Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Светлана Владимировна, Милицина Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы применения информационно-образовательных ресурсов в процессе магистерской подготовки обучающихся. Обзорный анализ научно-методической литературы позволил авторам выявить педагогические требования, принципы и алгоритм проектирования и разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины в педагогическом вузе . Внедрение в электронную среду учебного заведения данного комплекса обеспечивает результативность образовательной деятельности преподавателя и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкина Светлана Владимировна, Милицина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF A MULTIMEDIA EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE IN THE PREPARATION OF MASTERS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article discusses the use of information and educational resources in the process of master's training of students. A review analysis of the scientific and methodological literature allowed the authors to identify pedagogical requirements, principles and algorithm for designing and developing a multimedia educational and methodological complex of the discipline in a pedagogical university. The introduction of this complex into the electronic environment of the educational institution ensures the effectiveness of the educational activities of the teacher and students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Шишкина Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования Милицина Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения информационно-образовательных ресурсов в процессе магистерской подготовки обучающихся. Обзорный анализ научно-методической литературы позволил авторам выявить педагогические требования, принципы и алгоритм проектирования и разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины в педагогическом вузе. Внедрение в электронную среду учебного заведения данного комплекса обеспечивает результативность образовательной деятельности преподавателя и обучающихся.

Ключевые слова: мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины, магистратура.

Annotation. The article discusses the use of information and educational resources in the process of master's training of students. A review analysis of the scientific and methodological literature allowed the authors to identify pedagogical requirements, principles and algorithm for designing and developing a multimedia educational and methodological complex of the discipline in a pedagogical university. The introduction of this complex into the electronic environment of the educational institution ensures the effectiveness of the educational activities of the teacher and students.

Key words: multimedia educational and methodological complex of the discipline, master's degree.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Проектирование и разработка информационно-коммуникационного обеспечения подготовки студентов-магистров в

образовательном процессе вуза»

Введение. Анализ современной педагогической практики показывает: чтобы процесс подготовки обучающихся в образовательном учреждении был успешен, необходимо использовать современные средства и методы обучения. В требованиях к условиям реализации образовательной программы высшего образования магистров (ФГОС) отмечено, что активное задействование информационно-коммуникационных средств, одним из которых является мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины (ММ УМКД), позволяет создать электронную информационно-образовательную среду в вузе для обеспечения оперативного взаимодействия участников образовательного процесса [8].

Мультимедийная форма отображения учебно-методического содержания подготовки магистров является актуальной в связи с разработкой информационного и цифрового направлений функционирования образовательных учреждений всех уровней, в том числе и в системе высшего образования. Данный подход к предъявлению учебного материала студентам обеспечивает эффективность усвоения необходимого объема информации при помощи интерактивного, аудиовизуального, наглядно-иллюстративного, индивидуального методов обучения, развивает интерес к изучаемой дисциплине, познавательные личностные качества и творческие способности магистров. Для преподавателей опора на ММ УМКД дает возможность интерактивно сотрудничать с магистрами, осуществлять автоматизированный мониторинг знаний и умений студентов, проводить своевременное обновление содержательных и технологичных компонентов дисциплины и коррекцию процесса обучения.

Проблемным в применении ММ УМКД является тот факт, что далеко не каждый преподаватель владеет технологиями, позволяющими проектировать и вставлять в программную оболочку учебный и мультимедийный контент, а также органично сочетать традиционный и информационно-коммуникационный форматы обучения. Как справедливо указывают ученые, для эффективной реализации мультимедийных технологий в вузе нужен «подготовленный преподаватель, владеющий информационно-коммуникационной и коммуникативной компетенциями» [1, С. 26]. При этом для обучающихся в настоящее время уже не является сложным восприятие дидактического материала в виртуальном режиме.

Изложение основного материала статьи. Модернизация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в процессе подготовки магистров, согласно государственным нормативным документам [3], связана с общим направлением информационно-коммуникационной трансформации системы образования, основной целью которой является рационализация взаимодействия субъектов образовательного процесса и автоматизация некоторых разделов изучаемого курса, а также мониторинговых операций. Мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины обеспечивает достижение данной цели и способствует интенсификации дидактического процесса.

Психолого-педагогическим аспектам применения информационных и мультимедийных технологий в качестве образовательных ресурсов посвящено множество научно-методических работ. По мнению исследователей А.П. Алексеева, О.М. Гилева, В.П. Джаджи, В.В. Запорожко, Л.Г. Ильиной, Г.П. Катунина, А.А. Рычковой, Т.Н. Шалкиной, В. Е. Шехтман и других, ММ УМКД является интегрированной системой, отражающей структуру и содержание рабочей программы учебной дисциплины (или нескольких программ) и включающей теоретико-практические (учебно-методические) материалы, контрольно-оценочные средства, программное обеспечение, компьютерное сопровождение и др. [9]. В целом, все компоненты комплекса должны отвечать психолого-педагогическим, дидактико-методическим, программно-технологическим критериальным требованиям, а также иметь соответствующие учебной дисциплине дизайн и эргономику, которые обеспечат комфортную, здоровьесберегающую психофизиологическую эксплуатацию обучающимися и преподавателем мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины.

