Научная статья на тему 'Цифровые ресурсы для изучения русского языка дошкольниками: сценарий интеграции'

Цифровые ресурсы для изучения русского языка дошкольниками: сценарий интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РЕЧИ / БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЦЕНАРИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вафина Алсу Хадиевна, Садыкова Гульнара Василевна, Каюмова Альбина Рамилевна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

Введение . В данной статье приводится сценарий интеграции цифровых ресурсов по обучению русскому языку в систему формирования коммуникативных навыков детей-билингвов в возрасте от трех до семи лет в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы статьи представляют апробированный результат практической реализации цифровизации образовательного процесса для успешной реализации интегрированного обучения в ходе языкового развития детей дошкольного возраста. Цель : представить сценарий интеграции электронных ресурсов в работу дошкольного учреждения для эффективного развития речи детей-билингвов 3-7 лет на русском языке. Результаты и обсуждения . Авторы представляют способы реализации подобного подхода, а также предлагают основные рекомендации для наиболее успешного формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе реализации деятельностного подхода, основанного на применении электронных ресурсов. Представленный сценарий основан на результатах исследования, проведенного в детских садах Республики Татарстан в 2018-2019 годах в ходе эксперимента по изучению эффективности внедрения цифровых технологий в систему дошкольного обучения и развития. Заключение . Данная модель интеграции нацелена на оказание методической помощи специалистам в области дошкольного образования в сфере преподавания русского языка как неродного, как второго языка, как языка наследия. Методические рекомендации, содержащиеся в данной статье, призваны способствовать улучшению цифровизации образования с целью приближения способов и методов обучения в Российской Федерации к международным стандартам в области формирования коммуникативных навыков в билингвальной и полилингвальной социокультурной среде.Introduction . The article presents pedagogical and methodological recommendations for integrating digital learning resources into the system of communicative skills construction aimed at Russian language learners aged 3-7 in preschool educational institutions. The authors present a field-tested model and scenario of its productive implementation into the curriculum of Russian-language development of preschool children. Purpose : the purpose of this article is to present and discuss the scenario of integrating digital learning resources into the Russian language curriculum of preschool educational institutions for bilingual children aged 3-7 years. Results and discussion . The authors of the project demonstrate the scenario for practicing the Russian language technology-assisted teaching and present their methodological recommendations for the effective development of communicative skills via active approach based on digital resources. The scenario is based on the research conducted in kindergartens in the Republic of Tatarstan in 2018-2019, which enabled to field-test the model for implementing digital resources into the system of preschool education. Conclusion . The presented scenario is aimed to assist the educators teaching Russian as a foreign, second or heritage language in preschool educational institutions. The methodological recommendations presented in this article are intended to support the digitalization of language education and to apply and localize most effective and well-recognized techniques and methods of language teaching/learning in the context of Russian preschool education focusing on the speech development in biand multilingual sociocultural environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вафина Алсу Хадиевна, Садыкова Гульнара Василевна, Каюмова Альбина Рамилевна, Галимзянова Ильхамия Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые ресурсы для изучения русского языка дошкольниками: сценарий интеграции»

УДК 81-13 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-161-167

Цифровые ресурсы для изучения русского языка дошкольниками:

сценарий интеграции А. Х. Вафина1, Г. В. Садыкова1, А. Р. Каюмова1, И. И. Галимзянова2

1 Казанский федеральный университет, 2 Казанская консерватория им. Н. Г. Жиганова, г. Казань, Россия

Введение. В данной статье приводится сценарий интеграции цифровых ресурсов по обучению русскому языку в систему формирования коммуникативных навыков детей-билингвов в возрасте от трех до семи лет в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы статьи представляют апробированный результат практической реализации цифровизации образовательного процесса для успешной реализации интегрированного обучения в ходе языкового развития детей дошкольного возраста. Цель: представить сценарий интеграции электронных ресурсов в работу дошкольного учреждения для эффективного развития речи детей-билингвов 3-7 лет на русском языке. Результаты и обсуждения. Авторы представляют способы реализации подобного подхода, а также предлагают основные рекомендации для наиболее успешного формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе реализации деятельностного подхода, основанного на применении электронных ресурсов. Представленный сценарий основан на результатах исследования, проведенного в детских садах Республики Татарстан в 2018-2019 годах в ходе эксперимента по изучению эффективности внедрения цифровых технологий в систему дошкольного обучения и развития. Заключение. Данная модель интеграции нацелена на оказание методической помощи специалистам в области дошкольного образования в сфере преподавания русского языка как неродного, как второго языка, как языка наследия. Методические рекомендации, содержащиеся в данной статье, призваны способствовать улучшению цифровизации образования с целью приближения способов и методов обучения в Российской Федерации к международным стандартам в области формирования коммуникативных навыков в билингвальной и полилингвальной социокультурной среде.

