Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПОЛИТИКА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неборский Егор Валентинович, Богуславский Михаил Викторович, Наумова Татьяна Альбертовна

В статье представлена модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования. Модель включает в себя виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение студентов в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Модель включает также методологическую рамку цифрового университета как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Сформулированы условия преодоления противоречия между постиндустриальной природой процессов цифровизации и разработкой стратегий цифровой трансформации высшего образования в логике парадигмы индустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неборский Егор Валентинович, Богуславский Михаил Викторович, Наумова Татьяна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITY MODEL IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION DIGITALIZATION

The article presents a model of pedagogical activity of a university lecturer in the context of digitalization of higher education. The model includes the following types of pedagogical activity: organization of the educational process; teaching; education and extracurricular activities; methodological activity; research activities (including accompanying students in this matter); self-education and advanced training. The methodological framework of the digital university as an integrative phenomenon also includes such things as a digital format, digital environment, digital resources, a digital platform. The conditions for overcoming the contradiction between the post-industrial nature of digitalization processes and the development of strategies for the digital transformation of higher education in the logic of the industrial society paradigm are formulated.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.01(045) DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-87-96

ББК 74.48

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1

PEDAGOGICAL ACTIVITY MODEL IN CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION DIGITALIZATION

Неборский Егор Валентинович

Профессор кафедры иноязычного образования, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: ev.neborskii@mpgu.su

Neborsky Egor V.

Professor at the Department of Foreign Language Education, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education, Associate Professor E-mail: ev.neborskii@mpgu.su

Богуславский Михаил Викторович

Главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhail V.

Chief Research Fellow at the Centre for Academic Pedagogy and Philosophy of Education, Institute for Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education

E-mail: hist2001@mail.ru

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ № 20-013-00382-а «Проектная актуализация концепции цифрового университета: комплексное административно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях новых социально-технологических вызовов информационной эпохи».

© Неборский Е. В., Богуславский М. В., Наумова Т. А., 2022

Ь^А ф Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License ¡¿¿^^■Э^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Наумова Татьяна Альбертовна

Доцент кафедры теории и методики технологического и профессионального образования ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент E-mail: nta64@yandex.ru

Аннотация. В статье представлена модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования. Модель включает в себя виды педагогической деятельности: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение студентов в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Модель включает также методологическую рамку цифрового университета как интегративного феномена, интегрирующего в себя: цифровой формат, цифровую среду, цифровые ресурсы, цифровую платформу. Сформулированы условия преодоления противоречия между постиндустриальной природой процессов цифровизации и разработкой стратегий цифровой трансформации высшего образования в логике парадигмы индустриального общества.

Ключевые слова: модель педагогической деятельности, цифровизация высшего образования, цифровой университет, политика цифровой трансформации.

Для цитирования: Неборский Е. В., Богуславский М. В., Наумова Т. А. Модель педагогической деятельности в условиях цифровизации высшего образования // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 87-96. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-87-96.

Naumova Tatyana A.

Assistant Professor at the Department of Theory and Methodology of Technological and Vocational Education, Udmurt State University, PhD in Psychology, Associate Professor

E-mail: nta64@yandex.ru

Abstract. The article presents a model of pedagogical activity of a university lecturer in the context of digitalization of higher education. The model includes the following types of pedagogical activity: organization of the educational process; teaching; education and extracurricular activities; methodological activity; research activities (including accompanying students in this matter); self-education and advanced training. The methodological framework of the digital university as an integrative phenomenon also includes such things as a digital format, digital environment, digital resources, a digital platform. The conditions for overcoming the contradiction between the post-industrial nature of digitalization processes and the development of strategies for the digital transformation of higher education in the logic of the industrial society paradigm are formulated.

Keywords: a model of pedagogical activity, digitalization of higher education, a digital university, digital transformation policy.

Cite as: Neborsky E. V., Boguslavsky M. V., Naumova T. A. Pedagogical activity model in conditions of higher education digitalization. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 4, pp. 87-96. DOI: 10.31862/2218-87112022-4-87-96.

