Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Беляева Ольга Леонидовна, Брюховских Людмила Александровна

В статье актуализируется необходимость формирования базовых коммуникативных учебных действий (БКУД) у подростков с умеренной умственной отсталостью. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности авторской программы коррекционно-развивающих занятий по формированию БКУД у подростков с умеренной умственной отсталостью. Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности БКУД конкретизирован их состав - коммуникативные умения. Раскрыт дидактический потенциал коррекционно-развивающей программы по формированию БКУД у обучающихся подросткового младшего подросткового возраста с умеренной умственной отсталостью. Коррекционно-развивающая программа обогащена вариативными организационно-содержательными формами. С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы блоки реализации программы: учебная деятельность, учебное поведение и социальное взаимодействие. Содержание и логика реализации выделенных блоков программы обоснованы. Представлен общий анализ результатов реализации коррекционно-развивающей программы в рамках этапов опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили результативность разработанной программы. Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшей разработки и реализации методики формирования БКУД для других возрастных групп и различных степеней умственной отсталости. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только дефектологов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с умственной отсталостью в образовательной практике, а также в условиях семейного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкерина Татьяна Александровна, Беляева Ольга Леонидовна, Брюховских Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC COMMUNICATIVE LEARNING ACTIONS IN ADOLESCENTS WITH MODERATE MENTAL RETARDATION

The article actualizes the need for the formation of basic communicative learning activities (BCLA) in adolescents with moderate mental retardation. The purpose of the article is a theoretical substantiation and coverage of the effectiveness of the author's program of correctional and developmental classes on the formation of BCLA in adolescents with moderate mental retardation. Comprehension of educational theory and practice made it possible to concretize the understanding of the phenomenon under study. In order to obtain objective ideas about the level of formation of the BCLA, their composition is specified - communication skills. The didactic potential of the correctional and developmental program for the formation of BCLA in students of adolescent younger adolescence with moderate mental retardation is revealed. The correctional-developing program is enriched with variable organizational and substantive forms. Based on a comprehensive analysis of the works of domestic and foreign researchers, the blocks of program implementation are identified and characterized: learning activities, learning behavior and social interaction. The content and logic of the implementation of the selected blocks of the program are justified. A general analysis of the results of the implementation of the correctional and developmental program within the framework of the stages of experimental work is presented. The results obtained confirmed the effectiveness of the developed program. The study of the research problem can be continued in the direction of further development and implementation of the methodology for the formation of BCLA for other age groups and various degrees of mental retardation. The results of the study can be used in professional training, advanced training and retraining of not only speech pathologists, but also other specialists who accompany students with mental retardation in educational practice, as well as in family education.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Выводы. Востребованность мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины обусловлена постоянно изменяющимися условиями функционирования информационно-образовательной среды педагогического вуза, влияющими на процесс обучения магистров профиля «Дополнительное образование детей средствами искусства».

Педагогический потенциал и возможности ММ УМКД в практике преподавателей сферы высшего образования заключаются в профессиональной направленности, доступности, интерактивности, систематичности, технологичности, информативности, наглядности и интегрированности представления учебной информации, экономии времени. В процессе использования мультимедийных технологий создается дополнительная психологическая атмосфера, способствующая восприятию и запоминанию материала, привлечению внимания и интереса обучающихся. Это подтверждает целесообразность исследования вопросов проектирования и разработки мультимедийного формата комплексов дисциплин в системе подготовки магистров.

Литература:

1. Бабина, С.А. Использование мультимедийных технологий в процессе предметно-методической подготовки будущих учителей начальных классов / С.А. Бабина, Н.В. Вершинина, Е.А. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 22-27.

2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Интор, 1996. - 542 с.

3. Концепция развития дополнительного образования детей. - URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 27.05.2022).

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.

5. Парфенова, А.С. Использование информационных ресурсов в профессиональной подготовке студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Парфенова Анастасия Сергеевна. - Нижний Новгород, 2010. - 26 с.

6. Паршина, Л.Г. Мультимедийный проект как средство организации внеаудиторной работы студентов-музыкантов / Л.Г. Паршина, О.Ф. Асатрян // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Т. 10. - № 2. - С. 102-108.

7. Сафонов, В.И. Организация информационного взаимодействия в информационно-образовательном пространстве педагогического вуза / В.И. Сафонов // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 48-52.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 126] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/117 (дата обращения: 27.05.2022).

9. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. - 160 с.

10. Шпырева, С.В. Видеозапись как средство профессиональной подготовки учителей музыки в педагогическом вузе: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шпырева Светлана Владимировна. - Пенза, 2004. - 183 с.

11. Шукшина, Т.И. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе / В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3 (31). - С. 56-64.

12. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, 2000. - 176 с.

Педагогика

УДК 376.435

кандидат педагогических наук, доцент Шкерина Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Ольга Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Брюховских Людмила Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ С

УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье актуализируется необходимость формирования базовых коммуникативных учебных действий (БКУД) у подростков с умеренной умственной отсталостью. Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности авторской программы коррекционно-развивающих занятий по формированию БКУД у подростков с умеренной умственной отсталостью.

Осмысление образовательной теории и практики позволило конкретизировать понимание исследуемого феномена. С целью получения объективных представлений об уровне сформированности БКУД конкретизирован их состав -коммуникативные умения. Раскрыт дидактический потенциал коррекционно-развивающей программы по формированию БКУД у обучающихся подросткового младшего подросткового возраста с умеренной умственной отсталостью. Коррекционно-развивающая программа обогащена вариативными организационно-содержательными формами.

С опорой на всесторонний анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей выделены и охарактеризованы блоки реализации программы: учебная деятельность, учебное поведение и социальное взаимодействие. Содержание и логика реализации выделенных блоков программы обоснованы. Представлен общий анализ результатов реализации коррекционно-развивающей программы в рамках этапов опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты подтвердили результативность разработанной программы.

Изучение проблемы исследования может быть продолжено в направлении дальнейшей разработки и реализации методики формирования БКУД для других возрастных групп и различных степеней умственной отсталости. Результаты исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовки не только дефектологов, но и других специалистов, сопровождающих обучающихся с умственной отсталостью в образовательной практике, а также в условиях семейного образования.

Ключевые слова: базовые коммуникативные учебные действия, обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, методика формирования базовых коммуникативных учебных действий, авторская программа коррекционно-развивающих занятий, методика формирования базовых коммуникативных учебных действий.

Annotation. The article actualizes the need for the formation of basic communicative learning activities (BCLA) in adolescents with moderate mental retardation. The purpose of the article is a theoretical substantiation and coverage of the effectiveness of the author's program of correctional and developmental classes on the formation of BCLA in adolescents with moderate mental retardation.

Comprehension of educational theory and practice made it possible to concretize the understanding of the phenomenon under study. In order to obtain objective ideas about the level of formation of the BCLA, their composition is specified - communication skills. The didactic potential of the correctional and developmental program for the formation of BCLA in students of adolescent younger adolescence with moderate mental retardation is revealed. The correctional-developing program is enriched with variable organizational and substantive forms.

Based on a comprehensive analysis of the works of domestic and foreign researchers, the blocks of program implementation are identified and characterized: learning activities, learning behavior and social interaction. The content and logic of the implementation of the selected blocks of the program are justified. A general analysis of the results of the implementation of the correctional and developmental program within the framework of the stages of experimental work is presented. The results obtained confirmed the effectiveness of the developed program.

The study of the research problem can be continued in the direction of further development and implementation of the methodology for the formation of BCLA for other age groups and various degrees of mental retardation. The results of the study can be used in professional training, advanced training and retraining of not only speech pathologists, but also other specialists who accompany students with mental retardation in educational practice, as well as in family education.

Key words: basic communicative universal educational activities for students with moderate mental retardation, the methodology for the formation of basic communicative educational activities, the author's program of correctional and developmental classes, the methodology for the formation of basic communicative educational activities.

Введение. Одним из значимых целевых ориентиров в области психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью является формирование и развитие у них жизненных компетенций, освоение которых ведет к успешной социализации. В качестве одного из показателей успешной социализации является уровень развития общения и его структурных составляющих (коммуникация, перцепция и интеракция). Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы, позволил придерживаться суждения о том, что у обучающихся с умственной отсталостью стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга, что приводит к нарушению коммуникативной сферы и затрудняет социализированность обучающихся [1; 14; 6; 15-19]. Проблема исследования заключается в поиске коррекционно-педагогических средств, способствующих формированию базовых коммуникативных учебных действий (БКУД) у младших подростков с умеренной умственной отсталостью.

Целью статьи является теоретическое обоснование и освещение результативности коррекционно-педагогических средств, способствующих формированию БКУД у младших подростков с умеренной умственной отсталостью.