Ключевые слова: развитие русской речи, билингвальное обучение, сценарий, интеграция, цифровые ресурсы, дошкольное образование.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-29-09128.

Для цитирования: Вафина А.Х., Садыкова Г.В., Каюмова А.Р., Галимзянова И.И. Цифровые ресурсы для изучения русского языка дошкольниками // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 2. С. 161-167. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-161-167

Digital learning resources for studying Russian by preschoolers:

a scenario of integration

A. H. Vafina1, G. V. Sadykova1, A. R. Kayumova1,1.1. Galimzyanova2

1 Kazan Federal University, 2 Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, Kazan, Russia

Introduction. The article presents pedagogical and methodological recommendations for integrating digital learning resources into the system of communicative skills construction aimed at Russian language learners aged 3-7 in preschool educational institutions. The authors present a field-tested model and scenario of its productive implementation into the curriculum of Russian-language development of preschool children. Purpose: the purpose of this article is to present and discuss the scenario of integrating digital learning resources into the Russian language curriculum of preschool educational institutions for bilingual children aged 3-7 years. Results and discussion. The authors of the project demonstrate the scenario for practicing the Russian language technology-assisted teaching and present their methodological recommendations for the effective development of communicative skills via active approach based on digital resources. The scenario is based on the research conducted in kindergartens in the Republic of Tatarstan in 2018-2019, which enabled to field-test the model for implementing digital resources into the system of preschool education. Conclusion. The presented scenario is aimed to assist the educators teaching Russian as a foreign, second or heritage language in preschool educational institutions. The methodological recommendations presented in this article are intended to support the digitalization of language education and to apply and localize most effective and well-recognized techniques and methods

of language teaching/learning in the context of Russian preschool education focusing on the speech development in bi- and multilingual sociocultural environment.

Keywords: Russian speech development, bilingual education, scenario, integration, digital resource, preschool education.

Acknowledgements: the reported study was funded by RFBR according to the research project No. 17-29-09128.

For citation: Vafina A.Kh., Sadykova G.V., Kayumova A.R., Galimzyanova I.I. Digital learning resources for studying Russian by preschoolers: a scenario of integration. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 2, pp. 161-167. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-2-161-167 (In Russ.).

Введение

Информационная обучающая языковая среда выступает в качестве действенного средства, необходимого для формирования российской этнокультурной идентичности у детей в раннем возрасте [1; 4]. Тогда как целенаправленный процесс по изучению русского языка в цифровом формате способствует значительному количественному увеличению числа заинтересованных участников межкультурного диалога, где в качестве основного средства коммуникации выступает русский язык. Как показывают результаты научных изысканий в данной области [3; 7; 8], внедрение подобного продукта в деятельность дошкольного образовательного учреждения стимулирует процесс укрепления позиции русского языка в би-лингвальном и полилингвальном пространстве.

В данной статье представлен анализ основных форм интеграций электронных ресурсов в систему дошкольного образования, реализуемых в Республике Татарстан в 2018-2019 годах. В рамках исследования была изучена система уроков и внеклассных мероприятий, рассмотрены основные формы взаимодействия педагогов с родителями, а также проводилось анкетирование педагогов.

Целью статьи является представление сценария интеграции цифрового образовательного ресурса в деятельность дошкольного учреждения, а также разработка рекомендаций для педагогов дошкольного образования по эффективному внедрению электронных ресурсов в образовательную деятельность по развитию русской речи.