Развитие цифровых технологий и инфраструктуры, повлекшее за собой изменения в социально-экономическом пространстве, не могло не затронуть и сферу высшего образования как кузнецу кадров, площадку для экспериментов и апробаций различного рода научно-технических и образовательных проектов. Пандемия COVID-19 ускорила процесс внедрения технологических решений [1], поиска баланса и развития интегра-тивной модели образовательного процесса [2], а также педагогического тезауруса [3]. Актуализированная необходимость пересмотра и реконструирования модели педагогической деятельности преподавателей университетов становится важным фактором для адекватного ответа на изменение технологических условий.

Цель статьи - представить модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования.

В психологии труда существуют различные подходы к пониманию самой модели деятельности специалиста, которая может включать в себя профессиограмму, профессионально-должностные требования и квалификационный профиль [4].

В том или ином виде такая модель представляет собой совокупность требований к организации труда. Важно отметить, что в модели педагогической деятельности преподавателя университета качественные показатели будут играть куда более важную роль, чем количественные [5].

Это обусловлено рядом причин: во-первых, педагогическая деятельность относится к сфере «человек-человек» и подвержена спонтанным, не всегда абсолютно прогнозируемым изменениям; во-вторых, сами условия - цифровизация высшего образования - переменчивы по причине интенсивного развития научно-технического прогресса и пользовательского опыта.

Согласно обще устоявшимся представлениям, в психологии труда модель деятельности специалиста включает в себя: виды профессиональной деятельности, сферу и структуру профессиональной деятельности, ситуации профессиональной деятельности и способы их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места [6].

Для педагогической деятельности, как уже упоминалось, характерна своя специфика, которая варьируется не только от страны к стране, но даже от одного университета к другому. В таких странах, как США, Великобритания, Германия, Нидерланды, преподаватели университетов делятся на категории, когда трудовые функции и нагрузка распределяются в разной пропорции между исследовательской деятельностью и аудиторной преподавательской деятельностью. Существуют различные должности вроде постдоков, учебных профессоров.

В России картина также разнообразна: в 29 национально-исследовательских университетах (которые «могли бы не только организовать эффективный процесс обучения, но и провести его интеграцию с научными исследованиями», согласно формулировке конкурса «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов»), соотношение, например, научной и учебной работы напрямую зависит от должности сотрудника, в то время как в небольших или отраслевых университетах научно-исследовательская деятельность преподавателя стимулируется за

счет различных надбавок и премий как дополнительная, а основной считается учебная нагрузка и учебно-методическая деятельность, прописанные в трудовых контрактах.

Многие университеты России в правовом поле имеют статус образовательных учреждений (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования), соответственно, научно-исследовательская деятельность де-юре в них является дополнительной, хотя де-факто кафедры, например, могут не продлить контракт преподавателю, если он не выполняет хотя бы минимальной исследовательской деятельности, не участвует в конференциях.

Университеты стремятся к тому, чтобы штатные преподаватели проводили исследования, публиковали результаты этих исследований в рецензируемых научных изданиях, в том числе входящих в различные международные базы, поскольку это связано с критериями эффективности деятельности университетов как организаций и их репутацией, являющейся маркером для части потенциальных абитуриентов.

В данном исследовании модель педагогической деятельности преподавателя университета представлена с ориентацией на университеты, где видами педагогической деятельности являются: организация учебного процесса; преподавание; воспитание и внеучебная деятельность; методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность (в том числе сопровождение студентов в этом вопросе); самообразование и повышение квалификации. Иными словами, на 96% университетов (468 государственных и 213 негосударственных учреждений высшего образования), не являющихся национальными исследовательскими университетами.

Цифровизация высшего образования как условие в данном исследовании рассматривается в контексте интегративного методологического конструкта «цифровой университет». Данный конструкт включает в себя четыре элемента, которые в совокупности и составляют феномен цифрового университета: цифровой формат; цифровая среда; цифровые ресурсы; цифровая платформа.

