УДК 81 -13 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-20-24
Цифровая образовательная среда
в процессе обучения дошкольника русскому языку как неродному А. Х. Вафина, Г. В. Садыкова, А. Р. Каюмова
Казанский федеральный университет, Казань
Введение. В статье представлены основные результаты экспериментального внедрения цифровой образовательной среды «Онлайн-школа "Живые сказки" по русскому языку для детей 3-5 лет» в детские дошкольные образовательные учреждениях Республики Татарстан. Данный электронный ресурс разработан коллективом ученых Казанского Федерального университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Целевой федеральной программы «Русский язык» на 2016-2020 годы. Цель. Представить результаты эксперимента по внедрению цифрового образовательного продукта «Онлайн-школа «Живые сказки» в программу дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан. Результаты и обсуждения. Авторы проекта доказывают высокий образовательный потенциал данного цифрового продукта при реализации современной концепции преподавания, основанной на трехчастном партнерстве «ребенок - педагог - цифровая образовательная программa». Отличительной особенностью реализуемого проекта является его практикоориентрованность, что создает высокую мотивацию при овладении дошкольниками в возрасте от трех до пяти лет русским языком как основным средством межкультурной коммуникации. Виртуальная образовательная среда имитирует естественные потребности ребенка-дошкольника: ориентация на игру, состязательность в процессе добывания знания, яркость, красочность, наглядность, интерактивность презентации материала. Четкая структурированность содержательных блоков, тематическая обусловленность, соответствие разработанных заданий индивидуальным потребностям обучаемого делают данный цифровой продукт универсальным для использования и применения его не только во время групповых, но и индивидуальных занятий с воспитанниками. Заключение. Результаты эксперимента призваны способствовать успешной модернизации системы современного дошкольного образования путем внедрения высокотехнологичных продуктов в процесс обучения русскому языку как объединяющему средству в формировании общекультурных компетенции в полилингвальных регионах Российской Федерации, а также реализовать продвижение русского языка как основного средства общения для детей, проживающих за пределами Российской Федерации и нуждающихся в позитивной социализации на основе осуществления межкультурной коммуникации средствами русского языка.
Ключевые слова: дошкольное образование, цифровая образовательная среда, онлайн-школа, информатизация образования, межкультурная коммуникация, русский язык как иностранный, русский как второй язык.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №№ 17-29-09128.
Digital learning environment in the process of teaching
preschoolers Russian as a second language
A. Kh. Vafina, G. V. Sadykova, A. R. Kayumova
Kazan Federal University, Kazan
Introduction. The article presents the main results of the experimental integration of the digital learning environment "Online school 'Living fairytales' aimed at Russian language learners aged 3-5" into the curriculum of pre-school educational institutions of the Republic of Tatarstan. This digital resource was created by a team of scientists of the Kazan Federal University with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as a part of federal target program "Russian Language" for 2016-2020. Purpose. The purpose of this article is to present the results of the experiment on the integration of the digital learning product "online Russian language school 'Living fairy tales' (Zhyvyje Skazky)", into the curriculum of pre-school educational institutions of the Republic of Tatarstan. Results and discussion. The authors of the project prove the high educational potential of this digital product in the implementation of modern teaching concept based on the three-part partnership "child-teacher-digital learning program". A distinctive feature of the integrated project is its practical orientation, which creates a high motivation for preschool children aged three to five years in mastering the Russian language as the main means of intercultural communication. The virtual learning environmentimitates the natural needs of a preschool child: focus on the game, competitiveness in the process of obtaining knowledge, brightness, colorMness, visibility, interactive presentation of the material. The clear structuring of content blocks, thematic conditionally, the correspondence of the developed tasks to the individual needs of the trainee make this digital product universal in use not only for group practicing, but also for individual classes with pupils. Conclusion. The results of the experiment are intended to contribute to the successful modernization of the system of modern preschool education by introducing high-tech products into the process of teaching Russian as a uniting tool in the formation of general cultural competences in the multilingual regions of Russia, as well as promoting the Russian language as the main communication tool for children living abroad and who need positive socialization through the integration into Russian-language communication.