Материалы и методы

Представляемые данные основываются на эмпирических данных, полученных в ходе исследования в 2018 и 2019 годах, проводимых в рамках гранта Российского фонда фундаментальных ис-

следований (Проект № 17-29-09128). Исследование проводилось на девяти образовательных площадках на территории Республики Татарстан: в семи государственных детских садах (г. Казань, пгт. Богатые Сабы, пос. Тюлячи, г. Зеленодольск), одном частном детском центре (г. Казань) и в рамках домашнего обучения (пгт Богатые Сабы). В качестве участников исследования выступили дети-билингвы дошкольного возраста и их педагоги (воспитатели, педагоги по обучению русскому языку и в одном случае - родитель).

Основной метод сбора и обработки данных -качественный. В роли ключевого метода сбора информации выступил современный метод троичного ассистирующего протокола (triadic scaffold protocol), разработанного и успешно апробированного американским ученым К. Мескилл [7]. Данный метод позволил провести видеофиксацию с последующим анализом взаимодействия педагога, ученика и мультимедийного материала (цифрового обучающего объекта). Кроме этого были использованы следующие источники данных: 1) опросник для воспитателей (количество респондентов - 57); 2) интервью с педагогами (воспитателем\родителем), проводящими занятия по развитию русской речи и социокультурных компетенций с использованием цифрового обучающего объекта (количество интервьюируемых -6 человек); 3) базы данных сети Интернет, нормативные документы, научная литература.

В данном исследовании важнейшей доминантой является концепт социальной ситуации развития, где обучающие объекты, в том числе цифровые, являются частью окружающей действительности ребенка, влияющей на его развитие. В предлагаемой модели ЦОО рассматриваются как стимулы-средства [2], берущие на себя роль опосредующего звена и способствующие эффективному усвоению речевых навыков. Следуя идеям Л. С. Выготского,

процесс обучения понимался как социально ориентированное взаимодействие [6].

Результаты и обсуждение

Результаты исследования, проведенного на определенных выше экспериментальных площадках, позволили выделить следующие основные этапы, необходимые для успешной интеграции электронных ресурсов в систему дошкольного образования и воспитания по развитию русской речи в деятельность педагогического коллектива, вовлеченного в процесс формирования коммуникативных навыков воспитанников-билингвов на русском языке:

1. Определение тематических блоков, целесообразных при изучении русского языка с применением цифровых электронных ресурсов.

2. Формирование электронной базы данных по развитию русской речи.

3. Составление программы и разработка ка-лендарно-тематического плана по развитию русской речи с применением цифровых электронных ресурсов.

4. Реализация интегрированного обучения с применением цифровых ресурсов в поурочной деятельности.

5. Проведение открытых мероприятий (семинары, конференции, утренники) в рамках интегрированного обучения.

Этапы интеграции

1. Определение тематических блоков, целесообразных при изучении русского языка с применением цифровых электронных ресурсов

Тематические блоки, отбираемые для реализации интегрированного обучения по развитию русской речи, должны соответствовать психолого-педагогическим особенностям ребенка-дошкольника, а также отвечать его потребностям, необходимым для социализации в полилингваль-ной и билингвальной среде [1; 4; 5]. В данном случае целесообразным представляется определение ключевых доминант, связанных с осознанием себя и своей роли в окружающем мире. Вместе с тем, отбираемый материал должен соответствовать уровню языкового развития дошкольного на определенном этапе его развития. В связи с этим предлагается опираться на тематические блоки, предлагаемые для изучения в соответствии с учебным планом дошкольного образовательного учреждения. Результаты эксперимента доказали, что на данном этапе при опре-

делении ключевых тематических блоков необходимо отталкиваться от содержания программы по развитию речи, принятой в данном регионе. Такая ориентация на действующую программу позволит педагогу дополнить уже имеющийся материал в рамках действующей программы, и вместе с тем, усилит мотивационное поле в пределях изучаемых тем, что в свою очередь будет способствовать интенсификации процесса вовлечения в речевую деятельность на русском языке детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Так, в Республике Татарстан обучение русскому языку детей-билингвов ведется на основе на основе учебно-методического комплекта «Изучаем русский язык», разработанного коллективом авторов под руководством Гаффаровой Сабили Мулла-нуровны1. В рамках данного учебного комплекса мы предлагаем выделить для реализации интегрированного обучения следующие тематические блоки: «Я и моя семья»; «Мой дом»; «Животный мир»; «Праздники»; «Растительный мир»; «Еда»; «Растительный мир»; «Мои игрушки»; «Мой дом -Россия». Результаты исследования показали, что именно данные темы выступают в качестве универсальных с точки зрения, как лексической наполняемости, так и методических условий, необходимых для реализации деятельностного подхода для создания виртуальной реальности в процессе развития коммуникативных навыков средствами русского языка.

