Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севрюков В.А., Месилов М.А.

В данной статье дается краткая характеристика понятия «коррупция» и «коррупционные действия». Рассматриваются особенности проектирования программ по борьбе с коррупцией в коммерческих организациях. Приводятся ключевые положения антикоррупционной программы по отношению к сотрудникам, третьим лицам и иным участвующим субъектам.Коррупция может принимать самые разные формы. Это сложная и актуальная проблема, затрагивающая отдельных людей, сообщества и предприятия по всему миру. Именно поэтому советы директоров, действующие индивидуально или в составе корпоративного управления, играют важную роль в продвижении добросовестности, надлежащего управления и равных условий на местных, национальных и международных рынках. Для того чтобы играть эту роль корпоративное управление должно взять на себя обязательство по разработке и внедрению эффективных программ для предотвращения коррупции внутри организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTING CORRUPTION IN CORPORATE MANAGEMENT OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS

This article gives a brief description of the concept of "corruption" and "corrupt practices. The specifics of developing anti-corruption programs in commercial organizations are considered. The key provisions of an anti-corruption program in relation to employees, third parties and other actors involved are given.Corruption can take many forms. It is a complex and relevant issue that affects individuals, communities and enterprises around the world. That is why boards of directors, acting individually or as part of corporate management, play an important role in promoting integrity, good governance and a level playing field in local, national and international markets. In order to play this role, corporate management must commit to developing and implementing effective programs to prevent corruption within organizations.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ / PRIVATE LAW (CIVIL LAW) SCIENCES

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.42

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Научная статья

Севрюков В.А.1' *, Месилов М.А.2

1 2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (vs_014[at]mail.ru)

Аннотация

В данной статье дается краткая характеристика понятия «коррупция» и «коррупционные действия». Рассматриваются особенности проектирования программ по борьбе с коррупцией в коммерческих организациях. Приводятся ключевые положения антикоррупционной программы по отношению к сотрудникам, третьим лицам и иным участвующим субъектам.

Коррупция может принимать самые разные формы. Это сложная и актуальная проблема, затрагивающая отдельных людей, сообщества и предприятия по всему миру. Именно поэтому советы директоров, действующие индивидуально или в составе корпоративного управления, играют важную роль в продвижении добросовестности, надлежащего управления и равных условий на местных, национальных и международных рынках. Для того чтобы играть эту роль корпоративное управление должно взять на себя обязательство по разработке и внедрению эффективных программ для предотвращения коррупции внутри организаций.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные действия.

FORMS AND METHODS OF COUNTERACTING CORRUPTION IN CORPORATE MANAGEMENT OF

COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Research article

Sevryukov V.A.1, *, Mesilov M.A.2

1 2 Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (vs_014[at]mail.ru)

Abstract

This article gives a brief description of the concept of "corruption" and "corrupt practices. The specifics of developing anti-corruption programs in commercial organizations are considered. The key provisions of an anti-corruption program in relation to employees, third parties and other actors involved are given.

Corruption can take many forms. It is a complex and relevant issue that affects individuals, communities and enterprises around the world. That is why boards of directors, acting individually or as part of corporate management, play an important role in promoting integrity, good governance and a level playing field in local, national and international markets. In order to play this role, corporate management must commit to developing and implementing effective programs to prevent corruption within organizations.

Keywords: corruption, corrupt practices.

Введение

Сегодня, несмотря на активное развитие экономики и частного предпринимательства, введение множества законов и положений, направленных на регулирование и пресечение коррупции данный вопрос остается актуальным.

Коррупция может принимать самые разные формы. Это сложная и актуальная проблема, затрагивающая отдельных людей, сообщества и предприятия по всему миру. Именно поэтому советы директоров, действующие индивидуально или в составе корпоративного управления, играют важную роль в продвижении добросовестности, надлежащего управления и равных условий на местных, национальных и международных рынках. Для того чтобы играть эту роль корпоративное управление должно взять на себя обязательство по разработке и внедрению эффективных программ для предотвращения коррупции внутри организаций.

Основная часть

В качестве основных принципов борьбы с коррупцией для системы корпоративного управления следует отметить:

1. Необходимость недопущения проявления коррупции в любом виде и форме.

2. Необходимость внедрения эффективной системы противодействия коррупции внутри организации.

