УДК 378:004 й01: 10.17238^1998-5320.2021.15.3.16
Е. А. Носков12, Е. В. Лопанова2, Н. В. Герова3
'Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, г. Москва, Российская Федерация
2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация 3Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация
Организационные формы и методы использования цифрового образовательного контента в области обеспечения национальной безопасности в цифровой информационно-образовательной среде
Аннотация. В современных условиях развития образования принципиальное значение приобретает информатизация подготовки студентов в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования, что требует разработки соответствующего цифрового образовательного контента и обоснования структуры учебно-методического комплекса информатизации подготовки по учебной дисциплине. Исходными положениями в разработке цифрового образовательного контента для подготовки студентов педагогических специальностей в области обеспечения национальной безопасности в русле дидактико-технологической парадигмы информатизации образования являются представления об учебно-методическом комплексе как целостной системе программных средств, все элементы которого взаимосвязаны благодаря единой информационной основе и разработаны в соответствии с методикой обучения при соблюдении единой концепции профессиональной подготовки студентов в конкретной образовательной организации. Предложена структура учебно-методического комплекса информатизации подготовки по учебному курсу, алгоритм работы с каждым элементом УМК. Обоснован типовой комплект средств информатизации подготовки по учебному курсу. Рассмотрена структура учебного пособия, реализованного в виде цифрового контента, содержание его текстовой и компьютерной частей.
Ключевые слова: цифровая информационно-образовательная среда, цифровой образовательный контент, учебно-методический комплекс информатизации подготовки по учебной дисциплине.
Дата поступления статьи: 2 сентября 2021 г.
Для цитирования: Носков Е. А., Лопанова Е. В., Герова Н. В. (2021). Организационные формы и методы использования цифрового образовательного контента в области обеспечения национальной безопасности в цифровой информационно-образовательной среде // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 135-141. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.202l.l5.з.l6.
Проблема и цель. Чтобы достичь поставленных дидактических целей и обеспечить достижение педагогического результата, преподаватель и студенты должны иметь доступ к адекватно и полно представленной учебной информации. Информационная составляющая в современных условиях образовательного процесса в вузе приобретает всё большее значение. Задача эта не нова, в условиях информатизации обучения она решалась использованием в учебном процессе программных педагогических продуктов - дидактических средств, разработанных для реализации определённой методики обучения. Чаще методика использования программных продуктов разрабатывалась под уже готовые. В качестве основы программно-методического обеспечения выступал программно-методический комплекс, состоящий из программных продуктов и методики их применения в процессе обучения [1, 2, 3].
В вузах Российской Федерации такой подход заслуженно занимает значительное место; в то же время нельзя не отметить ряд серьезных недостатков этого подхода.
В связи с тем, что определённая методика обучения предмету ориентирована на достижение тактических целей, использование программно-методического комплекса в условиях информатизации учебного процесса позволяет решать лишь достаточно узкие дидактические задачи [4, 5].
Далее, методика проведения отдельных видов учебных занятий в рамках изучаемой предметной области приводит к созданию узкоспециальных программно-методических комплексов, что не позволяет широко использовать такие комплексы в других вузах. Кроме того, как правило, программно-методические комплексы, предназначенные для изучения конкретной
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
учебной дисциплины, решают лишь часть стратегических задач профессиональной подготовки специалистов и не всегда находят место в единой дидактической системе.
Использованию в информационно-образовательной среде вуза программно-методических комплексов по дисциплине не способствует и тот факт, что программные продукты, входящие в состав программно-методического комплекса, зачастую создаются на разной программно-технической базе; как следствие, это не способствует системной интеграции программно-методических комплексов в единой информационно-образовательной среде [6, 7].
Ещё один минус: как правило, при использовании программно-методических комплексов применяются исключительно компьютерные методы обучения; в связи с этим учебные материалы и методические разработки как дидактические средства в таких комплексах отсутствуют [8, 9].