Каждый из определенных тематических блоков реализуется поэтапно и поступательно на соответствующих ступенях обучения (младшая, старшая, средняя и подготовительная группы). В связи с этим, основной интерес педагога в ходе цифровизации процесса языкового развития направлен на наличие тематических вариации и форм реализаций в виртуальном пространстве в соответствии с языковыми возможностями и психофизиологическими особенностями возраста дошкольника-билингва.

2. Формирование электронной базы данных по развитию русской речи

Выявленные тематические блоки определяют траекторию работы педагогического коллектива по формированию цифровой базы, необходимой

1 Изучаем русский язык: методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста / под ред. С.М. Гаффаровой. Казань : Татарское республиканское изд-во «ХЭТЕР», 2011. 300 с. URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/ file/pub/pub_145481.pdf (дата обращения: 28.11.2019).

для реализации интегрированного обучения, в рамках которого обучающий процесс будет представлять собой целенаправленное воздействие на социокультурное развитие средствами русской речи со стороны не только педагога, но и электронного образовательного ресурса.

В данном случае основными критериями выступают:

- доступность лексического и синтаксического контента определяемого ресурса возрастным особенностям;

- информативная и иллюстративная насыщенность электронного продукта;

- наличие интерактивной игровой коммуникации, заложенной в цифровую программу.

Соответствие формируемой цифровой базы заявленным критериям будет гарантом наличия мотивационного поля, необходимого для приобщения дошкольника, проживающего в полилинг-вальном регионе (в том числе и национальной республике) Российской Федерации и за ее пределами к богатству русского языка, сокровищам великой русской культуры. Тем самым это позволит оказывать адресную помощь каждому субъекту, вовлеченному в процесс развития и социокультурного становления дете- билингвов и полилинг-вов в возрасте от трех до семи лет. Электронные ресурсы, выбранные педагогом по обучению русскому языку для интеграции, должны отвечать следующим методическим требованиям: интерактивный ресурс отвечает интересу и особенностям восприятия детей определенной возрастной группы (3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет), способствует формированию и совершенствованию социокультурных навыков детей дошкольного возраста, имеет заданную траекторию развития, намечающую поступательность в формировании коммуникативных навыков в рамках изучаемых тем.

В процессе реализации эксперимента было выявлено, что, несмотря на наличие большого количества продуктов, призванных оказать помощь в овладении русским языком, количество ресурсов, которые бы позволили проводить обучение системно, а также реализовать процесс оценки результатов обучающего, ограничено. Было выявлено, что среди представленного разнообразия электронных программ по формированию русской речи только два ресурса позволяют реа-лизовывать процесс обучения комплексно и позволяют выстроить траекторию развития коммуникативных навыков в соответствии с потребностями

обучаемого. В качестве таковых были определены следующие два источника: 1) «Онлайн-школа «Живые сказки»1; 2) ^ША - онлайн-сервис для интеллектуального развития детей2. В качестве дополнительного материала, необходимого для стимулирования интереса к языку дошкольников-билингвов, а также формирования более интенсивного усвоения материала, рекомендуем воспользоваться развивающими залданиями в игровой форме, размещенными на интернет-портале «Образование на русском». В частности, рекомендуем такие ресурсы, как «Игровая площадка»3 и «Школьный двор»4.

3. Составление программы и разработка календарно-тематического плана по развитию русской речи с применением цифровых электронных ресурсов

Представленный этап имеет решающее значение в процессе практической реализации определяемой цели по формированию интегрированного обучения. В рамках календарно-тематического плана определяется логически структурированная система по развитию навыков русской речи и социокультурных компетенций. Представленный план должен отражать этапы речевого развития ребенка-дошкольника, а также содержать детализированную информацию о том, какие электронные ресурсы, обучающие программы являются наиболее целесообразными для изучения определенной темы. На этом этапе сформированная цифровая база по развитию русской речи интегрируется в программу дошкольного образования. Отражение интеграции цифрового обучения в календарно-тематическом плане способствует осуществлению обязательного условия образовательного процесса: непрерывности и преемственности.