Добровольное принятие данных принципов будет способствовать высоким стандартам добросовестности в

процессе взаимодействии и при заключении сделок как между коммерческими организациями, так и между коммерческими организациями и государственными учреждениями. В целом данные принципы играют важную роль в оказании помощи членам корпоративного управления в соблюдении их юридических обязательств и многочисленных антикоррупционных стандартов.

Для соблюдения принципов члены корпоративного управления должны разработать и внедрить эффективную программу антикоррупционной деятельности, в рамках которой необходимо проводить регулярную оценку рисков деловой среды и соответствующим образом адаптировать под нее антикоррупционную программу.

Члены корпоративного управления также могут извлечь выгоду, как из сотрудничества друг с другом, так при взаимодействии с государственными учреждениями для продвижения положений антикоррупционной программы [1, С. 25-26].

Перечисленные выше принципы в целом носят общий характер, отражают и должны рассматриваться в соответствии с ключевыми правовыми документами, направленными на предупреждение коррупции, и применяться в соответствии с российским законодательством. Несмотря на то, что эти принципы применимы к коммерческим организациям всех размеров и отраслей, их внедрение должно быть соответствующим образом адаптировано и масштабировано под деятельность каждой конкретной организации.

Итак, рассмотрим данные принципы более подробно.

1. Необходимость недопущения проявления коррупции в любом виде и форме.

«Коррупция» или «Коррупционные действия», подразумевает использование властных полномочий и доверенных властному лицу прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

К основным видам коррупции можно отнести:

1) Взятка (подкуп) - это предложение, обещание, предоставление, разрешение или принятие любой неправомерной денежной или иной выгоды любому лицу или получения выгоды: заключение контрактов на государственные или коммерческие закупки, выдача разрешений, налогообложение, таможенные, судебные и законодательные разбирательства и т.д.

Взятка (подкуп) может принимать различные формы: наличные деньги, акции компании, инсайдерская информация или иные услуги, носящие ценность в текущий момент или в будущем.

2) Вымогательство - это требование взятки (подкупа), под угрозой совершения действий имущественного или насильственного характера, распространения информации, порочащей честь и достоинство личности и т.д.

3) Мошенничество - это неправомерный или преступный обман, направленный на получение финансовой или личной выгоды.

4) Отмывание доходов от коррупционных действий, упомянутых выше, означает сокрытие незаконного происхождения, источника, местонахождения, распоряжения, перемещения или владения имуществом, зная, что такое имущество является доходом от преступления [9, С. 5-6].

Так, члены корпоративного управления должны в полной мере пресекать любой проявления коррупционных действий по отношению к:

- публичным должностным или политически значимым лицам на международном, национальном или местном уровне;

- политическим партиям, партийным должностным лицам или кандидатам на политическую должность;

- директорам, должностным лицам или членам корпоративного управления;

- частным лицам, организациям, предприятия или их директорам, должностным лицам или служащим [8, С. 7778].

2. Необходимость внедрения эффективной системы противодействия коррупции внутри организации.

Эффективная система противодействия коррупции должна быть адаптирована к конкретной организации, включая

ее размер и результаты регулярно проводимой оценки рисков, с целью предотвращения, выявления и устранения коррупции при одновременном продвижении культуры добросовестности.

Успех этих принципов будет зависеть от всех членов корпоративного управления. От председателя совета директоров и главного исполнительного директора организации должно исходить четкое сообщение о том, что любое проявление коррупция запрещено.

Антикоррупционная программа, адаптирована с учетом размера, рисков, политики управления и местных законов, должна включать в себя:

1) Основные правила соблюдения требований. Членам корпоративного управления необходимо рассмотреть и утвердить следующую политику, которая должна быть четко сформулирована, прозрачна и обязательна для всех сотрудников коммерческой организации:

а) положения и кодекс поведения по борьбе с коррупцией, запрещающие членам корпоративного управления, сотрудникам организации и третьим лицам участвовать или способствовать коррупции во всех ее формах. В данном положении должна быть четко указана его сфера применения, определены запрещенные виды деятельности и изложены дисциплинарные меры для устранения нарушений. Это может также касаться политики предотвращения конфликтов интересов и политики в отношении подарков;

б) политика осведомителей, защищающая тех, кто сообщает о неправомерных действиях, от возмездия. Все сообщения о возможных нарушения и актах проявления коррупции должны быть расследованы членами корпоративного управления. Данная система должна сопровождаться обязательной процедурой регистрации и расследования выявленного нарушения, а также вынесением решения о наложении наказания или снятии обвинения в коррупционной деятельности;

в) политика закупок, обеспечивающая честные и конкурентные торги в соответствии с принятыми стандартами ведения бизнеса. Все закупки в коммерческой организации должны осуществляться в соответствии с утвержденной членами корпоративного управления политикой закупок [6, С. 32-33].

