Научная статья на тему 'Цифровые права человека: теоретические и практические проблемы'

Цифровые права человека: теоретические и практические проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1557
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / LEGAL POLICY / LEGAL REGULATION / DIGITAL RIGHTS / PROBLEMS OF IMPLEMENTATION / LEGISLATIVE PROPOSALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жемеров Владислав Владимирович

В общей теории информационного права еще существуют плохо разработанные или вовсе неразработанные проблемы. Одна из них - проблема так называемых информационных (цифровых) прав. Данная статья дает дефиницию цифровых прав, указывает их место в поколениях прав человека, обозначает основные цифровые права, их особенности и отличия от цифровых форм реализации иных видов прав, а также основные проблемы их реализации в России и предлагает изменения в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL HUMAN RIGHTS: THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS

In the General theory of information law there are still poorly developed or undeveloped problems. One of them is the problem of so-called information (digital) rights. This article gives a definition of digital rights, points out their place in the generations of human rights refers to basic digital rights, their peculiarities and differences from digital forms of exercising other types of rights, and the main problems of their realization in Russia and proposes changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Цифровые права человека: теоретические и практические проблемы»

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

УДК 340.1

Жемеров Владислав Владимирович Российский государственный университет правосудия

Северо-Западный филиал Россия, Санкт-Петербург vlvlzhemerov@gmail. com

Zhemerov Vladislav Vladimirovich Russian State University of Justice North-West branch

Russia, Saint-Petersburg

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Аннотация: в общей теории информационного права еще существуют плохо разработанные или вовсе неразработанные проблемы. Одна из них - проблема так называемых информационных (цифровых) прав. Данная статья дает дефиницию цифровых прав, указывает их место в поколениях прав человека, обозначает основные цифровые права, их особенности и отличия от цифровых форм реализации иных видов прав, а также основные проблемы их реализации в России и предлагает изменения в законодательстве.

Ключевые слова: правовая политика, правовое регулирование, цифровые права, проблемы реализации, законодательные предложения.

DIGITAL HUMAN RIGHTS: THEORETICAL AND PRACTICAL

PROBLEMS

Annotation: in the General theory of information law there are still poorly developed or undeveloped problems. One of them is the problem of so-called information (digital) rights. This article gives a definition of digital rights, points out their place in the generations of human rights refers to basic digital rights, their peculiarities and

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

differences from digital forms of exercising other types of rights, and the main

problems of their realization in Russia and proposes changes in legislation.

Key words: legal policy, legal regulation, digital rights, problems of implementation,

legislative proposals.

В современных общественных отношениях важное место занимает такая составляющая нашей действительности, как информация. Она влияет на все сферы жизни общества и порождает изменения в морально-нравственной и культурно-ценностной ориентации самого социума. Современные ученные называют современное общество информационным, т. к. информация стала общедоступной, и является инструментом влияния на отношения между людьми [3, c. 34]. Информация получила широкое распространение благодаря цифровым технологиям, которые существенно упростили ее поиск, сбор и анализ. Мы постоянно общаемся и взаимодействуем в информационном поле, причем не только друг с другом, но и с государственными органами, общественными структурами и т. п. Так, например, Правительство Российской Федерации заявило курс на цифровизацию экономики и других сфер жизни общества, что позволит вывести существующие правовые связи на другой уровень юридической коммуникации.

Информационное право, как наука и самостоятельная отрасль (или подотрасль) права уже стало реальностью. Вместе с тем, в общей теории информационного права еще существуют плохо разработанные или вовсе неразработанные проблемы. Одна из них - проблема так называемых информационных (цифровых) прав [4].

Действительно, у всех на слуху личные, социально-экономические, политические права граждан, но о цифровых правах практически нигде не упоминается. Отсутствие диссертационных работ на данную тему и постоянное упоминание среди заслуженных правоведов о цифровых правах в российском праве позволяет сделать вывод об актуальности данного исследования. Для

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

того, чтобы понять сущность цифровых прав, необходимо ответить на

следующий вопрос: существуют ли они как самостоятельная реальность или же нет? С моей точки зрения на этот вопрос нужно ответить положительно.

Для начала необходимо все-таки определиться, что такое цифровые права, и выявить их отличительные особенности от личных, политических и других прав.