4. Реализация интегрированного обучения с применением цифровых ресурсов в поурочной деятельности

Реализация интегрированного языкового обучения дошкольников в возрасте 3-7 лет, в рамках

1 Живые сказки: Проект онлайн-школы по русскому языку «Живые сказки» для детей дошкольного возраста, проживающих как в России, так и за рубежом, и нуждающихся в совершенствовании русской разговорной речи. URL: https://skazki.pushkminstitute.ru/ (дата обращения: 28.11.2019).

2 IQMKA - онлайн сервис для интеллектуального развития детей URL: https://iqsha.ru (дата обращения: 28.12.2019).

3 Игровая площадка. URL: http://rus4chld.pushkininstitute.ru/ #/playingfield/game (дата обращения: 28.11.2019).

4 Школьный двор. URL: http://rus4chld.pushkininstitute.ru/#/ schoolyard/poslovitchi (дата обращения: 28.11.2019).

которого традиционная урочная форма обучения сочетается с внедрением виртуальной среды для языкового развития, гарантирует возможность реализации троичного партнерства на всех стадиях дошкольного обучения и развития детей. Подобная форма обучения обуславливает универсальность содержания и характера реализации образовательного процесса, осуществляемого средствами русской речи: формирование ребенка дошкольного возраста посредством диалога культур как цивилизованной и позитивной формы межкультурного взаимодействия, происходит в неразрывном единстве с процессом приобщения обучаемого к русским культурным ценностям и нормам [9]. На этом этапе реализуется универсальный механизм модернизации системы дошкольного образования посредством привлечения компьютерных технологий. Разработки в области компьютерного дизайна, цифрового моделирования и программирования позволяют разнообразить основные методы работы педагога по развитию русской речи. Внедрение в педагогический процесс информационной образовательной среды, разработанной в соответствии с научно-педагогическими требованиями, учитывающей возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста 3-7 лет, способствует совершенствованию педагогический условий, необходимых для расширения присутствия русского языка и образования на русском языке в би-и полилингвальных регионах Российской Федерации, а также в иностранных государствах, где проживают дети выходцев из России.

Механизм приобщения ребенка-билингва к русскоязычному культурному наследию осуществляется в процессе интерактивного полилога на русском языке как основном средстве коммуникации при взаимодействии трех участников в образовательной цепи: обучаемый - обучающий - программа. Введение трехчастной структуры коммуникации в процесс обучения расширяет источник получения информации. Высокая степень визуализации и интерактивная насыщенность образовательного продукта оказывает неоценимую помощь педагогу в усилении игрового компонента в образовательном процессе [10]. Расширение возможностей в осуществлении деятельностного подхода при применении цифрового продукта способствует качественному улучшению освоения приобретенных навыков и их автоматизации.

5. Проведение открытых мероприятий (семинар, конференция, утренник) в рамках интегрированного обучения

Обмен опытом по внедрению цифровых технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения по формированию русской речи позволит обеспечить современное педагогическое сообщество практическим сценарием для осуществления дальнейших научных и методических разработок в области создания программного образовательного продукта, нацеленного на языковое развитие и социокультурное становление обучаемого.

Подобная деятельность способствует улучшению педагогических компетенций участников образовательного процесса в области цифрови-зации педагогического процесса. Расширение представления педагогов и родителей о методах и технологиях использования информационных продуктов в процессе языкового развития и социокультурного становления детей дошкольного возраста необходимо осуществлять комплексно, посредством конференций, симпозиумов, семинаров, обучающих вебинаров, в том числе и в режиме синхронной коммуникации. Подобный опыт целесообразно внедрять и в практический модуль программ повышения квалификации по интеграции электронных ресурсов по русскому языку и культуре в дошкольное образование. В свою очередь это позволит подготовить профессиональных специалистов, владеющих формами работы с цифровыми и дистанционными технологиями. Применение современных мультимедийных информационных технологий обеспечит доступность качественного аутентичного материала по русскому языку и культуре полилингвальным регионам Российской Федерации, а также зарубежным школам, где происходит процесс обучения детей дошкольного возраста русскому языку.