Цифровой формат - это форма комбинирования цифровых технологий (в каком виде происходит взаимодействие) и одновременно содержание (что является актом взаимодействия, собственно контент).

Цифровая среда (цифровая экосистема) - это пространство, место (где происходит взаимодействие).

Цифровые ресурсы - это инструменты активации идеи цифрового университета (что используют участники).

Цифровая платформа - это алгоритм, способ реализации идеи цифрового университета (как воплощается взаимодействие) и в то же время площадка для взаимодействия (в рамках какой структуры происходит взаимодействие) [7].

В интегрированном виде педагогическая деятельность преподавателя университета, с комбинацией видов педагогической деятельности и условий, выраженных в концепции цифрового университета, представлена в табл. 1.

Исходя из общей логики модели профессиональной деятельности специалиста, кроме видов профессиональной деятельности, следует обозначить и следующие компоненты: сфера и структура профессиональной деятельности; ситуации профессиональной

Таблица 1

Модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации

Формат Среда Ресурсы Платформа

Орга- • соответствие содер- • работа с цифро- • использование раз- • создание учеб-

низация жания образования выми тренажера- личных сайтов, циф- ных курсов на

учебного концепции инду- ми, тренажерами ровых приложений LMS-платформе

процесса стрии 4.0; виртуальной и для учебных целей, университета

• использование дополненной ре- развития и проверки • использование

цифровых тренаже- альности; навыков студентов; LMS-платформы

ров и симуляторов, • работа с теку- • использование циф- для организации

цифровых лаборато- щими (промежу- ровой библиотеки, ин- учебного про-

рий, очков и шлемов точными) резуль- формационно-библио- цесса (данные

виртуальной реаль- татами обучения течных каталогов; учебного про-

ности; студентов в облач- • использование гресса, обратная

• смешанные форма- ном пространстве; искусственного ин- связь, расписа-

ты обучения; • использование теллекта для орга- ние)

• повышение доли цифровых возмож- низации учебного

самостоятельной и ностей универ- процесса, состояния

творческой работы ситета (чат-боты, учебного прогресса

студентов информационно- библиотечные подписки) студента и получения обратной связи по учебным и организационным вопросам

Препода- • использование • использование • использование воз- • использование

вание цифровых техноло- в процессе препо- можностей цифровых возможностей

гий в процессе препо- давания возмож- ресурсов в процессе LMS-платформы

давания; ностей цифровой преподавания (сайты, университета

• использование среды (цифровых медиатека, создание для ведения

цифровых и онлайн- лабораторий, циф- симуляций, аватаров, занятий (обуча-

тренажеров в процес- ровых тренажеров моделируемых объек- ющие видео,

се преподавания; и симуляторов, ви- тов изучения, искус- ссылки на раз-

• фокус на компетен- део и медиафайлов ственного интеллекта) личные учебные

циях индустрии 4.0 для наглядности обучения) источники)

Воспи- • развитие у сту- • использова- • использование • развитие у

тание и дентов «цифровой ние технической цифровых ресурсов и студентов поль-

внеучебная гигиены» и навыков инфраструктуры их возможностей для зовательских

деятель- безопасного поведе- университета организации внеучеб- навыков, «циф-

ность ния в сети; (умного кампу- ной деятельности; ровой гигиены»

• развитие у сту- са) и облачного • развитие у студен-

дентов понимания пространства тов цифровой этики

природы цифровых для организации и цифровой грамот-

технологий и этики; внеучебной дея- ности

• использование тельности

цифровых площадок,

социальных сетей,

различных интернет-

ресурсов для прове-

дения внеучебных

мероприятий, актив-

ностей, флешмобов

Окончание таблицы 1

Методиче- • разработка учеб- • использова- • создание учебных • создание учеб-

ская дея- ных заданий и курсов ние облачного заданий с приме- но-методиче-

тельность в цифровом формате; пространства нением цифровых ских банков для

• разработка тесто- университета для ресурсов, в том числе учебных курсов;

