационным пространством и его совместным использованием. Как и в сфере обслуживания и материального производства, работы по цифровой трансформации образования должны быть направлены на результат и повышать качество работы образовательных организаций на всех шагах реализации программы [6].
Необходимость понимания места и роли цифровых технологий в высшем образовании должна найти свое отражение в современных исследованиях. Текущие проблемы использования цифровых технологий в интеграции высшего образования стимулируют исследования в области выбора будущих стратегий развития и смежных областей.
В будущем потребуется разработать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентоспособной модели образования и исследований. Например, можно также каким-то способом внедрить возможности GPS-систем. Сама система GPS -General Positioning System (GPS) - это система глобального позиционирования - одна из самых фантастических утилит, когда-либо созданных человеком. Есть множество приложений, которые принесли пользу всем нам индивидуально и коллективно. Эта система функционирует на базе орбитальных спутников. С помощью орбитальных
Рис. 5. Процессы цифровизации образования
спутников вы можете получать спутниковые сигналы в любой точке мира в любое время (С. Х. Жамолдинов, 2020) [7].
В настоящее время на повестке дня стоит задача цифровой трансформации (цифро-визации) образования - адаптации системы образования к задачам, проблемам и возможностям информационного общества и цифровой экономики. Речь идет об изменении цели и содержания образования, совершенствовании образовательного процесса и интеграции его в цифровую среду [6].
Следует отметить, что внедрение цифровых технологий в систему образования сыграет важную роль в модернизации системы образования страны. Модернизация системы образования сегодня рассматривается как потенциал инновационного развития общества и должна основываться на реализации новых концептуальных подходов к развитию образования [8]. Это поможет правильно организовать современное образование и повысить эффективность образования.
Выводы. В заключение следует отметить, что прежде всего нам необходимо идти по пути оптимизации образования через глубокое приобретение знаний в области передовой современной информации и связи и Интернета, цифровых технологий и цифровых трансформаций. Решение этого напрямую связано с интеллектом, новыми инновациями и потенциалом квалифицированных кадров. В то время, когда мир стремительно развивается, образование не стоит на месте. В социальной сфере широкое внедрение цифровых технологий также способно повысить производительность труда, кардинально улучшить жизнь людей.
Практический процесс цифровизации высшего образования уже начался, и ввиду того, что он скоро даст положительные результаты, при его эффективном применении необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
• улучшение региональной интернет-инфраструктуры;
• повышение качества услуг, предоставляемых операторами мобильной связи;
• расширение использование цифровых технологий в организации учебного процесса;
• разработка информационных ресурсов, методических пособий и технологий дистанционного обучения;
• создание в образовательном учреждении сооружений, кабинетов, лабораторий, медиастудий, оснащенных высокопроизводительной цифровой техникой;
• обеспечение прочной интеграции современных информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий;
• использование интерактивных презентационных систем, создание современных интерактивных и мультимедийных презентаций, подключенных к Интернету, для лекций и семинаров;
• внедрение процесса дистанционного обучения в любое время с использованием интерактивных презентационных систем, систем видео-конференц-связи, виртуальных залов, электронных ресурсов в деятельности учреждения;
• применение цифровой дидактики и моделей цифрового образования;
• разработка научных сайтов (для дискуссий) для преподавателей и студентов;
• широкое внедрение взаимного обмена опытом для применения накопленного
опыта во всех вузах и т. д. Будущее за высшими учебными заведениями, использующими современные технологии, потому что именно они могут предоставлять самые передовые услуги операторам или предлагать обществу самые качественные и наиболее конкурентоспособные профессиональные кадры на конкурентном рынке. Как и во всех отраслях экономики, цифровизация высшего образования является одним из главных условий интеграции в мировое сообщество, закрепления на мировом рынке, экономического развития, создания удобств для населения.
Список литературы
1. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестн. Московского ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 48-60.
2. Mashg'ulot turi: ma'ruza 1-Mavzu: Raqamli texnologiyalar haqida tushuncha. Mavzu rejasi. URL: https://hozir.org/mashgulot-turi-maruza-1-mavzu-raqamli-texnologiyalar-haqida-tu.html (дата обращения: 15.04.2022). (Узбек. яз.)
3. Ayupov R. H., Boltaboyeva G. R. Raqamli iqtisodiyot asoslari. Darslik-Toshkent, 2020. 575 p. (Узбек. яз.)
4. Козлов Р. С., Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестн. Майкопского гос. технол. ун-та. 2019. № 1. С. 31-35.
5. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху: моногр. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.
6. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.
7. Расулова Т. П., Жамолдинов С. Х., Атаханов К. Основы функционирования и эффективность внедрения систем мониторинга транспорта UzGPS в Узбекистане // Универсум. Технические науки. 2020. № 7 (76), ч. 1. С. 18-22.
8. Litvinets I. I. O'quv jarayonida AKTdan foydalanish metodikasi. Ta'lim faoliyatida axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish. URL: https://dprvrn.ru/uz/ metodika-ispolzovaniya-ikt-v-obrazovatelnom-processe/ (дата обращения 15.04.2022). (Узбек. яз.)
References
1. Khangeldieva I. G. Tsifrovaya epokha: vozmozhno li operezhayushchee obrazovanie? Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018, No. 3, pp. 48-60.
2. Mashg'ulot turi: ma'ruza 1-Mavzu: Raqamli texnologiyalar haqida tushuncha. Mavzu rejasi. Available at: https://hozir.org/mashgulot-turi-maruza-1-mavzu-raqamli-texnologiyalar-haqida-tu.html (accessed: 15.04.2022). (In Uzbek)
3. Ayupov R. H., Boltaboyeva G. R. Raqamli iqtisodiyot asoslari. Darslik-Toshkent, 2020. 575 p. (In Uzbek)
4. Kozlov R. S., Kozlova N. Sh. Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii. Vestn. Maykopskogo gos. tekhnol. un-ta. 2019, No. 1, pp. 31-35.
5. Ignatova N. Yu. Obrazovanie v tsifrovuyu epokhu: monogr. Nizhniy Tagil: NTI (filial) UrFU, 2017. 128 p.
6. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire tsifrovykh tekhnologiy: na puti k tsifrovoy transformatsii. Moscow: Izd. Dom GU-VShE, 2018. 168 p.
7. Rasulova T. P., Zhamoldinov S. Kh., Atakhanov K. Osnovy funktsionirovaniya i effektivnost vnedreniya sistem monitoringa transporta UzGPS v Uzbekistane. Universum. Tekhnicheskie nauki. 2020, No. 7 (76), part 1, pp. 18-22.
8. Litvinets I. I. O'quv jarayonida AKTdan foydalanish metodikasi. Ta'lim faoliyatida axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish. Available at: https://dprvrn.ru/uz/metodika-ispolzovaniya-ikt-v-obrazovatelnom-processe/ (accessed: 15.04.2022). (In Uzbek)
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5
Статья поступила в редакцию 20.04.2022 The article was received on 20.04.2022