Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / коррупция / правонарушения / государственные органы / государственные служащие / государственные услуги / digital technologies / corruption / offenses / government bodies / civil servants / public services

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берсей Диана Давлетовна, Гулакова Виолетта Юрьевна

В статье исследован отечественный и зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность по противодействию коррупции, выявлены положительные результаты и возможные угрозы использования ITтехнологий в жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берсей Диана Давлетовна, Гулакова Виолетта Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES

The article examines domestic and foreign experience in introducing digital technologies into anti-corruption activities, identifying positive results and possible threats to the use of IT technologies in the life of society.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

А л Л<

УДК 343

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES

© Берсей Диана Давлетовна

Diana D. Bersey

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказского федерального университета (г. Ставрополь).

PhD (Law), Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, Law Institute of North Caucasus Federal University (Stavropol).

И di.bersej2012@yandex.ru

© Гулакова Виолетта Юрьевна

Violetta Yu. Gulakova кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управ ления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Law), Associate Professor, department teacher educational work, Academy of Urban Management, urban planning and printing (St. Petersburg).

И gsv26@mail.ru

Аннотация. В статье исследован отечественный и зарубежный опыт внедрения цифровых технологий в деятельность по противодействию коррупции, выявлены положительные результаты и возможные угрозы использования 1Т- технологий в жизни общества.

Ключевые слова: цифровые технологии, коррупция, правонарушения, государственные органы, государственные служащие, государственные услуги.

Abstract. The article examines domestic and foreign experience in introducing digital technologies into anti-corruption activities, identifying positive results and possible threats to the use of IT technologies in the life of society.

Key words: digital technologies, corruption, offenses, government bodies, civil servants, public

В условиях активного развития интернета и 1Т-технологий в жизни общества, появляются новые возможности обработки значительных объёмов различного рода информации, что позволяет решать важные вопросы, стоящие перед государством, одним из которых является противодействие правонарушениям.

Активное внедрение цифровых технологий в систему государственного управления отвечает вызову и духу современности, способствует совершенствованию антикоррупционной политики государства. Благодаря деятельности по цифровизации сферы государственного управления стали появляться новые эффективные средства противодействия коррупционным

проявлениям в сфере государственной и муниципальной службы.

Правовой основой такой деятельности выступает Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, где впервые на законодательном уровне закреплена необходимость применения цифровых технологий в целях противодействия коррупции. Однако, говорить о полноценной цифровой трансформации антикоррупционной политики в России пока ещё рано [2, с. 67- 68].

Однако необходимо осознавать, что дальнейшее развитие информационно-коммуникационной среды может стать причиной появления одновременно и ранее неизвестных коррупци-

68

Базис. 2023. № 2 (14). www.engels.ruc.su/science/basis/

онных схем, привести к развитию электронной коррупции [6, с. 9-13].

Поэтому современная правовая антикоррупционная политика, использующая в качестве средства противодействия цифровые технологии, требует серьёзного анализа и научного подхода, которые позволят разработать принципиально новые правовые механизмы регулирования публичной власти и минимизировать развития негативных тенденций в указанной сфере.

Говоря об электронной антикоррупционной политике, не следует забывать о таких базовых принципах её реализации, как прозрачность деятельности государственных и муниципальных органов, принцип обратной связи, подотчётность государственных служащих обществу, приоритет социальной оценки органов публичной власти.

Отметим, что в России уже известен положительный опыт использования цифровых технологий в борьбе с коррупцией. В качестве примера можно привести создание массивов открытых данных, формирующиеся из реестров доходов и расходов должностных лиц, информации о собственниках имущества, а также оказание государственных услуг в электронной форме внедрение электронных очередей и официальных дополнительных платных услуг, что позволило ликвидировать целые секторы бытовой коррупции. В качестве положительного примера использования цифровых технологий как средства противодействия коррупции можно с уверенностью представить национальную систему государственных закупок (zakupki.gov. ш), которая стала ощутимым барьером для недобросовестных государственных заказчиков. Однако, как показала практика, для повышения эффективности контроля за процессами заключения государственных и муниципальных контрактов, следует использовать цифровые технологии «ЫоекЛат» [4, с. 34]. Только благодаря такому системному подходу существенно ограничиваются возможности теневого вмешательства в ценообразование, обеспечивается прозрачность закупок.