Заключение

Цифровые образовательные ресурсы на русском языке, в том числе те, что находятся в открытом доступе в сети Интернет, могут и должны способствовать развитию речи и социокультурных компетенций детей, для которых русский язык не является родным или не является первым основным языком общения в семье. Вместе с тем исследования говорят о том, что лишь незначительная часть таких ресурсов отвечают основным требованиям, необходимым для интеграции

цифрового продукта по развитию русской речи в процесс педагогической деятельности. Внедрение цифровых ресурсов в педагогический процесс по развитию речи детей средствами русского языка требует объединения усилий всего коллектива детского образовательного учреждения: методиста, психолога, логопеда, педагогов и родителей. Предлагаемый сценарий интеграции циф-

ровых технологий в процесс обучения русскому языку и русской культуре детей-билингвов, проживающих в полилингвальных регионах Российской Федерации, реализует комплексный подход к реализации педагогического процесса, способствует усилению мотивации субъекта образовательного процесса к языковому и социокультурному развитию средствами русского языка.

Литература

1. Вафина А.Х., Садыкова Г.В., Каюмова А.Р. Цифровая образовательная среда в процессе обучения дошкольника русскому языку как неродному // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 20-24. DOI:10.30914/2072-6783-2018-12-4-20-24

2. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4. 433 c. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984 (дата обращения: 28.11.2019).

3. Мифтахова А.Н., Яппарова В.Н. Современные электронные образовательные ресурсы для обучения русскому языку как иностранному детей // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: междунар. конф.: VI Бодуэновские чтения (Казан. федер. ун-т, 18-21 окт. 2017 г.): тр. и матер.: в 2 т. / под общ. ред.: К.Р. Галиуллина, Е.А. Горобец, Д.А. Мартьянова, Г.А. Николаева. Казань : Изд-во Казан. ун-та. 2017. Т. 1. 308 с. URL: https://kpfu.ru/baudouin2017/sbornik-trudov-konferencii (дата обращения: 28.11.2019).

4. Andersen R., Ponti M. Participatory pedagogy in an open educational course: challenges and opportunities // Distance education. 2014. Т. 35. №. 2. P. 234-249. D0I:/10.1080/01587919.2014.917703

5. Kagan O., Dillon K. Heritage language education: Development of the Field in the United States. Language teaching. 2018. № 51 (4). P. 485-503. D0I:10.1017/S0261444818000241

6. Marginson S., Dang T. Vygotsky's sociocultural theory in the context of globalization // Asia Pacific Journal of Education. 2017. Т. 37. № 1. 116-129. DOI: 10.1080/02188791.2016.1216827

7. Meskill C. Triadic scaffolds: Tools for teaching English language learners with computers. 2005. Т. 8. № 4. С. 46-59. Available at: https://www.learntechlib.org/p/74436/ (assessed 28.11.2019).

8. Sadykova G., Kayumova A., Vafina A. Living up to Users' Expectations: Designing Multimodal Digital Resources for Young Russian Learners // EDULEARN18 Proceedings 10th International Conference on Education and New Learning Technologies Palma, Spain. 2-4 July, 2018. P. 4769-4773. DOI: 10.21125/edulearn.2018.1185

9. Sadykova G., Vafina A. & Kayumova A. Promoting dialogue of cultures in digital learning objects for young bilingual learners // EDULEARN18 Proceedings 10th International Conference on Education and New Learning Technologies Palma, Spain. 2-4 July, 2018. P. 4948-4952. DOI: 10.21125/edulearn.2018.1225

10. Segers E., Verhoeven L. Long-term effects of computer training of phonological awareness in kindergarten // Journal of Computer Assisted Learning. 2005. № 21 (1). P. 17-27.

References

1. Vafina A.Kh., Sadykova G.V., Kayumova A.R. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v protsesse obucheniya doshkol'nika russ-komu yazyku kak nerodnomu [Digital learning environment in the process of teaching Russian as a non-native language to preschoolers]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 20-24. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-20-24 (In Russ.).

2. Vygotsky L.S. Sobranie soch. [Collected Works]. V 6 t. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, vol. 4, 433 p. Available at: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984 (assessed 28.11.2019). (In Russ.).