Современный этап информатизации образования требует перехода от информационных технологий, основанных на слабо интегрированном программном обеспечении, к информационным и коммуникационным технологиям на базе распределённых и глобальных вычислительных сетей и интеллектуальных систем. Вузы России ориентированы на организацию образовательного процесса в условиях широкомасштабной информатизации, создание цифровой информационно-образовательной среды [7, 10, 11]. А значит, информационная составляющая может быть реализована в вузе на основе применения учебно-методических комплексов информатизации подготовки по учебной дисциплине.
Методология и методы. Методология исследования выстраивается с учётом необходимости построения современной и безопасной цифровой информационно-образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней в современном обществе массовой коммуникации и глобализации. Проектирование цифровой информационно-образовательной среды для определённого учебного предмета, курса, дисциплины, модуля осуществляется на основе положений теорий обучения периода цифровой трансформации образования: теории конвергенции педагогической науки и информационных технологий, теории трансфер-интегративных зон научной об-
ласти информатизации образования, модели и условий обеспечения интеллектуализации учебной деятельности субъектов образовательного процесса на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий [12, 13, 14]. Исходными положениями в разработке цифрового образовательного контента для подготовки студентов педагогических специальностей в области обеспечения национальной безопасности в русле дидактико-технологической парадигмы информатизации образования являются представления об учебно-методическом комплексе как целостной системе программных средств, все элементы которого взаимосвязаны благодаря единой информационной основе и разработаны в соответствии с методикой обучения при соблюдении единой концепции профессиональной подготовки студентов в конкретной образовательной организации [15].
Результаты. Учебно-методический комплекс информатизации подготовки по учебной дисциплине представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом методику обучения [4].
В составе учебно-методического комплекса рабочая программа реализуется в педагогическом программном продукте, представляющем собой гипертекстовую структуру (интерфейс), созданную на основе единого стандартного языка форматирования документов HTML. Это означает, что каждый из разделов программы имеет многоуровневую (многослойную) композицию, управляемую с помощью системы «Меню» (навигации по программе).
Изучение дисциплины необходимо начать с ознакомления с рабочей программой (РП) дисциплины. Ссылка на рабочую программу всегда доступна в личном кабинете на главной странице. На этапе вхождения пользователя в программный продукт он попадает в его главное меню, в котором отражены все разделы программы. Выбрав нужный раздел программы, обучающийся имеет возможность перейти на следующий, более локальный уровень, и ознакомиться с его содержанием. С этого уровня пользователь имеет воз-
можность перейти на еще более конкретный уровень или вернуться в главное меню. Например, войдя через главное меню в раздел «Содержание», обучающийся попадает в подменю, включающее разделы учебного курса «Национальная безопасность в сфере образования в условиях цифровой трансформации»: 1) «Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования»; 2) «Содержание учебно-воспитательного компонента подготовки в условиях цифровой трансформации образования»; з) «Обеспечение здоровьесбере-жения личности в современном обществе массовой сетевой коммуникации и глобализации»; 4) «Современные теории обучения и образовательные технологии, реализующие содержание обеспечения национальной безопасности в сфере образования»; 5) «Специфика современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней в современном обществе массовой сетевой коммуникации и глобализации»; 6) «Обеспечение информационной и технологической безопасности в современном обществе массовой коммуникации и глобализации»; 7) «Содержание педагогико-эргономиче-ских требований к педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий».
В каждом из разделов через пункты подменю можно выбрать интересующую тему и перейти на более низкий уровень, чтобы изучить категории и понятия данной темы. Чтобы ознакомиться с определением, необходимо навести курсор на выбранную категорию и активизировать его с помощью «мыши». Возвращение в главное меню осуществляется по обратному маршруту. Таким же образом можно изучать другие разделы рабочей программы. Не существует жёстко закреплённой последовательности изучения разделов рабочей программы; порядок следования по темам определяется личным интересом студента. Таким образом, обучающийся сам выстраивает свой индивидуальный образовательный маршрут в подготовке в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования, обеспечивая для себя реализацию информационной и систематизирующей функций обучения.
Открыв файл РП, обучающийся прежде всего внимательно просматривает тематический план
учебного курса и знакомится с содержанием лекционных и практических занятий.