Для контроля выполнения основных требований антикоррупционной программы члены корпоративного управления должны назначить одного или нескольких должностных лиц, наделенных специальными полномочиями.

На регулярной основе назначенные должностные лица должны отчитываться перед членами корпоративного управления о результатах соблюдения положений данной программы. Количество лиц, контролирующих соблюдение положений антикоррупционной программы, будет зависеть от размеров самой организации. В крупной организации может быть создан отдельный департамент, в то время как небольшая организация может назначить члена корпоративного управления или старшего сотрудника в качестве руководителя по вопросам соблюдения требований антикоррупционной программы.

Члены корпоративного управления должны убедиться, что специалист, отвечающий за контроль соблюдения требований антикоррупционной программы имеет опыт работы в данной области.

Также очень важно проводить оценку рисков и смягчение их последствий. Члены корпоративного управления должны проводить регулярную оценку рисков в области коррупционной деятельности, в целях выработки мер по их предупреждению или смягчению их последствий.

Немаловажно регулярно проводить совершенствование антикоррупционной программы. Члены корпоративного управления опираясь на отчеты департамента по контролю, должны периодически анализировать эффективность разработанной программы и разрабатывать меры по ее улучшению в соответствии с выявленными потребностями.

Члены корпоративного управления в рамках своей деятельности по соблюдению основных антикоррупционных принципов должны принять программу, направленную на устранение основных коррупционных рисков, с которыми может столкнуться организация. Они могут быть включены в качестве разделов политики по борьбе с коррупцией, или составлены как отдельные программы, которая будет сопровождаться подробными процедурами, направленными на ее реализацию.

В числе составных компонентов данной программы следует выделить следующие разделы:

1. Финансы и бухгалтерский учет:

а) внутренняя система управления организацией должна в полной мере отражать основные принципы менеджмента;

б) должны быть созданы и внедрены надлежащие системы контроля и отчетности, включая независимый аудит;

в) все финансовые операции должны быть определены и должным зарегистрированы в соответствующих книгах и бухгалтерских отчетах, доступных для проверки членами корпоративного управления в любое время;

г) все проводимые платежи должны подлежать полноценному контролю во избежание взятничества и подкупов;

д) члены корпоративного управления должны на регулярной основе проводить анализ всех поступающих и расходуемых средств;

е) все бухгалтерские документы должны сохраняться на период, разрешенный законодательством;

ж) информация о существенных вопросах, включая финансовое положение, результаты деятельности, членство и управление, раскрывается соответствующим органам власти в соответствии с требованиями местного законодательства [7, С. 104-105].

2. Конфликты интересов:

Члены корпоративного управления должны отслеживать и управлять конфликтами интересов директоров, должностных лиц и сотрудников организации. Конфликт интересов может возникнуть, когда личные интересы физического лица или деловых партнеров расходятся с интересами самой организации.

Директора, должностные лица и сотрудники организации должны сообщать членами корпоративного управления, должны отчитываться о наличии у них или третьих сторон материальной заинтересованности в какой-либо сделке или вопросе, непосредственно затрагивающем деятельность коммерческой организации.

Эти ситуации следует раскрывать и, по возможности, избегать, поскольку они могут повлиять на сотрудника при выполнении должностных обязанностей. Коммерческие организации должны принять определенные положения в отношении конфликта интересов, запрашивать и рассматривать конфликт интересов раскрытия информации о заинтересованности членов корпоративного управления; внимательно отслеживать и регулировать фактические или потенциальные конфликты интересов или их возникновение и не должны использовать в своих интересах или интересах третьих лиц.

3. Таможенная деятельность:

Коммерческие организации должны провести обязательное обучение сотрудников, занятых в вопросах осуществления таможенной сертификации, в целях обеспечения соблюдения законов и применимых обязательств по конфиденциальности и защите данных.

4. Законность деятельности:

Устав и деятельность коммерческих организаций должны соответствовать законам и нормативно-правовым актам.

5. Благотворительность и спонсорство:

а) члены корпоративного управления должны принять меры в пределах своих полномочий для обеспечения того, чтобы благотворительные взносы и спонсорство не использовались в качестве уловки для коррупции или мошенничества. Благотворительные взносы и спонсорство должны быть прозрачными и соответствовать положениям действующего законодательства;

б) члены корпоративного управления должны разработать четкую политику с разумными мерами контроля и процедурами для обеспечения того, чтобы их сотрудники не совершали неправомерных благотворительных взносов. Такие меры контроля и процедуры должны включать, но не ограничиваться ими, должную осмотрительность сотрудников и вовлеченных третьих сторон (если таковые имеются), и поэтапное одобрение взносов. Особое внимание следует уделять анализу взносов в организации, в которых участвуют государственные должностные или политически значимые лица [4, С. 25-26].

6. Покровительство:

Члены корпоративного управления должны принимать меры для обеспечения того, чтобы внутреннее покровительство, пожертвования или влияние со стороны сотрудников или совета директоров не создавали конфликта интересов или репутационного риска для организации и ее деятельности.

7. Подарки:

Члены корпоративного управления должны установить процедуры, охватывающие вручение или получение подарков государственным должностным лицам и другим физическим или юридическим лицам, с тем чтобы гарантировать, что такие договоренности:

- соответствуют положениям действующего антикоррупционного законодательства;

- ограничены разумными расходами;

- не влияют ненадлежащим образом или могут быть восприняты как ненадлежащим образом влияющие на независимость суждений получателя по отношению к дарителю (дарителям);

- не противоречат известным положениям кодекса поведения получателя;

- не предлагаются и не принимаются слишком часто или в неподходящее время [3, С. 270].

8. Платежи за упрощение и ускорение различных процедур:

Платежи за упрощение и ускорение различных процедур - это неофициальные, ненадлежащие, небольшие платежи, производимые должностному лицу для обеспечения или ускорения выполнения рутинных или необходимых действий, на которые плательщик платежа за упрощение процедур имеет законное право. Платежи за упрощение процедур запрещены в большинстве юрисдикций.

Члены корпоративного управления не должны производить такие платежи за упрощение процедур, но признается, что они могут столкнуться с чрезвычайными обстоятельствами, при которых вряд ли можно избежать внесения платы за упрощение процедур, такими как принуждение или, когда здоровье или безопасность сотрудников организации находятся под угрозой. Когда при таких обстоятельствах производится платеж за упрощение процедур, такой платеж должен быть точно учтен в бухгалтерских книгах и бухгалтерских отчетах организации и доведен до сведения соответствующего органа или лица, отвечающего за соблюдение требований антикоррупционной программы.

9. Управление трудовыми ресурсами:

Члены корпоративного управления должны учитываться следующее:

а) практика управления трудовыми ресурсами, включая отбор сотрудников, продвижение по службе, обучение, служебную аттестацию, вознаграждение и деловую этику в целом, должны отражать основные принципы антикоррупционной программы;

б) все сотрудники должны получить соответствующие рекомендации и придерживаться кодекса поведения, который поощряет этику, честность, справедливость, уважение и личное поведение в соответствии с трудовым законодательством;

в) ни один сотрудник не пострадает от дискриминационных или дисциплинарных мер за сообщение о нарушениях или обоснованных подозрениях в нарушении антикоррупционной программы коммерческой организации или за отказ участвовать в коррупционной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) все директора, должностные лица и сотрудники подписывают и подтверждают ознакомление с антикоррупционной программой на ежегодной основе;

д) ключевой персонал в областях, подверженных высокому коррупционному риску, должен регулярно проходить обучение и оценку;

е) назначенный сотрудник должен проводить антикоррупционное обучение, отслеживать и оценивать риски, а также отчитываться перед членами корпоративного управления [2, С. 368].

В рамках реализации антикоррупционной программы члены корпоративного управления должны придерживаться следующих рекомендаций:

1. По отношению к сотрудникам организаций. Члены корпоративного управления должны поощрять надлежащее управление и меры по борьбе с коррупцией, а также:

- поощрять сотрудников в отказе от участия в каких-либо актах коррупции и не допускать их;

- поощрять сотрудников к осуществлению основных антикоррупционных действий;

- не использовать сотрудников в качестве проводника для какой-либо коррупционной деятельности;

- поддерживать коллективные действия, такие как соглашения о борьбе с коррупцией в отношении конкретных проектов или долгосрочных инициатив по борьбе с коррупцией с другими организациями, предприятиями или деловым сообществом;

- информировать сотрудников обо всех законах, запрещающих установление цен и антимонопольное поведение, включая ограничение производства, продаж, объемов производства или любой формы сговора.

2. По отношению к третьим лицам члены корпоративного управления должны:

- уведомить третьи стороны о недопустимости участия в любой коррупционной деятельности;

- не использовать третьи стороны в качестве канала для какой-либо коррупционной деятельности;

- поддерживать надлежащий надзор и, в частности, вести учет названия компании, условий контракта и платежей, полученных от третьей стороны;

- включить в договор с третьими лицами пункт, оставляющий за собой право запросить аудит бухгалтерских книг и бухгалтерских записей третьей стороны независимым аудитором для проверки соблюдения положении антикоррупционной программы;

- включить в контракты с третьими сторонами положение, позволяющее ему приостановить или прекратить отношения, если возникает одностороннее опасение, что третья сторона нарушила законы о борьбе с коррупцией.

3. По отношению к клиентам члены корпоративного управления коммерческими организациями должны:

- не использовать клиентов в качестве канала для какой-либо коррупционной деятельности;

- предлагать товары и услуги клиентам только реализуемые конкретной организацией [5, С. 204-206].

Заключение

Таким образом, практика управления частным сектором так же важна в борьбе с коррупцией, как и практика государственного управления, особенно в современном мире, где состояние экономики стран во многом определяется притоком частного капитала, а транснациональные компании играют все более заметную роль. Однако следует помнить, что в будущем демократия и рыночная экономика могут успешно развиваться только на основе эффективной системы управления и устойчивого равновесия, т.е. когда по мере роста и развития рыночной экономики создаются сильные демократические институты. Созданы поддерживающие рыночные механизмы не только в государстве, но и в частном секторе.

Благодарности

Научный руководитель Месилов М.А Доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы. РАНХиГС

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Батыщева И.В., Волгоградская академия МВД России,

Волгоград, Российская Федерация

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.124.42.1

Acknowledgement

Supervisor of studies Mesilov M.A. Associate Professor, Department of Legal Support of State and Municipal Service of RANEPA

Conflict of Interest

None declared.

Review

Batishcheva I.V., Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, Russian Federation DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.42.!

Список литературы / References

1. Арямов А.А. Актуальные направления противодействия коррупционным преступлениям в коммерческих организациях (компаративный и международный аспект) / А.А. Арямов // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2020. - № 3. - С. 25-30.

2. Бадмаев А.Д. Механизм противодействия корпоративной коррупции / А.Д. Бадмаев // Теория права и межгосударственных отношений. - 2021. - Т. 1. - № 6 (18). - С. 363-369.

3. Барабаш А.С. Правовые механизмы противодействия коррупции в российских организациях / А.С. Барабаш // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 264-271.

4. Вавилина А.В. Комплаенс в системе противодействия коррупции в коммерческих и некоммерческих организациях / А.В. Вавилина // Диалектика противодействия коррупции: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - С. 23-27.

5. Данилов Д.А. Противодействие коррупции: управленческие аспекты, внедрение антикоррупционных стандартов / Д.А. Данилов // Участие образовательных организаций в противодействии коррупции: материалы Международной научно-образовательной конференции. - Москва, 2021. - С. 203-207.

6. Котелевская И.В. Антикоррупционная политика и деловая среда / И.В. Котелевская, К.Э. Моржакова // Государственная служба. - 2017. - Т. 19. - № 3 (107). - С. 31-35.

7. Красноусов С.Д. К вопросу о формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей / С.Д. Красноусов // Административное и муниципальное право. - 2019. - № 1 (85). - С. 103-106.

8. Рютов И.В. Развитие программ противодействия коррупции в коммерческих организациях в контексте эволюции антикоррупционного законодательства / И.В. Рютов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. -2021. - № 5. - С. 77-89.

9. Хабриева Т.Я. Противодействие коррупции в публично-правовой и частной сферах: правовые принципы и механизмы / Т.Я. Хабриева // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.) / отв. ред. В. И. Лафит-ский. - М., 2018. - С. 5-12.

10. Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции / В.В. Лунеев. - М., 2005. - С. 14

Список литературы на английском языке / References in English

1. Arjamov A.A. Aktual'nye napravlenija protivodejstvija korrupcionnym prestuplenijam v kommercheskih organizacijah (komparativnyj i mezhdunarodnyj aspekt) [Actual Directions of Counteraction to Corruption Crimes in Commercial Organizations (Comparative and International Aspect)] / A.A. Arjamov // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural'skij region [Proceedings of Higher Educational Institutions. Ural Region]. - 2020. - № 3. - P. 25-30. [in Russian]

2. Badmaev A.D. Mehanizm protivodejstvija korporativnoj korrupcii [Mechanism for Combating Corporate Corruption] / A.D. Badmaev // Teorija prava i mezhgosudarstvennyh otnoshenij [Theory of Law and Interstate Relations]. - 2021. - Vol. 1. -№ 6 (18). - P. 363-369. [in Russian]

3. Barabash A.S. Pravovye mehanizmy protivodejstvija korrupcii v rossijskih organizacijah [Legal Mechanisms to Combat Corruption in Russian Organizations] / A.S. Barabash // Osnovnye napravlenija gosudarstvennoj politiki Rossii v sfere obespechenija nacional'noj bezopasnosti [The Main Directions of the State Policy of Russia in the Sphere of National Security]: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. - 2018. - P. 264-271. [in Russian]

4. Vavilina A.V. Komplaens v sisteme protivodejstvija korrupcii v kommercheskih i nekommercheskih organizacijah [Compliance in the System of Combating Corruption in Commercial and Noncommercial Organizations] / A.V. Vavilina // Dialektika protivodejstvija korrupcii [Dialectics of Combating Corruption]: Proceedings of the V All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. - 2015. - P. 23-27. [in Russian]

5. Danilov D.A. Protivodejstvie korrupcii: upravlencheskie aspekty, vnedrenie antikorrupcionnyh standartov [Anticorruption: Management Aspects, Implementation of Anti-Corruption Standards] / D.A. Danilov // Uchastie obrazovatel'nyh organizacij v protivodejstvii korrupcii [Participation of Educational Organizations in the Fight against Corruption]: Proceedings of the International Scientific and Educational Conference. - Moscow, 2021. - P. 203-207. [in Russian]

6. Kotelevskaja I.V. Antikorrupcionnaja politika i delovaja sreda [Anti-corruption Policy and the Business Environment] / I.V. Kotelevskaja, K.Je. Morzhakova // Gosudarstvennaja sluzhba [State Service]. - 2017. - Vol. 19. - № 3 (107). - P. 31-35. [in Russian]

7. Krasnousov S.D. K voprosu o formirovanija v celjah protivodejstvija korrupcii sistemy zapretov, ogranichenij i objazannostej [On the Formation of a System of Prohibitions, Restrictions and Obligations to Counteract Corruption] / S.D. Krasnousov // Administrativnoe i municipal'noe pravo [Administrative and Municipal Law]. - 2019. - № 1 (85). - P. 103-106. [in Russian]

8. Rjutov I.V. Razvitie programm protivodejstvija korrupcii v kommercheskih organizacijah v kontekste jevoljucii antikorrupcionnogo zakonodatel'stva [Development of Anti-Corruption Programs in Commercial Organizations in the Context of the Evolution of Anti-Corruption Legislation] / I.V. Rjutov // JeTAP: jekonomicheskaja teorija, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice]. - 2021. - № 5. - P. 77-89. [in Russian]

9. Habrieva T.Ja. Protivodejstvie korrupcii v publichno-pravovoj i chastnoj sferah: pravovye principy i mehanizmy [Combating Corruption in Public and Private Spheres: Legal Principles and Mechanisms] / T.Ja. Habrieva // Gosudarstvo v menjajushhemsja mire [The State in a Changing World]: Proceedings of the VI International Practical School for Young Legal Scholars (Moscow, May 26-28, 2011) / ed. by V. I. Lafit-skij. - M., 2018. - P. 5-12 [in Russian]

10. Luneev V.V. prestupnost' XX veka: mirovye, regional'nye i rossijskie tendencii [Crime in the 20th Century: Global, Regional, and Russian Trends] / V.V. Luneev. - M., 2005. - P. 14 [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.