Keywords: pre-school education, digital learning environment, online school, informatization of education, intercultural communication, Russian as a foreign language, Russian as a second language.
Acknowledgements: the reported study was funded by RFBR according to the research project № 17-29-09128.
© Вафина А. Х., Садыкова Г. В., Каюмова А. Р., 2018
Введение. Одним из условий для осуществления эффективного образовательного процесса в области коммуникации является использование таких методических приемов и педагогических технологий, которые будут имитировать те же естественные формы восприятия и добывания информации, какими пользуется представитель современного социума. Отправной точкой для педагога-исследователя в данном случае является то, что в процессе целенаправленного обучения должна воспроизводиться такая форма коммуникации, которая будет напрямую зависеть от возможностей осуществления вербального и визуального обмена информацией с применением высокотехнологичных продуктов [1; 4; 5].
Целью данной статьи является представление результатов эксперимента по использованию цифрового образовательного продукта «Онлайн-школа «Живые сказки»1, проведенного в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Материалы и методы. Современная педагогика должна создавать и применять в системе образования такие методы и приемы, которые будут отвечать запросам субъекта образовательного процесса [2], жизнь которого немыслима без присутствия в нем компьютеризированных систем и устройств. Подобная специфика восприятия информации обуславливает поиск наиболее эффективных форм передачи знания обучаемому с самых первых дней его вовлечения в образовательно-воспитательный процесс. В данном случае востребованным становится передача знаний субъекту образовательного процесса при помощи привычных для него цифровых форм добывания информации.
Отличительная особенность такого подхода заключается в возможности осуществления практикоориентированного обучения посредством создания виртуальной реальности, наиболее приближенной к интересам обучаемого и способствующей воссозданию учебной ситуации, максимально приближенной к его индивидуальным запросам [6; 10]. В данном случае использование комбинирования «традиционного» обучения (педагог-обучаемый) с обучением при помощи
1 Живые сказки: Проект онлайн-школы по русскому языку «Живые сказки» для детей дошкольного возраста, проживающих как в России, так и за рубежом, и нуждающихся в совершенствовании русской разговорной речи. URL: https://skazki.pushkimnstitute.ru/ (дата обращения: 08.05.2018).
компьютерных программ позволяет вовлечь воспитанника в информационное общество. Такой подход позволяет развить интеллектуальный и творческий потенциал обучаемого. Преимущество комбинированного обучения заключается в том, что процесс социализации обучаемого происходит в более ускоренной форме благодаря наличию высокого образовательного потенциала электронных ресурсов [8] в организации совместной деятельности по осуществлению форм коммуникации с имитацией естественной ситуации общения.
Еще одним краеугольным камнем является тот факт, что такой подход обучения с применением цифровых технологий осуществляется в полилинг-вальном обществе, которое на данной стадии отошло от стереотипа национальной и этнической изолированности субъекта в процессе его развития.
Результаты и обсуждение. Результаты эффективности реализации подобного подхода к обучению были выявлены в ходе реализации эксперимента по использованию цифровой обучающей среды при обучении русскому языку как неродному и как второму языку на образовательных площадках по дошкольному образованию в Республике Татарстан Российской Федерации. Для создания виртуальной среды по развитию коммуникативных навыков была использована программа «Онлайн-школа для дошкольников "Живые сказки"», разработанная коллективом исследователей-филологов, методистов и педагогов Казанского Федерального университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Целевой федеральной программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.
Данный продукт ориентирован на языковое развитие детей в возрасте от трех до пяти лет. Уникальность предлагаемого проекта заключается в его универсальности [7], поскольку формирование навыков общения на русском языке как неродном и как втором языке происходит в неразрывном единстве с формированием социокультурных компетенций обучаемого [3], что в свою очередь обуславливает комплексность подхода к формированию личности ребенка дошкольного возраста [6].