Изложение основного материала статьи. Под КУД обучающихся с умственной отсталостью понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, отражающие способности осуществлять коммуникацию со взрослыми и сверстниками в различных образовательных и социальных ситуациях [4, С. 29-30]. С опорой на анализ исследований в области диагностики БУД обучающихся с умственной отсталостью, в частности с опорой на структурные и содержательные составляющие исследуемого феномена разработана оценочно-диагностическая карта, позволяющая фиксировать уровень сформированности БКУД у обучающихся с умеренной умственной отсталостью [2-4; 7; 10-12].

С целью формирования БКУД у подростков с умеренной умственной отсталостью организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения. Выборку исследования составили обучающиеся 6-7 классов с умеренной умственной отсталостью в количестве 12 человек.

В качестве методики обследования уровня сформированности базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся 6-7 классов с умеренной умственной отсталостью выбран метод экспертных оценок. Экспертами на этапе первичного среза исследовательской работы являются специалисты, ежедневно сопровождающие образовательный процесс с экспериментальной группой обучающихся: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель и воспитатель.

Экспертами определены следующие ситуации наблюдения: прямое наблюдение за обучающимися на уроках: во время объяснения нового материала, во время фронтального вопроса, во время выполнения заданий и работы у доски; прямое наблюдение за обучающимися во время активного и пассивного отдыха на переменах; прямое наблюдение за обучающимися при посещении продленного дня: на прогулках, во время совместных игр, во время изготовления поделок к тематическим выставкам; прямое наблюдение за обучающимися в столовой; прямое наблюдение за обучающимися на подгрупповых занятиях со специалистами; прямое наблюдение за обучающимися во время прихода в школу, в раздевалках и в момент ухода из образовательного учреждения.

Объектом наблюдения являются базовые коммуникативные учебные действия обучающихся, отражающие умения вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в образовательных и социальных ситуациях, проявлять адекватные эмоциональные реакции со взрослыми и сверстниками в образовательных и социальных ситуациях и осуществлять конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в образовательных и социальных ситуациях. Более детализированный состав представлен в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в части содержательного раздела по варианту 2 [13].

Анализ результатов диагностических наблюдений позволил прийти к выводам о том, что у обучающихся 6-7 классов с умеренной умственной отсталостью преобладает в основном средний и низкий уровни сформированности БКУД (высокий уровень сформированности БКУД выявлен у одного обучающегося (на нижней границе уровня)), в частности обучающиеся испытывают затруднения при вступлении в контакт, при работе в парах, на вопросы отвечают частично, инициативу в общении не проявляют; затрудняются использовать мимику и жесты в контексте образовательной или социальной ситуаций; обращаться к взрослым и одноклассникам с просьбами (молча сидят в затруднительной ситуации), оказывать взаимопомощь; отвлекаются, с трудом концентрируются на учебном задании, требуется многократное повторение, прямые подсказки, затрудняются повторить и объяснить как понимается задание; не всегда обращаются к товарищам по имени, в основном не помогают и не сопереживают; на успехи и неудачи одноклассников не всегда проявляют адекватную реакцию, могут как сопереживать, как и радоваться, принимают позицию партнера в паре, выражают свои желания; договариваться и приходить к компромиссу, требуется прямое вмешательство взрослого, но объективное мнение принимают, на уступки соглашаются, в основном не конфликтны.

Таким образом, с опорой на анализ полученных результатов по итогам констатирующего эксперимента в группе

обучающихся 6-7 классов, научной психолого-педагогической литературы разработана и реализована программа коррекционно-развивающей работы по формированию БУД у обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уроках учебного предмета «Основы коммуникации» [5; 8; 9]. Настоящая программа рассчитана на 34 занятия, 1 раз в неделю.

Результативность занятий повышается посредством организационно-содержательной формы: специально разработанной рабочей тетради; творческих заданий (раскрашивание, аппликации, вырезание и вклеивание картинок, оформление открыток); организации урока по принципу «круглого стола»; парное взаимодействие; участия игрушки куклы-помощника Гнома Гномыча; применение элементов сказкотерапии (используется деревянная магнитная доска, персонажи сказок выполнены из дерева и крепятся на доску); выполнения заданий с кругами Эйлера.

На уроках учебного предмета «Основы коммуникации» создаются различные ситуации: учебные, игровые и бытовые, посредством которых обогащается опыт общения обучающихся.