После этого обучающемуся необходимо перейти к изучению теоретического материала по учебному курсу, изложенного в учебниках и учебных пособиях. Электронная информационно-образовательная среда вуза обеспечивает доступ к изданиям электронных библиотечных систем для поиска нужной учебной литературы по прямым ссылкам.
Следующий компонент курса представлен контрольной работой, включающей реферат и два практических задания. При переходе по ссылке открывается список заданий.
Готовые файлы обучающийся загружает в элемент «Контрольная работа», далее нажимает «Добавить ответ на задание». В открывшееся окно необходимо загрузить файл, затем нажать кнопку «Сохранить».
После этого контрольная работа проверяется преподавателем. Положительная оценка за контрольную работу является необходимым условием допуска обучающегося к итоговому тесту по учебной дисциплине.
Следующим элементом учебно-методического комплекса является учебное пособие, реализованное в виде цифрового контента (УП-ЦК), в котором представлено научное содержание учебного курса. Особенностью его представления является то, что его использование даёт возможность активного информационного взаимодействия в цифровой информационно-образовательной среде. В этих условиях изменяются требования к современному учебнику: наряду с традиционными появляются специфические.
В связи с тем, что учебное пособие, реализованное в виде цифрового контента, являясь частью учебно-методического комплекса, должно стать частью дидактической системы, реализующей цели профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения национальной безопасности в сфере образования, предполагается его неразрывная дидактическая связь с другими элементами комплекса. УП-ЦК предполагает широкое использование в учебном процессе разнообразных форм и методов обучения, наличие глоссария (толковый словарь понятий и терминов, употребляемых при подготовке студентов педагогических специальностей в области национальной безопасности в сфере образования).
Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches .„issN_1998-532°(Print)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
Еще одно требование, которому должно удовлетворять учебное пособие, реализованное в виде цифрового контента, - активизация самостоятельной работы обучающихся, обеспечение возможности развития познавательной мотивации, выбора индивидуальной траектории обучения в зависимости от целей и сложности решаемых учебных задач. Следовательно, структура и содержание УП-ЦК должны предусматривать возможности самоуправления познавательной деятельностью обучающихся.
Исходя из этих требований в рамках учебно-методического комплекса учебного курса «Национальная безопасность в сфере образования в условиях цифровой трансформации» была реализована следующая структура учебного пособия, реализованного в виде цифрового контента.
Курс лекций как часть УП-ЦК содержит не только основное научное содержание учебного курса, но и методические рекомендации по самостоятельному изучению материала с использованием других элементов УМК как своеобразный путеводитель по курсу, предлагающий рекомендации обучающимся по выбору наиболее рациональной траектории изучения материала путём использования на каждом этапе определённых элементов УМК. В составе текстового
- встроенная система навигации по содержанию дисциплины, что позволяет быстро осуществлять поиск нужной информации и управлять познавательной деятельностью обучающихся. Таким образом, помимо информационной и самообразовательной дидактических функций, реализуются функции координации и управления.
На основе интерфейса Windows-2000 и пакета Microsoft Office-10 (графический редактор PowerPoint-1o) реализованы программные продукты УМК учебного курса «Национальная безопасность в сфере образования в условиях цифровой трансформации» - цифровые конспекты лекций и электронный альбом схем и наглядных пособий.
Конспекты лекций, представленные в цифровом виде, - наборы динамических и статических слайдов по каждой из тем учебного курса, сопровождаемые подкадровыми пояснениями: краткое изложение, основные понятия темы и их трактовка, графическое изложение материала
- схемы, сторителлинг и др. Обязательно наличие структурно-логических схем изучения темы,
которые формируют у обучающихся ориентировочную основу действий по усвоению учебного материала. Представленные на слайдах план изучения темы, структура учебных вопросов, основные категории и определения соответствуют графу изучения темы, разработанному преподавателем на этапе отбора и структурирования содержания дисциплин.
Альбом электронных схем и наглядных пособий по учебному курсу представляет собой динамические слайды, размещённые в определённых разделах, соответствующих темам и модулям курса.