Реализация обучения в рамках онлайн-школы проводится как при обучении детей в группе, так и при индивидуальной работе родителя с ребенком дошкольного возраста. В рамках реализации эксперимента на данный момент обучение русскому
языку как второму проходят воспитанники муниципального детского сада «Шоколад» поселка городского типа Сабы РТ (группа детей трех-че-тырех лет (19 человек) и группа детей в возрасте четырех-пяти лет (20 человек), русскому языку как неродному воспитанники частного международного полилингвального детского сада «Бала-Сити» (г. Казань) (группа детей трех-четырех лет (4 ребенка) и группа детей в возрасте четырех-пяти лет (6 детей). Для выявления положительной динамики в процессе социализации ребенка с родным нерусским языком общения посредством русского языка как основного средства общения были привлечены два родителя для проведения индивидуального семейного обучения по данной программе для детей в возрасте четырех лет (2 человека). Общее количество участников эксперимента составил 51 ребенок дошкольного возраста от трех до пяти лет.
Выявленные отличительные особенности, позволяющие судить об эффективности данного продукта при обучении русскому как второму языку и как неродному при осуществлении процесса обучения в группе, сводятся к следующему.
Применение компьютерной технологии позволило снизить регуляторную функцию педагога и усилить самостоятельную деятельность самого воспитанника, тем самым педагог смог наиболее успешно реализовать свою функцию фасилитатора.
Высокая информативная насыщенность по предоставлению информации о социокультурных особенностях, определяющих менталитет русскоязычного общества, позволила воспитанникам в наглядной форме овладеть не только самим языком как средством межкультурного общения, но и овладеть иноязычной культурной компетенцией. Данное обстоятельство свидетельствует о реализации основной цели обучения коммуникации, когда язык выступает средством добывания информации.
В экспериментальных группах наметился качественный рост в процессе социализации воспитанников. Испытуемые открыты к восприятию ранее незнакомых реалий, они уверенно задают уточняющие вопросы, охотно участвуют в виртуальном диалоге-расспросе.
Дети, которые участвуют в эксперименте, имеют более богатый словарный запас по сравнению с детьми, обучение русскому языку которых производилось традиционным способом без использования цифрового продукта. При этом содержа-
ние пассивного словаря у данной группы детей на 12 процентов выше, по сравнению с обучающимися в других группах. Этот фактор позволяет судить не только о качественном, но и количественном показателе эффективности применения цифровой образовательной среды в процессе социокультурного становления дошкольника как гражданина полилингвального общества, осуществляемого посредствам русского языка как инструмента межкультурной коммуникации.
Преимущества применения «Онлайн-школы "Живые сказки"» для семейного обучения определяются ее ярко выраженным компенсаторным характером. В данном случае необходимым условием является требование, предъявляемое к уровню языковой компетентности самого родителя. Необходимо, чтобы родитель владел русским языком не ниже уровня B1 согласно общеевропейской шкале уровней владения языком (Independent level) Подобное требование к уровню владения языком родителя продиктовано тематическим и сюжетно-структурным оснащением цифрового продукта. Формирование русскоязычной социокультурной компетенции осуществляется на основе знакомства дошкольника с приключениями его виртуальных сверстников Маши и Миши, сопровождаемых их друзьями - Домовым и Змеем Горынычем.
Компенсаторная функция цифрового продукта сводится к восполнению педагогической и филологической компетентностей. Наличие методических рекомендаций, которыми снабжена программа, заданность виртуального маршрута и поэтапность освоения материала компенсируют отсутствие специального профильного образования инструктора-родителя. Еще одним проявлением функции замещения является наличие возможности овладения ребенком правильной русской речью при наличии акцента, наблюдаемого при общении родителя на русском языке. Правильная речь с выдержанными интонационными паузами, с соблюдением фразового ударения и сегментного рисунка речи позволяют обучаемому совершенствовать как фонематический слух, так и практиковать навык общения в условиях, максимально приближенных к русскоязычному социокультурному окружению.
Заключение. Результаты данного эксперимента свидетельствуют об успешности применения новой этики в осуществлении межкультурного общения средствами русского языка как неродного
и русского языка как второго языка общения. Перераспределение ролей в процессе обучения и языкового развития дошкольника обусловлены особенностями процессом глобализации. Проникновение информационно-коммуникативных технологий в жизнь современного социума определяет опосредованную значимость информационной социализации при осуществлении коммуникативного развития дошкольника. За педагогом
Литература
закрепляется роль помощника и проводника, направляющего самостоятельный деятельност-ный процесс приобщения к культурным ценностям осуществляемый посредством тройственного партнерства «педагог - дошкольник -цифровая программа» посредством русского языка как основного инструмента в осуществлении межкультурной коммуникации.