В урок, кроме конкретной темы, включаются сквозные компоненты: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико-грамматические упражнения, культура общения. Речевые гимнастики, разыгрывание сказок по ролям, упражнения в изменении темпа речи, мимики лица, обеспечивающих формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Введенные в структуру программы игр и игровых упражнений позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой. Использование методов обучения: сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Наряду с традиционными методами обучения, такими, как рассказ и объяснение, в реализации программы необходимо использовать инновационные методы: игра, метод погружения, метод игрового проектирования. Рассказ и объяснение совмещаются с показом и демонстрацией, погружением в ситуацию, закреплению в игре - это способствует формированию целостной картины. В процессе применения наглядных методов обучения мы рекомендуем вовлекать в работу руки обучающихся (зарисовки, вырезание, раскладывание карточек, перекладывание наглядного материала, аппликации). Во время беседы целесообразно использовать вопросно-ответный прием для усвоения учебного материала. В ходе беседы с обучающимся с ОВЗ, учителю следует исправлять неточности их речи, аграмматизмы, требовать от обучающихся полных и выразительных ответов. Вопросы, задаваемые обучающимся, должны быть логически взаимосвязаны.

Задачи по формированию базовых коммуникативных учебных действий сформированы из блоков:

I блок «Учебная деятельность» включает умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс), слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту.

II блок «Учебное поведение» включает умения, такие как сотрудничать со взрослыми и обучающимися в разных социальных ситуациях, обращаться за помощью и принимать помощь.

III блок «Социальное взаимодействие» направлен на формирование умений использовать общепринятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с окружающими, договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Организация начала урока и актуализация знаний играет важную роль, так как является этапом подготовки обучающихся к восприятию новых знаний. На данном этапе можно применять приемы по созданию ситуации удивления, проблемной ситуации, короткой самостоятельной работой (ребус, загадка, кроссворд). Основная часть урока включает в себя постановку цели и задачи урока, объявление темы урока, объяснение нового материала и закрепление знаний. Изучение нового материала следует начинать с вводной беседы. Объяснение нового материала должно быть подано только после того, как обучающиеся настроились на урок, очень хорошо на данном этапе применять наглядные средства обучения, ключевые моменты выделяются понижением голоса. Закреплять знания помогают задания на раскрашивание, выписывание в тетрадь, заполнение таблиц, сравнение одного с другим, вырезание картинок, интересных фактов их газет и журналов с дальнейшим вклеиванием в тетрадь. На данном этапе урока используются также дидактические игры и упражнения, работа в парах. После основной части, на этапе рефлексии и выявляется уровень понимания и осознания обучающимися содержания материала урока. Каждый из обучающихся размышляет о своем состоянии на уроке: понятен ли был материал, что нового обучающийся узнал на уроке, испытывал ли трудности, все ли он успевал сделать. Поскольку обучающиеся с умственной отсталостью в умеренной степени испытывают сложности в высказываниях, в помощь учитель может предложить схему рассказа.

Учитель задает вопрос: «Для чего нужны эти знания, которые вы получили на уроке?». На этапе подведения итогов учитель анализирует активность и деятельность обучающихся на уроке, используя слова похвалы и мотивации в отношении обучающихся. Виды и формы контроля: - текущий (устный опрос); - промежуточный (метод экспертных оценок).

Выявление результативности программы коррекционно-развивающих занятий по формированию БКУД проводилось с использованием метода экспертных оценок. Анализ результатов экспертного оценивания показал незначительную положительную динамику в уровне сформированности исследуемого феномена, отмечается снижение проявления показателей по низкому уровню сформированности по таким БКУД как умение вступать в контакт и взаимодействовать с учителем, с учениками, с классом и умение следовать нормам социального взаимодействия с одноклассниками и учителем и повышение показателей по высокому уровню сформированности БКУД (четверо обучающихся перешли со среднего уровня на высокий уровень (нижняя граница уровня)).

Выводы. Обоснован дидактический потенциал коррекционно-развивающей программы по формированию БКУД и доказана ее результативность. Требуется разработка индивидуальных образовательных маршрутов по формированию БКУД у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях реализации разработанной коррекционно-развивающей программы в пролонгированные сроки для повышения ее результативности.

