Список литературы / References
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.
THE USE OF VARIOUS TYPES OF TEXTS AS A DIDACTIC MATERIAL
IN RUSSIAN LESSONS Jumayeva F.R.1, Khakimova N.Kh.2 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
'.Jumayeva Feruza Ruziyevna - Candidate of pedagogical sciences, associate professor;
2Khakimova Nigina Khusanovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the use of different types of texts in teaching Russian to pupils ofpreschool educational institutions, students of general education schools and higher educational institutions, developed recommendations for educators and teachers. It is very important to pay attention to the grammatical structure of the work chosen for retelling. Complex and long sentences, participle and adverbial sentences, introductory sentences, complex metaphors are not yet available for preschool children.
Keywords: text, artistic text, retelling, didactic material, methodical tool, task.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕКСТОВ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Жумаева Ф.Р.1, Хакимова Н.Х.2 (Республика Узбекистан)
'Жумаева Феруза Рузиевна — кандидат педагогических наук, доцент;
2Хакимова Нигина Хусановна — магистрант, кафедра русского языка и литературы, Навоийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос об использовании разных видов текстов при обучении русскому языку воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ и высших учебных заведений, разработаны рекомендации для воспитателей и учителей. Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры.
Ключевые слова: текст, художественный текст, пересказ, дидактический материал, методическое средство, задание.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Ведущая педагогическая идея - это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
В дошкольных образовательных учреждениях художественные тексты используются при обучении пересказу. Это способствует формированию интереса к книгам, литературным произведениям, воспитывает умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих - новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4-5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:
- доступное, понятное детям содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств;
- небольшой объем.
Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
В общеобразовательных школах на уроках можно использовать в качестве материала разные виды текстов, в том числе отрывки из произведений узбекских писателей, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о наших писателях, их творчестве.
Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. Целесообразно использовать такой материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
Считаем уместным при изучении теоретических сведений о типах предложений и главных членах предложения в качестве дидактического материала использовать отрывки из произведений выдающегося узбекского поэта, гуманиста, мыслителя, государственного деятеля А.Навои. Например, в 8 классе:
Задание 1. Спишите предложения, определите тип предложений: двусоставное или односоставное (если односоставное, определите тип), распространённое или нераспространённое.
Задание 2. Подчеркните главные члены предложений, определите способ выражения сказуемого.
Задание 3. Определите, из какого произведения А.Навои взят этот отрывок. Прокомментируйте эти строки.
На шахские короны и пышные одежды
мне надоело смотреть,
Мне достаточно одного моего простого узбека,
у которого на голове тюбетейка, а на плечах халат. (Поэма «Стена Искандера»)
Отбор и систематизация содержания обучения и дидактического материала - одно из важных условий социально-этического воспитания.
Еигореап Баепсе № 3 (52) ■ 58
Список литературы / References
1. ВалгинаН.С. Теория текста. М., 2003. 280 с.
2. Вострякова С.А. Использование текста как коммуникативной единицы на уроках русского языка в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/ (дата обращения: 08.05.2020).
3. ИпполитоваН.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998. 172 с.
4. Сысова В.А. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития и формирования коммуникативной компетенции учашдхся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/ (дата обращения: 08.05.2020).
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS
LESSONS
Zaynitdinova M.A. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Zaynitdinova Masuda Abdukadirovna - Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT METHODOLOGY OF EXACT AND NATURAL SCIENCES, TASHKENT REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF STATE EDUCATORS,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the application of innovative technologies in mathematics lessons (technology for dialogue of cultures, case technology, technology for the development of critical thinking, technology for integrated learning) in the teaching of mathematics. It describes the structural components of the lesson, identifies the main elements of innovative technologies, defines the types of lesson-dialogs. The article reflects the main methodological and didactic techniques with which the effectiveness of the lessons is provided.
Keywords: technology of dialogue of cultures, integration, cases, communication, competence, pedagogical techniques.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ Зайнитдинова М.А. (Республика Узбекистан)
Зайнитдинова Масуда Абдукадировна - доцент, заведующая кафедрой, кафедра методики точных и естественных наук, Ташкентский областной региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных педагогов, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена применению инновационных технологий на уроках математики (технология диалога культур, кейс - технология, технология развития критического мышления, технология интегрированного обучения) в преподавании математики. В ней описаны структурные компоненты урока, выделены основные элементы инновационных технологий, определены типы уроков-диалогов. В статье отражены основные методические и дидактические приёмы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.
Ключевые слова: технология диалога культур, интеграция, кейсы, коммуникация, компетенция, педагогические техники.
Целью обучения математике является развитие личностного потенциала через реализацию культурологической составляющей математического образования. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью, и средством обучения. Обращение к различным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора обучающихся, делает уроки более содержательными и разнообразными.
Поддержанию интереса обучающихся к предмету и развитию их логического мышления способствуют также связи математики с географией, экологией, литературой, музыкой, искусством. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром.