Список литературы / References
1. ВалгинаН.С. Теория текста. М., 2003. 280 с.
2. Вострякова С.А. Использование текста как коммуникативной единицы на уроках русского языка в школе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/ (дата обращения: 08.05.2020).
3. ИпполитоваН.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М., 1998. 172 с.
4. Сысова В.А. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство развития и формирования коммуникативной компетенции учашдхся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn/ (дата обращения: 08.05.2020).
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MATHEMATICS
LESSONS
Zaynitdinova M.A. (Republic of Uzbekistan) Email: Zaynitdinova452@scientifictext.ru
Zaynitdinova Masuda Abdukadirovna - Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT METHODOLOGY OF EXACT AND NATURAL SCIENCES, TASHKENT REGIONAL CENTER FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF STATE EDUCATORS,
TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the application of innovative technologies in mathematics lessons (technology for dialogue of cultures, case technology, technology for the development of critical thinking, technology for integrated learning) in the teaching of mathematics. It describes the structural components of the lesson, identifies the main elements of innovative technologies, defines the types of lesson-dialogs. The article reflects the main methodological and didactic techniques with which the effectiveness of the lessons is provided.
Keywords: technology of dialogue of cultures, integration, cases, communication, competence, pedagogical techniques.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ Зайнитдинова М.А. (Республика Узбекистан)
Зайнитдинова Масуда Абдукадировна - доцент, заведующая кафедрой, кафедра методики точных и естественных наук, Ташкентский областной региональный центр переподготовки и повышения квалификации государственных педагогов, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена применению инновационных технологий на уроках математики (технология диалога культур, кейс - технология, технология развития критического мышления, технология интегрированного обучения) в преподавании математики. В ней описаны структурные компоненты урока, выделены основные элементы инновационных технологий, определены типы уроков-диалогов. В статье отражены основные методические и дидактические приёмы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.
Ключевые слова: технология диалога культур, интеграция, кейсы, коммуникация, компетенция, педагогические техники.
Целью обучения математике является развитие личностного потенциала через реализацию культурологической составляющей математического образования. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью, и средством обучения. Обращение к различным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора обучающихся, делает уроки более содержательными и разнообразными.
Поддержанию интереса обучающихся к предмету и развитию их логического мышления способствуют также связи математики с географией, экологией, литературой, музыкой, искусством. Это составляет общую картину неразрывности математики с окружающим нас миром.
59 ■ European science № 3 (52)
Для осуществления культурологического подхода необходимы следующие условия:
- наличие в учебном материале заданий культурологической направленности;
- постепенное, планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять, формулировать и самостоятельно находить способы решения не только учебной проблемы, но и общекультурной составляющей задания.
Среди компетентностно-ориентированных технологий выделяют технологии, направленные на:
• развитие субъектности и самостоятельности обучающихся: технология модульного обучения, технология рефлексивного обучения;
• работу с различными источниками информации: информационные технологии, технология критического мышления, технология проблемного обучения, «кейс» технология;
• продуктный подход: игровые технологии, технология организации проектной деятельности. [1]
Исходя из своего опыта преподавания общеобразовательных дисциплин, считаю, что применяемые инновационные технологии обучения необходимо сочетать с технологией диалога культур. Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного образования, заявленные в Законе «Об образовании», а также предполагает развитие коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей обучающихся.
В процессе работы над проблемами урока-диалога можно выделить следующие педагогические техники:
1. «Зеркало».
Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку, учит адекватному восприятию себя и окружающих.
2. «Сословие».
Задача преподавателя, организующего диалог, поставить обучающихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху
3. «Карнавал».
Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь обучающимся стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее.
Применение в обучении математике кейс-технологии позволяет сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе, развивать способность к сотрудничеству, чувство лидерства, сформировать основы деловой этики.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей;
- вариативность - предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора;
- прагматизм в обучении - при работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы;
- самоменеджмент, то есть умение работать с информацией;
- успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.
В заключении хочу отметить, что применение инновационных технологий на уроках математики в сочетании с диалогом культур позволяет широко использовать принципы проблемного обучения, приобретать новые знания и практические навыки, помогает обучающимся вырабатывать навыки работы в команде, обобщения информации, выстраивать логические схемы решения проблемы, видеть возникающие проблемы и находить рациональные пути их решения, быть коммуникабельными, работать над развитием интеллекта и культурного уровня.
Список литературы / References
1. Akramova G.R. Modem approaches to the development of critical thinking of students. European
Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Vol 7 (10). [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2019/09/ (дата обращения:
18.05.2020).
European science № 3 (52) ■ 60