Итак, цифровые права - это особая разновидность субъективных прав, выраженных в возможности субъекта иметь доступ к информации, электронным устройствам и коммуникационным сетям и совершать различные действия с ними.

В связи с бурным развитием цифровых технологий и информационного общества возникли абсолютно новые, ранее не существовавшие, правоотношения, которые нормативно не урегулированы на данный момент. Эти правоотношения возникли в начале XXI века, и, следовательно, относятся к IV поколению прав человека [2, а 48].

Основными свойствами цифровых прав, которые отличают их от других видов субъективных прав, выступают:

1. Объектом данных прав является информация;

2. Информация представлена в специальной цифровой форме;

3. Цифровые права реализуются посредством использования цифровых технологий;

4. Цифровые права принадлежат только участникам цифрового общения. Для понимания особенностей цифровых прав, важно понять их отличие

от цифровой формы реализации иных прав (политических, экономических, социальных и др.). Дело в том, что многие субъективные права могут быть реализованы при помощи цифровых технологий. К примеру, право на обращение гражданина в государственный орган является политическим правом, и оно может быть выражено в цифровой форме путем подачи обращения через официальный сайт государственного органа или портала

Российская юстиция в XXI веке:

реалии, проблемы, перспективы

«Госуслуги» в цифровом виде (электронный бланк).

Однако данное обращение не будет являться выражением цифровых прав, так как существует возможность подачи данного обращения в материальной форме на носителе (например, бумажное заявление). Цифровые права отличаются тем, что они существуют исключительно в цифровом пространстве, реализуются с использованием лишь цифровых технологий и не могут быть выражены материально, так как объект данных прав - информация обладает таким качеством, как неизмеримость, то есть к ней нельзя применить известные физические методы и величины. Она может обладать материальной формой в виде файла на компьютере, который можно измерить, но он является лишь выражением информации в цифровом мире.

Основной объем цифровых прав упоминается в международных и российских нормативно-правовых актах:

1. Право на доступ и использование телекоммуникационной сети - ст. 7 Окинавской хартии Глобального информационного общества (далее - ОХГИО)

2. Право на цифровые технологии и искусственный интеллект (технология блокчейн, интернет вещей, облачные сервисы, дополнительная реальность и т.д.) - ст. 5 ОХГИО;

3. Право на создание, публикацию и защиту цифровых произведений [5];

4. Право на предоставление цифровых услуг (цифровая мобильная связь и т.д.) - ст. 7 ОХГИО;

5. Право на использование цифровых услуг - ст. 7 ОХГИО;

6. Право на обмен информацией, свободное общение, и выражение мнения в коммуникационных сетях - ст. 3 ОХГИО;

7. Право на конфиденциальность, анонимность персональной информации.

Проведя анализ международного и российского законодательства, можно выявить следующие существующие проблемы, связанные с юридическим

[1];

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

закреплением и реализацией цифровых прав в современном Российском

государстве:

1. Отсутствие законодательного определения цифровых прав.

На данный момент большинство специальных нормативно-правовых актов содержат словосочетание «цифровые права», но в них отсутствует нормативное определение данного термина. Российский законодатель попытался урегулировать цифровые правоотношения в Законопроекте № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», где впервые дал определение цифровых прав, введя специальную стать 141.1 «Цифровые права», и отнеся их к объектам гражданских правоотношений в статье 128 ГК РФ.

Данное законодательное предложение мыслится позитивно, поскольку оно даст возможность сформировать у субъектов юридической практики, лучшее понимание сущности и содержание цифровых прав. Анализируя данный законопроект, можно увидеть отсутствие точного определения цифровых прав. Законодатель в данном случае предлагает нам достаточно абстрактную дефиницию, смысл которой размыт. Нам представляется причиной данного недочета гражданско-правовой профиль предлагаемой нормы, который не позволяет применить данное определение в других отраслях права. Необходимо разработать точную дефиницию, которая бы могла использоваться в межотраслевой правовой коммуникации, и закрепить её в отдельной главе информационного кодекса или другом новом нормативно -правовом акте. Данное решение позволило бы вывести цифровые права на более высокий межотраслевой уровень и определить место в российском законодательстве, а также дало бы понимание юристам о природе и сути цифровых прав;

2. Отсутствие системной законодательной регламентации цифровых прав, механизмов их практической реализации и юридической защиты.