Литература:

1. Агаева, И.Б. Организационно-педагогические условия реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И.Б. Агаева, Л.П. Уфимцева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1 (35). - С. 99-104.

2. Галкина, В.А. Современное содержание обучения умственно отсталых школьников: формирование базовых учебных действий / В.А. Галкина // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 5. - С. 570-572.

3. Глухих, Н.И. Изучение уровня сформированности коммуникативных базовых учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Н.И. Глухих // Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. - 2020. - С. 221-223.

4. Диагностика коммуникативных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью / Т.А. Шкерина, А.В. Жарова, В.С. Розинкевич, К.Т. Филиппова // Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - Красноярск. - 2021. - № 57(3). - С. 27-37.

5. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л.Б. Баряева, С.Ю. Ильина, Г.Ф. Нестерова, В.П. Шиянова // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 56-58.

6. Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости / А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (1). - С. 38-52.

7. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 / А.В. Мамаева, Т.С. Антонова, К.Ю. Денисова, С.Ю. Килина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2019. -№ 48(2). С. 41-51.

8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева [и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва: Владос, 2007. - 181 с.

9. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

10. Оценка сформированности коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью / И.В. Хабарова, Т.М. Кознева, Л.В. Смирнова, П.А. Жеднина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. -№ 44 (2). - С. 22-30.

11. Оценка сформированности базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся основной школы с легкой умственной отсталостью в условиях введения ФГОС / О.А. Козырева, Е.А. Иванова, Е.Ю. Гивиряк, О.П. Новичук, Р.Г. Шимонина // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 197-200.

12. Петрова, М.В. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / М.В. Петрова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. - № 4. - С. 92-96.

13. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.03.2022).

14. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: кол. монография / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда [и др.]. - Красноярск, 2016. - 304 с.

15. Astramovich, R.L., Lyons C., Hamilton N.J. Play therapy for children with intellectual disabilities // Journal of Child and Adolescent Counseling. - 2015. - Is. 1 (1). - P. 27-36. DOI: 10.1080/23727810.2015.1015904

16. Braaten, E.B. Intellectual disability, assessment of children with mild intellectual disorders. In: The SAGE Encyclopedia of Intellectual and Developmental Disorders, 2018. doi: 10.4135/9781483392271.n259

17. Drysdale, J., Casey J., Porter-Armstrong A. Effectiveness of training on the community skills of children with intellectual disabilities // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. - 2008. - Is. 15 (4). - P. 247-255. DOI: 10.1080/11038120802456136

18. Hatton, Ch. Pragmatic language skills in people with intellectual disabilities: A review // Journal of Intellectual & Developmental Disability. - 1998. - Is. 23 (1). - P. 79-100. DOI: 10.1080/13668259800033601

19. Iacono, T.A., Waring R.E., Chan J.B. Sampling communicative behaviours in children with intellectual disability in structured and unstructured situations // International Journal of Language & Communication Disorders. - 1996. - Is. 31 (2). -P. 106-120. doi: 10.3109/13682829609042215

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Фунтикова Виктория Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Петрова Валерия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Текущие тенденции цифровизации в области образовательной деятельности, а также активные трансформации технологий в области менеджмента, способствовали возникновению новых подходов в организации учебного процесса и преподавании дисциплин управленческого характера. Цифровая трансформация образования предполагает наличие у выпускника -управленца базовых навыков работы с информацией, необходимой для решения задач, связанных с индивидуальной и совместной работой, взаимодействием в коллективе организации, для создания и редактирования нового контента, для решения концептуальных, технических и практических проблем и т.д. В этих условиях возникает необходимость изменения и актуализации рабочих программ дисциплин учебных планов с целью внесения и добавления в их содержание использование различных цифровых технологий и инструментов, освоение и владение которыми поможет быстрее освоить дисциплину.

В статье описан прикладной характер применения цифровых инструментов применительно к преподаванию управленческих дисциплин на примере дисциплины «персональный менеджмент».

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровой инструмент, рабочая программа дисциплины, персональный менеджмент.

Annotation. The current digitalization trends in the field of educational activities, as well as the active transformation of technologies in the field of management, have contributed to the emergence of new approaches to organizing the educational process and teaching management disciplines. The digital transformation of education implies that a graduate-manager has the basic skills to work with information necessary to solve problems related to individual and joint work, interaction in the organization's team, to create and edit new content, to solve conceptual, technical and practical problems, etc. Under these conditions, it becomes necessary

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.