В цифровой информационно-образовательной среде, реализованной на базе средств ИКТ, существенно изменяется деятельность педагога: на смену репродуктивной деятельности по передаче обучающимся знаний, умений и опыта их реализации приходит информационно-учебная деятельность по проектированию информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Так, преподаватель при разработке альбома электронных схем предусматривает определённую последовательность выведения элементов схемы на экран монитора. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся просматривать материалы (схемы, рисунки, презентации, пособия) в свободном режиме, определяя траекторию самостоятельно. Обучающийся может в любом разделе цифрового альбома просмотреть все схемы одного из разделов; возможен выбор определённой схемы с помощью предложенного меню списка.
В УМК учебного курса «Национальная безопасность в сфере образования в условиях цифровой трансформации» как средства информационной поддержки включены информационно-справочная система и практикум по дисциплине, реализованный в цифровом виде. Информационно-справочная система представлена глоссарием с цифровой гипертекстовой структурой, назначением которого является расширение тезауруса обучающихся в области национальной безопасности в сфере образования. Обучающийся может набрать нужное слово в специальном поисковом окне и прочесть его определение. Возможно и последовательное изучение всех имеющихся в словаре понятий. Примечательно, что у обучающихся есть возможность создавать свой собственный словарь посредством внесения дополнений как в
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
определения, так и в перечень понятий. К справочной системе подключены другие словари: по социологии, истории, праву, философии, педагогические и психологические словари.
В практикуме, реализованном в цифровом виде, сосредоточены темы практических и лабораторных занятий, темы для самостоятельного изучения. Для каждого занятия приведены рассматриваемые в рамках темы вопросы, тематика рефератов, ситуационные задания, рекомендованная литература. Методические указания помогают обучающемуся обращаться к другим элементам УМК в процессе работы над темой. Навигация по гипертекстовой структуре способствует быстрому нахождению раздела курса, соответствующей темы, основных понятий, схем, т. п.
При разработке цифрового образовательного контента в области национальной безопасности в сфере образования учтены организационно-технологические принципы организации цифровой информационно-образовательной среды (обеспечения единства способов доступа к образовательным ресурсам, унификации встраиваемого цифрового образовательного контента, актуальной технологичности, универсальности и гибкости).
Выводы. Таким образом, предлагаемая структура цифровой информационно-образовательной среды позволяет проявлять активность
интерактивному информационному ресурсу, функционирующему на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивая интерактивность диалога, компьютерную визуализацию, обработку значительных объёмов информации и др. Информационное взаимодействие в условиях цифровой информационно-образовательной среды обеспечивается психолого-педагогическим воздействием, ориентированным:
- на развитие творческого потенциала индивида;
- на формирование системы знаний и умений в области национальной безопасности;
- на формирование комплекса умений и навыков реализации средств обеспечения национальной безопасности в сфере образования.
Цифровая информационно-образовательная среда становится источником информации семантического и технико-технологического компонентов содержания в области обеспечения национальной безопасности, расширяя возможности режимов работы с ним; интегративный характер информационного взаимодействия осуществляется в условиях открытого образования посредством использования информационного потенциала цифровой информационно-образовательной среды.
Источники
1. Сластенин В. А.. Образцов П. И.. Виленский В. Я.. Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе М. : Изд-во Юрайт, 2019. 258 с.
2. Касторнова В. А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. М. : Академия информатизации образования, 2019. № 1. С. 92-102.
3. Gerova N.. Lapenok M. Sheina I. (2017) Education information interaction in a group on the basis of smart technologies. Smart Education and e-Learning, 2017, vol. 75, pp. 282-291.
4. Лапенок М. В. аучно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения : на примере подготовки учителей : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 : защ. 06.06.2014 : [место защиты: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования] / Лапенок Марина Вадимовна. М., 2014. 43 с.
5. Robert I. V., Polyakov V. pp.. Kozlov O. A. (2018) Information security of the personality of the subjects of the educational process. SHS Web of Conferences, 2018, vol. 55. pp. 03011. DOI:10. 1051/shsranf/20185503011 (WoS).