Российский законодатель непоследовательно отражает нормы о

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

цифровых правах, разбрасывая их по разным нормативно-правовым актам.

Цифровые права упоминаются в них в связи с регулированием других вопросов. Наглядным примером данного упоминания является действующий нормативно-правовой акт - Модельный Информационный кодекс для государств-участников СНГ от 3 апреля 2008 г. № 30-6. Самым важным в данном законе является Раздел IV, а именно «Правовой режим информации», который закрепляет установленный законодательством порядок создания, распространения, использования, хранения и уничтожения (утилизации) информации, а также порядок отнесения информации к категории информации с ограниченным доступом (статья 47). Данный кодекс законодательно определяет правовой статус информации, а значит, регулирует и цифровые права, объектом которых является информация.

Известные правоведы под руководством д. ю. н. И. Л. Бачило разработали и представили Концепцию Информационного кодекса РФ в 2014 году. Данная разработка давала полную характеристику действующего законодательства в области информационного права, определяла статус информации и механизм правового регулирования информационных отношений. В завершении Концепции правоведы выделяют и предлагают законодательно определить данные правоотношения, так как уже сложились две предметно-содержательные области применения норм информационного права (нормативное регулирование способов правового информационного решения задач договоров (использование электронного документооборота, формирование информационного ресурса и т. д.) и взаимодействие государств, обеспечивающих обязательства международного сотрудничества (экономические, социальные, политические и т. д.). То есть юристы добавляют к аргументам об актуальности уже сложившиеся отношения в различных сферах жизни общества, которые уже фактически сложились.

Модельный Информационный кодекс 2008 года и проект Информационного кодекса РФ являются перспективными и могут изменить в

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

целом подход к данной правовой отрасли. Однако они не содержат нормы,

закрепляющие или упоминающие цифровые права. Вследствие этого, мы считаем необходимым внести в Модельный Информационный кодекс и проект Информационного кодекса статью, содержащую отсылку к специальному нормативно-правовому акту, или раздел, который бы являлся основным источником цифровых прав для других отраслей российского права;

3. Отсутствие юридических механизмов реализации и защиты фактически существующих цифровых отношений и связанных с ними возможностей субъектов.

Многие сложившиеся по факту в современном российском обществе институты, отношения и процессы находятся, по сути, «вне закона». С юридической точки зрения они не существуют. Например, финансовые операции с криптовалютой до сих пор не имеют правового статуса и сами криптовалюты не признаются платежными средствами. Этот и другие пробелы в российском законодательстве вынуждены заполнять не законодатели, а правоприменители. Так, в мае 2018 года 10-й арбитражный апелляционный суд принял решение по делу № А40-124668/2017, в котором впервые в судебной практике квалифицировал криптовалюту как имущество. Данный факт дает возможность говорить о том, что сложившиеся цифровые правоотношения необходимо законодательно закрепить.

Так, Министерство финансов Российской Федерации подготовило Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», который уже принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания в 2018 году. Данный Законопроект дополняет, ранее упомянутый Законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», в сфере признания и регулирования криптовалюты, как легальной финансовой единицы денежного оборота. На данный факт и ссылается 10-й арбитражный апелляционный суд. Криптовалюта в Законопроекте Министерства финансов РФ определяется как нематериальный

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

объект, а значит, относится к иному имуществу по классификации

гражданского права. Также в Законопроекте раскрывается сущность и содержание криптовалюты, а также содержатся нормы, которые регулируют операции с ней через призму гражданских правоотношений.

Подобные будущие изменения в российском законодательстве обусловлены быстрым развитием фактически сложившихся криптовалютных отношений в других государствах. Данная тенденция оценивается положительно, так как нормативное закрепление механизмов регулирования данных отношений позволит контролировать оборот цифровых финансовых активов и создаст возможность совершать новые легальные экономические операции на международном уровне. Только своевременная реакция на сложившиеся реалии, позволит разработать актуальный и жизнеспособный нормативно-правовой акт, который позволит открыть дополнительные финансовые и правовые возможности для субъектов гражданских правоотношений;

4. Особенности природы цифровых прав, их «нематериальный характер» создает трудности с привлечением к юридической ответственности за их нарушение.

Традиционные механизмы юридической ответственности, предусмотренные действующим российским законодательством, зачастую не срабатывают в случаях, когда речь идет о необходимости защиты нарушенных цифровых прав.