вых и контрольных разработки мето- новых решений в • повышение ка-

испытаний для дических решений части учебно-методи- чества пользова-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проверки сформиро- в вопросах учеб- ческих возможностей тельского опыта

ванности навыков с ных достижений цифровых ресурсов для работы с

применением цифро- студентов учебной инфор-

вых технологий; мацией

• создание цифровых

каталогов и библио-

тек для учебных це-

лей по курсам/темам

Научно- • использование в ис- • использование • использование • использование

исследова- следованиях больших цифровых лабора- цифровых ресурсов данных LMS-

тельская данных и цифровой торий для прове- для исследования их платформы для

деятель- аналитики; дения эксперимен- влияния на жизнь и сбора и анали-

ность • создание и на- тов; активность человека, за различной

полнение цифровых • использование определения границ информации,

банков данных по возможностей их возможностей и представляющей

результатам исследо- и ограничений рисков использования исследователь-

ваний цифровой среды ский интерес;

для проведения • проведение

экспериментов и исследований

получения новых по улучшению

научных знаний пользователь-

ского опыта

Самообра- • изучение новых • изучение воз- • изучение различ- • освоение

зование и возможностей и можностей и огра- ных цифровых ресур- функций и алго-

повышение технических средств, ничений цифровой сов и возможностей ритмов работы

квалифи- позволяющих созда- среды для учеб- их использования в LMS-платфор-

кации вать и поддерживать ной, внеучебной, учебном, исследова- мы;

цифровые форматы методической и тельском и воспита- • развитие и

обучения; исследовательской тельном процессе улучшение

• изучение и обмен деятельности; собственных на-

опытом по различ- • развитие навы- выков представ-

ным подходам и ков использова- ления, хранения,

методам обучения ния технических классификации

в рамках цифровой средств и облачно- информации

дидактики; го пространства

• развитие собст-

венных цифровых

компетенций

деятельности и способы их решения, в том числе типовые; профессиональные задачи и функции; профессиональные затруднения; типичные учреждения и рабочие места.

Часть из них представлена в табл. 2. Такие компоненты, как ситуации профессиональной деятельности и способы их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения - не отражены в статье по причине ограничения объема данного вида изданий.

Таблица 2

Сфера, структура деятельности, типичные учреждения и рабочие места

Сфера деятельности Университеты и высшее образование

Структура деятельности

Субъект Преподаватель

Объект Обучающийся

Цель Формирование профильных компетенций обучающегося согласно профилю и образовательной программе

Функции/виды деятельности • организация учебного процесса; • преподавание; • воспитание и внеучебная деятельность; • методическая деятельность; • научно-исследовательская деятельность (в том числе, сопровождение студентов в этом вопросе); • самообразование и повышение квалификации

Средства Цифровые технологии (технические средства, цифровые приложения, цифровые платформы, цифровая аналитика)

Типичные учреждения и рабочие места Университеты, высшие учебные заведения

Модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования включает в себя не только навыки использования цифровых технологий для типовых профессиональных задач, но и ориентацию на методологическую рамку для разработки образовательных программ - концепцию индустрии 4.0.

Цифровые технологии не только меняют повседневные практики человека, но и помогают создавать новые виды профессиональной деятельности, например, разработка онлайн-курсов, педагогический дизайн, разработка сценариев и алгоритмов для чат-ботов. Для педагогической деятельности преподавателя университета важны не только цифровые навыки, но и понимание природы цифровых технологий, их положительных и отрицательных сторон, «зон ближайшего развития» их архитектуры и общих трендов.

Для разработки образовательных программ и учебных курсов концепция индустрии 4.0 дает возможность увидеть потенциально востребованные на рынке труда профили и ниши, позволяя высшему образованию играть на опережение, а не создавать учебные программы для сегодняшнего дня вчерашними инструментами.