Дидактические принципы, на которые должен ориентироваться преподаватель в процессе создания ММ УМКД, основываются на вышеперечисленных требованиях, представленных в работах ученых В.В. Афанасьева, Е.Н. Бабина, Е.С. Быкадорова, Ю.В. Вертаковой, И.Е. Вострокнутова, Б.С. Гершунского, В.С. Леднева, В.И. Сафонова, Э.Г. Скибицкого

и многих других. Так, по мнению В.И. Сафонова принципиально важным для качественного функционирования информационно-образовательных ресурсов в электронной среде вуза является обеспечение взаимодействия «информационной, технической и учебно-методической подсистем» [7, С. 52]. В этой связи, при разработке ММ УМКД должны соблюдаться педагогические принципы: профессиональной направленности, доступности, интерактивности, систематичности, технологичности, информативности и др.

Принцип профессиональной направленности способствует формированию целевой и мотивационно-потребностной основы процесса обучения магистров в ходе освоения учебной дисциплины в информационно-коммуникационном формате. Принцип доступности дает возможность обучения студентов в асинхронном виде, дистанционно, а также исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип интерактивности обеспечивает взаимосвязь и оперативное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, позволяет активизировать и ускорять обмен информацией, является основой для осуществления коммуникации. Принцип систематичности гарантирует последовательность, поэтапность, непрерывность усвоения знаний и умений студентами. Принцип технологичности отражает оптимальность и алгоритмичность действий преподавателя и магистров в период работы с мультимедийным учебно-методическим комплексом дисциплины, позволяет эффективно управлять процессом обучения. Принцип информативности служит фундаментом для отбора и заполнения учебно-методических и демонстрационных материалов комплекса. Данные принципы взаимодополняют друг друга и обеспечивают результативность функционирования электронных образовательных ресурсов в процессе подготовки магистров с позиций деятельностного, развивающего и индивидуально-ориентированного подходов [2; 4; 12].

Проектирование и разработка мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины осуществляются поэтапно:

- выделяются структурные компоненты рабочей программы дисциплины, которые составят основу разделов ММ УМКД;

- выбираются мультимедийный контент и программно-технологические средства для отображения дидактико-методического содержания дисциплины;

- определяются и компонуются учебные и иллюстративные материалы, мультимедийные объекты, в том числе электронные учебники и методические пособия, интерактивные справочники, тренажеры, контролирующие тесты, видеолекции, обучающие и демонстрационные фильмы, аудиозаписи, таблицы, схемы, рисунки, презентации и т.д.;

- оформляется и публикуется в электронной информационно-образовательной среде вуза итоговый вариант мультимедийного комплекса дисциплины; оценивается и при необходимости корректируется художественно-эстетический дизайн и эргономика ММ УМКД.

Следование данному алгоритму создания мультимедийного комплекса дисциплины обеспечивает результативность, целесообразность и рациональность деятельности преподавателя в организации процесса подготовки магистров. В качестве иллюстрации вышесказанного рассмотрим ММ УМК по дисциплине «Психология дополнительного образования детей средствами искусства», которая входит в учебный план магистратуры по профилю «Дополнительное образование детей средствами искусства».

Для студентов, обучающихся по данному профилю, информационные образовательные ресурсы имеют немаловажное значение, так как подготовка осуществляется в заочной форме обучения и предполагает преимущественно самостоятельную работу магистров, чем взаимодействие с преподавателем в учебной аудитории. В связи с этим, использование мультимедийного комплекса дисциплины на платформе Moodle обеспечивает перевод «предметно-тематической конструкции содержания обучения в системно-деятельностную» [5, С. 19].

Мультимедийный учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя два учебных модуля, лекционные и практические занятия которых тематически отражают проблемно-теоретический и методико-технологический аспекты курса. Так как одной из компетенций, которые должны быть сформированы у магистров в ходе изучения дисциплины, является общепрофессиональная компетенция, направленная на развитие способности планировать и организовывать взаимодействие между участниками дидактического процесса, то использование именно мультимедийного формата предъявления учебной информации наиболее предпочтительно.

В содержание каждой учебной темы ММ УМКД включены какие-либо элементы мультимедиа: видеолекции, демонстрационные фильмы, мультимедийные презентации, мультимедийные пособия, тесты и т.д. Например, при изучении мнемической системы человека используется видеолекция К. Анохина «Как работает память», мультимедийная презентация «Музыкальная память». Включение видеоматериалов, по мнению С.В. Шпыревой, способствует расширению профессионального кругозора будущих педагогов, обогащению «сферы эмоционально-ценностных отношений» [10, С. 50]. Мультимедийная презентация разработана нами с помощью программы iSpring Suite, которая интегрируется в систему дистанционного обучения Moodle. В презентации представлены слайды с учебным текстом, а также аудио и видеофрагменты к лекционному материалу. Мультимедиа-презентация позволяет студентам получить информацию с помощью видео, аудио и графических данных.