Исполнительные органы, в лице ОВД, в соответствии с современным законодательством, не имеют оснований для привлечения к ответственности, так как отсутствует конкретный объект преступления или правонарушения. Например, у истца в собственности находился криптокошелек, содержащий криптовалюту. «Истец перевел криптовалюту на кошелек «онлайн-обменника», с целью обмена криптовалюты на рубли по указанному на сайте «онлайн-обменника» курсу. Однако сумма была переведена не в полном объеме. Истец

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

обратился в судебный орган за защитой своих нарушенных прав, но суд в иске

отказал». Данный пример не является единичным в силу отсутствия нормативно-правовой базы для регулирования подобных криптовалютных отношений (регулирование интернет-площадок, криптобирж, переводы биткоина и т. д.).

Решением данного пробела будет качественная разработка и принятие специального закона с поправками в другие действующие нормативно-правовые акты, который бы определил сущность, статус, круг субъектов и возможные разрешенные варианты их поведения в правоотношениях с криптовалютой и ее производными;

5. Отсутствие точной идентификации субъекта цифровых прав (анонимность, конфиденциальность).

В современном цифровом общении между субъектами прослеживается отсутствие должного контроля со стороны государственных органов. Подобное чувство свободы наделяет участников чрезмерной свободой действия и выражения мнений, которое находит свое проявление в недобросовестном поведении по отношению к другим участникам цифровых прав. Использование специальных средств, которые позволяют производить действия в сети под маской инкогнито, приводит к тому, что установить личность, которая использует цифровые технологии, становится практически невозможно.

Решением сложившейся ситуации будет реализация комплексных мер с целью уменьшения проявления негативных качеств поведения субъекта цифрового общения. Наделение субъектов специальным кодом идентификации при заключении договора с компанией, предоставляющей цифровую услугу в виде подключения к сети Интернет, позволит человеку одновременно находиться под маской инкогнито во время общения, но в то же время, позволит быстро найти нарушителя цифровых прав специальным контролирующим органам. Также возможно введение процедуры верификации с ограничительными мерами по отношению к субъектам, которые

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

отказываются предоставлять свои данные интернет-провайдеру. Примером

такого ограничения выступает невозможность перевода финансовых активов в виде денег, криптовалюты и т. д., без введения персональных данных пользователя услуги.

Необходимым условием будет совершенствование работы контролирующих органов таких, как Роскомнадзор. Их деятельность должна быть оперативной и законной. Обязательным условием их деятельности является совмещение своевременного исключения из общественного доступа противоправных проявлений активности участников интернет-коммуникации и не предотвращение ущемления прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Также возникает необходимость в количественной и качественной подготовке кадров, которые бы специализировались в борьбе с правонарушениями в цифровой среде. Данные меры не искоренят существующие проблемы, но они позволят контролировать поведение участников цифровых правоотношений.

Данные тенденции позволяют сделать вывод, что цифровые отношения в будущем станут неотъемлемой частью общественных отношений, и Российская Федерация заинтересована в создании благоприятных условий для реализации своей обязанности в создании информационного общества.

На наш взгляд, в современной России назревает потребность в правовом закреплении цифровых прав в отдельном федеральном законе или отраслевом кодексе. К примеру, внесение в Информационный кодекс РФ отдельной главы, которая бы полностью могла регламентировать цифровые правоотношения, могло бы позволить правоведам понять их сущность и создать механизмы правового регулирования данной коммуникации. Также необходимо вести дальнейшее изучение и совершенствование нормативно-правовой базы, которая затрагивает цифровые права. Это позволит создать благоприятные условия для развития цифровых прав и отражения их в других отраслях права.

Российская юстиция в XXI веке:_

реалии, проблемы, перспективы

Список литературы:

1. Окинавская хартия Глобального информационного общества // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=8382#0076237 42668632194 (дата обращения: 21.01.2019).

2. Азаров А. Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека. 2003. С.48.

3. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт. 2014. С. 34.

4. Зорькин В. Д. Право в цифровом мире // Российская газета -Столичный выпуск № 7578 (115) // URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (дата обращения: 21.01.2019).

5. Digital freedom: the case for civil liberties on the Net, BBC News (4 марта 1999) // URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/special_report/1998/encryption/58154.stm (дата обращения 21.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.