Одним из ключевых противоречий в текущих процессах является попытка разработки и реализации стратегии цифровой трансформации высшего образования в логике парадигмы индустриального общества с использованием инструментов предыдущей эпохи [8], внедрение новой технологической оболочки для старых моделей обучения [9], тогда как сами процессы цифровизации обладают постиндустриальной природой, что мешает раскрытию потенциала цифровых технологий, который позволил бы создать новые возможности, новые ниши, цепочки, ценности.

Это противоречие преодолимо, если при разработке ключевых принципов стратегий и практик цифровизации высшего образования будут соблюдены следующие условия:

• учет природы цифровых технологий и их многообразия (цифровые технологии включают в себя в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности, интернет вещей, цифровые лаборатории, большие данные);

• понимание цифрового университета как интегративного феномена, включающего в себя цифровой формат, цифровую среду (цифровую экосистему), цифровые ресурсы, цифровую платформу;

• использование в качестве методологической рамки для разработки образовательных программ концепцию индустрии 4.0, которая фокусируется в профильном ядре образовательной программы на актуальных и развивающихся технологиях и процессах;

• интегрированное развитие цифровых компетенций студентов, то есть обучение типовым и творческим задачам и поиску решений в области профильной деятельности должно происходить с использованием цифровых технологий, а не «повествованием» о них и теоретическим «знакомством» с ними;

• расширение фокуса в профильном ядре образовательной программы, учет не только прошлого и текущего состояния развития технологий и возможностей их использования, но и учет среднесрочных перспектив и архитектуры развития цифровых технологий и тех эффектов, которые они влекут за собой с целью профилактики возможных рисков (например, чрезмерная виртуализация [10] );

• ревизия образовательной политики - отказ от презумпции некомпетентности студента [11] и классической «фабричной» образовательной модели в пользу экспериментальных моделей, кейсов, прикладных задач и критического мышления; расширение прав и возможностей преподавателей в части разработки и реализации образовательных программ; фокус на стандартах производства и профессиональной деятельности, а не на образовательных стандартах, что позволит реализовать принципы ризомоподобного обучения [12], сетевой организации высшего образования [13], принципов коннективизма [14] и открытого образования.

Предложенная модель педагогической деятельности преподавателя университета в условиях цифровизации высшего образования, учет интегративного характера феномена цифрового университета и соблюдение условий реализации процесса цифровизации не только позволят обогатить теорию исследований в области цифровизации высшего образования, управления образовательными системами, уточнения профессиональных стандартов преподавателя и теории профессионального обучения, но и откроют возможности для реализации потенциала цифровых технологий в практической деятельности и, как следствие, будут способствовать повышению качества высшего образования.

Список литературы

1. Emergency remote teaching and students' academic performance in higher education

during the COVID-19 pandemic: A case study I S. Iglesias-Pradas, A. Hernández-García,

J. Chaparro-Peláez, H. Prieto // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 119. 106713. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.chb.2021.106713.

2. Богуславский М. В., Мачехина О. Н. Педагогика цифровой эпохи в контексте образовательной реальности // Народное образование. 2020. № 6 (1483). С. 34-45.

3. Илалтдинова Е. Ю., Беляева Т. К., Лебедева И. В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 33-43. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019A3.

4. Толочек В. А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

5. Фонарев А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Воронеж: МОДЭК, 2005. 560 с.

6. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием: сборник типовых методик / ЛГУ им. А. А. Жданова, НИИ комплекс. социал. исслед. / под ред. Е. Э. Смирновой. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 198 с.

7. Неборский Е. В. Цифровой университет как интегративный методологический конструкт // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 3. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/41PDMN321.pdf (дата обращения: 15.04.2022). DOI: https://doi. org/10.15862/41PDMN321.

8. Цифровой университет: переосмысление каркаса модели в рамках теории стейкхол-деров / Е. В. Неборский, М. В. Богуславский, Н. С. Ладыжец, Т. А. Наумова // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN620. pdf (дата обращения: 15.04.2022). DOI: https://doi.org/10.15862/22PDMN620.

