Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов'

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / SITUATIONS / READING LESSON / DEVELOPMENT OF A STUDENT’S SPEECH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СИТУАЦИИ / УРОК ЧТЕНИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧЕНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадова Дилфуза Журакуловна, Раймова Марфуга Умирзаковна

Данная статья посвящена о проблемы и решение формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.This article is devoted to the problem and the solution to the formation of the communicative competence of younger schoolchildren. Communicative competence does not arise from scratch, it is formed. Situations created during literary reading lessons are aimed at letting a child pass through himself the actions performed by a literary hero, learn to believe, be friends, love, analyze various life situations. Such an approach ensures the development of the student's speech, teaches us to enter into dialogic debates about the reincarnation of literary heroes, and provides an excellent opportunity for the development of monologue speech.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурадова Дилфуза Журакуловна, Раймова Марфуга Умирзаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов»

THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS

PRIMARY SCHOOL Muradova D.Zh.\ Raymova M.U.2 (Republic of Uzbekistan) Email: Muradova452@scientifictext.ru

'Muradova Dilfuza Zhurakulovna - candidate ofpedagogical sciences, Head of the Department, DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGISTS; 2Raymova Marfuga Umirzakovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF METHODOLOGY TEACHING COMPUTER SCIENCE, NAVAL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the problem and the solution to the formation of the communicative competence of younger schoolchildren. Communicative competence does not arise from scratch, it is formed. Situations created during literary reading lessons are aimed at letting a child pass through himself the actions performed by a literary hero, learn to believe, be friends, love, analyze various life situations. Such an approach ensures the development of the student's speech, teaches us to enter into dialogic debates about the reincarnation of literary heroes, and provides an excellent opportunity for the development of monologue speech.

Keywords: communicative competence, junior schoolchildren, situations, reading lesson, development of a student's speech.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Мурадова Д.Ж.1, Раймова М.У.2 (Республика Узбекистан)

'Мурадова ДилфузаЖуракуловна — кандидат педагогический наук, заведующая кафедрой, кафедра общей педагогики и психологии; 2Раймова Марфуга Умирзаковна — старший преподаватель, кафедра методики преподавания информатики, Наваийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена о проблемы и решение формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, младших школьников, ситуации, урок чтения, развитие речи ученика.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах. Это обобщающее свойство культурной личности, включающее в себя коммуникативные

способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового, научного, профессионального, бытового общения. [1]

Поэтому уже в начальной школе основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникативно - компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих: коммуникативная способность; коммуникативное знание; коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учашдхся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной к вам речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов.

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Для создания эмоционально - благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: игровые приёмы; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Еигореап Баепсе № 3 (52) ■ 56

Список литературы / References

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования». г. Ташкент, 6 апреля 2017 г., № 187.

THE USE OF VARIOUS TYPES OF TEXTS AS A DIDACTIC MATERIAL

IN RUSSIAN LESSONS Jumayeva F.R.1, Khakimova N.Kh.2 (Republic of Uzbekistan) Email: Jumayeva452@scientifictext.ru

'.Jumayeva Feruza Ruziyevna - Candidate of pedagogical sciences, associate professor;

2Khakimova Nigina Khusanovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE, NAVOI STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses the use of different types of texts in teaching Russian to pupils ofpreschool educational institutions, students of general education schools and higher educational institutions, developed recommendations for educators and teachers. It is very important to pay attention to the grammatical structure of the work chosen for retelling. Complex and long sentences, participle and adverbial sentences, introductory sentences, complex metaphors are not yet available for preschool children.

Keywords: text, artistic text, retelling, didactic material, methodical tool, task.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕКСТОВ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Жумаева Ф.Р.1, Хакимова Н.Х.2 (Республика Узбекистан)

'Жумаева Феруза Рузиевна — кандидат педагогических наук, доцент;

2Хакимова Нигина Хусановна — магистрант, кафедра русского языка и литературы, Навоийский государственный педагогический институт, г. Наваи, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос об использовании разных видов текстов при обучении русскому языку воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ и высших учебных заведений, разработаны рекомендации для воспитателей и учителей. Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры.

Ключевые слова: текст, художественный текст, пересказ, дидактический материал, методическое средство, задание.

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Ведущая педагогическая идея - это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

В дошкольных образовательных учреждениях художественные тексты используются при обучении пересказу. Это способствует формированию интереса к книгам, литературным произведениям, воспитывает умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.