Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (16). С. 80-86.
The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2023. No. 1 (16). Р. 80-86.
ПЕДАГОГИКА. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 37:378.147
doi 10.52170/2618-7949_2023_16_80
Цифровые сервисы для разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины
Наталья Александровна Моисеева
Омский государственный технический университет, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. На сегодняшний день происходит трансформация сферы образования под влиянием интенсивной цифровизации всех сфер общества и жизни человека. В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта Российской Федерации «Образование» в каждом университете создается цифровая образовательная среда, которая является одним из главных показателей уровня инноваций, престижа университета и способствует повышению качества образования. Важным компонентом цифровой образовательной среды является мультимедийный электронный учебно-методический комплекс, который позволяет эффективно представить все необходимые учебные материалы для студентов. В данной статье обоснована эффективность и мобильность использования цифровых сервисов для разработки мультимедийного электронного учебно-методического комплекса дисциплины. Автором обобщены способы и технологические приемы мультимедийной дидактики для визуализации учебно-методической информации; предлагаются наиболее эффективные технологические приемы (например, интерактивный электронный плакат, инфографика и некоторые другие). Для реализации указанных приемов мультимедийной дидактики представлены современные цифровые сервисы, которые эффективно применяются при конструировании мультимедийных компонентов электронного учебно-методического комплекса дисциплины, что способствует реализации современного учебного процесса в цифровой образовательной среде, являющейся неотъемлемым компонентом экосистемы инновационного университета. Активное использование цифровых сервисов для разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины способствует развитию цифровых компетенций современного преподавателя университета и обогащает его технологический арсенал для конструирования цифрового мультимедийного контента.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, цифровой сервис, мультимедиа, мультимедийная дидактика, мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины
Для цитирования: Моисеева Н. А. Цифровые сервисы для разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023. № 1 (16). С. 80-86. DOI 10.52170/2618-7949_2023_16_80.
PEDAGOGY. METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Original article
Digital services for development of a multimedia educational and methodological complex of a discipline
Natalia A. Moiseeva
Omsk State Technical University, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. At present the education sector is being transformed under the influence of intensive digitalization of all social spheres and personal lives. Within the framework of implementation of the federal project "Digital Educational Environment" of the National Project "Education", each university develops its digital educational environment that is considered to be one of the main indicators of the level of innovation and university prestige, which results in the improvement of the quality of education. An important component of the digital educational environment is a multimedia electronic educational and methodological complex that allows lecturers to effectively present all the necessary educational materials for students. This article substantiates the efficiency and mobility of using digital services for the development of a multimedia electronic educational and methodological complex of a
© Моисеева Н. А., 2023
discipline. The author reviews techniques and technological methods of multimedia didactics for the visualization of educational and methodological information; the most effective technological methods are suggested including an interactive electronic poster, infographics, etc. To assist in implementation of these methods of multimedia didactics, the author presents up-to-date digital services for designing multimedia components of an electronic educational and methodological complex of a discipline. This facilitates the implementation of the modern educational process in the digital educational environment that is an integral part of an innovative university ecosystem. The active use of digital services for the development of a multimedia educational and methodological complex of a discipline contributes to the development of digital competencies of present-day university lecturers, enriches their the technological arsenal for the construction of digital multimedia content.
Keywords: digitalization, digital educational environment, digital service, multimedia, multimedia didactics, multimedia educational and methodological complex of discipline
For citation: Moiseeva N. A. Digital services for development of a multimedia educational and methodological complex of a discipline. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2023;(16):80-86. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949_2023_16_80.
В настоящее время происходит интенсивная цифровизация всех сфер общества и жизни человека. Сфера образования не стала исключением, и можно сказать, что она одной из первых начала испытывать влияние цифровой трансформации. В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта Российской Федерации «Образование» [1] с 2019 г. по 2024 г. осуществляется работа, направленная на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды (ЦОС) на всех уровнях образования. Процесс цифровизации в высшей школе привел к формированию и дальнейшему развитию ЦОС, которая является одним из главных показателей уровня инноваций, престижа университета и способствует повышению качества образования [2]. Вместе с тем повысились требования к электронным образовательным ресурсам университета и, как следствие этого, ускорился переход от электронных учебников, электронных учебно-методических комплексов (УМК) дисциплины к мультимедийным УМК соответственно.
Функционал средств мультимедийных технологий позволяет создавать мультимедийные УМК, которые принципиально отличаются от текстовых электронных учебников и печатных изданий, поскольку такие УМК обеспечивают интерактивный режим взаимодействия между обучаемым и программным медиапродуктом образовательного назначения, а также высокое качество наглядности, визуализации учебного контента. В этой связи целью данной статьи является обзор арсенала доступных профессор-ско-педагогическому составу цифровых сервисов для эффективной разработки мультимедийного УМК дисциплины. Выбор цифровых сер-
висов объясняется их доступностью, мобильностью, популярностью облачных технологий и достаточно большим функционалом по созданию мультимедийных составляющих цифрового УМК дисциплины.
Прежде чем рассмотреть цифровые сервисы для разработки мультимедийного УМК дисциплины, обратимся к трактовке некоторых значимых понятий касательно контекста данной статьи.
В национальном стандарте ГОСТ 526532006 под электронным образовательным ресурсом (ЭОР) подразумевается ресурс, представленный в электронно-цифровой форме [3], для использования которого необходимы средства вычислительной техники. В общем случае ЭОР включает в себя сущность, предметное содержание и метаданные о них.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, ЭОР, средств обучения и контроля знаний, которые содержат взаимосвязанный контент и предназначены для совместного применения в образовательном процессе [4].
Современный учебный процесс невозможно представить без применения мультимедийных технологий, которые включают в себя совокупность информационно-коммуникационных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графика, текст, схемы и диаграммы, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Таким образом, мультимедийный УМК дисциплины содержит ме-диаинформацию учебного назначения, т. е. включает не только традиционные статические элементы - текст, графику (рисунки, схемы), но
и динамические - видео-, аудио- и анимационные последовательности. Типовая структура УМК дисциплины состоит из следующих компонентов:
- рабочая учебная программа дисциплины;
- электронный учебник;
- электронный курс лекций;
- виртуальный лабораторный практикум;
- система контроля знаний.
Структура мультимедийного УМК и ЭУМК дисциплины похожи. В табл. 1 и на рисунке представлены основные блоки, определяющие состав мультимедийного УМК [5, 6]. На рисунке представлен фрагмент мультимедийного УМК дисциплины «Цифровая грамотность», который успешно применяется в учебном процессе Омского государственного технического университета. Интерактивная навигация по компонентам мультимедийного УМК дисциплины осуществляется с помощью трехмерных графических кнопок, разработанных в многофункциональном графическом редакторе Adobe Photoshop CS6.
Медиадидактика, в частности ее значимый раздел «Мультимедийная дидактика», выступает неким своеобразным конструктором обучения в современной ЦОС, в том числе при проектировании и создании мультимедийного УМК дисциплины. Медиадидактика принадлежит к одному из актуальных направлений электронной педагогики ; занимается дидактическими и методическими вопросами развития и использования технологий мультимедиа, а также информационно-коммуникационных средств для оптимизации учебного процесса и повышения качества обучения [7-9].
Структура мультимед]
Аналитический обзор специализированной литературы [7-14] позволил выявить технологические приемы мультимедийной дидактики, которые заключаются не в линейном представлении учебного контента, а в создании интерактивной, многоуровневой модели визуализации учебных и учебно-методических материалов: анимационная эвристика, конструирование интерактивного плаката, инфографика, опорный конспект, технология «горячих зон», тренажер и др. Как правило, такие приемы целесообразно использовать в комбинации для более эффективного конструирования мультимедийного компонента УМК дисциплины. Так, технологические приемы мультимедиа дидактики активно интегрируются и проявляются в следующих компонентах мультимедийного УМК дисциплины [7, 10, 12, 13]:
- мультимедийное интерактивное средство обучения (мультимедийный цифровой учебник, компьютерная учебная программа);
- цифровые учебные материалы (которые также могут быть использованы для интерактивной доски);
- мультимедийные интернет-ресурсы образовательного назначения, облачные технологии;
- инфографика;
- ментальные карты;
- маршрутные карты;
- интерактивные схемы;
- мультимедийная дидактическая игра;
- скрайбинг, скетчноутинг;
- динамические иллюстрации (анимации), видеоролики, фотографии и видеомонтаж учебного назначения;
- цифровое портфолио и др.
Таблица 1
ого ЭУМК дисциплины
Наименование блока Содержание
1. Нормативный блок Утвержденная рабочая учебная программа дисциплины (как правило, в формате *.pdf); инструкции по работе с мультимедийным УМК
2. Теоретический (информационный) блок Мультимедийный электронный учебник; мультимедийные компьютерные презентации
3. Практический блок Лабораторные работы по дисциплине; мультимедийные компьютерные презентации
4. Диагностический блок Система интерактивного контроля и проверки знаний обучаемых (контрольные работы; тесты самоконтроля и задания для контроля самостоятельной работы студента; итоговые задания или тест)
* Электронная педагогика - одно из инновационных направлений педагогической науки, предметом которой выступает система открытого обра-
зования; исследует методы, формы обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах [11].
Рабочая программа
Инструкция по работе с ЭУМК
Электроный учебник
Мультимедийные презентации
Лабораторные работы
Тесты и задания для самоконтроля
Контрольные работы
Вопросы к аттестации
Слисок литературы
Итоговый тест для зачета
Фрагмент мультимедийного УМК дисциплины «Цифровая грамотность»
Представленные в табл. 2 цифровые сервисы для создания мультимедийных компонентов УМК дисциплины позволят преподавателю самостоятельно проектировать и конструировать цифровой контент УМК высокого качества, используя при этом технологические приемы мультимедийной дидактики, что способствует реализации современного
учебного процесса в среде ЦОС, являющейся неотъемлемым компонентом экосистемы инновационного университета.
К безусловным преимуществам применения цифровых сервисов по сравнению с аналогами из спектра соответствующего прикладного программного обеспечения можно отнести следующие:
Таблица 2
Цифровые сервисы для создания мультимедийных компонентов УМК дисциплины
Наименование компонента Наименование и URL-адрес цифрового ресурса
Flash-презентация - это, как правило, файл формата *.swf, в котором могут присутствовать все основные элементы мультимедийной презентации (анимация, звуковые эффекты, различные интерактивные элементы и др.) Данный цифровой сервис может конвертировать созданную мультимедийную презентацию во flash: Moovly (https://www.moovly.com)
PDF-презентация - это файл формата *.pdf, в котором могут присутствовать все основные элементы мультимедийной презентации Данные цифровые сервисы могут конвертировать созданную мультимедийную презентацию в файл формата *.pdf: AvePDF (https://avepdf.com/ru/pptx-to-pdf) Prezi (https://prezi.com);
Видеопрезентация (или видеоролик) - это презентация в формате видео, содержащая последовательность мультимедийной информации Moovly (https://www.moovly.com) Wideo (https://wideo. com) ФотоШОУ (https://fotoshow-pro.ru) Prezi (https://prezi.com);
Компьютерная презентация - это файл, подобный формату PowerPoint, состоящий из слайдов, на которых можно разместить мультимедийные элементы Prezi (https://prezi.com); SlideDog (https://slidedog.com) PowToon (https://powtoon.com) Canva (https://www.canva.com)
Интерактивный электронный плакат - это цифровое средство для наглядного представления дидактического материала посредством технологии мультимедиа и интерактивных элементов, взаимодействующих в диалоговом режиме. Именно поэтому такой электронный плакат не является статичной иллюстрацией образовательного назначения [2, 3]
Наименование компонента Наименование и URL-адрес цифрового ресурса
Ментальные карты (интеллект-карта, mind map) - это способ визуализации мышления посредством соответствующих графических нотаций. Ментальная карта помогает эффективно обрабатывать, фиксировать и представлять информацию (например, проводить мозговой штурм, составлять конспекты, эффективно усваивать информацию и создавать компьютерные презентации) Lucidchart (https://www.lucidchart.com) MindMeister (https://www.mindmeis-ter.com/ru) Bubbl.us (https://bubbl.us) Mindomo (https://www.mindomo.com/ru) Mind42 (https://mind42.com)
Скрайбинг - это способ подачи информации через иллюстрирование ключевых моментов и идей. Видеоскрайбинг - это видеоролики, в которых отображается процесс рисования некоторых графических образов и текста, сопровождаемый закадровой речью и другими звуковыми эффектами. Скетчноутинг - это система записи иллюстрированных заметок с персонажами, цитатами и другими элементами, помогающими структурировать, запомнить и осмыслить учебный контент Vyond или GoAnimate (https://www.vyond.com) Sparkol (https://www.sparkol.com/en) Squigl (https://squiglit.com) PowToon (https://powtoon.com/ Объясняшки (https://xplainto.me)
Динамические иллюстрации (анимации), фотографии VistaCreate (https://create.vista.com/ru/cre- ate/animation-maker) ФотоШОУ (https://fotoshow-pro.ru)
Инфографика - это средство подачи информации в виде картинок, которые играют ключевую роль для графического способа представления контента. В инфографику также могут входить и другие элементы (текст, стрелки, диаграммы, блоки и схемы) Moovly (https://www.moovly.com) Easel.ly (https://www.easel.ly) Piktochart (https://piktochart.com) (https://create.piktochart.com/us-ers/sign_in) Venngage (https://venngage.com) Creately (https://creately.com) Infogr.am (https://infogram.com)
Видеоинфографика - это один из ключевых видов компьютерной анимации Moovly (https://www.moovly.com)
Цифровое портфолио - это своего рода цифровой банк индивидуальных достижений обучаемого, которые фиксируются, собираются и оцениваются в различных видах учебной, научной, общественной и спортивной деятельности Behance (https://www.behance.net) Book Creator (https://bookcreator.com) G Suite (https://support.google.com/a/us-ers#topic=11499463)
Цифровые сервисы для создания контролирующих материалов (опросов, тестов, анкет) Google формы (https://google.com) Яндекс формы (https://yandex.ru/forms) БанкТестов РУ (https://banktestov.ru)
1) отсутствие необходимости в инсталляции дистрибутива на ПК, ноутбук, планшет и мобильные устройства пользователя;
2) в любое удобное время есть доступ к цифровому сервису с ПК, ноутбука, планшета и мобильных устройств;
3) наличие богатого и разнообразного функционала для разработки мультимедийного цифрового контента УМК дисциплины (например, в сравнении с платным Adobe Photoshop CC 2022, который не всем доступен); для создания интерактивных контрольных тестов, опросов, анкет;
4) работа с облачными технологиями;
5) возможность коллективной работы (или в формате группы);
6) отсутствие оплаты лицензии за возможность работы с нужным цифровым сервисом.
При этом необходимо отметить, что использование мультимедийных УМК дисциплины предоставляет возможность:
- оптимизировать объем и улучшить качество учебного контента дисциплины;
- повысить мотивацию и учебно-познавательный интерес у студентов к дисциплине в процессе работы с мультимедийным УМК дисциплины;
- овладеть цифровыми компетенциями, необходимыми для дальнейшей успешной учебной деятельности студентов (например, умение работать с мультимедийной информацией и мультимедийными технологиями);
- увеличить многообразие форм организации учебно-познавательной деятельности обучаемых в современном информационном обществе.
Список источников
1. Национальный проект "Образование" // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 26.09.2022).
2. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2021 г. № 3427-р // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025 (дата обращения: 26.09.2022).
3. ГОСТ 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 26.09.2022).
4. ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108264 (дата обращения: 26.09.2022).
5. Моисеева Н. А. Медиакурс по информатике для будущих инженеров: создание и применение в современном учебном процессе // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 4 июля 2019 г.). Омск: Издательство Омского государственного технического университета, 2019. С. 259-261.
6. Сидорова Е. А., Белоглазова Н. А., Ведякин Ф. Ф. Теоретические основы и практическая значимость цифровизации образовательного процесса при подготовке будущих инженеров: Отчет о НИР. Омск : ОмГУПС, 2021. 46 с.
7. Кочегарова Л. В. Медиадидактика как направляющий вектор ИКТ-компетентности педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2008. № 15. С. 88-91.
8. Онкович А. В. Медиадидактика высшей школы: профессионально-ориентированное медиаобразо-вание // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 86-91.
9. Пархоменко Д. Н. Развитие медиадидактики в современном образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 2. С. 45-49.
10. Андерсен Бент Б., Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании : специализированный учебный курс : авторизированный пер. с англ. 2-ое изд., испр. и доп. М. : Дрофа, 2007. 224 с.
11. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М. : ИКАР, 2009. 354 c.
12. Аствацатуров Г. О., Перепелкина А. В. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы. Волгоград : Учитель, 2015. 111 c.
13. Аствацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). М. : Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. 176 с.
14. De Witt Claudia, Czerwionka Thomas. Mediendidaktik. Studientexte fur die Erwachsenenbildung. Bielefeld: Bertelsmann Verlag; 2007. 136 p.
References
1. National project "Education". The Ministry of education of the Russian Federation: [site]. (In Russ.). URL: https://edu.gov.ru/national-project.
2. Strategic direction in the field of digital transformation of education related to the field of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of December 02, 2021. No. 3427-r. Official online portal of legal information: [site]. (In Russ.). URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202112070025.
3. GOST 52653-2006. Information and communication technologies in education. Terms and definitions. Electronic fund of legal and regulatory technical documentation: [site]. (In Russ.). URL: https://docs.cntd. ru/document/1200053103.
4. GOST R 55751-2013. Information and communication technologies in education. Electronic educational and methodological complexes. Requirements and specifications. Electronic fund of legal and regulatory technical documentation: [site]. (In Russ.). URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108264.
5. Moiseeva N. A. Media course in informatics for future engineers: creation and implementation in the modern educational process. Methods of teaching mathematical and natural sciences: modern problems and development trends: Proceedings of VI National Scientific and Practical Conference (Omsk, June 4, 2019). Omsk: Publishing house of Omsk State Technical University; 2019. P. 259-261. (In Russ.).
6. Sidorova E. A., Beloglazova N. A., Vedyakin F. F. Theoretical foundations and practical significance of digitalization of the educational process in training of future engineers: a report on research. Omsk: Omsk State Transport University; 2021. 46 p. (In Russ.).
7. Kochegarova L. V. Media didactics as the directional vector of a lecturer's competency in information and communication technologies. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education. 2008;15:88-91. (In Russ.).
8. Onkovich A. V. Media didactics of higher education: professionally oriented media education. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2013;22(313):86-91. (In Russ.).
9. Parkhomenko D. N. Development of media didactics in modern education. Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11. No. 2. P. 45-49. (In Russ.).
10. Bent B. Andersen, Katya Van den Brink. Multimedia in education: a specialized training course. Translated from English. 2nd ed., revised. Moscow: Drofa; 2007. 224 p. (In Russ.).
11. Azimov E. G., Shchukin A. N. A new dictionary of methodological terms and concepts. Moscow: IKAR; 2009. 354 p. (In Russ.).
12. Astvatsaturov G. O., Perepelkina A. V. Media didactics and a modern lesson: technological methods. Volgograd: Uchitel'; 2015. 111 p. (In Russ.).
13. Astvatsaturov G. O., Kochegarova L. V. Effective lesson in multimedia educational environment (practical guide). Moscow: National Book Center; Sentiabr'; 2015. 176 p. (In Russ.).
14. De Witt Claudia, Czerwionka Thomas. Mediendidaktik. Studientexte fur die Erwachsenenbildung. Bielefeld: Bertelsmann Verlag; 2007. 136 p.
Информация об авт оре
Н. А. Моисеева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика» Омского государственного технического университета.
Information about the author
N. A. Moiseeva - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Mathematics and Basic Computer Science, Omsk State Technical University.
Статья поступила в редакцию 10.09.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 30.01.2023.
The article was submitted 10.09.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 30.01.2023.