6. Osadchuk O. L., Lopanova E. V., Savina N. V. (2020) Development of students' information skills during project-based learning. Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020, pp. 12199.
7. Омаров О. А., Омарова Н. О., Омарова П. Х. Современные направления развития вузовского образования : коллектив. монограф. / отв. ред. А. Ю. Новикова. Ульяновск : Зебра, 2019. 500 с.
8. Шихнабиева Т. Ш., Рамазанова И. М.. Ахмедов О. К. Использование интеллектуальных методов и моделей для совершенствования информационных систем образовательного назначения // Мониторинг. Наука и технологии. Махачкала : Центр сопряженного мониторинга окр. среды и природных ресурсов, 2015. № 2 (23). С. 71-77.
9. Yalamov G., Shikhnabieva T. (2018) Intelligent Adaptive Information Systems for Educational Purposes// International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018), 2018, vol. 288, pp. 26-31.
10. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Романов В. А. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза // Образование и наука. М. : Изд-во РГППУ, 2017. Т. 19. № 4. С. 169-183.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Sciences
11. Trubina I. I., Shutikova M. I., Braines A. A.. Dzamykhov A. Kh., Dzamykhova M. T. (2019) Monitoring The Assessment Of Student Educational Performance: Information Aspects. In: Education Environment for the Information Age - 2019 (EEIA-2019). International conference. Moscow, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2019, pp. 932-938.
12. Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. М., 2019. № 3. С. 16-26.
13. Robert I. V. (2018) Didactic-technological paradigms in informatization of education. SHS Web of Conferences, 2018, vol. 55, pp. 03014. DOI: 10.1051/shsranf/20185503014 (WoS).
14. Роберт И. В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2018. № 2 (32). С. 64-76.
15. Роберт И. В. Интеллектуализация интерактивного взаимодействия обучающегося и обучающего со средствами информатизации (на примере алгоритмизации обучения) // Ученые записки ИИО РАО. М. : ИИО РАО, 2015. № 56. С. 5-25.
Информация об авторах
Носков Евгений Алексеевич
Кандидат военных наук. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (127994, РФ, г. Москва, Садовая-Сухаревская ул., 16, К-51, ГСП-4). Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-9852-6531. E-mail: [email protected]
Лопанова Елена Валентиновна
Доктор педагогических наук, профессор. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-1222-0129. Scopus Author ID: 57189101568. WoS Researcher ID: AAC-4610-2020. E-mail: [email protected]
Герова Наталья Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики, вычислительной техники и методики преподавания информатики. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина (390000, РФ, г. Рязань, ул. Свободы, 46). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7946-1226. E-mail: [email protected]
E. A. Noskov12, E. V. Lopanova2, N. V. Gerova3
'Federal Service for Supervision in Education and Science, Moscow, Russian Federation 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation 3Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan, Russian Federation
Organizational forms and methods of using digital educational content in the field of national security in the digital information and educational environment
Abstract. In the current conditions of education development, informatization of student training in the area of national security in the field of education is of fundamental importance, which requires the development of appropriate digital educational content and substantiation of the structure of the educational and methodological complex of educational discipline information support. The underlying assumptions in the development of digital educational content for the training of students of pedagogical specialties in the field of ensuring national security in line with the didactic and technological paradigm of informatization of education are ideas about the educational and methodological complex as a holistic framework of software tools, all elements of which are interconnected through a unified information base and developed in accordance with the plan of educational technology, while respecting the unified concept of professional training of students in a particular educational organization. The structure of teaching methods of information support of training course and algorithm of work with each element of educational materials are offered. A standard set of training course information support tools is substantiated. The structure of the digital manual and the content of its text and computer parts are considered.
Keywords: digital information and educational environment; digital educational content; educational and methodological complex of educational discipline information support.
Paper submitted: September 2, 2021.
For citation: Noskov E. A., Lopanova E. V., Gerova N. V. (2021) Organizational forms and methods of using digital educational content in the field of national security in the digital information and educational environment. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 135-141. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.3.i6.
References
1. Slastenin V. A., Obraztsov pp. I., Vilensky V. Y., Uman A. I. (2019) Technologies of vocational-oriented education in higher education. Moscow, Yurait Publ., 2019, 258 p. (In Russian).