На федеральном уровне, в целях реализации нормативно закреплённых принципов публичности и открытости деятельности государственных органов, активно внедряется модель электронного правительства, что позволяет минимизировать контакты граждан с чиновниками, обнародовать информацию о результатах деятельности государственных органов в СМИ, повысить контроль за доходами и расходами государственных служащих.

Большим потенциалом в сфере прогнозирования коррупционных проявлений обладает нейросетевое программирование. Его возможности позволяют на основе имеющихся сведений об экономических, финансовых, политических, социальных и культурных факторов, оказывающих воздействие на коррупционную преступность, создать своеобразную прогностическую матрицу, с помощью которой появится реальная

возможность определить коррупционные риски в зависимости от сроков прогнозов, региональных особенностей, субъектов правоотношений и прочее.

Кроме того, в ряде регионов России разработаны и функционируют различные цифровые системы и программы, направленные на противодействие коррупции в государственном секторе.

Так, в Казани действуют цифровые системы «Правовой контроль», АИС «Контурная безопасность» и АИС «Цифровой ревизор», каждая из которых решает свои, специфические задачи в сфере предупреждения коррупционных правонарушений.

Целью проекта «Правовой контроль» является выявление упущений в деятельности юристов муниципальных образований, что позволяет своевременно выявить нарушения в процессе подготовки документации и взять дело под особый контроль.

Аналитический модуль системы АИС «Контурная безопасность», способен выявлять корыстную заинтересованность чиновников в таких важных сферах, как тендерная деятельность, градостроительство, предоставление муниципального имущества и земель.

Программа АИС «Цифровой ревизор», создана для ведения контроля за деятельностью лиц, ответственных за охрану общественного порядка. Программа позволяет оцифровать процесс привлечения нарушителей к административной ответственности и тем самым делает работу должностных лиц максимально «прозрачной».

Практика использования цифровых технологий как средства противодействий коррупции в сфере государственного управления активно применяется на протяжении уже длительного времени многими зарубежными странами.

Так, ещё с 1999 года в Республике Корея введена платформа «OPEN», позволяющая гражданам контролировать процесс рассмотрения своих обращений госслужащими через Интернет [3, с. 146-153].

В Китае разработана и активно применяется система «Zero Trust», осуществляющая функцию контроля за качеством выполнения полномочий центральными и территориальными органами власти [1, с. 254-285]. Результатом работы такой системы является своевременное выявление подозрительных транзакций в таких сферах как строительство, выкуп земельных участков, закупки и предупреждение совершения правонарушений в данных сферах.

Однако наиболее успешным примером внедрения цифровизации государственных услуг и активного использования IT-технологий для оптимизации государственного аппарата является Сингапур, где реализован ряд действенных мер, направленных на обеспечение доступности и повышения эффективности оказания государственных услуг.

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

Развивая идею о максимальной доступности к получению государственных услуг и справочной информации о них, власти Сингапура обеспечили быстрый доступ к государственным сервисам путём установки терминалов получения электронных услуг в общественных местах, а также сделали возможной связь с гражданами через смартфоны, что, безусловно, позволило сократить бюрократические процедуры, оптимизировать штатную численность сотрудников государственных организаций и упростить взаимодействие граждан с ними.

Однако несмотря на то, что использование цифровых технологий в противодействии коррупционным проявлениям имеет положительный опыт, не стоит забывать, что такие технологии в неумелых руках могут стать причиной технократического бюрократизма, привести к системным нарушениям прав и свобод граждан [5, с. 59]. Цифровые технологии не следует рассматривать в качестве основного средства, панацеи и механизма борьбы с коррупцией. По-прежнему от идеологии государства, его правовой политики, культуры и религии зависит исход этой борьбы. Более того, их абсолютизация будет означать новый, самый страшный вид тоталитаризма: цифровой концлагерь. Поэтому важен и такой приоритет антикоррупционной политики права и цифры, как гарантированность защиты персональных данных, частных прав или права на частную жизнь. Актуальной становится проблема обеспечения цифровой безопасности личности.