1. Артурская О. А., Маслячкина Р. В. Создание предметно-пространственной среды посредством использования информационных технологий // Дошкольное образование: опыт, проблемы. Перспективы развития. 2016. № 2. С. 181-184. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26738238_86148660.pdf
2. Голикова Г. А., Вафина А. Х. Ценностный подход в образовании (Человек - Культура - Литература) // Педагогика и просвещение. 2014. № 1. С. 22-29. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.1.12098C.
3. Иванова Н. В. Билингвальное образование дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://science-education.ru/article/view?id=9987 (дата обращения: 09.05.2018).
4. Мылова И. Б. Образовательная среда дошкольника, формируемая с применением компьютерных инструментов // Непрерывное образование. 2015. № 3. С. 38-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26037592 (дата обращения: 09.05.2018).
5. Садыкова Г., Каюмова А. Кросскультурное коллаборативное онлайн-обучение глазами студентов разных языковых общностей: кейс-исследование // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). C. 37-43. DOI: 10. 17223/16095944/67/6
6. Современные электронные образовательные ресурсы для обучения русскому языку как иностранному детей // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика: междунар. конф.: VI Бодуэновские чтения (Казан. федер. ун-т, 18-21 окт. 2017 г.): тр. и матер.: в 2 т. / под общ. ред.: К. Р. Галиуллина, Е. А. Горобец, Д. А. Мартьянова, Г. А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т. 1. 308 с.
7. Шпат Н. Ю., Орлов А. О. Интегративный подход к познавательному и личностному развитию детей-билингвов // Детский сад от А до Я. 2014. № 2. С. 70-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21519089 (дата обращения: 09.05.2018).
8. Meskill C., Mossop J. Technologies use with learners of English as a second language in New York State // Journal of Educational Computing Research. 2000. Vol. 22. № 3. Pp. 265-284.
9. Sadykova G., Gimaletdinova G., Khalitova L., Kayumova A. Integrating mobile technologies into very young second language learners' curriculum. CALL communities and culture - short papers from EUROCALL 2016 (S. Papadima-Sophocleous, L. Bradley, and S. Thouesny, eds.). 2016. pp. 408-412. URL: https://doi.org/10.14705/rpnet.2016.eurocall2016.597 (дата обращения: 09.05.2018).
10. Varlamova M. Y, Bochina T. G, Miftakhova A. N. Interactivity in teaching a foreign language // Journal of Language and Literature. 2016. Vol. 7. Is. 3. Pp. 190-194. DOI: 10.7813/jll.2016/7-3/34
References
1. Arturskaya O. A., Maslyachkina R. V. Sozdanie predmetno-prostranstvennoii sredy posredstvom ispol'zovaniya infor-matsionnykh tekhnologij [Creation of subject-spatial environment through the use of information technology]. Doshkol'noe obra-zovanie: opyt, problemy. Perspekivy razvitiya = Preschool education: experience, problems. Development prospects, 2016, no. 2, pp. 181-184. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_26738238_86148660.pdf (accessed 09.05.2018). (In Russ.).
2. Golikova G. A., Vafina A. Kh. Tsennostnyi podkhod v obrazovanii (Chelovek - Kul'tura - Literatura) [Value-based approach in education (Man - Culture - Literature)]. Pedagogika iprosveshchenie = Pedagogy and Education, 2014, no. 1, pp. 22-29, DOI: 10.7256/2306-434X.2014.1.12098C (In Russ.).
3. Ivanova N. V. Bilingval'noe obrazovanie doshkol'nikov [Bilingual education of preschool children]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2013, no. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9987 (accessed 09.05.2018). (In Russ.).
4. Mylova I. B. Obrazovatel'naya sreda doshkol'nika, formiruemaya s primeneniem komp'yuternykh instrumentov [The learning environment of a preschool child, formed with the use of computer tools]. Nepreryvnoe obrazovanie = Continuing education, 2015, no. 3, pp. 38-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26037592 (accessed 09.05.2018). (In Russ.).