3. Miftakhova A.N., Yapparova V.N. Sovremennye elektronnye obrazovatel'nye resursy dlya obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu detei [Modern electronic educational resources for teaching children Russian as a foreign language]. I. A. Boduen de Kurtene i mirovaya lingvistika: mezhdunar. konf.: VIBoduehnovskie chteniya = I. A. Baudouin de Courtenay and World Linguistics: International Conference: VI Baudouin Readings (Kazan Feder. Un-ty, October 18-21, 2017): works and mater.: in 2 vol., ed. by K.R. Galiullina, E.A. Gorobets, D.A. Martyanova, G.A. Nikolaeva. Kazan, Kazan Un-ty Publ., 2017, vol. 1, 308 p. Available at: https://kpfu.ru/baudouin2017/sbornik-trudov-konferencii (assessed 28.11.2019). (In Russ.).

4. Andersen R., Ponti M. Participatory pedagogy in an open educational course: challenges and opportunities. Distance education, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 234-249. DOI: 10.1080/01587919.2014.917703 (In Eng.).

5. Kagan O., Dillon K. Heritage language education: Development of the Field in the United States. Language teaching, 2018, no. 51 (4), pp. 485-503. DOI:10.1017/S0261444818000241 (In Eng.).

6. Marginson S., Dang T. Vygotsky's sociocultural theory in the context of globalization. Asia Pacific Journal of Education, 2017, vol. 37, no. 1, pp. 116-129. DOI: 10.1080/02188791.2016.1216827 (In Eng.).

7. Meskill C. Triadic scaffolds: Tools for teaching English language learners with computers. 2005, vol. 8, no. 4, pp. 46-59. Available at: https://www.learntechlib.org/p774436/ (assessed 28.11.2019). (In Eng.).

8. Sadykova G., Kayumova A., Vafina A. Living up to Users' Expectations: Designing Multimodal Digital Resources for Young Russian Learners. EDULEARN18 Proceedings 10th International Conference on Education and New Learning Technologies Palma, Spain. 2-4 July, 2018, pp. 4769-4773. DOI: 10.21125/edulearn.2018.1185. (In Eng.).

9. Sadykova G., Vafina A. & Kayumova A. Promoting dialogue of cultures in digital learning objects for young bilingual learners. EDULEARN18 Proceedings 10th International Conference on Education and New Learning Technologies Palma, Spain. 2-4 July, 2018, pp. 4948-4952. DOI: 10.21125/edulearn.2018.1225. (In Eng.).

10. Segers E., Verhoeven L. Long-term effects of computer training of phonological awareness in kindergarten. Journal of Computer Assisted Learning, 2005, no. 21 (1), pp. 17-27. (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 5.04.2020 г.; принята к публикации 20.05.2020 г.

Submitted 5.04.2020; revised 20.05.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Вафина Алсу Хадиевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, г. Казань, Россия, ORCID ГО: 0000-0002-65737842, alsu_vafina@mail.ru

Садыкова Гульнара Василевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии, заместитель директора по международной деятельности, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, г. Казань, Россия, ORCГО ГО: 0000-0003-1868-8336, gsadykov@fpfu.ru

Каюмова Альбина Рамилевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации, г. Казань, Россия, ORCID ГО: 0000-0001-6231-3983, alЫ980@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Галимзянова Ильхамия Исхаковна

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, г. Казань, Россия, ORCГО ГО: 0000-0002-4394-666Х, Шagalim@rambler.ru

About the authors Alsu H. Vafina

Ph. D. (Philology), Associate Professor of the Department of Russian and World Literature, Kazan Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan, Russia, ORCID ID: 0000-0002-6573-7842, alsu_vafina@mail.ru

Gulnara V. Sadykova

Ph. D. (Philology), Associate Professor of the Department of Germanic Philology, Deputy Director for International Affairs and Development, Kazan Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan, Russia, ORCID ID: 0000-0003-1868-8336, gsadykov@kpfu.ru

Albina R. Kayumova

Ph. D. (Philology), Associate Professor of the Department of Romance and Germanic Philology, Kazan Federal University, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan, Russia, ORCID ID: 0000-0001-6231-3983, alb1980@yandex.ru

Ilkhamiya I. Galimzyanova

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Kazan State Conservatory named after N. G. Zhiganov, Kazan, Russia, ORCID ID: 0000-0002-4394-666X,

illagalim@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.