Цифровые платформы могут стать средством для манипуляций, распространения фейковой информации, способствовать организации преступной деятельности. Зачастую операторы информационных систем, обладая возможностью негласного и несанкционированного изъятия материалов фото, видео фиксации, оказываются в группе риска коррупционного воздействия.

На наш взгляд, основным направлением противодействия коррупции является дальнейшее совершенствование правового инструментария, принятие международных конвенций, которые устанавливают основные подходы к процессу противодействия данному явлению. Также актуальным в этой связи возникает вопрос о необходимости разработки отечественной Концепции развития цифровых технологий противодействия коррупционным проявлениям. Такой документ позволит учесть все существующее на сегодняшний день проблемы, связанные с их использованием и минимизировать возможные неблагоприятные последствия.

Кроме того, требуется принять необходимые меры для повышения эффективности системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях публичной власти, а также качества административно-управленческих процессов, содействовать обеспечению должного уровня контроля за результативностью деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Материалы поступили в редакцию 3l.l0.2023 г.

Библиографический список (References)

1. Abrahamson, E. Management Fashion. Academy of Management Review. 1996. Vol. 21. № 1. P. 254. - ISSN 0363-7425.

2. Евсиков, К. С. Цифровая трансформация противодействия коррупции / К. С. Евсиков, А. А. Суворов, Л. Р. Братчикова. - Текст : непосредственный // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2022. - Вып. 1. - С. 67-68. - ISSN 2071-6184.

3. Ким, Е. У. Антикоррупционная политика Республики Корея: история становления и современность / Е. У. Ким, Ю. В. Трунцевский, М. А. Молчанова. -Текст : непосредственный // Сравнительная политика. - 2018. - Т. 9. - № 3. - С. 146153. - ISSN 2221-3279. - eISSN 2412-4990.

4. Косян, Н. Г. Блокчейн в системе государственных закупок / Н. Г. Косян, И. В. Милькина. - Текст : непосредственный // E-Management. - 2019. - № 1. -С. 33-41. - ISSN 658-3445.

1. Abrahamson, E. (1996). Management Fashion. Academy of Management Review. 1996. Vol. 21. No. 1. P. 254. ISSN 0363-7425

2. Evsikov, K. S., Suvorov, A. A., Bratchikova, L. R. (2022). Cifrovaja transformacija protivodejstvija korrupcii [Digital transformation of anti-corruption]. Izvestija TulGU. Jekonomicheskie i juridicheskie nauki. Issue. 1. P. 67-68. ISSN 2071-6184.

3. Kim, E. U., Truncevskiï, Ju. V., Molchanova, M. A. (2018). Antikorrupcionnaja politika Respubliki Koreja: istorija stanovlenija i sovremennost' [Anti-corruption policy of the Republic of Korea: the history of formation and modernity]. Sravnitel'naja politika. Vol. 9. No. 3. Pp. 146-153. ISSN 2221-3279. eISSN 2412-4990.

4. Kosjan, N. G., Mil'kina, I. V. (2019). Blokchejn v sisteme gosudarstvennyh zakupok [Blockchain in the public procurement system]. E-Management. No. 1. Pp. 33-41. ISSN 658-3445.

70

Базис. 2023. № 2(14). www.engels.ruc.su/science/basisA

vwpj

5. Кравченко, А. Г. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции / А. Г. Кравченко, А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев, С. А. Воронцов. - Текст : непосредственный // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 6. - ISSN 2454-0595.

6. Мухамадиева, Д. Н. Цифровизация против коррупции. Возникновение е-корруп-ции /Д. Н. Мухамадиева. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2019. - № 1 (171). - С. 9-13. - ISSN 1993-0453.

5. Kravchenko, A. G., Ovchinnikov, A. I., Mamychev, A. Ju., Voroncov, S. A. (2020).

Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v sfere protivodejstvija korrupcii [The use of digital technologies in the field of anti-corruption]. Administrativnoe i municipal'noe pravo. No. 6. ISSN 2454-0595.

6. Muhamadieva, D. N. (2019). Cifrovizacija protiv korrupcii. Vozniknovenie e-korrupcii [Digitalization against corruption. The emergence of e-corruption]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta. No. 1 (171). Pp. 9-13. ISSN 1993-0453.

Научно-практический журнал. ISSN2587-8042

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.