5. Sadykova G., Kayumova A. Krosskul'turnoe kollaborativnoe onlain-obuchenie glazami studentov raznykh yazykovykh obshchnostei: keis-issledovanie [Cross-cultural collaborative online learning: through the eyes of students of different language communities: case study]. Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie = Open and distance education, 2017, no. 3 (67), pp. 37-43. DOI: 10.17223/16095944/67/6 (In Russ.).
6. Sovremennye elektronnye obrazovatel'nye resursy dlya obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu detei [Modern electronic educational resources for teaching children Russian as a foreign language]. I. A. Boduen de Kurtene i mirovaya lingvistika:
mezhdunar. konf.: VIBoduenovskie chteniya (Kazan. feder. un-t, 18-21 okt. 2017g.): tr. i mater.: v 2 t. = I. A. Baudouin de Courte-nay and World Linguistics: International Conference: VI Baudouin Readings (Kazan State Un-ty, Oct. 18-21, 2017): works and mater.: in 2 vol., pod obshch. red. K. R. Galiullina, E. A. Gorobec, D. A. Mart'yanova, G. A. Nikolaeva, Kazan', Izd-vo Kazan. un-ta, 2017, vol. 1, 308 p. (In Russ.).
7. Shpat N. Yu., Orlov A. O. Integrativnyi podkhod k poznavatel'nomu i lichnostnomu razvitiyu detei-bilingvov [Integrative approach to cognitive and personal development of bilingual children]. Detskii sad ot A do YA = Kindergarten from A to Z, 2014, no. 2, pp. 70-77. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21519089 (accessed 09.05.2018). (In Russ.).
8. Meskill C. and J. Mossop, Technologies use with learners of English as a second language in New York State, Journal of Educational Computing Research, 2000, vol. 22, no. 3, pp. 265-284.
9. Sadykova G., Gimaletdinova G., Khalitova L. and Kayumova A. Integrating mobile technologies into very young second language learners' curriculum, CALL communities and culture - short papers from EUROCALL 2016 (S. Papadima-Sophocleous, L. Bradley, and S. Thouesny, eds.). 2016, pp. 408-412. Available at: https://doi.org/10.14705/rpnet.2016.eurocall2016.597 (accessed 09.05.2018).
10. Varlamova M. Y, Bochina T. G, Miftakhova A. N., Interactivity in teaching a foreign language. Journal of Language and Literature, 2016, vol. 7, issue 3, pp. 190-194. DOI: 10.7813/jll.2016/7-3/34
Статья поступила в редакцию 17.05.2018 г.; принята к публикации 16.06.2018 г.
Submitted 17.05.2018; revised 16.06.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All autors have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Вафина А. Х., Садыкова Г. В., Каюмова А. Р. Цифровая образовательная среда в процессе обучения дошкольника русскому языку как неродному // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 20-24. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-20-24
Об авторах
Вафина Алсу Хадиевна, кандидат филологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, ORCID: 0000-0002-6573-7842, г. Казань, [email protected]
Садыкова Гульнара Василевна, кандидат филологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, ORCID: 0000-0003-1868-8336, г. Казань, [email protected]
Каюмова Альбина Рамилевна, кандидат филологических наук, доцент, Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, г. Казань, ORCID: 0000-0001-62313983, [email protected]
Citation for an article:
Vafina A. Kh., Sadykova G. V., Kayumova A. R. Digital learning environment in the process of teaching preschoolers Russian as a second language. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 20-24. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-124-20-24 (In Russ.).
About the authors
Alsu Kh. Vafina, Ph. D. (Philology), Associate Professor, Kazan Federal University, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural communication, ORCID: 0000-0002-6573-7842, Kazan, [email protected]
Gulnara V. Sadykova, Ph. D. (Philology), Associate Professor, Kazan Federal University, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural communication, ORCID: 0000-0003-1868-8336, Kazan, [email protected]
Albina R. Kayumova, Ph. D. (Philology), Associate Professor, Kazan Federal University, Leo Tolstoy Institute of Philology and Intercultural communication, ORCID: 0000-0001-6231-3983, Kazan, alb1980@yandex. ru