Рассмотрение особенностей сенсорно-перцептивной системы предполагает включение документальных фильмов о воздействии искусства на душу, эмоциональную сферу человека, а также использование аудиозаписей музыкальных произведений с начала нашей эры до современных сочинений как проекции развития искусства музыки одновременно с эволюцией социума, презентаций художественных репродукций, интерактивных справочников по искусству и др. Мультимедийная подача учебной информации по дисциплине «Психология дополнительного образования детей средствами искусства» позволяет магистрам познавать новый материал, накапливать факты, знания и представления о культуре и искусстве, осваивать художественный опыт, что и является главной задачей дополнительного образования наряду с ориентацией «детей и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий» (В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин) [11, С. 56].

Когнитивно-эмоциональную привлекательность учебному процессу придает обращение к мультипликации, например к мультфильму «Картинки с выставки» производства киностудии Союзмультфильм (1984 г.), в котором изобразительный ряд сопровождается музыкой М.П. Мусоргского в исполнении гениального пианиста С. Рихтера. Изучение мотивационной сферы и поведения взрослых и детей иллюстрируется широко известным психологам фильмом «Я и другие» Киевской киностудии научно-популярных фильмов (1971 г.). В компетентностно-ориентированные задания к каждой учебной теме включен просмотр фрагментов занятий искусством в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, в системе дополнительного образования с анализом деятельности педагога и учащихся, наблюдением за работой их психофизиологических систем и т.д. Использование данных мультимедийных технологий, по мнению исследователей О.Ф. Асатрян и Л.Г. Паршиной, «способствует творческой реализации и стимулирует познавательные интересы» магистров [6].

Выводы. Востребованность мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины обусловлена постоянно изменяющимися условиями функционирования информационно-образовательной среды педагогического вуза, влияющими на процесс обучения магистров профиля «Дополнительное образование детей средствами искусства».

Педагогический потенциал и возможности ММ УМКД в практике преподавателей сферы высшего образования заключаются в профессиональной направленности, доступности, интерактивности, систематичности, технологичности, информативности, наглядности и интегрированности представления учебной информации, экономии времени. В процессе использования мультимедийных технологий создается дополнительная психологическая атмосфера, способствующая восприятию и запоминанию материала, привлечению внимания и интереса обучающихся. Это подтверждает целесообразность исследования вопросов проектирования и разработки мультимедийного формата комплексов дисциплин в системе подготовки магистров.

Литература:

1. Бабина, С.А. Использование мультимедийных технологий в процессе предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов / С.А. Бабина, Н.В. Вершинина, Е.А. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 22-27.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 542 с.

3. Концепция развития дополнительного образования детей. - URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 27.05.2022).

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Парфенова, А.С. Использование информационных ресурсов в профессиональной подготовке студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Парфенова Анастасия Сергеевна. - Нижний Новгород, 2010. - 26 с.

6. Паршина, Л.Г. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов / Л.Г. Паршина, О.Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Т. 10. - № 2. - С. 102-108.

7. Сафонов, В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза / В.И. Сафонов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 48-52.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 126] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 27.05.2022).

9. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. - 160 с.

10. Шпырева, С.В. Видеозапись как средство профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шпырева Светлана Владимировна. - Пенза, 2004. - 183 с.

11. Шукшина, Т.И. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3 (31). - С. 56-64.

12. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, 2000. - 176 с.

Педагогика

УДК 376.435

кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Ольга Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Брюховских Людмила Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С

УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье актуализируется необходимость формирования базовых коммуникативных учебных действий (БКУД) у подростков с умеренной умственной отсталостью. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности авторской программы коррекционно-развивающих занятий по формированию БКУД у подростков с умеренной умственной отсталостью.

Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности БКУД конкретизирован их состав -коммуникативные умения. Раскрыт дидактический потенциал коррекционно-развивающей программы по формированию БКУД у обучающихся подросткового младшего подросткового возраста с умеренной умственной отсталостью. Коррекционно-развивающая программа обогащена вариативными организационно-содержательными формами.

С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы блоки реализации программы: учебная деятельность, учебное поведение и социальное взаимодействие. Содержание и логика реализации выделенных блоков программы обоснованы. Представлен общий анализ результатов реализации коррекционно-развивающей программы в рамках этапов опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили результативность разработанной программы.

Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшей разработки и реализации методики формирования БКУД для других возрастных групп и различных степеней умственной отсталости. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только дефектологов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с умственной отсталостью в образовательной практике, а также в условиях семейного образования.

Ключевые слова: базовые коммуникативные учебные действия, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, методика формирования базовых коммуникативных учебных действий, авторская программа коррекционно-развивающих занятий, методика формирования базовых коммуникативных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.