2. Kastornova V. A. (2019) Methodological features of using intelligent software tools for systematization and control of knowledge. Pedagogical Informatics, 2019, no. 1, pp. 92-102. (In Russian).
3. Gerova N., Lapenok M., Sheina I. (2017) Education information interaction in a group on the basis of smart technologies. Smart Education and e-Learning. 2017, vol. 75, pp. 282-291. doi:10. 1007/978-3-319-59451-4_28 (In Russian).
4. Lapenok M. V. (2014) Scientific and pedagogical foundations for the creation and use of electronic educational resources of the information environment of distance learning (on the example of teacher training). Abstr. thesis of Doctor Sci. (Ped). 13.00.02. M., 2014. 43 p. (In Russian).
5. Robert I. V., Polyakov V. pp., Kozlov O. A. (2018) Information security of the personality of the subjects of the educational process. SHS Web of Conferences, 2018, vol. 55, pp. 03011. DOI: 10.1051/shsconf/20185503011 (WoS). (In English).
6. Osadchuk O. L., Lopanova E. V., Savina N. V. (2020) Development of students' information skills during project-based learning. Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020, pp. 12199. (In English).
7. Omarov O. A., Omarova N. O., Omarova pp. H. (2019) Modern directions for the development of university education. Collective monograph. Executive editor A. Y. Novikova. Ulyanovsk, Zebra Publ., 2019, 500 p.
8. Shikhnabieva T. S., Ramazanova I. M., Akhmedov D. C. Using intelligent methods and models to improve educational information systems/Monitoring. Science and technology, 2015, no. 2 (23), pp. 71-77. (In Russian).
9. Yalamov G., Shikhnabieva T. (2018) Intelligent Adaptive Information Systems for Educational Purposes. International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018), 2018, vol. 288, pp. 26-31. (In English).
10. Privalov A. N., Bogatyreva Yu. I., Romanov V. A. (2017) Methodological approaches to the organization of a safe information and educational environment of the university. Education and science. 2017, vol. 19, no. 4, pp. 169-183. (In Russian).
11. Trubina I. I., Shutikova M. I., Braines A. A., Dzamykhov A. Kh., Dzamykhova M. T. (2019) Monitoring The Assessment Of Student Educational Performance: Information Aspects. In: Education Environment for the Information Age - 2019 (EEIA - 2019). International conference. Moscow, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2019, pp. 932-938. (In English).
12. Robert I. V. (2019) Didactic of the Digital Information Technology Era. Professional Education, 2019, no. 3, pp. 16-26. (In Russian).
13. Robert I. V. (2018) Didactic-technological paradigms in informatization of education. SHS Web of Conferences, 2018, vol. 55, pp. 03014. DOI: 10.1051/shsconf/20185503014 (WoS). (In English).
14. Robert I. V. (2018) Convergent Education: Origins and Perspectives. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2018, no. 2 (32), pp. 64-76. (In Russian).
15. Robert I. V. Intellectualization of the interactive interaction of the student and the student with the means of informatization (on the example of the algorithmization of training). Scientific Notes of the Research Institute of the Russian Academy of Educational Sciences, 2015, no. 56, pp. 5-25. (In Russian).
Information about the authors
Evgenij A. Noskov
Cand. Sc. (Military). Federal Education and Science Supervision Agency (16 Sadovaya-Suharevskaya St., Moscow city, K-51, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation). Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9852-6531. E-mail: [email protected]
Elena V. Lopanova
Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1222-0129. Scopus Author ID: 57189101568. WoS Researcher ID: AAC-4610-2020. E-mail: [email protected]
Natalia V. Gerova
Dr. Sc. (Pedagogy), Professor of the Department of Informatics, Computer Engineering and Methods of Computer Science Teaching. Ryazan State University named for S. Yesenin (46 Svobody St., Ryazan, 390000, Russian Federation). ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7946-1226. E-mail: [email protected]
© Е. А. Носков, Е. В. Лопанова, Н. В. Герова, 2021