9. Бриньолфсон Э., Макафи Э. Вторая эра машин. Работа, прогресс и процветание в эпоху новейших технологий. М.: АСТ, 2017. 384 с.

10. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.

11. Федоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 28-38. DOI: http://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.

12. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) // Ценности и смыслы. 2016. № 6 (46). С. 115-124.

13. Неборский Е. В. Формирование сетевых сообществ в сфере высшего образования в условиях глобализации // Проблемы современного образования. 2017. № 4. С. 84-93. URL: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-4/84-93.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

14. Siemens G. Knowing knowledge. Morrisville: LuLu Press, 2006. 176 p.

References

1. Iglesias-Pradas S., Hernández-García A., Chaparro-Peláez J., Prieto H. Emergency remote teaching and students' academic performance in higher education during the COVID-19 pandemic: A case study. Computers in Human Behavior. 2021, Vol. 119, 106713. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.chb.2021.106713.

2. Boguslavskiy M. V., Machekhina O. N. Pedagogika tsifrovoy epokhi v kontekste obrazovatelnoy realnosti. Narodnoe obrazovanie. 2020, No. 6 (1483), pp. 34-45.

3. Ilaltdinova E. Yu., Belyaeva T. K., Lebedeva I. V. Tsifrovaya pedagogika: osobennosti evolyutsii termina v kategorialno-ponyatiynom apparate pedagogiki. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 4, pp. 33-43. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019A3.

4. Tolochek V. A. Sovremennaya psikhologiya truda. St. Petersburg: Piter, 2005. 480 p.

5. Fonarev A. R. Psikhologicheskie osobennosti lichnostnogo stanovleniya professionala. Voronezh: MODEK, 2005. 560 p.

6. Formirovanie modeli deyatelnosti spetsialista s vysshim obrazovaniem: sbornik tipovykh metodik. LGU im. A. A. Zhdanova, NII kompleks. sotsial. issled. Ed. by E. E. Smirnova. Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1984. 198 p.

7. Neborskiy E. V. Tsifrovoy universitet kak integrativnyy metodologicheskiy konstrukt. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021, Vol. 9, No. 3. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/41PDMN321.pdf (accessed: 15.04.2022). DOI: https://doi.org/10.15862/41PDMN321.

8. Neborskiy E. V., Boguslavskiy M. V., Ladyzhets N. S., Naumova T. A. Tsifrovoy universitet: pereosmyslenie karkasa modeli v ramkakh teorii steykkholderov. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2020, Vol. 8, No. 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN620.pdf (accessed: 15.04.2022). DOI: https://doi.org/10.15862/22PDMN620.

9. Brynjolfsson E., McAfee A. Vtoraya era mashin. Rabota, progress i protsvetanie v epokhu noveyshikh tekhnologiy. Moscow: AST, 2017. 384 p. (In Russian)

10. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sistemnye transformatsii v sfere obrazovaniya v usloviyakh vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy. Tsennosti i smysly. 2020, No. 5 (69), pp. 6-27.

11. Fedorov A. A., Ilaltdinova E. Yu., Frolova S. V. "Konventsiya pokoleniy" v novom mire obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018, Vol. 27, No. 7, pp. 28-38. DOI: http://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.

12. Ivanova S. V., Elkina I. M. Postmodernizm i kachestvo obrazovaniya (postanovka problemy). Tsennosti i smysly. 2016, No. 6 (46), pp. 115-124.

13. Neborskiy E. V. Formirovanie setevykh soobshchestv v sfere vysshego obrazovaniya v usloviyakh globalizatsii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2017, No. 4, pp. 84-93. Available at: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-4/84-93.pdf (accessed: 15.04.2022).

14. Siemens G. Knowing knowledge. Morrisville: LuLu Press, 2006. 176 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 4

Статья поступила в редакцию 14.05.2022 The article was received on 14.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.